2
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРОБЛЕМА НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Ч.В. Дашимолонов (Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет) Научный руководитель - к.и.н., доцент Я.А. Сексте (Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет)
Представленная работа затрагивает одну из самых актуальных проблем современного мира - нераспространение ядерного оружия. Изучены самые проблематичные регионы мира, где ядерная стабильность вызывает серьезное беспокойство у мирового сообщества. В исследовании осуществлена попытка анализа нынешней ситуации и прогноза дальнейшего развития процесса ограничения ядерного оружия.
Введение
Тема нераспространения ядерного оружия представляет сегодня весьма серьезную проблему в международных отношениях. Рассматривая проблему нераспространения ядерного оружия в региональном аспекте, обычно выделяют Ближний Восток и СевероВосточную Азию. На Ближнем Востоке повышенное внимание к себе привлекает Иран, который, по мнению большинства экспертов, вынашивает планы стать ядерной державой путем создания необходимой инфраструктуры и подготовки квалифицированных кадров. В Северо-Восточном регионе активно себя «проявляет» Северная Корея, которая уже объявила себя ядерной державой и в октябре 2006 г. произвела подземный ядерный взрыв, вызвав тем самым широкий общественный резонанс в мире.
Основная часть
Проблема нераспространения ядерного оружия начинает свою историю с 1968 г., когда впервые в истории был заключен Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который являлся первым шагом на пути ограничения ядерного вооружения. В настоящее время Договор о нераспространении временно легализует ядерное оружие в пяти странах (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), которые получили статус ядерных держав. Остальные участники Договора (всего в нем участвуют 178 стран) добровольно согласились не приобретать ядерное оружие. Для того чтобы убедить страны-участницы в целесообразности отказа от ядерного оружия, ядерные державы взяли на себя следующие обязательства: не прибегать к угрозе применения ядерного оружия против неядерных стран, оказывать содействие неядерным государствам в приобретении и использовании мирных атомных технологий, если они согласны поставить свою деятельность в этой области под международный контроль. И, самое главное, ядерные державы должны были проводить политику, направленную на постепенное сокращение свих ядерных потенциалов вплоть до их полной ликвидации.
Следующим этапом в области ограничения ядерных вооружений стало подписание США и СССР в 1979 году Договора об ограничении системы противоракетной обороны и Временного соглашения о некоторых мерах в области ограничения стратегического ядерного вооружения (Договор ОСВ-1). Основным положением Договора ОСВ-1 стало обязательство США и СССР не начинать с 1 июля 1972 г. строительство новых стационарных пусковых установок для баллистических ракет, а также не увеличивать количество подводных лодок и пусковых установок баллистических ракет мор-
ского базирования. Кроме этого, соглашение запрещало создание новых пусковых установок тяжелых ракет. Советско-американское соглашение ОСВ-1, подписанное в 1972 г., стало первым реальным шагом на пути к ограничению стратегических наступательных вооружений.
Первой договоренностью, достигнутой после 1972 г., стало так называемое Владивостокское соглашение, которое было согласовано между СССР и США во Владивостоке в ноябре 1974 г. На основе этого соглашения в 1979 г. был подписан Договор ОСВ-2, который предусматривал некоторое сокращение стратегических носителей, а также запрет на использование орбитальных ракет. В целях ограничения общего количества боезарядов Договор ОСВ-2 устанавливал пределы на оснащение ракет боевыми блоками индивидуального наведения. Также в Договоре были предусмотрены меры, направленные на сдерживание модернизации стратегических вооружений.
Последующий договор СНВ-1 был подписан в 1991 г. Основным положением Договора СНВ-1 являлось сокращение количества стратегических носителей до уровня 1600 единиц и уменьшения количества боезарядов.
Работа над договором, который бы предусматривал более глубокие, чем СНВ-1, сокращения стратегических сил, была начата практически сразу после распада СССР. Подписание Договора СНВ-2 состоялось 3 января 1993 г. Договор предусматривал заметное ускорение графика сокращений ядерных вооружений [1].
Рассмотрев основные моменты в истории ограничении ядерного вооружения, мы можем видеть, что процесс переговоров продолжается. Были сделаны серьезные шаги в пользу ограничения ядерного вооружения, а значит, и повышения мировой безопасности. Нынешняя же ситуация вызывает серьезное беспокойство мирового сообщества.
Если говорить об иранской ядерной программе как о факторе, способном нанести непоправимый ущерб режиму нераспространения, то он очень серьезен и создает угрозу стабильности в регионе и в мире. Иран является членом ДНЯО и контролируется МАГАТЭ. Однако «мирная» иранская программа вызывает у мирового сообщества беспокойство. Как выяснилось, Иран ведет работы по созданию полного топливного цикла, т.е. хочет самостоятельно производить топливо для своих атомных станций. Проблема состоит в том, что технология обогащения урана до топливных концентраций совершенно такая же, как для оружейных. Формально Договор о нераспространении не запрещает неядерным станам самим производить топливо для своих АЭС, если это делается под контролем МАГАТЭ. Но пока ни одна ядерная страна в мире не делает этого.
Некоторые страны Ближнего востока понимают, что развитие ядерной программы Ирана к стабильности в регионе не приведет. Об этом свидетельствует заявление Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Оман, Катар и Бахрейн), в котором указывается, что Совет «призывает объявить Ближний восток зоной, свободной от любого вида оружия массового уничтожения», но государства региона обладают правом на получение ядерных технологий для использования в мирных целях [2]. Очевидно, что реальной угрозы со стороны вышеназванных стран на данный момент нет. Но, если Иран получит доступ к ядерным технологиям, то будет нарушен статус-кво в регионе. Следовательно, аравийским странам необходимо пресечь этот процесс либо ускоренными темпами начать самим к нему приобщаться.
В Северо-Восточном регионе особое внимание к себе привлекает Северная Корея. КНДР, которая в 1985 г. подписала Договор о нераспространении, остановила работу имевшегося у нее атомного реактора и согласилась на международные инспекции. Однако в ноябре 2002 г. США обвинили КНДР в нарушении рамочного договора, которое не позволяло нарабатывать оружейный плутоний, и добились прекращения поставок ей 500 тысяч тонн мазута в год. В ответ КНДР «разморозила» реактор. В январе 2003 г.
Северная Корея официально объявила о выходе из ДНЯО. А в октябре 2006 г. КНДР произвела подземный взрыв, вызвавший широкий резонанс в мировом сообществе. После этих испытаний серьезно начали задумываться о разработках ядерного оружия и ближайшие соседи КНДР - Южная Корея и Япония, которые не испытывают проблем в плане технологического обеспечения ядерных проектов.
Появление в арсеналах японских вооруженных сил оружия массового поражения неизбежно приведет к серьезному изменению военно-политической обстановки в Восточной Азии. Обострятся и без того натянутые отношения Японии с КНР, Южной Кореей и с другими странами региона, народы которых не забывают преступлений японского милитаризма в годы Второй мировой войны. Нельзя исключать, что в ответ некоторые государства - республика Корея, Тайвань, Индонезия - также могут объявить о своих амбициях в создании ядерных технологий. В результате гонка вооружений может охватить весь Северо-Восточный регион [3].
Все эти процессы усугубляются собственной политикой ведущих ядерных держав. В военной доктрине России 2000 года указано: «В современных условиях Российская Федерация исходит из необходимости обладать ядерным потенциалом...» США отказались ратифицировать уже подписанный Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Своими действиями ядерные державы однозначно не ослабляют проблему нераспространения ядерного оружия.
Заключение
Рассмотрев проблему нераспространения ядерного вооружения в региональном аспекте, можно прогнозировать, что развитие ядерных программ Ирана на Ближнем Востоке и Северной Кореи в Северо-Восточном регионе могут вызвать ответную реакцию сопредельных государств, которая может вызвать дальнейшую эскалацию конфликта. Для предотвращения возможных конфликтов, на наш взгляд, необходимо создание целой системы сдержек и противовесов, в форме экономических стимулов-стимулов, при которых государства не были бы заинтересованы в создании ядерного оружия.
Литература
1. Стратегическое ядерное вооружение России. Под ред. П. П. Подвига, М., 1998.
2. Правов А. Мирный атом для Персидского залива // Московские новости. 2006. №48 (1365). С. 22.
3. Кошкин А. «Нэмаваси» вокруг А-бомбы. // Московские новости. 2006. №48. С. 23.
4. Мусатов М.И. Стратегические ядерные силы России. М., 1994. С. 542.
5. Подвиг П.П. Стратегическое ядерное оружие России. М., 1998. С. 487.
6. Сидней Д. Дрелл, Джеймс Ю. Гудби. Опасности страшнее нет. Ядерное оружие. М.: Междунар. Отношения, 2005. С.128.
7. http://www.mn.ru/issue.php72006-48-11
8. http://www.mn.ru/issue.php72006-48-9