БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Евдокимова М.Г. Система обучения иностранным языкам на основе информационнокоммуникативной технологии (технический вуз, английский язык): Автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. - М., 2007. - 49 с.
2. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика, 1988. - 124 с.
3. Краснощекова Г.А. Информационные технологии в решении проблемы повышения качества языковой подготовки специалистов // Открытое образование. - 2010. - № 6. - С. 68-75.
Статью рекомендовал к опубликованию д.п.н., профессор М.П. Целых.
Краснощекова Галина Алексеевна - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: [email protected]; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, ГСП 17А; тел.: 88634315380; кафедра иностранных языков; зав. кафедрой; д.пед.н.; доцент.
Krasnoshchyokova Galina Alexeevna - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: [email protected]; GSP 17A, 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone: +78634315380; the foreign languages department; head the department; dr. ped. sc.; associate professor.
УДК 37.015.31
Ю.А. Лобейко
ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ-ПЕРВОКУРСНИКАМИ
Развитие личности, равно как и ее творческий рост, зависят от деятельностноопосредованного типа взаимоотношений, которые складываются у человека с наиболее референтной группой или группами в этот период. Поэтому все большую популярность в современной психологической практике приобретают групповые методы обучения. Использование активных методов для стимулирования творческого роста диктуется возрастанием социальной роли личности, ее зрелости, необходимостью обогащения содержания ее творчества, все большим сознанием своей причастности к результатам своей деятельности, помогая всесторонне и полно раскрыть свои возможности. Активные методы социально-психологического обучения представляют собой новые способы предъявления учебного материала, направленные не только на овладение конкретными знаниями, но и совершенствование различных психических навыков специалистов: усиление способности к анализу психологических задач, развитие умения управлять собственными эмоциями, принимать ответственные решения в неоптимальных ситуациях.
Личность; творческий рост; групповые методы обучения; социально-психологическое обучение; зрелость; психические навыки специалистов.
Y.A. Lobeyko
PROBLEM OF THE PSYCHO CORRECTIONAL WORK ORGANIZATION FOR THE FIRST YEAR STUDENTS
Progress of the person, no less than its creative growth; depend on the action-mediated type of relationships, which are found at the person with most referent group or groups during this period. Therefore the increasing popularity in modern psychology is got with group methods of training. Use of active methods for stimulation of creative growth is dictated by increase of a social role of the person, its maturity, necessity of the work content enrichments, the increasing of
understanding of importance of the participation in results of the activity, helping to open the possibilities. Active methods of socially-psychological training represent new ways of presentation of a teaching material, oriented not only on mastering by specific knowledge, but also perfecting various mental skills of experts: strengthening of capacity to the analysis of psychological problems, progress of skill to operate own emotions, to accept responsibility.
Person; creative growth; group methods of training; social-psychological training; maturity; mental skills of experts.
Для развития эмоциональной устойчивости студентов в процессе обучения может использоваться комплексная система методов психокоррекции: это и развитие профессионально важных качеств личности, адаптация к напряженным факторам учебной деятельности, а также всевозможные способы саморегуляции психического состояния, способствующие эффективной адаптации студента в вузе.
Под адаптационным потенциалом человека (адаптивность) понимается совокупность свойств личности, выражающих ее индивидуальную возможность в адаптации к новым условиям жизнедеятельности
Следовательно, разработка и подбор диагностического инструментария для проведения психолого-педагогической диагностики уровня адаптации человека (в том числе и студентов-первокурсников к обучению в условиях высшего учебного заведения) предполагает комплексный подход и одновременную оценку различных показателей адаптации, то есть актуального физического и психического состояния, особенностей микросоциального взаимодействия, социальной активности и т.д. Так, например, эффективность адаптации студентов к вузу возможно определить по критериям, объединенным в две группы:
а) объективные критерии - это успешность собственно учебной деятельности (текущая и сессионная успеваемость); стабильность в процессе учебы функционального состояния организма учащихся (отсутствие резких сдвигов в состоянии психофизиологических функций); отсутствие ярко выраженных признаков утомления при выполнении учебной деятельности, стабилизация свойств внимания, памяти, мышления, сформированность основных общеучебных умений, коммуникативность и уровень выраженности ситуативной и личностной тревожности;
б) субъективные критерии - это отношение к учебным предметам, к выбранной профессии, к получаемым знаниям, удовлетворенность процессом обучения; коллективом и сложившимися в нем отношениями; проявление учащимся активности в учебной и общественной деятельности. Кроме того, внешними и косвенными критериями успешности адаптации выступают интеллектуальный и личностный потенциал студентов, их социально-психологический статус и его динамика в процессе обучения.
Такой подход позволяет более объективно судить о качестве адаптационного процесса, так как эффективность адаптации оценивается с учетом ее психофизиологической и социально-психологической стоимости, которая определяется, по мнению Р.М. Баевского, энергетическими и информационными затратами. При этом именно многократное изучение одних и тех же лиц в течение определенного времени (желательно 2-3 раза на первом году обучения) и применение многомерного анализа дают возможность построить описание и интерпретацию полученных результатов на основе изменения уровня адаптированности студентов к вузовской системе обучения.
Рассмотрим особенности психологической коррекции личностных нарушений в студенческом возрасте. Группы коррекционно-развивающего обучения являются новой формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи студентам с трудностями в обучении и адаптации к новой среде.
Деятельность группы коррекционно-развивающего обучения строится в соответствии с принципами гуманизации, свободного развития личности и обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования.
Целью организации группы является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для студентов с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психологического здоровья.
Задача - охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья студентов, а также их социально-трудовая адаптация.
В группы коррекционно-развивающего обучения принимаются студенты, испытывающие трудности в обучении, адаптации, трудности в установлении межличностных отношений, которые испытывают эти студенты, могут быть обусловлены как недостатком внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации. Общей познавательной пассивностью, низкой работоспособностью.
Задачей психолога является:
♦ изучение личности студента, выявление уровня и способностей развития познавательной деятельности, работоспособности, эмоционально-личностного развития;
♦ профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий;
♦ подготовка подробного заключения о состоянии развития и здоровья обучаемого.
Основные задачи коррекиионно-развивающего обучения следующие:
♦ нормализация учебной деятельности;
♦ коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
♦ социально-рудовая адаптация.
Методика проведения тренинговых занятий по личностному саморазвитию студентов как условию успешной адаптации. Стратегическим курсом развития высшей школы в современной России является гуманизация образования, которое предполагает признание не только ценности знания, но в первую очередь
- ценности человека, которые воплощены прежде всего в его уникальности.
Человеческая уникальность, неповторимость, индивидуальность тесно связана с проблемой творчества. Творчество предполагает новые видение ситуации, новое решение, новый подход, то есть готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления - готовность к самоизменению. Способствуя проявлению человеком собственной индивидуальности, система образования, способствует реализации его творческого потенциала, креативности.
Уникальность, неповторимость человека проявляется в отношении к тому, что его окружает. Это отношение дается человеку в эмоциональном переживании. Поэтому развитие творческого потенциала личности осуществляется через ее эмоциональную сферу. Чтобы эмоциональное отношение могло быть полностью и свободно выражено, оно должно быть принято, поддержано окружающими. Для свободного проявления эмоционального отношения человек должен чувствовать себя в психологической безопасности.
Таким образом, безоценочность, принятие, поддержка и безопасность являются психологическими условиями успешной адаптации и индивидуализации студента.
Студент проводит в вузе значительную часть своей жизни, взаимодействуя друг с другом, они создают «среду своего обитания». Каковы характеристики этой среды, как они влияют на развитие, каким образом мы можем помочь адаптироваться ее участникам?
Одним из условий обеспечения безопасной образовательной среды вуза может явиться развитие личностной креативности как условия успешной адаптации студента в условиях тренинговых занятий, являющихся необходимым компонентом деятельности специалиста - психолога.
Развитие личности, равно как и ее творческий рост, зависит от деятельностно-опосредованного типа взаимоотношений, которые складываются у человека с наиболее референтной группой или группами в этот период. Поэтому все большую популярность в современной психологической практике приобретают групповые методы обучения.
Использование активных методов для стимулирования творческого роста диктуется возрастанием социальной роли личности, ее зрелости, необходимостью обогащения содержания ее творчества, все большим сознанием своей причастности к результатам своей деятельности, помогая всесторонне и полно раскрыть свои возможности.
Активные методы социально-психологического обучения представляют собой новые способы предъявления учебного материала, направленные не только на овладение конкретными знаниями, но и совершенствование различных психических навыков специалистов: усиление способности к анализу психологических задач, развитие умения управлять собственными эмоциями, принимать ответственные решения в неоптимальных ситуациях.
К активным методам социально-психологического обучения относятся: метод конкретных ситуаций, метод инцидента, метод погружения, различные виды тренингов, мозговая атака, деловые и ролевые игры.
Отличительной особенностью всей группы активных методов является то, что во-первых, обучение проводится в ситуациях, максимально приближенных к реальным, позволяя ввести в цель деятельности материал, подлежащий усвоению; во-вторых, осуществляется не только сообщение знаний, но и обучение умениям практического использования, что в свою очередь, требует формирования определенных психологических качеств специалистов, и, в-третьих, организуется формирование новой, качественно иной установки на обучение в эмоционально насыщенном процессе коллективного творческого труда.
При активных способах обучения общение в группе - основная форма взаимодействия, создающая человеку оптимальные условия для того, чтобы он мог развить и выразить свое собственное мнение, обосновать свою точку зрения, а это, в свою очередь, является необходимым условием для интериоризации знаний и взглядов, т.е. превращения их в достояние личности, в убеждения.
Согласно экзистенциально-гуманистическому подходу в психологии, человек
- существо активное, свободное, способное к избирательности при отражении внешних воздействий. С этой точки зрения природа психологического исследования выглядит следующим образом: исследуемый свободен познавать исследователя так же, как и исследователь познает его. Следовательно, позиции исследователя и исследуемого симметричны.
Ведущая роль в разработке практики психологического воздействия на принципах гуманистической психологии принадлежит американскому психологу К. Роджерсу, определившему методами психологического воздействия различные формы интенсивного группового общения.
В обобщенном виде модель личности по К. Роджерсу выглядит следующим образом: основным образованием личности являются представления человека о себе, своем «Я», иначе говоря, «Я-концепция».
Понятие «Я в процессе развития» является фундаментальным в концепции К. Роджерса, давшей рождение групповым формам общения (у Роджерса - группы встреч), используемым как средство психологической помощи в решении различных проблем и, прежде всего, в достижении человеком самоактуализации.
К. Роджерс выделил две основные категории таких групп: группа «тренинга сензитивности» (Т-группа) и группа «роста личности».
Основными характеристиками групп встреч являлись: их направленность на общение «здесь и теперь», то есть анализ непосредственно происходящего в группе без апелляции к прошлому участников, избегание запланированных процедур и упражнений, использование физических движений и невербального контакта и т.д.
К основным видам группового тренинга относятся:
1. Социально-психологический тренинг межличностного общения.
2. Социально-психологический тренинг сензитивности.
3. Психолого-педагогический тренинг.
4. Социально-психологический тренинг межличностного общения.
Социально-психологический тренинг межличностного общения представляет
собой специально организованную групповую психологическую работу с целью развития компетентности в общении. Цели данного тренинга заключаются в овладении психологическими знаниями, формировании умений и навыков в сфере общения, коррекции установок на принятие себя и окружающих (через эмпатию - сопереживание); развитие способности адекватного и полного познания себя и других (рефлексия). Социально-психологический тренинг межличностного общения развивает способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных взаимоотношений. Тренинг формирует умение человека управлять стилем своего поведения за счет осознания того, как он воспринимается окружающими, какие действия провоцируют их симпатию или антипатию, развивает такие личные качества, как чувствительность, восприимчивость к психическому состоянию окружающих людей, их установкам и стремлениям.
Базовыми методами социально-психологического тренинга межличностного общения являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. Важнейшим компонентом социально-психологического тренинга межличностного общения является обратная связь.
Понятие «обратная связь» употребляется, когда одни члены группы сообщают о своих реакциях на действия других для того, чтобы помочь им скорректировать поведение. Хотя обратная связь естественным образом возникает при любых взаимоотношениях, в тренинговых группах умение обеспечивать эффективную обратную связь целенаправленно развивается.
Обратная связь приносит реальную пользу, когда раскрывает отношение одного человека к поведению другого, а не является критикой в его адрес. Только в атмосфере взаимного участия и доверия обратная связь позволяет каждому следить за своим поведением и корректировать его так, чтобы оно было наиболее эффективным.
Психологической базой социально-психологического тренинга сензитивно-сти служит перестройка установки личности, определяющей последующие изменения отношения к себе и другим людям.
В ходе тренинга у человека развивается умение наблюдать, определять состояние другого человека по внешним признакам (поза, выражение лица, глаз, походка, движения) и соответственно строить свое поведение Он учится обращать внимание на особенности темперамента и характер партнера по общению, понимая, что для эффективного взаимодействия с людьми необходимо знание некоторых приемов: как сказать другому горькую правду, как предотвратить готовую вспыхнуть ссору, как найти выход из конфликтной ситуации и т. д.
Способность почувствовать состояние другого человека является эмпатией. Тренинг сензитивности направлен на развитие этой способности, которая выражается в умении проявить сочувствие, сопереживание к действиям другого человека, при этом сохраняя, если необходимо, собственную стратегию поведения.
Основу социально-психологического тренинга сензитивности составляют упражнения и задания, целенаправленно тренирующие способность устанавливать контакт с партнером при помощи движений и мимики.
В результате использования упражнений и групповых дискуссий развивается более глубокое понимание способов общения, улучшаются взаимоотношения в группе, позволяя наладить контакт и в дальнейшем сформировать наиболее адекватное взаимодействие.
В задачи руководителя тренинга входят обеспечение атмосферы доверия, открытости в группе, искреннего выражения чувств и оказания поддержки.
Налаженная система обратной связи помогает каждому участнику тренинга понять, каким его видят другие, как они реагируют на его поведение, и через их реакцию понять самого себя.
Основная цель психолого-педагогического тренинга - создание развивающих условий в процессе обучения. Центральной задачей данного тренинга является развитие компетентности в общении и творческого потенциала педагогов.
Творчество является обязательным условием педагогического процесса и заключается не только в умении педагога организовать успешное взаимодействие с учащимися, регулировать их поведение, но и в умении управлять собственным поведением, психическими состояниями, преодолевать различные психологические барьеры в общении, вызывать и поддерживать активное творческое самочувствие.
В ходе групповых дискуссий и ролевых игр реализуется основное направление тренинговой работы - развитие креативности личности. Анализируя различные коммуникативные ситуации, участники тренинга открывают новые и усовершенствованные приемы их решения.
Примерное содержание коррекционной работы (на примере коррекции тревожности и застенчивости). Проблема преодоления тревожности, по существу, распадается на две: проблему овладения состоянием тревожности, снятие его отрицательных последствий н устранение тревожности как относительно устойчивого личностного образования.
Работа по преодолению тревожности может осуществляться на следующих взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях:
♦ обучение студента приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;
♦ перестройка особенностей личности студента, прежде всего, его самооценки и мотивации.
Приемы коррекционной работы со студентами, отличающимися тревожностью как устойчивым личностным образованием:
1. «Настройка на определенное эмоциональное состояние».
Студенту предлагается мысленно связать взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, каким-либо характерным жестом; спокойное, расслабленное - с другим, а уверенное, «побеждающее» - с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить первое, затем второе, затем переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз.
2. «Контроль голоса и жестов».
Студенту объясняется, как по голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние человека. Рассказывают, что уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние - успокаивать, придавать уверенность. Указывают на необходимость тренировки перед зеркалом и « зрителями», например, при подготовке уроков, проговаривая вслух материал.
3. «Мысленная тренировка».
Ситуация, вызывающая тревогу, заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, вызывающих ее переживания, тщательно, детально продумывается собственное поведение.
4. «Приятное воспоминание».
Студенту предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию.
5. «Репетиция»
Психолог проигрывает со студентами ситуации, вызывающие у того тревогу. Например, студент как бы отвечает у доски, психолог исполняет роль «строгого учителя», «насмешливого одноклассника», детально отрабатывает способы действия учащегося. Полезным оказывается и то, что психолог, не предупреждая студента об этом заранее, меняет тон разговора с ним. Он становится нетерпеливым, прерывающим собеседника, недовольным слушателем.
6. «Доведение до абсурда».
В процессе беседы с психологом, а также в некоторых других, априорно «спокойных» ситуациях, студенту предлагается играть очень сильную тревогу, страх, делая это как бы дурачась.
7. «Переформулировка задачи».
Известно, что одним из моментов, мешающих результативной деятельности тревожных людей, является то, что, они сосредоточены не только на ее выполнении, но в большей степени на том, как они выглядят со стороны. В связи с этим необходимо тренировать у них умение формулировать цель своего поведения в той или иной ситуации, полностью отвлекаясь от себя.
Таким образом, изменение внутренних и внешних условий деятельности первокурсников можно определить как косвенное воздействие на эффективность адаптационного процесса, методы же прямого воздействия на механизмы адаптации являются недостаточно разработанными. Нам представляется, что наиболее эффективным может быть прямое воздействие на собственно психологический уровень, представляющий собой центральное, интегрирующее звено единого адаптационного процесса. Применение методов психологического воздействия и психологической помощи позволит улучшить показатели адаптации на личностном, социальнопсихологическом уровнях и одновременно повысить продуктивность учебной деятельности, уменьшить уровень психологических и физиологических затрат. Задачами такой психологической поддержки являются: формирование адекватной самооценки и уровня притязаний, повышение мотивации учебной деятельности, совершенствование коммуникативной компетентности и навыков поведения в конфликтных ситуациях. Результатом этого является смена неадекватных поведенческих и учебных стереотипов и установок, выработка новой стратегии адаптации. Базовыми методами для выполнения этих задач могут служить индивидуальное консультирование и групповые социально-психологические или коррекционные тренинги, основными психотерапевтическими механизмами которых являются реализация потребности в самопознании, объективной обратной связи, т.е. рефлексии, и снижение дисбаланса интернальности успеха и неудачи. В этой связи нами предлагается ряд практических рекомендаций по особенностям работы со студентами, характеризующимися преобладанием механизмов обесценивания исходных потребностей и концептуализации путем вторичного контроля эмоций, которые могут быть использованы в деятельности психологической службы и других подразделений вуза.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Анохин П.К. Эмоции. - М.: БМЭ, 1964. - Т. 3. - 424 с.
2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994.
- № 1. - С. 3-18.
3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - АН СССР, Наука, Ленинградское отделение.
4. Верещагин В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. - Владивосток, 1988. - 164 с.
5. Выготский Л.С. О природных предпосылках психического развития человека. - М., 1960. - С. 90.
6. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Наука, 1989. - 210 с.
7. Лобейко Ю.А., Тарасова С.И., Зибер А.Э. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития студентов учетно-финансового факультета. - М.: Илекса, - 692 с.
8. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб: С.-П., 2000. - 624 с.
Статью рекомендовала к опубликованию д.п.н., профессор В.И. Писаренко.
Лобейко Юрий Александрович - Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет»; e-mail: [email protected]; 355000, г. Ставрополь, пр. Кулакова, 2/2; тел.: 89624455482; профессор.
Lobeyko Yuri Alexandrovich - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education “North Caucasian Federal University”; e-mail: [email protected]; 2/2, Kulakov street, Stavropol, 355000, Russia; phone: +79624455482; professor.
УДК 372.881.1
А.И. Мезенцева
ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ИНОСТРАННОМУ
ЯЗЫКУ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ*
Рассматривается проблема организации учебного процесса по иностранному языку в инженерно-техническом вузе с применением технологий электронного и смешанного обучения. Целью применения таких технологий является оптимизация процесса формирования компетенции профессионально ориентированной иноязычной коммуникации. В статье конкретизируются понятия инженер, электронное и смешанное обучения, описываются компоненты модели смешанного обучения и принципы на которые опирается процесс обучения иностранному языку студентов инженерно-технического вуза с применением модели смешанного обучения.
Смешанное обучение; электронное обучение; инженерно-технический вуз; основы организации учебного процесса; иностранный язык для специальных целей.
A.I. Mezentseva
DIDACTIC BASICS OF BLENDED LEARNING MODEL AS FORM
OF FOREIGN LANGUAGES FOR SPECIFIC PURPOSES TEACHING PROCESS IN TECHNICAL HIGHER SCHOOL
This article dwells on the problem of electronic and blended learning systems implementation in the language teaching process in the engineering universities. The aim of these systems implementation is to optimize the process of communicative competence formation for professionally oriented communication. In this article such terms as e-learning and blended learning have been defined, the components of the blended learning system have been stated and the principles of language teaching to the students of the engineering university within the blended learning system have been described.
Blended learning; e-learning; engineering university; teaching process; foreign language for specific purposes.
* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-36-01237. 84