Научная статья на тему 'Проблема оформления внешности в контексте включения человека в новый образ жизни'

Проблема оформления внешности в контексте включения человека в новый образ жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
535
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФОРМЛЕНИЕ ВНЕШНОСТИ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / THE DESIGN OF APPEARANCE / THE WAY OF LIFE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бондаренко И. В.

Представлены результаты исследования проблемы оформления внешности в контексте включения человека в новый образ жизни. Психологическая детерминация оформления внешности человека рассматривается на примере студентов, предпочитающих разные стили в оформлении внешности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of the study problem design appearance in the context of the inclusion of a human in a new way of life. The article discusses the psychological determination of the design of appearance on the example of students prefer different styles in the design of appearance.

Текст научной работы на тему «Проблема оформления внешности в контексте включения человека в новый образ жизни»

УДК 159.9

ПРОБЛЕМА ОФОРМЛЕНИЯ ВНЕШНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ВКЛЮЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В НОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

И.В. Бондаренко (Чита)

Работа выполнена в рамках АВПЦ «Развитие научного потенциала высшей школы на 2009-2010 годы».

Аннотация. Представлены результаты исследования проблемы оформления внешности в контексте включения человека в новый образ жизни. Психологическая детерминация оформления внешности человека рассматривается на примере студентов, предпочитающих разные стили в оформлении внешности.

Ключевые слова: оформление внешности; образ жизни.

Проблема оформления внешности человека может быть отнесена к числу сложных психологических проблем в силу ее полидисциплинарности и широкой представленности в социальной антропологии, культурологии, социологии и других науках, что затрудняет ее объективацию как психологической проблемы. В психологии используется широкий спектр понятий: «внешность», «внешний облик», «внешний вид», «имидж», «образ», «костюм».

В нашем исследовании, вслед за А.А. Бодалевым, мы употребляем понятие «оформление внешности», в которое вкладываем следующее содержание: это деятельность по подбору системы элементов (одежды, обуви, прически, модификаций тела, таких как татуировки, пирсинг, шрамирование), детерминированной индивидуально-личностными особенностями человека и особенностями его образа жизни. А.А. Бодалев с позиций социально-перцептивного подхода рассматривает «объективные характеристики внешнего облика» (физическая наружность, экспрессия, оформление внешности), информирующие о поведении, целях, мотивах человека [1. С. 289]. Исследуя проблему конструирования внешнего облика, В.А. Лабунская отмечает, что он является формой объективизации внутреннего мира личности, способом конструирования своего «Я» для самого человека и других людей [4. С. 270].

С позиций визуальной психосемиотики Е.А. Петрова, Р.А. Степучев, Е.Я. Басина рассматривали костюм и его элементы как специфический язык (сигнально-знаковую систему), который воспринимается вместе с другими сигналами общения (жестами, взглядами и проч.) и словами. К костюму Е.А. Петрова относит как класс предметов, надеваемых на тело (одежда, обувь, головной убор, перчатки и др.), так и сопутствующие им дополнения (сумка, зонт и др.), а также прическу и грим, «формирующие внешний облик человека и образующие единое утилитарно-художественное целое» [5. С. 112].

Зарубежные исследователи изучали проблему оформления внешности в аспекте невербальной коммуникации, анализу подлежали не только особенности оформления внешности (К. Kleinke, E.Hall), но и физическая привлекательность (К. Kleinke), взгляд (M. Argyle, D. Jaspers), принятая человеком поза (A. Mehrabian).

Исследуя теории типов личности, П. Тайгер и Б. Тайгер [6] описывают типы характера и темперамента человека и присущие им манеры поведения, внешность, стиль общения, род занятий, увлечения. При этом особое внимание ученые уделяют описанию оформления внешности (фасон одежды, прическа, аксессуары). С. Диллегер с целью экспресс-диагностики типов личности выделил ряд признаков: внешний вид, рабочее место, речь, язык тела, психологические характеристики поведения [7. С. 262].

Исследования, проведенные учеными в различных направлениях в отечественной и зарубежной психологии, позволяют сделать вывод, что оформление внешности (одежда, обувь, прическа, украшения и др.) является проявлением коммуникации, характеризующейся приемом и передачей людьми друг другу определенных культурных образцов, ценностей, назначение которых не всегда понятно. В психологии ведутся исследования оформления внешности на основе выделения типологических характеристик личности, при этом рассматриваются как социальные характеристики (пол, возраст, национальность, социально-экономический статус, отношение к партнеру, принадлежность к определенной группе людей, род деятельности и т.п.), так и психологические (настроение, личное обаяние, интересы и ценности).

Тенденция развития постнеклассической психологии характеризуется изучением многомерного мира человека. В контексте теории психологических систем В.Е. Клочко говорится, о том, что субъективное «оседает» на объективном в виде особых системных внечувственных качеств, порождая многомерный мир человека (являющий собой то, что происходит между человеком и средой, когда возникает логика самоорганизации человека как открытой системы) [2. С. 85]. Рассматривая человека как открытую психологическую систему, В.Е. Клочко отмечает, что «противоположности (внутреннее и внешнее, субъективное и объективное) сосуществуют в сложном, но вполне упорядоченном системном единстве, в силу чего “мир человека” оказывается частью самого человека, его продолжением, “его истинным телом”» [2. С. 67]. С этой точки зрения, оформляя свою внешность, человек презентует вовне и особенности ценностно-смыслового устройства своего жизнен-

98

Социальная психология

ного мира. Поскольку противоречие между образом мира и образом жизни понимается в ТПС как движущая сила саморазвития человека, то оформление внешности не может не отражать специфические моменты этого противоречия. Образ жизни должен проявляться и в оформлении внешности, так же как в нем должна проявляться система отношений человека к миру и самому себе.

Учитывая вышесказанное, можно заключить, что оформление внешности обусловлено особенностями образа жизни человека, индивидуально-психологическими особенностями личности, системой отношений человека к миру и самому себе, характеристиками индивидуального мировоззрения, направленностью локуса контроля личности.

Рассмотрим данную проблему на примере оформления внешности представителей молодежных субкультур, так как процесс вступления человека в какую-либо молодежную субкультуру характеризуется принятием нового образа жизни, что находит свое выражение в оформлении внешности. Причиной трансформаций оформления внешности представителей молодежных субкультур является открытость системы, готовность к изменению образа жизни. Трансформируя собственное оформление внешности, используя способы, представляющие угрозу и риск для здоровья (модификации тела, такие как татуировки, пирсинг, шрамирование), человек может уходить далеко за пределы сложившегося образа жизни, и этот процесс может быть обусловлен как социальными, так и психологическими детерминантами.

В контексте вышесказанного эмпирическая часть нашего исследования определяется изучением психологической обусловленности оформления внешности студентов в процессе включения в субкультуру как новый образ жизни. Для этого нами использовались методики: Личностный опросник MMPI (Миннесотский многошкальный личностный опросник, ГП «ИМАТОН), Локус контроля Е.Г. Ксенофонтовой, Метод незаконченных предложений Сакса-Сиднея и Методика предельных смыслов Д.А. Леонтьева, а также метод анкетирования.

В исследовании приняли участие 136 человек в возрасте от 17 до 22 лет - студенты Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского и Забайкальского института предпринимательства СУПК. Среди испытуемых 77% составляли девушки и 33% юноши. Испытуемые были разделены на две группы. Первая группа - студенты (96 человек), предпочитающие классический стиль при оформлении внешности. Вторая группа - студенты (40 человек), представители молодежных субкультур («эмо», «готы», «рэперы», «металлисты»), чье оформление внешности имеет особенную специфику.

Анализ анкет испытуемых первой группы выявил следующие особенности оформления внешности: предпочтение одежды классического стиля, строгого, пря-

мого силуэта, выдержанной цветовой гаммы. Студенты данной группы (51%) предпочитают носить классическую прическу и модельные стрижки (46%), только треть респондентов (27%) окрашивают волосы. Большинство студентов данной группы (60%) не используют макияж, предпочитают носить украшения из драгоценных металлов (73%). Самостоятельно осуществляют выбор элементов оформления внешности 59% исследуемых; для 41% характерна ориентация на конкретного человека (образец для подражания).

Испытуемые во второй группе (52%) предпочитают носить одежду, указывающую на принадлежность к современным молодежным субкультурам (яркая, многоцветная, «не по размеру» одежда с надписями у представителей направления «рэперов»; одежда черного цвета - у «готов»; черный и розовый цвет одежды - у «эмо»). Представители данной группы (66%) предпочитают красить волосы (в субкультурах «готов» и «эмо» волосы черного цвета, прическа «эмо» асимметрична, челка прикрывает часть лица). Испытуемые носят украшения из железа и драгоценных металлов со специфической символикой (68%), украшают тело пирсингом (30%) и татуировками (40%). При оформлении внешности 42% исследуемых подражают музыкантам рок-групп и рэпкоманд; 68% респондентов самостоятельно определяют элементы оформления внешности.

С помощью факторного анализа были выявлены показатели психологической детерминации оформления внешности человека, включающие в себя факторы: «индивидуально-психологические особенности личности», «интернальность», «смысловые структуры сознания», «система отношений». Фактор «интернальность» доминирует в первой группе. Во второй группе он выражен и находится на третьем месте. Данная тенденция указывает на то, что оформление внешности проявляется в межличностных отношениях, в готовности (или неготовности) к самостоятельному планированию и осуществлению деятельности (так как у студентов, предпочитающих классический стиль, диагностированы показатели интернальности, в группе представителей неформальной субкультуры - экстернальности).

Фактор «индивидуально-психологические особенности личности» доминирует во второй группе; в первой группе данный фактор находится на втором месте. В ходе исследования у студентов, предпочитающих классический стиль, диагностированы склонность к демонстративному поведению, повышенное беспокойство за состояние здоровья; у представителей молодежных субкультур («рэперы», «эмо», «готы») выявлены подавленное настроение, сниженный уровень побуждений и активности; склонность к трудно корректируемым убеждениям; игнорирование социальных норм, требований и правил поведения, снижение самоконтроля, импульсивность; уход в себя и замена реального мира воображаемым.

99

№ 34

Сибирский психологический журнал

2009 г.

Фактор «смысловые структуры сознания» находится на третьем месте. Оформление внешности студентов, выбирающих классический стиль, детерминирует фактор «смысловые структуры сознания», проявляющийся в средней степени зрелости и развитости индивидуального мировоззрения с преобладанием интеллектуальнорефлексивных, непосредственно-чувственных типов смысловых категорий. Во второй группе выраженным является фактор «система отношений», который находится на втором месте и указывает на негативное отношение студентов - представителей молодежных субкультур к жизненным целям и к друзьям.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Современная постнеклассическая психология позволяет рассмотреть проблему оформления внешности человека как проявление образа жизни.

2. Процесс вхождения человека в молодежную субкультуру связан с трансформацией собственного оформления внешности и с принятием нового образа жизни.

3. Оформление внешности представителей молодежных субкультур обусловлено индивидуально-психологическими особенностями личности, характеристиками смысловых структур сознания, системой отношений, межличностными отношениями, неготовностью к самостоятельному планированию и осуществлению деятельности.

Литература

1. Бодалев А.А. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) / Под ред. А.А. Бодалева,

Н.В. Васиной. СПб.: Речь, 2005. 324 с.

2. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в транс-

пективный анализ). Томск: ТГУ, 2005. 174 с.

3. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Психология инновационного поведения. Томск: ТГУ, 2009. 240 с.

4. Лабунская В.А. Психология личности: Учеб. пособие / Под ред. П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской. М.: Эксмо, 2008. 653 с.

5. Петрова Е.А. Визуальная психосемиотика общения: Дис. ... д-ра психол. наук. М., 2000. 402 с.

6. Платонов Ю.П. Психологические типологии: пособие для менеджеров и практических психологов. СПб.: Речь, 2004. 512 с.

7. Тайгер П., Барон-Тайгер Б. Читать человека как книгу. М.: АСТ, 2001. 284 с.

THE PROBLEM THE DESIGN OF APPEARANCE IN THE CONTEXT OF THE INCLUSION OF A HUMAN IN A NEW WAY OF LIFE Bondarenko I.V. (Chita)

Summary. The article presents the results of the study problem design appearance in the context of the inclusion of a human in a new way of life. The article discusses the psychological determination of the design of appearance on the example of students prefer different styles in the design of appearance. Key words: the design of appearance; the way of life.

100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.