Научная статья на тему 'Проблема познания социального конфликта: современный взгляд'

Проблема познания социального конфликта: современный взгляд Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4376
402
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ КОНФЛИКТА / ТЕОРИИ КОНФЛИКТА / МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТОМ / SOCIAL CONFLICT / METHODS OF CONFLICT COGNITION / CONFLICT THEORY / MODELS OF CONFLICT MANAGEMENT / DELS OF CONFLICT MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Плотников Андрей Андреевич

Актуальность и цели. Проблема познания социального конфликта является одной из ключевых проблем современных социальных наук. Развитие и использование методик, соответствующих текущему информационному развитию общества, позволит эффективно управлять социальными конфликтами. Целью данного исследования является анализ имеющихся методов познания социального конфликта и определение вектора их развития в будущем. Материалы и методы. В статье использованы материалы практических и теоретических исследований в различных областях социальных наук, преимущественно периода второй половины ХХ начала ХХI в. Результаты. Обозначены фундаментальные основы теории конфликта, разработан ряд практик по управлению отдельными типами конфликтов. Получены статистические данные на основе экспериментальных исследований. Выводы. Современная теория конфликта является кросс-научной и активно развивающейся областью социальных исследований. В рамках информационной парадигмы методики исследования и управления социальными конфликтами перестают работать. Поэтому разработка новых индивидуальных подходов к исследованию современных типов социальных конфликтов определяет перспективу развития нашего общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF SOCIAL CONFLICT COGNITION: MODERN VIEW

Background. The problem of social conflict cognition is one of the key problems of modern social science. Development and use of techniques relevant to the current development of the information society will allow effective management of social conflicts. The purpose of this study can be determined as the analysis of the existing methods of knowledge of social conflicts and the definition of the vector of their development in the future years. Materials and methods. This article contains materials of practical and theoretical studies of scientists from different fields of social sciences, preferably of the second half of XX beginning of XXI century. Results. The author marked the fundamentals of the conflict theory, developed a number of practices to manage individual types of conflicts. The researcher also obtained statistical data, based on experimental studies. Conclusions. The modern theory of conflicts is a cross-scientific and rapidly growing field of social research. Within the information paradigm, the research methodology and management of social conflicts stop functioning. Therefore, the development of new approaches to the study of individual modern types of social conflicts defines the future development of our society.

Текст научной работы на тему «Проблема познания социального конфликта: современный взгляд»

№ 3 (31), 2014

Общественные науки. Социология

УДК 316.48

А. А. Плотников

ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД

Аннотация.

Актуальность и цели. Проблема познания социального конфликта является одной из ключевых проблем современных социальных наук. Развитие и использование методик, соответствующих текущему информационному развитию общества, позволит эффективно управлять социальными конфликтами. Целью данного исследования является анализ имеющихся методов познания социального конфликта и определение вектора их развития в будущем.

Материалы и методы. В статье использованы материалы практических и теоретических исследований в различных областях социальных наук, преимущественно периода второй половины XX - начала XXI в.

Результаты. Обозначены фундаментальные основы теории конфликта, разработан ряд практик по управлению отдельными типами конфликтов. Получены статистические данные на основе экспериментальных исследований.

Выводы. Современная теория конфликта является кросс-научной и активно развивающейся областью социальных исследований. В рамках информационной парадигмы методики исследования и управления социальными конфликтами перестают работать. Поэтому разработка новых индивидуальных подходов к исследованию современных типов социальных конфликтов определяет перспективу развития нашего общества.

Ключевые слова: социальный конфликт, методология познания конфликта, теории конфликта, модели управления конфликтом.

A. A. Plotnikov

THE PROBLEM OF SOCIAL CONFLICT COGNITION: MODERN VIEW

Abstract.

Background. The problem of social conflict cognition is one of the key problems of modern social science. Development and use of techniques relevant to the current development of the information society will allow effective management of social conflicts. The purpose of this study can be determined as the analysis of the existing methods of knowledge of social conflicts and the definition of the vector of their development in the future years.

Materials and methods. This article contains materials of practical and theoretical studies of scientists from different fields of social sciences, preferably of the second half of XX - beginning of XXI century.

Results. The author marked the fundamentals of the conflict theory, developed a number of practices to manage individual types of conflicts. The researcher also obtained statistical data, based on experimental studies.

Conclusions. The modern theory of conflicts is a cross-scientific and rapidly growing field of social research. Within the information paradigm, the research methodology and management of social conflicts stop functioning. Therefore, the development of new approaches to the study of individual modern types of social conflicts defines the future development of our society.

Key words: social conflict, methods of conflict cognition, conflict theory, models of conflict management.

Social sciences. Sociology

113

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

Одной из актуальных проблем, касающихся социальных конфликтов, является проблема их познания. Цель данной статьи - попытка осмысления социального конфликта с точки зрения научного познания, определение предпосылок появления конфликтов и методик их исследования. На наш взгляд, за вековой период с момента появления конфликтологии данной проблеме уделялось недостаточно внимания. Социологи в основном концентрировались на разработке новых методик управления и регулирования конфликтов, не углубляясь в анализ конфликтологической теории. Но как мы можем применять правила воздействия, не имея при этом четкого представления о самом явлении конфликта, его влиянии на участников и на остальное общество? Создавая такие практики, мы находимся в зоне большого риска, подобно прокладыванию железной дороги для поезда, который еще не построен. Также важно заметить, что проблема изучения конфликтов долгое время оставалась за рамками исследований социологов и психологов целенаправленно, об этом пишет Н. В. Гришина в своей книге: «Несмотря на очевидное значение проблемы исследования конфликтов, мы не имеем сегодня сколь-нибудь полных изданий, ей посвященных. В какой-то мере это стало следствием уже отмечавшегося недостаточного внимания науки к “негативной” проблематике. Однако, пожалуй, именно фундаментальность проблемы конфликта более всего затрудняет попытки ее освещения» [1, с. 11].

Понятие «конфликт» в широком смысле слова используется во многих областях научного и ненаучного знания. Это слово, уже вошедшее в наш повседневный обиход, имеет множество значений, но всех их объединяет слово «struggle», или «борьба». Отдельно выделяемый социальный конфликт также имеет в своем определении данное понятие, но только с конкретизацией «борьба между двумя или более людьми в результате социального взаимодействия» [2]. Социальный конфликт признан социологами как естественное состояние общества, он выступает в роли, формирующей социальные связи. Объединив несколько определений, можно сказать, что социальный конфликт - это процесс конкурирующего социального взаимодействия в обществе (может быть имперсональным), приводящий к формированию новых социальных связей.

Несмотря на свою длинную историю, изучение социальных конфликтов обретает научно обоснованный подход лишь в XX в. В особенности исследование конфликтов «подпитывается» такими науками, как социология, философия и психология. В качестве главного вопроса ставится вопрос: в чем заключено влияние конфликтов на социальные структуры и развитие личности? Если ранее (в первой половине XX в.) конфликтология развивалась за счет теоретических подходов к изучению конфликтов, то сейчас наблюдается тенденция к практической работе с конфликтами, эффективному их предотвращению и регулированию [3, с. 125-130]. Современная теория конфликта носит больше адисциплинарный характер, проникая во все сферы общественной жизни, расширяя тем самым свое проблемное поле исследований.

Существует мнение, что наиболее богатой и развитой является психологическая традиция изучения конфликтов, так как именно она испытывала к этой проблеме самый продолжительный интерес, выработав множество теоретических и практических подходов к ее исследованию. Так, в области социальной психологии существует две методики исследования конфликтов:

114

University proceedings. Volga region

№ 3 (31), 2014

Общественные науки. Социология

интерпсихическая модель, когда источник конфликта видится в самой личности; и модель, когда источником конфликта выступает общество, с которым сосуществует индивид [4, с. 31]. В первом случае отдельное внимание уделяется изучению психического и социального развития индивида, факторов, повлиявших на формирование конфликтного поведения. Основные заслуги данной концепции принадлежат теории Фрейда, теории Мюррея и Эриксона, а также теории Салливена, базирующейся на психосоциальной модели конфликта. Согласно им, на протяжении всей жизни человека, а особенно в ранний период, в результате столкновений противоположных принципов, желаний, амбивалентных стремлений у него формируется множество внутренних конфликтов, которые откладывают отпечаток на его сознание. И главной терапевтической практикой считается «освобождение» индивида от внутренних неосознаваемых психических конфликтов путем выявления их источников и полного переосмысления [5, с. 51].

К. Хорни расширила данную теорию, говоря о формировании невроза в результате конфликта. Согласно ее исследованиям, невроз формируется в результате бессознательного внутреннего конфликта, который содержит в себе несовместимые противоречия [6, с. 80]. Согласно бихевиористскому подходу, объективно исследовать конфликты можно, опираясь на анализ внешних, ситуативных факторов. Такой подход дал огромное пространство для проведения теоретических и экспериментальных исследований, в первую очередь межличностных и межгрупповых конфликтов. Например, концепция социального научения предполагает исследование внешних факторов, формирующих модель конфликтного реагирования, а также факторов, повлиявших на усвоение данной модели. Принципиально отличный когнитивный феноменологический подход, введенный К. Левиным, объединяет в себе концепции бихевиоризма и психоанализа, позволяя исследовать межличностные конфликты с обеих сторон. Как уже было сказано, личностные и межгрупповые конфликты можно исследовать экспериментально, для этого используется методика, при которой конфликтная ситуация создается путем введения разнообразных помех в группу. Наблюдение за реакцией членов группы и протеканием конфликта позволяет выявить некоторые закономерности, определить четкие факторы, повлиявшие на ситуацию. С помощью такого метода В. С. Агеевым и рядом других российских исследователей были получены экспериментальные результаты, свидетельствующие о позитивном влиянии межгруппового конфликта наряду с негативными. Также была обнаружена общая тенденция, согласно которой протекание конфликта сильно дифференцируется в зависимости от уровня развития группы.

К общим методикам изучения социальных конфликтов относят экспериментальные исследования и наблюдение за конфликтом в естественных условиях. Еще с 30-х гг. ХХ в. эксперимент являлся одним из основных методов исследования конфликтов, претерпев множество изменений. Он и по сей день является актуальным. Под экспериментом понимается либо полностью искусственно созданная ситуация, при которой группа людей помещается в конфликтные условия, либо конфликтная ситуация в естественной среде социального взаимодействия, спровоцированная какими-либо внешними факторами. Нередко такой искусственный конфликт может являться «политическим оружием», создаваемым в рамках интересов различных организа-

Social sciences. Sociology

115

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

ций или даже государств. Имея четкое представление о влиянии некоторых особых факторов на конкретную социальную группу, можно манипулировать сознанием людей, заставляя работать некоторые процессы, в основном экономические, в своих интересах. Хотя экспериментальный метод преимущественно относится к академической науке, результаты, полученные с его помощью, внесли большой вклад в изучении конфликтов. Актуальности этому методу придает ситуация, которая сложилась в последние годы, когда коммуникация и информационная пропаганда стали легкодоступны и всеобъемлющи. Поэтому проведение подобных экспериментов научным сообществом позволит в дальнейшем правильно реагировать на информационные атаки такого рода.

Ко второй форме исследования, как уже было сказано, относят наблюдение. Описание внешних факторов, моделей поведение антагонистов, выведение закономерностей, возникающих в естественной конфликтной ситуации, составляют основу данного метода. Весьма популярным методом среди социологов является метод опроса. За счет описания и анализа конкретных конфликтных ситуаций метод позволяет собрать статистические данные о конфликтах, составить среднестатистический портрет его участников, принадлежащих той или иной социальной группе. Метод опроса обрел наибольшую популярность в сфере семейных и трудовых конфликтов, а также в сфере педагогики.

Как уже было сказано, в современной конфликтологии отдается предпочтение практической работе с конфликтами, нежели теоретическому исследованию. Но ведь эмпирический опыт также позволяет найти закономерности и составить некий теоретический подход. Психологи и социологи могут выступать в роли консультанта одной из сторон конфликта либо выполнять функцию посредника между ними. В первом случае мы имеем дело лишь с односторонним представлением о конфликте, кроме того, факты могут умышленно или неумышленно искажаться представителем конфликтующей стороны. Использование метода ретроспективного анализа позволяет интерпретировать условия конфликта со слов его участников, но порой некоторые значимые факторы могут быть упущены из вида. Конечно, выполняя функции консультанта, конфликтолог имеет наименьшее влияние на конфликт в целом, поскольку контактирует только с одной из сторон и не имеет прямого доступа к конфликтной ситуации и функциональной возможности ее изменить. Но данный метод пользуется большой популярностью, являясь при этом самым лояльным. Конструктивный разбор конфликта позволяет создать правильные директивы дальнейшего поведения, пусть даже одного участника, но в перспективе влияет и на общую картину. Гораздо более эффективным является метод посредничества, когда обе стороны пользуются услугами конфликтолога с целью регулирования ситуации и придания ей конструктивного характера. Р. Дарендорф отдельно выделял привлечение третьей стороны с обязательным арбитражем, метод - лежащий на границе регулирования и подавления конфликта. Отличающийся своей радикальностью, метод зачастую может быть необходим, например, в сфере международных отношений с привлечением правовых институтов [7, 18]. Играя роль посредника, ученый работает с конфликтом напрямую, имеет возможность влиять на его протекание, описывать и анализировать ситуацию со всех сторон. Такой способ ис-

116

University proceedings. Volga region

№ 3 (31), 2014

Общественные науки. Социология

следования, пожалуй, является самым приближенным к реальности и с точки зрения создания эффективных практик, вероятно, самый подходящий.

Но так как социальное взаимодействие может иметь тот или иной характер, проблему изучения конфликтов следует рассматривать в его рамках. Механизмы социального взаимодействия людей всегда зависят от внешних условий, таких как формальный или неформальный кодекс поведения, ролевые модели, групповой менталитет и др. Следовательно, методики изучения и управления социальным конфликтом также во многом определяются ими и для максимизации эффективности требуют конкретики. Конечно, рассмотрев множество частных случаев, можно сделать некий общий вывод, построить общую модель для управления социальным конфликтом, но универсализм, как известно, не учитывает детали и иногда просто недопустим, тем более когда дело касается социальных процессов.

Для примера рассмотрим методику исследования одного из наиболее актуальных типов социальных конфликтов - трудового конфликта. Находясь в условиях нестабильной рыночной экономики и отсутствия действенной социальной политики, российское общество испытывает потребность рационального регулирования социально-трудовых отношений. Сама специфика трудовых конфликтов заключается в том, что они носят ресурсозатратный характер, определяемый наличием реальной или потенциальной угрозы потери или истощения значимого ресурса, которым распоряжается или на которой претендует каждый из субъектов трудового спора [7, с. 8-10]. Трудовые конфликты могут возникать вследствие экономических спадов или неправильного распределения материальных и социальных ресурсов труда работника. Следовательно, изучение такого рода социальных конфликтов сводится к анализу рыночной ситуации, приоритизации и перераспределения материальных и трудовых ресурсов, кроме того, он может затрагивать психологические аспекты поведения руководящего персонала и сотрудников, являющихся инициаторами забастовок.

Еще одним наглядным примером является методика исследования эт-ноконфликта, или межэтнического конфликта, возникающего между представителями этнических общин, проживающих в непосредственной близости. Частые за последнее время вспышки этноконфликтов на территории Российской Федерации выводят эту проблему на позицию самых первостепенных. В результате вооруженных столкновений гибнут люди, у населения происходит разрушение моральных устоев, политическая ситуация накаляется. Являясь одним из самых сложных типов конфликта, этноконфликт имеет на своем счету множество практик исследования и регулирования. В основе любого этноконфликта лежат противоречия, ради разрешения которых стороны вступают в противоборство. Содержанием этноконфликтов чаще всего выступают территориальные претензии сторон, неразделенность сфер влияния. Следовательно, конфликт может проявляться на разных стадиях - от психологической несовместимости сосуществования сторон и мирного противостояния до вооруженного столкновения и обратно [8]. Модель развития этноконфликта представляет собой совокупность ориентаций (политических, экономических, культурных и пр.) личности и общества в целом, поддерживаемых элитарной его частью в виде регулярной практики. Таким образом, при исследовании межэтнического конфликта нужно учитывать множество различных факто-

Social sciences. Sociology

117

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

ров, таких как ментальность народа, геополитическую ситуацию, в которой находится страна, исторические события, влияющие на этнокультурное развитие представителей конфликтующих сторон, кроме того, могут иметь место экономические мотивы. Управление этноконфликтом зависит от успешности разработанной практики, сверхсложной задачей которой является формирование «правильного» менталитета у населения.

В заключение хотелось бы сказать о значимости проблемы познания социального конфликта. В век информационных технологий социальный конфликт радикально меняет свою структуру и форму. Появляются новые средства коммуникации за счет создания виртуального киберпространства, менталитет населения формируется в кросс-культурных и многонациональных условиях. Поэтому и подходы к изучению социальных конфликтов должны преобразовываться и формироваться, исходя из условий современной социальности. В проблематике исследования конфликтов проделана грандиозная работа учеными различных областей, создано множество теоретических и практических методик по работе с конфликтами. Суммировав полученные знания и опыт прошлых лет, мы находимся у стрелочного перевода, и сейчас от нас зависит, будет ли пронизанное социальными конфликтами общество стабильно или же расколется под натиском неконтролируемых новоявленных форм.

Список литературы

1. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 544 с.

2. Socal conflict. - URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Social_conflict (дата обращения:

14.10.2013) .

3. Burton, J. The Theory of Conflict Resolution / J. Burton // Current Research on Peace and Violence. - 1986. - Vol. IX, № 3.

4. Мадди, С. Теории личности: сравнительный анализ / С. Мадди. - СПб. : Речь, 2002. - 539 c.

5. Хъелл, Л. Теории личности / Л. Хъелл, Д. Зиглер. - СПб. : Питер, 2003. - 608 с.

6. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни. -М. : Прогресс, 1993. - 825 с.

7. Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта / Р. Дарендорф. - М. : Директ-Медиа, 2007. - 21 с.

8. Шаленко, В. Н. Актуальные проблемы трудовой конфликтологии / В. Н. Ша-ленко // Конфликтология. Теория и практика. - 2006. - № 3. - С. 8-21.

9. Квициния, М. Б. К вопросу социализации личности в условиях этноконфлик-та / М. Б. Квициния // Вопросы философии. - 2010. - № 1. - URL: http://vphil.ru/ index.php?option=com_content&task=view&id=93&Itemid=52 (дата обращения:

18.10.2013) .

References

1. Grishina N. V. Psikhologiya konflikta [Psychology of conflicts]. Saint Petersburg: Piter, 2008, 544 p.

2. Socal conflict. Available at: http://en.wikipedia.org/wiki/Social_conflict (accessed 14 October 2013).

3. Burton J. Current Research on Peace and Violence. 1986, vol. IX, no. 3.

4. Maddi S. Teorii lichnosti: sravnitel’nyy analiz [Theories of personality: comparative analysis]. Saint Petersburg: Rech', 2002, 539 p.

5. Kh"ell L., Zigler D. Teorii lichnosti [Theories of personality]. Saint Petersburg: Piter, 2003, 608 p.

118

University proceedings. Volga region

№ 3 (31), 2014

Общественные науки. Социология

6. Khomi K. Nevroticheskaya lichnost’ nashego vremeni. Samoanaliz [Neurotic personality of our time. Self-analysis]. Moscow: Progress, 1993, 825 p.

7. Darendorf R. Elementy teorii sotsial’nogo konflikta [Elements of the social conflict theory]. Moscow: Direkt-Media, 2007, 21 p.

8. Shalenko V. N. Konfliktologiya. Teoriya i praktika [Conflictology. Theory and practice]. 2006, no. 3, pp. 8-21.

9. Kvitsiniya M. B. Voprosy filosofii [Problems of philosophy]. 2010, no. 1. Available at: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=93&Itemid=52 (accessed 18 October 2013).

Плотников Андрей Андреевич аспирант, Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева (Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 24)

E-mail: Styleperson@mail.ru

Plotnikov Audrey Andreevich Postgraduate student, Nizhny Novgorod State Technical University named after R. E. Alekseev (24 Minina street, Nizhny Novgorod, Russia)

УДК 316.48 Плотников, А. А.

Проблема познания социального конфликта: современный взгляд /

А. А. Плотников // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2014. - № 3 (31). - С. 113-119.

Social sciences. Sociology

119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.