Научная статья на тему 'Проблема правового нигилизма как особенность российской культуры'

Проблема правового нигилизма как особенность российской культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
286
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема правового нигилизма как особенность российской культуры»

И. И. Бурдукова

Проблема правового нигилизма как особенность российской культуры

Высокие нравственные качества русского народа (его способность к состраданию, любви, прощению, терпению, самоотвержению, жертвенности, миролюбию, даровитости, ведущей к созданию непреходящих научных и культурных ценностей, бескорыстной щедрости притягивающей и объединяющей вокруг себя другие племена, нации, народы) давно отмечены и получили всемирное призвание.

Эти нравственные качества формировались особенностью русской культуры и эта особенность заключается в универсальном характере культуры, которая издавна была связана, формировалась и определялась культурами Скандинавии, Византии, южных и западных славян, Германии, Италии, народов Востока и Кавказа. Эту универсальность русской культуры четко охарактеризовал Достоевский в своей знаменитой речи на Пушкинских торжествах.

В основе Российской культуры, ее определяющим стержнем несомненно является европейский тип культуры как наиболее универсальный, наиболее открытый и восприимчивый к другим типам культуры и наиболее способный сам воздействовать и формировать другие культуры. Именно открытость европейской культуры делают ее культурой будущего. Это определяется тем, что европейская культура изучает и использует культуры других народов, тем самым обогащается сама и обогащает другие народы, сохраняя бережно все созданное.

Русская культура еще и потому европейская, что в своих истоках она всегда была предана идее свободы личности, как не удивительно это звучит. Исторический опыт свидетельствует что вечевое управление было не только опытом самоуправления, но и школой общественного мнения. Новгородских князей даже не пускали жить в пределах города, чтобы избежать возможной диктатуры и тирании. Люди свободно переходили из княжества в княжество, как и сами князья. А когда установились границы государства, началось бегство в казачество. Русский народ не только был покорен власти, но также породил из своих недр Стеньку Разина, воспетого в народных песнях, и бунтаря Пугачева. Народ с трудом терпел произвол государства, стремился к вольнице, это стремление привело к народному движению на Восток, в поисках свободы от государства и счастливого Беловодского царства. Север, Сибирь, Аляска были освоены и присоединены не столько властью государства, сколько крестьянскими семьями и их стремлением к вольнолюбию, в поисках новых земель и счастья. Колонизация была совершена в России вольным казачеством.

Ермак подарил русскому государству Сибирь. Казацкая вольница была замечательным явлением в русской истории. Она наиболее обнаруживает полярность, противоречивость русского характера. С одной стороны, русский народ смиренно помогал образованию деспотического государства, с другой стороны, он убегал от него в вольницу, бунтовал против него, жил в анархии вне всяких уставных законов. Стенька Разин характерно русский тип, представитель «варварских казаков», голытьбы. Именно казацкая вольница показала, что может быть уход от государства, ставшего невыносимым, в вольные степи. О стремлении сохранить свободу личных убеждений свидетельствуют северные гари, в которых сжигали себя сотни и тысячи людей. Рассуждения о старообрядчестве как не только религиозной свободе вероисповедания, но и социальной, а также культурной оппозиции имперскому государству восходят к XIX в., исследованиям А. П. Шапова, сохраняя свою актуальную значимость до

140

настоящего времени .

Ярким примером стремления к свободе личности может быть названо восстание декабристов, в котором руководители восстания действовали против своих имущественно-сословных интересов во имя социальной и политической справедливости. Б. П. Вышеславцев в качестве центральной темы мировоззрения и грациозного гения А. С. Пушкина выделяет идею свободы: «Пушкин дает, конечно, не философию свободы, а поэзию свободы, но его поэзия имеет в себе мудрость, и эту мудрость в одежде красоты легко угадать фило-софу»141. Русский народ талантлив и творчески одарен. Причина этого именно в свободе воли. Свободный, вольный народ всегда талантлив. Свободное сти-хиное проявление страстей есть условие всякого творчества, ибо космос творится из хаоса и это одинаково верно для абсолютного Божественного творчества, так и для человеческого.

Зачем крутится ветр в овраге Подъемлет лист и пыль несет Когда корабль в недвижной влаге Его дыханья жадно ждет? Зачем от гор и мимо башен Летит орел тяжел и страшен На черный пень? Спроси его, Зачем арапа своего Младая любит Дездемона Как месяц любит ночи мглу?

140 Соловей Т. Д. Старообрядчество: новый взгляд // Свободная мысль. 2008. № 7. С. 111-122.

141 О России и русской философской культуре философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. С. 400.

Затем, что ветру и орлу И сердцу девы нет закона Гордись: таков и ты поэт, И для тебя условий нет142.

Однако знаменитая формула «недостатки - это продолжение достоинств» может быть нигде так неуместна, как в оценке российской культуры, российского национального характера и их философского осмысления. Отдельным лучшим качествам русского народа противостоят как некие противовесы и другие качества, их противоположности: щедрости - скупость (чаще всего неоправданная), доброте - злость (опять-таки неоправданная), любви к свободе и вольности - стремление к покорности и подчинение деспотизму власти.

Одной из характерных черт, давно подмеченных и русской философией и отечественной литературой, чертой, которая действительно составляет несчастье русских: это во всем доходить до крайностей, до пределов возможного, не зная удержа и меры, не задумываясь о последствиях, не зная границ дозволенного. (Гоголь о России). Ввязаться в драку, а потом ужаснуться от последствий.

Именно эту черту доведения всего до границ возможного и при этом в кратчайшие сроки можно увидеть в России во всем. Россия благодаря этой своей черте, всегда находилась на грани чрезвычайной опасности, не имела счастливого настоящего, а лишь мечтала о счастливом будущем, и чем отдаленнее было это будущее, тем опаснее были те, кто его обещал и организовывал движение к нему, забывая о том, что прошлого уже нет, будущее не определено, а человек живет сейчас. История России в XX веке -яркий тому трагический пример. О противоречивых и трагических чертах русских ярко написал Н. А. Бердяев: «Россия - страна бесконечной свободы и духовных далей, скитальцев и искателей, страна мятежная и жуткая в своей стихийности». И в то же время - «Россия - страна неслыханного сервилизма и жуткой покорности, страна лишенная сознания прав личности, страна инертного консерватизма, порабощения ре-

143

лигиозной жизни государством...» .

Проблема крайностей, края, пути, судьбы имеет в русской истории почти мистический характер. У замечательного религиозного философа и политического мыслителя - Максима Грека, переехавшего в Россию на рубеже XVI в., здесь из-за своих воззрений немало пострадавшего, но тем не менее глубоко понявшего и полюбившего Россию, есть поразительный образ ее. Он пишет о России как о женщине, сидящей на пути в задумчи-

142 Пушкин А. С. Соч. В 3 т. М., 1985. Т. 2. С. 152.

143 Бердяев Н. А. Судьба России. М., 2000. С. 283.

вой позе в черном платье. Она чувствует себя при конце времен, думает о будущем и плачет.

Берег реки, моря, край света, путь, дорога в русской истории, литературе, поэзии представлены широко. Путь из варяг в греки - стратегическая экономическая магистраль. Путь за «камень» - в Сибирь. Петербург - новая столица российской империи, которую Петр I строит на самой границе своей огромной страны, на краю, у моря. У Петра I это рубеж не только земли, но и рубеж решительных преобразований, разрыв традиционности, решительный поворот во всех сферах жизни. Именно в этот период Европа «одарила» Россию просвещением. Кроме того: «Весь петровский период русской истории был борьбой Запада и Востока в русской душе»144. Борьбой прошлого и будущего.

Так же и обстоит дело и с тем, что многие достойные качества русского народа «продолжены» их другой, менее завидной характеристикой -дефицитом правосознания, правопонимания, наличием правового нигилизма, которые на протяжении многих веков компенсировались этикоцен-тризмом и проповедью абсолютного нравственного подхода к жизни.

Идеи особого предназначения России, ее всемирной миссии возникли в древние времена и веками укреплялись в общественном сознании.

В первых философско-политических сочинениях Киевской Руси, в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона, в аллегорической форме, характерной для средневековой патристики - сочинений византийских отцов церкви, противопоставлен Ветхий завет и Новый завет. Иудаизму, Ветхому завету с его жесткими правовыми нормами, противопоставлена евангельская, христианская истина, сущность которой в благодати, в спасении не одного лишь народа, а всего человечества, а носителем истины и спасителем человечества призвана стать Русь. Здесь впервые было положено начало пониманию и стремлению соотнести организацию общества, его устройство не с рациональным законом, основанном на праве, который регламентирует свободу и справедливость, а с поисками всеобщего блага, проводником которого должна стать церковь. Это неприятие рациональности проявилось в основании русской жизни. Так герои русских народных сказок, былин, литературы (Илья Муромец, Иван-дурак, Обломов и др.) наглядно свидетельствуют о недоверии к рациональности, к поведению, состоящему из последовательности действий по заранее данным правилам. В то же время русские верят иррациональному бытию. Это доверие означает, что существует сверхрациональный космический процесс, который обладает собственными законами, в совокупности не доступными человеческому рассудку. Это процесс благоприятен в целом к человеку, который не суетится, не пытается навязать свое мнение миру, а ждет, когда волею судьбы цель будет достигнута.

144 Бердяев Н. А. Русская идея. М., 2000. С. 7.

Если же ожидание «авось» не срабатывает, тогда наступает время кратковременного напряженного действия, ударного труда; к юбилею, дате, в последний момент. Иррациональному и даже мессианскому обоснованию предназначения России и жизни каждого человека в ней способствовала теоретическая концепция «симфонии» светской и религиозной власти, впервые сформулированная в VI веке в Византии (6 Новелла Юстиниана Великого) и воспринятая на Руси в X веке.

Здесь уместно упомянуть такой законодательный памятник, как «Устав» св. Владимира, определявший место Церкви в жизни страны145.

Принятие «Устава» было первым опытом по осуществлению концепции византийской симфонии светской и религиозной власти на Руси. Из «Устава» следовало верховенство христианских законов над светскими они провозглашались более значимыми, чем воля князя - «нарядника» земли. «Устав» ранжировал преступность. Прежде всего подведомственными суду епископа были преступления против Церкви (ересь, соблюдение языческих обрядов и т. п.), затем церковному суду подлежали и преступления относящиеся к сфере гражданско-правовых отношений (похищение жен, обиды и др.).

Таким образом власть князя оказывалась ограниченной христианскими правилами.

«Устав» распространялся первоначально только «на христианскую территорию» Руси. По отношению к языческому населению Древнерус-

«146

ского государства власть князя оставалась неограниченной .

С принятием христианства пришло понимание предела княжеской верховной власти. Христианские законы, нравственные нормы определяли границы власти князя. В древнерусских памятниках литературы отмечена эта новая взаимосвязь власти и религии. Так в «Поучении» князя Владимира Мономаха описывался образ идеального князя, который следует в своей жизни христианским правилам, традициям и тем самым определяет жизнь поданных и развитие государства.

Таким образом, после принятия христианства Евангельская, христианская истина, божественная благодать снизошла на Русь и ее правителей.

Так постепенно обосновывался тезис о новой исторической судьбе и предназначении России, как некоего особого христианского государства в его наиболее полном воплощении.

Этот тезис, прозвучавший в период становления русской философской, политической мысли, в разных формах варьировался в последующие времена и объяснял многое в будущих философско-политических

145 Щапов Я. Н. Княжеские Уставы и Церковь в Древней Руси. М., 1972. С. 12.

146 См.: Гулян Э. К. К вопросу о влиянии византийской христианской традиции на формирование русской государственности // Право и политика. № 4. 2008. С. 956-958.

концепциях (утопизм и романтизм, правовой нигилизм и дефицит правосознания, противопоставление морали и права).

В 40-е гг. XIX в. в русской философской и социально-политической мысли сложилось особое направление, исходившее в своих воззрениях на Россию преимущественно из христианско-провиденциалистской методологии.

В России ХУШ-Х1Х веков в философских, социально-политических работах мыслителей не появилось сочинений, которое по масштабу воздействия на общественную мысль можно было бы сравнивать с работой Дж. Локка «Два трактата о правлении», с «Общественным договором» Ж.-Ж. Руссо во Франции, с юридически манифестом «О преступлениях и наказаниях» Ч. Беккарла в Италии, философско-правовыми работами В. Гумбольдта и Г. Гегеля в Германии. В России существовал скорее публицистический интерес к праву у А. Н. Радищева, Н. М. Карамзина, у декабристов и П. Я. Чаадаева и др., а философия права в научно-теоретическом смысле, надо признать, отсутствовала. И только во второй половине XIX в. такие работы стали появляться.

Определеннее многих нигилистическое отношение к праву, закону, выразили славянофилы. В то время как западное человечество, писал К. С. Аксаков, двинулось путем «внешней правды, путем вексельной честности, русский народ сохранил верность «внутренней правде». Поэтому отношения между государем и народом в России (особенно допетровской) суть отношения отечески-сыновние, основанные на бездоговорном взаимном доверии. «Однако, - рассуждал Аксаков, - нам скажут: или народ, или власть могут изменить друг другу. Гарантия нужна! И отвечал на это: «Гарантия не нужна! Гарантия есть зло. Где нужна она, там уже нет добра; и пусть лучше разрушится жизнь, в которой нет добра, чем стоять с помощью зла».

Показательно в этом отношении «Оправдание добра» В. С. Соловьева, сочинение в котором осуществлено мировоззренчески-систематическое осмысление правовой, юридической проблематики. Право определяется здесь как инстанция «принудительного осуществления минимального добра», необходимая для того, чтобы «мир, лежащий во зле, до времени не превратился в ад. Закон, правовые нормы в понимании В. С. Соловьева не имеют никакого отношения к личным и гражданским свободам, записанным в конституциях. Это просто подвид нравственных норм, простейшие заповеди, запреты (не убий, не укради, не обманывай и т. д.), которые поддерживаются с помощью государственного насилия и предъявляются подданным в форме того или иного сборника законов, «уложения о наказаниях». Вне исследований В. С. Соловьева остается та содержательная сторона права, которая в Западной Европе вырастала в ходе борьбы с авторитарной церковью и абсолютной государственной властью и, которая начиналась с ограничения и регламентации именно самой государственной и церковной власти. Развитая система права и законов по

происхождению своему антидеспотична и антитоталитарна. Эта система и есть самоограничение государства в пользу отдельного гражданина, гражданского общества, к которому государство как институт власти было приведено долгой борьбой за политическую и хозяйственную независимость, борьбой за признание прав и свобод подданных.

В настоящее время в отечественных юридических, политических, философских работах рядом авторов возрождается противопоставление «неприемлемых» для России западных идей правового государства и гражданского общества и обосновывается во многом традиционная для российской историософии идея православного государства147.

Укоренившиеся в сознании представления о том, что для России является благом отсутствие традиций законодательства, основанного на римском праве, и особой богоизбранности сохранились до настоящего времени.

«Национальная замкнутость, византийско-православная вера и культура существенно повлияли на последующий ход развития русского права как права преимущественно духовного и душевного, не слишком интеллектуально рационализированного, права сердечных и эмоциональных переживаний русских людей.

Возможно, именно в этом и кроется высокая чувствительность, трансцендентность и непредсказуемость русской души, которой чужды всякие излишне рационализированные запретительные либо ограничи-

148

тельные нормы .

С тех пор как инок Филофей (ок. 1465 - ок. 1542) назвал Москву Третьим Римом, который никогда не будет сменен Четвертым, видение Святой Руси не переставало занимать и тревожить отечественную историософскую мысль, наших писателей и поэтов. Славянофилы и Ф. М. Достоевский неоднократно именуют Россию Святой Русью: «Русское общество выросло самобытно и естественно под влиянием одного внутреннего убеждения, церковью и бытовым преданием воспитанно-го»149. Великий русский философ В. Соловьев, веря в религиозное призвание России, ставит ей задачу объединения обезбоженной культуры Запада с враждебной человеческому творчеству религией мусульманско-

147 См.: Баранов П. П., Верещагин В. Ю. Русская православная государственность: миф или реальность? // Философия права. 2007. № 4; Лукьянов А. И. О русской православной государственности и православном государстве с точки зрения юриста // Философия права. 2008. № 4. С. 7-13.

148 Осипян Б. А. Истоки русского правосознания // Современное право. 2008. № 3. С. 57.

149 Киреевский И. В. «О характере просвещения Европы и его отношение к просвещению России // Киреевский И. В. Эстетика и критика. М.: Искусство. 1979.С. 279.

102

го Востока: «Россия не призвана быть только Востоком, что в великом споре Востока и Запада она не должна стоять на одной стороне, представлять одну из спорящих партий, что она имеет в этом деле обязанность посредническую и примирительную, должна быть в высшем смысле третейским судьей этого спора»150. История России как бы готовила ее к этой миссии. 250 лет татаро-монгольского господства несомненно повлияли на этногенез русского народа. Не случайно существует поговорка: «Поскребите русского и вы получите татарина». Если представить возможную правоту прогноза философа, то происходящей сегодня процесс глобализации и формирования единства, но не единообразия, не исключающий конфликтов, вполне вписывается в возможности России с учетом ее геополитического расположения и таким образом по-новому могут быть осмыслены идеи С. Хангтингтона, развитые им в известной книге «Столкновение цивилизаций и переустройство мирового порядка» изданной в Нью-Йорке в 1996 году151. Важно лишь не упустить самой России этот реальный шанс: рационально-прагматически, созидательно выстроить свои отношения с Западом, мусульманским Востоком и новыми сверхдержавами Китаем и Индией. Не реваншизм и ностальгия по советской империи152, а кропотливая работа по сохранению, сбережению своего многонационального и многоконфессионального народа, который должен «вписаться» в реалии XXI века - века глобальных миграционных процессов, новых суверенитетов, унификационных процессов в культуре и построению будущего открытого мира без границ. Уместно здесь вспомнить Достоевского, утверждающего, что быть русским значит «быть всечеловеком».

150 Соловьев В. С. Соч. в 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 276-277.

151 Hungtinton S. The Clach of Civilizations and the Remar King of World Order, N. Y., 1996, Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / пер. с англ. Т. Велишева, Ю. Новикова. М.: Изд-во АСТ, 2003.

152 См. Дугин А. Г. Проект империя // Философия права. 2008. № 3. С. 7-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.