Научная статья на тему 'Проблема патриотизма в военной лирике г. Плиева'

Проблема патриотизма в военной лирике г. Плиева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
208
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / GREAT PATRIOTIC WAR / ВОЕННАЯ ЛИРИКА / MILITARY LYRICS / МОНОЛОГ / MONOLOGUE / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / NATIONAL CHARACTER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хамикоева Луиза Автандиловна, Будтуева Зарема Яновна

В статье исследуется лирические произведения Гриса Плиева в соотнесенности с атмосферой военных лет, которая способствовала освобождению и раскрепощению творческой мысли поэта. Поэзии Гриса Плиева свойственна глубинная верность психическому складу, художественному мышлению родного народа и нравственным устоям его национального характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF PATRIOTISM IN MILITARY LYRICS OF G. PLIEV

The article explores the lyrical works of G. Pliev in correlation with the atmosphere of the war years, which contributed to the liberation and emancipation of creative thought of the poet. Poetry of Gris Pliev is characterised by deep loyalty to psychological makeup, artistic thinking of the native people and the moral principles of its national character.

Текст научной работы на тему «Проблема патриотизма в военной лирике г. Плиева»

• объём работы.

Предлагаю несколько видов работ, которые могут выполнить ученики с использованием средств сети Интернет:

1. Поиск рецензии на какое-либо литературное произведение, творчество поэта или писателя определённого литературного направления.

2. Создание мультимедийной презентации по теме.

3. Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним.

4. Подбор тематических или наиболее понравившихся стихотворений поэтов, творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке.

5. Подготовка словарной работы. В Интернете сейчас есть разнообразные словари, справочники, энциклопедии. В сельских библиотеках не всегда можно найти необходимый материал.

6. Создание докладов и рефератов по теме. Это далеко не самый лёгкий вид работы. Хорошо продуманный и обсуждённый с учителем материал доклада, сопровождаемый иллюстрациями, таблицами на слайдах вполне может заменить лекцию учителя. Я предпочитаю работу в содружестве - «учитель -ученик»: доклад ученика + презентация учителя, часто вместе с учащимися находим готовые презентации к урокам в Интернете и используем их.

7. После самостоятельной работы со средствами Интернет я предлагаю наиболее удачные работы оценить и учителю информатики, поэтому ученик может получить сразу две оценки за качественно выполненное задание. А за создание исторической галереи по роману «Война и мир» учащиеся могут получить оценки ещё и по истории.

Ещё я использую Интернет для подбора музыкального сопровождения к урокам литературы. Не очень часто, но всё же необходимый материал можно найти. Романсы на стихи Сергея Есенина, Ф. Тютчева, которые редко можно найти на CD дисках неоднократно в этом учебном году звучали на наших уроках.

Ещё один из приёмов применяя ИКТ на уроках русского языка и литературы - это использование электронных учебников.

Программа комментирует правильность ответа сообщениями: «гениально», «вундеркинд», «ещё подумай» и т.д.. По завершению компьютер оценивает ученика баллами - 100 %-«5», 90 % -«4», 80 % -3. В награду за хорошие результаты откроется страница «Перемена», где можно прочитать школьный анекдот или интересную историю из жизни знаменитых людей. Урок заканчивается,

а желание поработать с учебником остаётся - дети приходят для этого в компьютерный класс после уроков.

Мой опыт работы обучения орфографии и пунктуации при помощи компьютера говорит об эффективности данной технологии, что, мне кажется, объясняется следующим:

• ученик работает активно и самостоятельно;

• изменяется форма контроля знаний: ученика контролирует компьютер, тщательно проверяя и сразу же оценивая работу;

• применяется индивидуализация и дифференциация обучения: парные виды работы сочетаются с групповыми и индивидуальными;

• у ученика вырабатывается умение работать соблюдая тишину, не мешая другим, развивается его коммуникативная культура;

• формируется иная, чем на традиционных уроках, культура поведения учителя - он наблюдает за ходом работы, оказывая помощь только в случае необходимости, поощряя самообразование и саморазвитие детей.

Несомненно, достичь хороших результатов помогло, в том числе, и внедрение в практику моей работы ИКТ.

Использование ИКТ на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно.

Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика - право на качественное образование.

Библиография

1. Бабич И.Н.. Новые образовательные технологии в век информации \ Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании". - Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». - 2003. - с.68-70.

2. Леведь И.Н. «Афоризмы великих о...». Москва: «Дрофа».2007. с.12, 34.

3. Н.Баловсяк «Видеосамоучитель создания реферата, курсовой, диплома на

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЗМА В ВОЕННОЙ ЛИРИКЕ Г. ПЛИЕВА

Хамикоева Луиза Автандиловна,

аспирантка кафедры русской и осетинской филологии Северо-Осетинский государственный педагогический

институт, Владикавказ (Россия), Будтуева Зарема Яновна,

Студентка Б-АН1 курса факультета лингвистики Северо-Осетинский государственный педагогический

институт, Владикавказ (Россия)

THE PROBLEM OF PATRIOTISM IN MILITARY LYRICS OF G. PLIEV

Hamikoeva Louise, a graduate student of the department of Russian and Ossetian philology North-Ossetian State Pedagogical Institute, Vladikavkaz (Russia)

Budtuyeva Zarema Yanovna, 1st year student, group BAN, the Faculty of Linguistics of North Ossetian State Pedagogical Institute, Vladikavkaz (Russia)

АННОТАЦИЯ

В статье исследуется лирические произведения Гриса Плиева в соотнесенности с атмосферой военных лет, которая способствовала освобождению и раскрепощению творческой мысли поэта. Поэзии Гриса Плиева свойственна глубинная верность психическому складу, художественному мышлению родного народа и нравственным устоям его национального характера. ABSTRACT

The article explores the lyrical works of G. Pliev in correlation with the atmosphere of the war years, which contributed to the liberation and emancipation of creative thought of the poet. Poetry of Gris Pliev is characterised by deep loyalty to psychological makeup, artistic thinking of the native people and the moral principles of its national character.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, военная лирика, монолог, патриотизм, национальный характер

Keywords: Great Patriotic War, the military lyrics, monologue, patriotism, national character

В осетинскую литературу в конце 20-х и в начале 30-х годов пришло целое поколение молодых прозаиков, поэтов, драматургов. Одним из самых крупных представителей этого поколения являлся поэт и драматург Грис (Григорий) Дзамболатович Плиев.

В начале Великой Отечественной войны Г. Плиев ушел на фронт и прослужил в армии до 1947 года. Он участвовал во многих боях и был награжден тремя боевыми орденами и медалями.

Лирика Плиева очень содержательна, тематика ее разнообразна. Но у каждого поэта бывают темы, наиболее близкие его сердцу, душе, темы, где наиболее полно раскрывается его талант. Таковыми для Гриса являются война и искусство.

В нашей работе мы остановимся на теме войны. Талант поэта закалился на войне, освящен трагизмом войны.

Стихотворение «Поэма о победе» («Ужлахизы каджг») было первым военным стихотворением поэта. Это был призыв к битве, клятва, слова, дающие надежду. В нем противопоставлялись ненависть и любовь, насилие и свобода, трус и герой, бесславие и слава. Произведение показывает благотворный свет свободы и опасные последствия рабства. Но в нем еще не было войны как таковой, не было мук и боли, которые несет с собой война, оно написано на высоких риторических интонациях.

Зжххыл ржсугъд цжрынжн фидар Дыууж стыр ныфсы ис лжгжн: Фыдыбжстж жмж сжрибар, -Циу цард жнж сымах? - Ингжн [1. с. 15].

На мотивах набата и призывов построено и стихотворение «Цом, фжцжужм» («Пойдем»): Уж, мж хжлар, рабад, райе дж гжрзтж! -Нал ис бирж сагъжстжн ржстжг, -Сиды, хъус-ма, сиды нжм нж бжстж, Сау фыдгул жрбабырста хжстжг [1. с. 9].

Автор этого стихотворения, а, следовательно, и его лирический герой, еще не видел истинного лица войны, еще не ощутил дыхания смерти, поэтому легко, можно сказать даже, вдохновенно говорит о войне. Герой стихотворения осознает лишь, что настал час испытаний и он, не задумываясь, четко понимая свой долг, во весь рост встает на битву с заклятым врагом.

Но вот он ощутил на себе все тяготы и лишения военной жизни. В стихотворении «Фжраз, салдат» («Терпи, солдат») перед читателем предстает такая картина: Арвжй хур нж зыны, Бантъыснжг и бон. Уары зжгъ... дж быны

Ужрмы смал и дон, -Де 'фцжгготыл уайы, Сжрды йж цъыфжй... Ницыуал ужлдай и Сыджытжй, джужй. Цжстытыл фжлладжй Хуыссжг тых кжны. Иу дж сжр ма цадаей Портийау зыны [1.с. 23]. Стихотворение «Ныстуан» («Завещание») - это обращение поэта к своему читателю, в котором он определил свою позицию: он пишет о войне без прикрас, без героической патетики, он как будто спорит с теми, кто не ощутил на себе реалий войны:

Ныббар, фжлж, ужд мауал фенон амонд: Кжд иутжм каст хжрз хъжлдзжг аргъау хжст, Уждджр дзы мах нж дзыллжйы сжраппонд Уыдтам зынтж фыдхъизжмар жрмжст [1. с. 8]. Солдат Г. Плиева - не просто воин, а гражданин, мыслитель и поэт. Как гражданин, он защищает свою страну, свой народ его свободу, честь и достоинство. Как мыслитель, он сознает всю сложность причин и целей войны, ее характер, ее всемирно-историческое значение, понимает ее как войну двух идеологий двух типов морали, будущего и прошлого, рабства и свободы гуманизма и мракобесия. Как поэт, он чувствует тонко и мужественно всю меру страданий в жестоком единоборстве свободного народа и кровавых захватчиков.

Именно эта глубина и сложность характера, внутреннего мира солдата дают особую привлекательность военной лирике Г. Плиева. Идет бой «не ради славы, ради жизни на земле», поэтому в раздумьях солдата большое место занимает противопоставление жизни и смерти. Поэтому так естественно и чуждо сентиментальности звучат заключительные строфы о «солдатских слезах», о слезах солдата-победителя:

Салдат ныджджих и, бацыд дисы: Зжххыл цы диссжгтж и, цы! Цымж жцжг уой, жви - фыны? Йж зжрдж байдыдта кжрзын, Жмж йж цжстытжн сж быны Дыууж егъау сыджы фжзынд [1, с. 34]. Говоря о теме патриотизма в лирике Г. Плиева нельзя не отметить один важный момент. Поэт и его лирический герой, идя на поле брани, поклялись себе и своему народу, что не покроют позором ни себя, ни свой осетинский народ («Хжцжны»):

^гад нж фжкжндзынж хжсты Ржсугъд ирон дзыллжйы ном [1. с. 29].

Отечество поэта - весь Советский союз, но Родина его - Осетия, поэт любит и уважает все народы, но дороже всех для него — его осетинский народ. Он защищает всю страну, но, прежде всего, думает о славе и чести своего народа, он держит ответ, прежде всего перед ним. Если бы было иначе, патриотизм Поэта был бы ложным, пафос-ным. И ярким доказательством тому является стихотворение «Акъоппы» «В окопе»:

Уарзын саг, адджын жфсымжрты уарзтжй, Райсин сж сжрыл мжлжт.

Фжлж «ирон лжппу басгуыхт!» - куы 'рхжссы Исчи нж карз хжстжй цау -Зжрджмж хицжн цыджр рухс ныккжсы, Уалдзыгон хуры тынау [1. с. 25].

Хрестоматийным, программным произведением является и монолог «Солдат», давший название книге, вышедшей в 1948 году.

Это необыкновенное произведение - является центральным во все поэзии Плиева. В нем в виде системы отражена вся военная философия поэта, его художественные образы дышат жизнью, поэтическая мысль его свободна и крылата. Именно в этом произведении осетинское слово показало всю свою силу, мощь, естественным образом здесь слились поэтическая фантазия и правда жизни.

Войну уничтожает народы, разрушает, разоряет города, села, еще больший вред - это моральный урон. Война будит в людях худшие стороны: жадность, злобу, склонность к насилию. Совсем другими были последствия Великой Отечественной войны. Наш народ вышел из нее закаленным, чистым. Патриотическая война и Победа дали людям надежду, разбудили в них жажду жизни, усилили советский гуманизм. Эти обстоятельства Плиев показывает разносторонне, показывает оптимизм народа: Уалдзжгмж зымжджы сжрты кжсын, Жмж заржг мж зжрджйы зжлы.

Лирический герой Плиева сердечный и красивый душой человек. Война не смогла потушить огонь любви в его сердце. Солдат Свободы радуется жизни. Бой утих и солдат видит красоту природы. Солдат плачет - и это не признак слабости, это свидетельство красоты чувств. Воин - защитник высоких идеалов - и на войне остался гуманистом. Он видит побежденного врага и жалеет его - это свойство доброго, щедрого сердца. Теперь он не воин, он - строитель новой жизни. Но в час опасности он готов снова одеть шинель и встать на защиту отчего дома: Фжлж та знаг куы кала маст мж циныл, Йж ныхмж мын ужд амынд у бынат: Фжстжмж та ыскжндзынжн мж цинел Жмж та ног фжцжудзынжн салдат [1. с. 8].

И многие годы спустя тема войны не отпускала Гриса Плиева. Миллионы советских людей отдали свои жизни на фронтах Великой Отечественной войны. Среди них, конечно, были и сыны Осетии. Многие семьи отправили на войну по трое, четверо, пятеро и даже семеро воинов. Среди них были пять братьев Каллаговых, пять братьев Дигуровых, семь братьев Кобегкаевых и многие-многие другие... Грис Плиев нашел нужную поэтическую форму для того чтобы показать подвиг семи братьев Газ-дановых. Его баллада «Семь черкесок» («Авд цухъ-хъайы») стала поистине народной.

Семеро сыновей Осетии, мало того, семеро сыновей одной матери, отдали свои молодые жизни во имя

мира, свободы. Но и подвиг матери ничуть не меньше. Автору удалось очень колоритно передать это горе, тяжелые думы. Художественные возможности баллады безграничны, они объединяют эпические и лирические средства. С их помощью автору удалось трагедию матери и сыновей поднять на уровень высокой поэзии.

Особое место в балладе занимает образ матери. Много красивых слов и глубоких мыслей было сказано с незапамятных пор о матери, о беззаветной материнской любви, о ее готовности отдать жизнь за детей... Безграничную любовь матери смог показать и Грис Плиев. Он создал удивительный, яркий образ.

Баллада пронизана идеей патриотизма. Семеро молодых осетин погибли в разных краях нашей страны. Старший - а Севастополе, второй - под Москвой, место гибели третьего осталось неизвестным, четвертый погиб в сражении на Кавказе, близнецы сгорели в танке, а младший дошел до Берлина и сложил свою голову там...

Мах хжларжй радтам бжстжн Авд жфсымжржй нж цард [9. с. 180].

Оценивая военную лирику Плиева в одном ряду с произведениями поэтов - современников, Н. Джусойты пишет: «В осетинской поэзии военных лет немало великолепных стихотворений Гафеза, Б. Муртазова, X. Калоева. Р. Асаева и др., но поэзия Г. Плиева как бы воплотила в себе лучшие черты военной лирики и явилась ее вершинным достижением» [11. с. 334]. Война сыграла огромную роль в становлении Плиева-поэта - «она сделала более обстоятельным его поэтический опыт, расширила его мировоззрение, выразительней и ярче стала его поэтическая палитра».

Военная лирика Гриса вся пронизана размышлениями трагического напряжения. Воин - жизнетворец не находит в душе примирения между тем, что он должен совершать ежедневно и совершает в силу необходимости, и тем, что является сутью его характера, его психологии, его мироощущения и идеала. И если солдат находит в чем утешение, так только в том, что данное состояние всего лишь эпизод в его настоящей судьбе. Правда, он сознает, что для него лично война может оказаться последним событием в недолгой жизни, но это не меняет соотношения вещей. Война - общенародное бедствие и проблемы ее решаются в масштабе общенародной судьбы. Отдельные жизни, сложившиеся трагически, - та великая жертва, которую народ приносит во имя «жизни на земле» вообще.

Грис никогда не рекламирует свою национальную принадлежность. Чувство национальной гордости - обязующее чувство. Свою любовь он выразил, как и подобает художнику, отношением к языку своих произведений. Мало кто из современных осетинских поэтов может соперничать с ним в богатстве и чистоте языка, в разнообразии стилистических возможностей, открытых им в родном языке и блистательно реализованных в целом ряде произведений. Родной язык он рассматривает как святое оружие, предназначенное для поэтического подвига. Вторая черта национальной самобытности поэзии Гриса Плиева -глубинная верность психическому складу, художественному мышлению родного народа и нравственным устоям его национального характера. Третья черта национальной самобытности поэзии Плиева заключается в естественной преемственности национальной художественной тради-

ции Гриса Плиева. Он весь пронизан любовью, сокровенным знанием и тончайшим чувством осетинской художественной культуры в самом широком смысле слова.

Нация живет и развивается лишь тогда, когда ценит по достоинству своих лучших представителей.

Одним из виднейших, ярчайших представителей нашего народа был и будет поистине народный поэт Грис Плиев. Известный журналист Хазби Цгоев писал о нем: «Если бы Грис написал только книгу «Солдат», он бы оказал неоценимую услугу осетинскому народу, его имя бы обязательно осталось в истории осетинской литературы; если бы он написал только трагедию «Чермен», было бы то же самое; то же было бы, напиши он лишь драматическую дилогию «Сослан Царазон»; и если бы он всего лишь перевел на осетинский язык произведения Шекспира, не говоря уже о других его переводах, имя его навеки было бы вписано в историю осетинской литературы». Невозможно переоценить тот вклад, который внес Грис Плиев в сокровищницу осетинской литературы, осетинской культуры.

Список литературы

1. Ардасенов X. Базырджын азты поэт // Мах дуг. 1963. № 10. - С. 92-94.

2. Асаева Н., Бежаева Ф. Литературоведческие термины. Краткий словарь (для учащихся 5-11 классов). Владикавказ: Орион, 2012. - 90 с.

3. Булкаев М. Наш учитель и наставник // Ржстдзинад. 1993. 19 марта.

4. Джикаев Ш. История осетинской литературы (1917-1956 годы): Учебное пособие для студентов филологического факультетов СОГУ и ЮОГУ.-Владикавказ: Ир, 2002. - 463 с.

5. Джикаев Ш. Ныхасы фарн: Зонадон уацтж жмж эссе. - Дзжуджыхъжу: Ир, 1996. - 284 ф.

6. Дзусова Б.Т. Национальный речевой этикет - важнейший компонент духовной культуры осетин. Владикавказ. Изд-во СОГПИ, 2009.- 106

7. Казиев (Казиты) М.Р. История осетинской литературы. 1 книга. Владикавказ: Изд-во «Орион», 2013.484 с.

8. Кантемирова Р.С. Хрестоматия по осетинской литературе, 10 класс. Владикавказ: Изд-во «СЕМ», 2012.- 544 с.

9. Плиев Г.Д. Атака: Стихотворения, поэмы, баллады.

- М.: Менеджер, 1995. - 216 с.

10. Плиев Грис и литературный процесс. - Владикавказ: Ир, 2013 - 328 с.

11. Плиев Грис. Писатели. Сост. Нафи Джусойты. -Владикавка: Ир, 2013. - 295 с.

12. Царазон Сослан: Пьесжтж. - Владикавказ: Ир, 1993.

- 606 с.

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЕРБАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТА «ДРУЖБА»

В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Кудайбергенова Жанат Мукановна, Белеуханова Корлан Магауяновна

Егеубаева Гульстан Базевна

Преподаватели кафедры русского и иностранных языков Государственного медицинского университета г. Семей,

Республика Казахстан

Термин «концепт» относится к эпохе средневекового концептуализма, основоположниками которого были Т.Гобс, П.Абеляр, У.Окам и другие.

Актуальность использования термина «концепт» связана с развитием когнитивного направления в психологии, в языкознании и появлением специальных дисциплин: когнитивной психологии, психолингвистики и когнитивной лингвистики. Как известно, существенный вклад в развитие когнитивистики внесли исследования зарубежных ученых: Ж.Р.Андерсона, Т.Р.Андерсона, Л.В.Барсалоу, Б.Шварца, С.Шифера, С.Стила, Р.Джекен-дорфа, Дж.Лакоффа и др. В связи с современной антропоцентрической научной парадигмой этот термин как центральная единица активно развивающейся когнитивной лингвистики актуализировался, но ввиду сложности данного феномена до сих пор не получил однозначного определения. Попытки более емкого определения данного термина отмечаются в работах российских лингвистов: С.Аскольдова, Д.С.Лихачева, Р.М.Фрумкиной, Ю.С.Степанова, Е.С.Кубряковой, Н.Н.Болдырева, В.Н.Телия, В.И.Карасика, В.В.Колесова, З.Д.Поповой, И.А.Стернина, А.П.Бабушкина, Г.Г.Слышкина, С.Г.Воркачева, Г.И.Бе-рестнева, Л.О.Чернейко и многих других. И это не случайно, поскольку лингвокогнитивные исследования наиболее активно ведутся в американской и российской

лингвистике. Представляется уместным в этой связи привести одной из первых определений концепта, данное в 1928 году С.А.Аскольдовым в статье «Концепт и слово»: «концепт есть мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода» [1, 1997:269].

Социальные, культурные, духовные, этнические концепты представляют собой интерес для семантического анализа, поскольку именно они дают наиболее интересный материал для осмысления картины мира носителей данного языка, национального менталитета.

Концепт, репрезентируемый в русском языке словом дружба весьма важен для сознания русского человека, тяготеющего к соборности, к слиянию с другими людьми.

Дружба - одна из самых важных ценностей в человеческих отношениях, будучи сложным переплетением социальных, нравственных, психологических аспектов, реализуется в коммуникации людей. Многие социологи и психологи обращались к изучению дружбы. Известно, что образ дружбы изменяется в зависимости от «духа» эпохи, доминирующей в ней культуры, например, рыцарская дружба - верность; у гуманистов дружба ассоциируется с совместной радостью и весельем; сентиментализм создает образ чувственной дружбы, способной разделить радость

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.