Научная статья на тему 'Проблема оценки эмоциональной и нервно-психической устойчивости, прогнозирование успешности деятельности'

Проблема оценки эмоциональной и нервно-психической устойчивости, прогнозирование успешности деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
646
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — И.А. Андреева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема оценки эмоциональной и нервно-психической устойчивости, прогнозирование успешности деятельности»

Проблема оценки эмоциональной и нервно-психической устойчивости, прогнозирование успешности деятельности

Канд. психологических наук И.А. Андреева Санкт-Петербургский юридический институт МВД России

Одними из профессионально важных качеств сотрудников ОВД являются эмоциональная и нервно-психическая устойчивость, обеспечивающие эффективность деятельности в экстремальных условиях. Как показал ряд исследований, эти качества тесно связаны, так как в условиях стресса их достаточно высокий уровень способствует сохранению и повышению работоспособности. При этом необходимо подчеркнуть различие между эмоциональной и нервно-психической устойчивостью в силу различного их содержания и структуры. Первая представляет собой интегративное психологическое свойство личности, относящееся к эмоциональной сфере личности и отражающее динамические межпро-цессуальные связи в психике человека. Основу эмоциональности составляют соотношения не только собственно эмоциональных, но и волевых, интеллектуальных, сенсорных, мотивационных и других процессов. В структуре эмоциональной устойчивости выделяются эмоциональноволевая, эмоционально-моторная, эмоционально-сенсорная, эмоционально-интеллектуальная устойчивость.

Поясним, что нервно-психическая неустойчивость — это повышенная склонность нервной системы индивида к срывам в сложных, напряженных ситуациях. Это качество имеет в сравнении с эмоциональной устойчивостью другой функциональный уровень (нервная система, а не личность в целом). Для оценки нервно-психической неустойчивости в основном используются методы патопсихологической диагностики.

Необходимость учета эмоциональной и нерв-но-психической устойчивости при оценке профессиональной пригодности очевидна, однако рекомендованные к применению методы требуют совершенствования. Так, одним из компонентов эмоциональной устойчивости является надежность интеллектуальных функций, а широко используемые в практике профессионального психологического отбора методики направлены на оценку общего интеллектуального уровня, либо уровня развития отдельных психических процессов (памяти, внимания, мышления), либо особенностей интеллектуального функционирования (например, концентрация и переключение внимания, объем и точность различных видов памяти, логичность мышления). Однако все

это не позволяет прогнозировать надежность функционирования интеллектуальных качеств в экстремальных условиях. При профессиональном психологическом отборе до сих пор учитывается лишь уровень развития интеллектуальных функций без прогноза их устойчивости и надежности функционирования в условиях стресса. Требуют дальнейшего совершенствования и методики оценки нервно-психической устойчивости.

Руководящие документы по профессиональному психологическому отбору определяют необходимость оценки профессиональной пригодности специалистов с обязательным учетом их нервно-психической устойчивости. Увеличение признаков нервно-психического напряжения усиливает вероятность нервно-психических срывов, что является, с одной стороны, информативным индикатором контроля функционального состояния иработосиособности, а с другой — указывает на необходимость проведения реабилитационных мероприятий с конкретными лицами. В настоящее время для этих целей используется экспресс-анкета “Прогноз”, разработанная Ю.А. Барановым. Несмотря на соответствие требованиям ГОСТ В 234.28-79 г., результаты ряда исследований указывают на недостаточно высокую валидность анкеты “Прогноз”, что не позволяет использовать данную методику в практике профессионального психологического отбора кандидатов на поступление в вуз. Экспериментально установлена низкая эффективность используемой в практике профессионального психологического отбора методики “Прогноз-1” и интегральных критериев оценки, что,- по-види-мому, является следствием ее низкой валидности. Это соответствует полученным нами данным о кандидатах к поступлению в Санкт- Петербургский юридический институт. Не установлено наличие достоверных связей между группами профессиональной психологической пригодности и стресс-устойчивостыо, мотивацией, соци-ально-нсихологической активностью. Все это свидетельствует о необходимости получения не только более надежной и точной информации об устойчивости тех или иных психических функций в экстремальных условиях, но и более валидных (прогностичных) показателей психодиагностических тестов для прогнозирования успешности профессиональной деятельности в напряженных ситуациях.

В настоящее время при решении вопроса о психологической пригодности кандидатов к обучению учитывается заключение ПФЛ. Оно чаще всего носит формальный характер и отражает особенности личности и актуального психического состояния, которые нормативным требованиям не противоречат. Это связано с тем, что психологическое исследование кандидаты проходят в рамках медицинской комиссии. Нами был изучен вопрос точности профессионального психологического отбора по данным ПФЛ. Для оценки эффективности отбора использовались такие показатели, как успешность обучения, стресс-устойчивость, мотивация, дисциплинированность, социально-психологическая адаптивность. Применялся метод экспертных оценок. В состав экспертных групп были включены 3-5 экспертов, в том числе командиры учебных групп и курсовые офицеры. Были получены данные, характеризующие эффективность профессионального психологического отбора по критерию

“Точность прогноза” успешности обучения, эмо-ционально-волевой устойчивости, дисциплинированности и социально-психологической адаптивности. Ошибка прогноза, по данным ПФЛ, составила 35%, что свидетельствует о необходимости проведения дополнительного психологического обследования кандидатов на поступление в вуз силами психологических служб на местах.

Необходимо обратить внимание широкого круга специалистов различного профиля, работающих в области профессионального психологического отбора, на следующие проблемы:

— учет эмоциональной и нервно-психической устойчивости при решении вопроса о психологической пригодности к деятельности в ОВД;

— прогнозирование надежности функционирования исследуемых качеств;

— валидность используемых в практике профессионального отбора методик;

— оценка эффективности профессионального психологического отбора по критерию “Точность прогноза”;

— недостаточная разработанность документов, регламентирующих профессиональный психологический отбор в системе МВД РФ.

Оценка уровня интеллекта при профессиональном отборе кандидатов на службу в ОВД

Канд. медииинских наук, нснальник отдела

Г. В. Шутко, канд. медииинских наук, зам, начальника отдела В.Н. Большее, начальник ШГШ МЕШ России Н.И, Мягких, начальник отдела В.В. Ипатов, зам. начальника отдела А.И. Ермачков, С.И, Оглоблин, И,М. Рубиов, Главный иентр психологической диагностики МВД России г. Москва

С целью прогнозирования профессиональной пригодности и обучаемости в различного рода ведомствах и учебных заведениях как у нас в стране, так и за рубежом широко используются интеллектуальные тесты (АнастазиА., 1982; Кулагин Б. В., 1984).

Эти тесты условно можно разделить на две группы.

1. Тесты оценки общего интеллекта: а) индивидуальные (тест Векслера и др.); б) групповые (тест Вандерлика, Равена и др.).

52

2. Специализированные тесты для оценки отдельных качеств мыслительной деятельности.

В системе МВД России в качестве методики, позволяющей получить представления об интеллектуальных возможностях кандидата на должность и обучение в учебных заведениях МВД России с конца 70-х годов применяется групповой тест общего интеллекта “Прогрессивные матрицы” Равена, определенные достоинства которого обусловили длительное и, в целом, успешное применение данного метода.

Однако в последнее время в связи с коренными изменениями социально-экономических условий жизни нашего общества и длительной практикой использования теста сформировался ряд факторов, значительно снижающих практическую ценность методики Равена. К числу этих факторов следует отнести:

1) популяризацию психодиагностических методик и методов оценки интеллекта в частности. В результате значительное число испытуемых знакомо с предъявляемым стимульным материалом, а часть кандидатов и вовсе приходит на обследования с заранее^одготовл енными ответами на задания теста; *

2) простую структуру бланка теста, позволяющую с легкостью списывать ответы у более “сообразительного” испытуемого;

3) достаточно высокие и маловариабельные результаты у подавляющей части испытуемых (в границах 40-45 баллов) не дают возможности качественной индивидуальной оценки способностей кандидатов на службу и учебу.

В связи с социально-экономическими изменениями в обществе, техническим прогрессом сотруднику ОВД, помимо общей способности к логическому мышлению, необходим высокий уровень общей осведомленности, эрудиции, а также устойчивость мыслительной деятельности в .условиях эмоциональной напряженности. Тест Равена не предоставляет возможности непосредственно оценить эти личностные качества.

Таким образом, в настоящее время возникла необходимость внедрения в процедуру профессионального психологического отбора методики оценки интеллекта и общего уровня развития, лишенной недостатков теста Равена, но сохраняющей преимущество быстроты проведения и обработки результатов обследования.

В этой связи представляет интерес краткий отборочный тест (КОТ) оценки интеллекта (Бузин В.Н., 1995), который позволяет в сжатые сроки провести обследование значительного конг тинге!гга лиц и прост в обработке.

Целью настоящей работы были апробация, разработка критериев и использование показателей теста КОТ при отборе и профессиональной ориентации кандидатов на службу в ОВД.

Описание методики теста КОТ. Методика является адаптацией теста Вандерлика и относится к категории тестов “общего интеллекта”. В основу теста заложена модель структуры общих способностей (В.Н. Бузин, 1995). Методика используется для определения интегрального показателя “общего уровня интеллектуального развития и способности к обучению”. При этом под обучением понимают “познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сходных форм деятельности” (Б.В. Зейгарник, 1976).

Таким образом, тест КОТ предназначен для профессионального отбора лиц с высокой обучаемостью, у которых быстро формируются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.