Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богачёва М.Е.

Статья посвящена проблеме оценки качества математического образования в современных условиях реализации ФГОС. Представлена информация об изменениях в отношении к математическому образованию в школах у современного поколения. Проведена аналогия между системами оценки качества математического образования первого и второго поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богачёва М.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ASSESSING THE QUALITY OF MATHEMATICAL EDUCATION

The article is devoted to the problem of assessing the quality of mathematical education in modern conditions of GEF implementation. Information is presented on the changes in the attitude towards mathematical education in schools in the modern generation. An analogy between the systems for assessing the quality of mathematical education of the first and second generation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 001.123

Богачёва М.Е. студент 4 курса

кафедра «математики и методики преподавания математики»

Институт естественных наук и математики Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова научный руководитель: Михалкина Е. А., к.пед.н.

доцент, зав. кафедрой математики и методики преподавания математики

Россия, г. Абакан

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация:

Статья посвящена проблеме оценки качества математического образования в современных условиях реализации ФГОС. Представлена информация об изменениях в отношении к математическому образованию в школах у современного поколения. Проведена аналогия между системами оценки качества математического образования первого и второго поколения.

UDC 001.123

Bogacheva M.E.

Student

4 year, Department of Mathematics and Methods of Teaching

Mathematics

Institute of Natural Sciences and Mathematics Khakas State University. N.F. Katanova

Russia, Abakan city Scientific adviser: Mikhalkina E.A.

Cand. ped. Sci., Associate Professor, Head. Department of Mathematics

and Methods of Teaching Mathematics THE PROBLEM OF ASSESSING THE QUALITY OF MATHEMATICAL EDUCATION

Annotation:

The article is devoted to the problem of assessing the quality of mathematical education in modern conditions of GEF implementation. Information is presented on the changes in the attitude towards mathematical education in schools in the modern generation. An analogy between the systems for assessing the quality of mathematical education of the first and second generation.

Проблема оценки качества математического образования

С каждым годом система образования все больше и больше делает

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 1(17) 2018

http:y/f()rum-nauka.ru

169

акцент на обучении тому, что требует общество от человека на практике в жизни. Высокий уровень общего и в частности математического образования, который давало образование в советский период, был важной составляющей в дальнейшей успешной учебе в высших учебных заведениях. А это, в свою очередь, давало нашим специалистам возможность успешно работать в самых разных областях науки и техники по всему миру.

Если посмотреть на концепцию развития образования, действующую на территории России до 2010 года, можно отметить, что качество жизни человека сильно зависит от качества его образования. Так, в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» образование определяется, как важнейшая жизненная ценность и наиболее значимый фактор развития.

Таким образом качество образования можно представить в виде главного средства социализации личности, которое предполагает реализацию в ходе активного взаимодействия с социумом

В России образовательные стандарты перового поколения в основном ориентировались на подготовку выпускников и их личные учебные результаты. Сегодня же в России и в большинстве стран мира сформированы основы политики в сфере оценки образовательной деятельности. Теперь при разработке программ обучения определяются и разрабатываются нормы и стандарты. Для национальной политики в сфере образования это является важным этапом, поскольку они представляют собой необходимую основу в определении целей образования, создают единое образовательное пространство на территории всей страны.

Стоит отметить одну особенность образования, касающуюся непосредственно нашей темы. Современное поколение в разговоре часто упоминают о том, что математика является одним из самых ненужных и неинтересных предметов в школьной программе. На сегодняшний день можно с твердостью утверждать, что качество подготовки школьников по математике находится совершенно на ином уровне, чем в советский период. Сложилось мнение, что овладеть этой наукой можно только усердным трудом. К сожалению, не каждый ученик готов приложить все необходимые усилия, особенно те, кто уже определился с будущей профессией, не связанной с математикой.

Г.В. Кондратьева, говоря о качестве математической подготовки, отмечала: «Сложившаяся ситуация опосредованно влияет на национальную безопасность». Объяснялось это тем, что Россия отставала в развитии информационных, космических и биоинженерных технологий, а следовательно, оказывалась под угрозой снижения конкурентоспособности, как государство во внешней политике. Не нежно уточнять, насколько то важно, но стоит отметить, что в такой ситуации повышение качества образования является одной из важнейших задач.

Исходя из того, как на вопрос трактовки термина «качество образования» смотрят теоретики и практики, можно прийти к выводу - одно

универсальное определение ввести для данного термина не представляется возможным. Вместе с тем, как происходит процесс изменения развития общества и социальных условий, к качеству образования предъявляются все более высокие требования.

Образовательные стандарты первого поколения преимущественно задавали уровень подготовки отдельных школьников и были направлены на их индивидуальную оценку. Что касается современных федеральных стандартов, то они представляются, как основание для анализа и оценки развития систем образования (общероссийской, региональной, или муниципальной).

Обращая внимание на то, как происходит формирование новых целей образования, чем наполняется его содержание и методы, появляются иные требования к проблеме его контроля и оценки. Такие научные деятели, как Кириллова, Лернер, Махмутов и прочие отмечали, что учебный процесс представляет собой целостное явление, и включает в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные цели, методы, содержание контроль и оценку.

В традиционной системе обучения оценка работы осуществляется преимущественно преподавателем. Таким образом оценивается достижение, как конечный показатель эффективности обучения. Результат оценки представлен в виде количественного значения. Стоит также отметить, что в такой системе оценка знаний учащихся производится в стрессовых условиях (относительно учащихся), а учитель выступает в роли контроллера.

Изучая специфику стандартной системы оценивания знаний нами был выделен в ней ряд критических недостатков. Среди наиболее значимых из них можно отметить направленность на определение уровня овладения предметными знаниями и лишь в малой степени - творческих способностей, субъективность оценивания (оценка происходит только со стороны учителя), ориентация оценки на контроль, но не на мотивацию.

В результате проведенного анализа сделано заключение, что данная система оценивания учебных достижений школьников устарела и не соответствует современным задачам образования.

Использованные источники:

1. Чайка, М.С. Школьная система оценки качества образования: проблемы и перспективы [Текст] / М.С. Чайка //Формирование школьной системы оценки качества образования. Сборник методических материалов. - 2011. С. 2-5

2. Кондратьева, Г.В. Современное школьное математическое образование [Текст] / Г.В. Кондратьева // Проблемы современного образования. - 2012. -№3 - С. 44-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.