Научная статья на тему 'Проблема привлечения индивидуальных инвесторов на рынок ценных бумаг'

Проблема привлечения индивидуальных инвесторов на рынок ценных бумаг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
781
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема привлечения индивидуальных инвесторов на рынок ценных бумаг»

и т.д.

Далее, в зависимости от поставленной задачи исследования, выполняется расчет соответствующих обобщающих показателей, характеризующих динамику или вариацию структуры компонентов системы или строятся ряды обобщающих показателей, для выявления основной тенденции, оценки существенности взаимосвязей или сопоставления динамики изменения структуры различных компонентов системы. Список использованной литературы:

1. Красильников О. Ю. Структурные сдвиги в экономике / О.Ю. Красильников. Саратов : Изд-во Саратовского унта, 2001. 164с.

2.Казинец Л.С. Темпы роста и структурные сдвиги в экономике (показатели планирования и анализа) / Л.С. Казинец.- М.: Экономика, 1981. 184 с.

3. Перстнёва Н.П. Методология статистического исследования структурно-динамических изменений (на примере экономики Самарской области): дис. ... канд.экон.наук.- Самара, 2003. 141 с.

4. Агапова Т.Н. Статистические методы изучения структуры: дис. ... д-ра экон. наук.-СПб., 1996. 215 с.

5. Елисеева И.И. и др. Статистика: учебник. / И.И. Елисеева, А.В. Изотов, Е.Б. Капралова [и др.]; под ред. И.И. Елисеевой-М.: КНОРУС, 2006. 552 с.

6. Региональная статистика: учебник / Под ред. проф. В.М. Рябцева, засл. экон. РФ Г.И. Чудилина.- М., 2001. 380с. 7.Энциклопедия статистических терминов. Методологические основы статистики: научно-справочное издание / М.: Федеральная служба государственной статистики, 2013.

8.Сухарев О.С. Управление структурными изменениями экономики: монография // О.С. Сухарев, С.А. Логвинов.-М.: КУРС: ИНФРА-М, 2014. 368с.

9.Меньшиков С.М. Длинные волны в экономике: монография / С.М. Меньшиков, Л.А. Клименко . - М.: Международные отношения, 1989. 272 с.

© Т.Ю. Ковалева, 2015

УДК 336.7

Л.А. Куликова

Студент, факультет Экономики и Финансов Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»

Г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

ПРОБЛЕМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ИНВЕСТОРОВ НА РЫНОК ЦЕННЫХ

БУМАГ

Аннотация

Для преодоления перекосов в развитии отечественного рынка ценных бумаг, снижения его спекулятивного характера и, как следствие, повышения стабильности нужно в массовом порядке привлечь на рынок индивидуальных инвесторов.

Ключевые слова

Инвестиции, индивидуальные инвесторы, капитализация, рынок ценных бумаг, фондовый рынок,

ценные бумаги

Фондовый рынок в странах с развитой экономикой является инструментом привлечения инвестиций и призван способствовать увеличению капитализации (стоимости) компаний. Во-первых, он оказывает содействие долгосрочному размещению денежных средств, целью чего является получение дохода, во-вторых, выступает инструментом получения спекулятивного дохода. На фондовых рынках США и Европы высока активность частных инвесторов, т.е. населения, для которых это способ размещения денежных средств с обеспечением высокой доходности.

Массовый инвестор приходит на рынок по трем причинам: наличие доходов у домохозяйств, передовых технологий у посредников и политической воли государства.

Российский фондовый рынок в настоящее время бурно развивается, растет количество розничных инвесторов, финансовых посредников, однако пока этот рост во многом зависит от спекулятивных настроений, он характеризуется высокой зависимостью от иностранного капитала. Активность населения остается низкой.

В Россию сейчас пришли нефтяные деньги, то есть ускорители, которые повышают ликвидность (или объем свободных денежных средств). Теперь задача государственной воли состоит в том, чтобы эту ликвидность направить на развитие экономики, фондового рынка России.

Выделим основные причины, тормозящие развитие российского фондового рынка.

Первая причина - схожесть продуктов, предлагаемых российскими инвестиционными фондами. Остаются немногочисленными попытки разработки эксклюзивных продуктов, а соответственно не происходит усиление конкурентной борьбы за частного инвестора. Такое поведение компаний-брокеров не способствует привлечению массового инвестора на фондовый рынок.

Вторая причина - в России отсутствует институт независимых инвестиционных консультантов. А ведь именно они в странах с более развитой экономикой способствуют продвижению инвестиционных продуктов (так в США более 50% продаж таких продуктов идут через инвестиционных консультантов). Другими словами, на нашем рынке есть больной (в лице инвестора), есть аптекарь (в лице брокера), но нет доктора. Больной идет напрямую к аптекарю, и аптекарь дает ему то, что имеет, а не то, что посоветовал бы доктор

Третья причина - потребность в создании центральной инфраструктурной организации. Это централизованный электронный документооборот для проведения расчетных операций между брокером и управляющим. Благодаря целенаправленному развитию технологий в 1981 году в США брокерский дом «Чарльз Шваб» впервые предложил клиентам «паевой супермаркет». Суть продукта в том, что с одного счета можно купить паи разных фондов, включая фонды конкурентов. Это порог, через который большинство российских брокерских компаний сегодня перейти не могут.

Для преодоления вышеизложенных причин фондовый рынок должен выполнять следующие задачи:

1. Собрать свободные средства и направить их на развитие наиболее перспективных отраслей и компаний. Эта задача не решалась по той простой причине, что объемы первичного размещения ценных бумаг (IPO) были близки к нулю, и население в этот рынок никак не было включено. Новации способствовали пониманию того, что наиболее эффективный путь - это размещение акций не только на внутреннем рынке страны, но и выход на международные торговые площадки.

Вторая задача - вовлечение на рынок населения. Население пока рассматривает фондовый рынок как спекулятивный, место, где можно быстро заработать много денег.

Третья задача - обучение широких масс населения инвестиционной грамотности. Общественная программа повышения грамотности населения по вопросам финансирования временно свободных денежных средств, требует значительных вложений и больших усилий. Масштабные задачи требуют постановки и решения на государственном уровне.

Таким образом, для преодоления перекосов в развитии отечественного рынка ценных бумаг, снижения его спекулятивного характера и, как следствие, повышения стабильности нужно в массовом порядке привлечь на рынок индивидуальных инвесторов. Для этой цели необходимо осуществление государственной политики поддержки фондового рынка, в том числе направленной на информирование, обучение широких масс населения инвестиционной грамотности, создание института независимых инвестиционных консультантов, упрощение доступа частного инвестора к инвестиционным продуктам путем создания централизованного электронного документооборота.

©Л.А. Куликова

УДК 004.05 + 001.895

С.Н.Ларин

к.т.н., старший научный сотрудник ФГБУН Центральный экономико-математический институт РАН,

г. Москва, Российская Федерация Е.В.Жилякова к.э.н., советник Российский гуманитарный научный фонд, г. Москва, Российская Федерация

МЕТОДЫ, СОСТАВ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ

Аннотация

В статье обоснованы подходы к выбору методов, определен состав показателей и представлен алгоритм проведения экспертизы качества разработки инновационных программных продуктов (ИПП). Дано уточненное определение понятия «экспертиза» применительно к оценке ИПП и определены ее основные цели. Раскрыта сущность методов и математического инструментария, применяемых для экспертной оценки качества ИПП. Предложен состав показателей и критериев для формирования системы экспертной интегральной оценки качества ИПП. Результаты исследования представляют интерес как для разработчиков, так и для пользователей ИПП, практикующих их применение для решения вопросов управления производственно-хозяйственной деятельностью.

Ключевые слова

Инновации, информатизация, автоматизация, производственно-хозяйственная деятельность, инновационный программный продукт, экспертиза, качество, методы, система показателей, интегральная оценка.

Стремительный рост числа разработанных инновационных программных продуктов (ИПП) и их применение для решения вопросов управления и автоматизации производственно-хозяйственной деятельности на многих предприятиях вызывает необходимость проведения экспертной оценки качества их разработки. Основная цель процедуры экспертной оценки качества заключается в определении пригодности разработанных ИПП к использованию в целях принятия соответствующих решений по управлению процессом производства продукции (оказания услуг). Уточним формулировку понятия «экспертиза» применительно к случаю, когда предметом экспертной оценки качества становится ИПП. Она может быть представлена следующим образом: экспертиза ИПП - комплексная целенаправленная информационно-аналитическая деятельность группы экспертов по оценке полноты содержания и качества программного обеспечения (ПО) и информационного наполнения, методических приемов структурирования и представления информации, используемых технологий ее обработки, дизайна и соответствия требованиям эргономики, а также технологичности применения ИПП для решения задач управления в конкретной предметной области (сфере) производственно-хозяйственной деятельности [3].

Опираясь на данное определение, можно детализировать основные цели экспертной оценки качества ИПП на ряд составляющих, а именно:

1) определение значений качественных характеристик ИПП, оценка эффективности и удобства его практического использования;

2) обеспечение защиты и сохранности информации размещенной в ИПП независимо от числа его пользователей;

3) определение возможностей ИПП для генерирования объемов информации и обеспечение оперативного доступа к ним для всех пользователей;

4) определение возможностей ИПП по совершенствованию форм и методов коммуникации органов управления и пользователей ИПП;

5) определение возможностей ИПП для постоянного совершенствования отдельных модулей или версий конкретного продукта;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.