Научная статья на тему 'Проблема патриотического воспитания студентов спортивных вузов в общей и специальной литературе'

Проблема патриотического воспитания студентов спортивных вузов в общей и специальной литературе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / СТУДЕНЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бариеникова Е.Е., Истягина-Елисеева Е.А.

В статье проанализированы вопросы, связанные с формированием патриотического воспитания молодежи средствами физической культуры и спорта. Представлены различные точки зрения на вопрос воспитания молодежи, учащейся в вузах физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бариеникова Е.Е., Истягина-Елисеева Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема патриотического воспитания студентов спортивных вузов в общей и специальной литературе»

3. Киреева, Е. П. Формирование профессиональных компетенций у курсантов военно-инженерных вузов: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Киреева Елена Петровна. - М., 2013. - 272 с.

4. Алькова, Л.А. Формирование самообразовательной компетентности студентов вуза посредством интерактивных компьютерных технологий: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Алькова Людмила Александровна. - Горно-Алтайск, 2015. - 206 с.

5. Елисеев, Д. А. Повышение эффективности самостоятельной работы в вузах МЧС России на основе виртуальных кейс-технологий: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Елисеев Дмитрий Андреевич. -СПб., 2010. - 23 с.

6. Игонина, Е. В. Портфолио в системе средств оценивания учебно-профессиональных достижений студентов профессионально-педагогических специальностей: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Игонина Екатерина Вячеславовна. - Екатеринбург, 2013. - 28 с.

© Баннов В.В., 2016

УДК37

Е.Е.Бариеникова

Старший преподаватель кафедры Истории и управления инновационным развитием молодёжи ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма» (ГЦОЛИФК) г. Москва, Российская Федерация

Е.А.Истягина-Елисеева

К. ист. н., доцент, заведующая кафедрой Истории и управления инновационным развитием молодёжи ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма» (ГЦОЛИФК)

ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНЫХ ВУЗОВ В

ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Аннотация

В статье проанализированы вопросы, связанные с формированием патриотического воспитания молодежи средствами физической культуры и спорта. Представлены различные точки зрения на вопрос воспитания молодежи, учащейся в вузах физической культуры и спорта.

Ключевые слова Патриотизм, студены, физическая культура, спорт.

Патриотическое воспитание молодежи - одна из приоритетных задач государства. Наличие у молодого поколения установок на защиту и процветание своей страны, социальная ответственность являются основой консолидации общества и обеспечения безопасности государства. В связи с этим вопрос патриотического воспитания студентов представляет особую актуальность.

Анализ литературы по теме патриотического воспитания молодежи, а также исследование современной законодательной базы позволяет отметить серьезное внимание специалистов и чиновников к этой проблеме. В настоящее время формируется система патриотического воспитания, определены основные положения и программы, формирующие у молодежи духовно-нравственные ценности и готовность служить Отечеству.

В современной России возрождается интерес к идеям патриотизма. Однако новое время рождает и новые подходы к пониманию патриотического воспитания различных категорий российских граждан и особенно молодежи. Понятие патриотизма является достаточно широким и включает несколько составляющих. Мы можем дать следующее определение понятия «патриотизм»:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

- это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества;

- это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества [2].

В настоящее время в правовом отношении в сфере патриотического воспитания граждан наиболее разработанными и урегулированными являются нормы об организации военно-патриотического воспитания граждан. В это связи важно отметить требования Федерального закона от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Согласно ст. 14 Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, и должностными лицами организаций обязаны систематически проводить работу по военно-патриотическому воспитанию граждан.

Подготовка, полученная гражданами в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, учитывается призывными комиссиями при определении вида и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу по призыву. Законодательно определено, что Положение об указанных объединениях утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно тому же Закону, основное финансирование деятельности по военно-патриотическому воспитанию граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета. Дополнительное же финансирование этой деятельности может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджетных средств.

Большое значение имеет Указ Президента РФ от 20 октября 2012 г. №1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания». Он описывает общие вопросы этой сферы и является прямым руководством к действию в вопросе патриотического воспитания граждан. Повышение эффективности деятельности негосударственных институтов в области патриотического воспитания подрастающего поколения обеспечивает Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. №727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи».

Реализация комплексных мер по гражданскому патриотическому воспитанию населения, в том числе молодежи, проводится согласно Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.». В настоящее время как продолжение предшествующей программы реализуется Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг. [3]. Она сохраняет непрерывность процесса формирования патриотического сознания российских граждан на основе инновационных технологий воспитания патриотизма в современных условиях.

Программа предполагает совместную деятельность государственных структур и гражданского общества в решении широкого спектра вопросов развития патриотизма. Она ориентирована на все социальные слои и возрастные группы населения при сохранении приоритета патриотического воспитания подрастающего поколения - детей и молодежи. Программа опирается на принципы функционирования демократического государства и гражданского общества. Предполагается участие в ее реализации всех органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций (объединений), научных и образовательных учреждений, творческих союзов, религиозных конфессий, организаций и учреждений всех форм собственности.

Практически во всех субъектах Российской Федерации закреплены на законодательном уровне меры по патриотическому воспитанию молодежи, реализуются региональные программы гражданского патриотического воспитания населения. Для примера можно назвать Закон Белгородской области от 3 октября 2013 года №223 «О поддержке молодежи в Белгородской области», Закон Калужской области от 1

июля 2013 г. №444-ОЗ «О патриотическом воспитании в Калужской области» и др.

В свете рассматриваемой проблемы важно отметить значительное число научных трудов, методологических и методических разработок советского периода, посвященных проблематике патриотического воспитания молодежи. В работах А.Г. Агаева (1975), Н.И. Губанова (1960), Л.А. Бублика (1976), Я.С. Дзюбы (1965), Л.В. Рощина (1984), А.П. Волкова (1989) [4,5] и других авторов изложены принципы и методы патриотического воспитания советских граждан. Несмотря на основные теоретико-методологические посылки этих работ были в значительной мере обусловлены господством марксистко-ленинской идеологии, данные исследования содержат большое количество не только информации, ценной не только с исторических, но и практических позиций.

За последнее десятилетие проблеме исследования были защищены ряд кандидатских диссертаций, включая работы Е.Н. Поддубный (2004), Г.Н. Мусс (2008), В.А. Датский (2006), М.Г. Чесняк (2006), И.А. Лукинова (2013), С.В Галдобина, А.В. Валиева, В.А. Телегин и З.И. Фролов и др. [1, 3, 6]. Таким образом, в монографиях и, особенно, в диссертациях тема военно-патриотического воспитания молодежи раскрыта достаточно хорошо. Однако целевая аудитория, определенная в вышеперечисленных исследованиях, чрезмерно широка. В связи с этим мы хотим подчеркнуть важность настоящего исследования, в фокусе которого именно студенты спортивных вузов, являющиеся наиболее активной частью студенческого сообщества и в значительной степени, включенные в реализацию государственных программ по патриотическому воспитанию населения.

Список использованной литературы:

1. Агаев А. Г. Патриотизм и интернационализм советского человека. Сов. Россия. 1975.

2. Губанов Н.И. Отечество и патриотизм. М., 1960.

3. Бублик Л.А. Военно-патриотическое воспитание советской молодежи: теория, система, опыт. - М.: ВПА, 1976.

4. Дзюба Я.С. Марксизм-ленинизм об Отечестве и его защите. - М.: ВПА, 1965. Исмтягина-Елисеева Е.А., Дубинин А.С. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи средствами физической культуры и спорта с учетом спортивных и исторических традиций // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 7. - С. 74 - 76.

5. Истягина-Елисеева Е.А. Анализ отношения россиян к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту. // Вестник спортивной истории. - 2015. - № 1. - С. - 34 - 41.

6. Мусс Г.Н. Воспитание патриотизма подростка во внеурочной деятельности: дис. канд.пед.наук: 13.00.01. Оренбург, 2008.

© Бариеникова Е.Е., Истягина-Елисеева Е.А., 2016

УДК 1751

В.П. Бельдинская

Преподаватель английского языка

В.Л. Литвинцев

Преподаватель английского языка

Н. Л. Байдаева

Преподаватель английского языка Иркутский государственный университет г. Иркутск, Российская Федерация

РЕФЕРИРОВАНИЕ АНГЛИЙСКИЙ ТЕКСТОВ - КАК ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СВЯЗНОГО И АРГУМЕНТИРОВАННОГО ИЗЛОЖЕНИЯ МЫСЛЕЙ, ФАКТОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Ключевые слова

Реферирование, структурирование информации, процесс переработки информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.