Научная статья на тему 'Проблема преодоления водобоязни у студентов, не умеющих плавать'

Проблема преодоления водобоязни у студентов, не умеющих плавать Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
714
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL EDUCATION / ВОДОБОЯЗНЬ / HYDROPHOBIA / ПРЕОДОЛЕНИЕ. ВУЗ / UNIVERSITY / СТУДЕНТ / STUDENT / OVERCOME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малашенко Светлана Андреевна

Данная статья раскрывает проблемы, которые препятствуют освоению плавательными навыками, на начальном этапе обучения студентов ВУЗов чувствительность к водной среде и фобия. Мотивация к обучению с помощью вводных лекций, примеры положительных результатов укрепления здоровья, методики упражнения, освоение техники плавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малашенко Светлана Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF OVERCOMING WATERPROOF AT STUDENTS NOT LEADING TO SWIM

This article reveals the problems that prevent the development of swimming skills, at the initial stage of training students of universities sensitivity to the aquatic environment and phobia. Motivation to learn with introductory lectures, examples of positive results of health promotion, exercise techniques, mastery of swimming techniques.

Текст научной работы на тему «Проблема преодоления водобоязни у студентов, не умеющих плавать»

УДК: 797.2-057.875:159.942

ПРОБЛЕМА ПРЕОДОЛЕНИЯ ВОДОБОЯЗНИ У СТУДЕНТОВ, НЕ УМЕЮЩИХ ПЛАВАТЬ

THE PROBLEM OF OVERCOMING WATERPROOF AT STUDENTS NOT LEADING TO SWIM

Малашенко Светлана Андреевна

студент

Орловский государственный университет И. С. Тургенева

г. Орел, Россия

Malashenko Svetlana Andreevna

student Orel state university Orel, Russia

Аннотация. Данная статья раскрывает проблемы, которые препятствуют освоению плавательными навыками, на начальном этапе обучения студентов ВУЗов - чувствительность к водной среде и фобия. Мотивация к обучению с помощью вводных лекций, примеры положительных результатов укрепления здоровья, методики упражнения, освоение техники плавания.

Abstract. This article reveals the problems that prevent the development of swimming skiils, at the initial stage of training students of universities - sensitivity to the aquatic environment and phobia. Motivation to learn with introductory lectures, examples of positive results of health promotion, exercise techniques, mastery of swimming techniques.

Ключевые слова: физическая культура, водобоязнь, преодоление. вуз, студент.

Keywords: physical education, hydrophobia, overcome, university, student.

Здоровье нации, а также студенческой молодежи во многом зависит от того на что она ориентирована и как мотивированно современное поколение на здоровый образ жизни. Укрепление и развитие здоровья, является одной из самых важных задач физической культуры, которая играет огромное значение в жизни любого человека, и, особенно, в жизни студента. Низкий уровень двигательной активности, нервно-психические нагрузки оказывают негативное влияние на уровень здоровья студентов в ВУЗах и формируют различные отклонения в нем. Занятия плаванием помогают получить отличные показатели укрепления здоровья. У студентов зачастую уровень плавательной подготовки не высок. Для многих становится препятствием отсутствие этого навыка для

W ■ w w V ^

освоения ценностей физической культуры и реальной угрозой безопасности их жизни.

В России ежегодно большое количество людей гибнет от несчастных случаев на воде и поэтому задача массового обучения плаванию носит государственный характер. Взаимодействие организма человека с водой - это и есть плавание.

Плавание - прекрасное средство физического развития и укрепления здоровья, ни один вид спорта не имеет такого мощного закаливающего, гигиенического, оздоровительного и лечебного воздействия. Организм человека благоприятно реагирует, находясь в контакте с водой, которая создаёт физическое, температурное и биологическое воздействие на него, в результате такого взаимодействия стимулируется правильное развитие костной, мышечной и нервной систем организма. Плавание оказывает профилактическое воздействие и лечение ряда болезней нервной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем организма [1, с. 21]. Занятия плаванием уменьшают нагрузку на позвоночник, расслабляют связочно-суставной аппарат. У пловцов обычно хорошая осанка, они стройны, гибки [2, с. 16]. В процессе того как студент систематически занимается плаванием он становится более энергичным, активным, бодрым, происходит активизация работы клеток головного мозга, увеличиваются размеры сердца. Установлено, что плавание брасом с удлиненной фазой скольжения оказывает наилучший эффект при различных функциональных нарушениях опорно-двигательного аппарата, дефектах осанки, а так же тренирует мышцы и связки голеностопного сустава.

Естественно, чтобы получить максимальный эффект от занятий плаванием необходимо научиться плавать [4]. Если взрослый человек до этого плавать не мог, ему приходится преодолевать ряд физиологических особенностей и психологические проблемы, связанные с боязнью воды. Практически все, не умеющие плавать взрослые люди, в воде чувствуют себя очень не комфортно и неуверенно. Мускулатурная система всего организма в результате основательно перенапряжена, это обусловлено именно фобией, страхом воды.

Преподавателям при обучении плаванию приходится преодолевать повышенную чувствительность, водобоязнь, и другие отрицательные эмоции человека, появляющиеся в результате страха перед глубоководием и неудачного плавательного опыта. Этот опыт проявляется у студентов в состоянии тревоги и повышенной чувствительности к стрессовым факторам, проявляющимся при выполнении упражнений на воде. Чаще всего это: боязнь попадания воды в носоглотку, страх «утопления» при отсутствии ощущении дна, боязнь плавать на глубине, паника при задержке дыхания и др. [2, с. 196]. Появляется скованность движений в результате давления воды и изменения температуры.

Перед началом занятий в бассейне со студентами проводят вводную лекцию о значении и влиянии плавания на организм, способах передвижения на воде, гигиене. В процессе обучения к каждому студенту подходят индивидуально, учитывая уровень физической подготовленности

и индивидуальные навыки. Особое внимание уделяется тем студентам, которые не умеют плавать, акцент делается на преодоление водобоязни. Студенты, которые страдают водобоязнью в бассейне, все по-особенному тревожны, мнительны и не доверяют преподавателям, сокурсникам. Обучающимся плаванию обычно трудно опустить в воду лицо и задержать на несколько мгновений дыхание. Возможность утонуть, ощущение глубины - наиболее распространенные моменты страха у людей. Не только ситуации первых шагов в воде, но и в более поздний период, когда есть уже определенные навыки поведения в воде, могут появиться эти фобии. Тут потребуется разумный подход, психологические усилия и преодоление водобоязни. Только постепенное

движение по этому пути, позволит человеку преодолеть водобоязнь и научиться плавать [5].

Обычную методику обучения плаванию нельзя применять для работы со студентами, испытывающими водобоязнь, так как она разработана для тех, кто свободно чувствует себя в воде. Для повышения успешности тренировок следует установить причину фобии и в дальнейшем полностью ликвидировать её. В целях поддержания такой атмосферы преподавателю потребуется словесно напоминать о том, что студент в безопасности, кроме того, постоянное наблюдение профессионала способствует преданию уверенности начинающему пловцу.

Сформировать навык и создать условия способствующие дальнейшему продуктивному обучению поможет комплекс специальных упражнений, которые устраняют страх перед погружением. С помощью подготовительных упражнений решаются следующие задачи:

- Формирование комплекса рефлексов (кинестетических, слуховых, зрительных, тактильных, дыхательных и вестибулярных), соответствующих основным свойствам и условиям среды водной среды; освоение рабочий позы пловца, чувства опоры о воду и дыхание в воде - как подготовка к изучению техники плавания;

- Устранение инстинктивного страха перед водой, как основа психологической подготовки к обучению плавания.

Выполнение подготовительных упражнений позволяет новичку ознакомиться с физическими свойствами воды (плотностью, вязкостью, температурой), испытать выталкивающую силу и ощутить чувство опоры о воду. В результате упражнений у студентов устраняется инстинктивный страх перед водой; вырабатывается умение ориентироваться и появляется уверенность поведения в непривычных условиях среды. Все упражнения для освоения с водой выполняются на задержки дыхания после вдоха, это увеличивает плавучесть тела обучающихся и помогает им быстрее почувствовать, что они легче воды и могут без всяких усилий держаться на ее поверхности. Освоение с водной средой происходит одновременно с изучением простых упражнений, которые являются элементами техники способов плавания. Особое внимание уделяется упражнениям в скольжении, которые содействуют выработке равновесия, горизонтального положения тела, улучшению обтекаемости тела при плавании, тренирует умение напрягать мышцы туловища и вытягиваться вперед, увеличивая длину скольжения. Скольжение - основное упражнение для выработки рациональной рабочей позы и оптимальных мышечных усилий, направленных на поддержание горизонтального положения тела. Данные упражнение упражнения можно разделить на 5 подгрупп: упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды; погружения с водой; подныривание и открывание глаз в воде; всплывание и лежание на воде; выдохи вводу, скольжение. Изучение техники плавания осуществляется путем многократного выполнения отдельных ее элементов, направленного на овладение способом плавания в целом

Для более легкой адаптации студентов с водобоязнью, их необходимо объединять в группы, состоящие из 6-8 человек, это позволяет легче адаптироваться в ситуации. А с теми студентами, кто сложнее осваивает навыки

плавания необходимо работать практически индивидуально или в маленькой -из группы 2-3 человека, при использовании специального инвентаря -нарукавники, плавательные, доски и шесты. Помощь, оказываемая педагогом, во время занятий занимает особое место, когда он и обучаемый действует совместно. Успех обучения техники плавания определяется комплексным применением трех групп методов: словесных, наглядных, практических. Преподавателем на занятиях используются методы обучения плаванию такие как: описание, объяснение, беседа, которая включает разбор и анализ действий, методические указания, команды и распоряжения, показ изучаемого движения (или техники плавания в целом).

Иногда лучшего эффекта достигают, включив в состав группы человека, прошедшего подготовку и имеющего опыт преодоления, возникающих трудностей, у студентов появляется пример преодоления страха, самые сложные моменты он объяснит и покажет то, с чем пришло столкнуться ему. Самые обостренные ситуации по преодолению страха и появлению уверенности в собственных силах, проходя легче на примере других. Обычно по этой методике обучения студентов плаванию достаточно 5-6 занятий на преодоления водобоязни.

Обучение плаванию студентов в ВУЗах способствует оздоровлению и гармонизации их духовного и физического развития, а преодоление водобоязни позволяет увеличить число молодых людей умеющих плавать и сократить число несчастных случаев на воде.

Литература

1. Афанасьев В. З., Булгакова Н. Ж., Макаренко Л. П. Плавание : учебник для втузов. Москва : Физкультура и спорт, 2001. 392 с.

2. Викулов А. Д. Плавание : учебное пособие для втузов. Москва: ВЛАДОС ПРЕСС, 2004. 364 с.

3. Бершанский И. С., Егоров С. М. Плавание : учебное пособие. - Дубна : Междунар. ун-т природы, о-ва и человека «Дубна», 2006. 100 с.

4. Булгакова Н. Ж., Попов О. И., Распопова Е. А.. Теория и методика плавания : учебник. - М .: Академия, 2014. 320 с.

5. Байбурина М. В. Экспериментальные предпосылки разработки методики обучения плаванию студентов с признаками водобоязни // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2016. №1. URL: https://cybeHeninka.ru/artide/n/eksperimentalnye-predposylki-razrabotki-metodiki-obucheniya-plavaniyu-studentov-s-priznakami-vodoboyazni (дата обращения: 09.04.2018).

References

1. Afanas'ev V. Z., Bulgakova N. Zh., Makarenko L. P. Plavanie [Swimming]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ., 2001, 392 p.

2. Vikulov A. D. Plavanie [Swimming]. Moscow, VLADOS PRESS Publ., 2004, 364 p.

3. Bershanskij I. S., Egorov S. M. Plavanie [Swimming]. Dubna, Dubna Publ., 2006, 100 p.

4. Bulgakova N. Zh., Popov O. I., Raspopova E. A.. Teoriya i metodika plavaniya [Theory and technique of navigation]. Moscow, Akademiya Publ., 2014, 320 p.

5. Bajburina M. V. Ehksperimental'nye predposylki razrabotki metodiki obucheniya plavaniyu studentov s priznakami vodoboyazni [Experimental preconditions for the development of a methodology for teaching students swimming with signs of rabies]. Izvestiya TulGU. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Izvestiya TulGU. Physical Culture. Sport.]. 2016, no. 1, Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnye-predposylki-razrabotki-metodiki-obucheniya-plavaniyu-studentov-s-priznakami-vodoboyazni (accessed by 09.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.