Научная статья на тему 'Проблема периодизации творчества Ювана Шесталова'

Проблема периодизации творчества Ювана Шесталова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
225
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮВАН ШЕСТАЛОВ / МАНСИ / ЯЗЫЧЕСКАЯ ПОЭМА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Динисламова Светлана Силиверстовна

Необходимость решения проблемы периодизации видится в том, что творчество Ю. Шесталова нами рассматривается как единый текст, который обладает внутренней динамикой, определяемой особенностями его дарования, условиями времени и общими особенностями литературного процесса. При решении проблемы периодизации мы придерживаемся хронологических рамок. По мнению автора, это позволит выявить общее, присущее Шесталову на всех этапах (метод, стиль, позицию автора) и новое - или приобретаемое, или утрачиваемое - на каждой последующей ступени развития творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема периодизации творчества Ювана Шесталова»

УДК 82.09; 821.511: 143

Динисламова Светлана Силиверстовна

Обско-Угорский институт прикладных исследований и разработок г. Ханты-Мансийск [email protected]

Проблема

ПЕРИОДИЗАЦИИ ТВОРЧЕСТВА ЮВАНА ШЕСТАЛОВА

Dinislamova S.S.

Obsko-Ugric Institute of applied researchand development,

Hanti-Mansiysk

[email protected]

The problem of periodization

OF YU VAN SHESTALOV’S CREATIVITY

Аннотация. Необходимость решения проблемы периодизации видится в том, что творчество Ю. Шесталова нами рассматривается как единый текст, который обладает внутренней динамикой, определяемой особенностями его дарования, условиями времени и общими особенностями литературного процесса. При решении проблемы периодизации мы придерживаемся хронологических рамок. По мнению автора, это позволит выявить общее, присущее Шесталову на всех этапах (метод, стиль, позицию автора) и новое - или приобретаемое, или утрачиваемое - на каждой последующей ступени развития творчества.

Ключевые слова: Юван Шесталов, манси, языческая поэма.

Annotation. The necessity of solving the problem of periodization is seen in the fact that creativity of Yu. Shestalov is considered as a single text having the internal dynamics determined by the specifics of his talent, the conditions of the time and common characteristics of the literary process. We follow the chronological frameworks during the solving the problem of the periodization. It allows to identify the common thing of Shestalov at all stages (method, style, the position of the author) and something new (or acquired, or lost) at each subsequent stage of development of his creativity.

Keywords: Yuvan Shestalov, mansy, pagan poem.

В творческой эволюции мансийского писателя Ювана Шесталова наблюдается постоянное «движение» поэтического мировосприятия, обусловленное не только событиями времени, сменой этапов российской истории и истории народа манси, но и напряженным, стремительным развитием и обновлением тех начал, которые всегда были присущи Шесталову как творческой личности (смелая опора на родной фольклор, открытый лиризм и автобиографизм как особый способ обоснования нравственных, религиозно-философских и эстетических идей, жанровое и стилевое новаторство т.д.). При этом, в разные периоды исканий метод поэта, прозаика, публициста ярко-индивидуально и вариативно раскрывал возможности создания единого «шесталовского» текста.

Нами делается попытка решения проблемы этапности творчества Шесталова. Для этого мы, исследовав произведения писателя, обращаемся и к литературной критике, и к мнению самого автора. Необходимость решения данной проблемы видится в том, что творчество Ю. Шесталова нами рассматривается как единый текст, который обладает внутренней динамикой, определяемой особенностями его дарования, условиями времени и общими особенностями литературного процесса.

Критики и исследователи, каждый для своего времени, обращались к проблеме периодизации творчества Ю. Шесталова. Но они, во-первых, не

могли по условиям времени охватить весь творческий путь писателя, во-вторых, им была неизвестна внутренняя, субъективная сторона движения его творчества. Конечно же, и свидетельства самого писателя во многих отношениях не вполне объективны, так как началом того или иного этапа он считает появление крупных произведений, в то время как они, напротив, могут и должны быть рассмотрены как завершение поисков, характерных для конкретного периода творческого пути.

Первым среди критиков мысль о периодизации творчества Шесталова высказывает В. Косихин, он условно делит его на два периода: с ранней поэзии до 1972 года - первый этап, с 1972 года - новый этап творчества, одна из освещаемых тем - коренные перемены на Тюменском Севере [1, с. 206].

Статья А.В. Пошатаевой «Проза Ювана Шесталова» написана в 1983 году. Как определенный этап исследовательницей рассматриваются три повести писателя - «Синий ветер каслания» (1964), «Когда качало меня солнце» (1972), «Тайна Сорни-Най» (1976). Автор справедливо подчеркивает, что на данном этапе корни творчества литератора уходят глубоко в народную традицию: «Шесталов очень серьезно относится к сказке, мифу, народной песне. С их помощью он раскрывает истоки своеобразного видения мира своего народа, черты национального характера» [2, с. 107].

18

Интересна периодизация творчества Шесталова, предложенная В.Д. Лебедевым. По его определению, сборник «Миснэ» (1961) подвел итог первого этапа творческого пути. Этап характеризуется поэтическим творчеством на родном языке и темой Родины (родной край, быт народа, поверья). Ко второму этапу исследователь относит первые три повести и поэмы, объединенные в 1971 году в «Языческую поэму». Как отмечает Лебедев, к этому времени язык Шесталова становится ярким и колоритным, как и язык устно-поэтической культуры народа манси [3, с. 137]. Эпика и лирика в его произведениях нерасторжимы во всех традиционных жанрах, что делает качественно новыми их художественные структуры. Его повести - это поэмы в прозе, а поэмы - лирические повести. И то и другое - это традиционная, но одновременно и принципиально новая в жанровом отношении песня, песня современного человека Севера.

Следующим этапом творчества Ю. Шесталова Лебедев выделяет публицистику и детскую литературу. Исследователь отмечает, что у писателя усиливается публицистичность. Стремление прямо и непосредственно вмешаться в жизнь, в решение ее важнейших проблем, в споры вокруг литературного процесса, своего собственного творчества заставляет писателя активно выступать в прессе. Его книги очерков содержат огромный по объему и яркий по форме познавательный материал для читателя, которому интересна история обских угров, их культура, современная жизнь, личность и творчество Шесталова [3, с. 97].

Далее обратимся к периодизации, предложенной самим писателем, которая, по нашему мнению, более верно раскрывает его мироощущение, мировосприятие на том или ином этапе творчества, отражает новые начинания.

Юван Шесталов свои творческие искания до двадцатилетнего возраста характеризует словами: «Жизнь Духа в философии «инстинкта самовыживания в экстремальных условиях». Первые ощущения мира, яркого, ослепительного, таинственного. Горе-сиротство, радости молодости. Поиски путей озвучения многозвучного мира на языке матери» [4, с. 1].

После двадцати лет творчество поэта наполняется новым содержанием. Он преодолевает горечи жизни, ощущает «прикосновение Любви и Страдания», старается «потрясти», «взволновать», «озарить» читателя. Он выбирает для себя индивидуально-личностный путь, так как «творец одинок» [4, с. 1].

В 1963 году в биографии Ю. Шесталова происходят перемены - он вместе с семьей переезжает на новое место жительства в Тюмень. В это время он работает над повестью «Синий ветер каслания»; повесть была написана им «на одном дыхании». Материал для ее создания у него уже имелся - это многочисленные газетные статьи и рассказы о людях своего края. Решение написать повесть у Ю. Шесталова появилась после знакомства с творчеством В. Солоухина и О. Берггольц. Через восемь лет, также на основе статей и рассказов, бе-

сед с отцом и личных воспоминаний, Шесталов создает вторую повесть - «Когда качало меня солнце» (1972). Третью же повесть - «Тайна Сор-ни-Най» (1976) - писатель выделяет особо, так как в ней «специальное содержание, придуманное». То же самое он говорит и о романе-сказании «Огонь исцеления» (1988). Значимость романа состоит в том, что «это позднее, сознательно созданное произведение о своей жизни», это сага, жизнеописание рода Шесталовых.

С книги-амулета «Космическое видение мира на грани тысячелетий», (2002), по определению писателя, начинается современный (поздний) этап его творчества. Ю. Шесталов активно выступает за самоценность всего живого, в продолжение народных поэтических традиций начинает выражать свои чувства через молитвы, заклинания, пророчества, проповедующие «планетарное и космическое сознание» [5, с. 45].

В эти годы Ю. Шесталов переезжает в город Ханты-Мансийск. В его судьбе произошли большие изменения, качественно отразившиеся на произведениях. Он посвящает поэтические строки Н. Аксариной, в соавторстве они издают сборник «Непредсказуемо мгновенье ...» (2003). Темы, затронутые в сборнике (любви, жизни, мифологии), переносятся затем в роман-камлание «Откровение Крылатого Пастэра» (2009). Как и в сборнике «Непредсказуемо мгновенье ...», опора в романе делается на миф о Крылатом и Ногастом Пастэре, миф о грехопадении, таящий в себе точ к тайнам Любви» [6, с. 21].

Условно Ю. Шесталов делит свой творческий путь на периоды:

1. 1954-1967 гг. - период обретения Голоса. Голос Природы. «Мир, как я сегодня, стал тридцатилетним».

2. 1968-1988 гг. - «Прозо-стихия». «Хорошее Слово - Товарищ в пути».

3. 1989-1999 гг. - Стихия стихий. «Крик журавля». «Голос хорошего журавля за семь рек слыхать».

4. 2000-2006 гг. - «Слово-амулет».

Все выводы Шесталова являются ценными источниками исследования: они раскрывают его творчество «изнутри» и обозначают особенные, значимые, «переходные» произведения в его литературной деятельности. Тем не менее, самохарактеристика поэта становится как бы еще одним его произведением, которое, как и все творчество, требует изучения. Вот почему в исследовании мы не просто присоединяемся к тем обобщениям, которые делает поэт, характеризуя свое творчество, но, опираясь на выводы поэта, делаем попытку самостоятельно, с возможной степенью объективности, внося нужные коррективы, ставить принципиальные проблемы его творческой эволюции.

При решении проблемы периодизации мы придерживаемся хронологических рамок. Это позволит в ыя в ить общее, присущее Ю. Шесталову на всех этапах (метод, стиль, позицию автора) и новое -или приобретаемое, или утрачиваемое - на каждой последующей ступени развития творчества.

19

Итак, начальный период творчества Ю. Шесталова определяется нами 1955-1961 гг. В эти годы поэт пишет стихотворения на родном языке, появляются первые очерки и рассказы - на русском. Итоговым произведением этого периода является сборник «Миснэ» (1961). В данном случае наш вывод созвучен с мнением А. Баландина, Э. Бальбурова, В. Лебедева, В. Лаврова.

Второй этап творчества Шесталова - 1962-1972 гг. Писатель, как известно, обращается к русскоязычной прозе (повесть «Синий ветер каслания» 1964, рассказы, очерки). Многожарновая русскоязычная проза как бы подытожена повестью «Когда качало меня солнце» (1972). В то же время Шесталов продолжает писать стихи на родном языке, которые постепенно складываются в поэму «Нюлы эрыг» -в «Языческую поэму». Таким образом, поэма «Нюлы эрыг» и повесть «Когда качало меня солнце» являются итоговыми произведениями второго, «двуязычного» этапа творческого пути писателя.

Третий этап творчества писателя нами определяется 1973-1989 гг. В это время у Ю. Шесталова усиливается публицистичность. Он много ездит по тюменскому Северу, изучает и выявляет для себя и своих читателей проблемы жизни округа. Здесь «промежуточным итогом» явилась повесть «Тайна Сорни-Най» (1976). После нее он создает один за другим сборники очерков «Сибирское ускорение»

(1977) , «Большая рыба» (1982), «Самая чистая радость» (1985) и др.; рассказы «Мчатся олени...»

(1978) , повести «Красная легенда на белом снегу»

(1979) , и «Сначала была сказка» (1984) - для детей. Пишет он и стихотворения, но только на русском языке. Вообще, Ю. Шесталов в своем оригинальном творчестве больше к родному языку не возвращается. Все написанное подытожено им в романе-сказании «Огонь исцеления» (1988). Именно это произведение, включающее в себя мотивы, темы, образы, созданные в поэзии и прозе за предшествующие годы, является, по нашим наблюдениям, итогом третьего этапа. После этого он осознанно на долгие годы отказывается от создания крупных художественных произведений.

Сочинения, написанные после 1990-х годов -поздний этап творчества Ю. Шесталова. Открывается он, по нашему мнению, поэмой «^ич журавля». Однако точное время ее создания неизвестно. Во всяком случае, несомненно, что она написана на рубеже между концом 80-х и началом 90-х годов. Вот почему мы полагаем, что эта поэма в равной степени и подытоживает предшествующий период и открывает следующий - по преимуществу публицистический и даже проповеднический. Многие произведения этого периода «Ханты, манси. Кто мы?» (1993), «Твори творение, творец» (1998), «Белая ночь полярного круга» (1998) и др., объединены темой космического сознания. Вместе с

Литература:

1. Косихин В. Поэтическое каслание. Литературный портрет (мансийского поэта Ю. Шесталова. М., 1972. № 12. С. 204-208.

2. Пошатаева А.В. Проза Ювана Шесталова // Полярная звезда. 1983. № 3. С. 107-110.

тем он неслучайно создает в это время научнофантастическую повесть-эссе «Откровение Регу-ли» (1993) - о венгерском ученом-фольююристе, занимавшемся проблемами записи и издания вогульского эпоса. Здесь сделан первый шаг к осознанию нового замысла - композиционного объединения и поэтического перевода на русский язык мансийских народных эпических сказаний, воспринимаемых народным поэтом как единый текст.

В 2000-е годы Ю. Шесталов продолжает работу по переводу вогульского фольклора, объединенного темой Мирсуснэхума, и создает свой итоговый роман-камлание «Откровение Крылатого Пастэра». В романе звучит емкий, всеохватный, единый мотив, личное раскрывается как планетарное, а планетарное согрето неподдельно выношенным и выстраданным. Опору поэту дает миф.

В целом, на протяжении всего творческого пути на мировосприятие, мировоззрение Ю. Шесталова влияли многие события времени, которые вносили свой отпечаток, но писатель всегда оставался верен народным традициям. С самого начала писательской деятельности он осознал значение родного слова; его целью было показать читателю удивительный мир детства, красоту края, раскрыть человека Севера. Сначала, создавая произведения на родном языке, поэт искренне и доверительно раскрывает юношеские чувства, но проходит немного времени - и его творчество наполняется социальной проблематикой, он обращается к журналистике. Затем его труды выливаются в неторопливые, вдумчивые повести-размышления. В 1990-е годы поворот в творчестве был обусловлен переменами в общественно-политической ситуации в стране (перестройка), поэт выезжает в Венгрию. В это время у него наблюдается некий спад в творчестве. Он в растерянности, подавлен. Крик его души зазвучал в «Крике журавля». С этого произведения начинается новый этап творчества, где автор переносит акцент с художественного творчества в сторону религиозно-философской публицистики. Его достижения - это не поверхностное философствование: за каждой концепцией чувствуется напряженное художественное раздумье, сосредоточенность чувства. Он ставит перед собой иные задачи - творчеством способствовать духовному развитию современников. И здесь Ю. Шесталов не отходит от народных традиций. Он обращается к древним заклинаниям, молитвам. Его искусство идет от вдохновения, озарения. Главным у писателя становится «символическое мышление». Он обращается к поэтическому миру архаического мифа, к пантеистическому сознанию своего народа, найдя в этом новый путь к более яркому воплощению идеи человечности и духовности.

Literature:

1. Kosikhin V. Poeticheskoe kaslanie. Literary portrait (of Mansi poet Yu.Shestalov). M., 1972. № 12. P. 204-208.

2. Poshataeva A.V. Yuvan Shestalov's prose // Polar Star. 1983. № 3. P. 107-110.

20

3. Лебедев В.Д. Маней. Очер истории литературы. Тобольск, 1995. 160 с.

4. Шесталое Ю.Н. Собрание сочинений. СПб. Ханты-Мансийск : Фонд космического Сознания, 1997. Т. 1. 480 с.

5. Ионин Г.Н. Миротворный Торум // Ю.Н. Ше-сталов Собрание сочинений. СПб. Ханты-Мансийск : Фонд Космического Сознания, 1999. Т. 5. С. 11-17.

6. Ионин Г.Н. Миф и новый замысел Ю. Шестало-ва // Литература народов Севера. Сб. науч. ст. / Под ред. А.А. Петрова и ЕЮ. Роговера. СПб. : Издательство РГПУ им. АИ. Герцена, 2003. С. 20-24.

3. Lebedev V.D. Mansi. Essays on history of literature. Tobolsk, 1995. P. 160.

4. Shestalov Yu.N. Works. SPb. Khanty-Mansiysk : Fund of Space, 1999. V. 1. 480 p.

5. lonin G.N. Mirotvornyi Torum // Yu.N. Shestalov Works. SPb. Khanty-Mansiysk : Found of Space, 1999. V. 5. P. 11-17.

6. Ionin G.N. Myph and new intention of Yu. Shestalov // Literature of the people; of the North: coll. of articles / ed. A.A. Petrov, E.S. Rogover. SPb. : Herzen RSPU press, 2003. P. 20-24.

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.