ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСЧЕТНОГО ИЗБЫТОЧНОГО
ДАВЛЕНИЯ ВЗРЫВА
А.В. Колтунчик, курсант А.Л. Буякевич, начальник кафедры Гомельский инженерный институт МЧС Республики Беларусь,
г. Гомель
Главным критерием отнесения к категории Б по взрывопожарной опасности является избыточное давление взрыва пылевоздушной смеси, которое должно превышать 5 кПа [1].
Расчет избыточное давление взрыва пылевоздушной смеси, АР, осуществляется по формуле:
Ар = т' Нт ' Ро' ^ .1 (1)
^ св'р в' Ср 'То н
где АР - расчетное избыточное давление взрыва, кПа;
т - расчетная масса взвешенной в объеме помещения горючей пыли, образовавшейся в результате аварийной ситуации, кг;
НТ - теплота сгорания, Дж-кг-1;
Р0 - начальное атмосферное давление, кПа (допускается принимать равным 101 кПа);
2 - доля участия взвешенной горючей пыли при сгорании пылевоздушной смеси;
-5
Усв - свободный объем помещения, м ;
Ср - теплоемкость воздуха, Дж-кг-1-К-1;
То - начальная температура воздуха, К;
Кн - коэффициент, учитывающий негерметичность помещения и неадиабатичность процесса горения;
рВ - плотность воздуха до взрыва при начальной температуре Т0,
-5
кг-м- , вычисляемая по формуле:
л _ 1293
р (1 +0,00367) ' (2)
где ^ - расчетная температура, °С.
Анализ формулы (1) показал ее некорректность. Это заключается в том, что вычисляемая величина АР не является расчетным избыточным давлением взрыва. Сущность расчетного избыточного давления взрыва является величина, определяемая как разность между расчетным давлением взрыва Рвзр, кПа, и начальным (атмосферным) давлением Р0, кПа. Данное выражение представим в виде формулы:
АР = Рвзр - Ро. (2.1)
Если же упростить формулу 1, определив ее правую часть как произведение начального (атмосферного) давления и переменной величины к, равной:
* _ тНТг2 .1 , (3)
УСВ 'рВ 'СР 'Т0 КП
где к - безразмерный коэффициент пропорциональности, отражающий во сколько раз, выделившаяся при взрыве пыли, энергия будет больше энергии необходимой для нагрева воздуха в помещении до рабочей температуры. Это выражение можно представить в виде формулы:
* _ Овыд (4)
Онеобх
где Qвыд - энергия, выделившаяся в результате взрыва пыли, Дж:
О _ Ш'Нт-2 (5)
¿¿выд 7 ? К-1;
кн
Онеобх - энергия, необходимая для нагрева воздуха в помещении до рабочей температуры, Дж:
Онеобх _ Чя'РВ СР Т , (6)
Следовательно, формулу (1) можно преобразовать в выражение:
АР _ Ро- к. (7)
Из данного выражения следует, что определяется не расчетное избыточное давление взрыва, а изменение начального (атмосферного) давления в результате взрыва пылевоздушной смеси, т.е. расчетное давление взрыва. Следовательно, чтобы определить расчетное избыточное давление взрыва необходимо учесть первоначальное давление в помещении, т.е. Р0, принимаемое 101 кПа. Значит, выражение (5) необходимо преобразовать в выражение:
АР _ Ро- к-Ро, (8)
и далее
АР _ Ро-(к-1). (9)
Откуда следует, что формула 1 должна быть преобразована в
формулу:
АР _ т'Нт' Ро .± - Р0 , (10)
^СВ ' рв 'СР 'То кн
или:
Л
АР _ Ро-
т - НТ -2 1
ч УСв ' р В ' СР ' То кн
Следовательно, переменная к должна быть более 1. То есть:
(11)
к _ т-Нт>!. (12)
^СВ ' р В ' СР ' То кн
В случае если величина переменной k не будет превышать 1, то расчетное избыточное давление взрыва должно приниматься равным нулю.
Список использованной литературы
1. ТКП 474-2013 Категорирование помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности [Электронный ресурс]. - Полнотекст. информ.-поисковая система «СтройДОКУМЕНТ 5.0» (680 Мб). - Минск: НПП РУП «Стройтехнорм», 2013. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
АСПЕКТЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ФИЛЬТРОВ ТВЕРДЫХ ЧАСТИЦ ДИЗЕЛЕЙ
А.Н. Кондратенко, преподаватель, к.т.н.
Д.А. Плужниченко, курсант Национальный университет гражданской защиты Украины,
г.Харьков
На сегодняшний день на территории Европейского союза, Украины и Российской Федерации действуют законодательно установленные нормы экологических показателей дизельных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) Правил ЕЭК ООН № 49 (для легковых автотранспортных средств (АТС)) и № 96 (для грузовых АТС, автотракторной и специальной техники) уровней EURO V, III и IV соответственно [1, 2]. По своей эквивалентной токсичности такой нормируемый вредоносный компонент ОГ, как твердые частицы (ТЧ), занимает второе место. При этом для приведения их экологических показателей к уровню этих норм используются фильтры твердых частиц (ФТЧ) дизелей как традиционной, так и нетрадиционной конструкции [3, 4].
Это актуально для АТС, находящихся в эксплуатации, и не оснащенных с момента выпуска системами очистки отработавших газов (ОГ) от их вредоносных составляющих. И особую актуальность эта задача приобретает для АТС и специальной техники (в том числе и Государственной службы по чрезвычайным ситуациям Украины), работающих в условиях ограниченного воздухообмена и/или местах скопления людей, мест с особыми экологическими требованиями - это маневровые тепловозы, строительные, складские, шахтные машины, судна в акватории курортных городов, специальная и военная техника, транспорт в мегаполисах и любые АТС в природоохранных и рекреационных территориях. При этом к некоторым типам АТС, работающим в условиях