Научная статья на тему 'Проблема национальной идентичности в условиях современной славянской диаспоры (на примере украинских общин ФРГ)'

Проблема национальной идентичности в условиях современной славянской диаспоры (на примере украинских общин ФРГ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
214
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
украинская диаспора / ФРГ / идентичность / эмиграция / глокализация / ukrainian diaspora / Federal Republic of Germany / identity / emigration / glocalisation
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Косован Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема национальной идентичности в условиях современной славянской диаспоры (на примере украинских общин ФРГ)»

Косован Е.А?

ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЛАВЯНСКОЙ ДИАСПОРЫ (НА ПРИМЕРЕ УКРАИНСКИХ ОБЩИН ФРГ)

Ключевые слова: украинская диаспора, ФРГ, идентичность, эмиграция, глокализация.

Keywords: ukrainian diaspora, Federal Republic of Germany, identity, emigration, glocalisation.

По словам Роджерса Брубейкера, «общественная жизнь повсюду, хотя и неравномерно, структурирована по этническим линиям, и этничность «встречается» в различных повседневных обстоятельствах»2. Процессы же всемирной интеграции и унификации, составляющие существо глобализации, неизбежно, неостановимо меняют эти линии. Проникая в область этнического, они трансформируют этот аспект нашей повседневной жизни, и потому касаются каждого из нас.

Влияние глобализации на человечество двойственно - позитивно и деструктивно. Позитивные следствия глоба-лизационных процессов заключаются в громадном, беспрецедентном расширении возможностей для коммуникации. В сущности, имеет место масштабная этнокультурная диффузия, суть которой сводится к стихийному заимствованию этнокультурных кодов, технологий знаний, что, безусловно, способствует сближению и взаимообогащению народов.

Но есть у глобализации и теневая сторона. Она стимулирует такие изменения в этнической, религиозной, культурной картине мира, в психологии человека и в его образе жизни, которые исподволь разрушают важнейшие социокультурные институты, ответственные за идентификационный процесс и на индивидуальном уровне, и на уровне целых социальных групп3. Снижение культурного разнообразия вплоть до унификации чревато тем, что народы утрачивают самобытность и финалом этого процесса может стать полное уничтожение исходной этнокультурной идентичности.

Правда, этносоциальные организмы устроены мудро. Чем сильнее вызовы глобализации, тем с большей настойчивостью они стремятся сохранить свою культуру, язык, религию и традиции. В этом сущность феномена глока-лизации - уникального процесса, симбиотизирующего тенденции универсализации и партикуляризации, в результате

4

которого «выстраивается новая, охватывающая весь мир и самовоспроизводящаяся социокультурная иерархия» . Осознание закономерностей и прогнозирование результатов этого, без преувеличения, великого строительства является весьма насущной задачей для всех ученых-гуманитариев.

Под влиянием глокализации трансформации этничности происходят на всех ее «этажах» и охватывают все ее проявления. Касается это и диаспор. Проблемы диаспорообразования и диаспоральной идентичности приобретают особое звучание именно сейчас, когда интенсивность миграций усилилась во много раз, а диаспоры стали важной составляющей современной системы международных отношений.

Более того, мы полагаем, что наибольший интерес представляют исследования этнокультурной идентичности именно в условиях диаспоры. Ведь диаспора - это практически всегда особый этнокультурный диалог народов, если не сказать - цивилизаций, в ходе которого у всех сторон, в нем участвующих, меняется привычная картина мира, трансформируются способы самопонимания, коммуникации, социальной адаптации. Понимание сути этого многосложного, долгого и неоднозначного процесса в наши дни абсолютно необходимо, ибо мы особенно остро нуждаемся в нормальном межцивилизационном общении.

В контексте исследований диаспоральной идентичности особое внимание, очевидно, должно было уделено идентичности славянской как «сложносоставному феномену, объединяющему в себе ряд культурно-социальных явлений, принадлежащих разным уровням обобщения»5. Причем необходимо учитывать, что «в культуре повседневности и в формах политической регуляции процессов, сопряженных с феноменом славянства, наблюдается смешение и растворение его различных граней, что подчас вызывает затруднения в сфере межэтнических отношений»6.

1 Косован Елена Анатольевна - к.и.н., доцент кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ, сотрудник Института постсоветских и межрегиональных исследований РГГУ. Область профессиональных интересов: история Германии, история Украины, историческая демография, военная история, социология диаспор, социология тоталитарных обществ, методология междисциплинарных исторических исследований. E-mail: [email protected].

2

Брубейкер Р. Этничность без групп. - М., 2012. - С. 15.

3 Киммель Н.В. Особенности формирования культурной идентичности представителей русскоязычной диаспоры в мусульманских странах / Дисс. .. .канд. соц. н. - Екатеринбург, 2011. - С. 3.

4 Бек У. Что такое глобализация? - М., 2001. - С. 6.

5 Климов А.Г. Славянская идентичность: социальные и социокультурные аспекты // Социологический альманах. 2010. -№ 1. - С. 181.

6 т

Там же.

В особенности остро эти процессы ощущаются в условиях диаспоры. Для славянских общин в инокультурных странах проблема сохранения национальной идентичности является повседневной реальностью, весьма жесткой и неоднозначной, но, к сожалению, весьма фрагментарно освоенной в рамках отечественного научного дискурса. Задача данной статьи - осветить наиболее «темный» аспект этой реальности, а именно: рассмотреть сценарии трансформаций идентичности в украинской диаспоре ФРГ.

Украинские общины в странах современного германского мира - это несколько маргинальный сюжет для отечественной, да и для зарубежной науки. И это понятно, поскольку основной проблемой этих стран мигранты-славяне были в 1990-е - начале 2000-х гг. Сейчас же все внимание научного мира сконцентрировано на арабо-тюркских общинах в контексте исламского вызова. Однако мы сомневаемся в том, что можно успешно изучить все аспекты про-блематизации и трансформации культурной идентичности мигрантов из стран Ближнего Востока, если игнорировать и до конца не понимать, как протекают аналогичные процессы в общинах мигрантов-славян, более близких коренному населению по культуре и миропониманию.

Тем более что история одной из таких «заброшенных» диаспор - современной украинской диаспоры в Германии - является интереснейшим примером сразу нескольких серьезных, требующих глубокого изучения процессов. Это и славяно-германский диалог, и взаимодействие между «слоями» диаспоры, сформировавшимися в разное время, на разном этнокультурном субстрате и в результате разнохарактерной миграций, и, разумеется, выстраивание новой, специфической диаспоральной полиидентичности и т.д.

Несмотря на все это, ее историография крайне скудна. Систематические исследования современной украинской диаспоры в ФРГ не проводятся, поэтому подавляющее большинство работ, посвященных ей, создано автором данной статьи1, который опирался на материалы официальной немецкой статистики, а также Интернет-ресурсы украинских диаспоральных структур.

Согласно этим данным, сейчас украинские общины сложились практически во всех федеральных землях Гер-мании2. Как и другие славянские общины, они демонстрируют значительную территориальную и институциональную рассредоточенность и диспропорции в половозрастном составе (преобладание женщин в возрасте 25-40 лет, а также детей и подростков), что способствует значительной восприимчивости украинцев к ассимиляционным процессам. Их адаптивность в целом довольно высока (особенно по сравнению с выходцами из афро-азиатских стран), что объясняется не только относительной близостью украинской культуры и украинского менталитета к европейской культуре и менталитету, но и экономическим характером последних волн эмиграции. Безвозвратная экономическая эмиграция обычно ассоциируется с более последовательной и определенной нацеленностью участников на интеграцию в принимающее общество, чем эмиграция политическая.

Это, однако, не означает, что между украинскими эмигрантами и местным населением (которое, к слову, воспринимает их чаще всего этнически обезличенно - как выходцев из бывшего СССР) существуют серьезные и устойчивые барьеры этнокультурного и этнопсихологического характера. Существование этих барьеров обусловлено как закрытостью немецкого общества, очень долго жившего в соответствии с нормами jus sanguinis, так и устойчивым «комплексом иностранца» у эмигрантов, который подразумевает в том числе «психологические неудобства и комплекс неполноценности при контактах с местным населением»3 и избегание таких контактов.

В особенности это касается эмигрантов 1990-х гг., которые оказались особенно не подготовленными к жизни за рубежом. Мы не имеем сейчас в виду неподготовленность, которую можно приравнять к неосведомленности и которая является следствием проживания за «железным занавесом», а более фундаментальные сложности.

Очевидно, что диаспоральная идентичность индивида выстраивается на той основе, которая была заложена до того, как он эмигрировал. Поэтому принципиальное значение приобретает исследование идентичности в доэмиграци-онный период. Когда мы говорим о доэмиграционном периоде по отношению к украинской диаспоре, приходится учитывать несколько факторов.

Во-первых, украинская диаспора в ФРГ сформировалась на основе миграционных потоков из разных стран -преимущественно из Украины, России, Казахстана, Беларуси и Польши, причем в каждой из этих стран этнические украинцы обладают своей идентификационной матрицей.

Во-вторых, весьма серьезной проблемой является этнокультурное самоощущение население Украины. С одной стороны, имеет место кризис национальной идентичности вообще, как общемировой процесс, связанный с глобализацией. Самоощущение украинца, еще не ставшего эмигрантом, космополитизируется и теряет этническую остроту в

1 Косован Е.А. Особенности формирования и перспективы развития украинских диаспор в ФРГ в 1990-е - начале 2000-х гг. // Per aspera... Вып. 1. - М., 2009. - С. 276-290; Она же. Иммиграция украинцев в Германию и формирование украинской диаспоральной общины в 1990-е годы // Россия и Германия. Научный гумбольдтовский журнал. 2012. - № 2 (4). - С. 53-55; Она же. Особенности оформления институциональной структуры украинской диаспоральной общины в ФРГ (конец ХХ - начало XXI вв.) // Тенденции и перспективы развития современного научного знания: Мат. Х Междунар. науч.-практ. конф. - М.: РИСИ, 2014. -С. 107-113; Она же. Три волны украинской эмиграции в Германию в ХХ - начале XXI вв. // Мат. Междунар. молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ - 2015». - М., 2015; Она же. Украинская эмиграция в Германии: XIX - начало XXI вв. / Дисс. ... канд. ист. н. - М., 2015.

2 Müller I.M. Migration in Deutschland und in einigen anderen Ländern Abhandlung für den Gebrauch an der Schule. Arbeitsbericht N 275 / Staatinstitut für Schulqualität und Bildungsforschung. - München, 2005. - S. 65; Migrationsbericht des Bundesamtes für Migration und Flüchtlinge im Auftrag der Bundesregierung (Migrationsbericht 2013) / Bundesministerium des Innern. Bundesamt für Migration und Flüchtlinge. - S. 23-25.

3 Хрусталева Н.С. Переживание психической травмы и печали в условиях эмиграции // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2010. - № 1. - С. 254, 256.

силу того, что такова общемировая тенденция. Но с другой стороны, в ответ на культурную диффузию и нивелирование этнокультурных особенностей происходит актуализация национальной и гражданской идентичности, и это также накладывает свой отпечаток на поведение и самоощущение потенциального члена диаспоры.

Не секрет, что украинское общество очень неоднородно. Украинская национальная идентичность имеет ярко выраженные региональные особенности. Конкуренция и даже конфликт между существующей региональной идентичностью и общегражданской идентичностью, которая сейчас находится на стадии формирования, - это серьезнейшая проблема, которая существует с момента создания независимой Украины и которая переносится с украинской почвы на почву немецкую - в диаспору.

Украинский социум фрагментаризирован не только в силу конкурентно-конфликтных отношений между региональной и гражданской идентичностью, но и в силу того, что это транзитный социум, социум, находящийся в пути - от советской реальности к постсоветской. Здесь еще очень болезненно ощущаются «деструктивные явления в экономике и политико-властных отношениях»1, поиск ключевых векторов общественного развития не завершен, ценностный раскол не преодолен, социальная дифференциация довольно велика. Иными словами, украинское общество разобщено, а это значит, что очень высока дифференциация идентификационной матрицы его членов и сложны механизмы выстраивания этнонациональных, социальных, политических и иных стратегий. Оценивать это явление можно по-разному, и это - задача специального исследования.

Если же говорить об эмигрантах, такая ситуация может способствовать повышению их адаптивных способностей. Но в то же время она определенно чревата их дезориентацией, а потеря твердой этнокультурной и социально-политической «почвы» под ногами в условиях эмиграции в лучшем случае приводит к ускоренной ассимиляции, а в худшем - к маргинализации эмигранта.

Наконец, мы выделим в качестве отдельной проблемы и отдельного слоя в идентификационной матрице украинцев постсоветский элемент. Для идентификационных процессов на постсоветском пространстве в принципе характерны такие особенности, как «эклектичность, многоуровневость, сочетание инвариантности и турбулентности, цен-тробежности и центростремительности»2. Многолетнее общежитие в одном государстве и попытки создания единого «советского этноса» не прошли даром и продолжают «аукаться» в миро- и самовосприятии и поведении представителей всех постсоветских этносов. Весьма интересно при этом, что они проявляются как в виде позитивной, так и в виде негативной идентификации. Проиллюстрировать это можно на примере объединительных и антиобъединительных установок. Для одной части украинцев характерна «слиянная идентификация» («мы - славяне», «украинцы и русские -братские народы», «русские и украинцы - один народ» и т.д.), тогда как другая часть предпочитает выстраивать свои способы самоидентификации на основе отрицания принадлежности к «русскому» или «советскому» миру. В условиях диаспоры могут обостряться и те, и другие виды самоощущения, что способствует внутренней поляризации общин, тяготению части диаспорян к иноэтничным общинам (чаще всего к русской) вплоть до объединения с ними, что позволяет избежать угрозы маргинализации и снижает, амортизирует ассимиляционные процессы.

Итак, украинские эмигранты в ФРГ находятся в «вилке» - между склонностью к ассимиляции и маргинализацией. В этом состоянии этнопсихологического кризиса поиск идентичности становится поиском точки опоры, без которой просто невозможна нормальная жизнедеятельность. Ведь социокультурный смысл идентичности как раз и заключается в том, чтобы помочь «той или иной этнической или социальной группе отличать себя от других и тем самым определять свое место и роль в системе социальных отношений».

Поиск этот осуществляется обычно по трем сценариям.

Первый и довольно распространенный путь - это путь слияния в рамках не этнической, а суперэтнической советской общности, когда для эмигранта приоритетным становится восприятие Украины прежде всего как части постсоветского пространства, украинского этноса - как члена бывшей «советской семьи народов», и это восприятие определяет его самоидентификацию и самопрезентацию в качестве «советского» или «постсоветского человека». Формирование в ФРГ таких «постсоветских» квази-диаспор, объединяющих людей совершенно разных национальностей на основе общей истории, - это особый феномен, который требует специального, сугубо междисциплинарного подхода и работы целой исследовательской команды.

Частным случаем этой стратегии является выбор в пользу не постсоветской, а российской общности, российского зарубежья по принципу «украинцы и русские - братья» или «все славяне - братья». В этом случае формируется весьма сложная полиидентичность, часто замешанная на осознанной или неосознаваемой индивидом оппозиции «славяне - немцы».

Еще один, также распространенный вариант поиска идентичности можно назвать «негативным», поскольку он основан на «негативной» идентификации, на отрицании принадлежности к «русскому» или «советскому» миру и актуализации, порой весьма острой украинской идентификационной матрицы. Матрица эта построена на принципах соотнесения себя и с украинским этносом вообще, и с украинской диаспорой как специфической формы бытования этого этноса. Ее краеугольными элементами являются: православная вера (часто с элементами язычества), украинский язык (в его литературной форме), украинская культура в обобщенном, сведенном к набору ключевых символов варианте, наконец, Украина как страна-борец за независимость, страна-страстотерпец и эмиграция как форпост этой борьбы.

1 Бондарь Ю.А. Динамика политической культуры // Научные труды Республиканского института высшей школы. 2016. -№ 15. - С. 27.

2 Постсоветская идентичность в политическом измерении: реалии, проблемы, перспективы / Под ред. М.В. Назукиной, О.Б. Подвинцева, Н.А. Коровниковой. - Пермь, 2014. - С. 9.

Реализация этих идентификационных стратегий осуществляется через собственно институционализацию украинских общин - создание самых разных образовательных, научных и общественно-политических диаспоральных институтов и участие в их работе. Таких организаций в Германии очень много, но наиболее важную роль в формировании и поддержании украинской идентичности играет Украинская греко-католическая церковь и связанные с нею воскресные школы, а также Украинский свободный университет (УВУ) как единственное в Германии высшее учебное заведение диаспоры, частные светские украинские школы, молодежные организации (например, Союза украинской молодежи или Союза украинских студентов в Германии) и обширный спектр национально-культурных институций. Отметим, что в деятельности этих организаций преобладает именно развитие и поддержание украинской этничности, тогда как смягчение адаптационных процессов обычно находится на втором плане в силу сложности этой задачи, выполнение которой требует объединения сил самих эмигрантов, принимающего общества и государства исхода.

У данных организаций есть своя аудитория, хотя и не очень большая. Дело в том, что польза от принятия предлагаемой этими организациями системы ценностей и идентификационных кодов для многих эмигрантов не очевидна в силу их привычки мыслить иными, не национально-украинскими категориями. А главное - вопросы вызывает тот социокультурный фундамент, который эти организации пытаются подвести под украинскую общину. Это некий обобщенный образ украинца, примерка которого на себя возможна, но чаще всего в виде игры, а не повседневной практики. Впрочем, и существование такой «игры» весьма важно, поскольку она так или иначе способствует усвоению определенных общих культурных кодов. Важно и то, что обычно с готовностью эту игру принимают дети - учащиеся воскресных школ, участники культурно-образовательных обществ, члены различных спортивных и патриотических организаций. Другое дело, что игра может принимать резко националистическую окраску, что особенно характерно для спортивных и патриотических движений - наследников сокольских и сече-вых организаций, а также молодежных подразделений ОУН.

Серьезные этнокультурные различия между эмигрантами и реализация разных вариантов самоидентификации - явление в истории украинской диаспоры не новое. Оно уже имело место и в межвоенный период, и особенно после Великой Отечественной войны. Однако тогда существовали мощные внешнеполитические стимулы, которые могли в короткое время сплавить эмигрантов (антисоветизм, идея борьбы за независимость и создания суверенного национального государства), а также организационные возможности для конструирования национальной идентификационной матрицы - например, в лагерях для перемещенных лиц в 1945-1947 гг.1

Сейчас таких мощных стимулов, которые были бы важны для большинства эмигрантов, просто нет. Поэтому фактически новая диаспоральная идентичность формируется на осознании общей судьбы - судьбы эмигранта, это единственный факт, который не вызывает ни сомнений, ни протеста.

В последнее время, на фоне кризиса украинско-российских отношений, идеологического и этнического размежевания между двумя народами, в идентификационной матрице украинских эмигрантов возрастает значение национально-патриотической составляющей. В принципе этот процесс можно было бы оценить положительно, поскольку национально-патриотическая составляющая способна преодолеть разобщенность социальной группы или групп, остановить расслоение национального самосознания. Однако в данном случае радоваться нечему: осмысление собственной идентичности через призму российско-украинского конфликта не объединяет, а разъединяет украинское общество и диаспору - как проекцию этого общества2. Прогнозировать результат этого процесса пока не представляется возможным.

Итак, исследование трансформаций национальной идентичности в условиях диаспоры показывает, что в их основе - сложное переплетение унификационных процессов и процессов охранительных, опирающихся на стремление эмигрантов сохранить свою культуру, язык, религию, традиции и особенно этнонациональную идентичность - ментальное ядро, «которое хранит в себе устоявшиеся и прочные представления этнонациональных общностей о самих себе»3.

Диаспора и ее институты - при условии достаточно высокого уровня развития этих институтов и их нормального функционирования - способствуют тому, чтобы между процессами адаптации и сохранения исходного этнокультурного самоощущения сохранялся баланс. Это необходимо для того, чтобы эмигрант превратился в успешного и благополучного члена принимающего общества и при этом сохранил крепкие связи с покинутой родиной. Идеальным финалом такой работы диаспоральных структур становится создание диаспоральной полиидентичности, которая представляет сложную и высокофункциональную систему, синтезировавшую элементы исходной идентичности и этнокультурных ценностей принимающего общества.

Если диаспоральная община внутренне разобщена, если связи между общинами в составе одной диаспоры слабы, если идентификационные матрицы членов диаспоры мозаичны, чрезмерно фрагментированы и противоречивы, это чревато либо полной сменой идентичности эмигранта, либо ее консервацией. Второй вариант наименее предпочтителен, поскольку его реализация на общественном уровне означает превращение общины эмигрантов в закрытую

1 Косован Е.А. Репатриация украинцев из Германии в 1945-1947 гг. // Исторические документы и актуальные проблемы археографии, источниковедения, российской и всеобщей истории нового и новейшего времени. Сб. мат. Шестой международной конференции молодых ученых и специалистов «Clio-2016». - М., 2016. - С. 279.

2 Jolkver N., Ostaptschuk M. Ukraine conflict divides Slavic diaspora in Berlin // Deutsche Welle. 07.01.2016. - http://www. dw.com/en/ukraine-conflict-divides-slavic-diaspora-in-berlin/a-18966357

3 Коротин В.О. Национальная идентичность в современном обществе в условиях глобализации // Вестник ПАГС. 2015. -№ 2 (47). - С. 110.

ригидную структуру, а на уровне личностном - переживание культурного шока разной степени тяжести и с самыми разными последствиями (не исключая и суицида).

Славянские общины характеризуются довольно высоким уровнем разобщенности, и украинцы не являются здесь исключением. Однако в случае с современными украинскими общинами степень этой разобщенности возрастает в разы, что подтверждает исследование диаспоральных структур в ФРГ. Можно выделить две основные причины такого положения дел. Во-первых, это транзитный характер украинского социума, его лабильность, высокая фрагментация. Во-вторых, это отсутствие единой, общеукраинской идентичности, будь то идентичность национальная или гражданская, острая конкуренция между региональными вариантами идентичности и той схематичной идентификационной матрицей, которую пытаются предложить официальные власти Украины. Разобщенность украинского общества сохраняется и в эмиграции, которая представляет украинский социум в миниатюре, и затрудняет формирование диас-поральной полиидентичности, обусловливая, однако, частое попадание эмигранта в «вилку» - ассимиляция или маргинализация. Таким образом, проблему трансформаций украинской национальной идентичности можно считать производной от затянувшегося постсоветского транзита украинского социума и от незавершенности цивилизационного выбора современной Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.