УДК 796.159.91 ББК 75.0+28.7
ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-ЕДИНОБОРЦЕВ С РАЗЛИЧНЫМ ЛАТЕРАЛЬНЫМ ПСИХОФИЗИЧЕСКИМ ПРОФИЛЕМ
I А.А. Подлесных
Аннотация. Представленный в статье анализ научных взглядов ведущих специалистов различных отраслей знаний (физиологии, медицины, психологии, педагогики) по вопросам функциональной латерализа-ции в спорте и их применения в практической деятельности выявил существующие противоречия о роли симметрии - асимметрии в спорте. В нейропсихологии специфика межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия рассматривается в качестве биологической основы индивидуально-психологических различий. Характер межполушарной организации мозга обнаруживает связь с целым набором индивидуальных характеристик физиологических и психических явлений, что позволяет рассматривать функциональную асимметрию мозга спортсменов как один из факторов оптимальной адаптации к экстремальным физическим и психическим нагрузкам в тренировочной и соревновательной деятельности.
Сделано предположение, что учет профиля межполушарной организации мозга позволит научно обосновать адекватные педагогические воздействия на двигательную и психическую сферу юного спортсмена, внести коррекцию в процедуру профессионального и спортивного отбора, осуществлять дифференцированный подход при построении учебно-тренировочного процесса на различных этапах спортивной подготовки.
183
Ключевые слова: спортивные единоборства, спортивная подготовка, учебно-тренировочный процесс, индивидуальный профиль латеральной организации.
PROBLEM OF PREPARATION OF ATHLETES OF MARTIAL ARTISTS WITH A VARIOUS LATERAL PSYCHOPHYSICAL PROFILE
| А.А. Podlesniyh
Abstract. The analysis of scientific views of leading experts of various branches of knowledge presented in article (physiology, medicine, psychology, pedagogics) concerning a functional lateralization in sports and their
3 / 20i4 Преподаватель
applications in practical activities revealed existing contradictions about a symmetry role - asymmetries in sports. In a neuropsychology specifics of mezhpolusharny asymmetry and mezhpolusharny interaction is considered as a biological basis of individual and psychological distinctions. Character of the mezhpolusharny organization of a brain finds out communication with the whole set of individual characteristics of the physiological and mental phenomena that allows to consider functional asymmetry of a brain of athletes as one of factors of optimum adaptation to extreme physical and mental tension in training and competitive activity.
The accounting of a profile of the mezhpolusharny organization of a brain will allow to prove scientifically adequate pedagogical impacts on the motive and mental sphere of the young athlete, to bring correction in procedure of professional and sports selection, to carry out the differentiated approach at creation of educational and training process at various stages of sports preparation.
Keywords: combat sports, sports preparation, educational and training process, individual profile of the lateral organization.
Тенденция роста спортивных достижений, наблюдаемая практически во всех олимпийских видах спорта, острая конкуренция среди спортсменов различной квалификации, достигающая своей кульминации на этапе максимальной реализации индивидуальных возможно-104 стей, стимулируют поиск наиболее эффективных подходов к совершенствованию системы подготовки спортсменов на всех его стадиях и этапах и обеспечения факторов оптимизирующих тренировочный и соревновательный процесс.
В этой связи особую актуальность в спортивных единоборствах, в том числе в дзюдо, приобретает проблема подготовки спортивного резерва. Многочисленные публикации констатируют, что многие одаренные юные спортсмены — призеры европейских и мировых первенств в своей возрастной группе и позже среди юниоров, лишь в отдельных случаях
достигают столь же впечатляющих результатов во «взрослом» спорте и пополняют состав национальных сборных команд. При этом авторы перечисляют множество причин подобного положения: от травм, как следствия неадекватных тренировочных нагрузок, до грубого нарушения закономерностей спортивной тренировки, опять же в силу форсированного подведения к главным состязаниям макроцикла на фоне хронического недовосстановления, бесконтрольного использования фармакологических препаратов, зачастую оказывающих негативное влияние на растущий организм юного спортсмена [1; 2; 3].
Среди прочих причин выделим, на наш взгляд, недостаточный учет индивидуального профиля (психофизиологических закономерностей деятельности мозга — функциональной межполушарной асимметрии и латеральных предпочтений) юных
спортсменов при планировании содержания учебно-тренировочного процесса в многолетнем аспекте.
Анализ специальных литературных источников указывает на наличие взаимосвязи функциональной межполушарной асимметрии со спецификой психологических характеристик латерализации (М М. Лапкин, 2004, 2005) и особенностями формирования моторных предпочтений индивида в онтогенезе (Ь.С. Hartlage, 1997; В. Brouwer, 2001; G. Josse, 2003; Е.М. Khedr, 2002; R.A. Lazenby, 2002; А.П. Чуприков, 2009№. Также выявлена тесная взаимосвязь с функциональной межполушарной асимметрией мозга при изучении вопросов, рассматривающих своеобразие эмоциональных реакций, восприятия и интеллекта человека (Э.А. Костан-дов, 2004).
Несмотря на широкий круг вопросов, изучаемых в свете проблемы асимметрии мозга, в том числе в спорте, на сегодняшний день в литературе встречаются отрывочные данные, характеризующие особенности становления, формирования и последующего изменения под воздействием тренировочных и соревновательных нагрузок морфофунк-циональных свойств и качеств юного спортсмена на основе учета его латерального фенотипа. В то же время исследования ряда ученых показали, что латеральный фенотип составляет основу индивидуальной двигательной деятельности, регламентирует возрастные и половые особенности ее организации и управления (Ю.С. Думиникэ, 2003; И.Н. Боголепова, 2004; Н.Д. Сорокина, 2005; С.И. Сороко, 2007; Б.И. Гутник, 2008).
Проблема функциональных асимметрий в спорте с каждым годом привлекает все больше исследователей. Речь идет о выявлении связей между направленностью и степенью асимметрии со спортивной специализацией. До настоящего времени в решении вопросов о роли симметрии-асимметрии в спорте остается много противоречий. Единой точки зрения не существует, хотя большинство специалистов, в том числе тренеров, признают значимость учета оптимума асимметрии в строении и функциях организма спортсмена и пытаются применить эти знания в практической деятельности.
Как известно, в спортивных единоборствах традиционно принято, начиная с самого раннего возраста, осваивать двигательное действие в «удобную» для спортсмена сторону, что на начальном этапе особо не осложняет процесс обучения. При систематическом выполнении преимущественно односторонних упражнений происходит преобладающее развитие ведущей конечности и усиление асимметрии до определенного, генетически обусловленного уровня.
Дефицит знаний о возможности реализации генетической программы развития, основанной на индивидуально-типологической изменчивости, лежит в основе неадекватности программ деятельности в спортивной практике, осуществляющихся в настоящее время без учета морфо-функциональных и индивидуально-типологических особенностей спортсмена (А.И. Клиорин, Е.Н. Хрисан-фова, 1990).
Однако, как показывает практика, недоработки именно на ранних этапах, несовершенство в технике,
185
3 / 2014
Преподаватель ^
186
формирующиеся в этот период, представляют собой механизм замедленного действия, который с течением времени проявляется в виде пробелов в технике, сложностью оптимизации сформировавшегося двигательного стереотипа и его перестроения. Как указывают многие специалисты, неумение проводить приемы в обе стороны, отсутствие навыков ведения борьбы с «неудобными» спортсменами не позволяют спортсмену в полной мере реализовать свои потенциальные возможности и достичь в будущем высоких спортивных результатов (И.И. Алиханов, 1959; А.А. Новиков, 1964; С.М. Блинов, 1976 и др.).
Проблема построения «удобного» и одновременно эффективного двигательного стереотипа в единоборствах имеет ключевое значение в формировании стиля борьбы спортсмена в целом и, как правило, оказывает прямое воздействие на процесс освоения нового двигательного элемента.
По мнению Г.П. Ивановой и др. (2003) тренировочный процесс влияет на степень асимметрии ног в силовом и координационном плане. Формирующаяся асимметрия тонуса мышц-антагонистов разных половин влияет на способность к повороту на опорной или неопорной ноге, а также на динамику движения рук.
Асимметрия в нижних конечностях достаточно распространена в спортивных единоборствах и, как правило, сопровождается функциональным укорочением ведущей ноги. Нередко на начальном этапе разучивания двигательного действия спортсмен стремится выполнить прием в «удобную» для него сторону. В связи с
этим складывается определенная последовательность включения функциональных мышечных групп. Впоследствии, если спортсмен не предпринимает попыток овладеть приемом в другую сторону, складывается стойкий стереотип мышечной работы, мешающий освоению других двигательных действий. При продолжительной стереотипной нагрузке формируется гипертонус одних и гипото-нус других мышц, что приводит к дисфункции мышечно-скелетной системы, но спортсмен в процессе занятий их не осознает, так как включаются компенсаторные механизмы и данные элементы опорно-двигательного аппарата (мышца, сустав и т. д.) не вовлечены в работу, а значит, клинически себя не проявляют. Эту функцию осуществляют другие элементы мышечно-скелетной системы, работающие с перегрузкой. И только тогда, когда биомеханическая нагрузка этих компенсаторных элементов не соответствует возможностям их трофического обеспечения, возникает боль, ограничение подвижности, постепенный износ опорных тканей, что в конечном итоге приводит к нарушению координации и точности выполнения движений, снижению скорости и выносливости, повышению энергетических затрат организма спортсмена. При этом возрастает вероятность получения травм и неполное восстановление спортсменов после травм [4].
Нарушенный двигательный стереотип приобретает устойчивый характер, мешая спортсмену показать максимальный результат. Мышечный дисбаланс сопровождается перераспределением нагрузок в кинематической цепи с развитием биомеха-
ВЕК
нической дезорганизации и возникновением компенсаторных процессов снижающих патологическую асимметрию невыгодную организму с точки зрения энергообеспечения и биомеханических параметров техники двигательного действия. Однако специализированные тренировочные нагрузки приводят к возникновению функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата, которые, в связи с отсутствием целенаправленного их выявления, в течение длительного времени могут оставаться не диагностированными, создавая морфофункциональную базу как для острых и хронических травм, так и для развития висцеральной патологии.
В настоящее время, как показывает практика, существующий в спортивной медицине подход предполагает в большей мере лечение травм и проведение восстановительных мероприятий с травмированным спортсменом, не учитывающих причину возникновения нарушений. Хотя понимание причин позволило бы в будущем избежать этих проблем и тем самым улучшить спортивные результаты, а не вынуждать спортсмена закончить свою карьеру, так и не реализовав весь спектр своих потенциальных возможностей.
Как было отмечено ранее, начиная с детского возраста из-за воспроизведения однотипных упражнений, почти неизбежно формируется дисбаланс между опорными ногами. Можно ли не обращать внимания на дисбаланс, если он не вызывает боли и дискомфорта? Как показывает практика, тренеры зачастую не обращают внимания на статические и динамические стереотипы спортсме-
нов, а если и замечают их, то воспринимают как «профессиональную особенность» и не придают должного значения. Установки мышечной работы такого рода в корне меняют процесс освоения нового двигательного действия как для спортсмена, так и для тренера-преподавателя.
Диагностировать нарушение оптимальности двигательных стереотипов можно визуально. Так, например, если у спортсмена отмечается разница в длине шага, это говорит об избыточной подвижности таза, что в свою очередь оказывает влияние на плечевой пояс и движение верхних конечностей в паттерне хождения и конкретно заданном движении. Разница в амплитуде движений верхних конечностей информирует о слабости грудных мышц и компенсаторной гипермобильности позвонков шейного отдела позвоночника. Спортсмену с такими нарушениями будет сложно сорвать захват или выполнить мощное толчковое движение руками. Также повышенная мобильность позвонков в грудном отделе приводит к нарушению дыхания вследствие неоптимальной работы диафрагмы, возникает дефицит кислорода, понижается энергия — появляется искаженная эмоциональная реакция на внешний раздражитель, (звуковой сигнал судейского гонга или яркий свет на соревновательном ковре) и в конечном итоге невозможность реализации индивидуальных способностей в решающий момент схватки.
Также моторная асимметрия сопровождается асимметрией артериального давления и тонуса сосудов в покое и после физической нагрузки. Занятия спортом при асимме-
187
3 / 2014
Преподаватель
тричных нагрузках приводят к ее увеличению [4; 5]. Асимметрия артериального давления вызывает «асимметрию энергетического снабжения» анатомических образований правой и левой сторон туловища, что может явиться одной из физиологических предпосылок увеличения двигательной асимметрии в спорте. Единичные данные о соотношении асимметрий-симметрий у юных и квалифицированных спортсменов, психофизиологических и двигательных особенностях левору-ких и амбидекстров позволяют предположить, что проявления различных типов моторных асимметрий зависят от индивидуально-типологических особенностей человека: возраста, пола, занятий определенным видом спорта, спортивной квалификации и стажа.
Определение ведущей конечности признано важным для спортивной практики, так как может служить маркером результативности действии во многих видах спорта
1ЯЯ (Е.Б. Сологуб, В.А. Таймазов, 2000).
100 Профиль асимметрии определяет наиболее предпочитаемую сторону вращения, стойки и т.д. Левый профиль асимметрии у борцов, боксеров, фехтовальщиков делает их неудобным соперниками для абсолютных правшей. Борцовская стойка представляет собой комплекс сложно выработанных позных рефлексов, поэтому является примером асимметричной активности.
В настоящее время функциональная асимметрия мозга спортсменов рассматривается как один из факторов достижения высоких спортивных результатов. В ракурсе последних научных данных можно предположить,
что успешность занятий в конкретном виде спорта, а также оптимальная адаптация к предельным (экстремальным) физическим и психическим напряжениям в спорте высших достижений зависит от латерального фенотипа (Е М. Бердичевская, 2003; А.С. Тройская, 2004; Е.В. Фомина, 2006). Возможно, это связано со стихийным отбором индивидуумов, лучше осваивающих спортивные навыки, легче переносящих стрессовые условия соревнований, надежно адаптирующихся к высоким психофизическим нагрузкам в жестко регламентированных или, наоборот, ситуативных условиях. Специфичность межполушарной асимметрии мозга у высококвалифицированных спортсменов, весьма вероятно, являются следствием сочетания многолетнего спортивного отбора и долговременной адаптации к специфической физической нагрузке.
Индивидуальный профиль латеральной организации моторных и сенсорных функций отражает особенности межполушарных взаимоотношений в основных анализаторных системах и представляет собой сочетание признаков моторных и сенсорных асимметрий, характерное для того или иного субъекта. В нейропсихологии специфика межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия рассматривается в качестве биологической основы индивидуально-психологических различий. Обобщение данных, представленных в литературе, свидетельствует о том, что характер межполушарной организации мозга, отражающийся в профиле латеральной организации, обнаруживает связь с целым набором индивидуальных ха-
рактеристик физиологических и психических явлений [6; 7].
Учет профиля межполушарной организации мозга позволит научно обосновать адекватные педагогические воздействия на двигательную и психическую сферу юного спортсмена в процессе учебно-тренировочных занятий, внесет коррекцию в процедуру профессионального и спортивного отбора.
Знание индивидуального профиля спортсмена необходимо использовать для осуществления дифференцированного подхода в процессе обучения, физического воспитания и спортивной тренировки. Изложенные факты рекомендуется использовать при спортивном отборе и в процессе индивидуализации тренировочного процесса, при выборе стиля борьбы, стойки, базового арсенала приемов для более адекватного соответствия их у каждого спортсмена врожденным предпочтениям особенностям центральной регуляции произвольных движений. Обязательное тестирование характеристик моторики для обеих симметричных конечностей является необходимым условием формирования индивидуальной спортивной техники согласно требованиям симметрии-асимметрии двигательной деятельности, предъявляемым конкретным видам спорта.
В этой связи, дальнейшее изучение проблемы построения учебно-тренировочного процесса в спортивных единоборствах на начальном и последующих этапах спортивного совершенствования на основе учета особенностей латеральной организации головного мозга и латеральных предпочтений спортсменов едино-
борцев приобретает в настоящее время особую актуальность, и наши дальнейшие изыскания предполагается вести именно в обозначенном направлении.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бердичевская, Е.М. Функциональная асимметрия и спорт руководство [Текст] / Е.М. Бердическая, А.С. Гронская. - М. : Научный мир, 2009. - С. 647-691.
2. Чермит, К.Д. Симметрия-асимметрия в спорте [Текст] / К.Д. Чермит. - М.: ФиС, 1992. - 256 с.
3. Муфтахина, Р.М. Особенности некоторых психофизиологических функций пра-воруких и леворуких боксеров [Текст] / Р.М. Муфтахина, Э.Ш. Шаяхметова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. -№ 10. - С. 285-291.
4. Васильева, Л.Ф. Алгоритмы мануальной диагностики и мануальной терапии пато-биомеханических изменений мышечно-скелетной системы : Учебное пособие [Текст] / Л.Ф. Васильева. - Новокузнецк : ОАО «Новокузнецкий полиграфкомби-нат», 1999. - 120 с.
5. Васильева, Л.Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии [Текст] / Л.Ф. Васильева. - М.: Изд-во ВИС, 2003.
- 84 с.
6. Васильева, Л.Ф. Визуальная диагностика нарушений статики и динамики опорно-двигательного аппарата человека [Текст] / Л.Ф. Васильева. - Иваново : МИК, 1996.
- 112 с.
7. Черемушникова, И.И. Изучение влияния функциональной межполушарной асимметрии у студентов на склонность к агрессии, с последующей оценкой неспецифических адаптационных реакций организма [Текст] / И.И. Черемушникова // Асимметрия. - 2011. - Т. 5. - № 3. - С. 35-48.
REFERENCES
1. Berdichevskaja E.M., Gronskaja A.S. Funkcional'naja asimmetrija i sport ruko-
3 / 2014
Преподаватель ^
vodstvo [Functional asymmetry and Sports], M., Nauchnyj mir, 2009, pp. 647-691.
2. Vasil'eva L.F. Algoritmy manual'noj diag-nostiki i manual'noj terapii patobiomehan-icheskih izmenenij myshechno-skeletnoj sistemy: Uchebnoe posobie [Algorithms manual of diagnosis and manual therapy pathobiomechanical changes musculo-skele-tal system], Novokuzneck, OAO, Novokuz-neckij poligrafkombinat, 1999, 120 p.
3. Vasil'eva L.F. Teoreticheskie osnovy priklad-noj kineziologii [Theoretical Foundations of Applied Kinesiology], M., Izdatel'stvo VIS, 2003, 84 p.
4. Chermit K.D. Simmetrija-asimmetrija v sporte [Symmetry-asymmetry in sport], M., FiS, 1992, 256 p.
5. Vasil'eva L.F. Vizual'naja diagnostika nar-ushenij statiki i dinamiki oporno-dvigatel'-nogo apparata cheloveka, [Visual diagnosis of the statics and ynamics of the musculosk-
eletal system of human], Ivanovo, MIK, 1996, 112 p.
6. Muftahina R.M., Shajahmetova Je.Sh. Os-obennosti nekotoryh psihofiziologicheskih funkcij pravorukih i levorukih bokserov [Features some psychophysiological functions right-handed and left-handed boxers], Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2009, No. 10, pp. 285-291.
7. Cheremushnikova I.I. Izuchenie vlijanija funkcional'noj mezhpolusharnoj asimmetrii u studentov na sklonnost' k agressii, s pos-ledujushhej ocenkoj nespecificheskih adapt-acionnyh reakcij organizma [Study of the effect of functional inter hemispheric asymmetry in students' propensity to aggression, followed by evaluation of nonspecific adaptive reactions], Asimmetrija, 2011, T. 5, No 3, pp. 35-48.
Подлесных Артем Анатольевич, аспирант кафедры теоретических основ физической культуры и спорта Московского педагогического государственного университета, kim.tatiana8848@ yandex.ru
Podlesniyh A.A., Post-Graduate Student, Theoretical Bases of Physical Culture and Sport Department, Moscow State Pedagogical University, [email protected]
190