Научная статья на тему 'Проблема правовой определенности политики ресоциализации лиц, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него'

Проблема правовой определенности политики ресоциализации лиц, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
425
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / НЕТИПИЧНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ДОРОЖНАЯ КАРТА / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ / ПОМОЩЬ ОСУЖДЕННЫМ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кленова Татьяна Владимировна, Адоевская Ольга Александровна

В статье исследуется проблема правовой опреде-ленности уголовной политики в сфере ресоциализа-ции лиц, отбывших уголовное наказание и освобож-денных от него. Поставлен вопрос о необходимости разработки нормативной базы ресоциализации осуж-денных и сформулированы её концептуальные и содержательные особенности. Предлагается соз-дать дорожную карту ресоциализации и реального включения в гражданское общество лиц, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него, на основе социального партнерства государства и граж-данского общества, которая предназначена стать официальным источником уголовной политики и за-конодательства о ресоциализации осужденных. Статья подготовлена в рамках социального обра-зовательного проекта «Дорожная карта ресоциализа-ции и реального включения в гражданское общество лиц, отбывших уголовное наказание и освобожден ных от него (2018-2021 гг.)» с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Научное обеспечение этого проекта выполняет ка-федра уголовного права и криминологии Самарско-го национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема правовой определенности политики ресоциализации лиц, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него»

УДК 343.8

DOI 10.24411/2078-5356-2019-10117

Кленова Татьяна Владимировна Tatiana V. Klenova

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии

doctor of sciences (law), professor, head of criminal law and criminology department Samara national research university named after academician S.P. Korolev (1 Akademik Pavlov st., Samara, Russian Federation, 443011)

E-mail: [email protected]

Адоевская Ольга Александровна Olga A. Adoyevskaya

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (Самарский университет) (443011, Самара, ул. Ак. Павлова, 1)

candidate of sciences (law), associate professor, associate professor of the department of criminal law and criminology

Samara national research university named after academician S.P. Korolev (1 Akademik Pavlov st., Samara, Russian Federation, 443011)

E-mail: [email protected]

Проблема правовой определенности политики ресоциализации лиц, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него

The problem of legal certainty of the policy of resocialization of persons who have served a criminal sentence and who have been released from it

В статье исследуется проблема правовой опреде- The article explores the problem of legal certainty of

ленности уголовной политики в сфере ресоциализа- the criminal policy in the sphere of resocialization of per-

ции лиц, отбывших уголовное наказание и освобож- sons who have served a criminal sentence and are re-

денных от него. Поставлен вопрос о необходимости leased from it. The question is raised about the need to

разработки нормативной базы ресоциализации осуж- develop a regulatory framework for the re-socialization

денных и сформулированы её концептуальные и of convicts and formulated its conceptual and substan-

содержательные особенности. Предлагается соз- tive features. It is proposed to create a road map for re-

дать дорожную карту ресоциализации и реального socialization and real inclusion in civil society of persons

включения в гражданское общество лиц, отбывших who have served a criminal sentence and released from

уголовное наказание и освобожденных от него, на it on the basis of social partnership between the state

основе социального партнерства государства и граж- and civil society, which is intended to become an official

данского общества, которая предназначена стать source of criminal policy and legislation on the re-social-

официальным источником уголовной политики и за- ization of convicts.

конодательства о ресоциализации осужденных. The article is prepared within the framework of

Статья подготовлена в рамках социального обра- the social educational project «Road map of re-so-

зовательного проекта «Дорожная карта ресоциализа- cialization and real inclusion in civil society of per-

ции и реального включения в гражданское общество sons who have served a criminal sentence and re-

лиц, отбывших уголовное наказание и освобожден- leased from it (2018-2021)» using the grant of the

© Кленова Т.В., Адоевская О.А., 2019

ных от него (2018-2021 гг.)» с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Научное обеспечение этого проекта выполняет кафедра уголовного права и криминологии Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева.

Ключевые слова: систематизация законодательства, нетипичные нормативные правовые акты, дорожная карта, уголовно-исполнительная политика, освобождение от наказания, помощь осужденным, ресоциализация.

President of the Russian Federation for the development of civil society provided by the presidential grants Fund. The department of criminal law and criminology of Samara national research University named after academician S.P. Korolev carry out scientific support of this project.

Keywords: systematization of legislation, atypical normative legal acts, road map, criminal-executive policy, exemption from punishment, assistance to convicts, resocialization.

Приоритетная цель государственной политики закреплена в Конституции РФ. В статье 7 установлено: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Гуманистическая модель политики отражена в Уголовно-исполнительном кодексе РФ (УИК РФ), который провозгласил основными целями уголовно-исполнительного законодательства исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами, а среди задач назвал охрану прав, свобод и законных интересов осужденных, оказание им помощи в социальной адаптации (ч. 2 ст. 1). Такой подход полностью соответствует международному праву. Так, цели исправления и социального перевоспитания осужденных названы в качестве основных в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 10). В Минимальных стандартных правилах ООН в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы (2015 г.)) закреплено, что «целями приговора к тюремному заключению или к аналогичному лишению свободы являются главным образом защита общества от преступников и сокращение случаев рецидивизма. Эти цели могут быть достигнуты только в том случае, если срок заключения используется, насколько это возможно, для обеспечения реинтеграции (ресоциализации) таких лиц в общество после их освобождения с тем, чтобы они могли вести законопослушный и самостоятельный образ жизни» (правило 4).

К сожалению, в современной России в уголовной политике все больше утверждается иная стратегия, с консеквенциональным пониманием права, ориентированным на утилитаризм, а не на человека, его исправление и ресоциализацию.

По оценке А.Э. Жалинского, «уголовная политика должна рассматриваться, возможно, метафорически, как рынок специфических услуг, а его развитие - осуществляться в коммуникациях между потребителями - субъектами правового оборота, нуждающимися в защите, и субъектами этих услуг - государственными и общественными, которые одновременно и предоставляют услуги, и нуждаются в них» [2, с. 205]. Сторонники консеквенционального подхода противопоставляют его нравственным аргументам и характеризуют архаичной воспитательную функцию законов криминального цикла.

Хотя исправление до сих пор признается целью наказания, однако в реальном правовом регулировании не гарантируется. Так, одним из основных средств исправления и стимулирования правопослушного поведения осужденных после отбывания наказания названа воспитательная работа (ч. 1, 2 ст. 9 УИК РФ). Но в действующем УИК РФ недостаточно решен вопрос о роли и содержании воспитательной работы с осужденными.

Во-первых, воспитательная работа описана только применительно к осужденным к двум видам наказания - принудительным работам (ст. 6012 УИК РФ) и лишению свободы (ст. 109, 110 УИК РФ). При этом названные статьи носят абстрактный характер: не указан примерный перечень воспитательных мероприятий, не определены субъекты, ответственные за проведение воспитательной работы.

Во-вторых, не предусмотрены такие формы взаимодействия должностных лиц, осуществляющих воспитательную деятельность, и осужденных, которые способствовали бы формированию и развитию у последних ответственного поведения и самостоятельного образа жизни.

В-третьих, воспитательная работа в целях подготовки к освобождению осужденных к ли-

шению свободы и принудительным работам начинается за 6 месяцев до истечения срока лишения свободы (ст. 180 УИК РФ). Очевидно, что этого срока недостаточно. Ресоциализация осужденных должна начинаться с первых дней исполнения (отбывания) наказания, как это определено в Минимальных стандартных правилах ООН в отношении обращения с заключенными (2015 г.).

Считаем, что в УИК РФ необходимо более полно урегулировать содержание воспитательной работы, которая способна улучшить личность осужденного за время отбывания наказания путем целенаправленного исправительного воздействия, а также подготовить его к ведению самостоятельного и социально полезного образа жизни после освобождения от отбывания наказания.

Для достижения целей и задач уголовно-исполнительного законодательства необходимо оказание осужденным помощи в ресоциализа-ции (социальной адаптации). В главе 22 УИК РФ «Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними» такая деятельность описана, но только в отношении трех видов наказания - арест (этот вид наказания не применяется в Российской Федерации ввиду отсутствия арестных домов и средств на их строительство), принудительные работы и лишение свободы.

Правовое регулирование помощи осужденным, освобождаемым от других видов наказания, предусмотренных в статье 44 УК РФ, вовсе отсутствует. Это, несомненно, является отступлением от принципа системного правотворчества.

Как отмечают научные исследователи, в предмет уголовно-исполнительного законодательства обычно не включают отношения, связанные с оказанием помощи освобожденным от наказания, предполагается, что регламентация этих вопросов должна предусматриваться в специальных законодательных актах [3, с. 38].

Для достижения целей предупреждения преступлений принят Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Однако он совершенно недостаточен для цели правовой определенности уголовной политики в сфере ресоциализа-ции лиц, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него. В этом Законе даже ясно не определен круг субъектов, ответственных за ресоциализацию. Трактовка субъектов ресоци-ализации как общих субъектов профилактики

правонарушений (органы исполнительной власти и местного самоуправления, прокуратуры и следственные органы Следственного комитета РФ) и лиц, участвующих в профилактике правонарушений (в силу ст. 2 указанного Закона -граждане, общественные объединения и иные организации), в данном случае недостаточна, учитывая контингент адресатов ресоциализа-ции, в работу с которыми на постпенитенциарном этапе в первоочередном порядке должны включаться МВД и ФСИН России.

Неправильно, что в Федеральном законе от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ вообще не выделена совокупность норм, посвященных предупреждению рецидивных преступлений. Соответствующий институт должны составить нормы, предусмотренные положениями об административном надзоре, об общественных наблюдательных комиссиях, а также нормы, регулирующие постпенитенциарную деятельность исправительных учреждений и территориальных органов внутренних дел.

Федеральный закон от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» устанавливает правовые основы участия общественных объединений в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в том числе в создании условий для их адаптации к жизни в обществе (ст. 1).

Основными формами содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, названы участие в решении вопросов их трудового, жилищно-бытового устройства, а также в решении вопросов, связанных с оказанием им медицинской помощи и предоставлением иных гарантий, установленных законодательством в сфере охраны здоровья и законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании (ст. 22). Как видно, эта норма носит в основном декларативный характер и по способу изложения является бланкетной, отсылая к нормам, которые не систематизированы и рассредоточены по различным нормативным правовым актам.

Таким образом, в Федеральном законе от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ отсутствуют гарантии оказания содействия освобождающимся лицам в создании условий для их адаптации к жизни в обществе.

Очевидным пробелом действующего законодательства является и то, что не закреплена обязанность общественных наблюдательных комиссий осуществлять общественный контроль за лицами, отбывшими уголовное наказание и освобожденными от него. Согласно Федеральному закону от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей.

Административный надзор признается эффективным средством предупреждения рецидивной преступности, но распространяется на ограниченное число лиц (ч. 1 ст. 3). Правоогра-ничения, относящиеся к административному надзору, представляют значительно большее вмешательство в сферу личных прав и свобод осужденного, чем общественное наблюдение. В связи с этим предлагается в отношении тех лиц, которые подвергаются административному надзору, устанавливать и более мягкие меры, какими являются формы и способы общественного наблюдения. Это позволит расширить круг адресатов административного надзора.

В целях гуманизации и закрепления международных стандартов исполнения наказания в России Министерством юстиции и Федеральной службой исполнения наказаний были разработаны Концепция развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р (далее - Концепция) и 24 сопутствующих законопроекта.

Концепция в качестве одной из основных целей называет сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам. Но в УИК РФ отсутствуют статьи о социальной и психологической работе в местах лишения свободы, хотя эти виды деятельности необходимы как для постоянной адаптации человека в условиях изоляции, так и его подготовки к освобождению из исправительного учреждения.

Таким образом, главу 15 УИК РФ «Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы» следует дополнить новыми статьями «Социальная работа с осужденными к лишению свободы» и «Психологическая работа с осужденными к лишению свободы».

Не приспособлена для выполнения воспитательной функции и Инструкция об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы (утв. приказом Минюста от 13 января 2006 г. № 2). Согласно пункту 28 под оказанием помощи осужденным понимается проведение беседы о жизненных планах после освобождения, предполагаемом месте проживания, имеющихся возможностях в вопросах обеспечения жильем и устройства на работу, а также разъяснение необходимости соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации и т. д.

Как видно из инструкции, помощь осужденным, освобождаемым от наказания, носит формальный характер и не является результативной, так как сводится к проведению бесед на абстрактные темы.

Не свободна от формальностей и работа сотрудников групп социальной защиты осужденных, которая в основном ограничивается перепиской с органами местного самоуправления, федеральной службой занятости и другими работодателями по поводу предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства освобождаемых из исправительных учреждений (п. 20 Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы, утв. приказом Минюста России от 30 декабря 2005 года № 262 (в ред. от 21.07.2016)).

Одна из основных задач работы группы социальной защиты осужденных - подготовка осужденных к освобождению, организация занятий в «Школе подготовки осужденных к освобождению» (п. 3 Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения). Однако работа «Школы подготовки осужденных к освобождению» правовыми нормами не урегулирована.

Комплексный анализ действующего законодательства о ресоциализации позволяет сделать вывод о том, что правовое регулирование по этому направлению осуществляется бессистемно и отличается пробельностью и поддерж-

ка освобожденных лиц еще не стала приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации.

Назрела потребность в принятии специального акта «Дорожная карта ресоциализации и реального включения в гражданское общество лиц, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него» (далее - Дорожная карта), который бы выполнил одновременно политическую и технико-юридическую роль в ресоци-ализационном процессе, и стал бы базовым официальным источником законодательства о ресоциализации [4, с. 44].

Под ресоциализацией для целей Дорожной карты понимается интеграция в систему общественных отношений и включение в гражданское общество лиц, отбывавших наказание, чтобы они могли вести законопослушный и самостоятельный образ жизни. Ресоциализация осуществляется путем восстановления у этих лиц утраченных или проблематизированных социальных ценностей при создании необходимых социальных, экономических, педагогических, психологических, медицинских и правовых условий.

Дорожная карта - пример нетипичного официального источника правовых норм, поскольку предполагается, что в его разработке и принятии будут участвовать представители государственной власти совместно с представителями гражданского общества. Возможность социального партнерства в правотворчестве, результатом которого являются «коллегиальные нормативные правовые акты», допускается с позиции общей теории права. Например, В.М. Баранов пишет: «Назрела потребность в расширении принятия государством совместных с некоторыми влиятельными институтами гражданского общества законодательных и иных нормативных правовых актов. Это невозврат к совместным актам ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, ЦК ВЦСПС и Совета Министров СССР, хотя и этот технико-юридический опыт здесь можно использовать. Речь идет о более высоком уровне и качестве социального партнерства в законотворчестве <...> Ответственность (правовая и моральная) за качество принятого закона и эффективность его реализации ложится при таком подходе и такой правовой политике не только на государство, но и на гражданское общество» [1, с. 533].

В государствах не только советской, но и иных политико-правовых систем прошли апробацию рекомендации об использовании нети-

пичных актов смешанной природы. Для сравнения, в США с 1987 года действует Федеральное руководство по назначению уголовных наказаний (с приложением Шкалы уголовных наказаний), разработанное Федеральной комиссией США по назначению наказания и утвержденное Конгрессом США. Настоящая Федеральная комиссия была создана как независимый орган в рамках судебной ветви власти, и Верховный Суд США признал ее конституционность, отклонив аргумент, что произошло якобы незаконное делегирование законодательной власти федеральной комиссии (Mistretta v. United States). Федеральная комиссия по назначению уголовных наказаний не только сформулировала нормы о наказании, но и продолжает выполнять обязанности по определению уголовной политики в этой области, осуществляет функции информационного источника для законодательной и исполнительной власти, судов и практикующих юристов, научного сообщества и граждан [5, с. 8-9].

В Дорожной карте необходимо определить цели, задачи, принципы и приоритетные направления политики ресоциализации лиц, отбывших наказание и освобожденных от него.

Из всех возможных целей политики ресо-циализации выделяем предупреждение рецидивной (повторной) преступности, а также социальное перевоспитание лиц, отбывших наказание и освобожденных от него, чтобы они могли вести законопослушный и самостоятельный образ жизни.

Полагаем, что политика ресоциализации должна основываться на принципах: приоритета прав человека, социальной справедливости, законности, равенства, гуманизма, добровольности, открытости и публичности, социального партнерства.

При осуществлении политики ресоциализа-ции необходимо гарантировать реализацию основных прав лиц, освобожденных от отбывания наказания. В первую очередь речь идет о правах человека, закрепленных в Международном пакте о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, которые вошли в систему российского права: право на жизнь, здоровье, достойное существование, образование, труд, обеспечение возможностей для благоприятного развития, участия в жизни общества и др.

В Дорожной карте необходимо закрепить сбалансированное участие всех ветвей государственной власти и представителей гражданского общества в данном процессе, а также предусмотреть конкретные ресоциа-лизационные мероприятия, субъектов, ответственных за эти мероприятия, и источники их финансирования.

Дорожная карта - это межотраслевой акт, включающий нормы нормативных правовых актов разной отраслевой принадлежности, посвященных в той или иной степени ресоциа-лизации. Систематизация этих норм позволит максимально обеспечить органическое взаимодействие органов ФСИН России, МВД России с иными государственными органами власти и представителями гражданского общества, участвующими в оказании помощи лицам, отбывшим уголовное наказание и освобожденным от него. Здесь необходимо комплексное использование достижений не только юридической науки, но и педагогики, психологии, социологии, медицины.

Для принятия Дорожной карты необходимо организовать публичные слушания, объединив усилия государственных органов, практических работников и гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, научных деятелей, которые в результате обмена опытом, анализа состояния преступности и исследований в области предупреждения рецидивной преступности смогут разработать основные руководства по ресоциализации лиц, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него, которые будут закреплены в Дорожной карте.

Дорожная карта должна помочь внедрить новые подходы к совершенствованию существующих правовых систем, основ для применения более гуманных и эффективных методов предупреждения преступности.

Примечания

1. Жалинский А. Э. Избранные труды в четырех томах. Т. 4. Правовое мышление и профессиональная деятельность юриста. Науковедческие проблемы правоведения. М., 2016. 585 с.

2. Уголовно-исполнительное право: учебник / под ред. И.В. Шмарова. М.: БЕК, 1998. 624 с.

3. Кленова Т.В., Щукина Н.П., Адоевская О.А. О дорожной карте ресоциализации и реального включения в гражданское общество лиц, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него // Вестник Самарского юридического института. 2017. № 4 (26). С. 41-45.

4. Баранов В.М. Очерки техники правотворчества. Избранные труды. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2015. 667 с.

5. Шкала уголовных наказаний как способ борьбы с коррупцией в сфере правосудия: материалы международной научно-практической конференции. 7-8 октября 2004 года. М.: Издание Государственной Думы, 2005. 112 с.

References

1. Zhalinsky A.E. Selected works in four volumes. 4. Legal thinking and professional activity of a lawyer. Nau-kovedcheskie problems of jurisprudence, Moscow, 2016. 585 p. (In Russ.)

2. Criminal-executive law: a textbook / ed. I.V. Shma-rov. Moscow: BEK Pabl., 1998. 624 p. (In Russ.)

3. Klenova T.V., Shchukina N.P., Adoyevskaya O.A. On the road map for resocialization and real inclusion in civil society of persons who have served a criminal sentence and released from it. Bulletin of the Samara institute of law, 2017, no. 4 (26), pp. 41-45. (In Russ.)

4. Baranov V.M. Essays on the technology of lawmaking: selected works. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia, 2015. 667 p. (In Russ.)

5. Scale of criminal penalties as a way to combat corruption in the field of justice: proceedings of the International scientific and practical conference. 7-8 October 2004. Moscow: Publication of the State Duma, 2005. 112 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.