Научная статья на тему 'Проблема нравственного воспитания в истории отечественной педагогики'

Проблема нравственного воспитания в истории отечественной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1249
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИКА / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОСЛАВИЕ / ЦЕРКОВЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майстренко А.И.

Статья посвящена проблеме нравственного воспитания. Цель исследования выявление развития проблемы нравственного воспитания в истории отечественной педагогики. В работе использовались методы анализа и обобщения исторических источников, научных работ отечественных исследователей, признанных научным сообществом, хронологический метод, сравнительно-сопоставительный метод, принцип историзма. Идея нравственного воспитания начинает проявляться с первых веков становления Российского государства. В ходе исследования были выделены несколько этапов развития нравственного воспитания в отечественной истории. Каждый этап отдельно проанализирован с точки зрения развития идеи и практики нравственного воспитания. Важной вехой в данном вопросе стала середина XIX в., когда в России происходит становление научной педагогики, связанное, в частности, с К.Д. Ушинским, который сделал весомый вклад и в развитие нравственного воспитания. Было установлено, что так или иначе на протяжении почти всей истории Российского государства и российской педагогики, кроме периода советской власти, в котором главенствовала марксистская идеология, ценности православной церкви служили фундаментом для развития воспитания и основой для системы нравственного воспитания. Выявлено, что в постсоветский период нравственное воспитание личности более свободно от какой-либо идеологии в отличие от предыдущих этапов истории развития педагогической мысли, но тем не менее основывается на общих христианских ценностях и строится на сотрудничестве государства и православной церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Майстренко А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема нравственного воспитания в истории отечественной педагогики»

Проблема нравственного воспитания в истории отечественной педагогики

Майстренко Алексей Игоревич

аспирант института социально-гуманитарных технологий, Красноярский Государственный Педагогический Университет им. В.П. Астафьева, aleksei.maistrenko@mail.ru

Статья посвящена проблеме нравственного воспитания. Цель исследования - выявление развития проблемы нравственного воспитания в истории отечественной педагогики. В работе использовались методы анализа и обобщения исторических источников, научных работ отечественных исследователей, признанных научным сообществом, хронологический метод, сравнительно-сопоставительный метод, принцип историзма. Идея нравственного воспитания начинает проявляться с первых веков становления Российского государства. В ходе исследования были выделены несколько этапов развития нравственного воспитания в отечественной истории. Каждый этап отдельно проанализирован с точки зрения развития идеи и практики нравственного воспитания. Важной вехой в данном вопросе стала середина XIX в., когда в России происходит становление научной педагогики, связанное, в частности, с К.Д. Ушинским, который сделал весомый вклад и в развитие нравственного воспитания. Было установлено, что так или иначе на протяжении почти всей истории Российского государства и российской педагогики, кроме периода советской власти, в котором главенствовала марксистская идеология, ценности православной церкви служили фундаментом для развития воспитания и основой для системы нравственного воспитания. Выявлено, что в постсоветский период нравственное воспитание личности более свободно от какой-либо идеологии в отличие от предыдущих этапов истории развития педагогической мысли, но тем не менее основывается на общих христианских ценностях и строится на сотрудничестве государства и православной церкви. Ключевые слова: нравственность; педагогика; нравственное воспитание; православие; церковь.

о

Е

£

СП

0

(Ч 1Л

01 Z

Введение

Актуальность. В 21 веке проблема нравственного воспитания встала на государственном уровне. Исходя из государственного заказа, педагогике необходимо выработать цели и задачи нравственного воспитания и разработать соответствующую теорию и методику. Эту проблему можно решить, помимо прочего, посредством анализа отечественного педагогического наследия.

Цель - установить развитие идеи нравственного воспитания в истории российской педагогики.

Методами исследования данной работы являются анализ и обобщение исторических источников, научных работ отечественных исследователей, признанных научным сообществом, хронологический метод, сравнительно-сопоставительный метод, принцип историзма.

Степень разработанности. Мысли о нравственном воспитании в истории отечественной педагогической высказывали издавна, мы находим их в литературных наследиях Владимира Мономаха, протопопа Сильвестра, Симеона Полоцкого, М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, В.Ф. Малиновского, Е.А. Энгельгардта, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, В.С. Соловьева, Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля, С.Т. Шацкого, Г.В. Плеханова и др. В советское время идеи нравственного воспитания разрабатывали Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В.И. Ленин, А.М. Коллонтай, В.В. Воровский, Л.И. Аксельрод, А. В. Луначарский, П. П. Блонский, В. А. Сухомлинский и др.

Обсуждение

До XVIII в. педагогические идеи и педагогическая практика, а уж тем более нравственное воспитание, так или иначе переплетались с православной церковью, православными ценностями.

Отчётливые идеи нравственного воспитания начинают появляться на заре истории Российского государства, после принятия на Руси христианства, и именно с христианством они и связываются.

Один самых ранних и наиболее важных памятников педагогической мысли, в котором одна из самых главных ролей отводится необходимости формирования гуманных качеств у грядущего поколения, является «Поучение» Владимира Мономаха (1053-1125). В своём обращении к потомкам князь говорит о важности проявления таких качеств как милосердие, сострадание, оказание помощи ближним, защита слабых, почитание старших, помимо этого он делает нравственные

наставления, как для бытовой жизни, так и для ситуаций в военных походах: «Старыя чти яко отца, а молодыя яко братью. В дому своемь не лЪнитеся, но все видите; не зрите на тивуна, ни на отрока, да не посмеются приходящии к вам ни дому вашему, ни об"Ъду вашему» [6, с. 137]. В своих поучениях Владимир Мономах часто ссылается на библейские тексты.

Серьёзное влияние на воспитательную систему оказал «Домострой» в XVI в., чьё авторство приписывается протопопу Сильвестру. Будучи настоящим христианином, он призывает к совершению добрых дел, повиновению не только родителям, но и духовным наставникам, к тому, чтобы оставить осуждение людей и не делать ближним того, чего не желаешь себе. «К любому человеку [будь] приветлив, а бедных, печальных, нуждающихся и пленных всегда без волокиты разбери и от себя по возможности накорми и напои, и милостыню дай, по человеку судя...», - говорил он [1, с. 146].

Симеон Полоцкий (1629-1680), призванный к обучению и воспитанию старшего царского сына Алексея Михайловича, в своём сочинении «Обед душевный» высказывал очень важные идеи о воспитании нравственных качеств в человеке, таких как, милосердие, сострадание, готовность совершать благие дела, совершать подаяние милостыни, заботиться об обездоленных, содержатся. Его педагогические идеи соответствовали существовавшим отечественным идеалам.

С XVIII в. Россия становится на новый светский путь развития, церковь отделяется от государства. Идеи образования могущественного светского государства стала центральной в реформировании государства, общества и образования. В ходе реформ XVIII в. Россия выдвигается в разряд великих держав. Значительно расширилась её образованность.

С самого начала XVIII в. стали учреждаться светские образовательные социальные институты, начиная от школ, заканчивая Академией наук в 1724 г. К концу XVIII в. фактически сложилась светская образовательная система. Вместе с тем были заложены основы светской педагогики.

Но вопреки доминированию светских начинаний в общественной жизни, в течение всего XVIII в. православная церковь играла значительную роль как в общественной жизни, так и в образовании. У духовного образования было намного больше образовательных учреждений, нежели у светского. Церковь занималась открытием школ, училищ, семинарий, академий. Православной педагогическая мысль развивалась активно, нравственное воспитание здесь отводилось православной церкви. Важное значение в её развитии сыграли деятельности и работы святителей Димитрия Ростовского и Тихона Задонского, митрополита Платона (Лев-шина) и др.

«Проект регламента Академической гимназии» составленный М.В. Ломоносовым (1711-1765) гласил, что отношения между учителем и учениками, а также отношения учеников между собой должны быть построены на взаимоуважении, отзывчиво-

сти, сочувствии доброжелательности: «Гордостию и грубостию никого не огорчать, но больше учтивостью и снисходительством привлекать к своему люблению», «Остерегаться самохвальства, хвастовства, а паче всего лганья, которое часто служит к закрытию злых дел» [10, с. 170].

Н.И. Новиков (1744-1818) на рубеже веков пишет труд «О воспитании и наставлении детей», в котором изъясняет, что лишь духовно-нравственный, пребывающий в атмосфере любви и наблюдающий правильный пример родителей, счастливый ребенок может в будущем стать достойным гражданином, так как в своём поведении он будет подчиняться законам совести, любви и сострадания [11, с. 105].

Е.И. Энгельгардт в 1816 г. возглавивший Царскосельский лицей считал, что в основании любого воспитания лежит любовь к воспитаннику и поддержка: «...только путем сердечного участия в радостях и огорчениях питомца можно завоевать его любовь, хотя бы и бессознательную» [7, с. 69].

Как мы видим из данной главы, в период до становления научной педагогики, педагогические идеи и практика относительно нравственного воспитания не были системными и так или иначе переплетались с ценностями православной церкви.

Именно в середине XIX в. в России происходит становление педагогики как науки. И одним из главных деятелей в этой области был К.Д. Ушин-ский (1824-1870). Многие исследователи связывают именно с ним оформление педагогики как области знания [4, с. 142], поэтому его нужно особо выделить и в деле воспитания нравственности.

«Нравственная теория К. Д. Ушинского исходит из понимания им прогресса человечества как нравственного совершенствования отдельных общностей, а в итоге — каждой отдельной личности. Научно-технический прогресс поэтому должен подчиняться нравственным доминантам человечества. одну из главных целей образования видел в воспитании нравственности. При этом он рассматривал данную проблему во многих аспектах и прежде всего в духовном ракурсе» [Беленчук 2, с. 111].

Он считал, что в нравственном воспитании огромное значение играет гуманное, отзывчивое, уважительное и тактичное отношение учителя к ребенку. Ушинский достаточно пишет о нравственном формировании личности ребёнка. Ушин-ский выделяет воспитание как решающий фактор развития человека [Бирич 3, с. 269], говорит, что детей нужно упражнять в нравственном поведении. Он считал, что развитие человека будет успешно осуществляться при сочетании физического, умственного и нравственного начал.

Знаменитый хирург и педагог Н. И. Пирогов (1810-1881) в своих работах часто призывал как родителей, так и учителей, наставников к активному участию в волшебном мире ребенка, в его интересах, первых ростках духовных стремлений. Пирогов считал роль женщины, матери несомненно важной в созидании нравственности ребёнка; женщина собственным примером жертвенной

о о и и m 5 m

О m э m й А

X £ m О

х О m

0

01 и А ы О и А X X m

0

(Ч 1Л

01 г

любви к родным, может воспитать в ребёнке те же бескорыстные качества.

В основе нравственности личности согласно В.С. Соловьеву (1849-1900) лежат стыд, жалость и религиозное чувство (благоговение). Им соответствуют по его мнению, такие добродетели как умеренность, храбрость, мудрость, справедливость, вера, надежда, любовь и т.д. Огромная роль философом отводилась способности к жалости или сострадательности, так как «она дает норму для альтруистической деятельности по правилам справедливости и милосердия, а такая деятельность приводит к нравственному благу истинной общественности или солидарности с другими» [14, с. 141].

Деятельность Л.Н. Толстого (1828-1910) в практике формирования нравственности у подростков достойна особого внимания. Его философское отношение к таким понятиям как любовь, вера, справедливость, благо выражается не только в литературных произведениях, записях дневников и педагогических статьях, но также и в устройстве Яснополянской школы. Толстой несомненно был гуманным человеком, который и обладал поразительным состраданием, и сопереживанием всему живому. Он хотел и делал всё необходимое, чтобы научить своих учеников отзывчивости, благожелательности, милосердию, доброте.

Одним из главных понятий в педагогике П. А. Кропоткина (1842-1921) было «взаимопомощь», в котором проявляются элементы нравственного воспитания. Для того, чтобы добиться развития взаимопомощи в совместной деятельности, в соответствии с его идеями, нужно воспитывать в ребёнке «инстинкт общительности».

С начала XX в. в отечественной педагогике выдвигаются педагогические концепции, основанные на гуманистических ценностях, среди прочих особенно сильно выделяются сторонники «свободного образования» К.Н. Вентцель (1857-1947) и С. Т. Шацкий (1878-1934). К.Н. Вентцель считал, что самая важная и самая трудная область воспитания - нравственное воспитание, цель которого усматривал в развитии лучших человеческих устремлений [12, с. 197]. Идея взаимной поддержки в детском труде, в которой развивалась способность детей объединять усилия в реализации общего дела, является общей нитью в теоретической и практической деятельности С. Т. Шацкого.

Конец XIX - начало XX вв. стали временем серьёзных противоречий в развитии общества. С одной стороны, сотрудничество государства и Церкви, возвращение полноты Церковной жизни, осуществление ею общественного и педагогического служения: стоит вспомнить практику церков-но-приходских школ, которые обеспечивались в основном церковью и народом, значительный подъём богословского, особенно академического образования; с другой стороны - быстрый рост сил, отторгавших православие в целом и православие в образовании в частности. А это отвержение вело к крушению духовно-нравственных привычных устоев общества и образования, к негативным процессам в этих сферах.

Но тем не менее, важно отметить, что несмотря на отделение церкви от государства и обретения светского статуса, государство в период с начала XVIII в. и вплоть до 1917 г. активно и тесно сотрудничает с Русской Православной Церковью и поддерживает её в большинстве вопросов и, в частности, в делах воспитания и образования. Таким образом в этот период именно РПЦ играет ключевую роль в нравственном воспитании будущего поколения.

С 1917 г. развитие православных педагогических идей и духовно-нравственного воспитания в России практически прекратилось. Интересно, что одним из самых первых декретов Временного правительства был декрет об отделении школы от церкви, в соответствии с которым духовенство, составлявшее более трети преподавательского состава церковноприходских школ, были отстранены от учительства, а сами школы перешли в ведение Министерства народного просвещения.

Социокультурной основой содержания образовательного идеала личности стала политика Советского государства в области образования, которая выполнялась по двум направлениям: 1) деятельность государственных и партийных органов, нацеленная на культивирование социалистических ценностей; 2) регуляция направления воспитания посредством государственного заказа на его содержание.

Попробуем отметить этапы эволюции нравственного идеала человеческой личности в советские годы:

1. 1917 г. - середина 1920-х гг. В основании нравственного идеала находились ценности целостно развитой гармоничной личности способной к самоопределению (А. В. Луначарский, П. П. Блонский). Важнейшими качествами нравственного идеала становятся интернационализм, трудолюбие, коллективизм (А.С. Макаренко). Главным направлением воспитательной работы в школах становится в конце 1920-х антирелигиозное воспитание. Дестабилизируются традиционные национальные ценности: представления о семье, браке, обществе, Родине, труде, о социальном статусе человека [5, с. 89].

2. Конец 1920-х гг. - 1950-е гг. Нравственный идеал наполнен более идеологическим и политическим содержанием. Новые нормы поведения пионеров, вышедшие в 1937 г., предписывали членам организации проявлять не только уважение к старшим, но и любовь к родителям [9, с. 6]. Главными ценностями общества с конца 1930-х гг. становится патриотизм, как идейная преданность Родине и правящей партии, готовность жертвовать собой во имя построения социализма.

В годы Великой Отечественной войны в содержании идеала личности усиливаются следующие качества: патриотизм, самопожертвование во имя защиты Родины, героизм.

3. 1960-е гг. - 1970-е гг. Нравственным идеалом становится образ человека, занимающегося активным созидательным трудом, декларируется усиление связи воспитания с жизнью. Главной

чертой, определяющей нравственную зрелость, по мнению В. А. Сухомлинского (1918-1970), является готовность к соучастию в производительном труде. Производительный труд рассматривается как основное средство нравственного воспитания.

ЦК КПСС играл определяющую роль в формировании критериев воспитания коммунистической морали. В условиях гонки вооружений и освоения космоса Советскому Союзу нужна была хорошо организованная система образования по всей стране. Ученики этой системы должны были быть самоотверженно преданы Родине, народу, Коммунистической партии и Коммунистическому делу; постоянно и сознательно трудиться на благо общества; быть готовыми преодолеть любые трудности; быть правильно образованными и обладать техническими знаниями.

Помимо политически заострённых качеств личности в советское время в воспитательный идеал включались также более универсальные ценности: коллективизм, дружелюбие; честность и справедливость, трудолюбие, чувство общественного долга, желание трудиться на благо общества, любовь к Родине, уважение к родителям, забота о младших, вежливость в обращении к старшим, личное достоинство; ответственность за свои поступки.

1980-е гг. являются переломными как в сфере политики, экономики, культуры, идеологии, так и в педагогической сфере. В 1988 г. проходит празднование тысячелетия Крещения Руси. Государством признаётся важное культурно-историческое значение Церкви, и ей разрешается более масштабно заниматься образованием. Это событие стало важным условием для возрождения духовно-нравственного воспитания досоветской эпохи.

С 1988 г. церкви разрешено было открывать воскресные школы. Немного позднее начали открываться крупные православные центры и различные учреждения (детсады, школы, лицеи, высшие учебные заведения).

Таким образом, нравственное воспитание советского времени было связано с философскими идеями марксизма, и вытекало самым непосредственным образом из идеологии советского государства, которая провозглашалась в официальной пропаганде.

В светской школе, как общеобразовательной, так и профессиональной в 1990-е гг. стали доминировать идеи либерализма, а направлять развитие отечественного образования начали либеральные идеологи. Начала постулироваться точка зрения, полагающая, что в основании нравственного воспитания должно находиться гуманистическое мировоззрение, отстаивающее приоритет естественных прав человека: право на жизнь, право на счастье, право на свободу, беспрепятственное развитие своих способностей [8, с. 140].

Но влияние православной церкви в 1990-х гг. на отечественную педагогику и образование постепенно усиливается. Нравственное воспитание всё чаще получает приставку «духовно». Содержание школьного образования начинают наполняться ценностями православной культуры, в некоторые

предметы вводится информация, связанная с православием и православной культурой. Позже начали вводиться отдельные курсы: «Библия как памятник мировой культуры», «История русского православия» и т.д.

Во второй половине 1990-х гг. начинается тесное сотрудничество Министерства образования РФ с Московской патриархией РПЦ. Продвигалось укрепление структур, которые бы упорядочивали и координировали деятельность относительно духовно-нравственного воспитания, оптимизировать его управление. Так в 1999 г. создаётся Координационный совет по взаимодействию Министерства образования РФ с Московским патриархатом РПЦ. В деле становления системы духовно-нравственного воспитания участвовали прочие государственные органы. Министерство разрабатывает содержание духовно-нравственного воспитания. В учреждениях общего, дополнительного и профессионального образования вводится системный факультативный курс «Основы православной культуры» с 1 по 11 класс.

Середина нулевых годов XXI столетия стала очень важным временем в процессе развития духовно-нравственного воспитания. Многие регионы России принимают региональные программы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Смысл этих программ состоял в активном задействовании в воспитательном процессе не только непосредственно курса основ православной культуры, но и других школьных предметов, других видов воспитания, внеклассной и внешкольной работы. Это способствовало созданию региональных систем духовно-нравственного воспитания, это позволило помимо системного изучения основ православной культуры, совершать ещё и системную организацию духовно-нравственного воспитания.

На федеральном уровне заключаются договоры между Московским Патриархатом РПЦ и Министерством образования и науки РФ.

Во многих субъектах РФ заключаются разные договоры о совместной социальной и образовательной деятельности, принимаются региональные программы духовно-нравственного воспитания, вследствие чего проходит совместная работа.

Президент РФ также стремится положительно влиять на процесс духовно-нравственного воспитания. Вот слова В. В. Путина в Послании к Федеральному собранию: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение» [13].

Это свидетельствует о том, что государство беспокоится о нравственном воспитании грядущих поколений и старается осуществлять продуманную и взвешенную политику в этой сфере. Про-

о о и и т

г

т

О т э т Д А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

блема нравственного воспитания актуальна и по сегодняшний день.

Заключение

Отчётливые идеи нравственного воспитания начинают появляться на заре истории Российского государства, после принятия на Руси христианства. Педагогические идеи и практика относительно нравственного воспитания в период до становления научной педагогики не были системными и последовательными и так или иначе переплетались с ценностями православной церкви.

В период с начала XVIII в. и вплоть до 1917 г. несмотря на отделение церкви от государства и обретения светского статуса, государство активно и тесно сотрудничает с Русской Православной Церковью и поддерживает её в большинстве вопросов и, в частности, в делах воспитания и образования. Таким образом в этот период именно РПЦ играет ключевую роль в нравственном воспитании будущего поколения.

Нравственное воспитание советского времени было связано с философскими идеями марксизма, и вытекало самым непосредственным образом из идеологии советского государства, которая провозглашалась в официальной пропаганде.

Нравственное воспитание личности в постсоветской России более свободно от какой-либо идеологии в отличие от предыдущих этапов истории развития педагогической мысли, но тем не менее основывается на общих христианских ценностях и строится на сотрудничестве государства и православной церкви, и формулируется как духовно-нравственное.

Таким образом, теоретико-исторический анализ свидетельствует о том, что православные ценности не только являются цивилизационно-историческим фундаментом развития российского воспитания, но приобретают смысл духовно-нравственного и культурологического основания системы духовно-нравственного воспитания.

Литература

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. М.: Педагогика, 1985. 363 с.

2. Беленчук Лариса Николаевна Актуальные проблемы нравственного воспитания в педагогике К. Д. Ушинского (к 190-летию со дня рождения) // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2014. №2 (33). С. 111-119.

3. Бирич, И. А. Философская антропология и образование: На путях к новому педагогическому сознанию / И. А. Бирич. - М.: Жизнь и мысль : Моск. учеб., 2008. -269 с.

4. Богуславский М. В., Занаев С. З. К. Д. Ушин-ский классическое наследие для современного

"о образования // Проблемы современного образова-«3 ния. 2014. №1. С. 141-150.

«> 5. Гавров С.Н. Историческое изменение инсти-

о тутов семьи и брака. Учебное пособие/ С.Н. Гав-№ ров. - М.: НИЦ МГУДТ, 2009. - 134 с.

6. Древнерусская литература XI - середины XVI вв. Фольклор. М.: Директ-Медиа, 2012. 261 с.

7. Кобеко Д.Ф. Императорский Царскосельский лицей. Наставники и питомцы. М.: Кучково поле; БМФ Живая память, 2008. 448 с.

8. Костькин Д. А. Нравственное воспитание: советское прошлое и современность // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2008. №10. С. 138-140.

9. Костькин Денис Александрович Теория нравственного воспитания в отечественной педагогике советского периода (1920-1950-е годы) как объект историкопедагогического исследования // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №3 (22). С. 1-11.

10.Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М.: Директ-Медиа, 2014. 289 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Новиков Н.И. О воспитании и наставлении детей. Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2015. 145 с.

12. Огородник Дарья Дмитриевна Проблема формирования эмоционально-нравственной отзывчивости у подрастающего поколения в истории отечественной педагогики // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №5 (80). С. 194-199.

13. Послание Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года // http://президент.рф/news/l7ll8

14. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. М.: Директ-Медиа, 2012. 654 с.

The problem of moral education in the history of native pedagogy Maistrenko A.I.

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev

The article is devoted to the problem of moral education. The purpose of the study is to identify the development of the problem of moral education in the history of national pedagogy. There were used the methods of analysis and generalization of historical sources, scientific works of domestic researchers recognized by the scientific community, the chronological method, the comparative method, the principle of historicism. The idea of moral education begins to manifest itself from the first centuries of the formation of the Russian state. The study identified several stages in the development of moral education in Russian history. Each stage is analyzed separately from the point of view of the development of the idea and practice of moral education. An important milestone in this issue was the middle of the XIX century, when in Russia there is the formation of scientific pedagogy, associated, in particular, with K.D. Ushinsky, who made a significant contribution to the development of moral education. It was established that in one way or another throughout almost the entire history of the Russian state and Russian pedagogy, except for the period of Soviet authority, in which Marxist ideology prevailed, the values of the Orthodox Church served as the Foundation for the development of education and the basis for the system of moral education. It is revealed that in the post-Soviet period the moral education of the individual is more free from any ideology in contrast to the previous stages of the history of the development of pedagogical thought, but nevertheless is based on common Christian values and is based on the cooperation of the state and the Orthodox Church.

Key words: morality; pedagogy; moral education; Orthodoxy;

Church. References

1. Anthology of pedagogical thought of Ancient Russia and the

Russian state of the XIV-XVII centuries. / Comp. S.D. Babishin, B.N. Mityurov. M .: Pedagogy, 1985. 363 p.

2. Belenchuk Larisa Nikolaevna Actual problems of moral education

in the pedagogy of K. D. Ushinsky (on the 190th anniversary of

his birth) // Vestnik PSTGU. Series 4: Pedagogy. Psychology. 2014. №2 (33). Pp. 111-119.

3. Birich, I. A. Philosophical Anthropology and Education: On the

Paths to a New Pedagogical Consciousness / I. A. Birich. - M .: Life and thought: Mosk. Studies., 2008. -269 p.

4. Boguslavsky M.V., Zanaev S.Z.K.D. Ushinskyi classical heritage

for modern education // Problems of modern education. 2014. №1. Pp. 141-150.

5. Gavrov S.N. Historical change of family and marriage institutions.

Study Guide / S.N. Le Havre. - M .: SIC MGUDT, 2009. - 134 p.

6. Old Russian literature XI - mid XVI centuries. Folklore. M .: Direct

Media, 2012. 261 p.

7. Kobeko D.F. Imperial Tsarskoye Selo Lyceum. Mentors and pets.

M .: Kuchkovo field; BMF Living Memory, 2008. 448 p.

8. Kostkin D. A. Moral education: the Soviet past and the present //

News of the PGU. V.G. Belinsky. 2008. №10. Pp. 138-140.

9. Kostkin Denis Aleksandrovich The theory of moral education in

the national pedagogy of the Soviet period (1920-1950s) as an object of historical pedagogical research // Internet journal Naukovedenie. 2014. № 3 (22). S. 1-11.

10. Lomonosov M.V. About upbringing and education. M .: Direct Media, 2014. 289 p.

11. Novikov N.I. On the upbringing and admonition of children. Moscow-Berlin: Direct Media, 2015. 145 p.

12. Ogorodnik Darya Dmitrievna The problem of the formation of emotional and moral responsiveness in the younger generation in the history of national pedagogy // Herald of Cherepovets State University. 2017. №5 (80). Pp. 194-199.

13. Message from the President to the Federal Assembly on December 12, 2012 // http: //prezident.rf/news/l7ll8

14. Soloviev V.S. Justify good. Moral philosophy. M .: Direct Media, 2012. 654 p.

o

o

00

■o

m

5

m

X

X

o

m

n

m

b

A

-i

O

-i

X

£

m

O

X

o

m

O

Ol

■o

A

u

o

00

A

X

X

m

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.