Научная статья на тему 'Проблема представления о себе и другом человеке в психологии'

Проблема представления о себе и другом человеке в психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1904
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ / САМОПОЗНАНИЕ / ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО «Я» / РЕФЛЕКТИВНОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ САМОГО СЕБЯ / THE PROBLEMS OF HUMAN "EGO" / SELF-COMPREHENSION OF THE PERSON / SELF-KNOWLEDGE / REFLECTIVE IMAGE OF ONESELF

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полянский Андрей Иванович

В статье рассматриваются основные подходы к пониманию представления о себе и другом человеке; анализируются общетеоретические и методологические исследования развития самосознания в контексте проблемы развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of the Notion of Oneself and Another Person in Psychology

The article covers the main approaches to the conception of the notion of oneself and another person; the general theoretical and methodological studies of the progress of self-consciousness in the context of the problem of personality development are analyzed.

Текст научной работы на тему «Проблема представления о себе и другом человеке в психологии»

Проблема представления о себе и другом человеке в психологии

А. И. Полянский (Московский гуманитарный университет)

В статье рассматриваются основные подходы к пониманию представления о себе и другом человеке; анализируются общетеоретические и методологические исследования развития самосознания в контексте проблемы развития личности.

Ключевые слова: самосознание личности, самопознание, проблемы человеческого «Я», рефлективное отображение самого себя.

В психологии представление человека о себе рассматривается в исследованиях проблемы развития самосознания человека, которая находится в сфере внимания исследователей достаточно давно. Известны общетеоретические и методологические исследования развития самосознания в контексте проблемы развития личности (Д. И. Дубровский, С. Л. Рубинштейн, И. И. Чеснокова, Е. В. Шорохова и др.), исследования взаимосвязей познания и самопознания (Н. Е. Анкудинова, Г. Я. Розен, А. Г. Спиркин и др.).

Как утверждал С. Л. Рубинштейн, целостному субъекту присуще осознание самого себя как существа, осознающего мир и изменяющего его в процессе его деятельности — практической и теоретической (Рубинштейн, 1959). Е. В. Шорохова считает, что для возникновения самосознания необходим определенный уровень развития сознания, самосознание является высшим видом сознания (Методологические проблемы..., 1975). Самосознание сопровождает любые процессы сознания в специфической форме осознания, отнесенности акта сознания к моему «Я», пишет И. И. Чеснокова (Чеснокова, 1977).

Размышления о структуре представлений человека о себе можно найти в работах Ф. Е. Василюка, И. С. Кона, В. В. Столина, И. И. Чес-ноковой и др.

В концепции Ф. Е. Василюка особо выделяется эмоциональный компонент самосознания, а проблема самосознания рассматривается со стороны психологии переживаний (Василюк, 1984). Он выделяет четыре типа переживаний: гедонистические, реалистические, ценностные и творческие. Эти переживания

автор связывает с «основными необходимостями» жизнедеятельности: гедонистические — со здесь-и-теперь удовлетворением; реалистические — с отсроченным удовлетворением потребностей; ценностные — с упорядочиванием внутреннего мира; творческие — с самоактуализацией (там же: 50-54).

В самосознании И. С. Кон выделяет идентичность (самость) и «Образ Я». С одной стороны, человек при изменениях окружающей среды сохраняет некоторую идентичность, поддерживая и воспроизводя собственную структуру, что является устойчивым в личности. С идентичностью связана субъективность явлений сознания, понятие действующего лица, наблюдателя. При изучении данного аспекта внимание направлено на процессы и механизмы сознательной саморегуляции поведения. И. С. Кон рассматривает итоговые продукты самосознания как систему образов и установок по отношению к самому себе (Кон, 1984).

Результатом проведенных В. В. Столиным исследований была модель уровневого строения самосознания, основанная на учете характера активности человека. На каждом из уровней различия самосознания определены спецификой трех видов активности человека: как организма, социального индивида и личности. Таким образом, представления человека о себе можно рассматривать как элементы само-отношения, которые наполнены отношением к себе как к субъекту активности, структурированные на самочувствие, идентичность и самореализацию (Столин, 1983).

И. И. Чеснокова рассматривает самосознание как сложный психический процесс, заключающийся в восприятии личностью много-

образных «образов» самого себя в различных ситуациях деятельности и в соединении этих образов в единое целостное образование — в представление, а затем в понятие о собственном «Я». Процесс самосознания тесно связан с разнообразными представлениями человека о себе, которые в дальнейшем обобщаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Таким образом, представление человека о себе структурируется на самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирования поведения (Чеснокова, 1977).

В зарубежной психологии представления человека о себе разрабатывались представителями разных направлений в контексте проблемы человеческого Я, Я-концепции: интроспективного (А. Пфендер, Т. Липпс), психоаналитического направления в теории личности (3. Фрейд, К. Хорни, А. Адлер, Г. Юнг, Э. Эриксон), гуманистического направления (А. Мас-лоу, Э. Фромм, К. Роджерс, В. Франкл), диспо-зиционного направления в теории личности (Г. Олпорт), социальной психологии (Ч. Кули, Д. Мид, М. Розен-берг, Т. Шибутани), когнитивной психологии (Д. Бэм, Ф. Хайдер) и др.

В теории У. Джемса закладывается первый психологический конструкт описания сферы самосознания личности. Изучая функции сознания и самосознания, У. Джемс также отметил их адаптивную роль в деятельности человека, выделив «Я»-осознающее («I») и «Я»-как-объект («Ме»), указав при этом на нераздельность общего пространства самосознания личности — «Я »-интегративное («Self») (Джемс, 2001).

Общий анализ «Я» У. Джемс строит в отношении 1) ее составных частей; 2) чувств и эмоций (самооценка); 3) поступков, вызываемых ими, тем самым впервые обозначив когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий аспекты самосознания (там же).

В концепции Э. Эриксона развитие «Эгоидентичности» во многом схоже с отечественными исследованиями особенностей становления самосознания. При этом «Эго» как инстанция собственно самосознания видится Эриксоном как автономное динамическое образование, обеспечивающее продуктивную

взаимосвязь человека с физическим и социальным окружением (Эриксон, 2006).

У К. Юнга процесс самосознания представляется как важное условие индивидуации личности. Изучая основные психологические проблемы, встающие перед личностью в кризисные моменты жизни, Юнг пришел к выводу, что они связаны с неполнотой и односторонностью самовосприятия и самопонимания. Самосознание личности направлено на постижение внутренней душевной жизни в движении к «самости». На этом пути человек открывает потаенные области своей души, существующие в бессознательном, но требующие своего принятия и включения в осознаваемую душевную целостность (Юнг, 1997).

Согласно А. Маслоу проблема самосознания непосредственно связана с его концепцией о самоактуализации. Самоактуализация как стремление человека стать тем, кем он способен стать, выступает у Маслоу в качестве одной из базовых потребностей человека, высшей в пирамиде потребностей начиная от физиологических потребностей, потребности в безопасности, потребности в любви, социальной принадлежности и уважении. В этой связи развитие самосознания обусловлено характером и способом удовлетворения потребностей, а также динамикой продвижения человека по шкале потребностей (Маслоу, 2006).

Иное значение термину самоактуализации придает В. Франкл, объясняя ее как не прямой, а побочный продукт направленности человека «вовне себя, на что-то, что не является им самим», то, что может быть представлено лишь как смысл (Франкл, 1990: 168). По Фран-клу, смысл нельзя дать, его нужно найти, смысл должен и может быть найден, но не может быть создан.

Центральное место в трудах К. Роджерса занимают вопросы развития самосознания человека, задачи личностного самоопределения в социальном окружении (Роджерс, 1994). В результате образуется Я-концепция человека как система самовосприятий, основывающаяся на прошлом опыте, данных настоящего, ожиданиях будущего и выступающая важной детерминантой ответных реакций индивида на его окружение. Именно Я-концепция, а не

«реальное Я», имеет, по мнению Роджерса, определяющее значение для личности и ее поведения. Она занимает центральное положение в феноменальном поле опыта (там же).

Заслуживает внимания теория социального взаимодействия Э. Берна, который считает, что «человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний Я — Родителя, Взрослого или Ребенка» (Берн, 1995: 17), при этом его подлинное Я может свободно переходить из одного состояния в другое.

Таким образом, структура самосознания личности может рассматриваться как совокупности «состояний Я»: Я-Родитель, Я-Взрос-лый, Я-Ребенок. Представления личности о себе связаны с идентификацией человеком каждого из своих состояний Я, установления их взаимодействий.

Подытоживая, отметим, что исследователи по-разному структурируют представления человека о себе:

— на самочувствие, идентичность и самореализацию как элементы самоотношения к себе как к субъекту активности;

— на самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование поведения;

— на «Я» — физическое, «Я» — социальное, «Я» — духовное;

— на представления о мужских и женских началах, наполненных социокультурным содержанием, тендерной классификацией;

— на совокупности «состояний Я»: Я-Роди-тель, Я-Взрослый, Я-Ребенок.

Анализ различных теоретических подходов к изучению представления человека о себе как основы самосознания как отечественных, так и зарубежных исследователей позволил определить, что представления человека о себе являются рефлексивным отображением самого себя, системой отношений личности к себе и к внешнему миру. Развиваются представления человека о себе в процессе активного участия в различных видах деятельности, а также включения в различные социальные группы. Заметим, что многие исследователи рассматривают осознанность человеком активности собственного бытия основным компонентом представлений человека о себе.

Представления человека о себе являются динамичным образованием психики, находятся в постоянном движении не только в онтогенезе, но и в повседневном функционировании, характеристиками его активности, компетентности в деятельности. Соответственно следующей задачей нашего исследования является анализ феномена представления о себе в структуре самосознания индивида как целого, а также в структуре общественного сознания как компонента, регулирующего и определяющего специфику межличностного взаимодействия субъекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Берн, Э. (1995) Игры, в которые играют люди, и люди, которые играют в игры. СПб. : Питер.

Василюк, Ф. Е. (1984) Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М. : Изд-во Моск. ун-та.

Джемс, У. (2001) Психология / под ред. Л. А. Петровской. М. : Педагогика.

Кон, И. С. (1984) В поисках себя. Личность и ее самосознание. М. : Политиздат.

Маслоу, А. (2006) Мотивация и личность. СПб. : Питер.

Методологические проблемы социальной психологии (1975) / под ред. Е. В. Шороховой. М. : Наука.

Роджерс, К. (1994) Взгляд на психотерапию, становление человека. М. : Прогресс.

Рубинштейн, С. Л. (1959) Принципы и пути развития психологии. М. : Изд-во Академии наук СССР.

Столин, В. В. (1983) Проблема самосознания личности с позиции теории деятельности А. Н. Леонтьева // А. Н. Леонтьев и современная психология. М. : Изд-во Моск. ун-та. С. 220-230.

Франкл, В. (1990) Человек в поисках смысла. М. : Прогресс.

Чеснокова, И. И. (1977) Проблема самосознания в психологии. М. : Наука.

Эриксон, Э. (2006) Идентичность: юность и кризис. М. : Флинта ; МПСИ ; Прогресс.

Юнг, К. Г. (1997) Aion. Исследование феноменологии самости. М. : Рефл-бук ; Киев : Ваклер.

THE PROBLEM OF THE NOTION OF ONESELF

AND ANOTHER PERSON IN PSYCHOLOGY A. I. Polianskiy (Moscow University for the Humanities)

The article covers the main approaches to the conception of the notion of oneself and another person; the general theoretical and methodological

studies of the progress of self-consciousness in the context of the problem of personality development are analyzed.

Keywords: self-comprehension of the person, self-knowledge, the problems of human «ego», reflective image of oneself.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Bern, E. (1995) Igry, v kotorye igraiut liudi, i liudi, kotorye igraiut v igry. SPb. : Piter.

Vasiliuk, F. E. (1984) Psikhologiia perezhivaniia. Analiz preodoleniia kriticheskikh situatsii. M. : Izd-vo Mosk. un-ta.

Dzhems, U. (2001) Psikhologiia / pod red. L. A. Pet-rovskoi. M. : Pedagogika.

Kon, I. S. (1984) V poiskakh sebia. Lichnost’ i ee samosoznanie. M. : Politizdat.

Maslou, A. (2006) Motivatsiia i lichnost’. SPb. : Piter.

Metodologicheskie problemy sotsial’noi psi-khologii (1975) / pod red. E. V. Shorokhovoi. M. : Nauka.

Rodzhers, K. (1994) Vzgliad na psikhoterapiiu, stanovlenie cheloveka. M. : Progress.

Rubinshtein, S. L. (1959) Printsipy i puti razvitiia psikhologii. M. : Izd-vo Akademii nauk SSSR.

Stolin, V. V. (1983) Problema samosoznaniia lichnosti s pozitsii teorii deiatel’nosti A. N. Leont’eva // A. N. Leont’ev i sovremennaia psikhologiia. M. : Izd-vo Mosk. un-ta. S. 220-230.

Frankl, V. (1990) Chelovek v poiskakh smysla. M. : Progress.

Chesnokova, I. I. (1977) Problema samosoznaniia v psikhologii. M. : Nauka.

Erikson, E. (2006) Identichnost’: iunost’ i krizis. M. : Flinta ; MPSI ; Progress.

Iung, K. G. (1997) Aion. Issledovanie fenomeno-logii samosti. M. : Refl-buk ; Kiev : Vakler.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.