Научная статья на тему 'Проблема неклассического субъекта в системе виртуальных отношений'

Проблема неклассического субъекта в системе виртуальных отношений Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
55
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникация / виртуальная реальность / постнеклассическая рациональность / информация / модальный подход / Никлас Луман / communication / virtual reality / post-non-classical rationality / information / modal approach / Niklas Luhmann

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мария Геннадьевна Демина

Автор рассматривает общество, погруженное в пространство виртуальной коммуника-ции, как совокупность многослойных сознаний. Сложность изучения современного общества связана с появлением нового субъекта, вынесенного за пределы онтологии классических пред-ставлений о нем. В исследовании общества с использованием социологических данных суще-ствует проблема слияния смыслов понятий «коммуникация» и «общение», причиной которой является онтологический кризис. Существует противостояние человека, пытающегося познать свою природу с современными теориями, объективизирующими его сознание. Таким образом, центральная проблема статуса субъекта виртуальной коммуникации – онтологическая. Бытие человека становится вариативным, нецелостным, а изучение общества превращается в иссле-дование игровых процессов. Автор предлагает модальный подход к изучению сознания чело-века и общественных процессов. Применив модальный подход можно предположить, что ком-муникация не может пониматься, как полноценное общение, так как, рассматривая коммуни-кацию как модус, она находит свое целое в общем кантовском понятии «отношения». Парал-лельно с онтологической проблемой возникает и аксиологическая, по причине того, что у вир-туальной реальности нет «ценностного ориентира». Вариативность бытия создает вариатив-ность ценностей. Спецификой в исследовании субъекта виртуальной коммуникации становится столкновение с проблемой информатизации общества, появления глобального массового обме-на аудио-визуальной информацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF NON-CLASSICAL SUBJECT IN THE SYSTEM OF VIRTUAL RATIO26

The author considers a society as a combination of multilayered consciousnesses which is inte-grated in space of virtual communication. The complexity of learning a modern society is associated with the appearance of a new type subject, which is moved beyond the ontology of a classical subject. There is a problem of merging the meanings of the concepts “communication” and “relation” in socie-ty research using a sociological data, the cause of this problem is an ontological crisis. There is a fig-urative confrontation of a person trying to know its own nature with the theories objectifying human consciousness. Thus, the central problem of definition of substance of a new type subject in virtual communication is an ontological one. Human existence represents as something variable, incomplete, study of society turns into a game research. The author offers modal approach to consciousness re-search and social studies. Applying a modal approach, we could assume that “communication” cannot be understood as a “relation” of full value, but considering “communication” as modus, it turns out to be a part of a whole, namely of a Kant’s Category “ratio”. At the same time there is an axiological cri-sis, based on the fact that virtual reality does not have a value reference point. A variability of exist-ence creates a variability of values. There is a difficulty in research of a subject of virtual communica-tion because of an informatization of society and appearance of mass global exchange of audio-visual information.

Текст научной работы на тему «Проблема неклассического субъекта в системе виртуальных отношений»

При этом, «граждане» сохраняют свои профессиональные навыки и интересы, которые могут быть включены в общий социальный капитал подобных проектов и найти выражение в реальных продуктах совместной деятельности. Результатами подобных совместных проектов становится участие в благотворительных, экологических и социальных акциях; выпуск сувенирной продукции; организация встреч (как граждан одного виртуального государства, так и нескольких); выпуск совместными силами различных изданий (газет, книг, справочников) и даже попытки создания новых искусственных языков (например, талосского) [Talossan, web]; и, конечно, не стоит исключать попытки создания нового государства на незанятых территориях, например в Антарктиде.

Организация проектов через форму виртуального государства с одной стороны позволяет создать горизонтальную структуру участников, а с другой назначить ответственных за те или иные сферы, путём введения должностей, аналогично назначению на посты в реальном государстве.

К негативным аспектам можно отнести то, что с одной стороны подобные государствоподобные новообразования часто не воспринимаются всерьез, как форму социальной самоорганизации и площадку реализации проектов; а с другой - они часто воспринимаются как сепаратистские группы, даже в тех случаях, когда не имеют цели получения какой-либо территории. Теоретически деятельность подобных государство-подобных новообразований не подпадает под юрисдикцию ни одного государства, так как они объявляют свой суверенитет, однако, на практике, их «граждане», реализуя свою деятельность, вынуждены следовать законом страны, в границах которой они живут и работают.

Таким образом, мы предлагаем рассматривать феномен виртуальных государств с позиции краудсор-сингового механизма, нацеленного на решение совместных задач как малыми, так и большими группами людей, посредствам виртуального взаимодействия. Виртуальное государство - это постоянно существующая сеть, сродни международным общественным организациям, которая может реализовывать различные проекты, в том числе и параллельно. Причём данная сеть формирует у своих участников определенную идентичность и лояльность «граждан», имея возможности для мотивации, привлекая символический капитал, например, в виде представления к наградам или разработки форменной одежды; с другой стороны, они наоборот обладает возможностью исключения, в соответствии с законами виртуального государства, которые призвана сохранять жизнедеятельность виртуального сообщества.

Литература

1. Бердяев, 2018 - Бердяев Н. Новое Средневековье. М.: Т8, 2018. 128 с.

2. Королевство Северный Бархант, web - Официальный сайт Королевства Северный Бархант. URL: https://barchant.org/

3. Хусяинов, 2019 - Хусяинов Т.М. Микронационализм и виртуализация государства: между протестом и социализацией // Современная социальная реальность: вызовы, риски, перспективы: монография / под науч. ред. О.А. Белобрыкиной. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2019. С. 18-28.

4. Internet Usage Statistics, web - Internet Usage Statistics // Internet World Stats. URL: https://www.internetworldstats.com/stats.htm

5. McLuhan, Hutchon, McLuhan, 1977 - McLuhan M., Hutchon K., McLuhan E. — City as Classroom: Understanding Language and Media. The Book Society of Canada Limited, 1977.

6. Talossan, web - El Glhe^ Talossan. URL: http://talossan.com/

7. Westarctica, web - Westarctica official site. URL: https://www.westarctica.info/

УДК 101.1:316

ПРОБЛЕМА НЕКЛАССИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА В СИСТЕМЕ ВИРТУАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ25

Мария Геннадьевна Демина

Специалист по экспозиционно-выставочной деятельности МКУК «Музей А.Д. Сахарова»

Автор рассматривает общество, погруженное в пространство виртуальной коммуникации, как совокупность многослойных сознаний. Сложность изучения современного общества связана с появлением нового субъекта, вынесенного за пределы онтологии классических представлений о нем. В исследовании общества с использованием социологических данных существует проблема слияния смыслов понятий «коммуникация» и «общение», причиной которой является онтологический кризис. Существует противостояние человека, пытающегося познать свою природу с современными теориями, объективизирующими его сознание. Таким образом, центральная проблема статуса субъекта виртуальной коммуникации - онтологическая. Бытие

25 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-311-00152

человека становится вариативным, нецелостным, а изучение общества превращается в исследование игровых процессов. Автор предлагает модальный подход к изучению сознания человека и общественных процессов. Применив модальный подход можно предположить, что коммуникация не может пониматься, как полноценное общение, так как, рассматривая коммуникацию как модус, она находит свое целое в общем кантовском понятии - «отношения». Параллельно с онтологической проблемой возникает и аксиологическая, по причине того, что у виртуальной реальности нет «ценностного ориентира». Вариативность бытия создает вариативность ценностей. Спецификой в исследовании субъекта виртуальной коммуникации становится столкновение с проблемой информатизации общества, появления глобального массового обмена аудио-визуальной информацией.

Ключевые слова: коммуникация, виртуальная реальность, постнеклассическая рациональность, информация, модальный подход, Никлас Луман.

THE PROBLEM OF NON-CLASSICAL SUBJECT IN THE SYSTEM OF VIRTUAL RATIO26

Maria Gennadievna Demina

Exhibition Curator MKUK «The Sakharov museum»

The author considers a society as a combination of multilayered consciousnesses which is integrated in space of virtual communication. The complexity of learning a modern society is associated with the appearance of a new type subject, which is moved beyond the ontology of a classical subject. There is a problem of merging the meanings of the concepts "communication" and "relation" in society research using a sociological data, the cause of this problem is an ontological crisis. There is a figurative confrontation of a person trying to know its own nature with the theories objectifying human consciousness. Thus, the central problem of definition of substance of a new type subject in virtual communication is an ontological one. Human existence represents as something variable, incomplete, study of society turns into a game research. The author offers modal approach to consciousness research and social studies. Applying a modal approach, we could assume that "communication" cannot be understood as a "relation" of full value, but considering "communication" as modus, it turns out to be a part of a whole, namely of a Kant's Category "ratio". At the same time there is an axiological crisis, based on the fact that virtual reality does not have a value reference point. A variability of existence creates a variability of values. There is a difficulty in research of a subject of virtual communication because of an informatization of society and appearance of mass global exchange of audio-visual information.

Keywords: communication, virtual reality, post-non-classical rationality, information, modal approach, Niklas Luhmann.

Рассматривая общество, как совокупность субъектов социальной коммуникации, можно выделить ряд проблем, центральная, из которых - онтологическая проблема статуса субъекта.

Данная проблема, появившаяся в XX веке, появляющаяся в философском дискурсе, связана с объективизацией сознание человека. Сознание, рассматриваемое в отдельности от целого действующего человека, отделило субъекта от его бытия. Основой слияния смыслов понятий «коммуникация» и «общение» является онтологический кризис. Существующее противостояние человека, пытающегося познать свою природу, найти связь со своим «Я», с современными теориями, отдаляющими субъект от его экзистенции.

Современные социологические исследования представляют собой своеобразное следование пешеходов по следам друг друга. Описываемая природа человека в деконструирущих смыслах, выявление навязанных социальных ролей, использование манипулятивных приемов медиа, все это, подвергаясь дальнейшему описанию, толкованию, или критике, только сильнее деконструируют смыслы, что не способствует единению человека с собой и с обществом.

Согласно концепции академика В.С. Степина, в постнеклассической рациональности требуется описание сложных субъектов. Некоторые исследователи признают необходимость применения модального анализа к человеческому сознанию. Существуют проявления человека и его сознания в искусственных конструкциях, порожденным самим сознанием. Это связано с развитием постмодернизма (постструктурализма). «Отказавшись от постулирования центральной точки бытия человека в мире и от «Я» как центра субъективности, постструктурализм предлагает рассматривать человека как «неукоренённое» и децентрированное бытие» [1, с. 39]. Человек сознающий провозглашается недостаточным, «постструктуралисты стремятся показать метафизическую недостаточность субъекта как cogito» [1, с. 12].

Иными словами, идеи субъективизма, описываемые немецкими классика (Кантом, Гегелем, Фихте), в XX веке под воздействием смены научной картины мира и развития когнитивных наук увели, отстранили сознание от его бытийности, вывели сознание за метафизические пределы при помощи информатизации.

26 The reported study was funded by RFBR according to the research project № 18-311-00152

«Бытие человека отождествляется с игрой, и это становится причиной его вариативного содержания» [6, с. 3].

Существует различные стороны проявления сознания, в виртуальном пространстве человек подчиняется принципам игры. Модальная реальность в пространстве игры, заставляет человека менять социальные роли и постоянно искать свою уникальность, так как сознание отделено от своего «Я».

Модальный анализ, предполагает восприятие модуса (части) целого, чтобы в отношении различных сторон реальности выявить необходимую сущность. Используя модальный подход, можно представить, что вариативность содержания (информации) сознания, несовместимое с интересами личности, навязанного, связано с онтологически сдвигом.

Таким образом, сознание, оперирующее в виртуальной реальности, имеет дело с коммуникацией, являющейся модусом общего кантовского понятия «отношения» («взаимодействие между действующими и подвергающимся действию»). [2, с. 111]

Согласно исследованию Левина В.Г., существует две концепции, по которым можно рассматривать понятийно-категориальный аппарат. «Информация» по одной концепции - это промежуточное понятие, а по другой - это новая категория, порожденная прогрессом науки. В первом случае, информация является производным от более емкого (то есть модусом), во втором - это выделенная категория, отделенная от субъекта, обладающим своим бытием (от человека).

Если применить подход Левина к коммуникации, получается, что: онтология коммуникации - это то, что она есть, а информация о коммуникации - это то, что в ней содержится.

Онтология коммуникации - по Луману, это «способ самовозбуждения системы и наполнения ее смыслом». Под системой можно принять общество, как социальную систему в постнеклассичской рациональности. «Общество производит и воспроизводит себя как социальную систему». Выражается коммуникация информацией. В работе «Слова и вещи» М. Фуко описывает диспозицию - произведенное человеком знание о человеке само по себе, существующее без человека, противоречит тому, что существует тогда, когда существует, думает, производит сам человек через призму своего сознания.

М. Фуко анализирует неустойчивость понимания и представлений о человеке, который, по его мнению, - изобретение XIX века. Знание о человеке сформированы биологией, трудом и языком. Поэтому, знание об обществе строится только на созданных человеком представлениях о нем, как о сложном организме, о субъекте экономических отношений и на символах. Нечто, что может уничтожить человека, как цельное понятие, -это растворение смыслов, которое мы наблюдаем в виртуальной реальности. «Подобным образом можно было бы говорить и «социологической области» — там, где трудящийся, производящий и потребляющий индивид, составляет представление об обществе, в котором совершается эта деятельность» [7, с. 375]. Социология, как эпистема, собирает знания о человеке, исходя из искусственных смысловых построений. Аксиологическая проблема возникает из-за того, что у виртуальной реальности нет «ценностного ориентира». (Субъект виртуальной реальности вынесен за пределы онтологии классического субъекта).

Практически все исследования, посвященные критике искусственной интеракции, обращены к проблеме распространения антиценностей в медиа, трансформирующим сознание, а следовательно, влияющим на действия. (Появление все новых дивиантных действий, таких как стрельба в школе, интернет-насилие и прочее). Регулярное взаимодействие с разнообразным контентом, заставляет вспомнить о том, что «мы есть то, что мы постоянно делаем...». (Аристотель)

Подобно герою Нехлюдову, который «боролся, но бороться было слишком трудно, потому что все то, что он, веря себе, считал хорошим, считалось дурным другими, и, наоборот, все, что, веря себе, он считал дурным, считалось хорошим всеми окружающими его», [5, с. 54]интернет-пользователи и телезрители смирились и спокойно созерцают любую шокирующую и неприличную информацию. Однако, все, что попало в поле восприятия, по теории магической пули Лассуэлла, рано или поздно принесет результаты. «Субъект ставится перед чем-то (фактом, информацией, вопросом, проблемой), на что не может не отреагировать. Пусть даже его реакция будет в нереакции» [4, с. 203].

Анализ Мак-Люэна о появлении человека печатной культуры, в наши дни подразумевает необходимость осмысления человека «постпечатной» культуры. Мак-Люэном выявлена сложная взаимосвязь между психикой и способами общения. «Когда письменное и, более того, печатное слово появилось на сцене, создались условия, при которых слова потеряли свою магическую силу и свойства» [3, с. 29], то есть усиление одного способа коммуникации способно изменить психику и самого человека.

Во времена распространения печати, человек попал в новый мир, по Луману мир «интеракции отсутствующих телесно», когда чтецы, изолированные друг от друга, испытывали эмоции, под воздействием литературных образов. Эмоции, рождаемые чтением, заслоняли другие, подобно тому, как в первобытном мире, человек, живший в мире устной речи был сильно чувствителен к звукам.

Технический прогресс и массовое распространение литературы разрушило общинный строй и разделило людей друг от друга. Общество становясь более предсказуемым и обустроенным в цивилизации становится все легче и легче изучаемым. «Коммуникация приводит к уподоблению людей друг другу путем их разъединения.» [8, с. 271].

По Мак-Люэну, технический прогресс, превративший общество в «глобальную деревню», наполненную средствами массовой коммуникации вербального и аудио-визуально характера, является новым этапом племенной жизни человечества. Тем не менее, такое жизненное пространство искусственного опыта, делает

сознание «толерантным» и приспособленным к виртуальной реальности, как к естественной среде.

Мир для современного человека одновременно и расширился и чрезвычайно сузился. Коммуникация - это своеобразное «проклятие Мидаса». Все средства коммуникации, к которым «прикасается» сознание человека, обретают эмпирическую форму, накапливают опыт сознания вне его онтологии, что в итоге погубит бытийность человека.

Литература

1. Дьяков, 2006 - Дьяков А.В. Проблема субъекта в постструктурализме: онтологический аспект. автореф. дис. д-ра филос. наук. Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, 2006.

1. Кант, 2012 - Кант И. Критика чистого разума / пер. с нем. Н. Лосского сверен и отредактирован Ц.Г. Арзаканяном и М.И. Иткиным ; прим. Ц. Г. Арзаканяна. - М. : Эксмо, 2012. - 736 с. - (Антология мысли).

2. Мак-Люэн, 2004 - Мак-Люэн М. ГАЛАКТИКА ГУТЕНБЕРГА: Сотворение человека печатной культуры.- К: Ника-Центр, 2004.- 432 С.- (Серия «СДВИГ ПАРАДИГМЫ»; Вып. 1).

3. Матвейчев, 2008 -Матвейчев О. Уши машут ослом. Сумма политтехнологий. - М.: Эксмо, 2008.

4. Толстой, 1984 - Толстой Л. Полное собрание сочинений в 12 томах. - Т. 10. - М.: Правда, 1984.

5. Трубина, 2015 - Трубина Н. А. Модальная сущность бытия человека. автореф дис. канд. филос. наук. Омский государственный педагогический университет, Омск. 2015.

6. Фуко, 1994 - Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / Пер. с фр. В.П. Визгина, Н.С. Автономовой. Вступительная статья Н.С. Автономовой. СПб., А-са4 1994

7. Хоркхаймер, Адорно - Хоркхаймер М. Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. Перевод с немецкого М.Кузнецова М.-СПб.: Медиум, Ювента, 1997. - 312 с.

УДК 669.1:621.31:576.12

ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ КАК ОТРАЖЕНИЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ПРИРОДНОГО РАЗНООБРАЗИЯ

Борис Иванович Кудрин

Доктор технических наук, профессор Научно-исследовательский университет «МЭИ»

С ХХ века техническая реальность стала универсальной и сделала невозможным существование человека вне её. Философское отношение к прошлой эволюции техники - это понимание всего комплекса естественных и социальных систем. Социосфера Земли требует единого стремления физического мира как целостности, первой научной картины мира, в том числе технологии - науки о технической реальности. Составляющие тeхнетики: техника - технология - материалы - отходы. Философски и концептуально они идентифицируются как биоценоз (Мёбиус, 1877) и техноценоз (1976), регулируемый документом об устойчивом распределении, убывающем приблизительно как гипербола. Гиперболичность наследуется структурой ценоза любой материальной и идеальной реальности. Двадцать первый век дал человечеству возможность управлять пространством, создающим неограниченный материальный и идеальный компьютерный мир.

Ключевые слова: техническая реальность, био-, техно, информ-, социоценозы, технетика как наука, составляющие технетики: техника, технология, материал, отходы.

RETHINKING PHILOSOPHY OF TECHNICAL REALITY AS A REFLECTION OF THE GLOBAL EVOLUTION THE FUNDAMENTAL NATURAL DIVERSITY

Boris Ivanovich Kudrin

DSc of Technical Sciences, Professor National Research University "Moscow Power Engineering Institute"

From the twentieth century technical reality became universal and made it impossible the existance of human being outside it. Philosophical attitude to the past evolution of technique is a comprehension of the whole complex of natural and social systems. Sociosphere of Earth demands the united perseption of physical world as the integrity, the first scientific picture of the world, including technetics - science of technical reality. Technetics consists of technique - technology - material -consumption products. Phylosophicaly and conceptionaly they are identifiable as biocenosis (Mobius, 1877) and technocenosis (1976) regulated by the document about stable distributed receded as a hyperbola. Hyperbolity is inherited by the structure of cenosis of any and every material about ideal real-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.