Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА КАСПИЙСКОГО МОРЯ: ПОЗИЦИЯ ИРАНА'

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА КАСПИЙСКОГО МОРЯ: ПОЗИЦИЯ ИРАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
47
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАСПИЙСКОЕ МОРЕ / ПРИКАСПИЙСКИЙ РЕГИОН / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИРАН / АЗЕРБАЙДЖАН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Андреева Екатерина Сергеевна

В статье проводится анализ позиции Ирана по вопросу определения границ на Каспии. Отсутствие Конвенции о правовом статусе Каспийского моря приводит к значительному количеству разногласий между прикаспийскими государствами. Снятие санкций с Ирана заметно изменило и усилило политику Ирана в регионе. Мониторинг основных иранских СМИ позволяет понять отношение властей страны к проблемам Каспийского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF DETERMINATION OF THE LEGAL STATUS OF THE CASPIAN SEA: VIEW OF IRAN

The article analyzes the position of Iran on the issue of delimitation of the Caspian Sea. The absence of the Convention Caspian Sea leads to a considerable number of disagreements between the Caspian states. Removing sanctions against Iran significantly changed and strengthened Iran's policy in the region. Monitoring of Iranian media allows to understand the attitude of the governance to the problems of the Caspian region.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА КАСПИЙСКОГО МОРЯ: ПОЗИЦИЯ ИРАНА»

УДК 341:327

Е. С. Андреева

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА КАСПИЙСКОГО МОРЯ: ПОЗИЦИЯ ИРАНА

АНДРЕЕВА Екатерина Сергеевна - стажер Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации, младший научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ). 125413, ул. Флотская, д. 15Б, Москва, Россия. E-mail: proforg816@yandex.ru.

В статье проводится анализ позиции Ирана по вопросу определения границ на Каспии. Отсутствие Конвенции о правовом статусе Каспийского моря приводит к значительному количеству разногласий между прикаспийскими государствами. Снятие санкций с Ирана заметно изменило и усилило политику Ирана в регионе. Мониторинг основных иранских СМИ позволяет понять отношение властей страны к проблемам Каспийского региона.

КАСПИЙСКОЕ МОРЕ; ПРИКАСПИЙСКИЙ РЕГИОН; МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО; ИРАН; АЗЕРБАЙДЖАН

Каспийское море до сих пор является регионом, правовой статус которого не определен, что вызывает обеспокоенность прикаспийских государств и порождает ряд проблем в отношениях между ними.

Вопрос определения границ на Каспийском море вставал между прикаспийскими государствами неоднократно. Были приняты ряд важных договоров по данному вопросу.

В Договоре между РСФСР и Персией от 26 февраля 1921 г. определяется, что «Обе Высокие Договаривающиеся Стороны согласны признавать и соблюдать границу между Персией и Россией в том виде и начертании, как она была установлена Разграничительной Комиссией 1881 года. <...>» [1].

Договор о торговле и мореплавании между Союзом Советских Социалистических Республик и Ираном (Тегеран, 25 марта 1940 года)

285

содержал обязательства: «Договаривающиеся Стороны соглашаются предоставлять друг другу режим наиболее благоприятствуемого государства в том, что касается перевозки пассажиров, багажа, товаров и других грузов по железным дорогам и вообще по сухопутным, водным и воздушным путям» (ст. 11) [2].

После распада Союза Советских Социалистических Республик правовой статус Каспийского моря изменился, что привело к обострению противоречий в позициях прикаспийских государств относительно принадлежащей им территории. Прикаспийские государства предлагают различные пути решения статуса Каспийского моря, однако к единому мнению государства пока не пришли.

Азербайджанская Республика распространила свой суверенитет над сектором Каспийского моря и закрепила его в своих нормативно-правовых актах. В Конституции Азербайджанской Республики территория данного государства определена как «Внутренние воды Азербайджанской Республики, принадлежащий Азербайджанской Республике сектор Каспийского моря (озера), воздушное пространство над Азербайджанской Республикой - составные части территории Азербайджанской Республики» (ст. 11).

В Конституциях других прикаспийских государств районы Каспийского моря не указаны в качестве государственной территории.

Проблема определения статуса Каспийского моря обсуждается не только на высоком межгосударственном уровне, она также является предметом дискуссий в различных структурах гражданского общества прикаспийских государств. В последнее время проблеме Каспия стало уделяться повышенное внимание и в иранском обществе.

С июля 2016 г. иранские СМИ стали значительно больше внимание уделять проблеме статуса Каспийского моря. Так, издательство «Радио Фарда» (персидская служба «Радио Свобода») акцентирует внимание на том, что Иран является единственной страной прикаспийского региона, которая не воспользовалась запасами нефти и газа в Каспийском море. «Иранское трудовое агентство новостей» (Ппалг) еще в мае 2016 г. выпустило сообщение, что губернатор иранской провинции Гилян Мохаммадали Наджафи объявил о стремлении норвежских компаний

участвовать в нефтегазовых проектах Ирана в Каспийском море, особенно в районе нефтяного месторождения Сардар-е Джангал. Иран и норвежским Statoil уже начали переговоры по разработке нефтяных и газовых проектов на территории Ирана. Наджафи также отметил, что после снятия санкций, иностранные инвесторы продемонстрировали готовность принять участие в иранских нефтегазовых проектах на Каспии. Он добавил, что иностранные компании выражали желание в участии в проектах на Каспии еще до начала санкций (Iran Petroleum Contracts).

«Иранское студенческое новостное агентство» (isna.ir) накануне встречи глав МИД прикаспийских государств (состоялась 13-14 июля с.г.) опубликовало новость, согласно которой Ибрагим Рахимпур, заместитель министра иностранных дел Ирана в интервью ИСНА сообщил, что завершить подготовку Конвенции планируется к Каспийскому саммиту, который, по его словам, состоится лишь в первой половине 2017 года.

Особое внимание в иранских СМИ накануне встречи глав МИД прикаспийских государств было уделено отношениям между ИРИ и Казахстаном. Так, был отмечен высокий уровень двустороннего сотрудничества, развитие экономических связей в свете отмены санкций. В настоящее время, согласно СМИ обеих стран, Иран рассчитывает на посредничество Казахстана в сотрудничестве с ЕАЭС.

Накануне встречи министров заместитель министра иностранных дел Ирана Ибрагим Рахимпур, указав на позиции 5 стран каспийского региона, отметил, что обсуждения по теме идут в нескольких направлениях. Некоторые пункты конвенции уже сформулированы, но по поводу некоторых вопросов, в т.ч. вопрос базовой линии и разделения дна переговоры продолжаются и до сих пор общего согласия не достигнуто.

«Радио Фарда» также отмечает, что уже заключены двусторонние и многосторонние договоры между Россией, Казахстаном, Азербайджаном и Туркменистаном, однако это вызывает обеспокоенность иранской стороны.

В свою очередь СМИ Казахстана, России и других прикаспийских государств отмечают, что после встречи министров иностранных дел в Астане представители Казахстана сообщили о дополнительном обсуждении по четырем вопросам. В то же время иранская сторона

заявила, что обсуждения требуют семь вопросов, в числе которых -демаркация границ.

Сайт «Iran Front Pages» сразу после выступления министра иностранных дел Ирана опубликовал его речь. В выступлении на саммите глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф определил три основных направления, по которым Иран готов к совместной работе со всеми странами прикаспийского региона. В первую очередь он отметил вопросы поддержания мира и безопасности в регионе. По словам министра, устойчивый мир и стабильность в Каспийском море имеет фундаментальное значение для региональных стран и правительств. Отдельно министр отмечает, что необходимо обеспечить мирное использование моря, а также запрещение военного присутствия третьих лиц в море.

Вторым важным направлением сотрудничества прикаспийских стран является сохранение окружающей среды и охрана биологических ресурсов моря.

Однако главным аспектом для Ирана является вопрос демаркации морских границ моря. В этой связи министр озвучил позиции, на которых Тегеран настаивает с 1990-х годов. Суть ее заключается в том, что каждой прикаспийской стране должен отойти 20-процентный сектор Каспийского моря.

Таким образом, на данный момент иранская сторона не заинтересована в предполагаемом подписании на саммите Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Представители МИД Ирана постоянно отмечают, что для Ирана важно получение северной части иранского сектора Каспийского моря. Понятно, что данная позиция не устраивает другие страны прикаспийского региона.

Несмотря на активизацию в иранских СМИ обсуждения вопросов статуса Каспийского моря и возможного подписания Конвенции, представляется, что иранская сторона будет и дальше тормозить данный процесс. Как известно, в настоящее время Иран имеет возможность использовать свою часть Каспийской акватории, получая морепродукты, икру и т.д. До настоящего времени Тегеран не рассматривает Каспийское море как основной энергетический ресурс, в связи с чем он не

заинтересован в подписании невыгодного для него документа, а неопределенный статус Каспийского моря для Тегерана удобнее, чем подписание Конвенции.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Документы внешней политики СССР. М., 1959. Т. 3. С. 536-544.

2. Сборник торговых договоров и соглашений по торгово-экономическому сотрудничеству СССР с иностранными государствами. 1 том, М.: Экономика, 1977. С. 301-313.

ANDREEVA, Ekaterina S. - graduate student of Diplomatic Academy Ministry of foreign affairs of the Russian Federation, Junior Researcher of Russian Institute for Strategic Studies. 125413, Flotskaya str., 15B, Moscow, Russia. E-mail: proforg816@yandex.ru.

THE PROBLEM OF DETERMINATION OF THE LEGAL STATUS OF THE CASPIAN SEA: VIEW OF IRAN

The article analyzes the position of Iran on the issue of delimitation of the Caspian Sea. The absence of the Convention Caspian Sea leads to a considerable number of disagreements between the Caspian states. Removing sanctions against Iran significantly changed and strengthened Iran's policy in the region. Monitoring of Iranian media allows to understand the attitude of the governance to the problems of the Caspian region.

THE CASPIAN SEA; THE CASPIAN REGION; INTERNATIONAL COOPERATION; IRAN; AZERBAIJAN

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.