Научная статья на тему 'Проблема обеспечения инвестиционных проектов трудовыми ресурсами на примере Ульяновской области'

Проблема обеспечения инвестиционных проектов трудовыми ресурсами на примере Ульяновской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗДАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ / ДИСБАЛАНС РЫНКА ТРУДА / НЕДОСТАТОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселева Ольга Владимировна, Экемсеева Анна Владимировна

В статье поднимается проблема обеспечения инвестиционных проектов необходимыми трудовыми ресурсами. Проводится обзор состояния рынка труда в Ульяновской области, анализ структуры созданных на территории Ульяновской области рабочих мест. Результаты данного анализа, а также рассчитанный показатель напряженности на рынке труда свидетельствует о нехватке рабочей силы на территории региона и о необходимости принятия мер по устранению дисбаланса на рынке труда. По результатам анализа авторами сделан вывод, что стабилизация уровня соотношения вакансий и безработных граждан возможна через привлечение рабочей силы за пределами региона, её адаптации и размещения на постоянное место жительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема обеспечения инвестиционных проектов трудовыми ресурсами на примере Ульяновской области»

Киселева О.В., Экемсеева А.В.

Проблема обеспечения инвестиционных проектов трудовыми ресурсами на

примере Ульяновской области

В настоящее время большое значение в развитии экономики российских регионов придается росту инвестиционной активности и количеству реализуемых инвестиционных проектов. Ульяновская область не является исключением. Повышение инвестиционной привлекательности названо правительством региона одной из главных задач еще в 2005 г. В целях решения данной задачи начали с преференций для инвесторов — режима максимального административного благоприятствования, налоговых льгот. Такая политика дает свои результаты: в последние годы динамика инвестиций в Ульяновской области характеризуется достаточно быстрым ростом. Так, по итогам 2011 г. прирост объема инвестиций в основной капитал Ульяновской области составил 21 %, и, соответственно, по показателю прироста инвестиций она заняла второе место в Приволжском федеральном округе и 23 место в России1. Высокие темпы роста отмечаются также и по предварительным итогам инвестиционной активности за 2012 г., прирост инвестиций в основной капитал составил 17,3 %. При этом основную долю среди всего объема инвестиций занимают частные инвестиции — 72,8%. Если проанализировать структуру инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в Ульяновской области, то обнаруживается, что значительный удельный вес имеют вложения в транспорт и связь — 20,7%2, в обрабатывающие производства — 37,0%. Последнее обстоятельство подтверждает приоритет развития производственной базы и модернизации экономики региона.

Учитывая динамику инвестиций и перспективы реализации инвестиционных проектов на территории Ульяновской области, на 2012 год было запланировано создание 20 000 новых рабочих мест, фактически в результате реализации

инвестиционных проектов создано 20488 рабочих мест. Таким образом, наблюдается превышение плановых ориентиров по созданию рабочих мест на 22 %3.

1 О развитии инвестиционного процесса в Ульяновской области в 2011 г. // Аналитические материалы территориального органа Росстата по Ульяновской области. Ульяновск, 2011. С. 33.

2 Инвестиции в основной капитал. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области. URL:

http://uln.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat tsMn/resoшrces/0ac29e804d84555f8248ef344d6b6963/%D0%98%D 0%BD%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8+%D0%B2+%D0%BE% Р1%81%Р0%ВР%Р0%ВЕ%Р0%В2%Р0%ВР%Р0%ВЕ%Р0%В9+%Р0%ВА%Р0%В0%Р0%ВР%Р0%В8 %D1%82%D0%B0%D0%BB.htm.

3 Отчет о ситуации на рынке труда Ульяновской области Департамента занятости Ульяновской области.

В таблице 1 представлена структура созданных рабочих мест по отраслям экономики.

Таблица 1. Структура созданных рабочих мест по отраслям экономики

Отрасли экономики Количество созданных рабочих мест Соотношение к общему числу созданных рабочих мест (%)

Промышленное производство 2526 15,44

Сельское хозяйство 2055 12,57

Пищевая перерабатывающая промышленность и торговля 2134 13,05

Строительство 1164 7,12

Лесное хозяйство 1016 6,21

Транспорт 686 4,20

Энергетика и ЖКХ 470 2,88

Образование 324 1,98

Здравоохранение, финансы, информационные технологии, культура и искусство 304 1,86

Другие отрасли (услуги, деятельность в области научно-исследовательских разработок, ремесленничество, торговля, туризм, государственное управление) 5681 34,73

По данным Ульяновскстата в среднем за 2012 год общая численность безработных (по методологии Международной организации труда) составила 35784 человека. Уровень общей безработицы вырос до 5,2% (в октябре 2012 г. составлял 5,1%). По данным федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области, на конец декабря прошлого года численность безработных граждан, зарегистрированных в центрах занятости населения, составила 4837 человек. С начала текущего года численность безработных граждан, зарегистрированных в службе

URL: htto:/Mvamvsk-zan.m.

занятости, сократилась на 35%. Уровень регистрируемой безработицы на конец 2012 г. составил 0,63 %4

Таким образом, видно, что реализация активной инвестиционной политики способствует созданию новых рабочих мест и решению проблемы с безработицей. Однако активизация инвестиционной деятельности в последнее время сталкивается с новой проблемой — недостатков трудовых ресурсов.

Так, на конец 2012 г. заявленная работодателями потребность в работниках по Ульяновской области составила 8725 единиц. Если рассмотреть структуру вакансий, то среди них преобладают рабочие профессии — 73 % от общего числа вакансий (в т.ч. неквалифицированного труда), доля служащих составляет 27 %. Коэффициент напряженности на рынке труда Ульяновской области, рассчитанный как отношение количества незанятых граждан к количеству имеющихся вакансий, составляет 0,53 единицы, или на одного безработного приходилось около 2 вакансий.

Подобная ситуация говорит о нехватке рабочей силы на территории региона и о необходимости принятия мер по устранению дисбаланса на рынке труда. Несомненно, основной проблемой при трудоустройстве граждан остаётся несоответствие спроса и предложения рабочей силы.

В целях изучения состояния рынка труда и выявления желаемого уровня заработной платы Центр занятости Ульяновской области регулярно проводит статистические исследования и социологические опросы занятых и безработных, в том числе анкетирование по вопросам готовности к миграции граждан, проживающих в сельских районах, для устройства на работу в городе. Эти исследования показали, что те, кто покидает региона в поисках работы, имеют уровень заработной платы от 40 до 55 тысяч рублей. При этом ими отмечено, что одним из условий возвращения является уровень заработной платы от 25 до 50 тысяч рублей5. Средний уровень заработной платы в Ульяновской области в 2012 г. составил около 17 000 рублей, что является самым низким в Приволжском федеральном округе. Поэтому возвращение в Ульяновскую область граждан, выехавших на постоянное место жительство в другие регионы, маловероятно.

4

Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области. иКЬ: http://uln.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat 15/и1п/ги/51аП5Пс5/стр1оутсги.

5 Обзор ситуации на рынке труда Ульяновской области. Официальный сайт Центра занятости

Ульяновской области. иКЬ: http://www.u1vanovsk-

zan.ru/App Shared/WebParts/DataViewers/PopUpDocument.aspx?docid=007e314f-ef52-4e72-b604-adf89196fe1e.

Существующие проблемы на рынке труда Ульяновской области, территориальная дифференциация в сфере занятости, сложная ситуация в отдельных отраслях экономики свидетельствуют о том, что региональный рынок труда имеет низкую саморегуляцию.

Если в ближайшее время не будут приняты оперативные меры по насыщению рынка труда рабочей силой разной профессиональной подготовки, в том числе и высококвалифицированным персоналом, то реализация на территории Ульяновской области инвестиционных проектов столкнется с «кадровым голодом». А будущие инвесторы, рассматривающие Ульяновский регион как объект вложения, могут скорректировать свои планы. Во многом решение вопроса о выборе региона для инвестиций основывается на оценке его инвестиционной привлекательности. Согласно наиболее популярной методике ее оценки рейтингового агентства «Эксперт-РА», наряду с показателями производственного, потребительского, инфраструктурного, финансового, институционального, инновационного, природно-ресурсного потенциала региона к показателям инвестиционного потенциала относятся и показатели, характеризующие его трудовой потенциал. Такими показателями являются: среднегодовая численность занятых в экономике, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования на 1000 человек населения. По результатам оценки инвестиционного потенциала Ульяновская область в 2012 г. занимает 48 место, при этом ранг трудового потенциала составил значение 36 из 83 регионов РФ6.

Проблемы на рынке труда требуют пересмотра стратегии и приоритетов в управлении трудовыми ресурсами, необходимо искать новые подходы. Основными направлениями совершенствования политики занятости должны стать регулирование качественного состава трудовых ресурсов, использование имеющегося трудового потенциала, а также привлечение трудовых мигрантов с учетом роста уровня жизни населения. Наиболее значимым и перспективным направлением, на наш взгляд, должна стать разработка концепции долгосрочного обеспечения кадрами инвестиционных проектов, включающей: подготовку высококвалифицированных кадров по заявкам потенциальных инвесторов, максимальное закрепление кадров в регионе, создание системы поиска резервов рабочей силы, а также реализацию миграционной политики, обеспечивающей положительный миграционный прирост.

6 Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2012г. Рейтинговое агентство «Эксперт-РА». Электронный ресурс. URL: http://www.raexpert.rш/editions/bшЦetin/10 01 13/regkongress 2012.pdf.

Ульяновская область имеет достаточное количество учебных заведений среднего и высшего профессионального образования: 14 вузов, 15 колледжей, 15 техникумов и училищ, общая численность обучающихся по программам высшего и среднего профессионального образования в Ульяновской области — 59,4 тыс. человек, что соответствует показателю 465 студента на 1000 населения (38 место среди регионов РФ, для сравнения в РФ этот показатель составляет 543 студента на 1000 человек населения)7. Более тесное сотрудничество учебных заведений среднего и профессионального образования с работодателями и потенциальными инвесторами позволит, с одной стороны, обеспечить подготовку трудовых ресурсов для работодателей необходимой квалификации и в соответствии с их требованиями. С другой стороны, возможность получения образования, по окончании которого молодые специалисты будут обеспечены рабочими местами, позволит снизить отток рабочей силы из региона, что повысит привлекательность Ульяновской области с точки зрения перспектив получения рабочего места для молодежи. Трудоустройство молодежи, получившей среднее специальное и высшее профессиональное образование по предварительной заявке со стороны работодателей, будет способствовать установлению равновесия спроса и предложения на рынке рабочей силы и снизить уровень безработицы среди молодежи.

Весьма перспективной является работа в сфере переподготовки имеющихся трудовых ресурсов на рынке труда согласно с плановыми потребностями в рабочих местах по важнейшим профессиям, составленными на основе мониторинга бизнес-планов и сбора информации от инвесторов.

Однозначно, что реализация обозначенных мероприятий требует согласованности и координации действий между различными министерствами и ведомствами, работающими с инвесторами, а также регулирующими деятельность образовательных учреждений и регулирующими рынок труда.

Приток иностранных граждан, хотя имеет незначительное влияние на рынок труда в Ульяновской области, в некоторой степени обеспечивает покрытие потребности в рабочей силе, что обусловливает значимость миграционных процессов для социально-экономического развития региона. Так, доля работающих иностранных граждан в Ульяновской области составляет 0,2% от экономически активного населения региона. Однако наметилась весьма благоприятная тенденция в миграции трудовых

7 Отчет министра образования Ульяновской области перед законодательным собранием. Электронный ресурс. иКЬ: http://www.zsuo.ru/sp/news/?&id=26.

ресурсов — опережающий рост числа квалифицированных и высококвалифицированных иностранных специалистов. По-прежнему наиболее привлекательной и емкой отраслью для миграции иностранной рабочей силы остается строительство. Среди причин роста числа высококвалифицированных иностранных специалистов отмечается необходимость привлечения специалистов: со знанием иностранного языка; с опытом работы в строительстве по зарубежным технологиям; с навыками работы с новыми инновационными технологиями.

Для насыщения рынков труда органы власти разрабатывают концепцию миграционной политики Ульяновской области на период до 2025 г. Целью концепции является содействие удовлетворению потребности экономики в трудовых ресурсах и инновационном развитии.

Приоритетные задачи реализации обозначенного документа:

- обеспечить кадрами необходимых профессий и уровня квалификации социально-экономический комплекс, а также возрождение территорий аграрного сектора;

- совершенствовать механизмы привлечения, контроля и использования иностранной рабочей силы.

В рамках концепции одним из направлений миграционной политики в Ульяновской области будет оптимизация внутренних миграционных процессов и содействие эффективному использованию трудовых ресурсов. Эффективные меры включают, например, создание банков вакансий и квалифицированных специалистов муниципальных образований. Стабилизации рынка труда в депрессивных районах будут содействовать мероприятия по созданию новых и сохранению имеющихся рабочих мест.

По оценкам разработчиков данной концепции, результатом ее реализации к 2025 году должно стать увеличение миграционного прироста населения Ульяновской области в два раза. Планируется, что основную часть трудовых мигрантов будут составлять квалифицированные рабочие, также большое внимание будет уделяться переселению на постоянное место жительства соотечественников из-за рубежа (при их отказе от прежнего гражданства). Коренное же население Ульяновской области, в случае необходимости, сможет уехать в другие регионы благодаря межрегиональным программам занятости.

Проанализировав выбранный путь решения проблемы обеспечения инвестиционных проектов трудовыми ресурсами, можно сделать вывод, что стабилизация уровня соотношения вакансий и безработных граждан достигается, во-

первых, посредством усиления взаимодействия потенциальных работодателей и учебных заведений среднего и профессионального образования региона; во-вторых, реализацией программ переподготовки кадров по заявкам работодателей; в-третьих, через привлечение рабочей силы за пределами региона, её адаптации и размещения на постоянное место жительства.

Список литературы:

1. О развитии инвестиционного процесса в Ульяновской области в 2011 г. // Аналитические материалы территориального органа Росстата по Ульяновской области. Ульяновск, 2011.

2. Обзор ситуации на рынке труда Ульяновской области. Официальный сайт центра

занятости Ульяновской области. ЦКЪ: http://www.u1vanovsk-

zan.ru/App Shared/WebParts/DataViewers/PopUpDocument.aspx?docid=007e314f-ef52-4e72-b604-adf89196fe1e.

3. Отчет министра образования Ульяновской области перед законодательным собранием. Электронный ресурс. ЦКЪ: http://www.zsuo.ru/sp/news/?&id=26.

4. Отчет о ситуации на рынке труда Ульяновской области Департамента занятости Ульяновской области. Электронный ресурс: ЦКЪ: http://u1vanovsk-zan.ru.

5. Официальный сайт ТО Федеральной службы государственной статистики по

Ульяновской области. ЦКЪ:

http://u1n.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/u1n/ru/statistics/emp1ovment/; http://u1n.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/u1n/resources/0ac29e804d84555f8248ef344d6b6 963/%Р0%98%Р0%ВР%Р0%В2%Р0%В5%Р1%81%Р1%82%Р0%В8%Р1%86%Р0%В 8%Р0%В8+%Р0%В2+%Р0%ВЕ%Р1%81%Р0%ВР%Р0%ВЕ%Р0%В2%Р0%ВР%Р0% BE%D0%B9+%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB.htm.

6. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2012 г. Рейтинговое

агентство «Эксперт-РА». Электронный ресурс. иКЬ:

http://www.raexpert.ru/editions/bu11etin/10 01 13/regkongress 2012.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.