УДК 159.9
ПРОБЛЕМА ОФОРМЛЕНИЯ ВНЕШНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ВКЛЮЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В НОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
И.В. Бондаренко (Чита)
Работа выполнена в рамках АВПЦ «Развитие научного потенциала высшей школы на 2009-2010 годы».
Аннотация. Представлены результаты исследования проблемы оформления внешности в контексте включения человека в новый образ жизни. Психологическая детерминация оформления внешности человека рассматривается на примере студентов, предпочитающих разные стили в оформлении внешности.
Ключевые слова: оформление внешности; образ жизни.
Проблема оформления внешности человека может быть отнесена к числу сложных психологических проблем в силу ее полидисциплинарности и широкой представленности в социальной антропологии, культурологии, социологии и других науках, что затрудняет ее объективацию как психологической проблемы. В психологии используется широкий спектр понятий: «внешность», «внешний облик», «внешний вид», «имидж», «образ», «костюм».
В нашем исследовании, вслед за А.А. Бодалевым, мы употребляем понятие «оформление внешности», в которое вкладываем следующее содержание: это деятельность по подбору системы элементов (одежды, обуви, прически, модификаций тела, таких как татуировки, пирсинг, шрамирование), детерминированной индивидуально-личностными особенностями человека и особенностями его образа жизни. А.А. Бодалев с позиций социально-перцептивного подхода рассматривает «объективные характеристики внешнего облика» (физическая наружность, экспрессия, оформление внешности), информирующие о поведении, целях, мотивах человека [1. С. 289]. Исследуя проблему конструирования внешнего облика, В.А. Лабунская отмечает, что он является формой объективизации внутреннего мира личности, способом конструирования своего «Я» для самого человека и других людей [4. С. 270].
С позиций визуальной психосемиотики Е.А. Петрова, Р.А. Степучев, Е.Я. Басина рассматривали костюм и его элементы как специфический язык (сигнально-знаковую систему), который воспринимается вместе с другими сигналами общения (жестами, взглядами и проч.) и словами. К костюму Е.А. Петрова относит как класс предметов, надеваемых на тело (одежда, обувь, головной убор, перчатки и др.), так и сопутствующие им дополнения (сумка, зонт и др.), а также прическу и грим, «формирующие внешний облик человека и образующие единое утилитарно-художественное целое» [5. С. 112].
Зарубежные исследователи изучали проблему оформления внешности в аспекте невербальной коммуникации, анализу подлежали не только особенности оформления внешности (К. Kleinke, E.Hall), но и физическая привлекательность (К. Kleinke), взгляд (M. Argyle, D. Jaspers), принятая человеком поза (A. Mehrabian).
Исследуя теории типов личности, П. Тайгер и Б. Тайгер [6] описывают типы характера и темперамента человека и присущие им манеры поведения, внешность, стиль общения, род занятий, увлечения. При этом особое внимание ученые уделяют описанию оформления внешности (фасон одежды, прическа, аксессуары). С. Диллегер с целью экспресс-диагностики типов личности выделил ряд признаков: внешний вид, рабочее место, речь, язык тела, психологические характеристики поведения [7. С. 262].
Исследования, проведенные учеными в различных направлениях в отечественной и зарубежной психологии, позволяют сделать вывод, что оформление внешности (одежда, обувь, прическа, украшения и др.) является проявлением коммуникации, характеризующейся приемом и передачей людьми друг другу определенных культурных образцов, ценностей, назначение которых не всегда понятно. В психологии ведутся исследования оформления внешности на основе выделения типологических характеристик личности, при этом рассматриваются как социальные характеристики (пол, возраст, национальность, социально-экономический статус, отношение к партнеру, принадлежность к определенной группе людей, род деятельности и т.п.), так и психологические (настроение, личное обаяние, интересы и ценности).
Тенденция развития постнеклассической психологии характеризуется изучением многомерного мира человека. В контексте теории психологических систем В.Е. Клочко говорится, о том, что субъективное «оседает» на объективном в виде особых системных внечувственных качеств, порождая многомерный мир человека (являющий собой то, что происходит между человеком и средой, когда возникает логика самоорганизации человека как открытой системы) [2. С. 85]. Рассматривая человека как открытую психологическую систему, В.Е. Клочко отмечает, что «противоположности (внутреннее и внешнее, субъективное и объективное) сосуществуют в сложном, но вполне упорядоченном системном единстве, в силу чего “мир человека” оказывается частью самого человека, его продолжением, “его истинным телом”» [2. С. 67]. С этой точки зрения, оформляя свою внешность, человек презентует вовне и особенности ценностно-смыслового устройства своего жизнен-
98
Социальная психология
ного мира. Поскольку противоречие между образом мира и образом жизни понимается в ТПС как движущая сила саморазвития человека, то оформление внешности не может не отражать специфические моменты этого противоречия. Образ жизни должен проявляться и в оформлении внешности, так же как в нем должна проявляться система отношений человека к миру и самому себе.
Учитывая вышесказанное, можно заключить, что оформление внешности обусловлено особенностями образа жизни человека, индивидуально-психологическими особенностями личности, системой отношений человека к миру и самому себе, характеристиками индивидуального мировоззрения, направленностью локуса контроля личности.
Рассмотрим данную проблему на примере оформления внешности представителей молодежных субкультур, так как процесс вступления человека в какую-либо молодежную субкультуру характеризуется принятием нового образа жизни, что находит свое выражение в оформлении внешности. Причиной трансформаций оформления внешности представителей молодежных субкультур является открытость системы, готовность к изменению образа жизни. Трансформируя собственное оформление внешности, используя способы, представляющие угрозу и риск для здоровья (модификации тела, такие как татуировки, пирсинг, шрамирование), человек может уходить далеко за пределы сложившегося образа жизни, и этот процесс может быть обусловлен как социальными, так и психологическими детерминантами.
В контексте вышесказанного эмпирическая часть нашего исследования определяется изучением психологической обусловленности оформления внешности студентов в процессе включения в субкультуру как новый образ жизни. Для этого нами использовались методики: Личностный опросник MMPI (Миннесотский многошкальный личностный опросник, ГП «ИМАТОН), Локус контроля Е.Г. Ксенофонтовой, Метод незаконченных предложений Сакса-Сиднея и Методика предельных смыслов Д.А. Леонтьева, а также метод анкетирования.
В исследовании приняли участие 136 человек в возрасте от 17 до 22 лет - студенты Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского и Забайкальского института предпринимательства СУПК. Среди испытуемых 77% составляли девушки и 33% юноши. Испытуемые были разделены на две группы. Первая группа - студенты (96 человек), предпочитающие классический стиль при оформлении внешности. Вторая группа - студенты (40 человек), представители молодежных субкультур («эмо», «готы», «рэперы», «металлисты»), чье оформление внешности имеет особенную специфику.
Анализ анкет испытуемых первой группы выявил следующие особенности оформления внешности: предпочтение одежды классического стиля, строгого, пря-
мого силуэта, выдержанной цветовой гаммы. Студенты данной группы (51%) предпочитают носить классическую прическу и модельные стрижки (46%), только треть респондентов (27%) окрашивают волосы. Большинство студентов данной группы (60%) не используют макияж, предпочитают носить украшения из драгоценных металлов (73%). Самостоятельно осуществляют выбор элементов оформления внешности 59% исследуемых; для 41% характерна ориентация на конкретного человека (образец для подражания).
Испытуемые во второй группе (52%) предпочитают носить одежду, указывающую на принадлежность к современным молодежным субкультурам (яркая, многоцветная, «не по размеру» одежда с надписями у представителей направления «рэперов»; одежда черного цвета - у «готов»; черный и розовый цвет одежды - у «эмо»). Представители данной группы (66%) предпочитают красить волосы (в субкультурах «готов» и «эмо» волосы черного цвета, прическа «эмо» асимметрична, челка прикрывает часть лица). Испытуемые носят украшения из железа и драгоценных металлов со специфической символикой (68%), украшают тело пирсингом (30%) и татуировками (40%). При оформлении внешности 42% исследуемых подражают музыкантам рок-групп и рэпкоманд; 68% респондентов самостоятельно определяют элементы оформления внешности.
С помощью факторного анализа были выявлены показатели психологической детерминации оформления внешности человека, включающие в себя факторы: «индивидуально-психологические особенности личности», «интернальность», «смысловые структуры сознания», «система отношений». Фактор «интернальность» доминирует в первой группе. Во второй группе он выражен и находится на третьем месте. Данная тенденция указывает на то, что оформление внешности проявляется в межличностных отношениях, в готовности (или неготовности) к самостоятельному планированию и осуществлению деятельности (так как у студентов, предпочитающих классический стиль, диагностированы показатели интернальности, в группе представителей неформальной субкультуры - экстернальности).
Фактор «индивидуально-психологические особенности личности» доминирует во второй группе; в первой группе данный фактор находится на втором месте. В ходе исследования у студентов, предпочитающих классический стиль, диагностированы склонность к демонстративному поведению, повышенное беспокойство за состояние здоровья; у представителей молодежных субкультур («рэперы», «эмо», «готы») выявлены подавленное настроение, сниженный уровень побуждений и активности; склонность к трудно корректируемым убеждениям; игнорирование социальных норм, требований и правил поведения, снижение самоконтроля, импульсивность; уход в себя и замена реального мира воображаемым.
99
№ 34
Сибирский психологический журнал
2009 г.
Фактор «смысловые структуры сознания» находится на третьем месте. Оформление внешности студентов, выбирающих классический стиль, детерминирует фактор «смысловые структуры сознания», проявляющийся в средней степени зрелости и развитости индивидуального мировоззрения с преобладанием интеллектуальнорефлексивных, непосредственно-чувственных типов смысловых категорий. Во второй группе выраженным является фактор «система отношений», который находится на втором месте и указывает на негативное отношение студентов - представителей молодежных субкультур к жизненным целям и к друзьям.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Современная постнеклассическая психология позволяет рассмотреть проблему оформления внешности человека как проявление образа жизни.
2. Процесс вхождения человека в молодежную субкультуру связан с трансформацией собственного оформления внешности и с принятием нового образа жизни.
3. Оформление внешности представителей молодежных субкультур обусловлено индивидуально-психологическими особенностями личности, характеристиками смысловых структур сознания, системой отношений, межличностными отношениями, неготовностью к самостоятельному планированию и осуществлению деятельности.
Литература
1. Бодалев А.А. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) / Под ред. А.А. Бодалева,
Н.В. Васиной. СПб.: Речь, 2005. 324 с.
2. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в транс-
пективный анализ). Томск: ТГУ, 2005. 174 с.
3. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Психология инновационного поведения. Томск: ТГУ, 2009. 240 с.
4. Лабунская В.А. Психология личности: Учеб. пособие / Под ред. П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской. М.: Эксмо, 2008. 653 с.
5. Петрова Е.А. Визуальная психосемиотика общения: Дис. ... д-ра психол. наук. М., 2000. 402 с.
6. Платонов Ю.П. Психологические типологии: пособие для менеджеров и практических психологов. СПб.: Речь, 2004. 512 с.
7. Тайгер П., Барон-Тайгер Б. Читать человека как книгу. М.: АСТ, 2001. 284 с.
THE PROBLEM THE DESIGN OF APPEARANCE IN THE CONTEXT OF THE INCLUSION OF A HUMAN IN A NEW WAY OF LIFE Bondarenko I.V. (Chita)
Summary. The article presents the results of the study problem design appearance in the context of the inclusion of a human in a new way of life. The article discusses the psychological determination of the design of appearance on the example of students prefer different styles in the design of appearance. Key words: the design of appearance; the way of life.
100