Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ ПСИХИКИ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РАЗДРАЖИТЕЛЕМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ'

ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ ПСИХИКИ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РАЗДРАЖИТЕЛЕМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
126
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНА / ИНДИВИД / ЛИЧНОСТЬ / ПСИХИКА / РАЗДРАЖИТЕЛЬ / СТРЕСС / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ОКРУЖАЮЩАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЕ / АДАПТАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Круть Анатолий Александрович, Ананьева Екатерина Олеговна

Актуальность данного исследования не вызывает сомнений, так как, несмотря на достаточно длительные исторические исследования психики человека, новые реалии не только изменяют характер в ее возможных отклонениях, но и показывают новые тенденции в ее изменениях, а также способностях разрушения личности при отсутствии восстановительных процессов. В статье рассматривается понимание психики человека и ее взаимодействие с раздражителями внешней среды. Психика любого индивида - это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой, но не стоит забывать, что эта внешняя среда не является безопасной. Психика регулярно подвергается раздражению различными факторами извне, а определенные раздражители способны и вовсе деформировать ее структуры, нарушая целостность системы. Находясь в социуме, человек по-разному реагирует на окружающую его действительность. Пока он мал (ребенок) родители стараются оградить его от пагубного влияния окружающей среды и максимально долго сохранить нетронутым его внутренний покой. Детей окружают определенным «вакуумом», чтобы момент взросления не был для них достаточно проблематичным. Первые стрессы человек получает при нахождении в определенной общности (ясли, детский сад). То, что дети воспитываются в разных семьях с различными моральными, психологическими и материальными составляющими, налагает на них свой отпечаток, отражающийся в поведении. При этом негативные моменты в большинстве случаев воспитателям удается сглаживать путем игровых форм обучения, привития привычек правильного и спокойного общения и т. д. Второй условной точкой стрессового воздействия на индивида является начало его планового обучения в школе. Ребенок должен выполнять домашние задания, уменьшается свободное время на игры и это выводит его из зоны установившегося комфорта. Завершение школьного обучения в современных условиях для многих сопряжено с высоким уровнем психологического напряжения и может спровоцировать у несовершеннолетнего психические отклонения, ухудшение здоровья и порой даже приводит к суицидам, которые, опять же, происходят на фоне напряжения и ослабленной стрессовыми состояниями психики. В работе уточняется феномен, способствующий становлению психики и ее разрушению, с последующим изучением этапов реагирования организма на дискомфортные условия с последующей адаптацией и изменением ресурсов тела. В работе подробно представлены основные причины, приводящие к стрессовым состояниям. Уделяется внимание и такому процессу, как снятие эмоционального напряжения с подробным рассмотрением каждой техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Круть Анатолий Александрович, Ананьева Екатерина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF UNDERSTANDING THE PSYCHE AND THE PRINCIPLESOF ITS INTERACTION WITH THE STIMULUS OF THE EXTERNAL ENVIRONMENT

The relevance of this study is beyond doubt, because despite the rather long historical studies of the human psyche, new realities not only change the character in its possible deviations, but also show new trends in its changes, as well as the ability to destroy the personality in the absence of recovery processes. The article examines the understanding of the human psyche and its interaction with environmental stimuli. The psyche of any individual is a subjective reflection of objective reality in ideal images, on the basis of which human interaction with the external environment is regulated, but do not forget that this external environment is not safe. The psyche is regularly irritated by various factors from the outside, and certain stimuli can completely deform its structures, violating the integrity of the system. Being in society, a person reacts differently to the reality surrounding him. While he is small (the child), parents try to protect him from the harmful influence of the environment and keep his inner peace intact for as long as possible. Children are surrounded by a certain «vacuum» so that the moment of growing up is not problematic enough for them. The first stresses a person gets when he is in a certain community (nursery, kindergarten). The fact that children are brought up in different families with different moral, psychological and material components imposes its imprint on them, reflected in behavior. At the same time, in most cases, educators manage to smooth out the negative aspects by playing forms of education, instilling habits of correct and calm communication, etc. The second conditional point of stress impact on an individual is the beginning of his planned schooling. The child has to do homework, free time for games decreases and this takes him out of the established comfort zone. Completion of school education in modern conditions for many is associated with a high level of psychological stress and can provoke mental abnormalities in a minor, deterioration of health and sometimes even leads to suicides, which, again, occur against the background of tension and weakened by stressful states of the psyche. The paper clarifies the phenomenon that contributes to the formation of the psyche and its destruction, followed by the study of the stages of the body’s response to uncomfortable conditions with subsequent adaptation and change of body resources. The paper presents in detail the main causes leading to stressful states. Attention is also paid to such a process as the removal of emotional tension with a detailed examination of each technique.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ ПСИХИКИ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РАЗДРАЖИТЕЛЕМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ»

Прикладная юридическая психология. 2023. № 1(62). ISSN 2072-8336 (print). ISSN 2712-7745 (online) 110 APPlied legalPsychology, 2023, iss. 1(62), ISSN 2072-8336 (print), ISSN 2712-7745 (online)

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Научная статья

УДК 159.922

doi: 10.33463/2072-8336.2023.1(62).110-117

ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ ПСИХИКИ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РАЗДРАЖИТЕЛЕМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Анатолий Александрович Круть1, Екатерина Олеговна Ананьева2

1 2 Академия ФСИН России, г. Рязань, Россия

1 a.transport62@mail.ru

2 a.e.o.77@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6971-5491

Аннотация. Актуальность данного исследования не вызывает сомнений, так как, несмотря на достаточно длительные исторические исследования психики человека, новые реалии не только изменяют характер в ее возможных отклонениях, но и показывают новые тенденции в ее изменениях, а также способностях разрушения личности при отсутствии восстановительных процессов. В статье рассматривается понимание психики человека и ее взаимодействие с раздражителями внешней среды. Психика любого индивида - это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой, но не стоит забывать, что эта внешняя среда не является безопасной. Психика регулярно подвергается раздражению различными факторами извне, а определенные раздражители способны и вовсе деформировать ее структуры, нарушая целостность системы. Находясь в социуме, человек по-разному реагирует на окружающую его действительность. Пока он мал (ребенок) родители стараются оградить его от пагубного влияния окружающей среды и максимально долго сохранить нетронутым его внутренний покой. Детей окружают определенным «вакуумом», чтобы момент взросления не был для них достаточно проблематичным. Первые стрессы человек получает при нахождении в определенной общности (ясли, детский сад). То, что дети воспитываются в разных семьях с различными моральными, психологическими и материальными составляющими, налагает на них свой отпечаток, отражающийся в поведении. При этом негативные моменты в большинстве случаев воспитателям удается сглаживать путем игровых форм обучения, привития привычек правильного и спокойного общения и т. д. Второй условной точкой стрессового воздействия на индивида является начало его планового обучения в школе. Ребенок должен выполнять домашние задания, уменьшается свободное время на игры и это выводит его из зоны установившегося комфорта. Завершение школьного обучения в современных условиях для многих сопряжено с высоким уровнем психологического напряжения и может спровоцировать у несовершеннолетнего психические

© Круть А. А., Ананьева Е. О., 2023

(сс)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

отклонения, ухудшение здоровья и порой даже приводит к суицидам, которые, опять же, происходят на фоне напряжения и ослабленной стрессовыми состояниями психики. В работе уточняется феномен, способствующий становлению психики и ее разрушению, с последующим изучением этапов реагирования организма на дискомфортные условия с последующей адаптацией и изменением ресурсов тела. В работе подробно представлены основные причины, приводящие к стрессовым состояниям. Уделяется внимание и такому процессу, как снятие эмоционального напряжения с подробным рассмотрением каждой техники.

Ключевые слова: дисциплина, индивид, личность, психика, раздражитель, стресс, эмоциональное состояние, окружающая действительность, эмоциональное перенапряжение, адаптационные способности

Для цитирования

Круть А. А., Ананьева Е. О. Проблема понимания психики и принципы ее взаимодействия с раздражителем внешней среды // Прикладная юридическая психология. 2023. № 1(62). С. 110-117. DOI: 10.33463/2072-8336.2023.1(62).110-117.

Original article

THE PROBLEM OF UNDERSTANDING THE PSYCHE AND THE PRINCIPLES OF ITS INTERACTION WITH THE STIMULUS OF THE EXTERNAL ENVIRONMENT

Anatolii Aleksandrovich Krut'1, Ekaterina Olegovna Anan'eva2

12 Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russia

1 a.transport62@mail.ru

2 a.e.o.77@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6971-5491

Abstract. The relevance of this study is beyond doubt, because despite the rather long historical studies of the human psyche, new realities not only change the character in its possible deviations, but also show new trends in its changes, as well as the ability to destroy the personality in the absence of recovery processes. The article examines the understanding of the human psyche and its interaction with environmental stimuli. The psyche of any individual is a subjective reflection of objective reality in ideal images, on the basis of which human interaction with the external environment is regulated, but do not forget that this external environment is not safe. The psyche is regularly irritated by various factors from the outside, and certain stimuli can completely deform its structures, violating the integrity of the system. Being in society, a person reacts differently to the reality surrounding him. While he is small (the child), parents try to protect him from the harmful influence of the environment and keep his inner peace intact for as long as possible. Children are surrounded by a certain «vacuum» so that the moment of growing up is not problematic enough for them. The first stresses a person gets when he is in a certain community (nursery,

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

kindergarten). The fact that children are brought up in different families with different moral, psychological and material components imposes its imprint on them, reflected in behavior. At the same time, in most cases, educators manage to smooth out the negative aspects by playing forms of education, instilling habits of correct and calm communication, etc. The second conditional point of stress impact on an individual is the beginning of his planned schooling. The child has to do homework, free time for games decreases and this takes him out of the established comfort zone. Completion of school education in modern conditions for many is associated with a high level of psychological stress and can provoke mental abnormalities in a minor, deterioration of health and sometimes even leads to suicides, which, again, occur against the background of tension and weakened by stressful states of the psyche. The paper clarifies the phenomenon that contributes to the formation of the psyche and its destruction, followed by the study of the stages of the body's response to uncomfortable conditions with subsequent adaptation and change of body resources. The paper presents in detail the main causes leading to stressful states. Attention is also paid to such a process as the removal of emotional tension with a detailed examination of each technique.

Keywords: discipline, individual, personality, psyche, irritant, stress, emotional state, surrounding reality, emotional overstrain, adaptive abilities

For citation

Krut', A. A. & Anan'eva, E. O. 2023, 'The problem of understanding the psyche and the principles of its interaction with the stimulus of the external environment', Applied legal psychology, iss. 1(62), pp. 110-117, doi: 10.33463/2072-8336.2023.1(62).110-117.

Любые живые существа всегда реагируют на внешние раздражители. Качество такой реакции или регуляции их поведения и действительности зависит от уровня нервной организации живого организма. Активная форма отражения субъектом такой объективной реальности, которая возникает при взаимодействии живых существ с действительностью, в науке называется психикой [1, с. 10].

А что способствует формированию психики и ее устойчивости к раздражителям? Не стоит забывать про такой термин, как социализация. Это процесс, возможный в социуме, во время которого индивид усваивает культуру, правила взаимоотношений с окружением, принятые в собственном обществе с учетом возраста и пола [2]. Однако социализация не может быть

идентичной у всех людей. На это влияет множество критериев: отличие семейного положения в разных семьях, заработная плата родителей, отношение сверстников, воспитателей, учителей, врожденные психологические особенности личности в виде черт характера, а также взаимодействие родителей в отношении ребенка.

А когда именно начинается этот процесс? Самыми первыми, кто воздействует на становление личности ребенка, являются его родители. Именно они помогают усвоить мораль, нравственные ценности и базовые жизненные знания в обществе индивиду через сказки, истории, свой опыт. Это является некой опорой для правильной социализации личности и становления психики ребенка с учетом принятых норм в обществе, подготавливая к жиз-

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

ненным трудностям и обучая правильному подходу к их разрешению.

А может ли дисциплина влиять на формирование сильной личности? Дисциплина подразумевает под собой распорядок дня, который укрепляет растущее тело, а вместе с этим и нервную систему посредством стабильности работы органов, в особенности головного мозга, и своевременное питание. Оптимальное время сна и пробуждения, рациональное питание с учетом необходимых растущему организму микроэлементов, чтение полезной литературы, изучение различных наук -все это способствует устойчивости тела и психики к воздействию различных раздражителей внешней среды, а также проявлению адекватной реакции на возникающие проблемные ситуации [3]. Однако психика не всегда может отражать источники раздражения.

Многие люди отличаются высокой степенью стойкости нервной системы, но нет никого, кто смог бы всегда одинаково реагировать на негативные факторы окружающего мира. Это объясняется тем, что у каждого человека имеется определенная степень выносливости, которая своей устойчивостью обязана воспитанию и дисциплине, что, в свою очередь, является некими ориентирами для развития личности в процессе социализации, когда имеются некоторые знания и представления о мире, позволяющие более спокойно реагировать на возникающие жизненные трудности, усложняющиеся с повышением уровня потребностей и знаний индивида. Стоит задуматься о происхождении раздражителей внешней среды и реакции организма на них [4, с. 55].

Как же происходит взаимодействие психики с негативными факторами окружающего мира? Чтобы понять причину такого феномена, стоит обратиться к психологическому понятию «стресс». Это состояние чрезмерно сильного и длительно-

го психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку [5, с. 24]. При этом сознание не может полноценно оценивать возникшую ситуацию, так как все усилия организма направлены на улучшение состояния психики. Из-за этого возможна неадекватная реакция и сравнение данной ситуации с комфортными для личности условиями, где происходит частичное половинное или полноценное игнорирование деталей, в которые входит и благополучие отдельных лиц, имеющих свою роль в происшествии. Для более подробного рассмотрения подобного явления стоит обратиться к работам такого ученого-психолога, как Г. Селье. В своих работах он описывал три стадии стресса:

1. Тревога. На данной стадии в комфортных условиях жизни на личность оказывают воздействие определенные раздражители внешней среды, обладающие различной степенью серьезности, которая, в свою очередь, в разной мере влияет на ответную реакцию организма, в том числе на адекватность этой реакции. Более подготовленная и устойчивая психика в результате благоприятной социализации посредством хорошего обучения (не только воспитателями, учителями, но и самими родителями) способна сохранить рациональность и не сдерживать негативные эмоции, позволяя перейти к следующей стадии, когда будет происходить спокойный анализ возникшей и тревожащей определенную сферу жизни ситуации.

2. Сопротивление. В ходе этого этапа происходит адаптация организма в дискомфортных условиях после принятия произошедшего столкновения с серьезной ситуацией. Здесь психика старается поддерживать устойчивую борьбу с негативным фактором извне с целью сохранения трезвости мыслей и контроля за происходящим для возможности спокойного размышле-

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

ния над образовавшимся раздражителем, его влиянием на какую-либо сферу жизни, причиной его возникновения и способом решения сложившейся проблемы. При этом возможно проявление агрессии индивида, направленное либо на раздражающий объект, либо на окружение, целью чего является разрядка напряженной нервной системы, действующая как перезагрузка всех структур для нейтрализации мешающих эмоциональных проявлений и конкретизации рациональных.

3. Истощение. Данная стадия характеризуется изнашиванием системы энергетических ресурсов организма посредством длительного взаимодействия с негативной средой или какого-либо конкретного значимого в определенной сфере жизни раздражителя, мешающего полному или частичному удовлетворению некоторых потребностей, что, в свою очередь, воздействует на работоспособность всех систем организма [6].

А что произойдет, если не заниматься снятием напряжения и оставить психику в состоянии стресса? Личность будет проявлять агрессию при каждом возникшем раздражителе извне, вымещая ее на окружающих, усугубляя морально-психологический климат в коллективе и ухудшая отношение к себе, деформируя психику еще сильнее, изменяя рациональный подход решения на эмоциональный подход, деформирующий объективное восприятие на более субъективный [7].

А что нужно предпринять, если у собеседника психика подверглась негативному влиянию окружающей среды? Необходимо уметь перехватывать контроль над любой ситуацией для подавления агрессии и возвращения сознания пострадавшего в реальность. Для этого существует ряд способов, среди них:

1. Агрессивный - характеризуется ярким доминированием своего положения, статуса, то есть возможностью про-

явления резких выплесков собственных эмоций посредством голоса, жестов, действий, проявляющихся более ярко, чем неконтролируемая реакция личности собеседника, с целью вывода его из истерии и отрезвления истощенной психики после долгого сопротивления раздражителям внешней среды. Ориентирование идет на вызов таких эмоций собеседника, как: смятение, растерянность, восхищение, страх, принятие и доверие более сильной личности, позволяя попасть под доминирование другого.

2. Мирный - характеризуется использованием своих качеств личности для выбивания находящегося в эмоциональном взрыве собеседника из колеи с последующим изменением объекта его внимания, то есть при помощи юмора, харизмы и ораторских способностей человек стремится изменить резко эмоциональное состояние с негатива на позитив с внедрением интереса. Это может быть белый юмор в отношении возникшей проблемы или смена подхода изначального ее рассмотрения, например, с негативной на позитивную точку зрения [8].

Следует помнить, что все зависит от особенностей личности, с которой ведется диалог.

А что делать индивиду с возможными деформациями собственной психики, ведь он сам подвергается постоянному негативному влиянию социума? Существует много методик, которые оказывают профилактическое и коррекционное действие для снятия стресса, среди них:

1. Дыхательные техники направлены на обогащение крови кислородом в необходимом ритме и стабилизацию работы всех систем организма. Прислушиваясь к сердцебиению, можно выплеснуть негативные эмоции при помощи специальных упражнений на чередование резкого и плавного увеличения количества нужного газа в легких.

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

2. Физические упражнения направлены на перевод психической эмоциональной перегрузки в физическую напряженность, требующую разрядки посредством определенных упражнений на конкретные группы мышц. Иными словами, все эмоции, что переполняют личность, используются для достижения поставленной цели, которой является умеренное физическое истощение [9].

3. Массаж направлен на улучшение кровообращения организма при помощи воздействия на мышцы тела, что, в свою очередь, влияет на обогащение органов кислородом, выравнивание и стабилизацию ритма работы, укрепление нервной системы и уменьшение вероятности возникновения соматических проблем.

4. Водные процедуры направлены на возникновение мышечного напряжения. Данная методика схожа с физическими упражнениями, но имеет особенность, заключающуюся в постоянном размеренном движении от получаса для равномерной работы всех групп мышц в нестандартном состоянии, где усложняются движения.

5. Прогрессивная мышечная релаксация - эффективная релаксационная техника, основанная на смене искусственно созданного напряжения групп мышц расслаблением. Таким образом, уже естественно напряженные мышцы под влия-

нием собственного организма усиливают сопротивление, после чего возникает переход быстрого истощения. После этого напряжение сменяется на расслабление, когда тело уже не реагирует на естественный фактор.

6. Визуализация положительных образов основана на замене негативных эмоций на позитивные посредством смены условий на более комфортные с учетом предпочтений самого обследуемого [10].

7. Выплеск негативных эмоций направлен на быстрое избавление от негативных, переполняющих эмоций, которые способны в ближайшее время вырваться в эмоциональном выплеске.

8. Вымещение агрессии на определенный объект направлено на регулярное вымещение негативных эмоций агрессией на какой-либо объект с проектированием на него конкретных тревожащих раздражителей внешней среды.

Таким образом, необходимо знать, как может деформироваться психика человека и под влиянием каких раздражителей это происходит, особенно во время социализации в детском и подростковом периоде. Кроме того, требуется умение пользоваться рядом методик и техник для снятия напряжения, разряжения обстановки и профилактики вероятных рецидивов.

Список источников

1. Ложкина Л. И., Шелыгин К. В. Общая психология и психопатология : учеб. пособие. Архангельск : Изд-во Сев. гос. мед. ун-та, 2016. 126 с.

2. Социализация - процесс формирования личности, в ходе которого индивид усваивает умения, образцы поведения и установки, свойственные его социальной роли // Инфопедия : сайт. URL: https://infopedia.su/19xbb7a.html (дата обращения: 15.02.2023).

3. Биологические ритмы человека, часы здорового сна // Городская больница № 12 : сайт. URL: https://gb12-barnaul.ru/blog/biol (дата обращения: 15.02.2023).

4. Германов Г. Н., Сабирова И. А., Цуканова Е. Г. Классификационный подход и теоретические представления специального и общего в проявлениях выносливости // Ученые записки Университета имени П. Ф. Лесгафта. 2014. № 2(108). С. 49-57.

Прикладная юридическая психология. 2023. № 1(62). ISSN 2072-8336 (print). ISSN 2712-7745 (online) 116 Applied legal psychology, 2023, iss. 1(62), ISSN 2072-8336 (print), ISSN 2712-7745 (online)

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

5. Стресс: причины и последствия, лечение и профилактика. Клинические рекомендации / Е. С. Акарачкова [и др.]. СПб. : Скифия-принт ; М. : Профмедпресс, 2020. 138 с.

6. Теория стресса Г. Селье // StudFiles. Файловый архив студентов. URL: https:// studfile.net/preview/6055367/page:3 (дата обращения: 15.02.2023).

7. Козлов В. В. Агрессия человека: психологический анализ // КиберЛенинка : сайт. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/agressiya-cheloveka-psihologicheskiy-analiz (дата обращения: 15.02.2023).

8. Мусийчук М. В. Юмор в психотерапии и консультировании // Психологическая газета. URL: https://psy.su/feed/6263 (дата обращения: 15.02.2023).

9. Психологические основы синдрома психологического выгорания. Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания» // Ваш психолог. Работа психолога в школе : сайт. URL: www.vashpsixolog (дата обращения: 15.02.2023).

10. Осин Е. Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики Panas // КиберЛенинка : сайт. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/izmerenie-pozitivnyh-i-negativnyh-emotsiy-razrabotka-russkoyazychnogo-analoga-metodiki-panas (дата обращения: 15.02.2023).

References

1. Lozhkina, L. I. & Shelygin, K. V. 2016, General psychology and psychopathology: study guide, Northern State Medical University, Arkhangelsk.

2. 'Socialization is the process of personality formation, during which an individual learns skills, patterns of behavior and attitudes characteristic of his social role' n.d., Infopedia, viewed 15 February 2023, https://infopedia.su/19xbb7a.html.

3. 'Biological rhythms of a person, healthy sleep hours' n.d., City Hospital, No. 12, viewed 15 February 2023, https://gb12-barnaul.ru/blog/biol.

4. Germanov, G. N., Sabirova, I. A. & Tsukanova, E. G. 2014, 'Classification approach and theoretical representations of the special and general in the manifestations of endurance', Scientific notes of the P. F. Lesgaft University, iss. 2(108), pp. 49-57.

5. Akarachkova, E. S. 2020, Stress: causes and consequences, treatment and prevention. Clinical recommendations, Scythia-print, Profmedpress, St. Petersburg, Moscow,

6. 'Theory of stress G. Selye' n.d., StudFiles, File archive of students, viewed 15 February 2023, https://studfile.net/preview/6055367/page:3.

7. Kozlov, V. V. n.d., 'Human aggression: psychological analysis', CyberLeninka, viewed 15 February 2023, https://cyberleninka.ru/article/n/agressiya-cheloveka-psihologicheskiy-analiz.

8. Musiychuk, M. V. n.d., 'Humor in psychotherapy and counseling', Psychological newspaper, viewed 15 February 2023, https://psy.su/feed/6263.

9. 'Psychological foundations of psychological burnout syndrome. Approaches to the study of the phenomenon of "emotional burnout"' n.d., Your psychologist, The work of a psychologist at school, viewed 15 February 2023, www.vashpsixolog.

10. Osin, E. N. n.d., 'Measurement of positive and negative emotions: development of a Russian-language analogue of the Panas methodology', CyberLeninka, viewed 15 February 2023, https://cyberleninka.ru/article/n/izmerenie-pozitivnyh-i-negativnyh-emotsiy-razrabotka-russkoyazychnogo-analoga-metodiki-panas.

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Информация об авторах

А. А. Круть - преподаватель кафедры экономики и менеджмента;

Е. О. Ананьева - кандидат юридических наук, доцент, доцент Института Академии ФСИН России по кафедре гражданского права и процесса.

Information about the authors

A. A. Krut' - lecturer of the Department of Economics and Management;

E. O. Anan'eva - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Institute of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia in the Department of Civil Law and Procedure.

Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности.

Статья поступила в редакцию 10.02.2023; одобрена после рецензирования 23.02.2023; принята к публикации 01.03.2023.

The article was submitted 10.02.2023; approved after reviewing 23.02.2023; accepted for publication 01.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.