Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ИНТИМ УСЛУГ'

ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ИНТИМ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
381
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЕБКАМ / ЦИФРОСЕКСУАЛИЗМ / ПРОСТИТУЦИЯ / ПОРНОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / ИНТИМНЫЕ УСЛУГИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горбач Н.В., Слотина Я.А., Соловьёв С.С.

Вебкам-индустрия начала развиваться с появлением новых компьютерных и интернет-технологий ещё с конца 1990-х годов, но качественный скачок переживает в период пандемии с конца 2019 года по настоящее время. Именно этим обуславливается актуальность данного исследования, ведь в этой сфере развиваются новые формы преступной деятельности, которые требуют соответствующей реакции со стороны государства и нуждаются в правовом регулировании. В рамках статьи произведен комплексный анализ такого явления как вебкам-индустрия, разработаны понятие и продукт вебкам-индустрии, а также выдвинуты предложения по совершенствованию правового регулирования соответствующей сферы. К

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ИНТИМ УСЛУГ»

средствами. Определено понятие земельного участка и охранительные правовые средства. В Украине данные правовые средства отсутствуют.

Вторая группа средств административно-правовой охраны земель выявлена в обоих государствах, которая включает также учетно-регистрационные средства, государственный земельный контроль, территориальное земельное планирование, мелиорацию земли, землеотвод, а также административный порядок разрешения земельных споров.

Список использованной литературы:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.04.2020) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http: //www .consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-Ф3 (ред. от 18.03.2020) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_33773/

3. ЗЕМЕЛЬНИЙ КОДЕКС УКРАШИ Вщомост Верховно! Ради Укра!ни (ВВР), 2002, № 3-4, ст.27 [Электронный ресурс] //zakon.rada.gov.ua. - Режим доступа: http://www. zakon.rada.gov.ua.

4. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 22.08.2021) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/

5. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право : учебник для вузов. - 3-е изд., пересмотр., и доп. - М. : Норма, 2007.

6. Адмшютративне право Украши : шдручник / Ю. П. Битяк, В. М. Гаращук, О. В. Дьяченко [та ш] ; за ред. Ю. П. Битяка. - Ки!в : Юршком 1нтер, 2005.

7. Кодекс Украши про адмшютративш правопорушення Вщомост Верховно! Ради Укра!нсько! РСР (ВВР) 1984, додаток до № 51, ст.1122 [Электронный ресурс] //zakon.rada.gov.ua. - Режим доступа: http://www. zakon.rada.gov.ua.

© Каструба И.А., 2021

УДК: 343.2/.7

Горбач Н.В.

студент 3 курса

Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого

г. Санкт-Петербург, РФ Слотина Я.А. студент 3 курса

Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого

г. Санкт-Петербург, РФ Соловьёв С.С. студент 3 курса

Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого

г. Санкт-Петербург, РФ

ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ

ВИРТУАЛЬНЫХ ИНТИМ УСЛУГ

Аннотация

Вебкам-индустрия начала развиваться с появлением новых компьютерных и интернет-технологий ещё с конца 1990-х годов, но качественный скачок переживает в период пандемии с конца 2019 года по настоящее время. Именно этим обуславливается актуальность данного исследования, ведь в этой сфере

развиваются новые формы преступной деятельности, которые требуют соответствующей реакции со стороны государства и нуждаются в правовом регулировании. В рамках статьи произведен комплексный анализ такого явления как вебкам-индустрия, разработаны понятие и продукт вебкам-индустрии, а также выдвинуты предложения по совершенствованию правового регулирования соответствующей сферы.

Ключевые слова

Вебкам; цифросексуализм; проституция; порнографические материалы; интимные услуги;

цифровизация; интернет.

Результаты многочисленных исследований, проведённых в ряде развитых стран, свидетельствуют о том, что поколение, рождённое в конце 1990-х - начале 2000-х годов, менее заинтересовано в наличии регулярных половых отношений. Это объясняется рядом факторов: повышением уровня сексуальной культуры, нехваткой временных и эмоциональных ресурсов и развитием вследствие этого тревожных и депрессивных расстройств, а также эвентуальностью замены физического партнёра виртуальным. Это подтверждается статистикой Центра по контролю и профилактике заболеваний в американских школах: так в 1991 году 54,1% старшеклассников имели сексуальный опыт, в то время как в 2017 году количество таких старшеклассников снизилось на 15% [7].

Все эти факторы в совокупности с цифровизацией общества и внедрением дистанционных технологий и привели к возникновению такого явления как «вебкам-индустрия». Для качественного анализа данного явления необходимо раскрыть содержание понятия «вебкам», однако в российском законодательстве отсутствует соответствующая дефиниция. Стоит отметить, что ранее российскими законотворцами предпринимались попытки определить основные понятия, затрагивающие сферу деятельности, связанную с удовлетворением сексуальных потребностей людей. Эта попытка была осуществлена в проекте ФЗ «О государственной защите нравственности и здоровья граждан и об усилении контроля за оборотом продукции сексуального характера». В данном законопроекте были выделены основные понятия, касающиеся этих общественных отношений: услуги сексуального характера, зрелищные мероприятия сексуального характера, продукция сексуального и порнографического характера [3]. Но первостепенной важностью в рамках данного исследования обладает понятие зрелищных мероприятий сексуального характера, которое законодатель определяет как любые формы публичной демонстрации продукции сексуального характера и (или) сценических действий сексуального характера. Данное понятие наиболее близко по своему содержанию к эмпирическому определению вебкам-индустрии.

Однако не стоит отождествлять понятие вебкам-индустрии и секс-индустрии, поскольку первое является частным случаем второго. Так Алихаджиева И. С. определяет секс-индустрию как всё многообразие форм, удовлетворяющих сексуальные потребности, а её продуктом являются товары и услуги для удовлетворения данных потребностей [4, с. 162].

Реферируя вышеизложенное, удалось синтезировать принципиально новое определение вебкам-индустрии и её продукта. Таким образом, вебкам-индустрия - это форма публичной демонстрации материалов сексуального и иного характера с целью удовлетворения сексуальных и (или) социальных потребностей мембера (зрителя) посредством сети Интернет.

Продукт вебкам-индустрии - это особый вид аудиовизуальной виртуальной продукции сексуального и иного характера, которая демонстрируется в прямом эфире посредством сети Интернет и которая направлена на удовлетворение сексуальных и (или) социальных потребностей.

Далее является целесообразным рассмотреть некоторые проблемы квалификации данного деяния. Проанализировав судебную практику, удалось выяснить, что занятие вебкамом квалифицируется, как правило, по ст. 240, 241, 242 УК РФ [1]. Однако есть все основания полагать, что рассматриваемое деяние не охватывается данными нормами, поскольку проституция, например, предполагает систематическое вступление в половую связь в любой форме с другим лицом за деньги или иное вознаграждение. В случае с вебкамом данный признак отсутствует, так как собственно половой акт не совершается ввиду особенностей этого вида деятельности. Кроме того, продукт вебкам-индустрии не представляет собой в широком смысле этого слова порнографический материал, ведь в большинстве случаев отсутствует грубо

натуралистическое детальное изображение анатомических и (или) физиологических подробностей интимных частей тела и сексуальных отношений. В то время как набирающая популярность платформа Оп^ап8 и материалы, размещённые на данной платформе, могут быть квалифицированы по ст. 242 УК РФ.

Схожего мнения придерживается В. С. Соловьёв, который отмечает, что лица, оказывающие сексуальные услуги онлайн, оказываются в более выигрышном положении, нежели те, кто оказывает традиционные офлайн сексуальные услуги. Их практически невозможно привлечь к ответственности по ст. 6.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а организация оказания сексуальных услуг онлайн и вовлечение в такую деятельность не подпадают под квалификацию по ст. 241 и 240 УК РФ соответственно. Отсюда уже сейчас необходимо «уравнивание» юридических последствий для лиц, оказывающих сексуальные услуги онлайн и офлайн [5, с. 52].

Полагаем, что вышеперечисленные нормы Уголовного кодекса не охватывают в полной мере деяния, которые совершаются в сфере вебкам-индустрии [6]. Именно поэтому необходимо введение дополнительной нормы в УК РФ, которая бы вводила понятие «цифросексуализм», то есть оказание виртуальных интим-услуг за деньги и которая бы включала в себя непосредственно и понятие «вебкам». Важно предусмотреть ответственность за эти деяния, потому как возник целый сектор общественных отношений, которые никак не замечены законодателем. Более того, стоит отметить, что деяния, совершаемые в сфере оказания виртуальных интим услуг, обладают признаками формального состава преступления: то есть оно должно считаться оконченным в момент, когда модель садится перед веб-камерой и запускает прямую трансляцию, при этом наступление общественно опасных последствий необязательно.

Важно помнить, что деяния, совершаемые в сфере оказания виртуальных интим-услуг следует отнести к преступлениям, доказывание которых представляется достаточно трудоёмким процессом. Судам, следователям и дознавателям необходимо привлечение лиц, обладающих специальными знаниями в различных областях науки, техники, искусства и ремесла. Необходимо проведение судебной компьютерно-технической и искусствоведческой экспертизы, потому что они способны исследовать факты, необходимые для установления обстоятельств по делу.

Законодательное закрепление понятия вебкам-индустрии и введение ответственности за данное деяние представляется одним из ключевых направлений совершенствования российского уголовного законодательства. Деяния, совершаемые в сфере оказания виртуальных интим-услуг обладают повышенной общественной опасностью, потому как негативно сказываются на нравственности общества в целом, затрагивают право несовершеннолетних граждан на здоровое моральное и физическое развитие.

Более того, государству стоит обратить внимание на вебкам-индустрию с экономической и организационной точки зрения. Известно, что на специализированных платформах, используемых вебкам-индустрией, происходит незаконный оборот денежных средств в особо крупном размере, то есть формируется теневой сектор экономики. Также стоит отметить, что некоторые владельцы так называемых вебкам-студий стремятся действовать в обход законодательства, официально регистрируя юридическое лицо в ЕГРЮЛ под кодом экономический деятельности 96.09 «Предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки» или в принципе используют несуществующие регистрационные номера в целях маркетинга [2].

Таким образом, является целесообразным законодательное урегулирование вебкам-индустрии посредством закрепления понятия «цифросексуализм», потому как данная сфера деятельности представляет собой новую и незамеченную государством. То есть в системе действующего российского права отсутствуют нормы, которые бы непосредственного регулировали общественные отношения в сфере оказания виртуальных интим-услуг, существует пробел в праве. Для устранения этого пробела, необходимо принятие новой нормы, поскольку применение аналогии в уголовном праве недопустимо.

Список использованной литературы:

1. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации - 17 июня 1996 г. - № 25 - Ст. 2954.

2. О принятии и введение в действие Общероссийского классификатора видов экономической

деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД») ОК 034-2014 (КПЕС 2008): приказ Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст (ред. от 17.02.2016) // Экономика и жизнь (Бухгалтерское приложение). - 2014. - 30 мая.

3. Проект Федерального закона «О государственной защите нравственности и здоровья граждан и об усилении контроля за оборотом продукции сексуального характера» №96700079-2 // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/96700079-2 (дата обращения 20.06.2021).

4. Алихаджиева, И. С. О новых тенденциях современной секс-индустрии и её криминологических рисках / И. С. Алихаджиева // Актуальные проблемы российского права. - 2021. - №4. - С. 160-173.

5. Соловьёв, В. С. Криминологические риски цифросексуализма / В. С. Соловьёв // Вестник Российской правовой академии. - 2020. - №3. - С. 47-56.

6. Боеприпасы и миллионы: как брали вебкам-моделей в Петербурге // URL: https://www.gazeta.ru/social/2021/04/09/13552322.shtml (дата обращения 19.06.2021).

7. The share of Americans not having sex has reached a record high. Date Views 20.06.2021 www.washingtonpost.com/business/2019/03/29/share-americans-not-having-sex-has-reached-record-high/?noredirect=on.

© Горбач Н.В., Слотина Я.А., Соловьёв С.С., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.