Научная статья на тему 'Проблема обеспечения эффективности функционирования естественных монополий'

Проблема обеспечения эффективности функционирования естественных монополий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ / NATURAL MONOPOLIES / ГОСУДАРСТВО / STATE / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ / ECONOMIC INSTITUTIONS / РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATION / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербак Анна Александровна

Цель. Рассмотреть особенности формирования условий, обеспечивающих повышение эффективности функционирования естественных монополий в хозяйственной системе. Исследовать эту проблему на примере российской хозяйственной системы следует с учетом особенностей экономического и административного регулирования. Материалы и методы. Сделана попытка определения базовых условий для анализа эффективности российских естественных монополий с системных позиций. Это потребовало уточнения понятия эффективности как экономической категории и как показателя оценки на основе уточнения классификации эффективности по различным критериям оценки применительно к естественным монополиям. Результаты. Обеспечение конкурентных позиций российских естественных монополий представлено как важнейшее направление государственного регулирования. На основе этого уточнены его цели и задачи, а также предложены основные направления управленческих действий и дальнейших научных исследований в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems in Ensuring the Effective Functioning of Natural Monopolies

This study seeks to examine the conditions that enhance the efficiency of natural monopolies. This issue, in the context of the Russian economic system, should be studied based on its economic and administrative regulations. Method. We attempt to define systematically the basic conditions for the analysis of the effectiveness of Russia’s natural monopolies. This called for clarifying the concept of efficiency as an economic category and as a measure of evaluation based on the classification of the effectiveness of the various evaluation criteria in relation to natural monopolies. Results. We believe maintaining Russia’s natural monopolies is the most important area of government regulation. Hence, this study helps to refine the goals and objectives of regulation as well as outline the basic direction of administrative action and further research in this area.

Текст научной работы на тему «Проблема обеспечения эффективности функционирования естественных монополий»

I <

CL S С

о <

о;

Проблема обеспечения эффективности функционирования естественных монополий

Problems in Ensuring the Effective Functioning of Natural Monopolies

УДК 658.115.31

Щербак Анна Александровна

аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета

191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21

Shcherbak Anna Aleksandrovna

St. Petersburg State University of Economics Sadovaya Str. 21, St. Petersburg, Russian Federation, 191023

Цель. Рассмотреть особенности формирования условий, обеспечивающих повышение эффективности функционирования естественных монополий в хозяйственной системе. Исследовать эту проблему на примере российской хозяйственной системы следует с учетом особенностей экономического и административного регулирования.

Материалы и методы. Сделана попытка определения базовых условий для анализа эффективности российских естественных монополий с системных позиций. Это потребовало уточнения понятия эффективности как экономической категории и как показателя оценки на основе уточнения классификации эффективности по различным критериям оценки применительно к естественным монополиям.

Результаты. Обеспечение конкурентных позиций российских естественных монополий представлено как важнейшее направление государственного регулирования. На основе этого уточнены его цели и задачи, а также предложены основные направления управленческих действий и дальнейших научных исследований в данной области.

Ключевые слова: естественные монополии, государство, экономические институты, регулирование, эффективность

Abstract. This study seeks to examine the conditions that enhance the efficiency of natural monopolies. This issue, in the context of the Russian economic system, should be studied based on its economic and administrative regulations.

Method. We attempt to define systematically the basic conditions for the analysis of the effectiveness of Russia's natural monopolies. This called for clarifying the concept of efficiency as an economic category and as a measure of evaluation based on the classification of the effectiveness of the various evaluation criteria in relation to natural monopolies.

Results. We believe maintaining Russia's natural monopolies is the most important area of government regulation. Hence, this study helps to refine the goals and objectives of regulation as well as outline the basic direction of administrative action and further research in this area.

Keywords: Natural monopolies, state, economic institutions, regulation, efficiency

Поскольку деятельность естественных монополий так или иначе затрагивает все общество, любые изменения в процессе их функционирования отражаются на большинстве экономических показателей развития государства и бизнес-среды, а также на благо-

состоянии домашних хозяйств. Поэтому проблема государственного регулирования их деятельности является важнейшей теоретической и практической задачей, направленной на улучшение работы всей хозяйственной системы. С позиций экономической теории для ее решения требуется определение сущности эффективности и выявления определяющих ее институтов.

Анализируя эффективность функционирования естественных монополий с системных позиций, ее можно представить как степень достижения результата, задаваемого функцией хозяйственной системы. Иными словами, это степень соответствия фактически полученного результата тому результату, который имел бы место при всей полноте реализации своих функций естественными монополиями. Основываясь на системном понимании эффективности, можно сделать следующие выводы:

• эффективность следует понимать в разрезе ее целевой функции, выделяя производственную, финансовую эффективность, эффективность внедрения инноваций, обеспечения экономической безопасности и т. д.;

• необходимо рассматривать эффективность различных видов связей, исходя из специфики и модели действующей хозяйственной системы (экономическая, социальная, управленческая и другие виды эффективности);

• эффективность должна исследоваться на различных уровнях хозяйственной системы (макро-, мезо-, микроуровнях).

Проведенный анализ экономической литературы, посвященной теории эффективности, позволяет утверждать, что чаще всего ее рассматривают именно в связи с целевой функцией, понимая как полноту достижения цели. Такое понимание эффективности, базирующееся на взглядах классической школы, наиболее распространено в экономической теории [1, а 95]. Однако, опираясь на него, следует рассматривать не общую эффективность, а эффективности, поскольку задач у естественных монополий может быть достаточно много. К тому же не является оправданным измерение сравнительной эффективности различных естественных монополий по отношению друг к другу.

Некоторыми авторами понятие эффективности связывается с оптимизацией, т. е. стремлением получать как можно больше из имеющихся ресурсов. При этом эффективность отождествляется с такими показателями, как отношение ценности выхода к ценности входа или отношение эффекта между эффектом от экономической деятельности и затратами ресурсов [2, а 48]. Однако следует разделять эффективность, как экономическую категорию, и ее показатели.

С позиции государственного регулирования экономическая эффективность деятельности естественных монополий во многом определяется формальными

Таблица 1 т

Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2014-2015 гг.

Рейтинг Страна Индекс

1 Швейцария 5,7

2 Сингапур 5,6

3 Соединенные Штаты Америки 5,5

4 Финляндия 5,5

5 Германия 5,5

6 Япония 5,5

7 Гонконг 5,5

8 Нидерланды 5,5

9 Великобритания 5,4

10 Швеция 5,4

53 Россия 4,4

144 Гвинея 2,8

Источник: [4].

правилами, неформальными нормами и системой принуждения к соблюдению установленных правил. Государство, выступая в роли инициатора работы формальных экономических институтов, постоянно взаимодействует с естественными монополиями. Это является необходимым условием реального действия норм, закрепленных юридически, а также их соответствия неформальным правилам. Необходимо также учитывать, что при переносе на отечественную почву административных и экономических правил и норм из хозяйственных систем экономически развитых стран не всегда будут гарантированно достигаться поставленные цели.

В данном контексте необходимо представить классификацию показателей эффективности деятельности естественных монополий.

1. Параметры естественной монополии, позволяющие

оценить качество ее институциональной среды:

• структура анализируемой естественной монополии и соотношение долей собственников;

• наличие законных и подзаконных актов, регламентирующих деятельность хозяйствующих субъектов, работающих совместно с естественной монополией (или выполняющих работы для нее);

• количество потребителей товаров и услуг естественной монополии в сравнении с численностью населения данного региона или страны (в зависимости от поставленной задачи анализа);

• соответствие принятым стандартам качества товаров и услуг хозяйствующего субъекта, относящегося к естественной монополии;

• направленность, динамика и результативность проведения институциональных реформ в естественной монополии.

2. Показатели эффективности функционирования

естественной монополии в сопоставлении с аналогичными показателями экономики страны:

• доля продукции (услуг) естественной монополии в ВВП страны;

• темп прироста доходов и/или прибыли естественной монополии, по сравнению с темпами прироста доходов и/или прибыли в немонопольных отраслях;

• соотношение между индексом тарифов и цен естественной монополии и индексом инфляции;

• удельный вес затрат на приобретение товаров и услуг естественной монополии в расходах до-мохозяйств;

• соотношение между показателями производительности труда, фондоемкости, материалоемкости естественной монополии и показателями немонопольных отраслей;

• соотношение между показателями отдачи от инвестиций в естественной монополии и их средним уровнем в отраслях реального сектора;

• рентабельность естественной монополии в сравнении с рентабельностью немонопольных отраслей [3, а 59].

Задача обеспечения конкурентных отношений в работе естественных монополий, как важнейший элемент государственного регулирования, актуальна для нашей страны, так же как и для других стран. Она определяет не только состояние хозяйственной системы, но и конкурентоспособность экономики России на международных рынках (табл. 1).

Несоответствие между структурой естественной монополии и структурой системы государственного регулирования при достигнутой степени развития рыночных отношений в условиях интеграции в мировое пространство обусловливает необходимость реформирования этой области.

Действующая в настоящее время в Российской Федерации система административного регулирования естественных монополий не позволяет обеспечить желаемый баланс между интересами общества и собственников предприятий регулируемых отраслей. Это не позволяет оказывать положительное влияние на создание условий для эффективного функционирования естественных монополий. Как нам видится, главной проблемой здесь становится дезинтеграция естественных монополий и, как следствие, риск потери эффекта системности.

Существует и еще одна значимая проблема, связанная с эффективностью регулирования естественных монополий. Она заключается в том, что большинство мер по их реформированию предполагает создание условий для выделения сфер потенциальной конкуренции с развитием системы государственно-частного партнерства (ГЧП). Как свидетельствует опыт многих стран, допуск частного капитала в естественно

^ монопольную сферу может осуществляться на основе ^ передачи государством частному инвестору или пулу

< частных инвесторов:

Ц • права собственности в рамках прямой привати-

0 зации;

к • функций, связанных с управлением инфраструк-^ турными отраслями.

5 Практика реформирования естественных монополий насчитывает массу примеров, когда в ходе реа-^ лизации вполне привлекательных проектов возникали ^ серьезные трудности и допускались существенные х ошибки как на стадии производства товаров или з услуг, так и в рамках сетевого хозяйства при их до-Е^ ставке потребителям [5, с. 37]. Это в очередной раз

< подтверждает уже приводившийся тезис, согласно

1 которому в основе всех вариантов реформирования естественных монополий должно лежать их разделение на стадии производства и инфраструктуры. В этом случае положительные эффекты от введения элементов конкуренции ожидаются благодаря преодолению ценовой дискриминации.

В процессе реформирования необходимо проведение оценки достигнутого уровня развития естественной монополии и прогнозирование — желаемого уровня. Следовательно, достижение эффективности следует рассматривать как длительный процесс, включающий:

1. совершенствование базовых институтов хозяйственной системы в рамках:

• усиления институтов гражданского и правового общества;

• преодоления неформальных практик в регулировании естественных монополий;

• установления законодательных принципов компенсации потерь потребителей от деятельности естественных монополий;

2. развитие институтов, обеспечивающих эффективное функционирование естественных монополий в долгосрочном периоде посредством:

• обеспечения равного доступа на рынок альтернативных поставщиков, предлагающих более низкие тарифы, чем естественные монополии;

• использования индикативного планирования, обеспечивающего стратегическое развитие естественных монополий в долгосрочной макроэкономической перспективе в интересах всей хозяйственной системы;

• совершенствования стандартизации и сертификации в деятельности естественных монополий;

• формирования цивилизованного рынка для частных компаний;

• создания добровольного информационного пула поставщиков и потребителей продукции естественных монополий;

• совершенствования процедур согласования экономических интересов поставщиков и потребителей товаров (услуг) на регулируемых сегментах рынка монополий;

• создания целостной системы защиты прав потребителя;

3. поддержание развития институтов корректирующего характера в краткосрочном периоде путем:

• ограничения сделок с собственностью, в том числе продаж акций нерезидентам и допуска их к работе системообразующих естественных монополий и монополий, связанных с национальной, в том числе экономической, безопасностью;

• государственного софинансирования инвестиций не просто в расширение производства, а в

разработку и внедрение инноваций. Это должно базироваться на прогнозировании потребностей в инвестиционных ресурсах с учетом роста спроса на продукцию естественных монополий и усиления надзора за целевым использованием инвестиционных средств, а также стимулировании внедрения инноваций как прямыми, так и косвенными методами [6, с. 49];

• сохранения и совершенствования практики перекрестного субсидирования;

• поддержания цен на товары и услуги естественных монополий на социально приемлемом уровне (для абсолютного большинства домашних хозяйств);

• проведения обязательного независимого аудита компаний в отраслях естественных монополий;

• регулирования размеров экспортных пошлин на экспорт продукции естественных монополий и размеров импортных пошлин для зарубежных естественных монополий (прежде всего речь здесь может идти о странах СНГ, а в перспективе — ЕАЭС, поставляющих свою продукцию в Российскую Федерацию) [7, с. 25-26].

Для эффективного функционирования естественных монополий сегодня необходим комплекс мер по совершенствованию их государственного регулирования. Это предполагает соответствующее изменение государственной экономической политики в данной сфере.

Наиболее простым на первый взгляд и наиболее сложным с точки зрения обеспечения эффективности естественных монополий является использование такого инструмента, как изменение тарифов на продукцию естественных монополий. Так, при повышении тарифов возрастают возможности получения дополнительной монопольной прибыли, что при условии правильного государственного регулирования будет способствовать инвестициям в основной вид деятельности, а также разработке новых способов осуществления производственной и хозяйственной деятельности.

Не следует забывать о том, что при этом увеличивается размер налогооблагаемой базы и возрастают доходы государственного бюджета. В то же время может происходить и увеличение всех видов издержек, что нередко провоцирует естественные монополии на повышение тарифов.

При оценке эффективности нельзя упускать из виду и то, что повышение тарифов приводит к росту издержек для других хозяйствующих субъектов, являющихся потребителями продукции естественных монополий; результатом этого становится повышение индекса инфляции. Это может приводить к снижению объема прибыли, получаемой немонопольными структурами и, как следствие, к уменьшению налогооблагаемой базы и потерям для бюджета [8, с. 113]. Что же касается домашних хозяйств, то становится более острой проблема снижения уровня их благосостояния.

Это позволяет заключить, что в процессе регулирования деятельности естественных монополий следует выделять экономическую и социальную эффективность. Объединить их крайне сложно и возможно только при условии согласованных системных действий регуляторов на всех уровнях при соответствующем настрое менеджмента естественных монополий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итог анализу экономической природы естественных монополий, их институциональной среды, имеющихся противоречий в системе их функционирования и особенностей государственного регу-

лирования их деятельности, можно сформулировать практические рекомендации, направленные на совершенствование государственно-институционального механизма регулирования естественных монополий.

В этой связи следует четко определить цели и задачи государственного регулирования естественных монополий, поскольку их отсутствие или размытость могут привести к недостаточному или избыточному регулированию, следствием которого будет негативный эффект. Для этого следует придерживаться следующих принципов:

• субъектам, осуществляющим государственное регулирование, следует обладать знаниями и компетенциями в области функционирования хозяйственных систем,инструментов, методов регулирования, обеспечения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики;

• требуется сбалансированный подход к регулированию работы естественных монополий, предполагающий учет и совмещение интересов как самих естественных монополий, так и других хозяйствующих субъектов;

• формирование конкурентной среды должно происходить так, чтобы не ухудшить благосостояние домашних хозяйств;

• в дополнение к государственному регулированию требуется создание и развитие системы общественного контроля.

В заключение следует подчеркнуть, что обеспечение эффективности посредством регулирования текущей работы и развития естественных монополий следует проводить в строгом соответствии с действующей хозяйственной системой и ее целевыми функциями.

В условиях недостаточной эффективности действующей модели хозяйственной системы сложно обеспечить эффективность работы одного, пусть и такого важного, ее института, как естественные монополии. Именно поэтому конструкцию регулирования следует формировать на базе построения эффективной хозяйственной.

Литература

1. Миропольский Д. Ю. и др. Основы теоретической экономики. Теория альтернативных хозяйственных систем / Д. Ю. Миропольский, И. А. Максимцев, Л. С. Тарасевич. СПб.: Питер, 2014. 512 с.

2. Попченков И. В., Харламов А. В. Глобализация и эффективность хозяйственных систем // Экономика и управление. 2004. № 1. С. 46-51.

3. Малкина М. Ю., Абросимова О. Ю. Анализ особенностей функционирования естественных монополий в современной России // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 12 (267). С. 56-64.

4. Всемирный экономический форум: Рейтинг глобальной m конкурентоспособности 2014-2015 // Центр гуманитарных н-технологий: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// < gtmarket.ru/news/2014/09/03/6873. |

5. Варданян К. В., Вишневер В. Я. Социально-экономическая i= эффективность естественной монополии // Проблемы < совершенствования организации производства и управ- ^ ления промышленными предприятиями: Межвуз. сб. на- щ уч. тр. 2014. № 2. С. 29-36. g

6. Васильцов В. С., Виноградов С. И., Харламова Т. Л. о Развитие рынка инноваций в хозяйственной системе ш России. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. 145 с. q

7. Абросимова О. Ю. Естественные монополии в России: о особенности развития и способы эффективного регули- ш рования: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Н. Новгород: з НГУ, 2012. 29 с. ^

8. Волостников А. И., Харламов А. В. Институциональные < основы развития реального сектора экономики страны. 1 СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. 190 с.

References

1. Miropol'skiy D. Yu., Maksimtsev I. A., Tarasevich L. S. Osnovy teoreticheskoy ekonomiki. Teoriya al'ternativnykh kho-zyaystvennykh sistem [Fundamentals of theoretical economics. The theory of alternative economic systems]. St. Petersburg, Piter Publ., 2014. 512 p.

2. Popchenkov I. V., Kharlamov A. V. Globalizatsiya i effektivnost' khozyaystvennykh sistem [Globalization and the efficiency of economic systems]. Ekonomika i upravlenie, 2004, no. 1, pp. 46-51.

3. Malkina M. Yu., Abrosimova O. Yu. Analiz osobennostey funk-tsionirovaniya estestvennykh monopoliy v sovremennoy Rossii [Analysis of the functioning of natural monopolies in modern Russia]. Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika, 2012, no. 12, pp. 56-64.

4. World Economic Forum: Global Competitiveness Ranking 20142015. Center of Humanitarian Technologies. 2014. Available at: http://gtmarket.ru/news/2014/09/03/6873. (in Russ.).

5. Vardanyan K. V., Vishnever V. Ya. Sotsial'no-ekonomicheskaya effektivnost' estestvennoy monopolii [Social and economic efficiency of natural monopoly]. Problemy sovershenstvo-vaniya organizatsii proizvodstva i upravleniya promyshlen-nymi predpriyatiyami. Mezhvuz. sb. nauch. tr. [Problems of improving the organization of production and management of industrial enterprises. Inter-univ. coll. sci. pap.], 2014, no. 2, pp. 29-36.

6. Vasil'tsov V. S., Vinogradov S. I., Kharlamova T. L. Razvitie rynka innovatsiy v khozyaystvennoy sisteme Rossii [Development of the innovation market in the economic system of Russia]. St. Petersburg, Polytechnical Univ. Publ., 2010. 145 p.

7. Abrosimova O. Yu. Estestvennye monopolii v Rossii: oso-bennostirazvitiya isposoby effektivnogo regulirovaniya. Kand. ekon. nauk diss. Avtoref. [Natural monopolies in Russia: Features of development and methods of effective regulation. Cand. econ. sci. diss. Synopsis]. Nizhniy Novgorod, NSU Publ., 2012. 29 p.

8. Volostnikov A. I., Kharlamov A. V. Institutsional'nye osnovy razvitiya real'nogo sektora ekonomiki strany [The institutional basis for the development of the real sector of the national economy]. St. Petersburg, Polytechnical Univ. Publ., 2010. 190 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.