Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ОПТИМАЛЬНЫХ БАЛАНСОВ ТРАНСПАРЕНТНОСТИ И РЕСТРИКТИВНОСТИ В СИСТЕМЕ ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ПРОБЛЕМА ОПТИМАЛЬНЫХ БАЛАНСОВ ТРАНСПАРЕНТНОСТИ И РЕСТРИКТИВНОСТИ В СИСТЕМЕ ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
32
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
баланс транспарентности и рестриктивности / принцип герметичности / глобальное управление / политическая культура / государственная деятельность / субъекты международных отношений / balance of transparency and restriction / the principle of integrity / global governance / political culture / state activity / subjects of international relations

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тованчова Е.Н., Переметов В.Ю., Николаев Н.А.

Практика опоры на принцип транспарентности, как во внутренней, так и вешней политике, способна повысить уровень доверия в межгосударственных отношениях страны, обеспечить рост эффективности и количества межнациональных экономических и социально-культурных отношений. Противоположными «транспарентности» явлениями выступают «герметичность» и «рестриктивность». Приверженные данным принципам политические институты стараются максимально затруднить получение информации о своей деятельности для внешних институтов и организаций: если процедура получения информации гражданами и общественными организациями о деятельности «герметичного» политического института и существует, то ее прохождение максимально затруднено и требует значительного времени. В статье рассматривается проблема поиска инструментов повышения эффективности и легитимности современной политической власти. В системе инструментов современного политического менеджмента недостаточно разработанной выглядит проблема технологий обеспечения транспарентности власти и баланса транспарентности и герметичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF OPTIMAL BALANCES OF TRANSPARENCY AND RESTRICTIVENESS IN THE GLOBAL GOVERNANCE SYSTEM: CURRENT STATE AND PROSPECTS

The practice of relying on the principle of transparency, both in domestic and foreign policy, can increase the level of trust in the country's interstate relations, ensure the growth of the effectiveness and number of interethnic economic and socio-cultural relations. The opposite of" transparency "phenomena are" tightness "and"restriction". Political institutions committed to these principles try to make it as difficult as possible for external institutions and organizations to obtain information about their activities: if there is a procedure for citizens and public organizations to obtain information about the activities of a "hermetic" political institution, then its passage is as difficult as possible and requires considerable time. The article deals with the problem of finding tools to increase the effectiveness and legitimacy of modern political power. In the system of tools of modern political management, the problem of technologies for ensuring the transparency of power and the balance of transparency and integrity looks insufficiently developed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ОПТИМАЛЬНЫХ БАЛАНСОВ ТРАНСПАРЕНТНОСТИ И РЕСТРИКТИВНОСТИ В СИСТЕМЕ ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

ПРОБЛЕМА ОПТИМАЛЬНЫХ БАЛАНСОВ

ТРАНСПАРЕНТНОСТИ И РЕСТРИКТИВНОСТИ В СИСТЕМЕ ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Тованчова Е.Н., Переметов В. Ю., Николаев Н. А., Ростовский государственный университет путей сообщения,

г. Ростов-на-Дону

Аннотация. Практика опоры на принцип транспарентности, как во внутренней, так и вешней политике, способна повысить уровень доверия в межгосударственных отношениях страны, обеспечить рост эффективности и количества межнациональных экономических и социально-культурных отношений.

Противоположными «транспарентности» явлениями выступают «герметичность» и «рестриктивность». Приверженные данным принципам политические институты стараются максимально затруднить получение информации о своей деятельности для внешних институтов и организаций: если процедура получения информации гражданами и общественными организациями о деятельности «герметичного» политического института и существует, то ее прохождение максимально затруднено и требует значительного времени.

В статье рассматривается проблема поиска инструментов повышения эффективности и легитимности современной политической власти. В системе инструментов современного политического менеджмента недостаточно разработанной выглядит проблема технологий обеспечения транспарентности власти и баланса транспарентности и герметичности.

1

Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Переметов В. Ю., Николаев Н. А. Проблема оптимальных балансов транспарентности и рестриктивности в системе глобального управления: состояние и перспективы [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 2. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/148-problema-optimalnykh-balansov-transparentnosti-i-restriktivnosti-v-sisteme-globalnogo-upravleniya-sostoyanie-i-perspektivy.

Ключевые слова: баланс транспарентности и рестриктивности; принцип герметичности; глобальное управление; политическая культура; государственная деятельность; субъекты международных отношений.

Термины «транспарентность», «герметичность», «рестриктивность» являются значимой частью современной политической культуры и дискурса, и используются в процессе анализа эффективности деятельности политических институтов и технологий в глобальном мире.

Субъекты процессов глобализации ощущают несоответствие своих потенциальных возможностей возникающим перед ними всемирно -историческими проблемами и конфликтными ситуациями, но не имеют необходимых ресурсов и намерений на нивелирование существующего несоответствия по причине того, что это равносильно добровольному отказу от их национальной идентичности [1].

Описываемые этими терминами явления являются значимыми индикаторами качества политического управления.

На определенном этапе развития политических институтов принцип транспарентности должен стать обязательной основой репрезентации базовых направлений и целей деятельности власти ориентируясь на необходимость поддержания высоких стандартов демократии, выступающей в качестве единственного эффективного способа сохранения контроля общества над политическими институтами [2].

Для оценки транспарентности политических институтов в настоящий момент используются множество различных подходов и индексов, например, открытая база данных Всемирного банка или индекс восприятия коррупции,

2

Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Переметов В. Ю., Николаев Н. А. Проблема оптимальных балансов транспарентности и рестриктивности в системе глобального управления: состояние и перспективы [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 2. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/148-problema-optimalnykh-balansov-transparentnosti-i-restriktivnosti-v-sisteme-globalnogo-upravleniya-sostoyanie-i-perspektivy.

который используется в своих исследованиях «Трансперенси Интернешнл» -международной неправительственной организацией.

Согласно принципу рестриктивности «герметичный» политический институт полностью контролирует процесс публикации, обнародования любой информации о своей деятельности государственными или коммерческими организациями. Практически вся важная информация в данном случае объявляется секретной и не подлежит публикации. «Герметичные» политические организации практически неподконтрольны гражданскому обществу, что значительно снижает эффективность политического менеджмента в них.

В государствах с развитыми демократическими институтами можно отметить достаточно эффективный баланс между транспарентностью и герметичностью политической подсистемы общества. В государствах, находящихся в процессе «демократического транзита» политические институты более привержены принципам герметичности и механизм обеспечения герметичности политических организаций разработан гораздо более детально, чем способы и формы обеспечения транспарентности политического процесса, особенно на международном уровне.

Низкий уровень транспарентности в отдельных государствах оказывает значительное негативное влияние на общемировой политический процесс, так как международные организации и другие международные политические институты регулярно подвергаются теневому, неявному воздействию со стороны герметичных политических институтов стран, находящихся в процессе «демократического транзита» или авторитарных стран. Соответственно,

3

Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Переметов В. Ю., Николаев Н. А. Проблема оптимальных балансов транспарентности и рестриктивности в системе глобального управления: состояние и перспективы [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 2. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/148-problema-optimalnykh-balansov-transparentnosti-i-restriktivnosti-v-sisteme-globalnogo-upravleniya-sostoyanie-i-perspektivy.

нахождение оптимального баланса между транспарентностью и герметичностью в каждой отдельной стране способно повысить и качество международных политических решений, сделать их более понятными рядовым гражданам [3].

Значимость исследования выявления оптимального баланса относительно рестриктивности и транспарентности политических институтов государств в условиях растущей глобализации политической жизни обусловлена следующим.

Во-первых, необходимостью концептуального сопоставления феномена «транспарентности» в рамках политического управления, его альтернативой -«герметичностью», и выявления формата их взаимосвязи (субординационный, координационный, комплементарный и др.).

Во-вторых, необходимостью выявления точек соприкосновения транспарентности и герметичности и выявления вариаций их балансов.

В-третьих, исследования особенностей реализации принципов транспарентности и герметичности политических институтов в государствах, которые относятся к развитым демократиям и развивающимся.

В-четвертых, выявление потенциальной роли технологий обеспечения транспарентности политического процесса в системе политических технологий как таковых с целью повышения эффективности и легитимности политического политической власти и менеджмента.

В-пятых, усиление влияния глобальной политики, прямого и опосредованного на развитие технологий транспарентности в области государственного управления и международных политических отношений.

Проанализируем сущность понятия «транспарентность» относительно процесса государственного управления.

4

Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Переметов В. Ю., Николаев Н. А. Проблема оптимальных балансов транспарентности и рестриктивности в системе глобального управления: состояние и перспективы [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 2. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/148-problema-optimalnykh-balansov-transparentnosti-i-restriktivnosti-v-sisteme-globalnogo-upravleniya-sostoyanie-i-perspektivy.

В рамках политического и научного диспута понятие «транспарентность» стало применяться относительно недавно. Впервые понятие «транспарентность» было употреблено в 1949-м году в законе Швеции о свободе изданий. Это было первое упоминание понятия в тексте международных официальных документов. С этого времени понятие «транспарентность» стало активно использоваться в научном дискурсе, расширялось предметное поле его применения, формировались различные подходы и концепции его использования в политической науке и практике государственного управления [4].

Значительный вклад в формирование понятия «транспарентность» внесла социально-политическая философия Западной Европы и Соединенных Штатов, в дальнейшем это понятие стало использоваться в теории научного управления, юридической и политической науке [5].

Значительный вклад в формирование понятия «транспарентность» был сделан исследователем Р.Б. Митчеллом. В сущности, транспарентность политической власти предполагает обеспечение определенной прозрачности процесса принятия решений государственной властью и доступа рядовых граждан к информации, на основе которой принимаются эти решения, способных обеспечить высокую эффективность политического менеджмента в условиях действующего политического режима. В рамках данного подхода уровень транспарентности для всех политических систем не является единым, так как понятие «транспарентность» в данном случае прочно связано с понятием «эффективность». Соответственно каждый политический режим в зависимости от своих целей и задач самостоятельно определяет необходимый уровень транспарентности для поддержания эффективности [ 3].

5

Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Переметов В. Ю., Николаев Н. А. Проблема оптимальных балансов транспарентности и рестриктивности в системе глобального управления: состояние и перспективы [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 2. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/148-problema-optimalnykh-balansov-transparentnosti-i-restriktivnosti-v-sisteme-globalnogo-upravleniya-sostoyanie-i-perspektivy.

За рубежом понятие «транспарентность», помимо вышеупомянутых моментов, анализируется в рамках теории научного управления. В своих трудах Р. Бухман, Дж. Пиотровски и Э. Смит

Выделяют два различных вида транспарентности: финансовую и управленческую. В рамках финансовой транспарентности предполагается своевременное открытие доступа к финансовым документам для рядовых граждан, а в рамках управленческой транспарентности предполагается расширенное информирование граждан о ходе принятия и результате управленческих решений и о содержании документов их фиксирующих. По мнению вышеупомянутых исследователей, управленческая транспарентность темно взаимосвязана с разными видами режимов: первая связана с судебной властью, вторая с политическим режимом [7].

Собственно технологии минимизации воздействия политических рисков на стабильность политического режима в условиях динамичного развития современного глобального информационного общества уже давно находятся в фокусе интересов российских и зарубежных исследователей. Однако мало исследованными остаются проблемы минимизации политических рисков с помощью использования технологий транспарентности в области государственного управления, которые дают возможность выстроить баланс транспарентности и герметичности политического менеджмента в зависимости от стремления обеспечить определенный уровень национальной безопасности государства на основе прозрачности процесса принятия политических решений для рядовых граждан.

Общей тенденцией для политических систем всех развитых современных

6

Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Переметов В. Ю., Николаев Н. А. Проблема оптимальных балансов транспарентности и рестриктивности в системе глобального управления: состояние и перспективы [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 2. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/148-problema-optimalnykh-balansov-transparentnosti-i-restriktivnosti-v-sisteme-globalnogo-upravleniya-sostoyanie-i-perspektivy.

государств является стремление повысить уровень транспарентности принятия политических решений. Отказ от данной практики несет в себе высокие риски оказаться в международной изоляции и приобрести негативный имидж на международной политической арене.

Рассмотрим ряд угроз информационной безопасности государства в случаи острого дисбаланса транспарентности и рестриктивности по общей направленности можно подразделить на следующие виды [4]:

- угроза нарушения конституционных прав и свобод человека относительно доступа к политической информации, что является весьма актуальным в современных условиях стремления международного сообщества максимально демократизировать политический процесс

- угроза недополучения органами государственной власти всей необходимой информации для обеспечения эффективности политического менеджмента

- угроза замедления развития информационных технологий, в том числе со стороны международного сообщества, которое обладает значимыми инструментами влияния на телекоммуникационные технологии и может затруднить развитие телекоммуникационной индустрии страны, если не обеспечивается необходимый уровень транспарентности государственной власти

- угрозы кибербезопасности в области информационной государственной политики.

К внешним источникам угроз информационной безопасности относятся:

- стремление иностранных и международных экономических, политических

7

Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Переметов В. Ю., Николаев Н. А. Проблема оптимальных балансов транспарентности и рестриктивности в системе глобального управления: состояние и перспективы [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 2. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/148-problema-optimalnykh-balansov-transparentnosti-i-restriktivnosti-v-sisteme-globalnogo-upravleniya-sostoyanie-i-perspektivy.

и разведывательных организаций вмешиваться в информационную политику Российской Федерации

- стремление иностранных государств максимально контролировать процессы, протекающие в российском информационном пространстве, ограничивать доступ российской власти и некоммерческим организациям к международным информационным ресурсам

- общемировая тенденция к расширению деятельности террористических организаций в области нарушения работы информационных систем современных государств

- расширение практики ведения информационных войн, как со стороны иностранных правительств, так и крупных международных организаций, которая предполагает создание систем контроля за информационным пространством Российской Федерации, создание использования различных технологий снижения эффективности работы информационных систем государства, расширение практики международного информационного шпионажа.

Обеспечение высокого уровня транспарентности политической системы предполагает необходимость выполнения целого ряда условий и обеспечения бесперебойной работы механизмов, направленных на поддержание оптимальной эффективности и легитимности государственного менеджмента: расширение практики применения технологии политического менеджмента в государственном управлении; повышение уровня компетентности государственных и муниципальных служащих относительно использования практик транспарентности в государственном управлении; стремления органов государственной власти сфокусироваться на решении социально-значимых

8

Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Переметов В. Ю., Николаев Н. А. Проблема оптимальных балансов транспарентности и рестриктивности в системе глобального управления: состояние и перспективы [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 2. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/148-problema-optimalnykh-balansov-transparentnosti-i-restriktivnosti-v-sisteme-globalnogo-upravleniya-sostoyanie-i-perspektivy.

проблем; формирование полноценной системы обеспечения органов государственной власти всей необходимой информацией для принятия эффективных политических решений; расширение практики коммуникации органов государственной власти со средствами массовой информации, информационными ресурсами в сети интернет и другими базовыми технологиями, позволяющими работать в рамках государственно -политических систем, ориентированных на HR, GR, PR [5].

Кроме того, нельзя забывать о проблемах обоснованной закрытости органов власти от гражданского и международного контроля по соображениям государственной и коммерческой тайны, процессах разработки и результатах авторских, и коллективных инновационных проектах, на которые распространяются соответствующие нормы и регламенты [7]. Это то, что следует обозначить герметичным аспектом действий политической власти и требует поиски оптимальных балансов между транспарентностью и герметичностью.

Литература

1. Афанасьева И.И. Глобализация и регионализация как фаткоры мирового развития// Вестник Академии знаний. - 2019. - №33 (4). - С. 33-37.

2. Bushman R., Piotrowski J. Smith A. What Determines Corporate Transparency? Journal of Accounting Research, 2004. - Vol. 42. - N 2.

3. Mitchell R.B. Sources of Transparency: Information Systems in International Regimes. International Studies Quarterly (1998) - Р. 110.

4. Старостин А.М. Bсследовательская философия в системном и инструментальном измерении. Монография. - Ростов н/Д.: Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2018. - 704 с.

9

Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Переметов В. Ю., Николаев Н. А. Проблема оптимальных балансов транспарентности и рестриктивности в системе глобального управления: состояние и перспективы [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 2. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/148-problema-optimalnykh-balansov-transparentnosti-i-restriktivnosti-v-sisteme-globalnogo-upravleniya-sostoyanie-i-perspektivy.

5. Старостин А.М., Тованчова Е.Н., Шепелева Ю.Л. An individual in the contemporary public administration. Lecture Notes in Networks and Systems (см. в книгах), 2019. - Т. 57. - С. 649-656.

6. Тованчова Е.Н. Инновационная методика подбора и информационно - аналитической поддержки политико - административной элиты // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. - № 10 (113). - С. 144-147.

7. Старостин А.М., Тованчова Е.Н. Транспарентность и герметичность в современном политическом управлении: риски, балансы во взаимодействии и условия реализации // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление, 2020. - № 7 (122). - С. 143-146.

THE PROBLEM OF OPTIMAL BALANCES OF TRANSPARENCY AND RESTRICTIVENESS IN THE GLOBAL GOVERNANCE SYSTEM: CURRENT STATE AND PROSPECTS

Tovancheva E. N., Peremetov V. Y., Nikolaev N. A., Rostov State University of Railway Transport,

Rostov-on-don

Annotation. The practice of relying on the principle of transparency, both in domestic and foreign policy, can increase the level of trust in the country's interstate relations, ensure the growth of the effectiveness and number of interethnic economic and socio-cultural relations.

The opposite of" transparency "phenomena are" tightness "and"restriction". Political institutions committed to these principles try to make it as difficult as possible

10

Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Переметов В. Ю., Николаев Н. А. Проблема оптимальных балансов транспарентности и рестриктивности в системе глобального управления: состояние и перспективы [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 2. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/148-problema-optimalnykh-balansov-transparentnosti-i-restriktivnosti-v-sisteme-globalnogo-upravleniya-sostoyanie-i-perspektivy.

for external institutions and organizations to obtain information about their activities: if there is a procedure for citizens and public organizations to obtain information about the activities of a "hermetic" political institution, then its passage is as difficult as possible and requires considerable time.

The article deals with the problem of finding tools to increase the effectiveness and legitimacy of modern political power. In the system of tools of modern political management, the problem of technologies for ensuring the transparency ofpower and the balance of transparency and integrity looks insufficiently developed.

Keywords: balance of transparency and restriction; the principle of integrity; global governance; political culture; state activity; subjects of international relations.

References

1. Afanasyeva I. I. Globalization and regionalization as fatcors of world development// Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019. - №33 (4). - P. 33-37.

2. Bushman R., Piotrowski J. Smith A. What Determines Corporate Transparency? Journal of Accounting Research, 2004. - Vol. 42. - N 2.

3. Mitchell R.B. Sources of Transparency: Information Systems in International Regimes. International Studies Quarterly (1998) - P. 110.

4. Starostin A.M. Research philosophy in the system and instrumental dimension. Monograph. - Rostov n/D.: Publishing House of RSEU (RINH), 2018. -704 p/

5. Starostin A.M., Tovanchova E. N., Shepeleva Yu. L. An individual in the contemporary public administration. Lecture Notes in Networks and Systems (see in books), 2019. - T. 57. - P. 649-656.

11

Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Переметов В. Ю., Николаев Н. А. Проблема оптимальных балансов транспарентности и рестриктивности в системе глобального управления: состояние и перспективы [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 2. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/148-problema-optimalnykh-balansov-transparentnosti-i-restriktivnosti-v-sisteme-globalnogo-upravleniya-sostoyanie-i-perspektivy.

6. Tovanchova, E. N. Innovative methodology of selection and information and analytical support of the political and administrative elite / E. N. Tovanchova. - No. 10 (113). - P. 144-147.

7. Starostin A.M., Tovanchova E. N. Transparency and integrity in modern political management, risk, corporate governance in interaction and conditions for its implementation // Science and Education: Agriculture and Economics; entrepreneurship; Pudong Shangri-la east, and Management, 2020. - No. 7 (122). - P. 143-146.

12

Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Переметов В. Ю., Николаев Н. А. Проблема оптимальных балансов транспарентности и рестриктивности в системе глобального управления: состояние и перспективы [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 2. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/148-problema-optimalnykh-balansov-transparentnosti-i-restriktivnosti-v-sisteme-globalnogo-upravleniya-sostoyanie-i-perspektivy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.