Научная статья на тему 'Проблема педагогического сопровождения индивидуальной траектории обучения студентов высшей школы'

Проблема педагогического сопровождения индивидуальной траектории обучения студентов высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поддубный В. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема педагогического сопровождения индивидуальной траектории обучения студентов высшей школы»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

личностных качеств определяются как нравственные категории деятельности сознания, направленные на социализацию, развитие личности курсанта в правовой сфере.

Влияние психолого-педагогических условий на формирование у курсантов научного мировоззрения предопределяется общим характером взаимоотношений субъектов педагогического процесса, осно-

ванных на гуманистической парадигме, на учете всех факторов, влияющих на этот процесс.

1 См.: Кульневич С.В., Шабунин Л.В. Личностные ценности профессиональной самоорганизации // Личностно-ори-ентированная педагогика: научно-методический сборник / Под ред. В.И. Лещинского и А.Ю. Ефремова. — Воронеж, 1999. - Вып. 3. - С. 55.

ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В.Ф. ПОДДУБНЫЙ

Научный руководитель - кандидат физико-математических наук Т.В. КРАСЮК

В теории образования на современном этапе выделяется несколько взаимосвязанных направлений, среди которых особое значение имеет личностно-ориентированное образование. Данный подход определяется в контексте индивидуального свободного выбора человеком своего жизненного пути; ценностной ориентацией свободного самоопределения личности и т.д. Образовательная деятельность при этом занимает одно из главных мест и определяется как ведущее средство и условие личностного развития специалиста. Такой подход предполагает многообразие образовательных потребностей личности и, как следствие, — вариативность способов и средств включения личности в образовательный процесс. Таким образом, личностная ориентированность непрерывного образования может быть рассмотрена как направленность на создание условий для актуализации образовательных потребностей и смыслов личности в процессе ее конструктивного саморазвития, самоопределения, самореализации и самоактуализации (Е.П.Белозерцев,Н.М.Борытко,В.В.Зайцев,Н.К.Сер-геев, В.В. Сериков, и др.).

Анализ современной системы высшего образования показывает, что нынешнее состояние системы не обеспечивает личностно-ориентированного подхода к подготовке высококвалифицированных кадров для современной экономики, что подтверждается рядом противоречий между:

Ф современными потребностями личности, общества и государства в подготовке специалистов и отсутствием концепции целостного проекта педагогического сопровождения индивидуальных образовательных траекторий студентов, адекватно отражающей эти требования;

Ф необходимостью индивидуализации непрерывной профессиональной подготовки и отсутствием условий выбора и реализации индивидуальных образовательных траекторий студентами в процессе обучения;

Ф необходимостью обеспечивать непрерывное, опережающее и диверсифицированное педагогическое сопровождение индивидуальной траектории обучения студентов высшей школы и неразработанными формами его реализации, неопределенными объемами, содержанием и методами диагностики профессиональных компетенций в соответствии с согласованными требованиями работодателей и международными стандартами;

Ф возрастанием роли педагогического сопровождения индивидуальной траектории обучения студентов высшей школы и отсутствием исследований и разработок организационно-структурных моделей, целей и принципов, а также механизмов взаимодействия субъектов этой деятельности;

Ф повышением многогранности и разнообразия направлений, форм и программ индивидуализации высшего профессионального образования и недостаточным уровнем определенности комплекса мероприятий по их педагогическому сопровождению, диверсификации, повышению инвестиционной и социальной привлекательности.

Одним из высокоэффективных направлений совершенствования методологии личностно-ориен-тированного образования является использование в учебном процессе элементов дистанционного обучения. Основными требованиями к системе дистанционного обучения являются: разнообразие предоставляемых образовательных услуг; возможность совмещения образования с другими видами деятельности; возможность обучения дома или вдали от центров обучения; возможность индивидуально выбирать темп и маршрут обучения; создание доступной информационной и учебно-научно-образовательной среды; возможность получения качественного образования для людей с ослабленным здоровьем и инвалидов; формирование «самообучающихся» электронных образовательных модулей, ориентированных на использование информационных технологий.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ^^ И ПСИХ0Л0ГИЧЕСКИЕ НАУКИ

В связи с этим особую значимость в практике современного образования приобретают методы работы, которые стимулируют самостоятельное творчество обучающихся. Система дистанционного обучения как инновационная форма обучения базируется преимущественно на самостоятельном получении учащимися необходимого объема и требуемого качества знаний при консультативной помощи преподавателя и одновременно предусматривает использование широкого спектра как традиционных, так и новых информационных технологий. Современный уровень развития информационных и коммуникационных технологий позволяет обеспечивать эффект непосредственного общения между преподавателем и обучающимся, всегда являющийся преимуществом и отличительной чертой очного обучения. Новый этап развития высшей школы связан с созданием такой формы, которая интегрирует в себе ранее существовавшие системы очного и заочного обучения.

Еслирассматриватьпроблемупрактическойориенти-рованности высшего профессионального образования с позиции непрерывности, то в контексте ее личностной направленности следует акцентировать внимание не на освоении конкретных методик и технологий, а на создании условий для выбора и реализации индивидуальной образовательной траектории, поскольку развитие высшего профессионального образования предполагает: обеспечение студентам широкой свободы выбора в обучении, реализацию каждым из них индивидуальных притязаний и способностей (Е.В. Бон-даревская, В.В. Зайцев, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, В.Т. Фоменко и др.) и преобразование содержания образования в направлении усиления его контекстности, включая возможности индивидуальной производственной практики студентов (А.Г. Ковалева, П.Е. Решетников и др.).

Индивидуализация профессиональной подготовки актуализирует значимость самореализации будущего специалиста в его собственной профессиональной деятельности. Индивидуальная образовательная траектория — это неповторимая последовательность движения студента в направлении профессионально-личностного развития в условиях педагогического процесса через освоение профессиональных компетенций. В структуре индивидуальной образовательной траектории выделяются инвариантный и вари-

ативный компоненты, обеспечивающие будущему специалисту возможность выбора способов и средств профессионально-личностного саморазвития.

Реализация индивидуальной образовательной траектории студента в высшей школе включает структурные компоненты:

Ф определение собственной иерархии профессиональных компетенций; диагностика и самодиагностика профессиональной и личностной готовности студента;

Ф проектирование студентом собственной образовательной и профессиональной деятельности;

Ф защита индивидуальных профессиональных проектов и их реализация;

Ф демонстрация профессиональных и личностных достижений; рефлексивная оценка результатов обучения в процессе их коллективного обсуждения.

Условиями выбора, педагогического сопровождения и реализации индивидуальных образовательных траекторий студентами системы дистанционного образования являются: индивидуализация обучения с ориентацией на успешное профессиональное становление специалиста; интеграция теоретического обучения и собственной профессиональной деятельности студентов; рефлексия; стимулирование познавательной активности; определение профессиональных компетенций и диагностика уровня их освоения студентами; научно-методическое обеспечение и психолого-педагогическое сопровождение студентов.

Литература

1. Дистанционное обучение: Учеб. пособие / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

2. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М., 2002.

3. Кинелев В. Дистанционное образование — образование XXI в. // Энергия: экономика, техника, экология. — 1999. — № 12. — С. 4—8.

4. Богомолов С.А, Долгоруков A.M., Щенников С.А. Дистанционное обучение в бизнес-образовании // Бизнес-образование. — Вып. 2(3), 1997.

5. Хуторской А.В. О соотношении личностно-ориенти-рованного и человеко-сообразного типов образования // Интернет-журнал «Эйдос». — 2006. — 16 октября. http:// www.eidos.ru/journal/2006/1016.htm.

6. Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. — М.: Логос, 2005.

ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ТИПАХ СЮЖЕТНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО ТЕКСТА

Т.А. ФОМЕНКО

Научный руководитель - профессор, доктор филологических наук И.Г. КОШЕВАЯ

Одним из ведущих направлений современной лин- та, которое разделяют такие лингвисты, как Л.И. Бо-гвистики является, как известно, изучение текста. В рисова, И.Р. Гальперин, С.В. Гринев, И.Г. Кошевая, данной статье мы берем за основу определение текс- Ю.Т. Лотман и др. Под текстом понимается закончен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.