Научная статья на тему 'Проблема поиска и систематизации научных источников по методике преподавания русского языка'

Проблема поиска и систематизации научных источников по методике преподавания русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТАЛОГ / CATALOGUE / КАТАЛОГИЗАЦИЯ / CATALOGUING / СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ / SYSTEMATIC CATALOGUE / АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ / ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ / ELECTRONIC CATALOGUE / КАРТОТЕКА / CARD INDEX / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ / METHODS OF TEACHING SYNTAX AND PUNCTUATION / БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ / BIBLIOGRAPHIC REFERENCE POINTS / ALPHABETICAL CATALOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалёва Дарья Андреевна

В статье рассматриваются различные виды каталогов, находящихся в научной библиотеке Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. На конкретных примерах демонстрируются преимущество пользования библиографическим фондом библиотеки и проблемы, возникающие в процессе поиска необходимой информации. Представлены примеры библиографических ориентиров по методике обучения синтаксису и пунктуации в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалёва Дарья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Search and Systematization of Scientific Sources on Teaching Methodology of Russian

The article examines different types of catalogues of the scientific library of Katanov Khakass State University. Particular examples demonstrate the advantage of using the bibliographic database of the library and show various difficulties that can arise in the process of searching for the information required. The author also gives illustrations of bibliographic reference points in the methodology of teaching syntax and punctuation in school.

Текст научной работы на тему «Проблема поиска и систематизации научных источников по методике преподавания русского языка»

УДК 372.881.161.1:001.8

ПРОБЛЕМА ПОИСКА И СИСТЕМАТИЗАЦИИ НАУЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Д. А. Ковалёва

Научный руководитель — Н. В. Кудряшова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматриваются различные виды каталогов, находящихся в научной библиотеке Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. На конкретных примерах демонстрируются преимущество пользования библиографическим фондом библиотеки и проблемы, возникающие в процессе поиска необходимой информации. Представлены примеры библиографических ориентиров по методике обучения синтаксису и пунктуации в школе.

Ключевые слова: каталог, каталогизация, систематический каталог, алфавитный каталог, электронный каталог, картотека, методика обучения синтаксису и пунктуации, библиографические ориентиры.

Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, поскольку он является не только объектом изучения, но и средством обучения. Язык служит человеку средством выражения мысли, обеспечивая успешное речевое общение/взаимодействие носителей языка. Без знания языка невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества, развитие науки, культуры, искусства и т. д. В связи с этим можно обоснованно утверждать, что умения и навыки в области применения языка в целях эффективной речевой коммуникации являются бесспорными, как нет сомнения в том, что для будущего учителя-словесника приоритетными являются умения и навыки в области методики преподавания русского языка. Задача школы - сделать из ученика полноценного члена общества, а задача учителя-словесника - развить знания, умения и навыки обучающихся настолько, насколько это возможно.

Качественное изучение в вузе дисциплины «Теория и методика обучения русскому языку» является необходимым условием для будущей профессиональной деятельности студентов-филологов. Одной из проблем в постижении студентами содержания указанной дисциплины является отсутствие у них умения находить необходимую информацию по тем или иным методическим и лингвометодическим темам (при подготовке к практическим занятиям, написании учебно-научных работ - рефератов, курсовых и дипломных проектов). Названное умение связано с другим - умением пользоваться разными видами каталогов. Таким образом, целью данного исследования стало рассмотрение проблемы поиска и систематизации научных источников по методике преподавания русского языка (на примере методики обучения синтаксису и пунктуации).

Для более полного понимания обозначенной проблемы нужно выделить основные понятия. В библиотековедении существуют два термина, связанных с поиском и систематизацией источников: каталог и каталогизация. Каталог является неотъемлемой частью любой развитой библиотеки. Каталог - перечень книг библиотеки в каком-нибудь систематическом порядке [1]. «Значение каталогов проявляется на любом участке библиотечной работы. Без каталогов невозможно хорошее обслуживание пользователей. Каталоги помогают библиотекарю в рекомендации книг, каталогами работники пользуются при комплектовании книг при обработке новых поступлений литературы» [2, с. 4]. Достижение высоких результатов в деятельности библиотеки зависит от уровня организации системы каталогов и карточек, которая является самой подвижной частью справочно-библиографического аппарата библиотеки.

Каталоги, картотеки, базы данных должны быть максимально доступны для читателей. Это достигается простотой их использования и рациональностью размещения, возможностью для читателя всегда обратиться за помощью к сотруднику библиотеки. Также система каталогов должна быть достаточно гибкой и быстро реагировать на все изменения в структуре библиотечно-информационной системы, в развитии науки и в характере запросов читателей.

По способу группировки библиографических записей определились два основных вида каталогов: алфавитный (в порядке строгого алфавита авторов и заглавий произведений) и систематический (в систематическом порядке отраслей знания).

Кроме того, каталог может быть традиционный печатный и электронный. Печатный каталог находится в филиале библиотеки или библиотечной системы и является описанием всего книжного фонда, который имеется в библиотеке. Умение ориентироваться в печатных каталогах необходимо, но если читатель не может разобраться, то ему обязательно поможет библиотекарь. Электронный каталог является относительно новым явлением, по сравнению спечатным, так как электронные каталоги стали развиваться с распространением сети Интернет по миру, когда человечество стало иметь к нему свободный доступ. В электронном каталоге также собран весь библиотечный фонд той или иной библиотеки, но в электронном варианте. Здесь так же, как в печатном каталоге, есть виды систематического и алфавитного каталога.

По охвату материала каталоги делятся на центральные, которые отражают единый фонд системы, и каталоги библиотек-филиалов. На карточках в центральном каталоге есть специальные пометки, сообщающие библиотекарю и читателю, какой филиал имеет данную книгу. По назначению каталоги можно разделить на читательские и служебные [3, с. 42].

В соответствии с инструкцией в библиотеке должно быть три основных каталога, отражающих фонд основного хранилища, подсобные и специализированные фонды отделов:

1) генеральный систематический каталог, состоящий из двух частей:

а) читательский систематический каталог;

б) служебная часть систематического каталога;

2) генеральный служебный каталог;

3) читательский алфавитный каталог.

Также в библиотеке, в зависимости от её специфики, может быть создан ряд подсобных каталогов, которые позволяют полностью отражать фонд библиотеки [4, с. 137].

Каталогизация - это «совокупность процессов, обеспечивающих создание и функционирование библиотечных каталогов» [5, с. 91]. Каталогизация включает в себя процессы аналитико-синтетической обработки документов, процессы организации ведения и редактирования каталогов и управления системой каталогов и технологическими процессами каталогизации. Результаты каталогизации могут быть представлены каталогами разных видов.

В данном исследовании мы остановимся на рассмотрении каталогов научной библиотеки федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова» и решении проблемы поиска источников по методике преподавания русского языка. В структуру указанной библиотеки входят: научная библиотека, библиотеки колледжей (отделы), отделы внутренней работы. Система библиотеки насчитывает восемь абонементов и десять отраслевых читальных залов, а фонд составляет более одного миллиона экземпляров изданий.

В научной библиотеке университета имеются два вида каталогов, при помощи которых и осуществляется поиск необходимой литературы, - печатный и электронный.

Печатный каталог ХГУ им. Н. Ф. Катанова является наиболее полной структурной библиотечной системой университета и занимает довольно большой кабинет в главном корпусе университета, также имея филиалы в каждом из читальных залов. Главный филиал содержит информацию обо всех печатных изданиях, которые принадлежат университету, и включает в себя карты книг, подписок, энциклопедий, а также работ преподавателей университета. Филиалы, находящиеся в других читальных залах, содержат информацию лишь о тех печатных изданиях, которые находятся конкретно в соответствующем филиале. Для наибольшего удобства работы с библиотечным фондом печатный каталог представлен алфавитным и систематическим вариантом.

К электронному каталогу можно обратиться в электронных читальных залах библиотеки, имеющих доступ к сети Интернет. Электронный каталог библиотеки представляет собой сайт, являющийся подразделом официального сайта ХГУ им. Н. Ф. Катанова и содержащий информацию об официальных библиотечных ресурсах -печатных и электронных. Доступ к электронному каталогу осуществляется посредством поиска необходимой книги на вышеописанной странице (в нашем случае это литература, связанная с методикой обучения русскому языку). Например, если студенту необходимо найти учебное пособие Т. А. Остриковой «Методика изучения орфографии, пунктуации и иных разделов русского языка: история, теория и практика диктанта», он может вбить в поисковой строке фамилию автора или же название книги и, получив результаты, добавить выбранную книгу в корзину заказа.

В электронном каталоге заложена информация об официальных электронных ресурсах библиотеки, подписка на которые была оформлена университетом. К таким сайтам относится, например, BiblioROSSICA - один из самых крупных библиотечных порталов Российской Федерации. Для поиска электронного источника студенту необходимо выбрать один из библиотечных порталов. Выбор студента зависит от научной специальности и тематики книг, доступ к которым осуществляет портал. После выбора портала студенту необходимо напечатать название интересующей его книги и имя автора в поисковой строке, а затем работать с учебником прямо на портале или же отправить необходимые страницы на свою электронную почту.

Алгоритм работы с любым видом каталога подразумевает самостоятельную индивидуально-поисковую работу студента. Для получения обучающимся информации о какой-либо книге ему прежде всего необходимо точно знать её автора или тематику.

В первом случае он может воспользоваться первым типом каталога - алфавитным, в котором представлены все печатные материалы по имени автора в алфавитном порядке. А во втором случае ему следует просмотреть систематический каталог, в котором представлены все печатные материалы, сгруппированные по темам. Для заказа необходимой книги или получения её на руки для временной работы студенту следует выписать её название и выходные данные и либо обратиться за помощью к сотруднику библиотеки, либо самостоятельно заказать книгу при помощи электронного каталога.

Приведём пример работы с печатным алфавитным каталогом: студент ищет необходимую книгу, например, это «Методика преподавания русского языка в школе» под редакцией М. Т. Баранова. Для этого он находит ячейку с буквой «Б» в каталоге и начинает искать необходимую ему фамилию. Как только книга найдена, нужно переписать её выходные данные: отдел, в котором находится книга, её код, название и автора (всё это написано в карточке каталога), затем уже библиотекарь выдаёт необходимый учебник.

При работе с систематическим каталогом схема похожая, но студент ищет нужную ему книгу в отраслевом отделе, по которым сгруппированы книги в данном каталоге. В случае если необходима книга по методике преподавания русского языка, необходимо обратиться в отдел 81. 411. 2 (кратко 81. 4).

Для работы с каталогами нужны определённые навыки, иначе поиск необходимой книги может занять достаточно много времени, что и является основной проблемой при работе с электронным и печатным каталогами при получении необходимой информации.

Вторая по важности проблема - это зависимость информационного электронного ресурса от сети Интернет, что приводит к невозможности получения обучающимися информации в случае отключения сети или если у студентов нет доступа к Интернету вне библиотеки.

Проблемой поиска в печатном каталоге является его относительная системная сложность. Не все обучающиеся, в частности, обучающиеся первого курса, не имеющие опыта поиска в картотеках такого типа, могут сразу найти необходимую информацию. Пояснительные схемы сложны для понимания, поэтому многие студенты просто не знают, как ориентироваться в каталогах.

Таким образом, важным условием организации правильного поиска и систематизации научных материалов по методике преподавания русского языка и литературы в школе в научной библиотеке ХГУ им. Н. Ф. Катанова является умение пользоваться различными видами каталогов. Выбор каталога обусловливается в первую очередь целями и задачами, которыми руководствуется читатель, а также удобством пользования тем или иным каталогом.

Для учителя-словесника необходимо не только ориентироваться в каталогах, но и уметь находить ту информацию, которая актуальна для его работы. И конечным результатом нашего исследования стало создание библиографических ориентиров по методике обучения русскому языку, необходимое для осуществления этой цели и облегчения поиска информации. В основе составления библиографических ориентиров лежит идея аспектно-го описания методики обучения русскому языку в школе и вузе, в частности, её раздела «Методика обучения синтаксису и пунктуации».

Библиографические ориентиры отражают факт наличия аспектных научных источников по методике обучения синтаксису и пунктуации в школе и вузе в научной библиотеке ХГУ им. Н. Ф. Катанова (в дальнейшем планируется поиск источников и в других библиотеках города).

Приведём пример библиографических ориентиров, составленных на основе электронного каталога научной библиотеки ХГУ им. Н. Ф. Катанова:

1. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе [Текст]: М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова / учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 360 с. (35 экз.).

2. Баринова, Е. А. Обучение пунктуации [Текст]: Е. А. Баринова, В. И. Лебедев; под общ. ред. Е. А. Бариновой / Методика русского языка: учеб. пос. для студ. бак. рус. яз. и лит-ры пед. ин-тов - М.: Просвещение, 1974. -368 с. (72 экз.).

3. Блинов, Г. И. Тексты и задания по пунктуации [Текст]: Г. И. Блинов / учебно-методическое пособие. - М.: Просвещение, 1982. - 160 с. (1 экз.).

4. Быстрова, Е. А. Обучение русскому языку в школе [Текст]: Е. А. Быстрова и др. ; под ред. Е. А. Быстровой / учеб. пособие для студентов пед. вузов. - М.: Дрофа, 2004. - 240 с. (115 экз.).

5. Демидова, Н. И. Теория и практика обучения русскому языку [Текст]: Е. В. Архипова; под. ред. Р. Б. Сабат-коева / учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по специальности русский язык и литература. - М.: Академия, 2008. - 320 с. (21 экз.).

6. Иванова, В. Ф. Хрестоматия по методике русского языка: преподавание орфографии и пунктуации в общеобразовательных учебных заведениях [Текст]: В. Ф. Иванова, авт.-сост. Б. И. Осипов / пособие для учителя. - М.: Просвещение 1995. - 352 с. (3 экз.).

7. Ломизов, А. Ф. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации [Текст]: А. Ф. Ломизов / пособие для учителя. - М.: Просвещение 1986. - 93 с. (13 экз.).

8. Ломизов, А. Ф. Трудные вопросы методики пунктуации [Текст]: А. Ф. Ломизов / пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1975. - 144 с. (1 экз.).

9. Ломизов, А. Ф. Обучение пунктуации в средней школе: проблемы методики [Текст]: А. Ф. Ломизов; под ред. А. В. Текучёва / пособие для учителя. - М.: Педагогика, 1975. - 160 с. (10 экз.).

10. Острикова, Т. А. Методика изучения орфографии, пунктуации и иных разделов русского языка [Текст]: Т. А. Острикова / История, теория и практика диктанта: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие монографического характера. - Абакан: Изд-во Хак. гос ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2016. -176 с. (100 экз.).

11. Правила русской орфографии и пунктуации [Текст]: Н. С. Валгина, Н. А. Еськова, О. Е. Иванова, С. М. Кузьмина, В. В. Лопатин, Л. К. Чельцова; под ред. В. В. Лопатина / полный академический справочник. - М.: Эксмо, 2008. - 480 с. (9 экз.).

12. Текучёв, А. В. Основы методики русского языка в 4-8 классах [Текст]: ред. А. В. Текучёв, М. М. Разумовская, Т. А. Ладыженская / пособие для учителей - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1983. - 287 с. (1 экз.). Библиографический указатель может быть рекомендован как учебно-справочное пособие для изучения дисциплин методического характера и адресован студентам и магистрантам, обучающимся по направлениям, связанным с методикой обучения русскому языку в школе. Указатель поможет исследователю значительно сэкономить время при составлении библиографического списка аспектной литературы.

Библиографический список

1. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов. 1935-1940. (4 т.)

2. Чертыкова, Н. И. Организация работы с каталогами ЦБС: методические рекомендации / Н. И. Чертыкова, М. И. Пузырькова; МБУК «Абаканская централизованная библиотечная система». - Абакан, 2012. - 23 с.

3. Савина, И. А. Библиографическое описание документа: учебно-методическое пособие / И. А. Савина. - М.: Либерея-Бибинформ, 2004. - 88 с.

4. Дригайло, В. Г. Технологии работы библиотеки: научно-практическое пособие / В. Г. Дригайло. - М.: Либерея-Бибинформ, 2009. -599 с.

5. Ванеев, А. Н. Справочник библиотекаря / А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. - СПб.: Изд-во «Профессия», 2000. - 432 с. © Ковалёва Д. А., 2017

УДК 37.035:373.2

ИГРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

Н. В. Кольчикова

Школа № 967

Статья посвящена роли игры в формировании личности ребёнка. Описаны особенности процесса социализации дошкольников, раскрыто влияние игровой деятельности на формирование социально ориентированных качеств личности, а также рассмотрено влияние интернет-пространства на ребёнка.

Ключевые слова: игра, развитие, личность, социализация, интернет-пространство.

В настоящее время педагогическая наука считает процесс социализации определяющим для успешного развития личности ребёнка. Так, И. С. Кон рассматривает социализацию как «совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей, которые позволяют ему функционировать в качестве равноправного члена общества» [1]. Формирование социально активных качеств личности дошкольников происходит в процессе ведущей для них игровой деятельности. Игра, по мнению А. Н. Леонтьева, является ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника, то есть такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребёнка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребёнка к новой, высшей ступени его развития (цит. по: [2, с. 8]). С помощью игры ребёнок учится общаться со сверстниками, устанавливать с ними различные игровые связи, взяв на себя какую-либо социальную роль, тем самым он учится находить себе место в обществе и проявлять себя как личность.

В данной статье предпринята попытка проследить на основе обобщения педагогичесого опыта, как происходит раскрытие смысла межличностных отношений от группы к группе, как игровая деятельность способствует формированию социально ориентированных качеств детей, и в какой мере этому способствуют современные виды игр и детской игрушки.

С играми и игрушками мы знакомы с детства. С позиции взрослого человека игра воспринимается как развлечение, как что-то несерьёзное. Однако играм всё чаше обучают родителей, психологов, педагогов, врачей, -всех тех, кто так или иначе связан с детьми. Так как игра - это тонкая ниточка к тайнам души ребёнка, которая поможет ему в будущем быть социально адаптированным, проявлять задатки лидерства, успешно обучаться в школе, применять раскрывшиеся стороны таланта и т. д. Первый опыт игры ребёнок получает в семье: мама поёт колыбельную, поглаживает малыша, играет с его ручками, ножками. Чуть позже ребёнок приобщается при помощи народного творчества (потешки, пестушки, песенки) к первым словесным играм, затем у него появляются игрушки, манипулировать которыми малыш учится, глядя на взрослого. В этот момент происходит развитие эмоциональной сферы ребёнка, развивается образное и наглядно-действенное мышление. Ребёнок, воспринимая речь взрослого, учится слушать, действовать и говорить. Постепенно мы приходим к пониманию того, что ребёнку необходимо не только взаимодействие с предметами, но и придумывание какого-то сюжета для игры. Здесь на помощь приходит творческое воображение, которое лежит в основе рождения сюжетной игры во всём её многообразии. В процессе игры складываются межличностные отношения, осваивается их операциональная сторона, дети на протяжении всего дошкольного периода учатся управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.

При этом в младшей группе (3-4 года) у детей преобладают одиночные игры. Они чаще всего используют конкретные игрушки для отображения своей роли (папа, мама, кукла-дочка). В зависимости от оборудования игровой зоны младшие дети используют разнообразный игровой материал (например, игрушка-телефон, чтобы звонить), но их игровые действия ещё во многом стереотипны, подражательны действиям взрослых. В то же время, младшие ребята хорошо откликаются на просьбу воспитателя поиграть вместе в подвижную или сюжет-но-ролевую игру.

В средней группе (4-5 лет) дети начинают объединяться для игры группами по 2-4 человека. Их роли уже разнообразны, так как дети пытаются перенести свой небольшой социальный опыт в игру, но при этом главным механизмом освоения ролевого поведения остаётся подражание ролевому поведению взрослых. Педагоги, чтобы усилить интерес к игре, обогащают предметно-пространственную среду группы детского сада. В этот период у детей начинают появляться предметы-заместители. Применяя их, дети расширяют тематику игр, заменяя недостающие предметы (брусочек - телефон или расчёска, счётная палочка - ключ или гвоздь). В это время обогащается ролевой репертуар детских игр за счёт ознакомления с профессиями продавца, щофёра, парикмахера и т. д. Наблюдая за детьми во время игры, можно проследить, как дети, пытаясь отобразить свою роль, получают взамен от партнёров по игре различные отклики-реакции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.