Научная статья на тему 'Проблема обучения витреоретинальных хирургов'

Проблема обучения витреоретинальных хирургов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
303
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВИТРЕОРЕТИНАЛЬНАЯ ХИРУРГИЯ / ОФТАЛЬМОЛОГИЯ / ОБУЧЕНИЕ / VITREORETINAL SURGERY / OPHTHALMOLOGY / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Самойлов А.Н., Гайнутдинов Р.И.

Показана значимость витреоретинальной хирургии, как одной из сложных ветвей глазной хирургии, определена ее суть и показания к ней. Освещена проблема, связанная с отсутствием официальной программы обучения витреоретинальных хирургов в России. Выявлены основные причины целесообразности обучения витреоретинальной хирургии. Изучена самостоятельная подготовка врачей-офтальмологов к совершению витреоретинальных вмешательств и ее недостатки. Кратко проанализированы успехи и неудачи, с которыми сталкивается начинающий хирург во время проведения данного вида вмешательства. На примере опыта проведения курсов по витреоретинальной хирургии на базе Образовательного центра высоких медицинских технологий Минздрава Республики Татарстан в г. Казани показана методика обучения будущих специалистов, сделаны предложения по дальнейшему совершенствованию профессиональной подготовки в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Самойлов А.Н., Гайнутдинов Р.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of training of vitreoretinal surgeons in Russia

The importance of vitreoretinal surgery as one of the complex branches of eye surgery is explained, its essence and indications to it are determined. The problem related to the lack of an official training program for vitreoretinal surgeons in Russia is highlighted. The main reasons for the feasibility of teaching vitreoretinal surgery are identified. The independent training of ophthalmologists for vitreoretinal interventions and its shortcomings was studied. The successes and failures encountered by the beginning surgeon during this type of intervention are briefly analyzed. On the example of experience in conducting courses on vitreoretinal surgery on the basis of the Education Center for High Medical Technologies of the Ministry of Health of the Republic of Tatarstan in Kazan, a methodology for training future specialists is shown, and suggestions are made for further improvement of professional training in this field.

Текст научной работы на тему «Проблема обучения витреоретинальных хирургов»

'3 (104) апрель 2017 г.

ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА ^ 103

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 617.735-089:378.046.4:614.2

А.Н. САМОЙЛОВ12, Р.И. ГАЙНУТДИНОВ1

казанский государственный медицинский университет, 420012, г. Казань, ул. Бутлерова, д. 49 Республиканская клиническая офтальмологическая больница МЗ РТ, 420012, г. Казань, ул. Бутлерова, д. 14

Проблема обучения витреоретинальных хирургов в России

Самойлов Александр Николаевич — профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой офтальмологии, тел. (843) 236-00-53, e-mail: samoilovan16@gmail.com

Гайнутдинов Радик Илдарович — ассистент кафедры офтальмологии, тел. (843) 520-64-21, e-mail: mygoldenduck@gmail.com

Показана значимость витреоретинальной хирургии, как одной из сложных ветвей глазной хирургии, определена ее суть и показания к ней. Освещена проблема, связанная с отсутствием официальной программы обучения витреоретинальных хирургов в России. Выявлены основные причины целесообразности обучения витреоретинальной хирургии. Изучена самостоятельная подготовка врачей-офтальмологов к совершению витреоретинальных вмешательств и ее недостатки. Кратко проанализированы успехи и неудачи, с которыми сталкивается начинающий хирург во время проведения данного вида вмешательства. На примере опыта проведения курсов по витреоретинальной хирургии на базе Образовательного центра высоких медицинских технологий Минздрава Республики Татарстан в г. Казани показана методика обучения будущих специалистов, сделаны предложения по дальнейшему совершенствованию профессиональной подготовки в данной области.

Ключевые слова: витреоретинальная хирургия, офтальмология, обучение.

A.N. SAMOYLOV12, R.I. GAYNUTDINOV1

1tozan State Medical University, 49 Butlerov Str., Kazan, Russian Federation, 420012 Republican Clinical Ophthalmological Hospital of the Ministry of Health of the Russian Federation, 14 Butlerov Str., Kazan, Russian Federation, 420012

Problem of training of vitreoretinal surgeons in Russia

Samoylov A.N. — D. Med. Sc., Professor of the Ophthalmology Department, tel. (843) 236-00-53, e-mail: samoilovan16@gmail.com Gaynutdinov R.I. — Assistant of the Ophthalmology Department, tel. (843) 520-64-21, e-mail: mygoldenduck@gmail.com.

The importance of vitreoretinal surgery as one of the complex branches of eye surgery is explained, its essence and indications to it are determined. The problem related to the lack of an official training program for vitreoretinal surgeons in Russia is highlighted. The main reasons for the feasibility of teaching vitreoretinal surgery are identified. The independent training of ophthalmologists for vitreoretinal interventions and its shortcomings was studied. The successes and failures encountered by the beginning surgeon during this type of intervention are briefly analyzed. On the example of experience in conducting courses on vitreoretinal surgery on the basis of the Education Center for High Medical Technologies of the Ministry of Health of the Republic of Tatarstan in Kazan, a methodology for training future specialists is shown, and suggestions are made for further improvement of professional training in this field.

Key words: vitreoretinal surgery, ophthalmology, training.

Витреоретинальная хирургия (ВХ) — это относительно новая и развивающаяся ветвь глазной хирургии, которая включает микрохирургические манипуляции в области заднего отрезка глазного яблока, а именно: сетчатой оболочки и стекловидного тела. Она применяется при отслойке сетчат-

ки, идиопатическом макулярном отверстии, эпи-ретинальном фиброзе, осложнениях, связанных с диабетической ретинопатией и т.д. Суть витреоре-тинального хирургического вмешательства (вХв) заключается в микроинвазивной витрэктомии и является процедурой по удалению всего или части

104 ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

'3 (104) апрель 2017 г.

стекловидного тела и мембран через сверхмалые разрезы, произведенные в области плоской части цилиарного тела глаза человека.

Чрезмерная сложность выполнения ВХВ требует от хирургов наличия высокого уровня подготовки и ловкости, а также у них должен быть хороший умственный контроль выполняемых действий. ВХ требует размеренного, но в то же время моментального и правильного принятия решений, некоторые из которых, в случае их неверности могут привести к необратимым негативным последствиям. Она требует наличие хорошей физической и психологической подготовки, так как некоторые сложные операции могут длиться в течение нескольких часов. Поэтому для принятия правильного решения о том, чтобы стать витреоретинальным хирургом необходимо объективно оценивать свои способности с точки зрения самореализации, а для этого необходимо пройти все этапы практического обучения и приобрести достаточные для дальнейшей работы хирургические навыки [1].

Обучение ВХ является длительным, на самом деле, бесконечным процессом. Важность надлежащей подготовки в ВХ не может быть переоценена. Без нее многие операции заканчиваются неудачей для хирурга и потерей зрения для пациента. Повторение одних и тех же неправильных манипуляций, предсказуемо приводит к соответствующим трагическим исходам. Перенося провал за провалом, хирурги в конечном итоге отказываются от осуществления ВХВ, ценой потери зрения пациентов и уверенности в себе [2].

В ряде развитых стран мира имеются специальные программы обучения ВХ. Они обеспечивают углубленное медицинское и хирургическое обучение в диагностике и лечении широкого разнообразия витреоретинальных заболеваний, включая диабетическую ретинопатию, макулярное отверстие, отслойки сетчатки, травмы, увеиты, наследственные дегенерации сетчатки, ретинопатии недоношенных и онкопатологию. Процесс обучения проходит под контролем высококлассных специалистов с большим опытом работы в области ВХ. Получение практических навыков происходит в условиях симуляционных центров и в операционных офтальмологических клиник.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует официальная программа обучения ВХ, поэтому процесс обучения является самостоятельным. Многие врачи вынуждены разрабатывать свои собственные программы обучения включающие: изучение профессиональной литературы в области ВХ, участие в различных собраниях, в которых обсуждаются последние открытия в этой области, поиск и сотрудничество с опытными хирургами, которые готовы оказать помощь в обучении и выступить в роли наставника; посещение витреоретинальных операций для наблюдения и ассистирования; участие в обследовании пациентов с витреоретинальной патологией для разработки адекватной хирургической тактики; отработка и усовершенствование практических навыков осуществления витреоретинальных манипуляций на хирургических тренажерах и на трупных свиных глазах. Проблемой данного процесса самообучения является отсутствие систематичности и рационального подхода, а также контроля за его ходом. Некоторые врачи вынуждены выполнять ВХВ без наличия должной подготовки, что зачастую приводит к плачевным результатам, таким как потеря зрения, а иногда даже самого глаза.

В то же время в России существуют различные курсы, направленные на освоение современных методик ВХ в лечении различных патологий заднего отрезка глаза. Такие курсы зачастую организовываются крупными медицинскими учреждениями и коммерческими компаниями, которые специализируются на продаже медицинского оборудования. Одним из примеров данных циклов подготовки является курс «Витреоретинальная хирургия». Указанный курс проходит на базе Образовательного центра высоких медицинских технологий Минздрава Республики Татарстан в г. Казани под контролем и при участии ведущих хирургов страны, которые обладают большим опытом в области ВХ. В ходе данного курса слушатели имеют возможность отработки практических навыков с использованием современного витреоретинального оборудования компании «Alcon» на свиных глазах в учебной лаборатории WetLab. Обучение происходит в малых группах (менее 12-ти человек), что позволяет каждому слушателю отрабатывать все виды вмешательств с максимальной эффективностью и отдачей. Данный курс состоит из цикла теоретических занятий по основам витреоретинальных вмешательств, отработки манипуляций на витрео-ретинальном модуле тренажера EyeSi, симуляции основных этапов выполнения операций на свиных глазах, посещения слушателями операционной для принятия участия в реальной витреоретинальной операции в качестве ассистентов. Также во время теоретических занятий ведутся телемосты в режиме on-line с операционными из различных городов России (Екатеринбурга, Москвы, С.-Петербурга и др.) на которых слушатели могут наблюдать за проведением ВХВ, задавать интересующие их вопросы и получать подробные объяснения, связанные с особенностями выполнения различных этапов операции.

Первый курс «Витреоретинальная хирургия» состоялся в марте 2011 года. Всего на данный момент проведено 14 курсов. Участниками циклов стали 129 докторов из 29 городов России и стран ближнего зарубежья: Баку (Азербайджан); Астана (Казахстан); Минск (Белоруссия). Каждый слушатель по окончанию курса получил удостоверение государственного образца о повышении квалификации.

Таким образом, накопленный опыт, полученный при проведении курсов «Витреоретинальная хирургия» мог бы стать хорошей основой для организации официальной программы обучения врачей-офтальмологов витреоретинальной хирургии в России на базе, например, Казанского государственного медицинского университета. Такая система подготовки витреоретинальных хирургов могла бы повысить уровень их квалификации и качество оказанных ими услуг, уменьшив количество пациентов с послеоперационными осложнениями, сопровождающимися низким зрением и повторными оперативными вмешательствами. Все вышесказанное позволит правильно реализовать данную программу обучения, которая, несомненно, приведет к повышению уровня подготовки специалистов и, как следствие, снижению недовольства населения качеством оказания медицинских услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чарльз С., Кальсада Х., Вуд Б. Микрохирургия стекловидного тела и сетчатки: пер. с англ. / Под ред. А.Н. Самойлова. — М.: МЕДпресс-информ, 2012. — 400 с.

2. Kuhn F. Vitreoretinal Surgery: Strategies and Tactics / F. Kuhn. — Springer International Publishing, 2016. — 551 p.

I ОФТАЛЬМОЛОГИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.