Научная статья на тему 'Проблема национальной идентификации в творчестве Фредерика Дугласа'

Проблема национальной идентификации в творчестве Фредерика Дугласа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
115
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема национальной идентификации в творчестве Фредерика Дугласа»

И.М.Удлер

ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ФРЕДЕРИКА ДУГЛАСА

На протяжении XIX-XX вв. афро-американские писатели буквально выстрадали проблему идентификации в своей жизни и в своем творчестве, рассматривая ее в философском, религиозном, психологическом, этнографическом. социологическом, историческом аспектах, решая ее на уровнях личностном, расовом, национальном, общечеловеческом.

Первым афро-американским писателем и общественным деятелем, который решал в своей жизни и в своем творчестве проблему идентификации, во всей, ее универсальной полноте и многообразии аспектов, был Фредерик Дуглас (1818?-1895). Все значительные афро-американские писатели XX в.: и У.Э.Б.Дюбуа, и Р.Райт, и Дж. Болдуин, и Т.Моррисон - идут вслед за Ф.Дугласом,

Ф. Дуглас родился на рабовладельческой плантации в штате Мэриленд, который граничит на севере вдоль линии Мэйсона-Диксона с Пенсильванией. До начала Гражданской войны эта линия символизировала границу между свободными штатами и рабовладельческими. К началу Гражданской войны в штате было примерно равное число свободных черных и рабов, Ф.Дуглас - сын рабыни с очень черной кожей и статной фигурой. Предки его матери жили в Африке. Своего отца, как и точной даты рождения (1818? 1817?), он не знал, но рабы говорили, что он сын рабовладельца. О том, что его отцом был белый, свидетельствовал и светлый, желтый цвет его кожи.

Двадцать лет он был рабом, в 1838 году он бежал на Север, что было равнозначно новому рождению. Там он сменил фамилию «Бэйли» на фамилию «Дуглас», сохранив имя «Фредерик», данное ему при рождении. В конце 1846г. английские друзья выкупили его из рабства. После смерти его чернокожей жены Анны, с которой он прожил сорок четыре года, Ф.Дуглас женился в 1884г. на белой женщине Элен Питтс, вызвав недовольство своей семьи и представителей своей расы.

Кто же он: раб или свободный человек, черный или белый, африканец или американец, южанин или северянин, глубохсо верующий христианин или атеист, сопоставлявший колокольный звон в «этой христианской стране» со звоном: кандальных цепей на рабах, писатель или журналист? Эти вопросы осознанно и в определенной последовательности на протяжении всей его сознательной жизни и на разных этапах творчества Ф.Дуглас формулировал, решал для себя и об этом писал в автобиографической трилогии: «Повествование о жизни американского невольника Фредерика Дугласа, написанное им самим» (1845), «В рабстве и на свободе» (1855), «Жизнь и эпоха Фредерика Дугласа» (1881;1892), в публицистике 40-80-х годов.

Уже в первой книге «Повествование о жизни американского невольника Фредерика Дугласа, написанное им самим», ставшей национальным

бестселлером, сделавшей его главой «школы героических беглецов» и рассказывающей об обретении рабом духовной и физической свободы, своего «я», ставится проблема расовой и национальной идентификации. Сначала эпизодически, а потом все чаще появляются «мы», «те из нас», «большинство из нас», «мои товарищи по рабству», «мои братья по рабству», вызывающие любовь, уважение и сострадание, «дорогие души», «любимые души».

Ключом к менталитету, психологии людей его расы Ф.Дуглас считает музыкальный фольклор. Ф.Дуглас первым из афро-американских писателей обратил внимание на глубинный смысл песен, которые поют невольники:

«Каждый звук был свидетельством против рабства и мольбой об освобождении от его оков»',

«Я иногда думаю, что если внимательно вслушаться в эти песни, то они скажут больше об ужасах рабства, чем целые тома философских сочинений на эту тему»2.

«Эти песни все еще звучат во мне, усиливая мою ненависть к рабству и мою любовь к черным братьям, пребывающим в рабстве»3.

Песни были для невольников одной из немногих возможностей самовыражения, прорыва к духовному. Они стали средством выживания, значительно более благотворным для душевного здоровья чернокожих американцев.. чем маска тршсстера. Песни родились из страданий народа, в них эмоционально пережитый горький жизненный опыт народа, нашедший свободное, естественное выражение, в них стремление выстоять, выдержать, победить, не утратив ни человечности, ни достоинства, в них подлинное «я» черных американцев. Ф.Дуглас стал первым афро-американским писателем, осознавшим это.

В песнях невольников звучат горе, сострадание, острая боль, тоска одиночества, слезы, но и жизненная стойкость, способность ответить на страдания смехом, слезы перелить в смех, печаль - в горькое веселье, встретить жизненную муку стойким стремлением одолеть ее, острую боль одиночества разделить с людьми своей расы, сплавить с душевным теплом и сочувствием.

Ф.Дуглас полемизирует с белыми американцами, не понимающими ни эти песни, ни проявившийся в них психологический склад рабов: «Я всегда поражаюсь, когда здесь, на Севере, встречаю людей, утверждающих, что песни рабов свидетельствуют о том, что невольники довольны своей судьбой и счастливы. Это абсолютно неверно. Невольники поют, потому что они глубоко несчастны,..»4,

Ф.Дуглас осмысливает и свой собственный опыт: «Я часто пел, чтобы заглушить тоску, но редко - чтобы выразить радость»5. И он призывает своих читателей вслушаться в эти песни, в которых «о печальном поется радостно, о радостном - печально», в которых «звучат одновременно и величайшая радость, и глубочайшая печаль»й.

Это взаимодействие, взаимопроникновение, художественный синтез трагического и комического, слез и смеха, контрастных эмоций и создают

неповторимое и глубоко человечное искусство афро-американской песни, родившейся из страданий народа, но замешанной на стойкости и жизнелюбии7.

Для Ф.Дугласа раса не является определяющим фактором в личностной и национальной идентификации, за что его упрекают многие современные афро-американские авторы, Так, У.Мартин в исследовании «Мировиде-иие Фредерика Дугласа» характеризует его взгляды на расу как романтическую утопию5. С точки зрения Дугласа, «негритянская раса - часть одной человеческой семьи»9, он постоянно подчеркивает «единство человеческой расы»50. Но и он не мог не считаться с менталитетом Х1Хв., придававшим огромное значение расовым различиям, и менталитетом своей страны. Для американского менталитета понятие «американец» было тождественно понятию «представитель белой расы». Т.Моррисон пишет о том, что понятие «раса» употреблялось как «метафора», необходимая для обозначения понятия «Americaness»: в национальной идентификации «американец» определялся как <(белый») 1.

Ф.Дуглас считает, что у каждой расы есть свои специфические достоинства и недостатки, и он выявляет их, сопоставляя черную расу с «другими» - представителями белой и желтой рас; англо-саксами, ирландцами, шотландцами, немцами, французами, евреями, индийцами, индейцами, латиноамериканцами. Обращение к опыту «других», которые отнюдь не являются для Дугласа «чужими», служит просветительским целям: едругие», с его точки зрения, в чем-то являются примером для подражания, а также позволяют лучше понять «нас». Он восхищается склонностью англо-саксов к демократии и порицает их «любовь к власти» как одну из характернейших черт англо-саксонской расы12, противопоставляет предусмотрительных и дальновидных евреев и немцев непредусмотрительным и недальновидным черным. Самой привлекательной и характерной чертой людей его расы он считает так полно проявившееся и в жизни, и в музыке жизнелюбие, «жизненную стойкость, способность к выживанию, their malleable toughness»13.

Дуглас считает, что эти качества сформировались в условиях насильственного отторжения африканцев от исторической родины. Признание африканских корней присутствует в системе взглядов Ф.Дугласа, которая нашла выражение как в его публицистике, так и в автобиографической трилогии.

Чтение автобиографическим героем «Повествования о жизни американского невольника Фредерика Дугласа» «Диалога рабовладельца и раба» вызывает у него мысли об Африке: «Чем больше я читал, тем больше проклинал и ненавидел моих поработителей. Я видел в них банду разбойников, которые отправились в Африку, выкрали нас из наших домов и сделали рабами в чужой стране»14, в «этой христианской стране»15. В книге «В рабстве и на свободе» связь с африканским прошлым усилена. Автор подчеркивает, что предки его матери жили в Африке. Он видит сходство матери с изображением статуи египетского фараона Рамзеса Великого. А в своей публици-

стеке он не раз обращается к наследию древнего Египта и подчеркивает, что «Египет - это Африка», «древние египтяне не были белыми; напротив, они были такими же темнокожими, как многие в этой стране, кого считают чистокровными неграми»16. Он гордится вкладом египтян в мировую цивилизацию как вкладом его собственной расы. Не случайно он дважды посетил Египет.

В книге «В рабстве и на свободе» значительно большее место, по сравнению с первой книгой, занимает образ Сэнди Дженкинза. Сэнди Дясен-кинз в изображении Дугласа - «настоящий африканец», и он обладает мистическим даром. В трудный час испытаний он предложил юному Фредерику «магический предмет», «волшебное средство» (ВЛропп), которое должно придать ему силы противостоять «объездчику рабов» Коуви. Эти магические «корешки)) (roots) — аллюзия, отсылающая к африканским корням.

Африка в этой книге ассоциируется с утраченным Раем. Дети на плантации, еще не осознавшие, что они рабы, «счастливы, как маленькие язычники под пальмами Африки»17.

Но национальное у Дугласа не сводится к расовому своеобразию и африканским корням. По учебному пособию «Колумбийский оратор», составленному учителем и писателем из Массачусетса Калебом Бингхэмом, автобиографический герой Дугласа учится не только искусству красноречия, но и американскому духу Просвещения и свободы.

Чувствуется присутствие и другого учителя - «отца американской нации» Б.Франклина. Размышления героя о несправедливости ситуации, когда он должен отдать хозяину заработанные своим трудом деньги, - размышления свободного американца, трудолюбивого и бережливого, стремящегося «делать деньги». Герой после побега на Север верит, что может всего добиться с помощью труда, энергии и таланта. И автор, и герой становятся человеком типа «self-made man», образцом американского характера. В предисловии 1855 г. к книге «В рабстве я на свободе» Джеймс Смит имел все основания написать: «Американская книга, написанная для американцев»18. История автора и героя - воплощение американского успеха, «success story».

Люди его расы - неотъемлемая часть американской нации в целом, которая видится Дугласу как «composite American nationality», соединение белой и черной рас.

Ф.Дуглас формулирует принципиальную позицию национальной идентификации чернокожих: «Кто я? Американец или чужак?», - определяет критерии национальной идентификации и извлекает из своего личного опыта и долгих размышлений ответы:

«Я американский гражданин. По рождению, чувствам, надеждам, стремлениям, обязанностям я американский гражданин.,. Я американский гражданин не только по рождению, но и по выбору.. .»19.

«Мы американцы по рождению и воспитанию и отдаем предпочтение американским институтам сравнительно с любой другой страной»20.

«Я цветной и американец»21.

Америка - «наша общая страна»", она должна стать для чернокожего

23

«родным домом», «все американцы - его соотечественники» .

«Рабство - главная причина всех национальных бедствий»24, которую необходимо устранить, предательство демократических традиций американского народа, «преступление и позор всей нации»25.

Ф.Дуглас выступает против деления людей по цвету колеи, против изоляции рас, наций как внутри страны, так и во всем мире. Резкое неприятие вызвали у него планы переселения черной расы в Центральную Америку или Африку, планы, в которых он увидел проявления расизма и национализма. В открытом письме генералу Блайеру, опубликованному в октябре 1862 г., он пишет: «Я не вижу таких принципиальных различий между расами, которые бы могли помешать им жить мирно и счастливо в одной стране, под управлением одного правительства»26. «Все направление развития современной цивилизации несовместимо с изоляцией и разделением на расы. Если бы Россия встала на такой путь, то могущество и сила этой великой нации были бы подорваны наполовину. Только предположите, что жителей Кавказа выселили бы к монголам <...> и так далее, и абсурдность плана выселения чернокожих станет явной»27.

Характерной чертой Дугласа-мыслителя и публициста в 50-60-е годы становится интерес к закономерностям мировой истории, к историческому опыту всего человечества, размышления об интересах и принципах отдельных наций и всего человеческого сообщества. Он систематически обращается к опыту «других», ищет в этом опыте поучительные примеры, аналогичные ситуации, аргументы для обоснования принципа единства человечества.

Кроме Англии, больше всех других стран внимание Дугласа приковывает Россия. С нее обычно он начинает сопоставления, сравнения, использует опыт России как аргумент в полемике.

В опыте освобождения крепостных крестьян, в практике существования многонационального государства он видит множество поучительных для Америки аналогий. Ценнейшим примером он считает ликвидацию крепостного права в России: «... в то время как Россия с ее самодержавным правлением освобождает крепостных, Соединенные Штаты с их демократическим правлением являются ареной кровавой Гражданской войны за распространение рабовладения»28,

В речи, произнесенной по поводу Прокламации Линкольна 1863г, об освобождении рабов, Дуглас приравнивает это событие к величайшим событиям истории цивилизации, «к благородному акту русской свободы, по которому двадцать миллионов крепостных, вопреки шумным протестам заносчивых тиранов, были освобождены от крепостного права»29.

Он вновь и вновь обращается к опыту России как к примеру: «Рабство должно пасть, как оно пало в Вест-Индии, как оно пало в освобожденных штатах, как оно пало в России.,.. л30,

В то же время, что и Ф.Дуглас, с ноября 1859 г. по апрель 1862 г., в России с ежемесячными обзорами событий в США выступает в «Современ-

нике» Н.Г.Чернышевский. Разделенные огромным расстоянием, они как бы перекликаются друг с другом на страницах редактируемых ими ежемесячных журналов. Оба они сопоставляют крепостное право в России и рабовладение в США, проявляют глубокое уважение к народу другой страны (Н.Г.Чернышевский пишет об американцах: «Великая и благородная на-цня»31, Ф.Дуглас о русских: «Мощь и сила этой великой нации»32), высоко оценивают личность Дж. Брауна и видят в восстании 1859 г. в Харперс-Ферри пролог грядущих событий, идентично оценивают причины, характер, перспективы Гражданской войны, ход военных действий, политические партии, политиков, военачальников, апеллируют к мировому общественному мнению, мечтают об освобождении порабощенных во всем мире.

Осознавая афро-американцев как неотделимую и равноправную часть нации, Ф.Дуглас подчеркивает и принадлежность американского народа ко всему человеческому сообществу, и ответственность перед ним. «Ни одна цивилизованная нация не может быть безразличной к мнению человеческого сообщества»33. Он видит все человечество, весь земной шар как единое сообщество. И начинать эти всечеловеческие отношения с «другими» американской нации нужно с себя: «Если люди не могут жить мирно в одной стране, они не смогут жить на одном континенте и в конечном счете на одной планете»34. И он убеждает американцев, апеллируя к опыту «других», усваивать «высочайшие идеи священности человека и учиться полноте и совершенству человеческого братства»35.

Адекватной формой выражения этих истин является широкое использование в его творчестве фольклора черных американцев (глубокое влияние музыкального фольклора на его прозу и публицистику, традиции проповеди бродячих проповедников, юмор, пословицы, поговорки, язык), тесная связь с пуританской традицией, влияние Б.Франклина и идей американского Просвещения, сказавшиеся на образе героя, «self-made man», характерное для англоязычной литературы присутствие Шекспира в виде цитат и аллюзий, влияние традиций американского романтизма.

И все это основано на общечеловеческом мифологическом фундаменте («the quest myth», архетипы культурного героя, тршсстсра, мудрого старика, архетипический жанр Одиссеи, мифологическая символика). Утверждение общечеловеческой природы и общечеловеческих принципов происходит и с помощью Библии, Библейские мотивы (цитаты, образы, сюжеты, аллюзии, идеи, лексика, стиль) пронизывают как его автобиографические книги, так и публицистику.

Подходы Ф.Дугласа к национальной идентификации, гуманистические идеи священности человеческой личности, причастности каждого народа к судьбам человечества, связи национального и общечеловеческого, неприятие деления людей по цвету кожи, противопоставления по национальному признаку унаследует крупнейший афро-американский писатель второй половины XX в. Джеймс Болдуин, мать которого, как и Дуглас, родилась в

штате Мэриленд., а он сам закончил в 1938 году в Гарлеме школу имени Фредерика Дугласа.

ПРИМЕЧАНИЯ

I Douglass F. Narrative of the Life of Frederick Douglass, an American Slave, Written by Himself /

Ed. with an Introd. by B.Quarles. Cambridge: Harvard University Press, 1960. P.37. гШ. Pp. 36-37. 3 Ibid. P 37. ^ Ibid. P.38-5 Ibid.

II Ibid. P.36.

7 О народных песнях как выражении самых характерных черт людей его расы Ф.Дуглас раз-

мышляет и во второй, и в третьей автобиографических книгах. См.: Douglass F. My Bondage and My Freedom. New Yoii;: Miller, Orton and Milligan, 3855. Pp. 253-254. Douglass F. Life and Times of Frederick Douglass: His Complete History. New York: Collier Books, 1962. Pp. 159-160.

8 Martin W.K., Jr. The Mind of Frederick Douglass. Chapel Hill - London: The Univ. of North

Carolina Press, 1984. Pp.219,221.

9 Douglass F. The Claim of the Negro Elhnologically Considered: Address Delivered at Western

Reserve College, July 12, 185411 The Life and Writings of Frederick Douglass: In 5 Vols / Ed. by Ph.S.Foner. New York, 1951. Vol.2. P.292.

10 Ibid. Pp. 292,293, 306, 307.

u Цнт. no: Takaki K. A Different Mirror: A History of Multicultural America. Boston: Little,

Brown and Co., 1993. P.2. 13 Douglass F. The Color Line // The Life and Writings of Frederick Douglass. New York, 1955. Vol.4. P.348.

13 Douglass Frederick . The Claims of the Negro // The Life and Writings of Frederick Douglass.

New York, 1951. VoL2. P.308.

14 Douglass F. Narrative of the Life of Frederick Douglass... P.67,

15 Ibid. P.65

16 Douglass F. The Claim of the Negro// The Life and Writings of Frederick Douglass,.. Vol.2.

P.296.

17 Douglass F. My Bondage and My Freedom... P.41. 14 Ibid. P.XXXI.

19 Douglass F. Future of the Negro People of the Slave States: Speech Delivered before the Eman-

cipation League in Tremont Temple, Boston, February 12, 1862 I! The Life and Writings of Frederick Douglass. New York, 1952. Vol.3. P.213.

20 Postmaster General Blair and Frederick Douglass: Correspondence Rcspectory the New Coloni-

zation Scheme for Central America, October, 1862 // Ibid. P.286.

21 Douglass F. The Proclamation and a Negro Army: Speech Delivered at Cooper Institute, New

York City, February, 1863 // Ibid. P.322.

22 Douglass F. The Cause of the Negro People: Address of the Colored National Convention to the

People of the United States, October 4-7,1864 // Ibid, P.418. n Douglass F. The Mission of the War: Address, February 13, 1864 // Ibid. P.403.

24 Douglass F. The New President, March, 1861 // Ibid. P.66.

25 Douglass F. The Slaveholders' Rebellion: Speech Delivered on the 4fll Day of July, 1862 // Ibid.

P.257.

M Postmaster General Blair and Frederick Douglass: Correspondence // Ibid. P.288. 21 Ibid. P.285.

M Douglass F. The Lessons of the Hour: Substance of a Lecture Delivered at Zion Church, Sunday,

June 30,1861 //Ibid. P.136. 2P Douglass F. The Proclamation and a Negro Army // Ibid. P.323.

30 Ibid. P. 328.

31 Чернышевский Н.Г. Полнхобр.соч.: В 16 т. М,, 1939-1953. М., 1950. Т.7. С.916.

32 Postmaster General Blair and Frederick Douglass: Correspondence П Hie Life and Writings of

Frederick Douglass. New York, 1952. Vol.3. P.2B5.

33 Douglass F. The Lessons of the Hour // Ibid. P. 136.

y Douglass F. The President and His Speeches, September, 1862 // Ibid. P.26S. " Douglass F. Future of the Negro People of the Slave States H Ibid. P.225.

Е.В. Ерасова

БОЖЕСТВО И УЧЕНИК

(К ВОПРОСУ ОБ ОТНОШЕНИЯХ ОСКАРА УАЙЛЬДА И МАКСА БИРБОМА)

Макс Бирбом, известный английский писатель и карикатурист конца XIX - начала XX века, в Англии давно считается классиком. Однако за ее пределами его творчество известно только знатокам литературы. Можно назвать по крайней мере две причины неизвестности Макса Бирбома в наши дни.

Во-первых, далеко не все из наследия Макса Бирбома доступно современникам. Из более чем двух тысяч наименований, перечисленных в книге сэра Руперта Харт-Дэвиса "Каталог карикатур Макса Бирбома", только 341 была опубликована в десяти томах карикатур1. Эти издания являются очень редкими. Собрания сочинений Макса Бирбома включили в себя 780 наименований и тоже являются несомненным раритетом2. Многие письма просто не опубликованы. То есть чтобы хорошо узнать Бирбома, нужно посетить множество библиотек, а таюке частных коллекций, поскольку многие издания были элитными: они выходили небольшими тиражами, что делало их доступными для ограниченного круга ценителей его творчества. Кроме того, архив Макса Бирбома в Мертон колледже в Оксфорде до сих пор не разобран и ждет своих исследователей. Это очень существенная, но не главная причина неизвестности Макса Бирбома х-ге только среди широкой публики, но и среди знатоков литературы. Вторая причина намного серьезнее, она лежит в самой сердцевине проблематики творчества Макса Бирбома. Попробуем разобраться,

Макс Бирбом родияся в 1872. а умер в 1956 году. Его активное участие в культурной жизни Англии приходится на 1890 - 1900 годы. Он был очень известным писателем, журналистом и карикатуристом своего времени, печатался в более 40 изданиях и был штатным театральным критиком в «Сэтэрдэй Ревью" на протяжении: десяти лет. До него это место занимал сам Бернард Шоу, который, уступая Бирбому пост, назвал его "'несравненным Максом''. Однако в 1910 году, после фазы такой невероятной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.