Научная статья на тему 'Проблема преподавания юридических дисциплин в техническом вузе'

Проблема преподавания юридических дисциплин в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
334
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ АКТЫ / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИОННО ПРАВОВАЯ ФОРМА ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА / СТАНДАРТ / ИНЖЕНЕР АВТОСЕРВИСНЫХ УСЛУГ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ / LAW COURSES / LEGAL CULTURE / LEGAL NORMS AND REGULATIONS / EDUCATIONAL PROGRAM / RECOMMENDED PRACTICE / FORMS OF BUSINESS ENTITY / STANDARDS / CAR MECHANIC / AUTOMATED DATA MANAGEMENT SYSTEMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Порат Борис Оскарович, Большакова Елена Владимировна, Земляков Юрий Дмитриевич

Любая деятельность выпускника технических вузов должна осуществляться на основе соблюдения не только текущего законодательства Российского государства, но и международного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Порат Борис Оскарович, Большакова Елена Владимировна, Земляков Юрий Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF TEACHING LAW IN TECHNICAL UNIVERSITIES

Any activity of graduates of technical universities must be carried out in compliance with both effective Russian legislation and international laws.

Текст научной работы на тему «Проблема преподавания юридических дисциплин в техническом вузе»

Станиславчик Константин Вячеславович, канд. экон. наук, ген. директор ЗАО «Нефтьэнергогаз», г. Рязань

PROBLEMS OF ACCOUNTING AND AUDITING LEASING OPERA TIONS Yu.D. Zemlyakov, G.A. Fedorova, L.Yu. Scheylnikova

Effectiveness of the application of financial leasing operations, clarity, completeness, correctness, and streamlined workflow for leasing operations, coherence of all structural units, ultimately depends on the efficiency of the business entity.

Key words: leasing, accounting, auditing operations, the lessor.

Zemlyakov Yuri Dmitrievich, academic IASSI, PhD, professor, director, Russia, Novomoskovsk, The Novomoskovsk’s Institute (subdivision) of the Mendeleyev Russian Chemical-Technological University, director@dialog.nirhtu.ru,

Fedorova Galina Alekseevna, candidate of economic science, docent, Russia, Novomoskovsk, The Novomoskovsk’s Institute (subdivision) of the Mendeleyev Russian Chemical-Technological University, k_efibu@dialog.nirhtu.ru,

Scheylnikova Ludmila Yurevna, candidate of technical science, docent, Russia, Novomoskovsk, The Novomoskovsk’s Institute (subdivision) of the Mendeleyev Russian Chemical-Technological University, k_efibu@dialog.nirhtu.ru,

StanislavchikKonstantin, Ph.D., gen. Director of "Neftenergogaz", Ryazan

УДК 34:378.147

ПРОБЛЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗе

Б.О. Порат, Е.В. Большакова, Ю.Д. Земляков

Любая деятельность выпускника технических вузов должна осуществляться на основе соблюдения не только текущего законодательства Российского государства, но и международного права.

Ключевые слова: юридические дисциплины, правовая культура, нормативно правовые акты, учебные программы, методические рекомендации, организационно правовая форма хозяйствующего субъекта, стандарт, инженер автосервисных услуг, автоматизированные системы обработки информации и управления.

В различные периоды развития российского общества высшее образование решало очень важную задачу-подготовку специалистов профессионалов той или иной технической направленности.

Цели и задачи юридических дисциплин четко прописаны в рабочих программах и различного рода учебно-методических рекомендациях, а также в приказах и инструкциях министерства образования и науки.

Многогранному сектору экономики необходимы хорошо подготовленные, как теоретически, так и практически инженеры, управленцы готовые принимать на любом уровне компетентные, ответственные решения, прогнозирую их возможные результаты. Право, как социальный, институт регулирования общественных отношений между различного рода субъектами находится в центре государственного и общественного внимания и контроля [1].

Обращено внимание на качественную сторону подготовки специалистов, улучшению правовой культуры обучающихся. Изучение таких учебных юридических дисциплин, как конституционное, гражданское, трудовое, административное позволяют получить максимум юридических знаний и навыков работы с нормативно-правовыми актами.

Уделяется внимание «взаимодействию» юридических дисциплин с экономическими учебными дисциплинами.

Знания и навыки работы с нормативно-правовыми актами в настоящее время актуальны, особенно это связано с развивающейся интеграцией экономических, социально-культурных, международно-правовых связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Преподавание юридических дисциплин сложнейший интеллектуальный процесс.

Учебные программы и методические рекомендации постоянно подвергаются изменениям с целью нахождения наиболее доходчивых, оптимальных методов и принципов изучения юридических терминов и определений.

Знания прав и обязанностей, мер ответственности в любой отрасли права способствуют формированию действительно правовой культуры.

Изучая и анализируя знания, приобретаемые в нашем химикотехнологическом институте, где студенты обучаются на 6(шести) факультетах, мы определили, что нерешенных задач еще много.

С увеличением предприятий различного рода организационно -правовых форм управления и собственности, возникает необходимость предоставить студентам информацию о правовых институтах, влияющих на развитие экономических связей, приобрести правоприменительные навыки работы с документами (написание приказов, инструкций, выставление претензий, написание исковых заявлений, заключение мировых соглашений) [2].

Ведь не каждый хозяйствующий субъект (АО, ООО, ЗАО и другие) может себе позволить в штате должность юриста-претензиониста. В процессе урегулирования производственных и иных отношений, у участников возникают не только соглашения, но и споры, разногласия. Помимо мате-

риального права, специалисту с высшим образованием необходимы знания и в сфере процессуального права (гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное право).

Хороший инженер-энергетик, бухгалтер, инженер-механик не всегда хорошо представляет себе, как оформить, например: договор поставки энергоснабжения, заключить мировое соглашение или выставить претензию своему обидчику и прочее. Изучение гражданско-процессуального или арбитражно-процессуального права предоставит при разрешении споров, конфликтов между хозяйствующими субъектами необходимые знания и навыки.

Уметь отстаивать свои интересы в суде, грамотно и квалифицированно составлять исковые претензии, заявления, вовремя предложить заключить с компаньоном мировое соглашение, этим качеством руководитель должен обладать в совершенстве.

Статистика рассмотрения арбитражным судом Тульской области экономических споров и споров в сфере управления свидетельствует о том, что 65-70% исковых и других документов возвращаются на доработку по различным основаниям еще до начала судебного разбирательства, т.е. на стадии подготовки к судебному процессу. А это показатель низкой компетенции руководителя, участника правоотношения.

Учитывая мнения и отзывы студентов, особенно первокурсников и второкурсников, пытаемся находить наиболее доступные подходы к изучению юридических дисциплин - статистика довольно впечатлительная. Например, студентка А. считает: «Мы изучая право приоткрыли книгу о серьезной жизни, услышали много нужных фраз, узнали, что такое совесть и долг. Умеем отличить гипотезу от диспозиции, узнали, что в конституционном праве санкций нам не сыскать...»

Однако не достаточное количество учебных, как лекционных, так и практических часов, не позволяет формировать более прочную основу правовой культуры.

В 2002 году силами студентов 5 курса мы создали свой учебный фильм, посвященный арбитражно-процессуальному праву. За 86 минут в 2-х частях студенты сумели показать значимость изучения юридических дисциплин. Это особенно видно из слов интервью данного студентками корреспонденту телевидения «.мы своими силами воссоздали картину разрешения экономического спора между поставщиком и потребителем продукции.», пусть даже на местном уровне. Были вскрыты в содержании учебного фильма серьезные проблемы.

Одно дело изучать теорию права, ее институты важно еще и показать, и освоить правоприменительную практику, на которую совершенно не хватает учебных часов.

В последнее время к нам переводятся студенты технических ВУЗов ближайших субъектов страны, таких как Москва, Тула, Уфа, Калуга, Орел.

И мы видим, что в их академических справках, часов на изучение права вдвое больше. Обратим внимание читателя на следующий факт, что некоторое время мы изучаем учебный процесс, программы по «основам права» в средних учебных заведениях, таких как Новомосковская школа (колледж) подготовки олимпийского резерва, медицинского училища и обнаружили, что в этих учебных заведениях существует еще одна учебная юридическая дисциплина, которая называется «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», применительно к названию учебного заведения. А ведь в их рабочих программах, методических указаниях есть такие удивительные разделы, как «Право и экономика», «Труд и социальная защита», «Пенсионные аспекты трудовой деятельности», «Воинское законодательство», последние два раздела особенно сегодня актуальны.

Требования сегодняшних стандартов при подготовке специалистов технических специальностей немного расплывчаты. Для эффективного, полного восприятия учебного материала необходимо разрабатывать на самом высоком методическом уровне унифицированные программы и рекомендации: что нужно инженеру-энергетику, не всегда приемлемо инжене-ру-механику или специалисту, в будущем работающему в химической промышленности [3].

Сектор оказываемых услуг предприятиями автосервиса велик и многогранен: начиная от продажи нового автомобиля, его эксплуатационного периода и заканчивая сборкой отработанных запчастей, масел и новой формой автосервисной услуги и утилизации автомобиля [4]. Автосервис может добиваться хороших технико-экономических показателей, используя принципы обслуживания клиентов (порядочность, гласность, профессионализм, качество, надежность, оперативность) [5].

У нас накопился большой опыт по работе со студентами, обучающимися по специальности «инженер автосервисных услуг», так как профессиональная деятельность их имеет много «белых пятен» именно в сотрудничестве с такими институтами права, как «договорные отношения», «страхование».

Развитие общества в настоящее время характеризуется возрастающей ролью информационной сферы. С развитием процесса информатизации и возникновением в этой связи новых общественных отношений особую остроту и социальную значимость приобретает проблема их адекватного правового регулирования. На факультете «Кибернетика» обучаются студенты по профилю подготовки бакалавра «Автоматизированные системы обработки информации и управления». Они приобретают знания в сфере правовой защиты объектов в информационной сфере «ограниченного доступа», а также от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц [6]. Высокий технический профессионализм, правовая культура поможет будущим выпускникам технических специальностей квалифицированно реализовывать свои полномочия в сфере произ-

водственных и иных задач. Несколько слов о международном публичном и частном праве. Эти две учебные юридические дисциплины полностью отсутствуют в рекомендациях по изучению юридических дисциплин. А это очень важно и актуально. С учетом специфики каждого ВУЗа желательно предоставить возможность руководителя институтов вносить коррективы в учебные программы и студентам предоставлять изучение большого объема правовых дисциплин.

Изучение правовых дисциплин необходимость! Но для эффективного результата нужны рекомендации реального подхода, как это было 10-15 лет назад.

Список литературы

1. Конституция РФ. ст.43. 17с.

2. Приказ №747 от 21.12.2009 г. «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного Стандарта Высшего профессионального образования». 3с.

3. Закон РФ «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.2012 г. ст.82

4. Закон РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей». 2с.

5. Закон РФ от 10.06.1993 г. №5151-1 «О сертификации продукции и услуг».ст.2,3.

6. Типовые правила обмена автомототранспортных средств, реализованных через розничную торговую сеть», Департамент автомобильной промышленности РФ, №43 от 1992 г.ст.4.2.12*

Порат Борис Оскарович, старший преподаватель кафедры «Экономика, финансы и бухгалтерский учет», Россия, Новомосковск, НИ (ф) РХТУ им. Д.И. Менделеева,

Большакова Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры «Экономик, финансы и бухгалтерский учет», Россия, Новомосковск, НИ (ф) РХТУ им. Д.И. Менделеева,

Земляков Юрий Дмитриевич, академик МАСИ, д-р экон. наук, профессор, директор, Россия, Новомосковск, НИ (ф) РХТУ им. Д.И. Менделеева, direc-tor@dialog. nirhtu. ru

PROBLEMS OF TEACHING LA WIN TECHNICAL UNIVERSITIES

B. O.Porat, E. V. Bolshakova, J.D. Zemlyakov

Any activity of graduates of technical universities must be carried out in compliance with both effective Russian legislation and international laws.

Key words: law courses, legal culture, legal norms and regulations, educational program, recommended practice, forms of business entity, standards, car mechanic, automated data management systems.

Porat Boris Oskarovich, Senior Lecturer. Novomoskovsk, Russia, Novomoskovsk, The Novomoskovsk’s Institute (subdivision) of the Mendeleyev Russian Chemical-Technological University,

Bolshakova Elena Vladimirovna, Senior Lecturer. Novomoskovsk, Russia, Novomoskovsk, The Novomoskovsk’s Institute (subdivision) of the Mendeleyev Russian Chemical-Technological University,

Zemlyakov Yuri Dmitrievich, academic IASSI, PhD, professor, director, Russia, Novomoskovsk, The Novomoskovsk’s Institute (subdivision) of the Mendeleyev Russian Chemical-Technological University, director@dialog.nirhtu.ru

УДК 658.011.56

ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ

Е.Д. Саяпина, М.В. Колмыкова

Рассматриваются подходы к моделированию данных при проектировании автоматизированной информационной системы. На примере процесса учета материальных ценностей описываются модели DFD и «сущность-связь».

Ключевые слова: автоматизированная информационная система, моделирование информационных систем, диаграммы потоков данных, модель «сущность-связь».

Система бухгалтерского учета в любой организации является одной из основных информационных систем и предназначена для осуществления информационных процессов сбора, обработки, передачи и хранения учетной информации, которая в дальнейшем может использоваться руководством для анализа хозяйственной деятельности организации и планирования стратегий развития на будущее.

Среди информационных процессов преобладают трудоемкие рутинные операции, связанные с регистрацией и обработкой учетной информации. Простота математических алгоритмов процедур обработки учетной информации способствует простоте автоматизации таких информационных процессов.

Основные достоинства применения информационных технологий для автоматизации учета следующие:

- значительное снижение трудоемкости и, как следствие, сокращение времени выполнения учетных операций в результате выполнения рутинных действий с помощью вычислительной техники;

- снижение количества ошибок в ходе регистрации и обработки ин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.