Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ОТНЕСЕНИЯ CHRISTIFIDELES К ЦЕРКВИ «SUI IURIS» В ПРАВЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ'

ПРОБЛЕМА ОТНЕСЕНИЯ CHRISTIFIDELES К ЦЕРКВИ «SUI IURIS» В ПРАВЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ECCLESIA SUI IURIS» / CHRISTIFIDELES / II ВАТИКАНСКИЙ СОБОР / «ВОСТОЧНЫЙ ОБРЯД» / CODEX CANONUM ECCLESIARUM ORIENTALIUM / ПРИНЦИП «РИТУАЛИЗМА» (ОБРЯДА) / II VATICAN COUNCIL / "ORIENTAL RITE" / THE PRINCIPLE OF "RITUALISM" (RITE)

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Каврига Дмитрий Игоревич

В предложенной статье автор пытается проанализировать такое понятие, как «Ecclesia sui iuris» («Церковь своего права») в свете наследия II Ватиканского Собора и вопрос отнесения конкретного верующего к той или иной «Церкви», т.е. общине. Данный проблематика является очень актуальной, так как от того, к какой Церкви приписан christifideles, напрямую зависит его участие в литургической жизни, получении Таинств. Феномен возник лишь во второй половине ХХ в. Этот аспект не изучался подробно в научной литературе западных юристов и богословов, тем более практически не освещен в трудах и исследованиях отечественных авторов. Автор пытается обратить внимание на каноническую сторону понятия «sui iuris» и последствий для выстраивания диалога между РПЦ и РКЦ, а также влияние определенных исторических и политических реалий на взаимоотношения конфессий с точки зрении учета признания наличия восточных обрядов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ASSIGNING CHRISTIFIDELES TO THE CHURCH «SUI IURIS» IN THE LAW OF THE ROMAN CATHOLIC CHURCH

In the proposed article, the author attempts to analyze such a concept as the «Church of his right» in the light of the heritage of the Second Vatican Council and the question of attributing a particular believer to a particular "Church", i.e. community. This problem is very urgent, because of the fact that which church is attributed christifideles, it directly depends on his participation in the liturgical life, receiving the Sacraments. The author tries to draw attention to the canonical side of the concept of "sui iuris" and the consequences for building a dialogue between the Roman Catholic and Russian Orthodox Churches, as well as the influence of certain historical and political realities on the interrelations of denominations from the point of view of recognizing the presence of Eastern rites.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ОТНЕСЕНИЯ CHRISTIFIDELES К ЦЕРКВИ «SUI IURIS» В ПРАВЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ»

Иерей Дмитрий Каврига

ПРОБЛЕМА ОТНЕСЕНИЯ CHRISTIFIDELES К ЦЕРКВИ «SUI IURIS» В ПРАВЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

В предложенной статье автор пытается проанализировать такое понятие, как «Ecclesia sui iuris» («Церковь своего права») в свете наследия II Ватиканского Собора и вопрос отнесения конкретного верующего к той или иной «Церкви», т. е. общине. Данная проблематика является очень актуальной, так как от того, к какой Церкви приписан christifideles, напрямую зависит его участие в литургической жизни, получении Таинств. Феномен возник лишь во второй половине ХХ в. Этот аспект не изучался подробно в научной литературе западных юристов и богословов, тем более практически не освещен в трудах и исследованиях отечественных авторов.

Автор пытается обратить внимание на каноническую сторону понятия «sui iuris» и последствия для выстраивания диалога между РПЦ и РКЦ, а также влияние определенных исторических и политических реалий на взаимоотношения конфессий с точки зрения учета признания наличия восточных обрядов.

Ключевые слова: «Ecclesia sui iuris», christifideles, II Ватиканский Собор, «восточный обряд», Codex Canonum Ecclesiarum Orientalium, принцип «ри-туализма» (обряда).

Введение

Церковь, согласно учению Римско-Католической Церкви, есть общность, или Евхаристия. Именно таким духом пронизаны II Ватиканский Собор и его идейный вдохновитель папа Павел VI, который прямо заявил: «Magna il communion quam efficit Ecclesia»1.

1 «Она (Евхаристия) делает/являет общность Церкви» (перевод автора), см.: Acta Apostolicae Sedis (AAS), 69 (1977), 147-153, n. 148.

На самом деле, эта «общность» имеет важное значение для характера Церкви, поскольку являет два очень важных аспекта: общность святых, которая объединяет Церковь, странствующую на земле, с Церковью, торжествующей на небе, и придает ей эсхатологический характер.

Второй момент - это собственно то, что в церковном богословии принято называть церковным/евхаристическим общением.

Церковное общение объединяет всех крещенных в Католической Церкви или приравненных к ней, которые объединены со Христом узами одной и той же веры, таинств, церковного режима и общения. Это церковное общение представляет собой полное католическое общение.

Поэтому вопрос принадлежности конкретного верующего к общине «sui iuris» в Католической Церкви был и остается одним из важных и актуальных как с точки зрения богословия, так и экуменизма и практики церковной дисциплины2.

Церковь «sui iuris»

Изначально термин «sui iuris» (в переводе с латинского буквально «своего права») использовался для обозначения миссии, - так называемой первичной территориально-административной единицы, которая предшествует образованию Апостольской префектуры3.

Фраза «missia sui iuris» применяется при образовании католической миссии на территориях, где Католическая Церковь только начинает свою миссионерскую деятельность4.

2 Пример этому - вопрос о принадлежности и пастырской опеке иммигрантов Восточных церквей на территориях чисто латинской юрисдикции.

3 Апостольская префектура (лат. Praefectura Apostolica) - территориальная единица в Римско-Католической Церкви, приравненная к епархии. Апостольская префектура устанавливается на миссионерских территориях, где пока не может быть сформирована полноценная епархия и является временной структурой. Как правило, развитие территориальной единицы на миссионерской территории идет по схеме: Миссия sui iuris - Апостольская префектура - Апостольский викариат - Епархия. После создания полноценной епархии территория теряет статус миссионерской. Апостольским префектом, как правило, назначается священник, изредка титулярный епископ. При повышении статуса апостольской префектуры до апостольского викариата во главе в обязательном порядке становится епископ.

4 Codex iuris Canonici auctoritate Ioannis Paule II promulgates, AAS 75/2 (1983) 1-317.

«Ecclesia Universa» состоит из общения/общности различных Церквей Востока (так называемые «восточные обряды» - Прим. автора) и Запада, в частности, из этих «матриц веры», основанных апостолами и их последователями.

Восточные Католические Церкви являются частью Католической Церкви. Вселенская Католическая Церковь состоит из различных Католических Церквей, каждая из которых имеет собственное каноническое право5.

Самой многочисленной и распространенной среди них является Римская Церковь (другие варианты - Латинская или Западная Церковь). Каждая Восточная Церковь, являясь частью Вселенской Католической Церкви, обладает автономностью и независимостью собственного канонического права. «Sui iuris» определенной Католической Церкви признается Вселенской Католической Церковью в полной мере6.

Это общение между Восточными Церквами sui iuris и Апостольским Престолом Рима выражается и проявляется конкретным образом в Кодексе Канонов Восточных Церквей. Фактически одна из фундаментальных ролей Кодекса, согласно Папе Иоанну Павлу II, заключается в том, чтобы указать на Церковь как на общение и, как следствие, определить отношения, которые должны существовать между Восточными Церквами sui iuris и Вселенской Церковью7.

Изначальная принадлежность

Итак, как мы говорили выше, оба Кодекса включают в себя нормативы по поводу принадлежности к общине - канон 29 CCEO и канон 112 СГС. Вот как это изложено в редакции восточного сборника:

§ 1. Filius, qui decimum quartum aetatis annum nondum explevit, per baptismum ascribitur Ecclesiae sui iuris, cui pater catholicus ascriptus est; si vero sola mater est catholica aut si ambo parentes concordi voluntate

5 Codex iuris Canonici auctoritate Ioannis Paule II promulgates, AAS 75/2 (1983) 1-317.

6 Там же. Сравни также определение «Personae sui juris» в римском праве: Покровский, И.А. История Римского права / И.А.Покровский. - М., 2002; Зайков, А.В. Римское частное право / А.В. Зайков : 2-е изд. - М.: Издательство Юрайт, 2017. -С. 125-128.

7 GIOVANNI PAOLO II, Costituzione Apostolica, Sacrae Disiplinae Leges, (25. I. 1983), in AAS, 75 (1983), pars. II, 12.

petunt, ascribitur Ecclesiae sui iuris, ad quam mater pertinet, salvo iure particulari a Sede Apostolica statuto8.

Это первый способ, посредством которого устанавливается юридическая принадлежность верующего к Ecclesia sui iuris. Здесь же мы видим три основных элемента, которые определяют будущий канонический статус верующего:

1) принятие крещения;

2) принадлежность родителей, либо их желание, либо же принадлежность к Церкви отца крещаемого;

3) возраст не старше 14 лет для крещаемого.

Теперь рассмотрим более подробно каждый из этих элементов. Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что существенным элементом изначальной принадлежности есть принятие крещения.

Также отметим, что Законодатель9 еще раз не намерен подчеркивать литургический обряд, посредством которого был присоединен креща-емый, но всего на всего тот факт, что при помощи совершенного таинства он становится членом церковного сообщества и, таким образом, находится под юрисдикцией какой-либо Церкви.

При этом юрисдикция может быть как территориальной, так и персональной:

§ 1. Paroecia regulariter sit territorialis, quae scilicet omnes complectatur christifideles certi territorii; si vero de iudicio Episcopi eparchialis consulto consilio presbyterali id expedit, erigantur paroeciae personales ratione nationis, linguae, ascriptionis christifidelium alii Ecclesiae sui iuris immo vel alia definita ratione determinatae10.

8 «Сын, который еще не достиг 14-летнего возраста, во время крещения записывается в Церковь "своего права", к которой принадлежит отец-католик; если же только мать является католичкой, либо же оба родителя требуют этого с обоюдного согласия друг друга, он (ребенок) записывается к Церкви «своего права», к которой принадлежит мать. При этом остается требование партикулярного права, установленного Апостольским Престолом» (перевод автора); Ср.: Codex Canonum Ecclesiarum Orientalium auctoritate Ionnis Paule II promulgates, AAS 82 (1990) 1061-1364. С. 29.

9 Под Законодателем в каноническом праве подразумеваем Римского понтифика как единственного источника права. См. канон 331 в Codex Iuris Canonici auctoritate Ioannis Paule II promulgatus, AAS 75/2 (1983) 1-317.

10 «Как правило, приход является территориальным, то есть охватывает всех хри-

Принадлежность родителей крещаемого

Следующим важным моментом, о котором мы говорили выше, является церковная принадлежность родителей крещаемого. Первым объектом нашего рассмотрения является отец.

Итак, когда мы сравниваем положения CCEO и CIC, то сразу можем отметить тот факт, что редакция канона 29 восточного Кодекса сильно отличается от таковой для латинской Церкви (канон 111), так как подчеркивает роль превосходства/первенства принадлежности отца по отношению к сыну.

Это объясняется тем фактом, что Законодатель решил дать место сохранению обычаев, которые даже сегодня очень сильны в законах стран Востока. Последние подчеркивают превосходство отца/мужчины в вопросах, которые касаются их собственных детей.

Что касается матери, то, принимая во внимание сказанное выше о принадлежности к Церкви отца, канон предполагает два исключения в отношении матери крещаемого.

Первое - это случай, когда только мать является католичкой. Например, данная ситуация хорошо иллюстрируется в случаях смешанного брака, что довольно часто можно видеть в Украине: мать принадлежит к Греко-Католической Церкви, а отец к Православной. В таком случае их ребенок записывается в Церковь матери, если, конечно, отец не против этого.

Данное исключение основывается на обещании сделать все возможное для того, чтобы дети были крещены и воспитаны в католической Церкви:

Licentiam iusta de causa concedere potest Hierarcha loci; eam vero ne concedat nisi impletis condicionibus, quae sequuntur: 1° pars catholica declaret se paratam esse pericula a fide deficiendi removere atque sinceram promissionem praestet se omnia pro viribus facturam esse, ut omnes filii in Ecclesia catholica baptizentur et educentur;

стианских верующих данной территории; если, однако, в суде епархиального епископа после консультации с пресвитерианским советом будет уместно, создаются личные приходы, определяемые по принципу нации, языка, и приписывание христианских верующих к другой Церкви sui iuris или даже для другой конкретной причины» (перевод автора); Codex Canonum Ecclesiarum Orientalium auctoritate Ionnis Paule II promulgates, AAS 82 (1990) 1061-1364.

2° de his promissionibus a parte catholica faciendis altera pars tempestive certior fiat ita, ut constet ipsam vere consciam esse promissionis et obligationis partis catholicae...11

Таким образом, католическая сторона должна поставить в известность и взять разрешение у иерарха местности для совершения брака с некатоликом12.

Второе исключение - это когда оба родителя принадлежат к католической вере, но относятся к разным Ecclesia sui iuris: мать греко-като-личка, а отец принадлежит латинской Церкви. В таком случае ребенок также записывается в Церковь матери13.

В любом случае во всех этих моментах важным остается характеристика возраста, а именно недостижение крещаемым 14-летнего возраста. Только лишь в этом случае принадлежность к Церкви одного или второго родителя будет определяющим для их ребенка.

Отдельные случаи (канон 29, §2, 1-2 CCEO)

Выше мы описывали ситуацию, когда родители крещаемого состоят в законном для Церкви браке, и не важно, даже если один из них относится к восточному обряду.

Сейчас рассмотрим исключения, когда право предлагает нам ситуации немного отличные от предыдущей, а именно: мать ребенка не состоит в законом браке; юридические отношения, возникающие между ребенком и «новыми родителями» (усыновление и прочее). Канон 29, §2 говорит следующее:

§ 2. Si autem filius, qui decimum quartum aetatis annum nondum explevit, est:

11 «Он может предоставить для местной иерархии законную лицензию; но не предоставляет ее, если не выполняются следующие условия:

1 ° католическая сторона заявляет, что готова устранить опасности отказа от веры и заверить с искренним обещанием сделать то, что находится в ее власти, чтобы все дети могли креститься и образоваться в Католической Церкви; 2 ° этих обещаний, которые должны быть сделаны католической стороной, незамедлительно информируются о другой стороне, чтобы она понимала, что она действительно осознает обещание и обязанность католической стороны» (перевод автора).

12 Brogi, M. Le Chiese sui iuris nel Codex Canonum Ecclesiarum Orientalium / M. Brogi // in REDC 48 (1991), C. 518-519.

13 Там же. С. 520.

1° a matre non nupta natus, ascribitur Ecclesiae sui iuris, ad quam mater pertinet;

2° ignotorum parentum, ascribitur Ecclesiae sui iuris, cui ascripti sunt ii, quorum curae legitime commissus est; si vero de patre et matre adoptantibus agitur, applicetur § 1...14

Видим, что в данном случае канон определяет, что ребенок, который не достиг 14-летнего возраста, был рожден незамужней женщиной и приписывается к Церкви, к которой относится и мать.

Немаловажным будет отметить то обстоятельство, что в латинском Кодексе данная норма отсутствует. Есть лишь канон 111, который говорит о том, что дети записывается в Церковь принадлежности родителей. Поэтому ясно, что если мать относится к латинской Церкви, то и ребенок также записывается в нее.

При этом совершение Таинства крещения, будь то по латинскому, либо же восточному обряду, должно совершаться в том приходе, где женщина имеет место жительства. Или же, по получению специального разрешения, в другом приходе:

Can. 670 - § 1. Christifideles catholici iusta de causa adesse possunt cultui divino aliorum christianorum et in eo partem habere servatis eis, quae habita ratione gradus communionis cum Ecclesia catholica ab Episcopo eparchiali aut ab auctoritate superiore statuta sunt.

§ 2. Si christianis acatholicis desunt loca, in quibus cultum divinum digne celebrent, Episcopus eparchialis usum aedificii catholici vel coemeterii vel ecclesiae concedere potest ad normam iuris particularis propriae Ecclesiae sui iuris15.

14 «§ 2. Если вместо этого ребенок, который еще не достиг четырнадцати лет:

1 ° рождается от незамужней матери, приписывается Церкви sui iuris, к которой принадлежит мать; 2 ° неизвестных родителей, приписывается Церкви sui iuris, к которой приписываются те, чья забота над ним законно доверена; если, однако, речь идет лишь о принятии отцом и матерью, применяется норма § 1.» (перевод автора).

15 «§ 1. Верные католические христиане по справедливому делу могут ассистировать во время божественного культа другим христианам и принимать участие в нем, наблюдая за тем, что было установлено епархиальным архиереем или вышестоящей властью, принимая во внимание степень общения с Католической Церковью. (cf CIC83, C.933) §2. Если акатолическим христианам не хватает помещений для достой-

В случае же крещения младенца, рожденного от незамужней матери, записывается имя и фамилия матери, если она представит доказательства материнства или же заявит об этом перед уполномоченными лицами и двумя свидетелями.

Такие же правила действуют и в отношении отца.

Во всех других случаях крещаемый записывается без обозначения указания на имя отца или матери.

Трактуя данные положения канонического права РКЦ, необходимо отметить ряд вопросов практического характера, которые непосредственно увязаны с тематикой: какие данные фиксировать в приходских книгах для крещения, если мы ведем речь о женщине, которая вступила в новый брак по гражданскому законодательству после законного канонического церковного брака, статус которого не завершен?

Ведь в таком случае встает вопрос о статусе ребенка, рожденного в таком браке. И мы подходим вплотную к понятию filius ШедШшш.

Мы не будем подробно останавливаться на этой проблеме, так как это не входит в настоящее время в плоскость освещения затронутой нами проблематики.

Отметим лишь, что в любом случае, будь то случай матери, никогда не заключавшей церковный брак, либо же вступления в новый по гражданскому праву, основной принцип - запрет на употребление filius Шедй-тш.

Поэтому, согласно устоявшейся практике католической Церкви, в церковные книги, как правило, заносится информация о родителях, взятая из официальных документов и свидетельств о рождении. Если же в свидетельстве отсутствуют данные об отце, можно записать со слов матери в присутствии двух свидетелей.

Другая проблема заключается в случае канонического брачного процесса и связанных с ним юридических следствий, касающихся детей, не

ного празднования божественного культа, епархиальный епископ может предоставить помещение католического здания или кладбища, или церкви для их пользования в соответствии с конкретным законом его Церкви sui iuris.» (перевод автора); Codex Canonum Ecclesiarum Orientalium auctoritate Ionnis Paule II promulgatus, AAS 82 (1990) 1061-1364, с. 29.

достигших 14-летнего возраста: если после определенной процедуры (2 предложения по нерасторжимости брака) будет объявлено об аннулировании брачных уз, ребенок, рожденный в данном браке и записанный за Церковью sui iuris отца, должен перейти в Церковь матери.

Это следует из того, что отныне женщина обретает статус быть свободной от брачных уз (смотри выше). Это же должно быть отображено и в церковных регистрационных книгах, где совершалось Таинство.

Усыновление

Законодатель также предусмотрел ситуацию усыновления ребенка. Право предписывает в этом случае регистрировать имена усыновителей и, если это предписывают государственные законы страны-пребывания и документ о рождении, также имена естественных родителей.

Если же имена естественных родителей неизвестны, закон предписывает относить ребенка к Церкви тех, кто официально имеет попечение о нем:

Can. 689 - § 1. Parochus loci, ubi baptismus celebratur, debet nomina baptizatorum mentione facta de ministro, parentibus ac patrinis necnon, si assunt, testibus, de loco ac die baptismi, in librum baptizatorum sedulo et sine mora referre, simul indicatis loco nativitatis necnon Ecclesia sui iuris, cui baptizati ascribuntur.

§ 2. Si de filio agitur ex matre non nupta nato, nomen matris inserendum est, si publice de eius maternitate constat aut mater sua sponte scripto vel coram duobus testibus id petit; item nomen patris inserendum est, si eius paternitas probatur aliquo documento publico aut ipsius declaratione coram parocho et duobus testibus facta; in ceteris casibus inscribatur nomem baptizati nulla indicatione de patris aut parentum nomine facta. § 3. Si de filio adoptivo agitur, inscribantur nomina adoptantium necnon, saltem si ita fit in actu civili regionis, parentum naturalium ad normam §§ 1 et 2 attento iure particulari16.

16 «§ 1. Приходский священник того места, где празднуется крещение, должен точно сообщить имена крещеных без задержек в реестре крещения, упомянув совершите-ля/минситра, родителей и крестных, а также, если есть свидетели, место и день крещения, и указывая вместе место рождения, а также Церковь «своего права», к кото-

Изучая данное положение Кодекса, отмечаем, что общий правовой посыл в данном случае есть не рассмотрение очень детально проблематики, потому что практика на этот случай в различных государствах своя и порой отличается очень сильно.

Ребенок некрещеных родителей

Бывают в практике случаи, когда некрещеные сами родители приходят в Церковь с просьбой совершить Таинство над их ребенком. Причем сделать это они могут, обратившись как к латинскому, так и восточному священнослужителю.

Здесь необходимо отметить, что такую возможность предполагает только CCEO (канон 29, § 2-3), латинский же Кодекс не предусматривает подобного17.

Во время обсуждения Комиссией данной нормы было два варианта выхода из ситуации: относить к Церкви того, кто привел ко крещению, либо же тех, кто наставляет в вере.

Согласно праву, ребенок таких родителей в этом случае записывается в Церковь sui iuris тех, кто взял на себя ответственность в его наставлении в католической вере18.

рой приписывается крещеный. § 2. В случае ребенка, родившегося от незамужней матери, имя матери должно быть вставлено, если она публично заявляет о материнстве, или если мать просит в письменной форме или в присутствии двух свидетелей; необходимо также указать имя отца, если его отцовство подтверждается каким-либо публичным документом или его заявлением, сделанным в присутствии приходского священника и двух свидетелей; во всех других случаях имя крещенного человека вводится без указания имени отца или родителей.

§ 3. Если это приемный ребенок, регистрируются имена усыновителей, а также, по крайней мере, если это сделано в гражданском акте региона, естественных родителей в соответствии с §§ 1 и 2 с учетом конкретного права» (перевод автора); Corec-co, E. Il catalogo dei diveri-diritti del fedele nel CIC / E. Corecco // in I diritti fondamentali della persona umana e la liberta religiosa - Atti del V colloquio (1985), Roma. - С. 103-16.

17 Gänswein, G. Baptismo homo Ecclesiae Christi incorporatur - Zur Rezeption und Interpretation der rechtlichen Bestimmungen über die Kirchenzugehörigkeit im Codex Iuris Canonici von 1983 / G. Gänswein // in «Ius Ecclesiae» 9 (1997), С. 49-50.

18 Congregazione per la Dottrina della Fede, Lettera su alcuni aspetti della Chiesa intesa come comunione «Communionis notio» (Litterae ad Catholicae Ecclesiae episcopos de aliquibus aspectibus Ecclesiae prout est communio), 28 maggio 1992, in AAS 85 (1993) 838-850, n. 10.

Таким образом, Законодатель как бы подчеркивает ту огромную роль и заслугу крестного родителя в деле христианского наставления и воспитания крещаемого:

Can. 684 - § 1. Ex vetustissimo Ecclesiarum more baptizandus unum saltem habeat patrinum.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§ 2. Patrini ex suscepto munere est baptizando, qui infantia egressus est, in initiatione christiana astare vel baptizandum infantem praesentare atque operam dare, ut baptizatus vitam christianam baptismo congruam ducat et obligationes cum eo cohaerentes fideliter impleat19. При этом от него ожидается не только то, что он приведет к купели крещения и будет помогать во время совершения Таинства над ребенком, но также и предполагает его участие в наставлении новоначального в истинах католической веры.

В итоге юридический статус крещаемого, так же, как и его отнесение к Церкви «sui iuris», полностью зависит от принадлежности крестного родителя.

Необходимо отметить, что эта запись может быть различной:

- если некрещеные родители попросили окрестить их ребенка, которому не исполнилось 14 лет, у католического священника (не важно, латинского или восточного обряда) с крестным отцом латинского обряда и матерью восточного, ребенок записывается в латинскую Церковь;

- если некрещеные родители попросили окрестить их ребенка, которому не исполнилось 14 лет, у католического священника (не важно, латинского или восточного обряда) с крестным отцом восточного обряда и матерью латинского, ребенок записывается в восточную Церковь крестного отца;

- если некрещеные родители попросили окрестить их ребенка, которому не исполнилось 14 лет, у католического священника (не важно, латинского или восточного обряда), только с одним крестным, то ребенок записывается в Церковь, к которой принадлежит крестный;

19 «§ 1. По очень древнему обычаю Церкви крещаемый имеет по крайней мере одного крестного. § 2. Обязанность крестного, по принятому обязательству, помогать в христианском посвящении крещаемого, который вышел из младенчества, или представить крещение ребенка, а также удостовериться, что крещеный ведет христианскую жизнь в соответствии с крещением и выполняет добросовестно принятые на себя обязательства» (перевод автора).

- если некрещеные родители попросили окрестить их ребенка, которому не исполнилось 14 лет, у католического священника (не важно, латинского или восточного обряда), только с одним крестным православным, то ребенок записывается в Православную Церковь;

- если некрещеные родители попросили окрестить их ребенка, которому не исполнилось 14 лет, у католического священника (не важно, латинского или восточного обряда), с крестным отцом католиком и матерью православной, ребенок записывается в Церковь крестного отца католика20.

Лицо, достигшее 14-летнего возраста

Законодатель оговаривает возраст, при котором ребенок может поменять свою церковную принадлежность, если посчитает это необходимым:

Can. 30 - Quilibet baptizandus, qui decimum quartum aetatis annum explevit, libere potest seligere quamcumque Ecclesiam sui iuris, cui per baptismum in eadem susceptum ascribitur, salvo iure particulari a Sede Apostolica statuto21.

Такое же положение содержится и в латинском Кодексе. При этом в ССЕО есть еще одно положение, связанное с данной проблематикой - канон 588.

Все эти каноны касаются вопросов свободы в Церкви, которая дается человеку, уже достигшему 14-летнего возраста и который хочет креститься в Католической Церкви. Причем эта свобода не ограничивается принадлежностью его родителей, если они крещены, либо не крещены вообще.

Наряду с возрастом, необходимо остановиться также на катехуменах -лиц, готовящихся к принятию Таинства крещения.

Упомянутыми выше канонами Законодатель подчеркивает одинаковость различных Церквей своего права, их равное достоинство.

20 Gänswein, G. Baptismo homo Ecclesiae Christi incorporatur - Zur Rezeption und Interpretation der rechtlichen Bestimmungen über die Kirchenzugehörigkeit im Codex Iuris Canonici von 1983 / G. Gänswein // in «Ius Ecclesiae» 9 (1997). С. 51-55.

21 «Любой крещеный, который достиг 14-летнего возраста, может свободно выбирать любую Церковь sui iuris, несмотря на то, к какой он был приписан во время крещения, при этом остается в силе партикулярное право, установленное Святым престолом» (перевод автора).

Об этом прямо говорится в документе «Ecclesiarum Orieantalium» II Ватиканского Собора: «3. Хотя такие отдельные Церкви - как Восточные, так и Западные - частично различаются между собою, как говорится, обрядами, то есть богослужением, церковной дисциплиной и духовным наследием, тем не менее они равным образом поручаются пастырскому правлению Римского Понтифика, который по воле Божией преемствует Блаженному Петру в первенстве над всей Церковью.

Вот почему эти Церкви обладают равным достоинством, так что ни одна из них не превосходит другую благодаря обряду, и пользуются они одними и теми же правами и несут одни и те же обязанности, включая долг проповеди Евангелия во всем мире (ср. Мк. 16: 15) под водительством Римского Понтифика»22.

Заключение

Как мы увидели выше, феномен «Ecclesia sui iuris» («Церковь своего права») возник только после II Ватиканского Собора во второй половине ХХ в.

Причем сам термин встречается лишь в Codex Canonum Ecclesiarum Orientalium, то есть, собственно, в праве Восточных Церквей (или восточного обряда, как это принято в православной интерпретации) и носит сугубо техническое понятие и значение.

Это, в свою очередь, новинка в истории восточного и западного канонического права и наследие Ватиканского Собора. Понятие дано, чтобы конкретизировать и выделить именно Восточную Церковь как субъект -persona jiuridica, которая находится в полном и тесном общении с Римом.

Из интерпретации означенного понятия проистекают две важные особенности:

Прежде всего необходимо иметь в виду, что определение «sui iuris» является техническим определением, то есть оно не отделено и не противостоит Кодексу, а относится к нему.

Законодатель не определяет само понятие «церкви своего права», но говорит, что оно означает, когда употребляется понятие «Ecclesia sui iuris».

22 Acta Apostolicae Sedis (AAS), 69 (1977), 147-153, n. 148; Sleman, E. De Ritus a Ecclesia sui iuris / E.Sleman // L'année canonique, 41 (1999), 268.

Поступая таким образом, Кодекс как бы подразумевает и выводит на первый план термин «Ecclesia sui ritus», который был использован отцами II Ватиканского Собора.

Во-вторых, вышеупомянутое определение подчеркивает четыре основных критерия для определения Церкви как «Церкви sui iuris», а именно:

- общность верующих христиан «coetus christifidelium»: вышеупомянутый термин обозначает «внутреннее единство и культурную, социальную и духовную однородность» сообщества верующих. Это, в основном, указывает на собрание людей Божьих, объединенных в культуре, общественной и духовной жизни;

- этот «coetus christifidelium» объединен и управляется собственной иерархией. Эта иерархия объединяет определенную группу в конкретное церковное сообщество, которое компактно и иерархически организовано как Церковь. Эта группа верующих имеет иерархию как органический элемент сплоченности». Поэтому фундаментальная роль этой иерархии заключается в том, чтобы управлять группировкой верующих и гарантировать их единство в соответствии с законом;

- упомянутое нами «coetus christifidelium» со своей собственной иерархией образовано в соответствии с законом. Такой критерий гарантирует легитимность Церкви sui iuris;

- признание верховной власти Церкви явным или молчаливым способом является четвертым критерием определения группы верующих, объединенных их собственной иерархией в соответствии с законом, в качестве Церкви sui iuris.

Согласно духу Ватиканского Собора, первые три критерия являются критериями interni (внутренние - Прим. автора), и объясняют характер природы «Ecclesia sui iuris». Тогда как последний - признание - критерий esterno (внешний - Прим. автора) формальный, который выступает гарантом общения между «Церквями своего права» со всей Церковью Христа.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Acta Apostolicae Sedis (AAS), 69 (1977), 147-153, n. 148.

2. Brogi, M. Le Chiese sui iuris nel Codex Canonum Ecclesiarum Orientalium / M. Brogi // in REDC 48 (1991), C. 517-524.

3. Codex Canonum Ecclesiarum Orientalium auctoritate Ionnis Paule II promulgatus, AAS 82 (1990) 1061-1364.

4. Codex Iuris Canonici auctoritate Ioannis Paule II promulgatus, AAS 75/2 (1983) 1-317.

5. Congregazione per la Dottrina della Fede, Lettera su alcuni aspetti della Chiesa intesa come comunione "Communionis notio" (Litterae ad Catholicae Ecclesiae episcopos de aliquibus aspectibus Ecclesiae prout est communio), 28 maggio 1992, in AAS 85 (1993) 838-850, n. 10.

6. Corecco, E. Il catalogo dei diveri-diritti del fedele nel CIC / E. Corecco // in I diritti fondamentali della persona umana e la liberta religiosa - Atti del V col-loquio (1985), Roma. - С. 101-125.

7. Gänswein, G. Baptismo homo Ecclesiae Christi incorporatur - Zur Rezeption und Interpretation der rechtlichen Bestimmungen über die Kirchenzugehörigkeit im Codex Iuris Canonici von 1983 / G. Gänswein // in «Ius Ecclesiae» 9 (1997), С. 47-79.

8. Salachas, D. Le Chiese «sui iuris» e i Riti / D.Salachas // Commento al Codice dei Canoni delle Chiese Orientali, a cura di P.V.Vinto. - Libreria Editrice Vaticana. - 2001. - C. 38.

9. Sleman, E. De Ritus a Ecclesia sui iuris / E.Sleman // L'année canonique, 41 (1999), 268.

10.Зайков, А.В. Римское частное право / А.В. Зайков. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - С. 125-128.

11. Покровский, И. А. История Римского права / И.А.Покровский. -М., 2002.

12. Трубецкой, Е.Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в.: Миросозерцание блаженного Августина / Е.Н. Трубецкой : в 2 т. - М.: Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1892. - Т. 1. - Ч. 1. - С. 96-110.

THE PROBLEM OF ASSIGNING CHRISTIFIDELES TO THE CHURCH «SUI IURIS» IN THE LAW OF THE ROMAN CATHOLIC CHURCH

Priest Dmitry Kavriga

In the proposed article, the author attempts to analyze such a concept as the «Church of his right» in the light of the heritage of the Second Vatican Council and the question of attributing a particular believer to a particular "Church", i.e. community.

This problem is very urgent, because of the fact that which church is attributed christifideles, it directly depends on his participation in the liturgical life, receiving the Sacraments.

The author tries to draw attention to the canonical side of the concept of "sui iuris" and the consequences for building a dialogue between the Roman Catholic and Russian Orthodox Churches, as well as the influence of certain historical and political realities on the interrelations of denominations from the point of view of recognizing the presence of Eastern rites.

Keywords: «Ecclesia sui iuris», christifideles, II Vatican Council, «Oriental Rite», Codex Canonum Ecclesiarum Orientalium, the principle of «ritualism» (rite).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.