Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПРАВА В МЕТАМОДЕРНИСТСКОМ ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ'

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПРАВА В МЕТАМОДЕРНИСТСКОМ ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРН / ПОСТМОДЕРН / МЕТАМОДЕРН / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ПРАВА / ОСЦИЛЛЯЦИЯ / ПАСТИШ / ПОСТКАПИТАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Медушевская Наталья Федоровна

Речь идет об определенности и неопределенности права в культурных стратегиях модернизма, постмодернизма и метамодернизма. В постмодернизме отмечается размывание правовой нормы, фактором эффективности права становится политическая воля, наука и техника; происходит пастишизация права, которая придает ему черты бессистемности и аномальности; а непонимание меры приводит к усилению неопределенности правового регулирования, отказу от ценностных традиций прошлого. В метамодернизме провозглашается необходимость осознания новой исторической эпохи с целью достичь целостности, новой искренности и оптимизма, преодолеть разорванность трактовки правовых феноменов. Проект метамодернизма ориентирует на глубиноподобие и «структуру чувства», констатируя необходимость ориентации на живого индивида с его внутренним миром, правовым сознанием и менталитетом, традиционными правовыми ценностями. Большинство населения ассоциирует справедливость с правовой определенностью, утраченной в эпоху постмодерна. Новая метамодернистская культурная логика своим обращением к конкретному субъекту ставит вопрос о человеке как высшей ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE СERTAINTY OF LAW IN THE METAMODERN THEORETICAL DISCOURSE

We are talking about the certainty and uncertainty of law in the cultural strategies of modernism, postmodernism and metamodernism. In postmodernism, the erosion of the legal norm is noted, political will, science and technology become a factor in the effectiveness of law; there is a pastichization of law, which gives it the features of unsystematic and anomalous; and misunderstanding of the measure leads to increased uncertainty of legal regulation, rejection of the value traditions of the past. Metamodernism proclaims the need to realize a new historical epoch in order to achieve integrity, new sincerity and optimism, and to overcome the fragmented interpretation of legal phenomena. Metamodernism proclaims the need to realize a new historical epoch in order to achieve integrity, new sincerity and optimism, and to overcome the fragmented interpretation of legal phenomena. The project of metamodernism focuses on depth-like and “structure of feeling”, stating the need to focus on a living individual with his inner world, legal consciousness and mentality, traditional legal values. The majority of the population associates justice with legal certainty lost in the postmodern era. The new metamodernist cultural logic, by its appeal to a specific subject, raises the question of man as the highest value.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПРАВА В МЕТАМОДЕРНИСТСКОМ ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ»

DOI 10.20310/2658-5383-2021-4-213-218 УДК 340

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПРАВА В МЕТАМОДЕРНИСТСКОМ ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Наталья Федоровна Медушевская

профессор кафедры философии Московского университета

Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. Я. Кикотя,

доктор юридических наук, доцент

E-mail: Sapfo2@yandex.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1163-3861

Аннотация. Речь идет об определенности и неопределенности права в культурных стратегиях модернизма, постмодернизма и метамодернизма. В постмодернизме отмечается размывание правовой нормы, фактором эффективности права становится политическая воля, наука и техника; происходит пастишизация права, которая придает ему черты бессистемности и аномальности; а непонимание меры приводит к усилению неопределенности правового регулирования, отказу от ценностных традиций прошлого. В метамодернизме провозглашается необходимость осознания новой исторической эпохи с целью достичь целостности, новой искренности и оптимизма, преодолеть разорванность трактовки правовых феноменов. Проект метамодернизма ориентирует на глубиноподобие и «структуру чувства», констатируя необходимость ориентации на живого индивида с его внутренним миром, правовым сознанием и менталитетом, традиционными правовыми ценностями. Большинство населения ассоциирует справедливость с правовой определенностью, утраченной в эпоху постмодерна. Новая метамодернистская культурная логика своим обращением к конкретному субъекту ставит вопрос о человеке как высшей ценности.

Ключевые слова: модерн, постмодерн, метамодерн, правовая культура, определенность права, осцилляция, пастиш, посткапитализм.

THE PROBLEM OF THE СERTAINTY OF LAW IN THE METAMODERN THEORETICAL DISCOURSE

Natalya F. Medushevskaya

Professor of the Department of Philosophy of the Kikot Moscow University

of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

LL.D., Associate Professor

E-mail: Sapfo2@yandex.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1163-3861

Abstract. We are talking about the certainty and uncertainty of law in the cultural strategies of modernism, postmodernism and metamodernism. In postmodernism, the erosion of the legal norm is noted, political will, science and technology become a factor in the effectiveness of law; there is a pastichization of law, which gives it the features of unsystematic and anomalous; and misunderstanding of the measure leads to increased uncertainty of legal regulation, rejection of the value traditions of the past. Metamodernism proclaims the need to realize a new historical epoch in order to achieve integrity, new sincerity and optimism, and to overcome the fragmented interpretation of legal phenomena. Metamodernism proclaims the need to realize a new historical epoch in order to achieve integrity, new sincerity and optimism, and to overcome the fragmented interpretation of legal phenomena. The project of metamodernism focuses on depth-like and "structure of feeling", stating the need to focus on a living individual with his inner world, legal con-

© Медушевская Н. Ф., 2021

213

sciousness and mentality, traditional legal values. The majority of the population associates justice with legal certainty lost in the postmodern era. The new metamodernist cultural logic, by its appeal to a specific subject, raises the question of man as the highest value.

Keywords: modern, postmodern, metamodern, legal culture, certainty of law, oscillation, pastiche, post-capitalism.

Метамодернистский дискурс возник относительно недавно, в нем речь не идет конкретно о праве, скорее он касается культуры в целом. Впрочем, то же самое мы можем сказать и о постмодернизме как культурной стратегии второй половины ХХ столетия. В то же время не будет открытием утверждение, что правовая культура и право как ее часть неотделимы от культурной традиции своего исторического времени, как неотделимы и от философии, являющейся самосознанием любой эпохи.

Понятие правовой культуры, как и понятие культуры многозначно. Так, например, Марк ван Хук при определении правовой культуры и выявлении ее сущности различает внутреннюю правовую культуру, которой обладают профессиональные юристы, и внешнюю культуру, формирующуюся в обществе в целом. К последней он относит различные представления, взгляды членов социума о справедливости, свободе, правосудии, способы и модели правового или неправового поведения, отношение к различным правовым институтам. Эта сфера правовой культуры по-разному влияет на правовое мировоззрение, притом векторы эти могут быть различны, как поддерживающими правовую политику, так и тормозящими ее. Правовая культура, с одной стороны, обладает устойчивостью и определенностью, правовые традиции и правовое сознание, правовой менталитет меняются медленно, но перманентно. С другой стороны, правовая культура неопределенна, поскольку в значительной степени подвержена влиянию иррациональных, бессознательных начал, которые делают ее трудно уловимой и плохо предсказуемой. «Многие правовые нормы и политические действия вовсе не влияют на эту социетальную правовую культуру. Они могут быть «односторонне» изменены (юридическими) профессионалами, включенными в процесс принятия решений»1. Всю систему ценностей, к которым относятся

1 Ван Хук Марк. Право как коммуникация / Пер.

с англ. М. В. Антонова и А. В. Полякова. СПб., 2012. С. 84.

и ценности права, нельзя изменить быстро, это может привести к радикализации общества и породить опасность, стать угрозой общественному порядку и строю.

Если следовать исследователям современной культуры, то можно датировать начало модерна эпохой Просвещения с ее доктриной рациональности и рационализации мира, с выведением субъекта из процесса познавательной деятельности с целью достичь объективной истины по содержанию, поскольку по форме она неизбывно субъективна.

Важным моментом права является его юридическая определенность. С одной стороны, она есть неотъемлемый признак права, поскольку без нее право не сможет стабилизировать общественные отношения, осуществлять их регуляцию и поддерживать правовой порядок. Но при этом, исходя из диалектической методологии, определенность есть не догма, она не абсолютна, а относительна, поскольку право всегда по определению отстает от меняющейся социальной действительности, подлежащей правовой регламентации. Социальная реальность меняется стремительно, право же фиксирует конкретный правовой момент. Если бы этого не было, то общественная жизнь оказалась бы в хаосе, поскольку ни один юрист, никакая законодательная власть не в силах постоянно трансформировать нормы, законы, правила и юридические предписания. Нельзя не согласиться с М. ван Хуком, который пишет: «Следует ясно понимать, что постулируемый многими теориями абсолютный характер юридической определенности, который якобы следует из строгого приложения к жизни четко сформулированных (законодательных) правил, является иллюзией»2.

Конечно, следование правилам, установленным юристами, стабилизирует общественную жизнь, придает праву необходимую определенность, но с другой стороны, право также является экзистенциальной потребностью человека, оно обязательно и необходимо для жиз-

2 Ван Хук Марк. Указ. соч. С. 94.

ни, поскольку позволяет индивиду не только следовать предписаниям, но и развиваться творчески, свободно в соответствии с собственными мотивами, желаниями и предпочтениями. Человек, поступающий на работу, хочет, чтобы его трудоустройство было оформлено в соответствии с законом, защищающим его от произвола работодателей. Без трудового права жизнь индивида становится нестабильной и неустойчивой, поскольку отсутствие законодательной регламентации трудовой жизни грозит, прежде всего, благосостоянию индивида. Право, выступая мерой свободы, создает для человека среду защищенности, в рамках которой он строит свои жизненные стратегии. «Фактически все отрасли права направлены на оказание влияния на поведение людей. Управляя человеческим поведением вообще, право делает удобнее жизнь каждого индивида; социальная среда становится более безопасной благодаря эффективным уголовному праву и уголовной политике, регулированию дорожного движения и контролю за состоянием транспортных средств и т.д.; природная среда становится чище благодаря законодательству об охране окружающей среды и налогам на загрязнение (автомобили, курение, промышленность); вокруг стало красивее благодаря градостроительному законодательству и правилам о доступе к таким профессиям, как архитектор, и т.д. Поскольку право способствует желаемому поведению других, постольку оно способствует улучшению жизни индивида»3.

С эпохой постмодернизма происходят существенные изменения в культурной и правовой жизни общества. Во-первых, наблюдается постепенное размывание понятия нормы, непонимание сути дозволенного и недозволенного, смещение этих понятий и их подмена. Отсутствие определенности в понимании и фиксации правовой нормы порождает растерянность, как в среде профессиональных юристов, будь то законотворцы или правоприменители, так и со стороны гражданского населения. Факторами эффективности законодательства, правовой культуры, а также морально-нравственного сознания являются в современном мире политическая воля и политические интересы, а также техника, наука и технология. Л. Тернер в этой связи отмечает: «Проекцией в будущее негативных форм сочетания технологии

3 Ван Хук Марк. Указ. соч. С. 97.

и политического интереса можно считать мир киберпанка»4.

Во-вторых, одним из центральных понятий постмодернизма является «пастиш», характерный в первую очередь для художественного творчества ХХ столетия, но, став частью культуры, пастиш стал использоваться в политике и праве. Как отмечают современные исследователи метамодерна, выступающие с критикой постмодернизма, современное законодательство не лишено пастишизации, в результате чего оно утрачивает свою системность и логичность, включая элементы и фрагменты иных, подчас чуждых, подходов, превращаясь в суммативные совокупности разнородных положений, принципов и правил. И в этом смысле юриспруденция «бешеного принтера» рискует превратиться в «шизоюдицию»5. Отсутствие у индивида понимания системности права, системности правообразования и правоприменения порождают аномальность.

В-третьих. Ж. Бодрийар в работе «Фатальные стратегии» отмечает, что сегодня мы находимся в стадии триумфальной аномалии, которую не способен обуздать никакой принцип права или меры, более того, они взаимно увлекают друг друга6. С этим утверждением трудно не согласиться. Аномальность современного мира становится все жестче и отчетливее, понятие меры приобретает черты рудиментарности, наполняется неопределенным содержанием. И если исходить из тезиса, что право определяет меру социального поведения и общественных отношений (право как мера свободы), выступая в регулятивной функции, то в настоящее время понимание меры смещается, усиливая неопределенность социального регулирования. Виртуализация и символизация мира, превращение его в мир симулякров все больше отдаляют нас от реальности, поэтому в юридической литературе и раздаются призывы полностью или хотя бы частично отказаться от законодательства.

В начале XXI столетия в западной социально-гуманитарной и философской литературе

4 Тернер Л. Метамодернизм: краткое введение / Эрос и Космос [Электронный ресурс]. URL: http:// eroskosmos. org/metamodernist-manifesto (дата обращения: 08.09.2020).

5 Бавсун М. В., Попов Д. В. Метамодерн в праве: осцилляция в точке Канетти. Статья I. Пролиферация норм и разум // Научный Вестник Омской Академии МВД России. 2018. № 4 (71). С. 69.

6 Бодрийар Ж. Фатальные стратегии. М., 2017. С. 16.

появились попытки нового осмысления культурных модификаций, связанных со вступлением развитых стран в эпоху посткапитализма, общества потребления с пугающими идеологиями (вплоть до национализма и фашизма), напряженностью, противоречивостью, появлением новых медийных технологий, бурным развитием науки, техники и технологии, геополитических стратегий, дифференциацией населения планеты. Т. Вермюлен и Р. ван ден Аккер в работе «Заметки о метамодернизме», появившейся в 2010 г., используют термин «метамо-дернизм» для обозначения новой культурной логики. Авторы оповещают о конце предшествующей культурной стратегии с ее иронией, циничностью, бессистемностью, неопределенностью, шизоанализом, плюрализмом, субъективацией мира, отказом от ценностных традиций прошлого, фрагментарностью бытия. Они провозглашают поворот к неоромантизму и искренности, глубиноподобию эпохи пост-посткапитализма. В своей довольно туманной концепции авторы фиксируют регулярные осцилляции между модерном и постмодерном; обращение к необходимости описания «структуры чувства»; ощущение необходимости нового исторического поворота с опорой на целостность или холизм.

Новый социальный проект метамодернизма обозначается ими как культурная стратегия глобального капитализма7. И если распространить «структуру чувства», или эмоцию, восприятие за пределы искусства, обратиться к совместному коллективному правовому опыту, то тогда станет возможным, с точки зрения метамодернизма, достичь эффекта целостности, уйти от разрозненности и разорванности правовых феноменов и их плюралистической неопределенной трактовки. В этой особенности структуры чувства ощущается новая тотальность, искренность и оптимизм, утраченные в эпоху постмодерна. Коллективный правовой опыт способен ныне вращаться и обогащаться благодаря свободным сетевым контактам и взаимодействиям, стимулируемым доступностью недорогих и доступных для большинства компьютеров. «Для нас метамодернизм представляет собой момент нескончаемых радикальных, порой даже отчаянных сомнений, метание

7 Ван ден Аккер Р. и др. Метамодернизм. Историчность. Аффект и Глубина после постмодернизма: [пер. с англ. В. М. Липки; вступит. ст. А. В. Павлова]. М., 2019. С. 49.

между островами с тем, чтобы в конечном счете предпочесть один из них»8.

В статье М. В. Бавсуна и Д. В. Попова отмечается, что в метамодерне фиксируются колебания, осцилляции между модерном и постмодерном, что находит воплощение в усиливающейся противоречивости между определенностью и неопределенностью в праве. Колебание правовых норм между полюсами неопределенности и гиперопределенности — симптом метамодерна9. На общественные изменения влияют не только сознательные действия людей, но и та неопределенность, которая возникает в силу случайности, непредсказуемости и непреднамеренности. Неудивительно поэтому, что все долгосрочные прогнозы в социальной сфере имеют характер предостережений и могут не сбыться, а чаще всего и не сбываются, поскольку человеческая деятельность и человек, вооруженный знаниями и прогнозами, принимает определенные меры для выравнивания перекосов в социальной жизни с целью избегания глубоких кризисов. Но при этом доктри-нальное правовое сознание специалистов часто не поспевает за быстрыми, стремительными темпами тех социальных изменений, которые происходят в современном мире, возникают промежуточные юридические формы, которые в какой-то степени сохраняют традиционность, но лишь частично способны придать новому правовому содержанию адекватную юридическую форму. Как отмечает Люк Тернер в Манифесте метамодернизма, «настоящее является признаком двойного рождения непосредственности и устаревания»10.

Характеризуя метамодернизм, Ли Константину пишет: «Метамодернизм — это название туманного ощущения колебаний между различными творческими, философскими и политическими возможностями — колебаний, породивших аффекты, которые мы, следуя терминологии ван ден Аккера и Вермюлена, могли бы ассоциировать с такими наречиями, как "среди", "между" и "после"»11.

Метамодернизм делает акцент на традиционных правовых ценностях, воплощение которых не находит места в реальности. В данном контексте можно привести в качестве примера суд

8 Ван ден Аккер Р. и др. Указ. соч. С. 82.

9 Бавсун М. В., Попов Д. В. Указ. соч. С. 69.

10 Тернер Л. Указ. соч. (дата обращения: 08.09.2020).

11 Ван ден Аккер Р. и др. Указ. соч. С. 224.

присяжных, создание которого аргументировалось необходимостью реализации в судебной практике идеи справедливости. Но оказалось, что суд с участием присяжных заседателей часто принимает несправедливые решения как с точки зрения юристов-профессионалов, так и с точки зрения обыденного сознания рядовых граждан в силу их непонятной и излишней мягкости, или отсутствия правового чувства и в целом неуважения закона, который априори считается несправедливым.

Многие люди плохо разбираются в существующем законодательстве, но руководствуются в своих суждениях моральными принципами или представлениями о справедливости и добре, которые являются традиционными в данной национальной среде. Поэтому они рассчитывают при обращении в судебные органы на разумное и справедливое решение, а не на слепое следование юридическому закону. И в этом смысле для большинства справедливость совпадает с юридической определенностью. «Эти два понятия скорее представляют собой различные аспекты одного и того же явления: хорошо действующей правовой системы»12.

Метамодернисты отчетливо осознали кризис и конец постмодернизма с его фрагментарностью и неопределенностью. В центре их внимания живой, переживающий человек со своей

12 Ван Хук Марк. Указ. соч. С. 207.

«структурой чувства», глубиной и погружением в нее. Современная правовая культура нащупывает пути возврата к чувствующему субъекту.

Неопределенность права проникла в целый ряд различных типов правопонимания, да и сами законы стали отличаться существенной неопределенностью, о чем свидетельствует их противоречивость, неполнота и многозначность. Сумеет ли новый культурный дискурс вернуться к определенности права путем обращения к конкретному человеку, способствовать приданию отвлеченным понятиям справедливости, свободы, равенства однозначного смысла, — задача сложная, трудоемкая, но отвечающая вызовам времени. Нельзя не согласиться с выводом В. Д. Зорькина, который пишет: «Концепт права метамодерна, поднимающийся и над правом модерна, и над постмодернистскими типами право-понимания, предлагает более емкое осмысление правовых ценностей. Он, конечно же, должен вобрать в себя представления о человеке как о высшей ценности. Но это должен быть не абстрактный индивид как носитель абстрактных идей свободы, равенства и братства, а живой конкретный человек, являющийся представителем конкретного социума, члены которого соединены общей судьбой на своей земле»13.

13 Зорькин В. Д. Право метамодерна: постановка проблемы. М., 2019 [Электронный ресурс]. URL: https:// ks.sakha.gov.ru/ (дата обращения: 25.04.2020).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бавсун М. В., Попов Д. В. Метамодерн в праве: осцилляция в точке Канетти. Статья I. Пролиферация норм и разум // Научный Вестник Омской Академии МВД России. 2018. № 4 (71). С. 62-70.

2. Бодрийар Ж. Фатальные стратегии. М.: Рипол классик, 2017. 288 с.

3. Ван ден Аккер Р. и др. Метамодернизм. Историчность. Аффект и Глубина после постмодернизма: [пер. с англ. В. М. Липки; вступит. ст. А. В. Павлова]. М.: РИПОЛ классик, 2019. 494 с.

4. Ван Хук Марк. Право как коммуникация / Пер. с англ. М. В. Антонова и А. В. Полякова. СПб.: Издательский дом С.-Петерб. ун-та, ООО «Университетский издательский консорциум. 288 с.

5. Зорькин В. Д. Право метамодерна: постановка проблемы. М., 2019 [Электронный ресурс]. URL: https:// ks.sakha.gov.ru/ (дата обращения: 25.04.2020).

6. Тернер Л. Метамодернизм: краткое введение / Эрос и Космос [Электронный ресурс]. URL: http:// eroskosmos. org/metamodernist-manifesto (дата обращения: 08.09.2020).

REFERENCES

1. Bavsun M. V., Popov D. V. Metamodern v prave: oscillyaciya v tochke Kanetti. Stat'ya I. Proliferaciya norm i razum [Metamodern in Law: Oscillation at the Canetti Point. Article I. Proliferation of norms and reason]. Nauchnyj Vestnik Omskoj Akademii MVD Rossii [Scientific Bulletin of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2018. № 4 (71). Pp. 62-70. (In Russ.).

2. Bodrijar Zh. Fatal'nye strategii [Fatal strategies]. M.: Ripol klassik, 2017. 288 p. (In Russ.).

3. Van den Akker R. and others. Metamodernizm. Istorichnost'. Affekt i Glubinaposlepostmodernizma: per. s angl. V. M. Lipki; vstupit. st. A. V. Pavlova [Metamodernism. Historicity. Affect and Depth after Postmodernism: per. from the English V. M. Lipka; intro. art. A. V. Pavlov]. M.: RIPOL klassik, 2019. 494 p. (In Russ.).

4. Van Xuk Mark. Pravo kak kommunikaciya / Per. s angl. M. V. Antonova i A. V. Polyakova [Law as communication / Translated from the English by M. V. Antonov and A. V. Polyakov]. SPb.: Izdatel'skij dom S.-Peterb. un-ta, OOO «Universitetskij izdatel'skij konsorcium. 288 p. (In Russ.).

5. Zor'kin V. D. Pravo metamoderna: postanovka problemy [Metamodern right: problem statement] M., 2019 [Elektronnyj resurs]. URL: https://ks.sakha.gov.ru/ (data obrashheniya 25.04.2020). (In Russ.).

6. Terner L. Metamodernizm: kratkoe vvedenie [Metamodernism: A Brief Introduction] / Eros i Kosmos [Elektronnyj resurs]. URL: http:// eroskosmos. org/metamodernist-manifesto (data obrashheniya 08.09.2020). (In Russ.).

Для цитирования:

Медушевская Н. Ф. Проблема определенности права в метамодернистском теоретическом дискурсе // Государственно-правовые исследования. 2021. Вып. 4. С. 213-218.

For citation:

Medushevskaya N. F. Problema opredelennosti prava v metamodernistskom teoreticheskom diskurse [The problem of the certainty of law in the meta-modernist theoretical discourse]. Gosudarstvenno-pravovyye issledovaniya [State Legal Research]. 2021. Issue 4. Pp. 213-218. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.