Научная статья на тему 'Проблема ответственности за геноцид в изучении истории российских немцев'

Проблема ответственности за геноцид в изучении истории российских немцев Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1533
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНОЦИД / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / НЕМЦЫ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЭТНОС / GENOCIDE / CRIME / GERMAN / RESPONSIBILITY / ETHNIC GROUP

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Матвеева Наталья Владимировна

В статье проанализированы теоретические проблемы, связанные с юридическим понятием «геноцид», возникновением и развитием правовых норм, устанавливающих ответственность за геноцид как преступление против человечества. Проблема ответственности государства за геноцид является одной из наиболее актуальных в международном праве и вызывает много разногласий. Примеры сталинского режима демонстрируют шаткость и уязвимость концепции геноцида, не дающей оснований покарать виновных в преступлениях против прав человека, которые формально не укладываются в рамки преступления геноцида, подпадающего под юрисдикцию международного права. В полной мере это относится и к сегодняшнему положению в нашей стране российских немцев. Вопрос о полной реабилитации немецкого народа остается нерешенным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Problem of Responsibility for Genocide in Russian Germans' history

In this article an author analyzes a development of legal norms, which establish responsibility for genocide as a crime against humanity, and theoretical problems, related to a legal concept of «genocide». A problem of the state responsibility for genocide is a very relevant one in the contemporary international law, and entails a big discussion. Examples of Stalin's regime demonstrate a precarious position and vulnerability of the genocide concept, which doesn't give a legal basis to punish those who are responsible for such crimes, because these activities do not constitute genocide under international law The same situation can be seen today in the contemporary Russia, where a problem of absolute rehabilitation of Russian Germans has not been solved yet.

Текст научной работы на тему «Проблема ответственности за геноцид в изучении истории российских немцев»

ПРОБЛЕМА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ГЕНОЦИД В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ

Н.В. Матвеева, аспирант кафедры истории, теории и методики обуче-

ния Нижнетагильской государственной социальнопедагогической академии, преподаватель Качканарского горно-промышленного колледжа

В настоящее время понятие «геноцид» прочно укрепилось в общественном сознании. Преступление геноцида не просто нарушает комплекс прав человека, оно посягает на сферу безопасности человечества в целом: на жизнь, физическое здоровье, психическое здоровье, генетику человека, репродуктивную способность, интеллект, духовность. Как и война, геноцид является для властей одним из средств решения политических проблем вне зависимости от того, действительно ли то или иное меньшинство является препятствием для достижения каких-либо целей правительства либо просто избрано им в качестве козла отпущения, для отвлечения недовольства масс. Определенные сообщества намеренно уничтожались потому, что они противостояли установлению нового порядка - именовался ли он «прогрессом» или «революцией»

Политика геноцида может прикрываться вполне респектабельными лозунгами реформ на благо общества в целях свободы и социальной справедливости. Не случайно наиболее чудовищные в мировой истории акты геноцида проводились «во имя» самых благородных и привлекательных для общества целей. Достаточно вспомнить уничтожение армян турками в Османской империи в 1915 г., геноцид славянского населения и евреев оккупированных стран Европы, совершенные гитлеровской Германией, геноцид племен тутси и хуту в 1960-х гг в Руанде и Бенгалии, истребление индуистского населения Восточной Бенгалии в 1971 г., убийство сербскими войсками 7800 боснийских мужчин и мальчиков в 1992-1995 гг Список насилия по отношению к различным группам людей можно продолжать очень долго. Все эти преступления объединяет то, что они были обоснованы утопическими идеями «государственной безопасности», «правом на самосохранение» «национального единства», «очищения расы» или «победы революции»

Геноцид всегда является неправомерным средством «разрешения» конфликта. Отсюда

тот огромный теоретический и практический интерес к истории термина «геноцид» и его юридической квалификации, который развертывается в современном мире как в рамках ООН, так и за ее пределами. Приобретшая сегодня огромную актуальность борьба с международным терроризмом также балансирует на грани опасности выйти за рамки права. Тема проблем, связанных с таким преступлением, как геноцид, становится сегодня актуальной еще и потому, что 1 июля 2002 г начал функционировать Международный уголовный суд, созданный для судебного расследования преступлений геноцида. Уже сейчас в суд поступают жалобы, которые будут выявлять проблемы квалификации преступления геноцида и наказания за него. Поэтому анализ и совершенствование законодательства и механизма реализации норм о геноциде на национальном и международном уровне становятся важной задачей международного права.

Проблема геноцида и ответственности за него актуальна и для истории России как на современном этапе, так и в контексте осознания уже свершившихся событий. На протяжении долгого времени политика государственной власти в СССР по отношению к национальным меньшинствам заключалась в том, что интересы правосудия и восстановления права и справедливости приносились в жертву политическим интересам страны.

В полной мере это относится к российским немцам, которые всегда занимали в истории нашей страны свою особую нишу XX век в истории российских немцев стал одним из наиболее трагичных периодов, радикально изменившим их жизнь и судьбу Депортация, физическое уничтожение в лагерях ГУЛАГа и трудармии, растянувшаяся на долгие десятилетия реабилитация, вынужденная ассимиляция привели к утрате языка, традиций, других этнических особенностей, т.е. фактически поставили этнос на грань исчезновения. Темой политических репрессий про-тив российских немцев исследователи заня-

лись только в горбачевскую эпоху гласности. Именно тогда в средствах массовой информации и с трибуны съездов народных депутатов прозвучали слова осуждения преступлений сталинского режима, принадлежность к немецкой национальности перестала быть ущербной, вызывающей у окружения настороженность.

В условиях демократизации общества, рассекречивания отдельных архивных фондов, открытия доступа к ним исследователей прежде запретная тема стала объектом пристального внимания ученых. Перед исследователями стояла сложная задача реконструкции событий, их анализа и оценок, теоретических выводов и обобщений. Благодаря энтузиазму исследователей в регионах исторического и современного проживания немецкого населения многие из этих «белых пятен» были заполнены. Определились основные направления в процессе исследования, среди которых в последние годы наиболее остро выделяется проблема геноцида в отношении немецкого населения СССР Прозвучавшее на волне эмоций и душевной боли в отдельных выступлениях, понятие «геноцид» вошло в литературу, в научный обиход, в Закон РФ «О реабилитации репрессированных народов» Однако этот термин вызывает различные толкования среди российских ученых. Часть исследователей, основываясь в основном на противоречивых данных советской демографической статистики, утверждает, что никакого геноцида в отношении российских немцев вообще не было. Например, А. Герман четко высказывается против попыток провести в некоторых публикациях «мысль о том, что у большевистского режима к советским немцам была особая ненависть ... проводилась особая политика геноцида»1 Л. Белковец, исходя из положений Конвенции о преступлении, предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г., также приходит к выводу о том, что «политика СССР в отношении депортированных народов в 1940-1950-е гг не может быть квалифицирована как преступление по причине отсутствия всех элементов состава такого преступления, как геноцид»2 Н. Бугай и А. Гонов, считают, что понятия «геноцид народов» и «депортация» зачастую рассматриваются как однозначные явления, хотя это неправильно. По мнению авторов, очевидно то, что понятие «геноцид» более емкое и включает проведе-

ние комплекса более жестких мер по отношению к народам и группам населения3

Другие исследователи занимают прямо противоположную позицию. В.Ф Дизендорф отмечает, что «трудармейские» концлагеря, организованные для немцев, как и для представителей некоторых других неугодных национальностей, являются одним из самых весомых свидетельств сталинского геноцида в отношении российских немцев (но, конечно, отнюдь не единственным подобным свидетельством)4 А. Курочкин отмечает, что война с Германией «трансформировала традиционную для сталинского режима политику жесткого подавления советских немцев в фактический, хотя и непреднамеренный, геноцид против них»5 Почему так по-разному оценивают трагедию немцев в СССР ученые7 Можно ли назвать геноцидом действия советской власти в отношении российско-немецкого этноса в период 40-50-х гг 9

Для того чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо определить смысловое значение понятия «геноцид»

Термин «геноцид» реч. у£уо<; - род, племя и лат. саесіо - убиваю) впервые был введен в обиход в 1944 году польским юристом еврейского происхождения Рафаэлем Лемкиным, который предложил объявить действия, направленные на уничтожение или разрушение расовых, этнических, религиозных и социальных сообществ, варварским преступлением по международному праву

В официальном документе определение геноцида впервые прозвучало 18 октября

1945 г в обвинительном заключении Нюрнбергского суда. Однако ни в самом Уставе Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, ни в его приговоре от 1 октября 1946 г термина «геноцид» не содержалось6

Стремительным своим взлетом слово обязано Организации Объединенных Наций, которая ввела его в международный правовой лексикон. На своей первой сессии 11 декабря

1946 г Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.

Международный правовой статус термин «геноцид» получил только 9 декабря 1948 г в результате принятия Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о преступлении, предупреждении преступления геноцида и наказании за него. В этом документе «геноцид» выступил

как понятие, определяющее тягчайшее преступление против человечества, и был признан международным преступлением. Первая редакция Конвенции также включала в определение и политические убийства, но СССР и некоторые другие страны не согласились считать действия, направленные против групп, идентифицированных по политическим или социальным признакам, геноцидом. Поэтому по политическим и дипломатическим соображениям эти группы были исключены из Конвенции.

В Конвенции под геноцидом понимаются действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

a) убийство членов такой группы;

b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

c) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;

d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую7

Таким образом, Конвенция негласно оставляла за государствами право истребления любой группы (политической, экономической, социальной, культурной), если она не выделяется по национальности, биологическим характеристикам, этнической принадлежности либо религиозным верованиям. Понятие геноцида связали этимологически (genos - род, племя), исторически (имея в виду два самых ярких прецедента геноцида XX в. - геноцид армян 1915 г и геноцид евреев фашистской Германией) и политически исключительно с идеологией нацизма и расистскими теориями.

Конвенция явилась компромиссом между научной концепцией геноцида и интересами участвующих в ее разработке государств. Этот документ с момента его принятия работал на прошлое, а не на предупреждение будущего.

Поэтому в 1950-1998 гг серьезные преступления против гражданского населения были весьма частым явлением, случаи геноцида практически игнорировались государствами, подписавшими Конвенцию и взявшими на себя обязательство предотвращать подоб-

ные преступления и наказывать за них. В 1993 г в ответ на зверства, творимые в Боснии, Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 827, в соответствии с которой учреждался Международный трибунал по бывшей Югославии (ICTY) в Гааге. Это был первый Международный трибунал со времен Нюрнберга. Международный трибунал по бывшей Югославии был уполномочен осуществлять судебное преследование за следующие преступления: серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 года, нарушения законов или обычаев войны, геноцид и преступления против человечности. Юрисдикция трибунала ограничивалась территорией бывшей Югославии.

2 сентября 1998 г Международный трибунал по Руанде вынес первый в истории приговор за геноцид, признав Жана-Поля Акайе-су виновным в геноциде и преступлениях против человечности за его действия на посту мэра коммуны Таба.

17 июля 1998 г в Риме был принят Статут Международного уголовного суда, одной из главных задач которого является установление индивидуальной ответственности за такие преступления, как геноцид или же преступления против человечности. При определении преступления геноцида Статут воспроизвел Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г Однако еще одна группа преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда, - это преступления против человечности. Эти преступления охватывают те конкретно перечисленные деяния, которые совершаются в рамках широкомасштабного или систематического нападения на гражданских лиц любых категорий. К таким деяниям относятся:

a) убийство;

b) истребление;

c) порабощение;

d) депортация или насильственное перемещение населения;

e) заключение в тюрьму или другое жестокое лишение физической свободы в нарушение основополагающих норм международного права;

f) пытки;

g) изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, принудительная стерилизация или любые другие формы сексуального насилия сопоставимой тяжести;

Ь) преследование любой идентифицируемой группы или общности по политическим, расовым, национальным, этническим, культурным, религиозным, гендерным или другим мотивам, которые повсеместно признаны недопустимыми согласно международному праву, в связи с любыми деяниями, указанными в данном пункте, или любыми преступлениями, подпадающими под юрисдикцию Суда;

¡) насильственное исчезновение людей;

.¡) преступление апартеида;

к) другие бесчеловечные деяния аналогичного характера, заключающиеся в умышленном причинении сильных страданий или серьезных телесных повреждений или серьезного ущерба психическому или физическому здоровью

Россия ратифицировала все международные договоры, регулирующие права человека и Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказания за него от 9 декабря

1948 г Российская Федерация также сняла оговорки к упомянутой конвенции, сделанные СССР в момент ее подписания. Состав преступления геноцида и ответственность за него закреплены в ст. 357 Уголовного кодекса РФ 1996 г Россия подписала Римский Статут МУС 13 сентября 2000 г

Тем не менее признание факта геноцида на международном уровне само по себе зачастую является проблематичным. Добиться наказания за геноцид по-прежнему крайне сложно. Во многих случаях власть, которой инкриминируется акт геноцида, не желает признавать его; обратное происходит лишь в редких случаях, и весьма часто акт геноцида признается уже преемниками власти, его совершившей.

Подобная ситуация характеризует положение, в котором находится на сегодняшний день российско-немецкий этнос. Достаточно, на наш взгляд, привести ряд фактов, хорошо известных всем исследователям истории российских немцев. По данным Всесоюзной переписи населения 1939 г на территории СССР до начала Великой Отечественной войны проживало 1 427 232 немцев9 Постановлением от 28 августа 1941 г сталинский режим лишил немецкий этнос своей территории, изгнав тысячи людей из их домов, разрушив его экономическую жизнь, попытался разрушить и духовную культуру немцев, запретив для них родной язык, религию, нравы, обычаи и традиции. В августе 1941 года немецкое насе-

ление было выслано с Крымского полуострова, затем немцы были депортированы из Украины и, наконец, с Волги. Немецкое население ликвидированной АССР НП в полном составе было депортировано на Урал, в Сибирь, Казахстан и в другие республики Средней Азии.

Согласно данным по АССР НП и уточненным цифрам по целому ряду других регионов, в период с сентября 1941 года по 1 января 1942 г было депортировано 799 459 советских немцев10 Жили депортированные в необычайно скученных условиях, голодали и умирали. И в ходе транспортировки, и в первые годы расселения на новых местах тысячи людей умерли от голода и болезней. С начала 1942 года все немцы-мужчины в возрасте от 15 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет, имевшие детей старше трех лет, были мобилизованы в так называемые рабочие колонны, позже получившие название «трудар-мии» Дети старше трех лет передавались на воспитание остальным членам данной семьи, однако нередко попадали в детские дома или в другие семьи иной национальности.

В нечеловеческих условиях трудармии, голода, холода за годы войны погибло 500 000 немцев11 В лагерях НКВД режим содержания советских немцев не отличался от режима содержания заключенных. Ситуация усугублялась тем, что мужчины и женщины детородного возраста были разделены по половому признаку более 10 лет, соответственно все эти годы дети не рождались. Это нарушило процесс нормального воспроизводства этноса, образовав брешь между поколениями. Ухудшению физического состояния способствовали антисанитария и отсутствие элементарных бытовых условий. Многочисленные проверки санитарного состояния бараков выявляли отсутствие вентиляции, деревянных полов и кипяченой воды, вшивость, сырость, большую скученность трудармейцев. В одном Усольлаге в 1942-1947 гг погибли от голода, болезней, каторжного труда на лесоповале и лесосплаве более 3500 немцев-трудармейцев, мужчин и женщин самого разного возрастает совсем юных до пожилых. Среди первых 4945 трудармейцев, прибывших в лагерь в феврале-марте 1942 года, смертность составила 44 %12 По данным политотдела Вятлага (отнюдь не исчерпывающим), с февраля 1942 г по 1 июля 1944 г в лагерь «поступили» 8207 немцев-трудармейцев. За это же время убыли 5283 человека, в том числе

умерли 1428 человек. На 1 июля 1944 г численность немцев в лагере сократилась до 2924 человек (без учета «отпускников»). Через Тагиллаг прошло 6,5 тыс. советских немцев, из них умерло 930 человек, через Бого-словлаг - около 21 тыс., умерло более 3700 человек13 Выжившим после непосильного труда разрешили вернуться в места высылки - на Урал, в Сибирь, в Казахстан, где находились их родственники. На 1 января

1949 г в СССР был зарегистрирован 1 035 701 немец-спецпоселенец Возвращать немцев в места их прежнего проживания, конечно же, никто не собирался. Согласно Указу Президиума Верховного Совета от 26 ноября 1948 г немцы, как и чеченцы, калмыки, финны, латыши должны были быть «переселены в предоставленные им районы навечно», а их «выезд с мест поселения без особого разрешения органов МВД» карался «каторжными работами до двадцати лет»

Этот Указ действовал до 1955 года, когда немцы были сняты с учета спецпоселения (Указ от 30 декабря 1955 г ) и получили право переезжать в другие районы страны. Но в Указе подчеркивалось, что речь не идет о возвращении немцам конфискованного при депортации имущества или об их возвращении в места, откуда они были выселены, - появляться там им вообще запрещалось. Частичная реабилитация российских немцев последовала лишь в 1964 году, когда появился Указ от 29 августа, в котором утверждалось, что «огульные обвинения» немцев Поволжья в пособничестве фашистским захватчикам «были неосновательными и явились проявлением произвола в условиях культа личности Сталина»15 Однако и в этом указе речь не шла о возвращении переселенцев или о восстановлении каких-либо немецких национальноадминистративных структур.

Лишь Указ от ноября 1972 г., не подлежавший опубликованию, снимал ограничения на места проживания немцев. Тем не менее ни республика на Волге, ни немецкие районы в других местах не были восстановлены. Наступили девяностые, и шансы остаться немцем на территории распавшейся советской империи с каждым днем казались все мизернее, а потому выбор в пользу эмиграции в Германию становился все очевиднее. На сегодняшний день можно констатировать факт, что немецкий этнос в странах СНГ быстро и верно превращается в исчезающий. Сегодня в России немцев осталось 585 тысяч, Казахста-

не - около 220 тысяч, в Киргизии - 17 тысяч, в Узбекистане и Таджикистане - всего по несколько тысяч16 Не исключено, что в недалеком будущем потребность в каком-либо прилагательном для определения немцев бывшего СССР просто отпадет, ведь останутся только «немецкие» немцы, т.е. немцы, которые живут в Германии.

По нашему мнению, приведенные выше факты свидетельствуют о том, что действия советской власти в отношении немецкого населения в период 1940-1950-х гг можно квалифицировать как геноцид. Хотя, безусловно, тоталитарный режим в СССР породил многообразие массовых убийств, умножая категории жертв в зависимости от требований своей идеологии. Защитникам советского строя несложно было исключить возможные обвинения в геноциде. Примеры сталинского режима демонстрируют шаткость и уязвимость концепции геноцида, не дающей оснований покарать виновных в преступлениях против прав человека, которые формально не укладываются в рамки преступления геноцида, подпадающего под юрисдикцию международного права. На протяжении сталинского террора массовое истребление людей демонстрировало черты геноцида. Одной из жертв этого террора стали российские немцы.

По данным, которые приводит в своей книге Д. Эдиев, потери демографического потенциала к 1989 году указывают, что депортированные народы так и не сумели полностью оправиться от последствий депортаций -долгосрочные потери только немецкого населения составили 10-20 % от возможной численности в отсутствие катаклизмов 1940-х гг Потери немецкого населения резко возросли в первые годы высылки и увеличивались вплоть до середины 1950-х гг Только после освобождения немцев от режима спецпоселения прирост демографических потерь замедлился17 К середине 50-х гг потери немецкого народа составили треть их прогнозной численности. Все вышеперечисленные данные отражают нечеловеческие условия их депортации и расселения. Затянувшаяся на долгие десятилетия, но так и не доведенная до конца реабилитация российских немцев, осложняющаяся потерей национальной территории, привела к неизбежной ассимиляции этноса в русскоязычной среде, частичной утрате родного языка, ценностей, культуры. Была серьезно подорвана историческая память российских немцев. Однако в данном контексте са-

мым важным является то, что эти люди все равно продолжают считать себя немцами. Время показало, что этническое самосознание народа уничтожить не удалось. Именно этническое самосознание помогло в ужасающих условиях репрессий сохранить традиции и обычаи, нормы поведения, народное искусство и, невзирая на все утраты, немецкий язык. Благодаря силе своего этнического самосознания немецкая общность в изгнании обеспечивала стабильность своего внутреннего состояния. Вся жизнь российско-немецкого этноса на территории России и стран СНГ доказала упорное стремление немцев к бесконфликтной жизни среди других национальностей.

В заключение хотелось бы отметить, что геноцид - это не только юридический термин нашего времени, но это и реальная практика нашего времени. И если историческим его истоком можно назвать национализм и расизм, то позднее геноцид стал совершаться на почве официальной политической доктрины. Будь то националистическая или тоталитарная политическая система, любая из них исходит из одного и того же мировоззрения: притязания на владение абсолютной истиной и отрицание всякого инакомыслия. Ограничить концепцию геноцида расизмом и национализмом - значит замолчать убийства во имя идеологии тоталитаризма. Поэтому проблема ответственности государства за геноцид (также как и за другие международные преступления) вызывает много разногласий и является одной из наиболее актуальных в международном праве. Во многих странах благополучное существование национальных меньшинств по-прежнему представляет собой серьезную проблему Их положение - своеобразный барометр, по которому можно определить степень развития демократии в том или ином государстве. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры составляют правовую базу утвержденной Президентом РФ Концепции внешней политики России. Согласно этому документу Россия ведет линию на расширение участия в международных механизмах

защиты прав человека. Это предполагает дополнительные обязательства государства перед собственными гражданами. В полной мере это относится и к сегодняшнему положению российских немцев в нашей стране. Несмотря на отдельные реальные шаги по реабилитации тысяч невинно пострадавших немцев, в целом вопрос о полной реабилитации народа остается нерешенным. Права (в полном их объеме) и государственность этнических немцев не восстановлены до сих пор.

1 Герман A.A. В отношении немецкого населения в СССР осуществлялся геноцид // Ключевые проблемы истории российских немцев: материалы X международной конференции Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев. - М.,

2004.-С. 86-98.

2 Белковец Л.П. Административно-правовое положение российских немцев на спецпоселении 1941-1945 гг.. историко-правовое исследование. - Новосибирск, 2003. -С. 20,21,300-301.

3 Бугай Н.Ф., Гонов А.М. Кавказ: народы в эшелонах (20 - 60-е годы). - М., 1998. - С. 17, 33, 320.

4 Дизендорф В.Ф О геноциде, трудармии и демографической статистике // www.RUSDEUTSCH.RU.

5 Курочкин А.Н. Трудармейские формирования из граждан СССР немецкой национальности. - М., 1998. - С. 13.

6 Мошенская Н.В. Проблемы ответственности за геноцид // www. genocide. Ru/lib/ moshenskaya / mtro.

7 Сборник международных договоров. Универсальные Договоры ООН. - 1994. - С. 493.

8 Римский статут международного уголовного суда // www.un.org/law/icc/statute/russian/rome_statute(r).pdf.

9 РГАЭ.Ф 1562. Оп. 336. Д. 1056. Л. 1.

10 Дизендорф В.Ф Указ. соч.

11 Вольтер Г.А. Зона полного покоя: российские немцы в годы войны и после нее / под ред. В.Ф Дизендорфа. -М., 1998.-С. 388.

12 GEDENKBUCH: Книга Памяти немцев-трудармейцев У со ль лага НКВД / МВД СССР (1942-1947 гг.). - М.,

2005.

13 GEDENKBUCH: Гордое терпенье. Книга памяти советских немцев - узников Таги л л ага / авт.-сост.. В.М. Кириллов, П.М. Кузьмина, С.Л. Разинков, А.Я. Цейзер. - Екатеринбург, 2004. - С. 303.

14 Дизендорф В.Ф Указ. соч.

15 Ауман В.А., Чеботарева В.Г История российских немцев в документах (1763-1992 гг.). - М., 1993.

16 Калишевский М.А. Советские немцы: в поисках утраченного фатерланда II www.RUSDEUTSCH.RU.

17 Эдиев Д.М. Демографические потери депортированных народов СССР - Ставрополь, 2003. - С. 272, 298, 300.

Статья поступила в редакиию 28 апреля 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.