Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ'

ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
512
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ДЕТИ / ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ШКОЛЬНИКИ С ОВЗ / ОБУЧЕНИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FAMILY / CHILDREN / SCHOOL / EDUCATIONAL PROCESS / STUDENTS WITH DISABILITIES / TRAINING / INCLUSIVE EDUCATION / GENERAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Екатерина Константиновна

В данной статье рассматривается проблема создания правильных условий в современной школе для получения инклюзивного образования. В статье проведен анализ понятия «инклюзивное образование» с психологической и педагогической точки зрения, прописаны его принципы и особенности организации инклюзивной образовательной среды. Рассмотрена роль семьи в обучении и получении образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Перечислены принципы сотрудничества семьи и школы, задачи сопровождения семьи. Прописаны формы работы и подготовленности родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева Екатерина Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ORGANIZING INCLUSIVE EDUCATION IN A MODERN SCHOOL

This article examines the problem of creating the right conditions in a modern school for an inclusive education. The article analyzes the concept of "inclusive education" from a psychological and pedagogical point of view, spelled out its principles and features of the organization of an inclusive educational environment. The role of the family in the education and education of a child with disabilities is considered. The principles of cooperation between the family and the school, the tasks of accompanying the family are listed. Forms of work and preparedness of parents are prescribed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

Проблема организации инклюзивного образования в современной школе

The problem of organizing inclusive education in a modern school

Николаева Екатерина Константиновна,

студент 1 курса магистратуры САФУ имени Ломоносова РФ, г. Архангельск e-mail: Kristina.sobol.1009@mail.ru

Nikolaeva Ekaterina Konstantinovna,

1st year graduate student NArFU named after Lomonosov Russia, Arkhangelsk e-mail: Kristina.sobol.1009@mail.ru

Аннотация.

В данной статье рассматривается проблема создания правильных условий в современной школе для получения инклюзивного образования. В статье проведен анализ понятия «инклюзивное образование» с психологической и педагогической точки зрения, прописаны его принципы и особенности организации инклюзивной образовательной среды. Рассмотрена роль семьи в обучении и получении образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Перечислены принципы сотрудничества семьи и школы, задачи сопровождения семьи. Прописаны формы работы и подготовленности родителей.

Annotation.

This article examines the problem of creating the right conditions in a modern school for an inclusive education. The article analyzes the concept of "inclusive education" from a psychological and pedagogical point of view, spelled out its principles and features of the organization of an inclusive educational environment. The role of the family in the education and education of a child with disabilities is considered. The principles of cooperation between the family and the school, the tasks of accompanying the family are listed. Forms of work and preparedness of parents are prescribed.

Ключевые слова: семья, дети, школа, образовательный процесс, школьники с ОВЗ, обучение, инклюзивное образование, общее образование.

Key words: family, children, school, educational process, students with disabilities, training, inclusive education, general education.

Образование в современном мире старается направлять свое внимание на помощь в получении новых знаний, информации и навыков всем без исключений, как детям с ограничениями в возможностях, так и без. Но часто получается именно так, что ребята с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями остаются без внимания и испытывают трудности в получении общего образования. Ведь для проведения занятий с такими ребятами, педагогам необходимо обладать определенным перечнем знаний, умений и навыков в данной области. Именно инклюзивное образование направлено на помощь в решении таких проблем в современной школе.

Именно медико - социальная экспертиза производит медицинскую и юридическую процедуру присвоения статуса «инвалид». Присвоения определённой группы инвалидности несет в себе социальный смысл, ведь это будет обозначать нестандартные отношения с социумом. Часть профессионалов считают инвалидность формой неравенства.

В современном мире нет понятия «ребенок - инвалид», ведь оно заменяется «ребенок с ОВЗ». Различные организации инвалидов утверждают, что в отношении таких детей необходимо применять правильные термины: не слабоумный или умственно отсталый, а ребенок с задержкой в развитии; не прикованный к инвалидному креслу, а использующий инвалидную коляску; не страдает ДЦП, а имеет ДЦП; не глухой, а слабослышащий. Данная терминология не производит деление детей на здоровых и больных.

Под инклюзивным образованием принято понимать процесс получения образования, которое является доступным для всех людей, также и для детей в ограниченными возможностями здоровья. В переводе с французского, инклюзия - включенное, заключаю. Данный вид образования основной целью считает развитие мышления, что абсолютно все у всех детей свои, различные потребности. Образование инклюзивного плана стремится к использованию такого подхода в образовании, которое будет являться подходящим, гибким для всех тех детей, которые стремятся получить образование. В том случае, когда процесс преподавания станет эффективным, то в выигрыше будут абсолютно все дети. При обучении в инклюзивных школах ребята получают знания о правах гражданина, что ведет к меньшему числу дискриминаций. Ведь дети все время находятся вместе, учатся, общаются, заводят дружбу и понимают, что все разные, у всех свои потребности и особенности.

Основной принцип инклюзивного образования заключается в том, что администрация школы, ее коллектив и педагоги принимают к себе всех ребят, без опоры на их физические, эмоциональные, интеллектуальные и социальные положения. Школа должна стараться создать такие условия, в которых будет удобно всем. Основным объектом тут является именно ребенок с ОВЗ. Именно эти дети нуждаются в специальных программах, методиках и стандартах образования, ведь им труднее усваивать материал обычной программы из - за физических, умственных и других недостатков.

Ранее дети с ОВЗ получали общее образование в специализированных образовательных учреждениях коррекционного плана. А инклюзивное образование подразумевает, что удовлетворение образовательных потребностей таких детей должно происходить без ограничений и с максимальным включением. Данный принцип означает:

• в школах с инклюзивным образованием абсолютно все ребята должны получать поддержку, которая поможет им чувствовать себя в безопасности;

• все ребята должны быть задействованы в социальной и образовательной жизни ОУ по месту жительства;

• основной целью инклюзивного образования стоит задача удовлетворения потребностей каждого из учащихся.

Помимо принципа, описанного выше, база инклюзивного образования стоит также и на других принципах:

1. У каждого человека есть потребность в поддержке и дружбе с ровесниками.

2. Каждый человек имеет свои чувства и мысли.

3. Каждый человек нуждается в обществе других людей.

4. Истинное образование возможно получить только в случае реальных взаимоотношений с другими

людьми.

5. Значимость человека не опирается на его достижения, способности, знания и навыки.

6. Каждый из людей обладает правом высказать свое мнение и точку зрения, а также быть услышанным.

7. Понятие прогресс для всех учащихся подразумевается в том, что они могут сделать, чем в том, что не

могут.

Для того, чтобы правильно создать условия для организации инклюзивного образования в образовательном учреждении, необходимо знать следующие особенности:

1. Медицинское обеспечение (важная составляющая - четкая организация питания и сопровождение медработника непосредственно в учреждении).

2. Финансовое обеспечение (для создания благоприятных условия при обучении детей с особыми потребностями, важной частью является создание индивидуальной программы, штата сотрудников, которые будут заниматься сопровождением и обучением детей).

3. Информационное обеспечение (также важной составляющей является обеспечение материальными ресурсами, такие как: программные продукты, компьютеры и другие блага, направленные на удовлетворение образовательных потребностей детей с ОВЗ).

4. Материальные условия, куда входят:

• специальные парты, которые могут менять наклон, регулироваться по высоте и другое;

• должные санитарно - гигиенические условия (освещение, канализация, водоснабжение);

• приборы для двигательной активности;

• компьютерное оборудование (компьютер, сенсорные доски, проекторы);

• санитарно - бытовые условия (гардероб, санузел);

• информационные стенды с опорными материалами (схемы, правила поведения в ОУ).

5. Педагогическое обеспечение (должны быть созданы условия, в которых учащимся будет комфортно и эмоционально спокойно. Важно формировать у учащихся дружеские отношения и положительную атмосферу в классе, когда будет комфортно всем, в том числе и ученикам с ОВЗ. Тут возможна организация дополнительных общешкольных и общеклассных мероприятий, которые будут способствовать раскрытию потенциала каждого из учащихся.)

6. Психологическое сопровождение, когда необходимо сделать упор на:

• дополнительные занятия детей с инвалидностью и ОВЗ со специалистами психологического профиля;

• психолого - педагогическое сопровождение учащихся;

• регулярное обследование учеников, помощь в обучении и разработка для них индивидуальных учебных программ;

• с опорой на эту разработанную программу создать условия для обучения по данной программе.

7. Кадровое обеспечение, куда входят такие составляющие, как:

• постоянное совершенствование профессионального мастерства педагогов данного образовательного учреждения в направлениях коррекционной педагогики и психологии, клинической психологии;

• коллектив работников должен быть полностью укомплектован необходимыми педагогическими и психологическими специалистами, которые могут понять и удовлетворить потребности детей с особыми потребностями.

Семья является ближайшим окружением ученика, она выполняет функции воспитания, защиты, передачи новых знаний и опыта, безопасности, любви, эмоциональной поддержки, помощь в восстановлении духовных и физических сил. Именно родители и близкие - это те люди, с которыми ребенок проводит больше всего времени, они играют огромную роль в его жизни. Для семьи, в которой есть ребенок с ограниченными возможностями здоровья появляются дополнительные функции: реабилитация, коррекционное развитие, функция адаптации, интегративная функция. Именно родители несут главную ответственность за обучение и развитие ребенка. А остальные институты социума лишь помогают, поддерживают и дополнят семью в этом.

Главными условиями успешного взаимодействия между образовательным учреждением и семьёй является осознание ответственности как родителей, так и преподавателей в развитии, воспитании и адаптации ребенка в социуме. Эффективное взаимодействие достигается с применением следующих принципов:

- свободное высказывание мнения;

- уважение партнеров, отсутствие прямой критики;

- уважение позиции на жизнь партнера;

- принятие потребностей партнера.

Успех обучения детей с ОВЗ зависит от позиции родителей, выстраивания эмоциональных отношений родителей и ребенка. И от этого зависит как понимание ребенком мыслей родителей, так и применяемые методы воспитания. На основе этого выделим задачи сопровождения семьи:

- помощь ребенку в социализации в ОУ;

- работа по подготовке семей школьников и будущих одноклассников;

- помощь по созданию качественной среды образования дома на основании потребностей ребенка;

- моральная помощь родителям, их психическому здоровью;

- помощь в оптимизации жизни семьи с ребенком с ОВЗ;

- повышение уровня знания родителей в направлении педагогики, психологии реабилитации.

Принято выделять следующие формы работы родителей по психолого - педагогическому

сопровождению ребенка:

- в зависимости от формы взаимодействия (очные, дистанционные - сайты, форумы, собрания, консультации, мастер - классы);

- степень вовлеченности родителей (активные, пассивные);

- в зависимости от применяемого материала (наглядные, словесные, практические);

- от направлений работы (информационные, образовательные, оценочные, диагностические, обучающие);

- от технологий, применяемых в процессе (традиционные, нетрадиционные).

Каждый из этих методов индивидуален, может подходить одним родителям и совсем не подходить

другим.

В зависимости от подготовленности родителей можно выделить следующие группы:

1. Такие родители совершенно не нуждаются в дополнительных знаниях об особенностях подготовки, воспитания и образования ребенка, они основываются на своем жизненном опыте. Это семьи с низкими социальными контактами и уровнем подготовки, они неадекватны и закрыты. Таким семьям нужна специализированная помощь.

2. Эта группа родителей в курсе отсутствия уровня нужной подготовки и знаний, поэтому ищут нужную информацию в разных источниках. И дальше развитие событий идет по двум направлениям, в зависимости от типа семьи - закрытого или открытого. Закрытый тип все-таки обращается за помощью к специалистам после многочисленных проблем, часть используют дистанционный формат или прибегают к некачественным сайтам. Открытый тип легко прибегают к предложенной помощи, но часто не знают к какому специалисту обратиться -логопеду, дефектологу или психологу.

3. Эта группа родителей заранее проходит обучение, постоянно самообразовывается при помощи общения с другими родителями, психологами, специалистами. Стремятся к получению новой информации.

4. Стремление к получению помощи сформировано на уровне привычки. Быстро принимают диагноз ребенка, наличие адекватной позиции по вопросам воспитания и образования ребенка. Именно таким родителям специалисты рады оказывать помощь, ведь они знают, что к их советам и правилам прислушаются. Уровень развития таких родителей доходит до помощи другим семьям с ОВЗ.

Под конец важно сказать о том, что выстраивание системы отношений, общения, взаимодействия и сотрудничества образовательных учреждений с семьей, имеющего ребенка с ОВЗ, является важным условием успешного обучения ребенка, его развития и социализации в обществе.

Также, родители должны осознанно стать добровольными участниками образовательного процесса, стремиться к успешному взаимодействию с психологами, социальными работниками, педагогами и другими специалистами.

Список используемой литературы:

1. Инклюзивное образование. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными особенностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. М.2012. - 412 с.

2. Инклюзивное образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn--j 1аЫ1.хп--p1ai/library/inklyuzivnoe_obrazovanie_184240.html (Дата обращения: 13.11.2020).

3. Взаимодействие семьи и школы при обучении детей с ОВЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://e-koncept.ru/2016/56322.htm (Дата обращения: 12.11.2020).

4. Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: социально-экономический аспект - Е. В. Кулагина. - М. 2014. - 251 с.

5. Психолого-педагогическое сопровождение родителей при переходе к инклюзивному образованию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psyjoumals.ru/inclusive_edu/issue/44071_full.shtml (Дата обращения: 13.11.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.