UNIVERSUM:
, ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
• 7universum.com
ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Березина Анна Валерьевна
преподаватель каф. Философии,
Уральский государственный лесотехнический университет,
РФ, г. Екатеринбург E-mail: berezinanna@mail. ru
THE PROBLEM OF NATIONAL IDENTITY AND GLOBALIZATION PROCESSES
Anna Berezina
Lecturer of the Department of Philosophy, Ural State Forest Engineering University,
Russia, Yekaterinburg
В статье дается краткий обзор основных взглядов на глобализационные процессы и влияние глобализации на национальную идентификацию. Сохранение многообразия этнокультурного развития понимается как сохранения базы данных деятельности человечества в непредвиденных и критических ситуациях. Но до сих пор остается открытым вопрос о возможных путях самореализации этносов, о возможности использовать блага, предоставленные глобализацией для развития и становления национальной идентификации.
The article gives a brief overview of studying of the globalization processes and their impact on national identity. Conservations of ethnic and cultural diversity is understood as a conservation database of human activities in unforeseen
Березина А.В. Проблема национальной идентичности и глобализационные процессы // Universum: Общественные науки : электрон. научн. журн. 2015. № 7 (17) .
URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/2432
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
and emergencies. But still the question remains about the possible ways of selfrealization of ethnic groups, to use the advantages of being in globalization for the formation of national identity.
Ключевые слова: глобализация, этнокультура, культурное разнообразие, национальная идентичность, этнос.
Keywords: globalization, ethnic culture, cultural diversity, national identity, ethnos.
Как отмечено в многочисленных изданиях, процесс глобализации тесно связан с продвижением свободной международной торговли. В данном случае «свобода» предполагает полное разрушение любых экономических и социальных барьеров между странами, независимость товарооборота от этнокультурных и государственных барьеров.
Таким образом, с необходимостью формируется свободное передвижение людей и средств, а также принимается целый ряд стандартных бизнес-практик, разрабатывается стандартизация не только производственных процессов, документоведения, но и стандартизируются ВСЕ сферы жизненно необходимых услуг. В 2000 году прозвучало: «Соединенные Штаты, Европа и Япония должны, следовательно, ... договориться о решении многих возникающих проблем, связанных с глобализацией и информационной революцией; вести переговоры о свободной торговле в области услуг, инвестициях и электронной коммерции; принять общие руководящие принципы для интеллектуальной собственности и частной жизни; разработать общие стандарты регулирования в таких секторах, как биотехнология, охрана окружающей среды, здоровья и безопасности пищевых продуктов; договориться о стандартах квалификации для профессий и отраслей. Чтобы поддержать эту многостороннюю систему, вновь создаваемые формы сотрудничества и совместного принятия решений между этими тремя великими державами должны быть тщательно разработаны, а также соглашения между
ними должны быть открыты для участия других стран или принятия других многосторонних соглашений» [2].
Новые технологии делают мир гораздо более взаимозависимыми. Эти технологии ускоряют движение товаров, услуг, идей и капитала через национальные границы. Они также вытесняют традиционные угрозы безопасности нетрадиционными проблемами и тревогами, такими как международный терроризм, организованная преступность, незаконный оборот наркотиков, деградация окружающей среды при одновременном укреплении потенциала неправительственных организаций (НПО), оказывающих влияние на политику. Все более нарастает диссонанс между географической неподвижностью национальных государств и решением глобальных проблем.
Последствия глобализационных процессов чаще всего оцениваются экономическими критериями. Но даже при ссылке на один и тот же критерий (например, уровень доходов на душу населения в той или иной стране) единого взгляда на последствия глобализации не существует.
В частности, В. Бушман Куттер, Жоан Сперо и Лаура д'Андрэа Тисон считают, что глобализация не только усилила разрыв между доходами населения в богатых и бедных странах, но этот процесс в последнее время ускоряется [2].
Дэвид Доллар и Арт Край, экономисты Всемирного банка, не разделяют выше приведенное мнение и в своих статьях “Spreading the Wealth” и “Inequality Is No Myth” [4; 5] отмечают, что глобализация дает всем равные возможности для развития, и лишь сопротивление государственных структур, основанное на традициях и предрассудках, создает условия для роста экономического неравенства и неравенства доходов.
Другие авторы считают, что сопротивление национальных и государственных структур может быть нивелировано или уменьшено, в том случае если развитие глобализации дает людям достаточную степень контроля над их национальными экономическими и политическими процессами и они получают возможность модернизации производства и экономического развития. И, наоборот, если в процессе глобализации производства закрываются,
люди нищают, усиливаются барьеры против движения людских и материальных ресурсов через национальные границы, население постоянно сталкивается с экологическими проблемами, сопротивление глобализации нарастает.
1 декабря 1999 года на улицы живописного города Сиэтла (штат Вашингтон) вышли тысячи протестующих. Они выступали против раунда встреч в рамках Всемирной торговой организации, международного органа, посвященного расширению свободной торговли. Протестующие выразили недоверие так называемой глобализации мировой экономики. Поднимались вопросы охраны окружающей среды, прав трудящихся, сохранения культурного и национального суверенитета, что свидетельствовало о взаимосвязи этих проблем, неразделимости их в поисках решения. В Сиэтле протестующие сорвали свой гнев на транснациональных корпорациях.
Например, Брайан М. Хауэлл считает, что «снижение мощности национального государства и повышение роли международных организаций, таких как Организация Объединенных Наций, Всемирная торговая организация (ВТО) и транснациональные корпорации приведет к новому типу социальных конфликтов» [3], что этот вид экономической гегемонии рассматривается как символический и симптоматической в увеличении мощности транснациональных корпораций, средств массовой информации и коммерческой культуры, чтобы вселить общность во все культурные контексты до такой степени, что уникальные культурные особенности стерлись в пользу единообразия и гомогенизации.
Так, группа авторов (Azalahu F. Akwara, E. Udaw Joseph, Ngozi F. Akwara, Felicia Odekina) пишет, что национальное сопротивление возникло из-за дискриминационной экономической политики, вытекающей из многосторонних экономических соглашений, которые не согласуются с основными принципами свободного рынка в глобальном масштабе [1].
Для нас же наиболее интересен социально-культурный критерий, сохранение способов и методов повседневного бытия, а значит, и выживания человечества в критических ситуациях. Расширение влияния транснациональных компаний тесно связано с аспектом стандартизации жизни
и унификации условий труда и повседневной деятельности. Проблема угрозы сохранению культурного разнообразия продолжает оставаться актуальной.
Понимание современных глобализационных процессов часто связывается с засилием массовой культуры, несущей стереотипы поведения: народы по всему миру пьют одну и ту же марку колы, едят одни и те же виды закусок и смотрят одни и те же посредственные телевизионные мелодрамы, реалити-шоу и рекламные ролики; эти так называемые глобальные воздействия стали неотъемлемой частью местной идентичности.
Недаром символом гомогенизации, культурного обезличивания стала деятельность компании «Макдональдс». Вы можете увидеть в меню различных стран мира лишь поверхностные изменения, не считаясь с культурными и историческими особенностями каждой страны, корпорация «Макдональдс» жёстко навязывает свои стандарты обслуживания, дизайн помещений, одежды, корпоративную стандартизированную культуру.
В мире, который сформирован вокруг конкретных социальных, политических и экономических целей, этническая идентичность стала политическим инструментом.
Этнокультура не является статистическим явлением, она развивается, воссоздается, создается вновь и умирает в настоящем. Часто такие общепринятые факторы, как территориальное происхождение, родословная и даже язык, являются менее важными в определении культурной принадлежности, чем факторы, оказывающие существенное влияние на поведение индивида в той ли иной ситуации, взаимодействие с другими социальными группами, в политической среде, принимаемые материальные духовные ценности. Прошлые традиции и обычаи часто неуловимо проявляются через повседневную жизнь, повседневные практики. Более того, эти традиции пересекаются с индивидуальными и корпоративными интересами. Порой неосознанно, а порой и сознательно представители тех или иных этносов используют термины, понятия и стиль коммуникационного поведения из этнокультурных практик, оказывая влияние на свое окружение.
Скорее всего, при разворачивающейся социальной динамики интерес представляют действия индивидов, делающих выбор в зависимости от своих интересов, извлекающих в необходимый момент из доступных им традиций знания, решения и способы поведения. При изучении проблем сохранения культурной идентичности в центре внимания должно находиться мировоззрение представителей той или иной этнической группы. Контекст, в котором люди представляют свою жизнь, сегодня выходит за пределы взаимодействия двух или даже нескольких этнокультур. Мы наблюдаем динамичный процесс, когда множество потоков знания сталкиваются и участвуют в обновлении этнокультур, давая им новый импульс для роста.
Сегодня банально утверждать, что глобализация несет не только огромные проблемы, но и большие возможности, а это целая серия аспектов, таких как достижение свободного движения людей всех наций, рост кросскультурных контактов, появление новых категорий сознания и самобытности, таких как глобализм, и т. д.
Есть ли в сложившейся ситуации возможные пути и способы сохранения национальной идентичности и самосознания? Есть ли возможность противостоять глобальным процессам и их последствиям?
На наш взгляд, идея противостоять глобализационным процессам как объективной реальности иллюзорна. Советовать транснациональным компаниям использовать более мягкую политику — это то же самое, что советовать волкам быть более гуманными с их жертвами.
Но использовать эти процессы для развития национальной идентичности, поднятия на должный уровень этнокультурных ценностей не только можно, но и нужно. Жертва до тех пор остается жертвой, пока она слаба. Выживут лишь те этнические группы и этносы, которые будут использовать инструменты глобализации для развития своей национальной культуры, расширяя сферы взаимодействия и культурного обмена. Это те средства коммуникации, особенно интернет, которые повышают мобильность. Например, создание сайтов, реклама этнокультурных туров, использование
фестивальной деятельности, реклама экологически чистых продуктов питания, традиционной кухни, традиционных видов деятельности.
Глобализация предоставляет возможность каждой этнической группе выйти на интернациональный уровень, сформировать свое собственное видение глобального процесса и ответ ему. При этом, чтобы быть понятыми, имеет смысл использовать символы и контекст глобального мира. Сегодня этносы не могут просто игнорировать транслокальный контекст и, таким образом, сохранять свою собственную уникальность.
Список литературы:
1. Akwara Azalahu F., Udaw Joseph E.; Akwara Ngozi F. et al. Effects of Ethnicity on the Globalization Process // Canadian Social Science. — 2013. — № 6, Vol. 9. —Р. 189—194.
2. Bowman W. Cutter, Spero Joan, D'Andrea Laura Tyson. Campaign 2000: New World, New Deal: A Democratic Approach to Globalization // Foreign Affairs, March/April 2000 Issue / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/2000-03-01/campaign-2000-new-world-new-deal-democratic-approach-globalization (дата обращения: 12.05.2015).
3. Brian M. Howell. Globalization, Ethnicity, and Cultural Authenticity // Implications for Theological Education Spring. — 2006; 35, 3; ProQuest Research Library. pg. 303.
4. Dollar David, Kraay Aart. Inequality Is No Myth // Foreign Affairs, Monday,
July 1, 2002 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:
https://www.foreignaffairs.com/articles/2002-07-01/inequality-no-myth-0 (дата обращения: 12.05.2015).
5. Dollar David and Kraay Aart Spreading the Wealth / [Электронный
ресурс]. — Режим доступа: URL:
http://faculty.virginia.edu/usdiphis/readings/Dollar%20and%20Kraay,%20Sprea ding%20the%20Wealth.pdf (дата обращения: 12.05.2015).