УДК 316.2
ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ В ИСТОРИИ РУССКОЙ СОЦИОЛОГИИ
Левченко1 И.Е., Кузнецов1 А.Ю., Корнильцева2 Е.Г.
ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина», г. Екатеринбург, Россия
2ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», г. Екатеринбург, Россия
Аннотация. Статья посвящена изучению подходов к проблеме общественного здоровья в отечественной социологии. Одним из первых к изучению этой проблемы обратился П. А. Кропоткин. Значительный интерес представляют разработки отечественных социологов натуралистического направления. П. Ф. Лилиенфельд-Тоаля и А. И. Стронина. Сохраняют определенное научное значение изыскания, предпринятые П. А. Сорокиным. Значительный вклад в изучение социологических аспектов проблемы внесли дореволюционные медики, статистики и демографы. Например, Е. М. Дементьев рассмотрел нормативно-правовые основы оказания врачебной помощи и выделил ее главные формы. Примечательными фигурами среди специалистов, обратившихся к стати-стико-социологическому изучению проблем общественного здоровья, являются санитарные врачи П. И. Куркин и С. М. Богословский. Исследования С. М. Богословского придали импульс развитию не только социологии здоровья и медицины, но и социологии профессий. Последовательное изучение социально-демографических проблем осуществил С. А. Новосельский.
Ключевые слова. общественное здоровье, история социологии, русская социология, медицина, социология здоровья, социология медицины, позитивизм, органицизм, статистика.
Становление и развитие отечественной социологии неразрывно связано с изучением наиболее актуальных проблем российского социума. Особое место среди них занимает проблема общественного здоровья.
Одним из первых к изучению состояния общественного здоровья обратился теоретик анархизма П. А. Кропоткин (1842-1921). Анализируя условия труда в книге «Хлеб и воля» (1892), он констатировал: «Заниматься физическим трудом значит теперь быть запертым в течение десяти или двенадцати часов в день в нездоровой мастерской и быть прикованным к одной и той же работе десять, тридцать лет, всю жизнь. Это значит осудить себя на ничтожный заработок, на неуверенность в завтрашнем дне, на безработицу, очень часто - на нужду, еще чаще - на смерть в больнице» [1, с. 158]. С горечью ученый отмечал «смертность детей рабочих, изнуряющее их малокровие и преждевременную смерть» [1, с. 178].
П. А. Кропоткин своевременно указал на возникшие противоречия между государством и представителями нарождавшегося в стране гражданского общества в деле обеспечения защиты общественного здоровья: «...в тысячах местностей организовались общества Красного Креста, и, когда вспыхнула война 1870-71 г., его добровольцы могли приняться за работу. Явились во множестве люди, мужчины и женщины, которые предложили свои услуги; госпитали и перевязочные пункты организовались сотнями; целые поезда перевозили все нужное для госпиталей: жизненные припасы, белье, лекарства для раненых. Но для сторонников распространения государственной власти все это не имеет никакого значения! Их идеал - это полковой военный врач, состоящий на службе у государства. И пусть пропадает весь Красный Крест со всеми его гигиеничными госпиталями, раз только его доктора -добровольцы, а не чиновники!» [1, с. 149-150].
Исследователь поставил вопрос об этической оценке вклада субъектов в укрепление общественного здоровья: «...кто из нас имеет право претендовать на большее вознаграждение: врач, который угадал болезнь, или сиделка, которая обеспечила выздоровление своим тщательным уходом?» [1, с. 184]. Его ответ звучит весьма убедительно: «Между делом одного и делом другого не может быть установлено никакого различия. Если мы будем мерить их заслуги по их результатам, то это приведет нас к нелепости, и то же самое получится, если мы станем дробить их заслуги и мерить их часами труда. Остается только одно: поставить потребности людей выше их дел и признать сначала право на жизнь, а затем и право на довольство за всеми теми, кто принимает какое бы то ни было участие в производстве» [1, с. 184].
Задолго до знаменитых сочинений «История безумия в классическую эпоху» (1961), «Рождение клиники: археология врачебного взгляда» (1963) и «Надзирать и наказывать» (1975) французского философа и социолога М. Фуко (19261984), П. А. Кропоткин привлек внимание зарубежных и российских читателей к специфике закрытых социальных учреждений, их роли в лечении и реабилитации пациентов. В работе «В русских и французских тюрьмах» (1906) он обосновано утверждал: «Приюты для умалишенных, в сущности, - те же тюрьмы» [2, с. 350].
Вместе с тем Кропоткин с удовлетворением отмечал и успехи системы общественного здравоохранения: «Не ограничиваясь одним лечением болезней, современная медицина стремится предотвратить их, и мы знаем, какой громадный прогресс достигнут в этом отношении, благодаря современному взгляду на причины болезней. Гигиена является самой успешной областью медицины» [2, с. 347].
Значительный интерес представляют также разработки отечественных социологов натуралистического направления. Так, П. Ф. Лилиен-фельд-Тоаль (1829-1903) полагал, что «всякий социальный организм представляет собою мно-гоклетное органическое существо, растущее вследствие размножения индивидов внутри организма и выделяющее их в случае перерастания за известные пределы» [3, с. 161].
С его точки зрения, «смерть есть окончательное и всеобщее расстройство организма, болезнь
- лишь временное, частное. [...] болезнь может охватывать физиологическую, морфологическую или индивидуальную сторону (представителями последней в животных организмах служат высшие нервные центры)» [3, с. 177].
Сходных взглядов придерживался А. И. Стронин (1826-1889). В книге «Политика как наука» (1872) в качестве причины «всех вырождений, перерождений и возрождений» он выделял «закон скрещивания» [4, с. 110]. Позитивист подчеркивал, что неимущие в первую очередь подвержены различным социальным недугам: «.бедность с ватагою ее спутников, каковы: уныние, изнурительная работа, дурная пища, пьянство, неопрятность» [4, с. 40]. Однако социальные границы не способны оградить элиту от болезней: «.невежество, плохая одежда, сырые и тесные жилища, равнодушие, отупение, фатализм, влияет на самое здоровье общественное, предрасполагая к холере; а эпидемия, нашедши себе источник здесь, не замедляет пробраться и в опрятные, сухие, просторные и веселые палаты богачей» [4, с. 41]. Этот вывод справедлив не только для России, но и других стран: «Ирландия мрет от тифа вследствие голода; но беглецы ее заносят тиф и в сытую Англию, и в Соединенные Штаты» [4, с. 41].
В своих рассуждениях о социуме, его проблемах и путях их решения сторонники органицизма основывались на ряде общих принципов: всеобщности жизни, целостности, деятельностного подхода к исследованию природно-социального организма, естественности и гармонии [5, с. 1755].
Сохраняют определенное научное значение изыскания, посвященные вопросам общественного здоровья, предпринятые П. А. Сорокиным (1889-1968) в русский период его творчества. Используя бихевиористский подход, он рассмотрел феномен суицида.
Исследователь указывал, что в качестве причин самоубийств обычно выделяют следующие: сумасшествие, алкоголизм и наследственная предрасположенность. Но, по его мнению, данные факторы - физические и биологические -имеют не главное, а второстепенное значение. Сорокин, следуя традиции, заложенной Т. Масариком и Э. Дюркгеймом, считал, что более значимы социальные факторы. Среди них - «подра-
жание или заражение» («процесс, в силу которого человек бессознательно и механически повторяет тот или иной поступок другого человека») [6]. Социолог резюмировал: «Главная общая причина роста самоубийств - это рост одиночества личности, ее оторванность от общества, в свою очередь представляющая результат нашего беспорядочно организованного общества. Главная конкретная причина - это нужда, голод и безработица - следствие того же беспорядочного устройства общества, поэтому высший процент самоубийц дают именно безработные» [6]. В свою очередь «такой социальный "монстр", как голод, связан тесными, можно сказать родственными, узами с тремя остальными "монстрами": войной, революцией, эпидемией»
[7].
Таким образом, П. А. Сорокин наглядно доказал, что состояние общественного здоровья в кризисные периоды истории определяется целым комплексом факторов различного порядка, при этом доминируют факторы социальной природы.
Значительный вклад в изучение социологических аспектов проблемы общественного здоровья внесли дореволюционные медики, статистики и демографы.
Например, Е. М. Дементьев (1850-1918) в книге «Врачебная помощь фабричным рабочим» (1899) тщательно рассмотрел нормативно-правовые основы оказания врачебной помощи и выделил три ее главные формы: 1) больницы, устроенные и содержащиеся на средства владельцев фабрик. В этих случаях рабочие получают амбулаторное лечение и полный уход и содержание на больничных койках; 2) приемные покои, устроенные и содержащиеся на средства владельцев фабрик - в них, в основном, осуществляется амбулаторное лечение и редко -кратковременное содержание коечных больных; 3) амбулатории и приемные покои, где содержащиеся на жаловании врачи и фельдшеры являются «по требованию» - «в сущности, врачебной помощи нет» [8].
Ученый установил, что из всей массы 19292 промышленных заведений, подчиненных надзору фабричной инспекции, врачебная помощь оказывается только на 3488, т. е. в 18 % всего их числа [8]. Он выделил характерные недостатки большинства фабричных больниц: 1)
врачебную помощь получает только часть больных, наиболее дорогое лечение хирургических болезней ложится на земские и городские больницы; 2) рабочие получают только амбулаторную помощь; 3) недоверие рабочих к фабричным больницам, главная причина - отсутствие компетентного и авторитетного врача, «все дело находится в руках почти всегда невежественного и очень часто нетрезвого фельдшера, результатом чего является плохое содержание больницы и неумелый уход за больными» [8].
Примечательной фигурой среди специалистов, обратившихся к статистико-социологиче-скому изучению проблем общественного здоровья, является П. И. Куркин (1858-1934). Этот санитарный врач Московского губернского земства был другом А. П. Чехова и автором ряда содержательных публикаций и выступлений. Так, в «схеме», предложенной им на Всероссийском совещании 1912 г. (при обществе им. Н. И. Пи-рогова), санитарная статистика подразделялась на отрасли: 1) Статистика врачебной помощи населению; 2) Статистика санитарного состояния населения; 3) Население, физические и социальные условия его жизни (включая п. 3 «Хозяйственное положение населения, отношение к земле, промыслы и занятия, крестьянские бюджеты»); 4) Болезненность населения; 5) Естественное движение населения (включая п. 3 «Статистика причин смерти сельского и фабричного населения»); 6) Физическое развитие населения [См.: 9].
Подлинной заслугой П. И. Куркина служит то, что он еще в начале XX столетия настаивал на переходе от сплошного «одномерного» массового наблюдения к выборочному, углубленному, дифференцированному исследованию общей заболеваемости.
Санитарный врач и статистик С. М. Богословский (1870-1931) в публикации «Заболеваемость фабричных рабочих Богородско-Глухов-ской и Истомкинской мануфактур Богородского уезда за 1896-1900 гг.» (1906), признавая неполноту анализируемых данных, отмечал, что первоначальный план сбора материала предусматривал фиксацию следующих сведений о пациентах: 1) пол; 2) возраст; 3) местожительство; 4) «детальная профессия больного с обозначением места приложения его труда»; 5) болезнь; 6) продолжительность болезни [10].
Исследователь выяснил, что максимум болезней кожи и подкожной клетчатки, новообразований и болезней глаз приходится на долю рабочих красильного отделения. Максимум травматических, термических и химических повреждений, болезней дыхательных органов - на долю рабочих механического отделения, максимум болезней костей, мышц и связок - на долю вспомогательных рабочих («таскальщиков») [10]. При этом «фабрика как из среды мужчин, так и из среды женщин притягивает к себе наиболее сильный молодой возраст из населения до 40-ка лет, последующие же старшие возрасты с значительной энергией отталкивает от себя, особенно в среде мужчин, отпуская их, очевидно, то в раннюю могилу, то в виде инвалидов в деревню» [10].
Эти и другие изыскания С. М. Богословского придали импульс развитию не только социологии здоровья и медицины, но и социологии профессий.
Последовательное изучение социально-демографических проблем осуществил С. А. Новосельский. В книге «Смертность и продолжительность жизни в России» (1916) он продемонстрировал опыт построения первой полной русской таблицы смертности. По его мнению, «смертность по справедливости может быть признана лучшим мерилом жизненности и жизненных условий населения, отражая влияние на здоровье и долговечность совокупности разнообразных санитарных, экономических, социальных и иных факторов» [11, с. 3].
На основе статистических данных им был сделан вывод о том, что на смертность мужчин в городах, помимо занятий, влияют и другие факторы - алкоголизм, перенаселенность жилищ, более интенсивная борьба за существование, а также загрязнения почвы, воздуха и воды [11, с. 142].
Итак, в дореволюционных социальных исследованиях был заложен фундамент теоретического и эмпирического социологического изучения проблем общественного здоровья. Это имело
большое научное значение для дальнейшего развития социологии здоровья и медицины, а также для практического решения насущных вопросов повышения уровня здоровья населения России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кропоткин П. А. Хлеб и воля; Современная наука и анархия. М.: Правда, 1990. 640 с.
2. Кропоткин П. А. Этика. М.: Политиздат, 1991. 496 с.
3. Лилиенфельд-Тоаль П. Ф. Мысли о социальной науке будущего: Человеческое общество как реальный организм. 2-е изд. М.: Либроком, 2012. 408 с.
4. Стронин А. И. Политика как наука. СПб.: Типография Ф. С. Сущинского, 1872. 532 с.
5. Маслобоева О. Д. Российский органицизм и космизм XIX-XX вв.: эволюция и актуальность. Ч. 13. М.: АПК и ППРО, 2007. 296 с.
6. Сорокин П. А. Самоубийство как общественное явление [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Sorokin /suicid.php (дата обращения: 26.10.2016).
7. Сорокин П. А. Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь. М.: Academia & LVS, 2003. 684 с.
8. Дементьев Е. М. Врачебная помощь фабричным рабочим. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1899. 146 с. [Электронный ресурс]. URL: http://нэб.рф/catalog/000219 000026 RU ГПНТБ% 20России_IBIS_0000638290/viewer/ (дата обращения: 26.10.2016).
9. Маркузон Ф. М. Петр Иванович Куркин (18581931) [Электронный ресурс]. URL: http://www. demoscope.ru/weekly/2008/0347/nauka04.p hp (дата обращения: 26.10.2016).
10. Богословский С. М. Заболеваемость фабричных рабочих Богородско-Глуховской и Истомкин-ской мануфактур Богородского уезда за 1896-1900 гг. М.: Моск. губ. земство, 1906 [Электронный ресурс]. URL:
http://нэб.рф/catalog/003333 000029 RU ГПНТБ+Р оссии_EK_613.6_Б+746-912515/ (дата обращения: 26.10.2016).
11. Новосельский С. А. Смертность и продолжительность жизни в России. Петроград: Типография Министерства внутренних дел, 1916. 208 с.
PUBLIC HEALTH PROBLEM IN THE HISTORY OF RUSSIAN SOCIOLOGY
Levchenko1 I.E., Kuznetsov1 A. Y., Korniltseva2 E.G.
'Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin", г. Ekaterinburg, Russia 2Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia
Annotation.The article is devoted to the study of approaches to the problem of public health in russian sociology. P.A. Kropotkin was one of the first who studied this problem. There is a considerable interest to development of P.F. Lilienfeld-Toal and A. I. Stronin the domestic sociologists of naturalistic direction. A research undertaken by P. A. Sorokin retains a certain scientific value. Rre-revolutionary doctors, statisticians and demographers have a significant contribution to the study of the sociological aspects of the problem. For example, E. M. Dementiev reviewed regulatory frameworks of medical assistance and identified its main forms. Notable figures among specialists in the statistics and sociological study of public health problems are sanitary doctors Kurkin P. I. and S. M. Bogoslovsky. Studies of S. M. Bogoslovsky gave impetus not only to the development of the sociology of health and medicine, and of sociology of professions too. Sequential study of the socio-demographic problems was carried by Novoselsky S. A.
Key words. public health, history of sociology, Russian sociology, medicine, sociology of health, sociology of medicine, positivism, organicism statistics.
REFERENCES
1. Kropotkin P. A. A. Bread and Freedom; Modern science and anarchy. M.: Pravda, 1990. p. 640
2. Kropotkin P. A. Ethics. M.: Politizdat, 1991. p. 496
3. Lilienfeld-Toal P. F. Thoughts on the future of social science: Human society as a real organism. 2-nd publ. M.: Librocom, 2012. p. 408
4. Stronin A. I. Politics as a science SPb.: F. S. Sushchinsky printing house 1872. p. 532
5. Masloboeva O. D. Russian organicism and cos-mism XIX-XX cc.: the evolution and actuality. Parts 1-3. M.: APK and PPRO, 2007. p. 296
6. Sorokin P.A. Suicide as a social phenomenon. Available at: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/So-ciolog/Sorokin/suicid.php (Accessed at 26th October 2016) (in Russia)
7. Sorokin P.A. Hunger as a factor. The influence of hunger on human behavior, social organization and social life. M.: Academia & LVS, 2003. p. 684
8. Dementiev E. M. Medical care for factory workers. Petersburg .: Typographi of B. Kirschbaum, 1899. p. 146, Available at: http://ro6.p$/cata-log/000219_000026_RU_mHTE%20PoccHH_IBIS_000 0638290/viewer/ (Accessed at 26th October 2016) (in Russia)
9. Markuzon F. M. Kurkin Petr Ivanovich (18581931). Available at: http://www. demoscope.ru/weekly/2008/0347/nauka04.p hp (Accessed at 26th October 2016) (in Russia)
10. Bogoslovsky S. M. The incidence of factory workers in Bogorodsko-Glukhovsky and Istomkinsky manufactories of Bogorodsky district for 1896-1900 years. M .: Moscow provincial district council 1906. Available at: http://ro6.p$/cata-log/003333_000029_RU_mHTE+PoccHH_EK_613.6_E +746-912515/ (Accessed at 26th October 2016) (in Russia)
11. Novoselskiy S. A. Mortality and life expectancy in Russia. Petrograd: Interior Ministry typography, 1916. P. 208