Научная статья на тему 'Проблема перехода учащихся с задержкой психического развития в среднюю школу'

Проблема перехода учащихся с задержкой психического развития в среднюю школу Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
635
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смирнова Светлана Игоревна

В статье представлены подходы исследователей к актуальной проблеме психологии - изучению переходных периодов и осмыслению их роли в возрастном развитии личности, в частности учащихся с задержкой психического развития в момент их перехода из начальной школы в основную.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Смирнова Светлана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема перехода учащихся с задержкой психического развития в среднюю школу»

12. Пантилеев, С. Р. Указ. соч.; Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание [Текст] / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984. 335 с.; Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] / В. Г. Маралов. М.: Академия, 2002. 256 с.; Сто-лин, В. В. Самосознание личности [Текст] / В. В. Сто-лин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 284 с.; Чесноко-ва, И. И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И. И. Чеснокова. М.: Наука, 1977. 143 с.

13. Пантилеев, С. Р. Указ. соч.

14. Маралов, В. Г. Указ. соч.

15. Дубовицкая, Т. Д. Указ. соч.

С. И. Смирнова

ПРОБЛЕМА ПЕРЕХОДА УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СРЕДНЮЮ ШКОЛУ

В статье представлены подходы исследователей к актуальной проблеме психологии - изучению переходных периодов и осмыслению их роли в возрастном развитии личности, в частности учащихся с задержкой психического развития в момент их перехода из начальной школы в основную.

На современном этапе перестройки образовательной системы особо возрастает интерес к непрерывному учебно-воспитательному процессу, в том числе и к периоду перехода детей из начальной школы в среднюю. Поскольку с переходом в основную школу коренным образом изменяются условия обучения, большинство учащихся переживают этот момент сложно, что может проявиться в снижении интереса к учению, в появлении негативизма в поведении, изменении социального статуса ребенка и многом другом. При этом незначительная часть детей использует переход с одной ступени обучения на другую как возможность изменить свои отношения с одноклассниками, учителями, повысить свой учебный потенциал. По утверждению ряда исследователей (А. М. Прихожан, Т. И. Юферева и др.), в этот период для части детей характерно стремление к переменам, причем в лучшую сторону, основу которого составляет не реальная успешность в учебной деятельности, а субъективное отношение к ней (И. В. Дубровина, Д. И. Фельдштейн и др.).

В то же время исследования показывают, что значительную трудность для ребенка представляет смена социальных отношений. Дети, обучающиеся некоторое время у одного учителя, встречают в средней школе многих педагогов с разными характерами, стилем общения и, главное, разными требованиями к учащимся. Анализ теоре-

СМИРНОВА Светлана Игоревна - старший преподаватель кафедры психологии ВятГГУ © Смирнова С. И., 2007

тических исследований по проблеме периода перехода детей из начальной школы в среднюю показал различия в подходах к его изучению. Само понятие «переходный период (возраст)» трактуется неоднозначно и часто употребляется как синоним понятия «возрастной кризис».

Первоначальный интерес к феномену возник в связи с изучением проблемы периодизации психического развития в детском возрасте, при построении которой авторы опирались на разные критерии.

Согласно Л. С. Выготскому, суть переходных периодов - это смена социальной ситуации развития, которая заключается в коренной перестройке всей системы отношений ребенка, связанной с осмысленной ориентировкой в собственных переживаниях, изменяющих его отношение к среде, окружающим людям и самому себе [1].

Л. И. Божович любой переходный период связывает с существенным изменением внутренней позиции ребенка, касающейся, в первую очередь, сферы его взаимоотношений с другими значимыми взрослыми и со сверстниками. Общение с последними дает ребенку возможность сравнивать себя с другими, что является важнейшим условием роста интереса к самому себе, развития самосознания.

По мнению Л. И. Божович, каждый из возрастов характеризуется совокупностью условий жизни и деятельности детей, с одной стороны, и формирующимися под их влиянием психологическими особенностями, с другой стороны. Эти психологические особенности на каждом возрастном этапе исследователь соотносит со сферой потребностей ребенка, структурой его сознания и системой отношений с миром [2].

А. Н. Леонтьев, вслед за Л. С. Выготским, отмечает, что каждая стадия психического развития характеризуется определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к деятельности и что эта система отношений реализуется в ведущем виде деятельности. Главным признаком переходного периода является изменение ведущего вида деятельности, а вместе с ней начинается и новая стадия развития, связанная с дальнейшим становлением самосознания [3].

Таким образом, ведущая деятельность, благодаря А. Н. Леонтьеву, рассматривается и как критерий периодизации психического развития, и как показатель психического возраста ребенка.

В периодизации возрастного развития личности А. В. Петровского акцент выстраивается на особенностях системы взаимоотношений ребенка с референтной группой как наиболее значимой для него в каждый возрастной период. Исследователь подчеркивает, что к 11 годам ребенок «проходит» период младшего школьного возраста и переходит к отрочеству, и если он

С. И. Смирнова. Проблема перехода учащихся с задержкой психического развития 6 среднюю школу

взаимодействует с одной и той же группой, то в своем развитии преодолевает ряд фаз: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. Переходный период от младшего школьного возраста к подростковому определяется по этой логике между процессами адаптации и индивидуализации, что позволяет его рассматривать как сложный и противоречивый [4].

Д. Б. Эльконин, формируя идею о периодичности процессов психического развития, приходит к выводу о том, что существуют основания для выделения 2 разных периодов в этом развитии детей и один из них - это переход от младшего школьного возраста к подростковому. Одну из причин данного явления он видит в стремлении ребенка к самостоятельности, независимости от взрослого, а в целом - в стремлении к построению новой системы отношений со взрослыми [5].

По мнению И. С. Кона, переходный и критический периоды следует рассматривать отдельно друг от друга. Он вводит понятие «социальный переход» и связывает его с переходом ребенка из одного социального состояния в другое [6].

В периодизации Д. И. Фельдштейна младший школьный возраст (6-9 лет) характеризуется позицией «Я в обществе», а подростковый (1015 лет) - позицией «Я и общество». Переходный период от младшего школьного возраста к началу подросткового характеризуется сменой позиций, «ломкой» отношений и поэтому представляет определенную трудность для ребенка, особенно, на наш взгляд, сложно идет процесс усваивания новых норм человеческих взаимоотношений [7].

В настоящее время просматривается тенденция к интеграции различных подходов для объяснения закономерностей психического развития. Исследователь К. Н. Поливанова объединила взгляды В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Д. И. Фельдштейна и пришла к выводу, что проектирование образовательного пространства на основе знаний о ведущем виде деятельности является перспективным направлением развития системы образования в целом. Школьники, перешедшие в основную школу, осваивают новое образовательное пространство и их переживания, в основном, связаны с учебной деятельностью, и именно на этом этапе возникает возрастной кризис «Я» [8].

Среди зарубежных авторов наиболее востребованной является периодизация возрастного развития Э. Эриксона, существенно расширившая взгляды исследователей на развитие личности. Обращение отечественных психологов к его исследованиям возможно объяснить тем фактом, что Эриксон рассматривал развитие ребенка в системе социальных отношений, основанной на взаимодействии внутренних и внешних факторов. Эриксон определяет возраст 10-11 лет в рамках

латентной стадии (6-12 лет). Позитивный результат на этой стадии - приобретение чувства компетентности [9].

Т. Н. Князева (2004), анализируя работы ряда авторов, отмечает, что они по-разному оценивают переходный период от младшего школьного возраста к подростковому: «как часть критического подросткового возраста (Л. И. Божович, А. М. Прихожан, Н. И. Толстых); как стабильное начало этого периода (М. Кле); окончание возраста детства (Ф. Дольто); начало негативной фазы критического развития (Ш. Бюллер); начальный этап кризиса между младшим школьным и подростковым возрастом (Д. Б. Эльконин); пред-подростковый кризис (К. Н. Поливанова)» [10].

Тем не менее, как отмечает Г. А. Цукерман, интервал 10-12 лет в возрастном развитии - это «ничья земля»; что связывается автором с отсутствием фундаментальных исследований, посвященных этому возрасту [11].

Г. А. Цукерман отмечает, что этот период развития ребенка характеризуется особым видом ведущей деятельности, которая «вводит» ребенка в мир социальных и интимно-личностных отношений.

Ряд исследователей (К. С. Лебединская, Г. В. Грибанова, В. И. Лубовский, Л. В. Кузнецова, Т. Н. Князева и др.) в своих многочисленных работах показывают, что наибольшие трудности в возрасте 10-12 лет возникают у детей, имеющих задержку психического развития (далее - ЗПР).

Для детей этой группы характерны нарушения регуляции поведения и низкий уровень самоконтроля, проявляющийся как в учебной деятельности, так и в поведении. У учащихся с ЗПР в поведении могут проявляться психогенные реакции и, вместе с тем, отсутствуют реакции эмансипации, группирования. Дети с ЗПР не имеют должного уровня развития самосознания, что определяет незрелость мотивационной сферы и системы ценностных ориентаций. По данным исследования В. Н. Брайтфельд, дети с ЗПР 1113 лет показали два вида учебной мотивации, отнесенной автором к среднему и средне-низкому уровню развития [12].

Позднее формируется у этой группы детей и способность к рефлексивному самоанализу и анализу социальных отношений. Для них характерно более упрощенное представление об окружающем мире и своем месте в нем.

Большинство детей с ЗПР обнаруживают низкие показатели саморегуляции. Самооценка выполняемой деятельности, как правило, завышается. Учащиеся в процессе деятельности допускают большое количество ошибок, но не стремятся их исправить. Некоторые исследователи отмечают в этот переходный период кризис самооценки. При-

чем у детей, развивающихся в норме, этот кризис характеризуется недовольством собой в таких сферах, как общение со сверстниками и учебная деятельность. У детей с ЗПР обострение критического отношения к себе актуализирует потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего родителями, учителями и сверстниками.

Итак, переход учащихся из начальной в основную школу рассматривается в психологии как один из наиболее сложных этапов в обучении и развитии детей. Рассматривая последовательную смену одних периодов другими, такие авторы, как Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, Д. И. Фельд-штейн, И. С. Кон, К. Н. Поливанова и другие, выделили теоретические и практические аспекты данной проблемы.

Теоретические аспекты связываются исследователями, в основном, с вопросами о кризисах возрастного развития. Практические - с системой образования, точнее, с возможностями ее реорганизации с целью более глубокого и последовательного развития детей, в том числе и учащихся с ЗПР.

Методологические подходы к пониманию «кризисов возрастного развития» были заложены Л. С. Выготским, который рассматривал их как отдельные периоды в непрерывном процессе самодвижения. Он подчеркивал, что при переходе от одного возраста к другому растут и развиваются не столько отдельные частичные стороны сознания, отдельные его функции или способы деятельности, сколько изменяется в первую очередь общая структура сознания, которая в каждом отдельном возрасте характеризуется прежде всего определенной системой отношений и зависимостей, имеющихся между отдельными его сторонами, отдельными видами деятельности.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно сформулировать следующие выводы:

1. Переход учащихся из начальной школы в основную изучается в контексте периодизации возрастного развития и периодов перехода от одного возраста к другому.

2. Системные исследования по проблеме перехода учащихся в среднюю школу практически отсутствуют, что требует дальнейшего практического и теоретического осмысления проблемы (относительно детей как с нормальным, так и с задержанным психическим развитием).

3. «Граница», разделяющая эти возрастные группы, представлена в научных исследованиях

как переходный возраст или, по образному определению Г. А. Цукерман, «ничья земля».

4. Младший школьный и подростковый возраст являются сензитивными для развития практически всех психологических образований, что, естественно, распространяется на переходный период.

5. У детей с ЗПР личностные отклонения, проявляющиеся в этот период, как правило, являются вторичными.

6. В последнее время в общеобразовательных школах обучаются все больше детей с ЗПР не только в начальной школе, но и в основной. В связи с этим возникла необходимость изучения их особенностей в переходный период с одной ступени образования на другую.

7. Существует необходимость в совершенствовании психолого-педагогического сопровождения учащихся с ЗПР.

Примечания

1. Выготский, Л. С. Собр. сочинений [Текст] : в 6 т. Т. 4. Детская психология / Л. С. Выготский; под ред. В. Б. Эльконина. М., 1984. 432 с.

2. Божович, Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995. 212 с.

3. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев. М., 1972.

4. Петровский, А. В. Психология о каждом из нас [Текст] / А. В. Петровский. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1992. 332 с.

5. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. М., 1960.

6. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и её самосознание [Текст] / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984. 335 с.

7. Фельдштейн, Д. И. Психология современного подростка [Текст] / Д. И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 1987. 87 с.

8. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / К. Н. Поливанова. М.: «Академия», 2000. 184 с.

9. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. М., 1996.

10. Князева, Т. Н. Психологическая готовность к обучению в основной школе детей с задержкой психического развития: Теория и практика исследования [Текст] : монография / Т. Н. Князева. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2004. 196 с.

11. Цукерман, Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема [Текст] / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 19-34.

12. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту [Текст] / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. 184 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.