Научная статья на тему 'Проблема определения оснований применения судопроизводства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение в особом производстве'

Проблема определения оснований применения судопроизводства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение в особом производстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1453
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБОЕ ПРОИЗВОДСТВО / СУДОПРОИЗВОДСТВО ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ / СВОЙСТВО КОМПЕНСАЦИОННОСТИ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СУДОПРОИЗВОДСТВА / SPECIAL PRODUCTION / PROCEEDINGS ON ESTABLISHING LEGAL FACTS / COMPENSATORY PROPERTY / ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS / BASE APPLICATION PROCEEDINGS CONCERNING ESTABLISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Золотухин Александр Дмитриевич

Категории дел особого производства востребованы практикой. Прежде всего, это относится к такой категории дел особого производства, как дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Законодатель установил, что установление, регистрация учетов фактов, имеющих юридическое значение, выдача документов, подтверждающих их наличие, является функцией административных органов государства. Эта функция государственных органов, как правило, выполняется. В случае, если административный орган отказывается установить или зарегистрировать юридический акт, то для разрешения возникшего конфликта возможно применение судопроизводства, возникающего из публичных правоотношений. В представленном исследовании возможные ситуации, когда рассматриваются административные органы государства, выполняющие функцию регистрации и учета юридических актов, выдачу документов, подтверждающих их существование, не могут установить требуемый юридический акт по независящим от них причинам. Исследуя ситуации надобности применения судопроизводства при установлении фактов, имеющих юридическое значение в особом производстве, которые установили ученые-процессуалисты, сделан вывод о том, что эти исследования являются теоретической основой надобности применения исследуемой категории особого производства в настоящее время. Сделан вывод, что надобность судопроизводства об установлении фактов, имеющих юридическое значение в особом производстве в современный период, определяется необходимостью уравновешивания деятельности законодателя в распределении между административными органами функций по установлению или регистрации требуемых юридических актов; необходимостью возмещения или замены выполнения функции административных органов в регистрации требуемых юридических фактов в различных ситуациях, когда административные органы не могут выполнять эти функции по независящим от них обстоятельствам. В результате произведенного исследования делается вывод о том, что деятельность суда при применении судопроизводства об установлении фактов, имеющих юридическое значение в особом производстве, носит компенсационный характер, а сама исследуемая категория особого производства обладает свойством компенсационности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF DEFINING OF BASEMENTS FOR USE OF LEGAL PROCEDURE ON DEEDS ABOUT ESTABLISHMENT OF FACTORS, HAVING LAW MEANING IN SPECIAL PROCEDURE

Categories of cases special production demand practice. First of all, it refers to a category of cases of special proceedings, as the case of establishing the facts of legal significance. The legislator has established that the establishment, registration based on the facts of legal significance, the issuance of documents confirming their availability is a function of administration of the State. The function of government agencies, usually performed. If the administrative authority refuses to install or register a legal act, for the resolution of the conflict is possible to use legal proceedings arising out of public relations. In the present study, was examined the possible situation where the administrative authorities of the state, performing the function of registration and recording of legal acts, the issuance of documents confirming their existence, cannot establish the required legal act for reasons beyond their control. Investigating the situation of need application proceedings concerning establishment of facts of legal significance in a particular industry, the researchers found that legal procedure, was concluded that these studies are the theoretical basis for the application of the study need special category of production at the moment. Was made conclusion that the need for legal proceedings concerning establishment of facts of legal significance in a special production in the modern period is determined by the need to balance the activities of the legislator in the distribution of functions between administrative authorities to establish or registration required legal acts; the need to recover or replace the function of administrative bodies in the required registration of legal facts in a variety of situations where the administrative authorities cannot perform these functions due to circumstances beyond their control. As a result, was concluded that the activities of the court proceedings in the application of establishing the facts of legal significance in a particular industry, is compensatory in nature, and she studied special category of production has the property compensation.

Текст научной работы на тему «Проблема определения оснований применения судопроизводства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение в особом производстве»

УДК 347

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВАНИЙ ПРИМЕНЕНИЯ СУДОПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ФАКТОВ, ИМЕЮЩИХ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ОСОБОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

© Александр Дмитриевич ЗОЛОТУХИН

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и арбитражного процесса, e-mail: kafgptsp@yandex.ru

Категории дел особого производства востребованы практикой. Прежде всего, это относится к такой категории дел особого производства, как дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Законодатель установил, что установление, регистрация учетов фактов, имеющих юридическое значение, выдача документов, подтверждающих их наличие, является функцией административных органов государства. Эта функция государственных органов, как правило, выполняется. В случае, если административный орган отказывается установить или зарегистрировать юридический акт, то для разрешения возникшего конфликта возможно применение судопроизводства, возникающего из публичных правоотношений. В представленном исследовании возможные ситуации, когда рассматриваются административные органы государства, выполняющие функцию регистрации и учета юридических актов, выдачу документов, подтверждающих их существование, не могут установить требуемый юридический акт по независящим от них причинам. Исследуя ситуации надобности применения судопроизводства при установлении фактов, имеющих юридическое значение в особом производстве, которые установили ученые-процессуалисты, сделан вывод о том, что эти исследования являются теоретической основой надобности применения исследуемой категории особого производства в настоящее время. Сделан вывод, что надобность судопроизводства об установлении фактов, имеющих юридическое значение в особом производстве в современный период, определяется необходимостью уравновешивания деятельности законодателя в распределении между административными органами функций по установлению или регистрации требуемых юридических актов; необходимостью возмещения или замены выполнения функции административных органов в регистрации требуемых юридических фактов в различных ситуациях, когда административные органы не могут выполнять эти функции по независящим от них обстоятельствам. В результате произведенного исследования делается вывод о том, что деятельность суда при применении судопроизводства об установлении фактов, имеющих юридическое значение в особом производстве, носит компенсационный характер, а сама исследуемая категория особого производства обладает свойством компенсационности.

Ключевые слова: особое производство; судопроизводство об установлении юридических фактов; свойство компенсационности; административное производство; основания применения судопроизводства об установлении фактов, имеющих юридическое значение в особом производстве.

Судопроизводство по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, как категория особого судопроизводства сохранена в действующем с 1 февраля 2003 г. Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (ГПК РФ) (гл. 28 ст. 264268 ГПК РФ).

Суды общей юрисдикции на основании ГПК РФ в настоящее время, разрешая дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение в порядке особого судопроизводства, способствуют осуществлению прав граждан и организаций, возникающих из гражданских, семейных, трудовых и иных правоотношений, тем самым достигая цели гражданского судопроизводства (ст. 2 ГПК

РФ), одной из которых является защита законных интересов субъектов гражданских правоотношений.

Суд, применяя исследуемую категорию особого производства, устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций (ч. 1 ст. 264 ГПК РФ).

Законодатель установил, что установление, регистрация и учет фактов, имеющих юридическое значение, выдача документов, подтверждающих их наличие, которые необходимы для осуществления материального права, является функцией административных органов государства. Эту функцию осущест-

вляют специальные государственные органы, у которых установление, регистрация и учет фактов, имеющих юридическое значение, выдача документов, подтверждающих их существование, является основной функцией. К ним относятся органы ЗАГСА, органы нотариата [1; 2]. Эти функции могут выполнять и другие государственные органы, которым законодатель предоставил на это право. Эта функция государственных органов, как правило, выполняется.

Если установление или регистрация юридических фактов является обязанностью административных органов государства, а административные органы отказываются это сделать не потому, что не могут, а по любым другим причинам, или субъект не согласен с решением административного органа, то в этом случае для разрешения данного конфликта можно применить судопроизводство, возникающее из публичных правоотношений: судопроизводства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (гл. 25 ГПК РФ), или исковое судопроизводство.

Однако возможны ситуации, когда административные органы государства, выполняющие функцию регистрации и учета юридических фактов, выдачу документов, подтверждающих их существование, в определенных случаях не могут установить требуемый юридический факт по независящим от них причинам.

Учеными-процессуалистами исследовались ситуации надобности применения судопроизводства об установлении юридических фактов в особом производстве. Наиболее точно эти ситуации были определены и сформулированы профессором Р.Ф. Калли-стратовой. По ее мнению, применение исследуемой категории особого производства определяется следующими ситуациями: судебное «установление требуемого юридического факта необходимо, так как законодатель или не предусмотрел административную форму регистрации данного юридического факта вообще; или законодатель предусмотрел административную форму регистрации юридических фактов, но она по каким-либо причинам не была использована; или юридические

факты были зафиксированы надлежащим образом, но документы, подтверждающие эти юридические факты, не сохранились и восстановлению не подлежат»; или «когда документы, подтверждающие факт, имеются, но в них при составлении вкралась ошибка или неточность, делающая документ бездоказательным, исправить которую в настоящее время невозможно», вследствие отсутствия административного органа, его регистрировавшего и выдававшего [3; 4, с. 249].

В настоящее время в результате изменений общественно-экономических отношений изменяется и законодательство, что требует нового осмысления ситуаций, определяющих надобность применения исследуемой категории особого производства. При этом исследования профессора Р.Ф. Каллистратовой являются теоретической основой надобности применения исследуемой категории особого производства в настоящее время.

Анализируя действующее законодательство, регулирующее судопроизводство об установлении фактов, имеющих юридическое значение в особом производстве, можно сделать вывод о том, что надобность его существования в современный период определяется следующими ситуациями.

Во-первых, необходимостью уравновешивания деятельности законодателя. Эта необходимость вызвана его ошибками в распределении между административными органами при формировании норм материального права функций по установлению или регистрации требуемых юридических фактов, выдачи документов об этом. Это относится к такой возможной ситуации, когда законодатель при принятии норм материального права вообще не предусмотрел какую-либо форму регистрации юридического факта, входящего в состав этой нормы материального права.

Эти ошибки законодателя при формировании норм материального права можно объяснить сложностью этой процедуры, когда предусмотреть все возможные практические ситуации применения материального права невозможно. Поэтому законодатель оставил открытым перечень юридических фактов, которые могут быть установлены с применением исследуемой категории особого производства (п. 10 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ). Законодатель не должен допускать данные ошибки

даже исходя из сложности процедуры формирования норм материального права. Однако это объективно невозможно.

Особенностью применения судебного установления фактов, имеющих юридическое значение в особом производстве, в настоящее время является то, что законодатель при формировании норм материального права специально определяет применение исследуемой категории особого производства для установления определенных юридических фактов, исходя из их значимости или исходя из того, что судебное установление юридических фактов в особом производстве является приоритетной формой перед административной, т. к. она более объективна и демократична, где отсутствует возможность административного давления.

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в настоящее время надобность применения судебного установления юридических фактов в особом производстве приобретает новое значение.

Во-вторых, необходимостью возмещения или замены выполнения функции административных органов в регистрации требуемых юридических фактов. Эту функцию административные органы не могут выполнить по независящим от них обстоятельствам. Эта необходимость может проявляться в различных ситуациях.

Возможно возникновение такой ситуации, когда законодатель предусмотрел административный порядок регистрации требуемого юридического факта и правила административной регистрации требуемого юридического факта, но этот административный порядок и его правила по каким-либо причинам не были использованы. Когда же возникла потребность в регистрации требуемого юридического факта, административный орган, на который возложена обязанность его регистрации, не может этого сделать по причинам, от него не зависящим. Правила, применяемые для административной регистрации требуемого юридического факта, по каким-либо причинам не могут быть соблюдены.

Потребность в исследуемой категории особого производства определяется в необходимости возмещения или замены выполнения функций административных органов в регистрации требуемых юридических фактов. Это такая возможная ситуация, когда

юридические факты были зафиксированы надлежащим образом соответствующими административными органами, однако, при возникновении потребности у субъектов правоотношений в получении или восстановлении утраченных ими документов о регистрации требуемых юридических фактов административные органы не могут выдать необходимые документы, подтверждающие эти факты, т. к. эти документы по различным причинам не сохранились и восстановлению не подлежат. Именно эта ситуация нарушения нормальной работы административных органов по регистрации юридических фактов и выдаче документов о регистрации в исключительный послевоенный период определила появление судопроизводства об установлении фактов, имеющих юридическое значение в особом производстве.

Необходимость возмещения или замены выполнения функции административных органов возникает и в такой возможной ситуации, когда административный орган, регистрировавший юридический факт и выдавший документ о его регистрации, допустил при этом ошибку или неточность. В этом случае документ о регистрации требуемого юридического факта не может выполнять свою роль доказательства его наличия. Исправление в документе о регистрации требуемого юридического факта, обнаруженной ошибки или неточности также становится невозможным вследствие того, что орган, выдавший данный документ о регистрации требуемого юридического факта, перестал существовать.

Из анализа вышеуказанных ситуаций, определяющих надобность исследуемой категории особого производства, следует, что ее применение определяется как ошибками законодателя при распределении обязанности между административными органами по установлению или регистрации юридических фактов при формировании норм материального права, так и невозможностью административных органов выполнять свои функции по регистрации юридических фактов и выдаче документов об их регистрации по причинам, от них не зависящим. Иначе существование исследуемой категории особого производства и возможное ее применение определяется тем, что законодательные органы, предназначенные для распределения обязанности установления или регистрации тре-

буемых юридических фактов между административными органами, а также административные органы, непосредственно занимающиеся регистрацией требуемых юридических фактов и выдачей документов об их регистрации, не срабатывают, при этом последние -по причинам, от них не зависящим. Исследуемая категория особого производства как бы уравновешивает деятельность законодателя, исправляя его ошибки в распределении обязанности по установлению или регистрации юридических фактов между административными органами, а также возмещает и заменяет деятельность административных органов по регистрации юридических фактов и выдаче документов об этом. В этом случае можно сделать вывод о том, что деятельность суда при применении исследуемой категории особого производства носит компенсационный характер, а сама исследуемая категория особого производства обладает свойством компенсационности.

Термин «компенсационность» по своему содержанию наиболее полно отражает совокупность всех указанных моментов, определяющих надобность существования и применения исследуемой категории особого производства. Этот термин используется в двух значениях. Под компенсацией, в первом значении, понимается возмещение, во втором значении - это уравновешение чего-то нарушенного [5]. Кроме того, под возмещением понимается замена чем-нибудь недостающего или утраченного [5]. Эти два значения полностью соответствуют особенностям указанных основных моментов применения исследуемой категории особого производства, т. е. отражают материальную природу определяемого свойства. Свойство компенсацион-ности было заложено в исследуемую категорию особого производства с момента его появления в особом гражданском производстве, существовало в период становления и существует в настоящее время. Компенсацион-ность - отличительное свойство исследуемой категории особого производства, определяющее материально-правовую природу его применения.

В настоящее время свойство компенса-ционности судопроизводства об установлении фактов, имеющих юридическое значение в особом производстве, проявляется следующим образом. Существование исследуе-

мой категории особого производства в настоящее время определяется не только надобностью ее применения при наступлении исключительных обстоятельств, нарушении нормальной деятельности государственных органов, но и надобностью ее применения без наступления этих исключительных обстоятельств. Это проявляется в том, что законодатель не только устанавливает возможное применение исследуемой категории особого производства в случае невозможности применения административного порядка установления или регистрации требуемых юридических фактов и выдачи документов об этом, но и устанавливает применение исследуемой категории вместо этой административной формы вообще. Это расширяет практические возможности применения исследуемой категории. В этом случае законодатель определяет исследуемую категорию особого производства в качестве единственно возможной для установления ряда важных юридических фактов, приоритетной по сравнению с применением административной формы установления определенных требуемых юридических фактов. Это указывает на то, что законодатель не только сохраняет исследуемую категорию особого производства, но и совершенствует ее, расширяя возможности ее применения.

1. Об актах гражданского состояния: федеральный закон от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ (с послед. изм. и доп. от 25.10.2001 г., 29 апреля 2002 г., 22 апреля 2003 г.) // СЗ РФ. 1997. № 21. Ст. 1930.

2. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 14 февраля 1993 г. // Ведомости РФ. 1993. № 10. Ст. 357.

3. Каллистратова Р.Ф. Установление юридических фактов судом. М., 1958.

4. Научно-практический комментарий к ГПК РСФСР / под ред. Р.Ф. Каллистратовой, В.К. Пучинского. М., 1965.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1987.

1. Ob aktakh grazhdanskogo sostoyaniya: federal'nyy zakon ot 15.11.1997 g. № 143^ ^ posled. 1 dop. ot 25.10.2001 29 aprelya 2002 22 aprelya 2003 g.) // SZ RF. 1997. № 21. St. 1930.

BeoTHHK Try, BtmyoK 1 (1), 2015

2. Osnovy zakonodatel'stva Rossiyskoy Fede-ratsii o notariate ot 14 fevralya 1993 g. // Vedomosti RF. 1993. № 10. St. 357.

3. Kallistratova R.F. Ustanovlenie yuridicheskikh faktov sudom. M., 1958.

4. Nauchno-prakticheskiy kommentariy k GPK RSFSR / pod red. R.F. Kallistratovoy, V.K. Puchinskogo. M., 1965.

5. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka / pod red. N.Yu. Shvedovoy. M., 1987.

nooTynuna b pega^uro 5.03.2015 r.

UDC 347

PROBLEM OF DEFINING OF BASEMENTS FOR USE OF LEGAL PROCEDURE ON DEEDS ABOUT ESTABLISHMENT OF FACTORS, HAVING LAW MEANING IN SPECIAL PROCEDURE

Aleksander Dmitriyevich ZOLOTUKHIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Jurisprudence, Associate Professor of Civil and Arbitration Process Department, e-mail: kafgptsp@yandex.ru

Categories of cases special production demand practice. First of all, it refers to a category of cases of special proceedings, as the case of establishing the facts of legal significance. The legislator has established that the establishment, registration based on the facts of legal significance, the issuance of documents confirming their availability is a function of administration of the State. The function of government agencies, usually performed. If the administrative authority refuses to install or register a legal act, for the resolution of the conflict is possible to use legal proceedings arising out of public relations. In the present study, was examined the possible situation where the administrative authorities of the state, performing the function of registration and recording of legal acts, the issuance of documents confirming their existence, cannot establish the required legal act for reasons beyond their control. Investigating the situation of need application proceedings concerning establishment of facts of legal significance in a particular industry, the researchers found that legal procedure, was concluded that these studies are the theoretical basis for the application of the study need special category of production at the moment. Was made conclusion that the need for legal proceedings concerning establishment of facts of legal significance in a special production in the modern period is determined by the need to balance the activities of the legislator in the distribution of functions between administrative authorities to establish or registration required legal acts; the need to recover or replace the function of administrative bodies in the required registration of legal facts in a variety of situations where the administrative authorities cannot perform these functions due to circumstances beyond their control. As a result, was concluded that the activities of the court proceedings in the application of establishing the facts of legal significance in a particular industry, is compensatory in nature, and she studied special category of production has the property compensation.

Key words: special production; proceedings on establishing legal facts; compensatory property; administrative proceedings; base application proceedings concerning establishment of facts of legal significance in a particular industry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.