Научная статья на тему 'Проблема отчуждения в современных условиях'

Проблема отчуждения в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
975
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЧУЖДЕНИЕ / ЧЕЛОВЕК / СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ / КУЛЬТУРА / THE MAN'S SOCIAL BEING / ALIENATION / MAN / CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жилина Вера Анатольевна

Исследуется специфика анализа процессов отчуждения в социальной философии в плане соотнесения с особенностями современного социального развития. Обращение к универсальности отчуждения как характеристики существования человека позволяет не только выявить целостный характер исследуемого явления, но и вскрыть реальные причины негативных явлений в современных социальных отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ALIENATION IN MODERN CONDITIONS

The paper investigates the specifics of the analysis of the processes of alienation in social philosophy in terms of correlation with the features of modern social development. Appeal to the universality of alienation as a characteristic of human existence can not only identify the holistic nature of the phenomenon under investigation, but also reveal the real reasons for the negative phenomena in contemporary social relations.

Текст научной работы на тему «Проблема отчуждения в современных условиях»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 38 (329). Философия. Социология. Культурология. Вып. 31. С. 7-10.

ФИЛОСОФСКИМ ВЗГЛЯД НА ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

3

В. А. Жилина

ПРОБЛЕМА ОТЧУЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Исследуется специфика анализа процессов отчуждения в социальной философии в плане соотнесения с особенностями современного социального развития. Обращение к универсальности отчуждения как характеристики существования человека позволяет не только выявить целостный характер исследуемого явления, но и вскрыть реальные причины негативных явлений в современных социальных отношениях.

Ключевые слова: отчуждение, человек, социальное бытие, культура.

В социально-гуманитарном знании существует ряд проблем, исследование которых способствует укреплению междисциплинарных связей, так как они становятся предметным полем самых разных наук. Это свидетельствует о том, что явления социальной реальности, детерминирующие данные проблемы, сущностны и многогранны в процессах развертывания социального бытия. Одной из таких универсальных характеристик существования социальной формы материи выступает отчуждение. Впервые осмысленное в социальной теории в эпоху концепций общественного договора отчуждение в плане актуальности прочно завоевывает статус «вечной» проблемы. Экономические, психологические, социологические, исторические науки либо непосредственно обращаются к анализу сути процессов отчуждения, либо привлекают элементы отчуждения в качестве аргумента доказательства решения других самостоятельных социальных проблем. С одной стороны, такая теоретическая широта заставляет предположить универсальное доскональное решение проблем исследуемого феномена. Однако, с другой, зачастую парадоксально уводит анализ от исследования сути в область констатации простого наличия отчуждения в жизни социума и человека, что

в теории превращает цель в средство. В результате наблюдается теоретическая размытость понятия.

Состояние научного анализа, в свою очередь, напрямую сказывается на особенностях подхода к отчуждению со стороны социальной философии. В силу целостности собственного знания философия изначально поставлена в более сложные теоретические условия: не через обобщение отдельного получить целое, а, напротив, через сущность целого открыть специфику отдельных черт. Доказательства реальности многообразных явлений сущности и могли бы представить соответствующие науки. В отсутствие таких основ философия вынуждена самостоятельно классифицировать проявления сути феномена на фоне собственного глубинного исследования бытийных процессов. В результате в философском знании наблюдается некая фрагментарность.

В частности, на настоящий момент можно констатировать следующие наиболее общие подходы к сути отчуждения. По-прежнему довольно часто встречается трактовка отчуждения в качестве некоего делегирования, передачи человеком своих прав, некоторых черт другому, чаще всего коллективному субъекту или институту. Отчуждение здесь

сознательно необходимо и продуцируемо самим человеком. Одновременно процессы отчуждения связываются с аспектом самостоятельного, выведенного на себя, существования отдельных механизмов, явлений социума (самодостаточность, например, денег как таковых в функционировании социальной системы). Выступая причиной самостоятельности элементов культуры, созидаемых человеком, по отношению к нему самому отчуждение косвенно и явлено в пересечении объективных закономерностей социального. По-иному понимается отчуждение как неотъемлемая характеристика природы человека. Это способ активно деятельного включения носителя социальных отношений в любую среду. Вне зависимости от специфики и характера деятельности в силу доминанты сознательного фактора человек отчуждает от себя часть себя. Но независимо от характера среды отчуждение трудовой деятельности (либо самого процесса, либо результата) наличествует обязательно, что напрямую говорит о большом влиянии марксистской школы на исследование процессов отчуждения и в наши дни. Общим основанием таких направлений понимания сути отчуждения служит мировоззренческая дилемма «мир - человек»: либо отчуждение опредмечено в мире, либо отчуждение процессуально в самом человеке. Однако даже в приведенных подходах отчуждение не тождественно в смыслах: в случае понимания отчуждения как делегирования или самодостаточной замкнутости оно трактуется через процессы отстраненности, а в случае рассмотрения в сути природы человека как утрата. Рациональная доказательность теории, однако, не может допустить такой неопределенности. В случае с явлениями отчуждения шаткость теоретической позиции иллюзорно укрепляется внедрением оценки, но не в параметрах «негативно - позитивно», а через привлечение смежных теоретических положений. Так, рассмотрение отчуждения чуть ли не с необходимостью начинает предполагать обращение к концепциям гуманизма. При этом гуманизм трактуется как совокупность вечных качеств человечности в ранге правильности, нормативности, тогда отчуждение выступает нарушением, преступлением этих норм. Оценочная негативность в данном случае не так нейтральна, как кажется на первый взгляд. Если отчуждение негативно трансформиру-

ет экзистенцию, то логично искать пути его устранения. Действительность опровергает саму возможность такого устранения. Чтобы скрыть такое противоречие, теория с необходимостью наращивает новую оболочку процессам отчуждения. Спасительным кругом выступает политическая идеология1.

Однако любая искусственность внутри философского знания всегда только усугубляет проблему. Прежде всего, трансформируется статус процессов отчуждения: благодаря этим характеристикам оно предстает в качестве явления другой сущности, например, тоталитаризма индустриального общества2. Другими словами, отчуждение перестает быть необходимым процессом развития социума, а становится лишь чертой качественной характеристики. А свойство, как известно, в отдельности не способно воспроизвести целостность сущности. Последствия такой трансформации для теории существенны, так как вызывают серьезные противоречия. В качестве примера можно проследить дальнейшие рассуждения Г. Маркузе о роли отчуждения в обществе. Оно уже ничего не нарушает в экзистенции, а, напротив, восстанавливает возникающие пустоты. В частности, литература и искусство обретают власть над человеком вследствие того, что основанием их функционирования служит именно отчуждение в форме протеста разобщенного сознания. Следовательно, отчуждение через проигрывание несбывшегося в полноте бытия обеспечивает целостность. Казалось бы, сглажена негативная оценка отчуждения как фактора, разрушающего гуманистическое содержание человека. Но неожиданно негатив только усиливается. Отчуждение в форме протеста превращает литературу и искусство в товары массового потребления - в массовую культуру2. В силу теоретической логики отчуждение возвращает себе статус неотъемлемой стороны социального. Но, во-первых, доминирующая роль оценки в процессах отчуждения камуфлирует их реальной развертывание. Во-вторых, вследствие такой теоретической непоследовательности вопросов возникает больше, чем предлагаемых решений. В данных рассуждениях: что есть массовая культура в собственной сути? Является ли массовость развертывания культуры уникальной характеристикой определенной ее формы или это универсальная характеристика? Существует ли вообще механизм

Проблема отчуждения в современных условиях.

9

трансформации сути искусства в качественно иное? Или искусство остается неизменно в сути: возможность невозможного, перейденного, упущенного; иначе говоря, моделированием спектра возможностей на фоне реализованной действительности, и дело собственно в том, что эти модели могут разительно отличаться не содержанием, а качеством самой модели? Что же первично: отчуждение по отношению к искусству или искусство способствует появлению отчуждения? И вопросы эти напрямую затрагивают специфику развертывания бытия современного человека, его непростые отношения с созданной им самим культурной средой. Поэтому, на наш взгляд, насущно необходимо изменить саму теоретическую концепцию обращения к исследованию процессов отчуждения.

Отчуждение, безусловно, является характеристикой человеческого в мире. Природа, лишенная сознательно волевого, отчуждать не может. Однако границы уникальности, появление нового в процессах развития, изменения в природном мире наглядно демонстрируют диалектику «общего - единичного» через особенное. Аналогично в мире человеческом, трактуемом предельно широко как культурном, такие отграничения являются одной из самых видимых характеристик. В том числе и применительно к самому человеку. Если поместить это в рамки теоретического анализа, то процессы определения уникальности схожи. Чтобы определить «вещь природы», мы укажем на то, чем она не является. Так же определим и «вещь культуры». А определяя «Ивана», действительно, «оттолкнем» его и от Петра, и от Сергея, и от любого другого. Но в «вещи культуры», в «Петре», всегда присутствует опредмечен-ное сознательное. Именно сознательное, а не информационное, так как последнее в природе тоже является доминантой. Это опредме-ченное сознательное имеет носителя, то есть отчуждено от кого-то. Тем самым, отчуждение универсально - насколько универсально отграничение в мире уникального. И в этой уникальности оно активно: в опредмеченной форме культурно созидательно, а в процессуальной форме человечески созидательно. Именно отчуждая себя в любую среду, человек реализует другое родовое свойство - творчество. Таким образом, отчуждение в своей сути само целостно. А, следовательно, при выделении каких либо его отдельных

сторон нельзя эту целостность игнорировать. При нахождении в культуре человек постоянно отчуждает себя. Ребенок в начальных стадиях социализации отчуждает социальную роль, отчасти противопоставляя ее самому себе. Далее, в процессах образования, происходит отчуждение в виде опредмеченно преодолеваемого обязательного теоретического знания. В обыденном общении происходит отчуждение собственного «Я», иначе невозможен диалог. Аналогичное отчуждение происходит во время «внутреннего диалога». И это не утрата, не жертва, а форма констатации себя в этом мире. Одновременно здесь проявляется процессуальность самой жизни человека: отчуждая, созидаю себя. Тем самым, отчуждение необходимо рассматривать в качестве механизма целостности социального. Если, например, понимать идеологию не как программу той или иной политической партии, ту или иную стратегию, а признать за ней статус атрибутивности социального бытия3, то именно отчуждение выступает связующим звеном между общим духовным содержанием эпохи и конкретной формой его преломления в индивидуальном носителе. Или столь актуальные сегодня проблемы как проблемы толерантности. Только отчуждая сознательно собственную сущность, я смогу толерантно допустить в «свое» «чужое»4.

Но отчуждение - это сфера раскрытия социального бытия. Социум в своем функционировании, - безусловно, самая сложная часть мироздания. Если природная закономерность в своем функционировании предельно общей характеристикой будет иметь объективность, то в обществе такая закономерность обязательно преломляется через сознательно-волевые черты. В процессах отчуждения сказываются отношения господства - подчинения. Именно эта грань и вызывает возможность негативной оценки в качестве сути рассматриваемых процессов. Культура в целом, вбирая в себя опредмеченность сознательных процессов, способна превратить следствие в причину. Создается иллюзия господства отчуждаемого над самим творцом. В пересечении закономерностей, где сознательно-волевой фактор доминирует (например, в сфере управления или политики), такая иллюзия обретает уверенную почву под ногами в виде сознательно конструируемых социальных теорий5. В результате отчуждение в виде «бунта» против самого человека становится

непреодолимой закономерностью, с которой человек обязан смириться. В объяснение социальных процессов начинает внедряться мифология: теперь Рок обретает личину отчуждения. Чуждо все, человек одинок, духовное становится бездуховным. Через внушение этого человеку им легче управлять, на что, собственно, и направлены социальные мифологии. Но иллюзия остается иллюзией, и с неизбежностью она вступает в противоречие с реальностью. Результаты ограничены двумя крайностями: квиетизм как отказ от процессуальности собственного бытия или бунт против существующего. Но последний в таких условиях способен лишь разрушить бунтующего, так как изначально негатив отчуждения позиционирован как неизбежность Рока. Здесь и кроются истинные причины экстремизма, маргинальности, общего кризиса тех форм культуры, которые обращены к человеку.

Человек в обращенности к миру защищен мощным полем культуры. Но в современных

условиях сама культура демонстрирует агрессию в отношении своего создателя. Одним из путей преодоления такого кризиса может быть теоретическое исследование реальных процессов отчуждения.

Примечания

1 Фромм, Э. Здоровое общество. М. : АСТ : Астрель, 2011. 448 с.

2 Маркузе, Г. Одномерный человек. М. : АСТ : Ермак, 2003. 336 с.

3 Жилина, В. А. Идеология : новый взгляд : монография. Новосибирск : ЦРНС, 2009. 162 с.

4 Чернова, Э. Г. Функциональность диалогического взаимодействия // Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства : материалы всерос. науч. конф. (Челябинск, 30 мая 2011 г.). Челябинск, 2011. 249 с.

5 Фромм, Э. Здоровое общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.