УДК 372.881.161.1:001.8
ПРОБЛЕМА ПОИСКА И СИСТЕМАТИЗАЦИИ НАУЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Д. А. Ковалёва
Научный руководитель — Н. В. Кудряшова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье рассматриваются различные виды каталогов, находящихся в научной библиотеке Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. На конкретных примерах демонстрируются преимущество пользования библиографическим фондом библиотеки и проблемы, возникающие в процессе поиска необходимой информации. Представлены примеры библиографических ориентиров по методике обучения синтаксису и пунктуации в школе.
Ключевые слова: каталог, каталогизация, систематический каталог, алфавитный каталог, электронный каталог, картотека, методика обучения синтаксису и пунктуации, библиографические ориентиры.
Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, поскольку он является не только объектом изучения, но и средством обучения. Язык служит человеку средством выражения мысли, обеспечивая успешное речевое общение/взаимодействие носителей языка. Без знания языка невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества, развитие науки, культуры, искусства и т. д. В связи с этим можно обоснованно утверждать, что умения и навыки в области применения языка в целях эффективной речевой коммуникации являются бесспорными, как нет сомнения в том, что для будущего учителя-словесника приоритетными являются умения и навыки в области методики преподавания русского языка. Задача школы - сделать из ученика полноценного члена общества, а задача учителя-словесника - развить знания, умения и навыки обучающихся настолько, насколько это возможно.
Качественное изучение в вузе дисциплины «Теория и методика обучения русскому языку» является необходимым условием для будущей профессиональной деятельности студентов-филологов. Одной из проблем в постижении студентами содержания указанной дисциплины является отсутствие у них умения находить необходимую информацию по тем или иным методическим и лингвометодическим темам (при подготовке к практическим занятиям, написании учебно-научных работ - рефератов, курсовых и дипломных проектов). Названное умение связано с другим - умением пользоваться разными видами каталогов. Таким образом, целью данного исследования стало рассмотрение проблемы поиска и систематизации научных источников по методике преподавания русского языка (на примере методики обучения синтаксису и пунктуации).
Для более полного понимания обозначенной проблемы нужно выделить основные понятия. В библиотековедении существуют два термина, связанных с поиском и систематизацией источников: каталог и каталогизация. Каталог является неотъемлемой частью любой развитой библиотеки. Каталог - перечень книг библиотеки в каком-нибудь систематическом порядке [1]. «Значение каталогов проявляется на любом участке библиотечной работы. Без каталогов невозможно хорошее обслуживание пользователей. Каталоги помогают библиотекарю в рекомендации книг, каталогами работники пользуются при комплектовании книг при обработке новых поступлений литературы» [2, с. 4]. Достижение высоких результатов в деятельности библиотеки зависит от уровня организации системы каталогов и карточек, которая является самой подвижной частью справочно-библиографического аппарата библиотеки.
Каталоги, картотеки, базы данных должны быть максимально доступны для читателей. Это достигается простотой их использования и рациональностью размещения, возможностью для читателя всегда обратиться за помощью к сотруднику библиотеки. Также система каталогов должна быть достаточно гибкой и быстро реагировать на все изменения в структуре библиотечно-информационной системы, в развитии науки и в характере запросов читателей.
По способу группировки библиографических записей определились два основных вида каталогов: алфавитный (в порядке строгого алфавита авторов и заглавий произведений) и систематический (в систематическом порядке отраслей знания).
Кроме того, каталог может быть традиционный печатный и электронный. Печатный каталог находится в филиале библиотеки или библиотечной системы и является описанием всего книжного фонда, который имеется в библиотеке. Умение ориентироваться в печатных каталогах необходимо, но если читатель не может разобраться, то ему обязательно поможет библиотекарь. Электронный каталог является относительно новым явлением, по сравнению спечатным, так как электронные каталоги стали развиваться с распространением сети Интернет по миру, когда человечество стало иметь к нему свободный доступ. В электронном каталоге также собран весь библиотечный фонд той или иной библиотеки, но в электронном варианте. Здесь так же, как в печатном каталоге, есть виды систематического и алфавитного каталога.
По охвату материала каталоги делятся на центральные, которые отражают единый фонд системы, и каталоги библиотек-филиалов. На карточках в центральном каталоге есть специальные пометки, сообщающие библиотекарю и читателю, какой филиал имеет данную книгу. По назначению каталоги можно разделить на читательские и служебные [3, с. 42].
В соответствии с инструкцией в библиотеке должно быть три основных каталога, отражающих фонд основного хранилища, подсобные и специализированные фонды отделов:
1) генеральный систематический каталог, состоящий из двух частей:
а) читательский систематический каталог;
б) служебная часть систематического каталога;
2) генеральный служебный каталог;
3) читательский алфавитный каталог.
Также в библиотеке, в зависимости от её специфики, может быть создан ряд подсобных каталогов, которые позволяют полностью отражать фонд библиотеки [4, с. 137].
Каталогизация - это «совокупность процессов, обеспечивающих создание и функционирование библиотечных каталогов» [5, с. 91]. Каталогизация включает в себя процессы аналитико-синтетической обработки документов, процессы организации ведения и редактирования каталогов и управления системой каталогов и технологическими процессами каталогизации. Результаты каталогизации могут быть представлены каталогами разных видов.
В данном исследовании мы остановимся на рассмотрении каталогов научной библиотеки федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова» и решении проблемы поиска источников по методике преподавания русского языка. В структуру указанной библиотеки входят: научная библиотека, библиотеки колледжей (отделы), отделы внутренней работы. Система библиотеки насчитывает восемь абонементов и десять отраслевых читальных залов, а фонд составляет более одного миллиона экземпляров изданий.
В научной библиотеке университета имеются два вида каталогов, при помощи которых и осуществляется поиск необходимой литературы, - печатный и электронный.
Печатный каталог ХГУ им. Н. Ф. Катанова является наиболее полной структурной библиотечной системой университета и занимает довольно большой кабинет в главном корпусе университета, также имея филиалы в каждом из читальных залов. Главный филиал содержит информацию обо всех печатных изданиях, которые принадлежат университету, и включает в себя карты книг, подписок, энциклопедий, а также работ преподавателей университета. Филиалы, находящиеся в других читальных залах, содержат информацию лишь о тех печатных изданиях, которые находятся конкретно в соответствующем филиале. Для наибольшего удобства работы с библиотечным фондом печатный каталог представлен алфавитным и систематическим вариантом.
К электронному каталогу можно обратиться в электронных читальных залах библиотеки, имеющих доступ к сети Интернет. Электронный каталог библиотеки представляет собой сайт, являющийся подразделом официального сайта ХГУ им. Н. Ф. Катанова и содержащий информацию об официальных библиотечных ресурсах -печатных и электронных. Доступ к электронному каталогу осуществляется посредством поиска необходимой книги на вышеописанной странице (в нашем случае это литература, связанная с методикой обучения русскому языку). Например, если студенту необходимо найти учебное пособие Т. А. Остриковой «Методика изучения орфографии, пунктуации и иных разделов русского языка: история, теория и практика диктанта», он может вбить в поисковой строке фамилию автора или же название книги и, получив результаты, добавить выбранную книгу в корзину заказа.
В электронном каталоге заложена информация об официальных электронных ресурсах библиотеки, подписка на которые была оформлена университетом. К таким сайтам относится, например, BiblioROSSICA - один из самых крупных библиотечных порталов Российской Федерации. Для поиска электронного источника студенту необходимо выбрать один из библиотечных порталов. Выбор студента зависит от научной специальности и тематики книг, доступ к которым осуществляет портал. После выбора портала студенту необходимо напечатать название интересующей его книги и имя автора в поисковой строке, а затем работать с учебником прямо на портале или же отправить необходимые страницы на свою электронную почту.
Алгоритм работы с любым видом каталога подразумевает самостоятельную индивидуально-поисковую работу студента. Для получения обучающимся информации о какой-либо книге ему прежде всего необходимо точно знать её автора или тематику.
В первом случае он может воспользоваться первым типом каталога - алфавитным, в котором представлены все печатные материалы по имени автора в алфавитном порядке. А во втором случае ему следует просмотреть систематический каталог, в котором представлены все печатные материалы, сгруппированные по темам. Для заказа необходимой книги или получения её на руки для временной работы студенту следует выписать её название и выходные данные и либо обратиться за помощью к сотруднику библиотеки, либо самостоятельно заказать книгу при помощи электронного каталога.
Приведём пример работы с печатным алфавитным каталогом: студент ищет необходимую книгу, например, это «Методика преподавания русского языка в школе» под редакцией М. Т. Баранова. Для этого он находит ячейку с буквой «Б» в каталоге и начинает искать необходимую ему фамилию. Как только книга найдена, нужно переписать её выходные данные: отдел, в котором находится книга, её код, название и автора (всё это написано в карточке каталога), затем уже библиотекарь выдаёт необходимый учебник.
При работе с систематическим каталогом схема похожая, но студент ищет нужную ему книгу в отраслевом отделе, по которым сгруппированы книги в данном каталоге. В случае если необходима книга по методике преподавания русского языка, необходимо обратиться в отдел 81. 411. 2 (кратко 81. 4).
Для работы с каталогами нужны определённые навыки, иначе поиск необходимой книги может занять достаточно много времени, что и является основной проблемой при работе с электронным и печатным каталогами при получении необходимой информации.
Вторая по важности проблема - это зависимость информационного электронного ресурса от сети Интернет, что приводит к невозможности получения обучающимися информации в случае отключения сети или если у студентов нет доступа к Интернету вне библиотеки.
Проблемой поиска в печатном каталоге является его относительная системная сложность. Не все обучающиеся, в частности, обучающиеся первого курса, не имеющие опыта поиска в картотеках такого типа, могут сразу найти необходимую информацию. Пояснительные схемы сложны для понимания, поэтому многие студенты просто не знают, как ориентироваться в каталогах.
Таким образом, важным условием организации правильного поиска и систематизации научных материалов по методике преподавания русского языка и литературы в школе в научной библиотеке ХГУ им. Н. Ф. Катанова является умение пользоваться различными видами каталогов. Выбор каталога обусловливается в первую очередь целями и задачами, которыми руководствуется читатель, а также удобством пользования тем или иным каталогом.
Для учителя-словесника необходимо не только ориентироваться в каталогах, но и уметь находить ту информацию, которая актуальна для его работы. И конечным результатом нашего исследования стало создание библиографических ориентиров по методике обучения русскому языку, необходимое для осуществления этой цели и облегчения поиска информации. В основе составления библиографических ориентиров лежит идея аспектно-го описания методики обучения русскому языку в школе и вузе, в частности, её раздела «Методика обучения синтаксису и пунктуации».
Библиографические ориентиры отражают факт наличия аспектных научных источников по методике обучения синтаксису и пунктуации в школе и вузе в научной библиотеке ХГУ им. Н. Ф. Катанова (в дальнейшем планируется поиск источников и в других библиотеках города).
Приведём пример библиографических ориентиров, составленных на основе электронного каталога научной библиотеки ХГУ им. Н. Ф. Катанова:
1. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе [Текст]: М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова / учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 360 с. (35 экз.).
2. Баринова, Е. А. Обучение пунктуации [Текст]: Е. А. Баринова, В. И. Лебедев; под общ. ред. Е. А. Бариновой / Методика русского языка: учеб. пос. для студ. бак. рус. яз. и лит-ры пед. ин-тов - М.: Просвещение, 1974. -368 с. (72 экз.).
3. Блинов, Г. И. Тексты и задания по пунктуации [Текст]: Г. И. Блинов / учебно-методическое пособие. - М.: Просвещение, 1982. - 160 с. (1 экз.).
4. Быстрова, Е. А. Обучение русскому языку в школе [Текст]: Е. А. Быстрова и др. ; под ред. Е. А. Быстровой / учеб. пособие для студентов пед. вузов. - М.: Дрофа, 2004. - 240 с. (115 экз.).
5. Демидова, Н. И. Теория и практика обучения русскому языку [Текст]: Е. В. Архипова; под. ред. Р. Б. Сабат-коева / учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по специальности русский язык и литература. - М.: Академия, 2008. - 320 с. (21 экз.).
6. Иванова, В. Ф. Хрестоматия по методике русского языка: преподавание орфографии и пунктуации в общеобразовательных учебных заведениях [Текст]: В. Ф. Иванова, авт.-сост. Б. И. Осипов / пособие для учителя. - М.: Просвещение 1995. - 352 с. (3 экз.).
7. Ломизов, А. Ф. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации [Текст]: А. Ф. Ломизов / пособие для учителя. - М.: Просвещение 1986. - 93 с. (13 экз.).
8. Ломизов, А. Ф. Трудные вопросы методики пунктуации [Текст]: А. Ф. Ломизов / пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1975. - 144 с. (1 экз.).
9. Ломизов, А. Ф. Обучение пунктуации в средней школе: проблемы методики [Текст]: А. Ф. Ломизов; под ред. А. В. Текучёва / пособие для учителя. - М.: Педагогика, 1975. - 160 с. (10 экз.).
10. Острикова, Т. А. Методика изучения орфографии, пунктуации и иных разделов русского языка [Текст]: Т. А. Острикова / История, теория и практика диктанта: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие монографического характера. - Абакан: Изд-во Хак. гос ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2016. -176 с. (100 экз.).
11. Правила русской орфографии и пунктуации [Текст]: Н. С. Валгина, Н. А. Еськова, О. Е. Иванова, С. М. Кузьмина, В. В. Лопатин, Л. К. Чельцова; под ред. В. В. Лопатина / полный академический справочник. - М.: Эксмо, 2008. - 480 с. (9 экз.).
12. Текучёв, А. В. Основы методики русского языка в 4-8 классах [Текст]: ред. А. В. Текучёв, М. М. Разумовская, Т. А. Ладыженская / пособие для учителей - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1983. - 287 с. (1 экз.). Библиографический указатель может быть рекомендован как учебно-справочное пособие для изучения дисциплин методического характера и адресован студентам и магистрантам, обучающимся по направлениям, связанным с методикой обучения русскому языку в школе. Указатель поможет исследователю значительно сэкономить время при составлении библиографического списка аспектной литературы.
Библиографический список
1. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов. 1935-1940. (4 т.)
2. Чертыкова, Н. И. Организация работы с каталогами ЦБС: методические рекомендации / Н. И. Чертыкова, М. И. Пузырькова; МБУК «Абаканская централизованная библиотечная система». - Абакан, 2012. - 23 с.
3. Савина, И. А. Библиографическое описание документа: учебно-методическое пособие / И. А. Савина. - М.: Либерея-Бибинформ, 2004. - 88 с.
4. Дригайло, В. Г. Технологии работы библиотеки: научно-практическое пособие / В. Г. Дригайло. - М.: Либерея-Бибинформ, 2009. -599 с.
5. Ванеев, А. Н. Справочник библиотекаря / А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. - СПб.: Изд-во «Профессия», 2000. - 432 с. © Ковалёва Д. А., 2017
УДК 37.035:373.2
ИГРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА
Н. В. Кольчикова
Школа № 967
Статья посвящена роли игры в формировании личности ребёнка. Описаны особенности процесса социализации дошкольников, раскрыто влияние игровой деятельности на формирование социально ориентированных качеств личности, а также рассмотрено влияние интернет-пространства на ребёнка.
Ключевые слова: игра, развитие, личность, социализация, интернет-пространство.
В настоящее время педагогическая наука считает процесс социализации определяющим для успешного развития личности ребёнка. Так, И. С. Кон рассматривает социализацию как «совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей, которые позволяют ему функционировать в качестве равноправного члена общества» [1]. Формирование социально активных качеств личности дошкольников происходит в процессе ведущей для них игровой деятельности. Игра, по мнению А. Н. Леонтьева, является ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника, то есть такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребёнка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребёнка к новой, высшей ступени его развития (цит. по: [2, с. 8]). С помощью игры ребёнок учится общаться со сверстниками, устанавливать с ними различные игровые связи, взяв на себя какую-либо социальную роль, тем самым он учится находить себе место в обществе и проявлять себя как личность.
В данной статье предпринята попытка проследить на основе обобщения педагогичесого опыта, как происходит раскрытие смысла межличностных отношений от группы к группе, как игровая деятельность способствует формированию социально ориентированных качеств детей, и в какой мере этому способствуют современные виды игр и детской игрушки.
С играми и игрушками мы знакомы с детства. С позиции взрослого человека игра воспринимается как развлечение, как что-то несерьёзное. Однако играм всё чаше обучают родителей, психологов, педагогов, врачей, -всех тех, кто так или иначе связан с детьми. Так как игра - это тонкая ниточка к тайнам души ребёнка, которая поможет ему в будущем быть социально адаптированным, проявлять задатки лидерства, успешно обучаться в школе, применять раскрывшиеся стороны таланта и т. д. Первый опыт игры ребёнок получает в семье: мама поёт колыбельную, поглаживает малыша, играет с его ручками, ножками. Чуть позже ребёнок приобщается при помощи народного творчества (потешки, пестушки, песенки) к первым словесным играм, затем у него появляются игрушки, манипулировать которыми малыш учится, глядя на взрослого. В этот момент происходит развитие эмоциональной сферы ребёнка, развивается образное и наглядно-действенное мышление. Ребёнок, воспринимая речь взрослого, учится слушать, действовать и говорить. Постепенно мы приходим к пониманию того, что ребёнку необходимо не только взаимодействие с предметами, но и придумывание какого-то сюжета для игры. Здесь на помощь приходит творческое воображение, которое лежит в основе рождения сюжетной игры во всём её многообразии. В процессе игры складываются межличностные отношения, осваивается их операциональная сторона, дети на протяжении всего дошкольного периода учатся управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.
При этом в младшей группе (3-4 года) у детей преобладают одиночные игры. Они чаще всего используют конкретные игрушки для отображения своей роли (папа, мама, кукла-дочка). В зависимости от оборудования игровой зоны младшие дети используют разнообразный игровой материал (например, игрушка-телефон, чтобы звонить), но их игровые действия ещё во многом стереотипны, подражательны действиям взрослых. В то же время, младшие ребята хорошо откликаются на просьбу воспитателя поиграть вместе в подвижную или сюжет-но-ролевую игру.
В средней группе (4-5 лет) дети начинают объединяться для игры группами по 2-4 человека. Их роли уже разнообразны, так как дети пытаются перенести свой небольшой социальный опыт в игру, но при этом главным механизмом освоения ролевого поведения остаётся подражание ролевому поведению взрослых. Педагоги, чтобы усилить интерес к игре, обогащают предметно-пространственную среду группы детского сада. В этот период у детей начинают появляться предметы-заместители. Применяя их, дети расширяют тематику игр, заменяя недостающие предметы (брусочек - телефон или расчёска, счётная палочка - ключ или гвоздь). В это время обогащается ролевой репертуар детских игр за счёт ознакомления с профессиями продавца, щофёра, парикмахера и т. д. Наблюдая за детьми во время игры, можно проследить, как дети, пытаясь отобразить свою роль, получают взамен от партнёров по игре различные отклики-реакции.