Научная статья на тему 'Проблема оценки личности пергамского царя Аттала III в источниках и историографии: психологический аспект'

Проблема оценки личности пергамского царя Аттала III в источниках и историографии: психологический аспект Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
93
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема оценки личности пергамского царя Аттала III в источниках и историографии: психологический аспект»

ВОПРОСЫ ИСТОРИИ

О 2003 г. А.П. Беликов

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ ПЕРГАМСКОГО ЦАРЯ АТТАЛАIII В ИСТОЧНИКАХ И ИСТОРИОГРАФИИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Психологический аспект проблемы заключается в оценке Аттала III, в 133 г. до н.э. завещавшего свое царство Риму, в источниках и историографии. Каким и почему его изображают источники, насколько психологически точно они передают черты его характера? Забота о подданных, занятия наукой и массовые казни, мизантропия - как все это сочеталось в одном человеке? Отношение Юстина явно недоброжелательное: «Аттал запятнал себя убийствами друзей и казнями родичей» (XXXVI, 4, 1). Диодор Сицилийский пишет, что, придя к власти, царь уничтожил приближенных своего предшественника, влиятельные люди были приглашены во дворец и убиты наемниками (см.: XXXIV - XXXV). В целом источники относятся к Атталу резко негативно.

В сочинениях Юстина, Страбона и Диодора царь предстает безумным и жестоким убийцей, «и, как считают современные исследователи, это полностью соответствует истине» [1]. Отметим, что как раз современные ученые так не считают, однако укоренившиеся в историографии стереотипные штампы до сих пор многими воспринимаются как нечто само собой разумеющееся.

Очерненный источниками Аттал, очевидно, в начале своего правления был отнюдь не самодуром, а -ученым, предпочитающим умственные занятия. Как убедительно показали К.М. Колобова и О.Ю. Климов, он не был плохим правителем и реально заботился о благе государства [2, 3]. Само прозвище Эвергет (Благодетель) говорит об этом. Вопреки утверждениям X. Хабихта и А.Шервин-Уайта, что «подданые его ненавидели» [4, 5], сохранившиеся эпиграфические источники [6], разительно отличающиеся от сообщений источников нарративных [7], свидетельствуют об обратном, поскольку они рисуют совсем другой образ царя - заботливого, внимательного к нуждам подданных. В Пергаме существовал развитый культ царей, но только этим нельзя объяснить доброе отношение подданных к Атталу, которое, очевидно, ничем не отличалось от отношения к его предшественникам. Да и надписи непросто носят официозный характер, они перечисляют его конкретные дела. Первыми, насколько нам известно, на это обстоятельство обратили внимание еще У. Вилькен и П. Фукар, а отнюдь не Г. Кардинали, как полагала К.М. Колобова. Но Кар-динали действительно пытался воссоздать подлинный облик последнего Атталида [7]. Много сделавший для изучения эллинистического Пергама О.Ю. Климов доказал, что традиционно власть царя там была огромной [3, 8]. Отметим, что Аттал успешно справлялся со

своими обязанностями - его правление «ничем не отличалось от правления предшественников» [2, с. 549]. Он был явно неглупым человеком и при этом не хотел зла Пергаму, совершенно очевидно, что ему было присуще чувство ответственности за благо государства, повторимся - именно в первый период его правления.

Негативные оценки царя явно необъективны. Самые мягкие из них - «крайне причудливый государь... чуть не помешанный на странностях» [9], «загадочная личность» [4], «странная и мрачная фигура» [10], «эксцентричный царь» [11], «сатрап Рима» [12], «жестокий самодур, создавший восточную деспотию» [13], «жестокий и замкнутый мизантроп» [14].

Г. Хафнер, комментируя изображение Аттала на гемме, безапелляционно заявляет: «Выражение лица на гемме подтверждает оценку, данную Атталу III античными авторами (полусумасшедший чудак)» [15]. Но любые оценочные категории сугубо субъективны.

Выражая еще недавно господствующее в науке отношение к царю, Г. Бенгтсон пишет: «Аттал III — личность, недостойная восседать на троне» [16]. На спорность столь уничижительной характеристики Аттала указал Э.Д. Фролов: «Автор в нем видит совершенно никчемное существо, не допуская мысли об искажении образа этого правителя тенденциозной римской историографией» [17].

Казни придворных - это проявления не характера, а болезни царя, вероятно, смерть матери и невесты оказались для него слишком сильным психологическим шоком, повредившим его разум. Ему могло казаться, что теперь и его жизнь находится под угрозой. Тревога и беспокойство при постоянной аффективной напряженности заметно ослабевают или даже исчезают лишь при возможности причинить страдания другим [18]. А контролировать себя в полной мере так много перенесший царь уже не мог: любая боль, физическая или психическая — «сопровождается той или иной психической реакцией» [19]. Аттал казнил приближенных в состоянии аффекта, возможно, его последующая депрессия была вызвана именно сожалением и раскаянием в этом. Люди, аффективно заряженные идеями, реализуют их в определенных условиях, а поскольку для них характерны подозрительность и восприятие внешней среды как враждебной, то у них затруднена правильная оценка ситуации, так как она легко меняется под влиянием аффекта — при повышенной раздражительности это часто приводит к убийству [20]. Неприятные ощущения в теле и психи-

ке могут привести к мании преследования и бредовым идеям физического воздействия на окружающих [21]. Скорее всего люди, казненные Атталом, действительно были невиновны в смерти его близких.

Последние годы жизни царь вел себя явно «нестандартно» и совсем не так, как прежде. Латентная (скрытая) форма неврозоподобной шизофрении выражается в небольшом аффективном снижении, чудаковатости и не всегда легко обнаруживаемой резонерской разноплановости мышления [22]. Очевидно, что царь сильно изменился, но подданные едва ли могли понимать скрытые причины таких изменений. Даже психиатры не всегда могут распознать маскированную депрессию [23]. Депрессивные состояния в развитом обществе признаются болезнью, в отсталом -считаются проявлением характера или наваждения от злых духов, потусторонних сил [19]. Античные авторы видели в Аттале тирана, перенося на все его правление те проявления болезни, которые имели место лишь в конце его жизни. Они не могли понять, что он не садист, а всего-навсего больной человек, который не может нести ответственности за свои поступки.

Но не только этим объясняется их общая недоброжелательность к Атталу. Любой новой власти свойственно очернять. предыдущую власть, чтобы подчеркнуть, насколько она была хуже нынешней. Римским авторам был выгоден образ безумного самодура Аттала, ни за что ни про что истребляющего своих подданных: работая на контрасте, после этого легко было показать, что римское правление стало благом для Пергама. «Римлянам было необходимо убедить всех, что захват ими Пергама стал очередным «благодеянием» Рима» [2, с. 550].

Вышесказанное позволяет лучше понять обстоятельства появления «странного завещания». Очевидно, римские политики воспользовались болезнью царя и сумели склонить его к написанию такого завещания. Отойдя от государственных дел, страдая и физически, и психически, царь должен был потерять интерес ко всему на свете и легко пойти на такой шаг. Возможно, он уже не мог полностью контролировать свои поступки. Ведь вся его предыдущая политическая деятельность заботливого правителя, пекущегося о благе своих подданных, вступает в резкое противоречие с поступком, переводящим сограждан в бесправное положение римских провинциалов.

Все вышеизложенное - это дополнительный штрих к характеристике римской дипломатии, стремящейся использовать все возможное в своих интересах, выжать максимум возможного из любой ситуации. Даже из болезни зависимого монарха. Видимо, это была прекрасно спланированная и блестяще проведенная акция давления на измученного семейной трагедией и болезнью человека, что показывает, какими методами и средствами римские политики добивались своих целей. Время составления завещания приходится, очевидно, на вторую половину его правления. Римляне просто воспользовались его болезнью. Иначе он едва ли подписал бы такой документ. Когда человек полностью погружается в искусственный мир своих

галлюцинаций и бредовых построений, у механизмов левого полушария, ответственных за вероятностный прогноз, уже просто не остается потенциалов и ва- v

лентностей для адекватной оценки реальности, и поэтому вероятностный прогноз и использование прошлого опыта страдают при «позитивных» синдромах. >

При такой постановке вопроса снимается противоречие между повышенной активностью левого полушария и его функциональной недостаточностью: просто гиперактивность ориентированна на ирреальный мир, а функциональная недостаточность относится к миру реальному, оба же мира находятся в состоянии конкуренции [24].

Сколько времени продолжалась активная фаза его болезни, когда он забросил государственные дела?

Судя по всему - не более 2-3 последних лет его правления. Известно, что царь был автором трудов по виноградарству и оливководству, исследовал лекарственные и ядовитые растения, птиц; рыб, насекомых, изобрел пластырь для ран и язв кожи [2] - на все это должно было уйти много времени, даже если у него были периоды просветления во втором этапе болезни, то он и физически, и интеллектуально не мог бы успеть все это сделать.

Следовательно, сама акция по созданию завещания была проведена достаточно быстро - между на-чалом психического заболевания царя и его впадением в кому. После этого подписать текст завещания он уже физически не мог.

Конечный вывод: первую половину своего прав- 1 ления царь был обычным предсказуемым человеком, но вторая, вероятно, была омрачена заболеванием - и психическим, и физическим. С правовой точки зрения завещание Аттала не имеет законной силы, поскольку составлено психически больным, следовательно, недееспособным человеком. Не мог Атталид, будучи в здравом уме и трезвой памяти, составить завещание, которое более двух тысяч лет признается «странным».

Как по современному, точно так же и по римскому праву, завещание больного царя не могло иметь правовых последствий. Не случайно «точные в праве римляне ничего толком не говорят о завещании» [25], очевидно, они сами понимали, что правовые основания для принятия наследства более чем сомнительные.

Следовательно, с правовой точки зрения, оккупация Пергама римлянами была осуществлена незаконно.

Литература

1. Гуленков КЛ. Аристоник // Древний мир. Личности // * http://ancient.holm.ru/topics/persons/OQ 1 -050/рег-son038 htm

2. Колобова К.М. Аттал III и его завещание // Древний ч мир: Сб. статей. М., 1962.

3. Климов О.Ю. Царство Пергам: очерк социально-политической истории. Мурманск, 1998. С. 45-46.

4. См.: Habicht С. The Seleucids and their rivals // Cambridge Ancient History. 2nd ed. Vol. 8. Cambridge,

1989. P. 377.

5. Sherwin-White A.N. Roman foreign policy in the East. 168 B.C. to A.D. 1. Duckworth, 1984. P. 81.

6. Cm.: Welles C.B. Royal Correspondemce in the Hellenistic Period. New Haven, 1934; Frankel M. Die In-schriften von Pergamon. Bd. 1-2. Berlin, 1890-1895; Allen R. The Attalid Kingdom: A Constitutional History. Oxford, 1983.

7. Cm.: Wilken U. Attalos III. Real Encyclopedie der klassischen Altertumswissenschaft. Stutgart, 1896. Bd. 2.

S. 2176; Foucart P. La formation de la province Romaine d’Asie // Memoires de l’Academie des Inscriptions et Belles-Lettres. 1904. T. 37. P. 297-339; Cardinali G. La morte de Attalo Ill-e la rivolto di Aristonico // Saggi di Storia Antica e di Archeologia off. a. g. Beloch. Roma, 1910. P. 269-320.

8. См.: Климов О.Ю. Экономическая политика Атта-лидов Пергама // Тез. докл. IX Всесоюз. авторско-читательской конф. журнала «Вестник древней истории». М., 1984. С. 35; Он же. Престолонаследие в эллинистическом Пергаме // Античное общество и государство. Л., 1988. С. 116-126; Он же. Царская власть в эллинистическом Пергаме // Политика и идеология в древнем мире. М., 1993. С. 55-69; Он же. Центральная власть в эллинистическом Пергаме // Социальные и естественные науки в педагогическом вузе: Тез. науч.-практ. конф. Мурманск,

1996. С. 5; Он же. Центральная власть в эллинистическом Пергаме // Изучение и преподавание всеобщей истории в вузе. Мурманск, 1998. С. 19-32; Он же. Пергамское царство: проблемы истории и государственного устройства: Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. СПб., 2001. С. 15-16.

9. Вебер Г. Курс всеобщей истории. Т. 1: История древности. М., 1860. С. 500,518.

10. История Востока. Т. 1: Восток в древности. М.,

1997. С. 529.

Ставропольский государственный университет

11. Grant М. From Alexander to Cleopatra. The Hellenistic World. N.Y., 1982. P. 70.

12. Fontane M. Rome. Paris, 1891. P. 303.

13. Ковалев C.H История Рима: 2-е изд. Л., 1986. С. 330.

14. http://www.megakm.ru/bes 98/enciclop.asp?TopicNum ber=4504

15. Хафнер Г. Выдающиеся портреты античности: 337 портретов в слове и образе. М., 1984. С. 75-76. Ат-тал III Филометор Эвергет // Портреты античности // http://portreta.narod.ru.a003.htm

16.. Бенгтсон Г. Правители эпохи эллинизма. М., 1982. С. 285.

17. Фролов Э.Д. История эллинизма в биографиях его творцов: Предисловие // Бенгтсон Г. Правители эпохи... С. 24-25.

18. Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. М., 1986. С. 134,55..

19. Ануфриев А.К. Патология общего чувства и аффективные расстройства с эквивалентами // Психосоматические расстройства при циклотимных и цикло-тимоподобных состояниях. М., 1979. С. 10.

20. См.: Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследований преступлений. М., 1996. С. 38-39.

21. Гиляровский В.А. Предисловие // Соматопсихиче-ские расстройства. М., 1946. С. 3.

22. Келъмишкейт Э.Г. Астеновегегативный синдром при вяло протекающей перемежающе-поступательной шизофрении // Психосоматические расстройства при циклотимных и циклотимоподобных состояниях. С. 116.

23. Каргополъцев В.В. Особенности клиники и диагностики маскированной депрессии в период инволюции // Там же. С. 89.

24. См.: Ротенберг В. Образ я // http://lib.ru/PSIHO/ ROTTENBERG/obrazva.txt

25. Штоль Г. Боги и гиганты. М., 1971. С. 120.

14 января 2003 г.

© 2003 г. С.В. Горячая

РОЛЬ «СМЕНОВЕХОВЦЕВ» В КУЛЬТУРНОМ НАСЛЕДИИ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

В последние годы значительно возрос интерес к истории русской эмиграции, ее культурному наследию. Видимо, потому, что именно культурное наследие эмиграции оказывает большое влияние на развитие общественных процессов современной России.

Эмиграция - это явление, присущее всем странам и народам. Но особую роль она сыграла и играет в истории России. Ни одна страна мира не испытывала на себе столь массового оттока наиболее дееспособной, культурной части своего населения. После революции и гражданской войны за пределами России оказались лучшие российские ученые, писатели, музыканты, архитекторы, цвет армии. Достаточно вспомнить, что из четырех российских Нобелевских лауреатов по литературе, трое были эмигрантами. Такая пропорция в полной мере относится

и ко многим другим областям науки и культуры. Ни одна страна не переживала столь крутого поворота, отказа от всей предшествующей, более чем тысячелетней истории и культуры. (После победы большевиков в России взялись за ликвидацию русской культуры и создание новой, более передовой, интернациональной советской культуры.) Фактически после 1917 г. была прервана связь времен, и Россия - российское общество, культура -подверглись различного рода трансформациям.

Поэтому сейчас для России столь важно культурное наследие эмиграции, т.е. российского зарубежья. Именно в зарубежьи российские эмигранты смогли сохранить лучшие традиции культуры старой России. И не только сохранить, но и творчески развить, соединить с лучшими образцами культуры западного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.