Научная статья на тему 'Проблема посещаемости занятий в вузе'

Проблема посещаемости занятий в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5667
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЕЩАЕМОСТЬ ЗАНЯТИЙ / КОНТРОЛЬ ПОСЕЩАЕМОСТИ / АНКЕТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цедик Ольга Дмитриевна, Машкова Ирина Анатольевна

В настоящее время особое внимание уделяется повышению уровня качества образования в высшей школе. Разрабатываются новые, отличающиеся от традиционных, методы обучения, изменяется учебный материал с учетом современных требований, выпускаются оригинальные учебники и т. д. Но при этом важно учитывать одну из основных составляющих эффективности учебного процесса посещаемость занятий студентами. Нами предпринята попытка исследовать ситуацию по вопросу посещаемости учебных занятий студентами технологического факультета. Для этого была разработана тест-анкета, состоящая из 10 вопросов и проведен опрос студентов 1-5 курсов. Анализ ответов, полученных в ходе анкетирования, позволил отразить студенческое мнение по исследуемому вопросу, установить факторы, оказывающие наибольшее влияние на посещаемость занятий, и предложить направление дальнейшей деятельности по повышению качества учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цедик Ольга Дмитриевна, Машкова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема посещаемости занятий в вузе»

УДК 378.14

О. Д. Цедик, доцент; И. А. Машкова, доцент (УО «Могилевский государственный университет продовольствия»)

ПРОБЛЕМА ПОСЕЩАЕМОСТИ ЗАНЯТИЙ В ВУЗЕ

Now the special attention is given to increase of a degree of quality of education in the higher school. New methods of training are developed, the teaching material changes in view of modern requirements, original textbooks are issued. But thus it is important to take into account one of the basic components of efficiency of educational process - attendance of occupations by students. We undertake attempt to investigate a situation on a question of attendance of educational occupations by students of technological faculty. For this purpose the test - questionnaire consisting of 10 questions was developed and interrogation of students of 1-5 rates is carried out. The analysis of the answers received during questioning, has allowed to reflect student's opinion on a researched question, to establish the factors, rendering greatest influence on attendance of occupations and to offer a direction of the further activity on improvement of quality of educational process.

Введение. В современном мире качественное высшее образование является залогом успешного и обеспеченного будущего; человек, не получивший знаний, вряд ли может рассчитывать на успешную самореализацию. Он будет чувствовать себя не таким уверенным в своих силах, как другие. Кроме того, качество высшего образования имеет определяющее значение и для успешного развития страны. Безусловно, для решения проблемы обеспечения качества образования предпринимаются соответствующие шаги, как на уровне государства, так и в рамках отдельно взятых вузов, реализуются программы различных уровней, поддерживается студенческое самоуправление, осуществляется взаимодействие кафедр, деканатов, советов вузов и т. д.

При этом имеются некоторые проблемы, нередко связанные с отсутствием интереса студентов к освоению избранной профессии, с низкой внутренней культурой, проявлением безответственности и лени. Поиск решения таких проблем возможен при их детальном изучении и рассмотрении. Поэтому мы попытались изучить ситуацию по вопросу посещаемости учебных занятий студентами технологического факультета.

С этой целью была разработана тест-анкета, состоящая из 10 вопросов с предложенными вариантами ответов. В опросе участвовали студенты 1—5 курсов, причем большинство опрошенных проживают в общежитии. Мы хотим предложить вашему вниманию студенческое мнение по поводу посещаемости занятий.

Основная часть. Анализ ответов, полученных в ходе анкетирования, показал, что лишь 12% опрошенных студентов оценили свою заинтересованность в учебе в 9—10 баллов по 10-балльной шкале, 52% оценили в 7-8 баллов, 28% -в 4—6 баллов, у 8% опрошенных студентов интерес к учебе практически отсутствует.

На вопрос, «Часто ли Вы пропускаете занятия?», более половины опрошенных ответили, что посещают почти все занятия, остальные

считают, что количество пропущенных занятии зависит от обстоятельств.

Причем наиболее часто студенты могут пропускать лекции и занятия по физической культуре, меньше — практические и наименее часто - лабораторные.

Отмечается влияние дней недели на посещаемость занятий. Чаще всего студенты отсутствуют на занятиях в субботу (рис. 1). Это объяснимо, учитывая, что большинство опрошенных проживают в общежитии и по субботам уезжают к родителям.

70,0 60,0

о?

g 50,0 н

U

§ 40,0

0

1 30,0 ¡20,0

10,0 0,0

57,7

11,5 11,5

S

о ю ю

о

7,7 7,7

1

Я а

А ё Он

% а

О

н

я

и «

и И О

а

3,8 □

U

S

Он

н о

S

57 S

S а

S о и х ю о и

и

Рис. 1. Ответы на вопрос «В какие дни недели Вы наиболее часто пропускаете занятия?»

Кроме того, важную роль играет тот факт, насколько удобно составлено расписание занятий, поскольку 25% опрошенных студентов тяжело вставать утром и было бы лучше, если бы занятия начинались позже.

Причин же пропусков занятий студенты называют достаточно много (рис. 2). Наиболее

часто пропускают занятия по причине поездки домой или по болезни, из-за проблем личного характера, также причинами пропусков занятий может являться наличие конспектов по изучаемой дисциплине и даже плохое настроение.

20

18

16

и о 14

ё 12

I 10

о

В 8

о о 6

V

э 4

3 2

0

г

эЯ

О

§

св

И «

со 1) О И

со 0) ч о ю

се Он

х

8 О

м ег к ч

0) £

о

Рн

57

И

о

8 Е?

1) м

й I §и

§ в

&

и

м 0)

а

§

О

о

се

со

и

Причины

Рис. 2 Основные причины пропусков занятий

Как результат пропусков занятий у студентов могут возникать трудности с учебой, поэтому мы решили задать вопрос, «Сложно ли им освоить пропущенную тему самостоятельно?». 52% опрошенных считают, что несложно, а 48% при этом могут иногда испытывать трудности, и нет ни одного студента, который бы испытывал такие трудности постоянно. Следует заметить, что это достаточно субъективная оценка своих возможностей, учитывая количество ежегодно отчисляемых студентов.

Таким образом, по мнению студентов, среди факторов, влияющих на посещаемость занятий, есть достаточно объективные (например, болезнь), но в большинстве случаев посещаемость занятий в первую очередь зависит от личного отношения каждого студента к обучению, самоконтроля, интереса к получаемой профессии и знаниям.

Надо отметить, что проблему низкой посещаемости занятий признают многие страны в мире и по-разному пытаются ее разрешить. Так, например, в Польше строго контролируют посещаемость, пуская «Лист посещаемости», а тем, кто пропускал занятия, достаточно сложно получить высокий балл на экзамене. В Японии, в университете Аомори, используют мобиль-

ную связь для контроля посещаемости, в Китае студенческую посещаемость проверяют по отпечаткам пальцев, используя специальные сканеры, в США и Канаде применяют правовые (юридические) основы, направленные на улучшение учебной посещаемости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В нашем вузе также ведется контроль посещаемости, в первую очередь старостами групп, деканатом и конечно самими преподавателями. За пропущенные без уважительной причины занятия предусмотрены административные меры: объявление замечания, выговора, отчисление из университета. При этом пропущенные лабораторные и практические занятия подлежат обязательной отработке. В этом учебном году введено в действие «Положение о платных отработках занятий, пропущенных без уважительной причины». При этом, учитывая, что большинство студентов факультета иногородние, они могут обратиться в деканат с просьбой разрешить отсутствовать на занятиях, и деканат принимает решение исходя из конкретной ситуации, с учетом успеваемости, общественной или научной работы.

В связи с введением «Положения о платных отработках», а также для анализа ситуации мы предприняли попытку проанализировать посещаемость занятий студентами нашего факультета в период осеннего семестра до и после введения оплаты за отработку пропущенных занятий.

Анализ полученных результатов показал, что в целом процент пропускаемых занятий на факультете невелик (рис. 3), однако введение оплаты за отработку пропущенных по неуважительной причине занятий не уменьшило общее количество пропусков, а наоборот, увеличило (рис. 4).

за

е §§

§ СО

се ч

о

£ 0)

в

ю о н о

о4 О4

в

0 0) V

1

5 4

О +-

¡■I

1

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс □ до введения оплаты 0 после введения оплаты Рис. 3. Общее количество пропущенных занятий

'§ 3,5

Í 3,0

ce

5

S 2,5

н

| 1,5

§ 0,5 И

0,0

□ до введения оплаты 0 после введения оплаты

Рис. 4. Количество занятий, пропущенных по неуважительной причине

Исключение составили студенты 1 и 4 курсов, у которых количество пропусков уменьшилось. Причем для 4 курса это уменьшение произошло за счет увеличения пропусков по уважительной причине. На 2, 3 и 5 курсе отмечается увеличение количества пропусков занятий по уважительной причине.

Лишь студенты 1 курса после введения оплаты за отработки сократили число пропусков занятий без уважительной причины почти в 3 раза. Также отмечается некоторое снижение пропусков по неуважительной причине на 5 курсе. В целом количество неуважительных пропусков занятий увеличивается от младших к старшим курсам (рис. 5).

§ 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

И до введения оплаты S после введения оплаты Рис. 5. Количество занятий, пропущенных по уважительной причине

Таким образом, введение платных отработок заметно повлияло лишь на первокурсников. «Бывалые» студенты пропускают занятия, имея оправдательные документы, т. е. по уважительной причине. При этом возможно, у них складывается мнение, что если за отработку можно заплатить, то ничего страшного в том, что сейчас я прогуляю занятие.

Большинство занятий, пропускаемых после введения оплаты за отработки, как раз относится к тем занятиям, которые отрабатывать не надо, это лекционные и ряд практических занятий. По результатам анкетирования студентов также было видно, что лабораторные занятия они стараются не пропускать, и в конце семестра за разрешением на платную отработку в деканат обратилось лишь несколько студентов.

Заключение. Итак, можно сказать, что по результатам одного семестра введение ограничительных мер пока не оказывает требуемого эффекта, проблема пропусков лекционных и практических занятий остается актуальной, и искать решение этой проблемы необходимо в воспитании и развитии способностей самоконтроля, самоорганизации, самооценки студентов, путем четко выстроенной работы, направленной на повышение мотивации получения профессиональных знаний.

В соответствии с этим нами предлагаются следующие направления деятельности, которые частично реализуются на нашем факультете.

1. Усиление профориентационной работы с абитуриентами, информирование и повышение интереса к технологиям получения тех пищевых продуктов, которые они ежедневно употребляют в пищу.

2. Изучение дисциплины «Социальные аспекты адаптации студентов в ВУЗе», призванной начать социальную подготовку на первом этапе обучения, ознакомить студента с характером будущей деятельности, основными видами учебной, научной, общественной работы.

3. Проведение экскурсий на предприятия отрасли, как в рамках дисциплины «Социальные аспекты адаптации студентов в ВУЗе», так и в рамках кураторских часов.

4. Организация филиалов выпускающих кафедр на предприятиях отрасли, практическая направленность занятий.

5. Организация работы студенческого актива с привлечением студентов, которые по результатам анкетирования как раз и оценивают свою заинтересованность в обучении в 9-10 баллов.

6. Реализация принципов систем менеджмента качества с целью оптимизации работы кафедр и всех структурных подразделений университета.

п 1 1

i £ -.■i § ■ ■' :й •t. ...

п ¡B £ 1«. М I i; г. i— о § • * ■

-П 1. f £ Ú Й t и. 1

i

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.