Научная статья на тему 'Проблема приоритета экономического мотива при выборе профессии'

Проблема приоритета экономического мотива при выборе профессии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
285
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОР ПРОФЕССИИ / CHOICE OF PROFESSION / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МОТИВ / ECONOMIC MOTIVE / ПРИЗВАНИЕ / ПОЛЬЗА ДЛЯ ОБЩЕСТВА / GOOD FOR SOCIETY / ГЛАВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / VOCATION / KEY MILESTONES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ганеева А.А., Гапсаламов А.Р.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме неправильной расстановки человеком приоритетов в процессе профориентации, при котором главным мотивом в выборе профессии для человека выступают материальные ценности человека. Данное явления приводит к тому, что единственной целью работы человека становится возможность большого заработка, а выбранная профессия не приносит удовольствия, а поэтому человек не может реализовать себя как хороший и ценный специалист. В статье предпринята попытка раскрыть причины данной тенденции. Целью данной научной статьи является выявить наиболее важные ориентиры, необходимые в выборе своей профессии. Автором были изучены труды известных мыслителей по данной проблеме. Статья раскрывает содержание понятия «профессия». Обосновывается мысль, что профессия человека должна стать его призванием. Результаты данного исследования могут быть интересны психологам, а также всем тем, кому интересна деятельность по профориентации человека. В статье излагаются мнения известных философов, а также мнение основоположника марксизма, Карла Маркса. Большое внимание уделено работе Э.Фромма, в которой представлено толкование идей Карла Маркса, который видел главным мотивом человеческой деятельности вовсе не материальные ценности. Результатом исследования стал обобщенный опыт мыслителей на проблему выбора профессии, а также собственные взгляды автора на данную проблему. Решением поставленной задачи стало выявление главных критериев в выборе профессии: полезность для общества, удовольствие от своей профессиональной деятельности, возможность совершенствования себя и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article are dedicated to actual problem on today: wrong ranking by person of priorities in the process of career guidance, when tangibles are appeared the main motive in choice of profession for person. This phenomenon result in single aim of persons works become the possibility of the large earnings, and chosen profession doesn't bring the pleasure, and therefore the person cant realize itself as good and estimable specialist. Attempts are made to analyze the reasons of this trend. The aim of this article is to detect the most important milestones, which necessary in the choice profession. The works of known thinkers on this problem was explored by author. The article reveals the contents of concept «profession». There are substantiated the thought, that profession of person must become his vocation. The results of this investigation may be interest to psychologists, and also all them, who interest in working of career guidance of human. It is analyzed opinion of known philosophers and of founder of Marxism Karl Marx. Considerable attention is drawn to work of E. Fromm, in which presented interpretation of ideas of Karl Marx, who didn't see main motive of persons in tangibles. The result of investigation became generalized experience of thinkers, and also own views of author. Conclusions are drawn, that key milestones in choice of profession must be: good for society, enjoyment of their professional activities, possibility of improvement of self and society.

Текст научной работы на тему «Проблема приоритета экономического мотива при выборе профессии»

УДК 33

ПРОБЛЕМА ПРИОРИТЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО МОТИВА

ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

А.А. Ганеева, А.Р. Гапсаламов Елабужский институт Казанского Федерального (Приволжского)

университета

Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме неправильной расстановки человеком приоритетов в процессе профориентации, при котором главным мотивом в выборе профессии для человека выступают материальные ценности человека. Данное явления приводит к тому, что единственной целью работы человека становится возможность большого заработка, а выбранная профессия не приносит удовольствия, а поэтому человек не может реализовать себя как хороший и ценный специалист. В статье предпринята попытка раскрыть причины данной тенденции. Целью данной научной статьи является выявить наиболее важные ориентиры, необходимые в выборе своей профессии. Автором были изучены труды известных мыслителей по данной проблеме. Статья раскрывает содержание понятия «профессия». Обосновывается мысль, что профессия человека должна стать его призванием. Результаты данного исследования могут быть интересны психологам, а также всем тем, кому интересна деятельность по профориентации человека. В статье излагаются мнения известных философов, а также мнение основоположника марксизма, Карла Маркса. Большое внимание уделено работе Э.Фромма, в которой представлено толкование идей Карла Маркса, который видел главным мотивом человеческой деятельности вовсе не материальные ценности. Результатом исследования стал обобщенный опыт мыслителей на проблему выбора профессии, а также собственные взгляды автора на данную проблему. Решением поставленной задачи стало выявление главных критериев в выборе профессии: полезность для общества, удовольствие от своей профессиональной деятельности, возможность совершенствования себя и общества.

Ключевые слова: выбор профессии, экономический мотив, призвание, польза для общества, главные ориентиры

The problem of priority economic motive in choice of profession

Ganeeva A.A., Gapsalamov A. R., Elabuga Institute of Kazan Federal (Volga) University

Abstract: The article are dedicated to actual problem on today: wrong ranking by person of priorities in the process of career guidance, when tangibles are appeared the main motive in choice of profession for person. This phenomenon result in single aim of persons works become the possibility of the large earnings, and chosen profession doesn't bring the pleasure, and

therefore the person cant realize itself as good and estimable specialist. Attempts are made to analyze the reasons of this trend. The aim of this article is to detect the most important milestones, which necessary in the choice profession. The works of known thinkers on this problem was explored by author. The article reveals the contents of concept «profession». There are substantiated the thought, that profession of person must become his vocation. The results of this investigation may be interest to psychologists, and also all them, who interest in working of career guidance of human. It is analyzed opinion of known philosophers and of founder of Marxism Karl Marx. Considerable attention is drawn to work of E. Fromm, in which presented interpretation of ideas of Karl Marx, who didn't see main motive of persons in tangibles. The result of investigation became generalized experience of thinkers, and also own views of author. Conclusions are drawn, that key milestones in choice of profession must be: good for society, enjoyment of their professional activities, possibility of improvement of self and society.

Keywords: choice of profession, economic motive, vocation, good for society, key milestones

В современном обществе актуальна проблема профориентации человека. Общество развивается, изменения касаются всех сфер общественной жизни. С переходом России к смешанной экономике с соответствующей рыночной инфраструктурой связано появление огромного количества новых и разнообразных профессий. Это не единственная причина данного явления, однако, она является одной из основных. Мотивы к выбору той или иной профессии оказываются самыми разнообразными. Одним из мотивов, побуждающих человека выбрать ту или иную профессию, является экономический интерес, продвижения по службе, возможность большого заработка. Поэтому у человека пропадает интерес к тем профессиям, которые не обеспечат в дальнейшем удовлетворение данных его потребностей. Из чего следует снижение в обществе престижа таких профессий среди населения. Данная тенденция связана с тем, что развивается экономика, а также связанные с ней экономические отношения. Главная цель производственных отношений - извлечение прибыли, максимальной денежной выгоды. Людьми преследуются те же мотивы, что пагубно влияет не только на человека, но и на общество в целом. Человек не получает удовольствия от своей работы, единственная цель его пребывания на работе - получение ежемесячной оплаты его труда. Страдает от такой ситуации и общество: человек не реализует себя как личность, не может принести максимальную пользу своими действиями обществу. Люди, реализовавшие себя в тех направлениях, в которых им было интересно, навсегда остались в памяти человечества. Великие писатели всех времен, великие ученые, изобретатели, художники и т.д. Это люди, которые нашли свое призвание и внесли огромный вклад в развитие общества. Были и те, которые реализовали себя сразу в нескольких областях, и тоже имели успех, но во всех сферах их деятельности присутствовал интерес к тому, что они делают, например, Ломоносов. Экономические потребности играют большую роль в жизни человека, они не чужды человеку, и поэтому важно

их удовлетворение, однако в то же время профессия должна стать призванием человека, где он мог бы себя реализовать. Поэтому данной проблеме должно выделяться особое внимание.

Задачей данной научной статьи было выявить главные мотивы, которыми должны руководствоваться люди при выборе профессии. Для исследования данной проблемы мною были изучены материалы по экономике труда, работы некоторых философов, а также труды известного экономиста и философа Карла Маркса. Согласно экономической теории, носителем трудовых отношений в обществе является работающая часть населения, которые именуются «трудовыми ресурсами» - частью населения, обладающими физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности. В зависимости от возраста все население может быть разделено на 3 группы:1) лица моложе трудоспособного возраста (до 15 лет включительно), 2) лица в трудоспособном возрасте (женщины-от 16 до 54 лет, мужчины-от16 до 59 лет включительно),3)лица нетрудоспособного возраста, т.е. пенсионного возраста[1,20 с.]. Экономически активно население - часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг[1,21с.]. Рынок труда - система общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы с ее куплей-продажей. Ценой рабочей силы является заработная пла-та[1,23 с.]. В рыночных отношениях две стороны: одна из них ищет подходящую работу (продавцы), а вторая (покупатели)- готова «купить» их рабочую силу, предоставив определенную плату в виде заработной платы[1,24 е.]. Люди, ищущие работу, хотят наиболее выгодным образом продать свою рабочую силу, что выражается в виде заработной платы, которую готов им предоставить работодатель. Та же тенденция проявляется в выборе профессии, когда в процессе профориентации важным мотивом к выбору той или иной профессии является возможность карьерного роста и большого заработка. Следует сказать, что на появление данной тенденции есть воздействие экономики и экономического развития. Мы живем в обществе, и, безусловно, подпадаем под воздействие множества внешних факторов. Один из этих факторов - рыночные отношения, которые имеют влияние на формирование нашего мнения. Современный рынок предполагает, что основная цель нашей трудовой деятельности - получение вознаграждения за выполненную работу, ежемесячное вознаграждение за трудовую деятельность работника. Поэтому, главным образом, многие люди не любят свою работу. Такие работники все время находятся в ожидании окончания рабочего дня, праздничных и выходных дней, а также в ожидании единственной радости от своей деятельности -вознаграждения в конце месяца. В нашем обществе существует неправильное понимание слова «работа». Для многих это обязанность, вынужденная деятельность для того, чтобы получить материальные средства, которые необходимы для удовлетворения наших потребностей. С одной стороны, кто не будет работать, тот не сможет прожить, так как не будет денежных средств, чтобы удовлетворить даже самые низшие наши потребности: в еде, жилище и

т.п. Однако есть и другая сторона: работа - это место, где мы можем реализовать себя, в определенной области, в которой мы можем выявить свое призвание, и сделать что-то полезное для общества. Именно в работе мы можем реализовать свои увлечения, способности, свои таланты. Если мы правильно выбрали профессию, то здесь - мы можем заниматься своим любимым делом, возможно, которым мы занимались в свободное время, но уже в статусе «профессии». Для аргументации можно привести следующий пример: человеку нравится рисовать картины, а в дальнейшем, может быть, его работа будет связана именно с этим направлением, или, человек любит изучать компьютеры, тогда это деятельность может стать его деятельностью профессиональной. В данном случае, работник будет работать с интересом, и реализует себя как профессионал.

Известный немецкий философ Артур Шопенгауэр отмечал, что люди с утра до вечера заняты увеличением уже существующих богатств. Однако «мимолетные чувственные удовольствия» не могут заменить духовных потребностей, и результат их жизни находит выражение в накоплении только богатств [2,2 с.]. В погоне за изобилием благ, весь смысл деятельности сводится только к достижению этой цели. Герберт Спенсер говорил, что люди должны работать, чтобы жить, а не жить, чтобы работать. [3,50 с.]Основоположник марксизма, автор теории прибавочной стоимости, Карл Маркс, пишет, что труд - это процесс потребления рабочей силы. Под «рабочей силой» Маркс подразумевает физические и духовные потребности, которыми обладает человек. Покупатель потребляет рабочую силу, тем самым заставляя работать самого продавца. Человек, который продает свою рабочую силу, становится, в этом случае, рабочим[4,177 с.]. Между тем, как пишет известный философ Эрих Фромм, существует заблуждение о «материализме» Маркса[5,7 с.]. Философ указывает на то, что главным мотивом человеческой деятельности по Марксу вовсе не является стремление к материальной выгоде, «обеспеченности» себя и своей семьи, а также Маркс вовсе не отрицает духовные потребности человека[5, 8 с.]. Целью концепции Маркса было освобождение человека от уз экономической зависимости, от давления экономического принуждения с тем, чтобы он мог формировать себя как лич-ность[5,8-10 с.]. Его главная забота - освободить человеческую лич-ность[5,10 с.]. Материализм у Маркса, как и у других философов, не предполагает, что главным мотивом человеческой деятельности является материальный ценности. Материализм - направление философии, которая предполагает, что в основе мира лежит движущая сила. Так, например, досократики были материалистами только в этом смысле, а не в смысле ценностных суждений или этических принципов[5,14 с.]. Экономика определяется не душевным порывом, а «экономико-социологическими» факторами. Человек нуждается в крове и пище, и поэтому должен заниматься производством этих средств жизни[5,19 с.]. По Марксу, стремление к деньгам обусловлено эко-номически[5,20 с.] Его концепция социализма основывается на том, что материальные ценности человека перестают быть основными интересами чело-

века[5,22 е.] В начале своей истории человек был прикован к природе, зависел от нее. По мере эволюции, человек меняет свое отношение к приро-де[5,23с.]. В своем труде «Капитал» Карл Маркс еще больше говорит об этой зависимости человека от природы, а также называет важнейший элемент, играющий центральную роль в его теории: труд, который понимается как «стремление человека отрегулировать свои отношения с природой» [5,23-25 с.]. Именно труд помог человеку, освободить самого себя от зависимости от природы. В начале своего развития человечество было сильно зависимым от внешних условий. В наше же время, хоть и природа и имеет некоторое влияние на нас, все же мы не сильно зависимы от этого внешнего фактора. Цель социализма - развитие каждого индивида как личности. Советский коммунизм Маркс называет «грубым коммунизмом», проявляющийся в двух образах: господство вещной собственности настолько затмевает взор, что люди готовы уничтожить все, что не подлежит обобществлению. Они хотят силой отбросить такие факторы, которые не укладываются в понятие вещной собственности (например, талант)[5,51с.]. Искусство, различного рода вещи и любые рукотворные изделия - это продукты труда человека, а сам человек является их создателем. Они нужны ему для жизни, однако, каждое из этих завоеваний в то же время ловушка, если дойдет до того, что они способны стать в жизни самоцелью[5,61 с.]. Главное, что волнует Маркса, это освобождение человека от такого труда, который разрушает его личность, от такого труда, который делает из него рабом вещей[5,65 с.]. Мечтой Маркса было общество, которое живет ради человека, а не производства товаров[5,67 с.]. Если человек видит главной целью доход, то он теряет из виду моральные ценности[5,71с.]. По мнению Маркса, между чернорабочим и представителем бюрократии нет разницы: они оба жаждут потреблять, приобретать новые вещи[5,78 с.]. Маркс ожидает, что человек сможет начать жить, сделать своим главным занятием жизнь, а не производство материальных средств жиз-ни[5,83 с.].

В одном из своих сочинений «Размышления юноши при выборе профессии» Карл Маркс пишет, что при выборе профессии нужно серьезно взвесить свое решение, и понять, действительно ли в этой профессии лежит наше призвание[6,1 с.]. Как говорит Маркс, иногда наш выбор является самообманом, и тогда этот выбор может сделать нас несчастными. Причину, почему мы можем сделать неправильный выбор профессии, он объясняет тем, что у нас нет достаточного опыта, достаточного представления о выбранной профессии, и поэтому мы можем представлять ее в наиболее лучшем образе, не зная о ее недостатках[6,2 с.]. В этом случае, мы узнаем, правильно ли мы выбрали профессию, когда выбор уже сделан, но важно это понять еще до того, как мы сделаем этот выбор. По мнению Маркса, главными критериями при выборе профессии должны стать: во-первых, насколько профессия поможет собственному совершенствованию человека самого себя, во-вторых, ее полезность для общества[6,4 с.]. И как говорит Маркс, не нужно думать, что эти два интереса могут стать враждебными, а напротив, одна зависит от другой:

только совершенствуя «современников» можно совершенствоваться самому. Если человек трудится только ради себя, то он может стать знаменитым ученым, известным поэтом, но он никогда не сможет стать истинно великим человеком. Поэтому, по мнению Маркса, нужно выбирать профессию, которая принесет наибольшую пользу для человечества. Тогда мы не будем испытывать только ограниченную эгоистичную радость, а принесем счастье многим тысячам людям[6,5 с.]. Таким образом, Карл Маркс под «великим человеком» понимает человека, который своей деятельностью принес пользу человечеству, и чем больше пользы он принес, тем более человек велик собой. При выборе профессии человек должен ориентироваться на то, чтобы его профессия служила истинным целям. Деятельность человека должна иметь смысл, должна иметь своей целью не только преумножение человеком своих богатств, а иметь целью, приносить пользу для общества. Если мотивом в выборе профессии будет один только заработок, то профессия никогда не будет приносить человеку удовольствия. Если у выбранной профессии будет более глубокая цель, выражающаяся в том, что человек может быть полезен обществу, то он никогда не разочаруется в своем выборе, и всегда будет иметь смысл своей деятельности. Если человек выбрал любимую профессию, то он станет лучшим специалистом, и будет полностью отдаваться своему делу. Тогда его работа всегда будет приносить ему радость и удовольствие.

Для чего вы работаете? - спросил прохожий каменотесов. Первый ответил: "Чтобы иметь пищу", второй сказал: "Чтобы обтесать камни для той стены". Третий произнес: "Чтобы построить этот замечательный храм". Так обосновал цель работы римский философ Луций Анней Сенека (Младший). Смысл деятельности человека, по мнению философа, в самой работе, в том, чтобы «творить»[7].

Таким образом, обобщив вышеизложенные мнения философов, экономистов, а также собственные размышления по данному вопросу, можно прийти к выводу, что материальные ценности необходимы человеку, но в то же время важное место занимают духовные потребности человека. Главным мотивом при выборе профессии должны стать не экономические интересы, а полезность профессии для общества, возможность совершенствования себя и мира. Необходимо выявить в каких областях ты можешь стать нужным, и уже из этого исходить в выборе профессии. Кроме того, профессия должна приносить удовольствие, тогда профессиональная деятельность специалиста будет плодотворной.

Библиографический список

1.Дубровин, И.А., Каменский, А.С. Экономика труда / И.А.Дубровин, А.С.Каменский. -

М., 2013 - 232 с.

2.Шопенгауэр, А. Афоризмы житейской мудрости / А. Шопенгауэр. - АСТ, 2003. -34 с.

3. Генкин Б. М. Экономика и социология труда / Б. М.Генкин - М., 2007.— 448 с.

4. Маркс К.Г.Капитал. Критика политической экономии / К.Г. Маркс. - 187 с.

[Электронный ресурс] [сайт] URL: http://souz.info/library/marx/capital/capital1o2.htm#_020403

5.Маркс, К.Г., Энгельс Ф. Из ранних произведений / К. Маркс, Ф.Энгельс - М., 1956

- 686 с.

6.Фромм Э. Марксова концепция человека / Э.Фромм. - М., 1992 - 110 с.

7.Сенека Л.А. Афоризмы [Электронный ресурс] [сайт] URL: http://tsitaty.com/%D 1%86%D0%B8%D 1%82%D0%B0%D 1%82%D0%B0/135113

8. Фурсов, А. Л. Профессиональная ориентация с позиций междисиплинарного подхода: проблемы и перспективы исследования / А. Л. Фурсов // Экономика и предпринимательство. - 2013. - N 8. - С. 467-471. - ISSN 1999-2300

9. Фурсов, А. Л. Зарубежный и отечественный опыт организации системы профессиональной ориентации населения / А. Л. Фурсов // Гуманитарный научный журнал. - 2013. - N 1. - С. 32-40. - ISSN 2078-9661

References

1. Dubrovin, I. A., Kamenskiy, A. Ekonomika truda [Economics of labor]. - M., 2013, -232 p. (In Russian).

2. Shopengauer A. Aforizmy zhiteyskoy mudrosti [Aphorizms of worldly-wisdom]. -AST, 2003, -34 p (In Russian).

3. Genkin B. M. Ekonomika i sotsiologiya truda B. M. Genkin [Economics and sociology of labor]. - М., 2007.— 448 p. (In Russian).

4. Marx, K.G, Kapital. Kritika politicheskoy ekonomii [Critique of Political Economy] -187 с. [Электронный ресурс] [сайт] URL: http://souz.info/library/marx/capital/capital1o2.htm# 020403 (In Russian).

5. Marx, K.G. Engels F. Iz rannikh proizvedeniy [Of early works].- М., 1956. - 686 p. (In Russian).

6. Fromm E. Marxova konceptciya cheloveka [Marxs conception of human]. -М., 1992. -110 p. (In Russian).

7. Seneka L.A. Aforizmy [Aphorizms][Электронный ресурс][сайт] URL: http://tsitaty.com/%D 1%86%D0%B8%D 1%82%D0%B0%D 1%82%D0%B0/135113 (In Russian).

8. Fursov, A. L. Professional'naja orientacija s pozicij mezhdisiplinarnogo podhoda: problemy i perspektivy issledovanija / A. L. Fursov // Jekonomika i predprinimatel'stvo. - 2013. -N 8. - P. 467-471. - ISSN 1999-2300 (in Russian)

9. Fursov, A. L. Zarubezhnyj i otechestvennyj opyt organizacii sistemy professional'noj orientacii naselenija / A. L. Fursov // Gumanitarnyj nauchnyj zhurnal. - 2013. - N 1. - P. 32-40. -ISSN 2078-9661 (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.