Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПЕРЕСМОТРА СТРАТЕГИЙ МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООН'

ПРОБЛЕМА ПЕРЕСМОТРА СТРАТЕГИЙ МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООН Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
98
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ООН / реформирование / миротворческие операции / конфликты / поддержание мира. / UN / reform / peacekeeping operations / conflicts / maintenance of peace.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Н В. Бархударян

В данной статье рассматривается миротворческая деятельность Организации Объединенных Наций, а также определены основные недостатки в сфере миротворчества ООН. Особое внимание уделено анализу инициатив, внедренных с 2000гг. в миротворческую деятельность, и оценке конкретных шагов, направленных на увеличение эффективности операций по поддержанию мира. В работе утверждается необходимость пересмотра стратегий и поиска новых подходов к миротворческой деятельности, а также делается заключение о постоянном стремлении к разработке более эффективных методов обеспечения мира и безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF REVISING UN PEACEKEEPING STRATEGIES

This article examines the peacekeeping activities of the United Nations, and also identified the main shortcomings in the field of UN peacekeeping. Particular attention is paid to the analysis of initiatives introduced since 2000 in peacekeeping and the assessment of concrete steps aimed at increasing the effectiveness of peacekeeping operations. The article asserts the need to revise strategies and search for new approaches to peacekeeping, and also concludes that there is a constant desire to develop more effective methods of ensuring peace and security.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПЕРЕСМОТРА СТРАТЕГИЙ МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООН»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

DOI 10.24412/cl-37233-2024-2-183-193

ПРОБЛЕМА ПЕРЕСМОТРА СТРАТЕГИЙ МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООН

Н.В. Бархударян

Российско-Армянский (Славянский) университет Институт международных отношений и общественно-политических наук

(ИМООПН)

nona. [email protected] АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается миротворческая деятельность Организации Объединенных Наций, а также определены основные недостатки в сфере миротворчества ООН. Особое внимание уделено анализу инициатив, внедренных с 2000гг. в миротворческую деятельность, и оценке конкретных шагов, направленных на увеличение эффективности операций по поддержанию мира. В работе утверждается необходимость пересмотра стратегий и поиска новых подходов к миротворческой деятельности, а также делается заключение о постоянном стремлении к разработке более эффективных методов обеспечения мира и безопасности.

Ключевые слова: ООН, реформирование, миротворческие операции, конфликты, поддержание мира.

Введение

В столь сложных геополитических условиях мы являемся свидетелями многочисленных вооруженных конфликтов, обостряются многие политические противоречия, возникают новые вызовы и угрозы миру и безопасности

183

во всем мире, а также геополитические столкновения между ведущими международными игроками, что затрудняет решение социально-экономических проблем в мире в целом.

В такой ситуации значимость и роль ООН, как ведущей международной организации и глобального политического института, становятся еще более важными. В то же время ООН подвергается критике за устаревшие структуры и практики, за неспособность эффективно реагировать на современные вызовы и угрозы, за потерю авторитета в мировых делах и за недостаточную легитимность принимаемых решений. Эти проблемы свидетельствуют о кризисе ООН и требуют глубокого научного анализа, который позволит ответить на возникшие вопросы и разработать конкретные меры по улучшению деятельности ООН и устранению обнаруженных недостатков.

Миротворческая деятельность ООН находится сейчас на переломном этапе и сталкивается с серьезными трудностями. Пытаясь преодолеть эти трудности, а также соответствовать новым глобальным вызовам современности, миротворческая деятельность ООН продолжает развиваться как в концептуальном, так и в оперативном отношении. Эти аспекты и объясняют высокую степень актуальности выбранной темы.

Цель исследования - определить важнейшие аспекты реформирования миротворческой деятельности с целью адаптации к современным процессам и новым реалиям. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи: выявить недостатки в осуществлении миротворческой деятельности и найти пути повышения эффективности миротворческой деятельности.

Методология исследования обусловлена комплексным характером изучаемой проблематики. В основе методологической базы лежит интегра-тивный подход, включающий проблемно-хронологический, структурно-функциональный методы, а также кейс-стади. Принцип историзма способствовал установлению причинно-следственной связи между актуальным положением дел и его предпосылками, а также определению условий развития и трансформации глобальной среды. Чтобы разобраться в сущности проблемы реформирования миротворческой деятельности, необходимо произвести структурно-функциональный анализ современной системы миротворчества. В рамках исследования применялся метод статистической обработки данных, показывающих эффективность и недостатки функционирования различных направлений деятельности ООН.

Вопросам миротворческой деятельности посвящены работы российских авторов, таких как В.И. Чуркин (бывший постоянный представитель РФ при ООН и в Совете Безопасности), А.И. Никитин [1-3], который углубленно изучал проблемы ООН, в частности, ее миротворческой деятельности. Трансформации миротворческой деятельности и ее развитию посвятили свои работы зарубежные ученые Саймон Честерман [4] и политолог Чадвик Ф. Элгар [5].

Эволюция и современное состояние миротворчества ООН

С начала своего существования ООН сталкивалась с вызовами в области миротворческой деятельности. При развитии конфликтов в разных уголках мира ООН регулярно выступала в качестве посредника и проводила мирные миссии для урегулирования этих конфликтов.

Однако в последние годы стало заметно, что существующие стратегии миротворческой деятельности недостаточно эффективны для решения современных проблем. Это вызывает необходимость пересмотра стратегий и поиска новых подходов к миротворческой деятельности.

Одной из главных проблем, с которой сталкивается ООН, является недостаточная гибкость ее миротворческих операций. Миротворческие операции часто ограничены мандатами, которые могут быть устаревшими и не отвечать текущей ситуации в конфликте. Кроме того, многие миротворческие операции ограничены бюджетными и ресурсными ограничениями, что может препятствовать их эффективности.

Другой проблемой является недостаток ресурсов и экспертизы в области миротворческой деятельности. В некоторых случаях ООН может не иметь достаточно квалифицированных кадров или необходимых ресурсов для эффективного решения конфликта. Это может приводить к ухудшению ситуации на местах и даже к дальнейшему распространению конфликта.

Также стоит отметить, что в некоторых случаях миротворческие операции могут ухудшать ситуацию на местах. Это может происходить, например, когда миротворцы не могут эффективно управлять конфликтом или не могут обеспечить безопасность на местах. Для решения этих проблем необходим пересмотр стратегий миротворческой деятельности.

Активные дискуссии о реформировании миротворческих операций начались еще в 2000г. Так, весной того года по поручению Генерального

секретаря Кофи Аннана была создана Группа ООН по операциям в пользу мира, для того, чтобы проанализировать недостатки тогдашней системы и разработать конкретные и реалистичные рекомендации для ее усовершенствования [6]. В состав этой группы были включены эксперты с опытом работы в области предотвращения конфликтов, специалисты в сферах миротворчества и миростроительства.

Главным результатом деятельности данной группы стал доклад Бра-хими (названный по имени ее Председателя Лахдара Брахими), который был представлен Генеральному секретарю в августе 2000г. [7]. В этом докладе эксперты выявили необходимость новых, более эффективных стратегий, направленных на предотвращение конфликтов (это касалось как долгосрочной, так и краткосрочной перспективы). В докладе говорилось также о важности структурных изменений (например, о реорганизации отдела военной и гражданской полиции), о необходимости внедрения передовых информационных технологий в миротворческую деятельность и т.д. Одним из главных факторов эффективности миротворческих операций в докладе было названо наличие четких, реалистичных и выполнимых мандатов. Доклад Брахими стал одним из основополагающих документов в процессе реформирования миротворческой деятельности ООН. Пять лет спустя на его основе была принята повестка дня «Миротворческие операции 2010» [6].

Далее, в июле 2009г. был опубликован другой документ: «Новая программа партнерства: открывая новые горизонты деятельности ООН по поддержанию мира» [8]. Он был представлен государствам-членам и партнерам по миротворческой деятельности. В программе предлагалось начать диалог для разработки концептуальной программы миротворческой деятельности, которая бы отражала позиции всех участников глобального партнерства по поддержанию мира. В документе были отмечены достижения в улучшении механизма миротворческой деятельности на основе предыдущих реформ, а также выявлены новые и нерешенные проблемы, на которые необходимо обратить внимание партнеров по миротворческой деятельности.

Данный документ был принят в рамках инициативы «Новые горизонты», которая была направлена на две цели. Первая состояла в анализе основных тактических и стратегических проблем, с которыми сталкивались (и будут сталкиваться в будущем) миротворческие операции ООН. Второй

целью была активизация диалога с заинтересованными сторонами для улучшения механизмов реализации миротворческих мероприятий ООН, которые соответствуют современным и будущим требованиям.

Спустя пять лет, в октябре 2014г. по инициативе Генерального секретаря ООН того периода Пан Ги Муна была сформирована Независимая группа высокого уровня по операциям ООН в пользу мира. Целью создания данной группы являлась всеобъемлющая оценка состояния миротворческих операций ООН, а также их предполагаемых потребностей. Следует отметить, что это была первая всеобъемлющая оценка проблем и потребностей со времен доклада Брахими, приуроченная к 15-ой годовщине его опубликования. По словам Пан Ги Муна, группа должна была исследовать широкий круг проблем в области миротворчества, которые включают в себя как меняющийся характер конфликтов и мандатов, так и проблемы миро-строительства, вопросы, связанные с управленческими механизмами и планированием. Проблемы соблюдения прав человека также были приняты во внимание.

16 июня 2015г. упомянутая группа, состоящая из 16 экспертов, во главе которой был Жозе Рамуша-Орту (Тимор-Лешти), представила свой доклад Генеральному секретарю [9]. В докладе, в частности, подчеркивалась важность четырех масштабных изменений в целях достижения лучших результатов. Так, отмечалось, что именно политика должна стимулировать формирование и осуществление миротворческих операций, так как политические решения являются залогом прочного мира. Далее говорилось о необходимости более гибкого использования всего спектра миротворческих операций ООН и более плавных переходов между разными этапами миссий. Подчеркивалась важность всеобщего сотрудничества в области мира и безопасности в будущем. В качестве четвертого изменения в докладе была выдвинута идея человекоцентристского подхода в миротворческих операциях ООН.

Эксперты подчеркнули проблему недостаточного внимания к предотвращению конфликтов и медиации, а также недостаточной защиты гражданского населения. Авторы доклада призвали ООН разрабатывать более четкие и адаптированные стратегии, а также заявили о необходимости выполнимых мандатов и более высокой скорости выполнения определенных задач в области миротворческих операций. В докладе было уделено

важное место многостороннему сотрудничеству на глобальном и региональном уровнях.

Два года спустя новые реформы были предложены Генеральным секретарем ООН Антониу Гутерришем [6]. Они касались не только самих миротворческих операций и их управления, но и, в целом, системы развития ООН. В соответствии с его концепцией, главным фокусом является политика. Основная цель заключается в уменьшении фрагментации и повышении качества работы, достижении большей согласованности и оперативности в обеспечении мира и безопасности. Можно сказать, что основное внимание уделяется превентивным мерам, сохранению мира и выполнению задач, определенных в «Повестке дня на период до 2030 года».

6 апреля 2017г. Гутерриш выступил на брифинге СБ по вопросу о миротворческой деятельности ООН, который проходил под председательством США [10]. Он подчеркнул, что главная цель заключается в разработке комплексной стратегии с учетом разнообразного характера миссий ООН и всех аспектов миротворческих операций, начиная с предотвращения и заканчивая разрешением конфликтов. Новая стратегия, по словам Гутерриша, должна включать в себя миротворчество, миростроительство и долгосрочное развитие, а также опираться на два ключевых принципа: четкое распределение мандатов с учетом разнообразия миссий и решающая роль в политическом процессе. Совету Безопасности в этой стратегии передается ключевая роль в том, чтобы обеспечить выполнение государствами мирных договоренностей.

Важным нововведением Гутерриша стало представление девяти направлений для реформирования миротворческих операций. Речь идет, например, о четких и выполнимых мандатах от Совета Безопасности, об улучшенном планировании, об увеличении количества женщин в рядах миротворцев. Важное значение придается также использованию современных технологий в миротворческих миссиях.

Далее, в октябре того же года на заседании Генеральной Ассамблеи глава ООН представил доклад о реорганизации компонента мира и безопасности ООН [11]. В этом докладе были сформулированы предложения, которые включали в себя пять основных пунктов. Так, говорилось об учреждении Департамента по политическим вопросам и вопросам мирострои-тельства и Департамента миротворческих операций. Далее предлагалось

создать единую политическую и оперативную структуру, которую должен возглавлять помощник Генерального секретаря. Подразумевались также формирование постоянной группы руководителей под председательством главы. Еще один элемент предложений состоял в укреплении конкретных приоритетных сфер для наибольшей согласованности и высокого уровня координации в вопросах, касающихся мира и безопасности. Также говорилось о некоторых неструктурных изменениях, которые отражаются на методах каждодневной работы в области мира и безопасности.

Приняв к сведению упомянутые предложения, в декабре 2017г. Генеральная Ассамблея приняла Резолюцию ЛЖЕ8/72/199, согласно которой Генеральный секретарь должен был представить всеобъемлющий доклад о предстоящей реформе компонента мира и безопасности [12]. В этом докладе должна была присутствовать подробная информация об учреждении Департамента по политическим вопросам и вопросам миростроительства и Департамента миротворческих операций.

В настоящее время Департамент по политическим вопросам и вопросам миростроительства (ДПВМ) имеет важное значение в вопросах, связанных с предотвращением и урегулированием конфликтов в различных регионах [13]. Департамент анализирует политические события в разных странах для того, чтобы выявить и предотвратить любые кризисы. Это гибкая структура, наделенная полномочиями реагирования на кризисные ситуации. Департамент имеет возможность, с учетом согласия правительств, направлять посредников, экспертов в области миротворчества в любую страну, где есть необходимость в этом.

Что касается Департамента миротворческих операций (ДМО), то данная структура руководит миротворческими операциями в любой точке мира [14]. Кроме того, с целью выполнения мандатов Совета Безопасности, данный департамент поддерживает связь с Советом Безопасности, а также со странами, которые предоставляют военную и финансовую помощь, и с конфликтующими сторонами. Данная структура занимается координацией совместных действий между учреждениями ООН, правительственными и неправительственными организациями в ходе миротворческих операций. Кроме того, департамент предоставляет руководящие указания другим политическим и миростроительным миссиям ООН - таким, как деятельность военных и полицейских контингентов, разминирование и др.

В марте 2018г. Генеральный секретарь выступил во время обсуждения на высоком уровне Советом Безопасности коллективных действий по совершенствованию миротворческих операций ООН [15]. Он озвучил серьезные проблемы миротворческих операций ООН, подчеркнув особенности, проблемы миссий в Мали, Демократической Республике Конго, Централь-ноафриканской Республике и Южном Судане. В выступлении была упомянута важность политических решений, которые не могут быть заменены миротворческими миссиями, а также была подчеркнута опасность, которой ежеминутно подвергаются миротворцы (со стороны вооруженных группировок и террористов).

Глава ООН упомянул также недостаточно высокий уровень подготовки и экипировки миротворцев. Он призвал мировое сообщество координировать свои действия в трех основных направлениях: реалистичные ожидания от миротворческих операций, более сильные и безопасные миссии, а также политические решения и более высокий уровень подготовки миротворческих миссий. В этих целях Гутерриш выдвинул инициативу «Действия по поддержанию мира (А4Р)» [16]. Данная инициатива предполагала разработку совместных действий, которые различные государства-члены ООН планировали выполнять в области миротворческих операций.

В августе 2018г. глава ООН. представил «Декларацию о совместных обязательствах». В ней были определены обязательства, которые будут предприняты всеми сторонами для совместных усилий в поддержке миротворческих действий. В декларации подчеркивалось, что стороны привержены четким и реалистичным мандатам со стороны Совета Безопасности, обязуются направлять миротворцев с высоким уровнем подготовки и экипировки, улучшать координацию и механизмы управления операциями, защищать права человека и т.д. По состоянию на январь 2022г., данную декларацию поддержали 155 государств (в том числе Россия и Армения), а также несколько международных организаций: Европейский союз, Международная организация франкоязычных стран, Комиссия Африканского союза, НАТО.

Можно заметить, что в последующие годы не было предпринято существенных шагов для реформирования миротворческих операций ООН. Несмотря на продолжающиеся дискуссии и некоторые инициативы, в настоящее время в данной области присутствует большое количество проблем.

Так, среди самых крупных проблем следует выделить низкий уровень эффективности миротворческих операций, недостаточно развитые механизмы управления, проблемы в процессе принятия решений, медленные темпы рабочих процессов [17].

Также следует отметить неспособность миротворческих миссий адаптироваться к современным конфликтам с участием преступных группировок и террористов: в 2021г. из-за атак со стороны подобных структур были убиты 25 сотрудников миротворческих миссий ООН [18]. Недостаточно высок уровень подготовки миротворцев и дисциплины в рамках миротворческих операций. Следует также отметить, что мало внимания уделяется развитию механизмов многостороннего сотрудничества в области миротворчества.

Многие проблемы и вызовы на пути к достижению мира посредством миротворческих операций ООН констатируются самим руководством ООН и государствами-членами, о чем свидетельствуют вышеупомянутые инициативы и декларации. Эти проблемы регулярно анализируются экспертами, однако в настоящее время вся система миротворческих операций организации нуждается в комплексных реформах. Эти реформы позволят ООН существенно уменьшить масштабы проблем и адаптировать свои действия к современным реалиям.

Важно отметить, что скорость и характер реформы зависят от интересов основных участников процесса, которые определены реалиями мировой политики в современной международной системе.

Реформирование ООН - это не попытка преодолеть кризис, а естественный этап развития и эволюции ООН [19]. Если ООН сможет продемонстрировать явную готовность адаптироваться, то она сможет внушить чувство доверия и заручиться поддержкой правительств и народов всех стран мира.

ЛИТЕРАТУРА

1. Никитин А.И. Миротворческие операции: концепции и практика. М.: Московский общественный научный фонд, 2000.

2. Никитин А.И. Миротворчество ООН: обновление принципов, реформирование практики // «Мировая экономика и международные отношения», 2016, № 3.

3. Никитин А. И. Международные конфликты и их урегулирование // «Мировая экономика и международные отношения», 2006. № 2.

4. Simon Chesterman. You, the People: The United Nations, Transitional Administration, and State-building. Oxford University Press, 2004, 296р.

5. ChadwickF. Alger. Peace Research and Peacebuilding. Springer Science, 2013, 151р.

6. Операции OOH по поддержанию мира. Официальный сайт ООН [Эл. ресурс] // URL: https://peacekeeping.un.org/ru/reforming-peacekeeping

7. Brahimi report. UN official web-site. https://peacekeeping.un.org/sites/default/files/a_55_305_e_brahimi_report.pdf

8. UN official web-site. A New Partnership Agenda: Charting a New Horizon for UN Peacekeeping. [Эл. ресурс] // URL:

https://peacekeeping.un.org/sites/default/files/newhorizon_0.pdf

9. Global Centre for the Responsibility to Protect. Report of the High-level Independent Panel on Peace Operations. [Эл. ресурс] // URL:

https://www.globalr2p.org/resources/report-of-the-high-level-independent-panel-on-peace-operations-on-uniting-our-strengths-for-peace-politics-partnership-and-people/

10. Глава ООН предложил девять направлений реформы миротворческой деятельности. [Эл. ресурс] // URL: https://news.un.org/ru/story/2017/04/1302811

11. Реорганизация компонента мира и безопасности ООН. Официальный сайт ООН [Эл. ресурс] // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N17/328/ 99/PDF/N1732899.pdf?OpenElement

12. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 20 декабря 2017 [Эл. ресурс] // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N17/464/68/PDF/ N1746468.pdf?OpenElement

13. Политические вопросы и вопросы миростроительства. Официальный сайт ООН. [Эл.ресурс] // URL: https://dppa.un.org/ru/about-us

14. Департамент миротворческих операций [Эл. ресурс] // URL: https://peacekeeping.un.org/ru/department-of-peace-operationstf.

15. Secretary-General's remarks to Security Council High-Level Debate on Collective Action to Improve UN Peacekeeping Operations. UN Official web-site [Эл. ресурс] // URL: https://www.un.org/sg/en/content/sg/statement/2018-03-28/secretary-generals-remarks-security-council-high-level-debate

16. Действия по поддержанию мира. Официальный сайт ООН [Эл. ресурс] // URL: https://peacekeeping.un.org/ru/action-for-peacekeeping-a4p

17. Daniel K. Inouye Asia-Pacific Center for Security Studies. Challenges of the United Nations Peacekeeping Operations. [Эл. ресурс] // URL: https://dkiapcss.edu/ nexus_articles/challenges-of-the-united-nations-peacekeeping-operations/

18. Reliefweb official web-site (service provided by OCHA). At Least 25 Peacekeeping, Associated Personnel Killed in Malicious Attacks during 2021, United Nations Staff

Union President Says. [Эл. ресурс] // URL: https://reliefweb.int/report/world/least-25-peacekeeping-associated-personnel-killed-malicious-attacks-during-2021-united 19. Беленкова Е. Ю. Современные дискуссии о реформировании ООН // «Власть», 2011, № 12. СС. 115-117; Сазонова К.Л. Анализ позиций «великих держав» по вопросу реформирования Организации Объединенных Наций // Вестник Башкирского университета, 2008. Т.13, № 3. СС. 673-677; СоломатинаВ.М. Дискуссии о реформе ООН // Социальные и гуманитарные науки. Реферативным □ журнал. Сер.: 5. История, № 3.

THE PROBLEM OF REVISING UN PEACEKEEPING STRATEGIES

N. Barkhudarian

Russian-Armenian (Slavonic) University

Institute of International Relations and Social and Political Sciences (IIRSPS)

ABSTRACT

This article examines the peacekeeping activities of the United Nations, and also identified the main shortcomings in the field of UN peacekeeping. Particular attention is paid to the analysis of initiatives introduced since 2000 in peacekeeping and the assessment of concrete steps aimed at increasing the effectiveness of peacekeeping operations. The article asserts the need to revise strategies and search for new approaches to peacekeeping, and also concludes that there is a constant desire to develop more effective methods of ensuring peace and security.

Keywords: UN, reform, peacekeeping operations, conflicts, maintenance of peace.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.