© A.B. Горбут, 2012
А.В. Горбут
ПРОБЛЕМАПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТУРИСТСКОГО ВУЗА
Определено понятие педагогической квалификации преподавателей и выделяется совокупность компетентностей. Так же рассмотрена необходимость систематического повышения педагогической квалификации преподавателей. Выщелена возможность совершенствования педагогической деятельности посредством самообразования.
Ключевые слова: педагогическая квалификация, компетентность, самообразование, профессиональное туристское образование.
Повышение педагогической квалификации преподавателей туристского вуза обусловлено развитием туристской сферы и обновлением образовательной системы. Поэтому, изменившиеся экономические и образовательные условия требуют от преподавателей туристского вуза модернизировать содержание преподавательской деятельности путем применения передового педагогического опыта, творческой деятельности и использования новых педагогический технологий.
Для эффективного решения поставленных задач необходимо совершенствование системы повышения педагогической квалификации преподавателей туристского вуза в системе высшего профессионального образования посредством анализа и оценки особенностей и эффективности применяемых педагогических технологий, собственной педагогической и научно-методической деятельности. Одним из важнейших показателей педагогической квалификации преподавателей туристского вуза является практическая актуальность знаний и умений. Поскольку подготовка преподавателей вуза ведётся по обшей схеме, то это обусловливает потребность привлечения большого числа специалистов-практиков сферы туризма для преподавания, которые не владеют педагогической технологией. В связи с этим необходимость в систематическом и непрерывном повышении педагогической квалификации преподавателей становиться наиболее актуальным.
Педагогическая квалификация — уровень и вид профес-сионадьно-педагогической подготовленности, характеризующей возможности преподавателя в решении определенного класса задач. Успешность решения функциональных задач определяется компетентностью преподавателя. Под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Квалификация педагога может быть рассмотрена как совокупность шести взаимосвязанных компетентностей:
1. Компетентность в области личностных качеств: (эмпа-тийность и социорефлексия; самоорганизованность; общая культура).
2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности: (умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями студентов, умение перевести тему занятия в педагогическую задачу, умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач).
3. Компетентность в мотивировании студентов на осуществление учебной деятельности: (умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности, умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации студентов, умение создавать условия для самомотивирования студентов).
4. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений: (компетентность в методах преподавания, компетентность в предмете преподавания, компетентность в субъективных условиях деятельности).
5. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности: (умение выбрать и реализовать типовые учебные программы, умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в педагогических ситуациях).
6. Компетентность в организации педагогической деятельности: (умение устанавливать субъект-субъектные отноше-
ния, умение организовать учебную деятельность студентов, умение реализовать педагогическое оценивание).
Современный этап развития высшего туристского образования повышает спрос на высококвалифицированного, конкурентоспособного, творчески работающего преподавателя. Назрела необходимость в систематическом и непрерывном повышении квалификации педагогических кадров. Потребность в профессиональном совершенствовании во многом определяет роль и место самообразования. Самообразование — фактор развития личности и деятельности преподавателя в процессе разрешения тех противоречий, которые характерны для этапа становления профессионала. Социально-профессиональная позиция, формирующаяся в процессе становления, оказывает регулирующее воздействие на направленность и содержание самообразования. Самообразование призвано совершенствовать и систематизировать знания, полученные ранее, способствовать формированию индивидуального стиля деятельности, осмыслению передового педагогического опыта. Самообразование ограничено сферой профессиональной деятельности и ориентировано на личностное развитие. В совокупности развитие педагогических компетенций и самообразование дают возможность преподавателю туристского вуза совершенствовать свою профессиональную деятельность, что является залогом развития высшего туристского образования.
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -
Горбут A.B.— аспирант Российской международной академии туризма, shyrka.com@mail.ru.