Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ'

ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
247
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАКОН / ИНВАЛИД / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ИНВАЛИДА / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каирова Алла Игнатовна

Социальная защита прав инвалидов является одним из наиболее приоритетных направлений социальной политики современного российского государства. В связи с этим, задача выработки эффективного механизма по координации деятельности в сфере социальной защиты инвалидов, осуществляемой как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях, выдвигается в качестве приоритетной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Каирова Алла Игнатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF LEGAL REGULATION OF COORDINATION OF ACTIVITIES IN THE FIELD OF SOCIAL PROTECTION OF DISABLED PEOPLE

Social protection of the rights of disabled people is one of the most priority areas of the social policy of the modern Russian state. In this regard, the task of developing an effective mechanism for coordinating activities in the field of social protection of persons with disabilities, carried out both at the federal, and at the regional and municipal levels, is put forward as a priority.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_12_51

ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ THE PROBLEM OF LEGAL REGULATION OF THE COORDINATION OF ACTIVITIES IN THE FIELD OF SOCIAL PROTECTION OF THE DISABLED PEOPLE

КАИРОВА Алла Игнатовна,

кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой, Московский государственный гуманитарно-экономический университет. 107150, Россия, г. Москва, ул. Лосиноостровская, 49. E-mail: kairova@mggeu.ru;

KAIROVA Alla Ignatovna,

candidate of historical sciences, associate professor, Moscow state University of Humanities and Economics. Losinoostrovskaya str., 49, Moscow, 107150, Russia. E-mail: kairova@mggeu.ru

Краткая аннотация. Социальная защита прав инвалидов является одним из наиболее приоритетных направлений социальной политики современного российского государства. В связи с этим, задача выработки эффективного механизма по координации деятельности в сфере социальной защиты инвалидов, осуществляемой как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях, выдвигается в качестве приоритетной.

Abstract. Social protection of the rights of disabled people is one of the most priority areas of the social policy of the modern Russian state. In this regard, the task of developing an effective mechanism for coordinating activities in the field of social protection of persons with disabilities, carried out both at the federal, and at the regional and municipal levels, is put forward as a priority.

Ключевые слова. Нормативно-правовое регулирование, закон, инвалид, социальная защита инвалида, органы власти, координация деятельности.

Keywords: Legal regulation, law, disabled person, social protection of a disabled person, authorities, coordination of activities.

Для цитирования: Каирова А.И. Проблема правового регулирования координации деятельности в сфере социальной защиты инвалидов // Право и государство: теория и практика. 2022. № 12(216). С. 51-53. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_12_51.

For citation: Kairova A.I. The problem of legal regulation of the coordination of activities in the field of social protection of the disabled people // Law and state: theory and practice. 2022. No. 12(216). pp. 51-53. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_12_51.

Статья поступила в редакцию: 21.10.2022

Одним из критериев, определяющих гражданскую зрелость общества, социальную ориентированность государства, является степень реализованности законодательно закрепленных мер поддержки незащищенных групп населения, наиболее многочисленной среди которых в Российской Федерации являются инвалиды. «По данным Федерального реестра инвалидов, по состоянию на 1 октября 2020 года в Российской Федерации насчитывается 11005193 инвалида» [11].

К формально-юридическим признакам, характеризующим социальную ориентированность государства, относятся такие, как «законодательное закрепление обязанностей государства в социальной сфере и механизма их реализации; законодательная конкретизация механизма реализации социальных прав; наличие особых органов государственной власти и иных структурных элементов» [10]. Достигнутый Российской Федерацией уровень нормативно-правового закрепления прав инвалидов соответствует существующим в современном мире стандартам, хотя необходимость его совершенствования остается актуальной и нуждается в постоянном мониторинге. Этого требует современный подход к пониманию инвалидности, отличающийся от прежнего тем, что она ассоциируется не с физическими, психическими или сенсорными недостатками личности, а с социальными барьерами или ограничениями, которые могут препятствовать эффективному осуществлению ее прав. Признание за инвалидами равных прав, присущих человеку и отказ от дискриминационного отношения к ним, господствовавшего еще до недавнего прошлого, коренным образом изменило подходы государства к проблеме инвалидности. Разрабатываются долгосрочные программы, направленные на проведение особых мер, обеспечивающих для инвалидов максимальную независимость и способность в физическом и социальном плане [9].

Как и другие функции государства, его социальная функция реализуется в таких правовых формах, как правотворческая, правореали-зационная и правозащитная. Интеграция инвалидов в общество в первую очередь, потребовала создания нормативно-правовой основы деятельности государственных, муниципальных, общественных и иных структур, объединяющей федеральные законы, региональные нормативно-правовые акты и акты муниципальных органов власти.

Основным законом в Российской Федерации, обеспечивающим интеграцию инвалидов в общество, является «Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [1], в соответствии со ст. 2 определяется понятие социальной защиты, как «системы гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества».

Закон о социальной защите инвалидов - уникальный нормативно-правовой акт, он определяет компетенции не только федеральных, но и региональных и муниципальных органов власти по реализации мер, направленных на социальную поддержку инвалидов.

Согласно ст. 4 Закона, к компетенции федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов, наряду с определением государственной политики в отношении инвалидов, принятием федеральных законов и иных нормативных правовых актов, заключением международных договоров (соглашений) Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов, определением критериев, установлением условий для признания лица инвалидом и иными, относятся такие меры, как:

«6) установление в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований к

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 12(216)

техническим средствам реабилитации, средствам связи и информатики, обеспечивающим доступность для инвалидов среды жизнедеятельности;

9) разработка и реализация федеральных целевых программ в области социальной защиты инвалидов, контроль за их исполнением;

10) утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду».

Это далеко не весь перечень компетенций органов власти федерального уровня. В ведении органов власти федерального уровня находятся такие вопросы, как создание федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и оценка условий оказания услуг в этой сфере; координация научных исследований и вопросы, связанные с их финансированием; разработка методических документов по вопросам социальной защиты; содействие в работе объединений инвалидов; создание единой системы учета инвалидов. Особо следует отметить такую задачу федерального уровня, как определение основных требований к оснащению специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Понятно, что, в целом, объем прав инвалидов, механизм их реализации, закрепляются в федеральных законах, ориентированных на международные критерии и стандарты, которые носят универсальный характер, и порой просто нет необходимости дублировать их на региональном уровне.

Федеральным законом определены вопросы, в решении которых могут участвовать органы государственной власти субъектов Российской Федерации с целью обеспечения высокого уровня реализации мер по социальной защите инвалидов. В соответствии со ст. 5 Федерального закона о социальной защите инвалидов, за органами государственной власти субъектов Российской Федерации закрепляется право на «участие в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации; принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются правом принятия законов, регулирующих деятельность по обеспечению социальной защиты инвалидов; участвовать в определении приоритетов в осуществлении указанной политики, разрабатывать, утверждать и реализовывать региональные программы, способствующие интеграции инвалидов в общество; осуществлять обмен информацией с уполномоченными в указанной сфере исполнительными органами федеральной власти, финансировать научные исследования, содействовать общественным объединениям инвалидов, направлять запросы о представлении документов и информации. Что немаловажно, субъекты Федерации могут осуществлять, дополнительные к федеральным, меры социальной поддержки инвалидов за счет средств собственных бюджетов.

К примеру, основные вопросы по урегулированию трудовых отношений с участием инвалидов, среди которых в контексте исследуемой проблемы следует отметить квотирование - определение минимальной численности инвалидов, которых работодатели обязаны трудоустроить, являются предметом ведения федеральной власти и закреплены федеральным законодательством [2], в то время, как региональные власти наделяются правом «содействия трудовой занятости инвалидов, в том числе стимулирования создания специальных рабочих мест для их трудоустройства, а также определения порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости и подготовки кадров в области социальной защиты инвалидов» (ст. 5 п. 4, ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Создание квотируемых рабочих мест, создание службами занятости банков вакансий для инвалидов - проблема, которая решается, что называется, на «местном уровне». Отсюда и необходимость учета потребностей региона или даже муниципалитетов в трудовых ресурсах, в числе которых инвалиды должны занимать достойное место, чтобы быть востребованными. Очевидно, что решение проблемы трудоустройства инвалидов - проблема комплексная и многоуровневая, каждый из ответственных и уполномоченных субъектов, выполняет конкретную, поставленную перед ним задачу.

Можно привести целый перечень факторов, отличающихся местным своеобразием и характерных для разных субъектов Российской Федерации, без учета которых невозможно реализовать требования федерального законодательства. В этом случае и возникает необходимость нормативного оформления регулируемых отношений на региональном уровне.

Другим важным аспектом является вопрос определения исполнителей и ответственных субъектов на всех уровнях, которые должны быть четко определены. В качестве примера нормативно-правового регулирования на региональном уровне деятельности по социальной защите инвалидов можно привести Закон «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве» [3]. Следует подчеркнуть, что в ч. 2 статьи 7 указанного закона города Москвы, закреплена норма, согласно которой «координация деятельности в городе Москве в сфере медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, абилитации инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области социальной защиты населения».

Во второй главе указанного закона закрепляется перечень мер социальной поддержки, охватывающие наиболее важные сферы жизнедеятельности лиц с инвалидностью. Закон закрепляет оказание услуг по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации или абилитации, содействие в обеспечении трудовой занятости, обеспечение доступа к инфраструктурным объектам Москвы.

В рамках практической реализации содействия в области трудовой занятости инвалидов в г. Москве, Правительством Москвы осуществляется организация сопровождения незанятых инвалидов, нуждающихся в оказании индивидуальной помощи в виде организации сопровождения при трудоустройстве. Необходимая информация об этой и всех других услуг, оказываемых инвалидам, размещена и на Официальном сайте мэра Москвы [8].

Таким образом, можно проследить, каким образом координируется деятельность по реализации требований федерального законодательства в сфере защиты прав инвалидов в деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти и управления.

Во исполнение требований Федерального Закона «О социальной защите инвалидов», в 2011 году была разработана и принята Государственная программа Российской Федерации по созданию доступной среды [4], реализуемая в несколько этапов. Всеми субъектами РФ были приняты и реализуются аналогичные федеральной, региональные программы по созданию доступной среды для инвалидов и маломобильных граждан.

«Создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфра-

структур и пользования средствами транспорта, связи и информации...», способствующего интеграции инвалидов в общество, закреплено в статье 15 указанного Закона. Особенно актуальным создание этих условий является для инвалидов с такими нозологиями, как нарушение зрения, нарушение слуха, ампутационная, церебральное и спинальное поражение опорно-двигательного аппарата. Для каждой нозологической группы инвалидов в зависимости от особенностей имеющихся нарушений, необходимы соответствующие условия, обеспечивающие доступ к объектам жизнедеятельности в различных сферах. Решение этих задач осуществляется уже на местном, муниципальном уровне. Однако, эффективным оно может быть при условии координации деятельности на всех этапах, от законотворческого до практического создания инфраструктурных объектов.

В городе Москве проживает около 1,07 млн. инвалидов. Одним из основных направлений деятельности Правительства Москвы является работа, направленная на осуществление мер по интеграции инвалидов и иных маломобильных граждан во все сферы социума, их адаптации к активной полноценной жизни. Формирование в городе Москве безбарьерной среды для инвалидов и иных маломобильных граждан осуществляется в рамках подпрограммы «Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения» Государственной программы города Москвы «Социальная поддержка жителей города Москвы» [6], иных государственных программ города Москвы, а также при новом строительстве и реконструкции в рамках адресных инвестиционных программ города Москвы.

На реализацию вышеуказанной программы, в бюджете города Москвы предусмотрено ежегодно около 5,5 млрд. руб. Ответственными исполнителями Государственной программы города Москвы в по данным 2020 года полностью или частично приспособлено 85% общественных зданий, являющихся городскими социально-значимыми объектами.

Важнейшим звеном в реализации задач, поставленных в законе о социальной защите прав инвалидов, является муниципальный уровень.

Наряду с региональными программами, принят целый ряд ведомственных актов, направленных на обеспечение инвалидам равных с другими возможностей в реализации гражданских, экономических, социальных и других прав и свобод, например, приказом Минздрава России от 12 ноября 2015 г. № 802н утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи [5].

Таким образом, органами государственной власти, местного самоуправления и организациями различных организационно-правовых форм создаются необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации. Реализация программы требует комплексного подхода, в основе которого лежит совокупность принципов, среди которых отмечаются такие, как непрерывность и системность.. «Именно принципы непрерывность и системность способствуют организации доступной среды, отвечающей не только постоянно меняющимся современным требования, но и соответствующей ожиданиям и предпочтениям» [7] лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, можно отметить, что в сфере создания правовых основ социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, достигнуты серьезные успехи. Однако, реализация закрепленных в нормативно-правовых актах задач, требует большей координации деятельности органов законодательной и исполнительной власти федерального, регионального и муниципального уровня. Важно не только создание четкой иерархии уполномоченных и обязанных субъектов по реализации задач в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, но и слаженная координация их взаимодействия на всех уровнях.

Библиогра фия:

1. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от29.11.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СЗ РФ. 27.11.1995. №48. Ст. 4563

2. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 19.11.2021) «О занятости населения в Российской Федерации» // СЗ РФ. 22.04.1996. № 17. Ст. 1915

3. Закон г. Москвы от 26.10.2005 № 55 «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве» // Ведомости Московской городской Думы. 29.12.2005. № 12(2)

4. Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 № 363 (ред. от 18.10.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» // СЗ РФ. 15.04.2019. № 15 (часть II). Ст. 1746 (начало); СЗ РФ. 15.04.2019. № 15 (часть III). Ст. 1746 (продолжение)

5. Приказ Минздрава России от 12.11.2015 N 802н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.12.2015 N 39976) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 25.01.2016. № 4

6. Постановление Правительства Москвы от 06.09.2011 № 420-ПП (ред. от 30.03.2021) «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Социальная поддержка жителей города Москвы»» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 20.09.2011. Том 2. № 53

7. Белова Е.А., Чернявская С.А. Аспекты организации и реализации проекта «Доступная среда» // Вестник Академии знаний. 2020. №5 (40). С.48

8. Официальный сайт мэра Москвы. Помощь инвалидам при трудоустройстве // https://www.mos.rU/pgu/ru/services/procedure/0/0/7700000000167034419/ (дата обращения 24.05.2022)

9. Парра Вера О., Тарре Мосер П. Межамериканский суд по правам человека: обзор судебной практики за 2016 год // Международное правосудие. 2017. №1. С.24

10. Путило Наталья Васильевна Юридические критерии социального государства: новые подходы // Журнал российского права. 2016. №10 (238)

11. Федеральный реестр инвалидов // https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost?territory=undefined (дата обращения 21.05.2022)

References:

1. Federal Law No. 181-FZ of 24.11.1995 (as amended on 29.11.2021) "On social protection of disabled persons in the Russian Federation" // The Assembly of the Legislation of the Russian Federation. 27.11.1995. No. 48. St. 4563

2. Law of the Russian Federation No. 1032-1 of 19.04.1991 (ed. of 19.11.2021) "On employment of the population in the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 22.04.1996. No. 17. St. 1915

3. The Law of Moscow dated 26.10.2005 No. 55 "On additional measures of social support for disabled people and other persons with disabilities in the city of Moscow' // Vedomosti of the Moscow City Duma. 29.12.2005. № 12(2)

4. Decree of the Government of the Russian Federation No. 363 of 29.03.2019 (ed. of 18.10.2021) "On approval of the state program of the Russian Federation "Accessible Environment" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 15.04.2019. No. 15 (part II). Article 1746 (beginning); Collection of Legislation of the Russian Federation. 15.04.2019. No. 15 (Part III). Article 1746 (continued)

5. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated 12.11.2015 N 802n "On approval of the Procedure for ensuring accessibility for disabled people of infrastructure facilities of state, municipal and private health systems and services provided in the field of health protection, as well as providing them with the necessary assistance" (Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation 04.12.2015 N 39976) // Bulletin of Regulatory acts of Federal bodies executive power. 25.01.2016. № 4

6. Resolution of the Government of Moscow dated 06.09.2011 No. 420-PP (ed. dated 30.03.2021) "On approval of the State Program of the City of Moscow "Social support for residents of the city of Moscow" // Bulletin of the Mayor and the Government of Moscow. 20.09.2011. Volume 2. No. 53

7. Belova E.A., Chernyavskaya S.A. Aspects of the organization and implementation of the project "Accessible environment' // Bulletin of the Academy of Knowedge. 2020. No.5 (40). p.48

8. Official website of the Mayor of Mosccw. Assistance to persons with disabilities in employment // https://www.mos ru/pgu/ru/services/prccedure/00/7700000000167034419/(accessed 24.05.2022)

9. Parra Vera O., Tarre Moser P. Inter-American Court of Human Rights: a review of judicial practice for 2016 // International Justice. 2017. No. 1. p. 24

10. Putilo Natalia Vasilyevna Legal criteria of the social state: new approaches // Journal of Russian Law. 2016. No. 10 (238)

11. Federal Register of Disabled Persons // https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost ?territory=undefined (accessed 21.05.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.