ПРОБЛЕМА ОТВАГИ В РОМАНЕ НАОМИ НОВИК «ЧАЩА»
Р.Я. Саввинова, студент
М.С. Деланнуа, старший преподаватель
Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (Россия, г. Якутск)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-11-1-42-45
Аннотация. В данной работе представлен анализ действий главной героини произведения "Чаща" по имени Агнешка. Рассматривается такое качество характера, как отвага, на основе примеров из некоторых сцен романа. Наиболее интересными аспектами являются её выборы, действия и эмоции, которые приводят к тому или иному исходу событий.
Ключевые слова: маг, Чаща, порча, храбрость, самоотверженность, спасение, жизнь, заклинание.
История начинается в небольшой деревушке под названием Дверник: "..в не самой большой деревне долины, но и не самой маленькой, и стояла она в семи милях от Чащи-не то, чтобы совсем близко"[1; 6]. Чаща-живой лес, который не щадит никого, это хуже самой смерти. Она завлекает людей-силой или обманом. Тот, кто побывал под её покровом либо не вернётся, либо никогда не станет прежним: он лишится воли и в сердце его навсегда поселится порча. Люди лишались из-за неё рассудка и представляли угрозу для других. Действие происходит в волшебном королевстве Польния с хрустальными реками, старыми горами, с волшебниками в башнях и разного рода мерзких тварей, по типу хо-дульников, что похищают жителей близлежащих деревень, в том числе и детей. Чаща-самое опасное место, она будто живое существо, что наблюдает за людьми и старается испортить им жизнь. Единственный человек, которому подвластно сдерживать этот недуг в виде леса- маг Дракон. Но за спасение жизней он просит одну девушку, что была рождена в год дракона. Через десять лет девушка может быть свободна, но домой возвращается она уже совсем другим человеком: "Слишком роскошна одета и разговор ведёт прямо как придворная дама"[1;5]. В родных краях такие девушки не оставались: не хотели, или не могли-этого уже никто не мог
узнать. Через неделю, максимум через месяц, они покидали свой отчий дом. Большинство поступали в университет, а некоторые становились учеными книжницами, но никто не возвращался. Поэтому родители боялись и не хотели отдавать дочерей своему правителю, из-за чего драконорож-денную девочку любили меньше остальных детей-все равно ведь могут забрать, а так ещё больнее будет при расставании.
Такой и является главная героиня романа. Она и её лучшая подруга по имени Ка-ся. Обе были рождены в год Дракона. И обе должны были предстать перед могущественным волшебником. Однако все знали, кто станет следующей жертвой, ведь маг всегда выбирает самую талантливую и самую красивую девушку из всех претенденток. Больше всего на эту роль подходила Кася. У девочки были "густые пшенично-золотые волосы, теплые карие и глаза, и смех словно песня" [1;8]. Агнешка называет свою подругу "сказочная героиня", которая могла за секунду придумать и станцевать танец, рассказать невероятную историю, которую сочинила минуту назад, и приготовить еду, которую можно смело ставить на пиршественный стол. Две подруги, которые любили друг друга как сестры. Такие близкие и такие разные. Себя Агнешка описывает как: "В свои семнадцать я была большеногая, тощая, кожа да кости-сущий жеребёнок, грязно-русые во-
лосы вечно спутаны, а единственный мой талант состоял в том, что все, на меня надетое, я умудрялась изорвать, запачкать или потерять еще до исхода дня". Воспитание у них тоже было разным: к Агнешке родители относились с трепетом и любовью, а Касю растили как идеальную "служанку" для Дракона (ведь и так было ясно, кого он заберет), девочку растили храброй, чтобы не боялась того, что её ждёт. Однако маг забрал не ту, что ожидали.
Порывы отваги у героев можно найти на протяжении всего произведения. Даже такие детали, как готовность Агнешки попытаться затмить подругу в глазах Дракона, чтобы ту не забирали и оставили жить спокойно [1;16], можно продиктовать как отвагу. Однако для начала стоит разобраться в термине.
В толковом словаре Ожегова слово "отвага" трактуется как смелость, бесстрашие, храбрость [2].
Иными словами мужество, доблесть. В понятии отваги порой можно приписать и такой термин как самопожертвование.
В википедии говорится, что самопожертвование-готовность отказаться от удовольствий, личных жизненных целей и даже жизни ради защиты интересов других людей; крайняя форма альтруизма. [3]
Подобный случай произошёл с главной героиней.
Как упоминалось ранее, Чаща-самое худшее, что могло произойти с жителями королевства Польнии. Она неоднократно приносила беды людям. К примеру, происшествие под названием "Зелёное Лето": "..когда знойный ветер нес из Чащи пыльцу на наши поля и сады. Все созревало на глазах, буйно и пышно, но овощи и плоды уродились до странности обезображенными. Те, кого угораздило их отведать впадали в буйную ярость и бросались на родных с кулаками и в конце концов убегали в Чащу и исчезали навеки" [1; 13] Жителей постиг голод, запасы с прошлого урожая быстро кончались, а выхода люди не видели. В пропаже королевы страны тоже винили Чащу. Мол, не могла мать двоих детей убежать с принцем России и бросить свою семью и подданых. Ходили слухи,
что они все ещё бродят в Чаще, находясь в заточении уже двадцать лет.
Агнешка на протяжении всего произведения не раз проявляла отвагу, граничащую с безрассудством. Ради своих близких она была готова даже на самопожертвование. К примеру, одним весенним днём к ней в башню явилась заплаканная мать Каси, лучшей подруги Нешки, и поведала печальную историю о похищении её дочери тремя ходульниками (существа из Чащи, состоящие из веток и листьев, ростом и силой превышающие человека), когда та набирала воду в реке. Всем было известно и понятно, что тот, кто оказался в Чаще, обречён. В это не верила лишь Агнешка, или не хотела верить. Будучи практически необученным магом, она в одиночку отправилась в самое сосредоточие зла и страха, зная, что может оттуда и не выйти: "Даже если я как-нибудь сумею выбраться из Чащи живой..." [1; 155]
Итак, девушка углубилась в лес, которого боялась всю свою сознательную жизнь, захватив с собой лишь небольшой блокнот с бесхитростными заклинаниями и медальоном с клочком волос подруги. Она шла, не зная, что её ждет и что делать в случае опасности. Всё это время её не покидало чувство, будто за ней следят: "...что-то живое, а я оказалась в ловушке-в душной комнате один на один с этой тварью, загнанная в тесный уголок". [1;157] В конце концов, она нашла Касю, но Чаща уже успела её поглотить: "Я не сразу разглядела её, потому что на ней уже наросла кора. Лицо ее было приподнято, и под слоем коры я видела, что рот у неё открыт-Кася кричала, пока кора, смыкаясь, наползала на неё". Тем временем Чаща искала Агнешку, почуяв её магию, неумолимо приближаясь к ней. Даже увидев подругу в таком положении, героиня не думала сдаваться, она перебрала в голове практически все заклинания, которые знала, пока не добралась до самого ненадежного и непроверенного. Ее учитель, маг Дракон, отказывался использовать его, что уж говорить о ней самой. Однако выбирать было не из чего, а время поджимало. Агнешка, рискуя своей жизнью, применила неиз-
вестное заклинание, она понимала, что может рисковать зря, ведь Чаща её ищет, а Кася, вполне вероятно, уже мертва, но оставлять подругу в этом гремучем лесу, кишащем чудовищами, она не собиралась, даже если это могло стоить ей жизни: "Я готова была истратить всю себя до капли и умереть здесь, лишь бы сокрушить это чудовищное дерево; я не могла вообразить себе мир, в котором бы я осталась в живых и позволила бы, чтобы порченое чудовище выжрала Касину жизнь и Касино сердце. Нет, я лучше погибну..." [1; 161].
Риск был оправдан. Девушка оказалась жива. И после многочисленных попыток вытащить её, Агнешка одержала победу, но ценой собственного здоровья. И хотя они выбрались, казалось бы, целыми и невредимыми, Чаща смогла оставить на них след: "...я вдохнула порчу с воздухом и не почувствовала легкого покалывания, потому что тени вползли незаметно, крохотные и хитрые" [1; 165]. Эти тени съедали её изнутри медленно, но верно. Если бы не вмешательство Дракона, вполне вероятно, что Агнешка бы умерла, либо сошла с ума, как сотни людей до неё.
Несмотря на все риски, страхи и предостережения героиня всё же решилась спасти подругу, она просто не могла поступить иначе. Данный поступок можно считать великим проявлением храбрости и самоотверженности. Не думая ни секунды, она отправилась на её поиски. Сколько раз она могла лишиться жизни. Но вариант умереть, спасая близкого человека был ей симпатичнее, чем сидеть сложа руки и после оплакивать потерю.
История про "чудом спасённую девочку" разлетелась по Польнии гораздо быстрее, чем герои того ожидали. И принц Малек, младший из сыновей ранее упомянутой королевы, решил, что спасти его мать еще возможно. Однако никого не волновало, что двадцать лет с момента похищения и один день, как это было с Касей, имеет огромное значение. Никого также не волновало сколько сил было потрачено на то, чтобы освободить девушку оттуда, и как сложно было выводить порчу из её тела. Никто не думал и о том, что теперь спа-
сенная никогда не сможет стать нормальным человеком, что теперь она навсегда изменилась, как внутренне, так и внешне: её тело в прямом смысле стало как деревянное. Никто и думать не хотел, что будут делать с королевой, если все-таки смогут её вытащить, ведь порча за эти двадцать лет наверняка изъело её изнутри. Однако принц Марек и его придворный маг Сокол и слушать не хотели никакие предостережения Дракона. Ими завладела идея освобождения королевы Ханны. Вроде бы оба поступка-принца и Агнешки-были продиктованы любовью к своим близким людям. Однако главное отличие между ними- Агнешка пошла туда одна, подвергая опасности только свою жизнь, а Марек повёл за собой не только Сокола, но еще и Дракона, Касю, Агнешку и десятки солдат, которые при всем своём желании не могли отказать наследнику престола и не выполнить свой "гражданский долг". Преследуя свои эгоистичные цели, Марек погубил не одну жизнь: кем-то из солдат завладела Чаща и он убил другого, бросившись затем в реку, кому-то не посчастливилось утонуть в бурной реке, кого-то разодрали ходульники и другие чудовища, обитавшие в Чаще. Пострадал и Дракон. Во время битвы его захватило сердце-древо, он стремительно стал покрываться корой и прирастать к нему, как когда-то Кася. Маг успел попрощаться с жизнью, когда Агнешка снова проявила храбрость и смекалистость: накопив магию внутри себя, она с силой высвободила её в сторону дерева, тем самым разрушив его. Именно благодаря Агнешке королеву удалось высвободить, а Дракон остался жив.
Марек пожертвовал жизнями тридцати человек ради спасения матери, от которой осталась лишь одна оболочка. Агнешка же подвергала опасности лишь себя. Она пошла в Чащу во второй раз по той же причине, что и в первый-спасти Касю: "Иначе Марек казнил бы твою подругу". Агнешка надеется всегда на себя и свои силы, Марек же использует силы других, чтобы достичь своих целей, что к храбрости отнести никак нельзя.
Агнешка-молодая ведьма, которая не раз спасала великого мага Дракона, и смогла избавить от влияния Чащи двух людей. Она, не думая бросалась на помощь, был готова на все, ради спасения жизней родных. Героиня множество раз показывала свою отвагу. Именно она смогла предотвратить опасность, которая исходила от Чащи, угрожавшую всему королевству. Агнешке удалось обуздать свои
русло, даже когда в неё не верили. На протяжении всего произведения она всегда пыталась найти способ спасти, либо же как-то помочь людям, которым пророчили смерть и уже не надеялись на их выздоровление, возвращение. Благодаря своей храбрости и самоотверженности Агнешка смогла совершить то, что не удавалась сделать даже самым искусным магам на протяжении многих столетий.
магические силы и направить их в нужное
Библиографический список
1."Чаща" Наоми Новик [перевод с английского С.Лихачёвой]-Москва: Эксмо, 2018.
2. Словарь Ожегова
3.Википедия
THE PROBLEM OF COURAGE IN NAOMI NOVIK'S NOVEL "THE THICKET"
R.Y. Savvinova, Student
M.S. Delannois, Senior Lecturer
M.K. Ammosov North-Eastern Federal University
(Russia, Yakutsk)
Abstract. This work presents an analysis of the actions of the main character of the work of Agnieszka from Dvernik. This quality of character as courage is considered on the basis of examples from some scenes of the novel. The most interesting aspects are her choices, actions and emotions that lead to one or another outcome of events.
Keywords: magician, Thicket, corruption, courage, dedication, salvation, life, spell