Научная статья на тему 'Проблема национальной и религиозной дискриминации в идеологической политике Третьего Рейха и радикальной организации ИГИЛ'

Проблема национальной и религиозной дискриминации в идеологической политике Третьего Рейха и радикальной организации ИГИЛ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
542
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ / РАДИКАЛЬНЫЙ ИСЛАМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР / IDEOLOGY / ETHNIC DISCRIMINATION / RADICAL ISLAMISM / TERRORISM / MUSLIM WORLD

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бовдилова Светлана С., Матвеева Елена В.

Процесс распространения и расширения своего влияния международных террористических организаций в планетарном масштабе актуализирует научный интерес к данному феномену. Не случайно в последние несколько лет внимание мирового сообщества обращено в первую очередь к вопросу борьбы с терроризмом и экстремизмом глобальными проблемами человечества начала XXI в. Целью статьи явилось осмысление феномена национальной дискриминации, имевшей место в начале XX в. в фашистской Германии в форме Холокоста, и возродившейся в деятельности террористической организации ИГИЛ, расположенной на территории Ближнего Востока, как средство борьбы со всеми неверными. Авторы приходят к выводу, что в основе функционирования Третьего рейха и ИГИЛ находятся общие идеологические установки, включающие представления о методах создания и системе дальнейшего функционирования государства. Основными инструментами подобных государств выступают насилие и физическое уничтожение народов по национальному и религиозному признакам, применение методов террора по отношению к гражданскому населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF NATIONAL AND RELIGIOUS DISCRIMINATION IN THE IDEOLOGICAL POLICY OF THE THIRD REICH AND THE RADICAL ORGANIZATION ISIL

The spread and expansion of the influence of international terrorist organizations on a global scale keep this phenomenon in the focus of academic interest. And it is not without reason that in the last few years the world’s attention has been drawn to the issue of war on terrorism and extremism, the global problems of mankind at the beginning of XXI century. The aim of this article is comprehension of the phenomenon of national discrimination that took place at the beginning of XX century in Nazi Germany in the form of Holocaust and has resurged in the activity of the Middle-East terrorist organization ISIL as means of fight against all infidels. The authors come to the conclusion that at the bottom of functioning of the Third Reich and the ISIL there are common ideological tenets concerning the methods of state establishing and the system of its further functioning. The main tools of such states are violence and physical extermination of the people on national and religious grounds as well as application of terror methods against civilian population.

Текст научной работы на тему «Проблема национальной и религиозной дискриминации в идеологической политике Третьего Рейха и радикальной организации ИГИЛ»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

POLITICAL SCIENCE

УДК 323.12

ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ В ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА И РАДИКАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИГИЛ

Светлана С. Бовдилова1' @1, Елена В. Матвеева1' @2

1 Кемеровский государственный университет, Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6 @1 bovdilova.svetlana@yandex.ru @2 mev.matveeva@yandex. ги

Поступила в редакцию 07.11.2016 г. Принята к печати 28.11.2016 г.

Ключевые слова: идеология, национальная дискриминация, радикальный исламизм, терроризм, мусульманский мир.

Аннотация: Процесс распространения и расширения своего влияния международных террористических организаций в планетарном масштабе актуализирует научный интерес к данному феномену. Не случайно в последние несколько лет внимание мирового сообщества обращено в первую очередь к вопросу борьбы с терроризмом и экстремизмом - глобальными проблемами человечества начала XXI в.

Целью статьи явилось осмысление феномена национальной дискриминации, имевшей место в начале XX в. в фашистской Германии в форме Холокоста, и возродившейся в деятельности террористической организации ИГИЛ, расположенной на территории Ближнего Востока, как средство борьбы со всеми неверными.

Авторы приходят к выводу, что в основе функционирования Третьего рейха и ИГИЛ находятся общие идеологические установки, включающие представления о методах создания и системе дальнейшего функционирования государства. Основными инструментами подобных государств выступают насилие и физическое уничтожение народов по национальному и религиозному признакам, применение методов террора по отношению к гражданскому населению.

Для цитирования: Бовдилова С. С., Матвеева Е. В. Проблема национальной и религиозной дискриминации в идеологической политике Третьего Рейха и радикальной организации ИГИЛ // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2016. № 2. С. 5 - 9.

В настоящее время осмысление Холокоста как общественно-политического феномена приобретает новый научный интерес. До недавнего времени политика Третьего Рейха, направленная на национальную дискриминацию, получившая название Холокост, воспринималась как одно из наиболее страшных проявлений геноцида за всю историю человечества. Однако появление в начале XXI в. радикальной организации ИГИЛ («Исламское государство Ирака и Леванта»), запрещённой на территории РФ, вновь придало глобальное значение проблеме национальной и религиозной дискриминации в государствах не только мусульманского мира, но и среди населения западных государств. Террористские акты и опасность их распространения в разных государствах мира с новым звучанием актуализировали проблему борьбы с международных терроризмом на международном и национальном уровнях, обозначив ее как одну их самых страшных и опасных для дальнейшего существования человеческой цивилизации.

Из всех политических режимов, имевших место в истории государств XX в., наиболее заметный след остави-

ла нацистская диктатура Германии. За 12 лет своего существования режим Третьего Рейха коренным образом изменил не только этническую структуру немецкого государства, но и многих народов Европы. Евреи - народ, который подвергался самым страшным в мировой истории гонениям и лишениям. Национальная политика дискриминации народов (геноцид) получила осуждение на Нюрнбергском процессе как военное преступление и преступление против человечности [3].

Нацистами в период Второй мировой войны было уничтожено более 6 млн евреев, что явилось попыткой реализации идеи уничтожения отдельных наций, в первую очередь евреев. Оправданием этих злодеяний стали расовые теории нацистов, в соответствии с которыми евреи были объявлены «недочеловеками», «антирасой» [12]. Абсолютно не имело никакого значения - исповедовали ли они христианство, ассимилировались или нет, считали ли себя немцами, всё равно они подвергались уничтожению.

По официальным данным, жертвами Холокоста были не только евреи, но и славяне, чернокожие немцы, цыга-

не, гомосексуалисты, советские военнопленные. В частности, за период 1941 - 1945 гг. в основной массе жертвами, на которых нацистское командование вымещало свою ярость за неудачи своих территориальных посягательств, стали советские военнопленные.

Миру были известны военные преступления и более раннего периода времени. Но преступления Холокоста отличались от обычных военных преступлений своей целенаправленностью. Это были далеко не стихийные проявления мести возбужденных людей. Действия нацистов характеризовались предварительной подготовкой и организованностью. Десятки тысяч людей и огромное количество современного оборудования использовалось для уничтожения ни в чём не повинных граждан. Узники Холокоста и других лагерей не только уничтожались, их останки перерабатывались и использовались такими же людьми. Нацисты отрабатывали тактику массовых убийств над людьми и сокрытия следов своих преступлений. На людях проводились жестокие медицинские эксперименты.

Невозможно словами описать все те зверства, которые были совершены фашистами. Уже в первые недели войны людей заживо сжигали в синагогах Риги и Белостока, топили в реках, колодцах, убивали выхлопными газами автомобилей в Минске, Харькове, бросали в стволы шахт, распиливали на части, замуровывали живыми [5].

Подготовка к уничтожению евреев была частью военных приготовлений к нападению на СССР. В 1941 г. командование Третьего Рейха издало два приказа, санкционировавших нацистский террор на захваченных территориях: приказ о военной подсудности в зоне осуществления «Плана Барбароссы» и распоряжение, известное как «Приказ о комиссарах». Эти приказы создавали для фашистских солдат законную основу массового уничтожения евреев на всех оккупированных территориях.

В еврейском гетто с 7 сентября 1941 г. было замучено и расстреляно свыше 133 тыс. человек. В Львовской области уничтожили 700 тыс. граждан СССР, из которых 70 - деятели науки и искусства, граждане Франции, США, Англии, Югославии и Нидерландов, доставленные в эту область из других концентрационных лагерей. В Литве имели место массовые убийства советских граждан, а именно: в Каунасе - больше 70 тыс. человек, в Алитусе - около 60 тыс. человек, в Вильямполе и соседних городах - около 45 тыс. человек. В Эстонии было расстреляно множество мирных жителей. Например, 19 сентября 1944 г. в лагере Клого немцы расстреляли 2 тыс. мирных граждан, их трупы были сожжены на кострах. В Латвии в ходе одной ночной акции была сожжена в Риге хоральная синагога вместе с людьми (погибли 400 человек) [13, с. 58].

Политика национальной дискриминации Третьего Рейха сопоставима с проявлением террористической деятельности государства, направленной против отдельных этносов и целых государств. Терроризм Третьего Рейха привел к миллионам жертв. К примеру, в своих трудах Д. Айххольц отмечал, что «цели Германии выходили далеко за рамки борьбы идеологий и включали уничтожение государственности, культуры русского и других народов СССР, физическое истребление народов Восточной Европы» [2]. В рамках государственной идеологии фашистская Германия проводила политику геноцида,

внося различные изменения в нормативные акты, включавшие в себя беспредельное применение смертной казни. Таким образом, как террористическое государство Германия применяла типичный метод устрашения («террор» - страх, ужас). Именно в 1940 - 1945 гг. появился и активно использовался один из изуверских способов устрашения целых народов по национальному признаку -Холокост. Лидеры фашистской Германии совершали на международной арене действия, направленные на запугивание государств, главным образом используя в своей внешней политике методы терроризма. Применялись методы террора и внутри своей страны, и на оккупированных территориях в рамках борьбы с инакомыслием.

В начале XXI в. проблемы геноцида и осуждения фашизма в Германии приобрели новое звучание. Генеральная Ассамблея ООН в 2005 г. и 2007 г. приняла резолюции, осуждающие отрицание Холокоста как исторического факта [8; 7]. Однако проявления геноцида в современном мире не были исчерпаны, с новой силой напомнив о себе в начале XXI в. в странах мусульманского мира.

В настоящее время примером вышеобозначенной тенденции может служить деятельность экстремистской радикальной организации ИГИЛ, образованной в 2006 г. в Ираке в результате объединения одиннадцати радикальных исламистских группировок. До 2013 г. организация насчитывала не более 4 тыс. человек, однако к моменту создания своего государства и провозглашения халифата численность достигла 80 тыс. человек - 50 тыс. боевиков в Сирии и 30 тыс. в Ираке. ИГИЛ провозгласила себя независимым государством с собственной столицей, паспортом и даже валютой: золотые и серебряные динары чеканятся одновременно с печатью основного «гражданского документа» и тут же вводятся в оборот в городе Ракка.

Численность ИГИЛ постоянно пополняется путем привлечения в ее ряды тысяч местных суннитов, боевиков из других исламских организаций, иностранных граждан. По данным американских спецслужб и западных СМИ численность иностранцев, воюющих на стороне ИГИЛ, составляет 16 тыс. человек, при этом это не только граждане США и Европы, но и граждане России и других государств постсоветского пространства.

Стоит отметить, что квазигосударственное формирование ИГИЛ имеет сходства с нацистской Германией преимущественно идеологического характера. Остановимся на характеристике идеологической конструкции, взятой за основу данной организацией и представленной в программном документе «Это - обещание Аллаха».

В программном документе ИГИЛ главным пунктом является создание халифата, территория распространения которого будет пролегать от Средиземноморья до гор Загрос, расположенных в Иране. В программе представлен исламский вариант социального возрождения мусульманского мира в условиях социально-экономического, политического и идеологического кризиса. С точки зрения ИГИЛ, именно халифат - форма универсального и идеального государства, дарованного самим Аллахом, сформировавшаяся в период средневековья. В отличие от халифата, современные формы правления, привнесённые из других стран, породили такие явления, как социальная несправедливость, беззаконие, коррупция, социальное деление населения, а главное - усилили зависи-

мость мусульманских общин от западного экономического, политического и религиозного влияния [11, с. 177].

Популярность идеологии «Исламского государства» среди сторонников организации обусловлена, прежде всего, кризисом идеологий, привнесенных в страны мусульманского мира на протяжении XX в., в числе которых следует отметить идеологии либерализма и коммунизма. Заметное влияние на трансформацию сознания мусульман оказали идеологии, появившиеся в период «европеизации» мусульманского мира на протяжении XX в. в результате искажения и дальнейшего отхода от идей Корана и сунны, но в рамках сохранения ценностей ислама (в частности, идеология панисламизма, панарабизма, национализма, баасизма и др.). Нельзя не отметить в качестве одного их факторов, оказавших влияние на трансформацию мусульманского общества и формирование радикального (джихадистского) исламизма, получение европейского образования как представителями новой политической элиты, так и обеспеченной молодежью мусульманских стран.

Наконец, серьезное негативное воздействие на процесс расшатывания ситуации внутри мусульманского мира оказали военные компании США против неблагонадежных политических режимов: Исламская революция в Иране (1979 г.), война в Афганистане (1979 - 1992 гг.), Ираке (2003 - 2011 гг.), серии революций в государствах Северной Африки и Ближнего Востока, незавершившие-ся и по сей день.

По мнению С. А. Семедова, радикализация ислама как часть общего процесса политизации религии в мире во второй половине ХХ - начале ХХ1 вв. является результатом глобализации и модернизации мирового общества. Человечество пытается найти общие принципы миропорядка, соответствующие возросшим потребностям человечества. Радикализм характерен для всех мировых и большей части национальных религий, т. е. не является специфической особенностью ислама [10, с. 82].

Идеологией организации ИГИЛ выступает радикальный салафизм. Все, кто не в рядах этой организации, против нее [9; 4, с. 95]. Идеология салафитов основана на идее возвращения ислама в «чистый вид», ислама, который существовал во времена преемников пророка Мухаммеда - основателя этой религии. Салафиты отвергают любые более поздние дополнения в исламе, считая их неприемлемыми, а мусульмане, допускающие отклонения от строго определенной салафитами интерпретации ислама считаются «кяфирами» (еретиками), что предполагает их смерть [1].

Своей основной задачей салафиты считают борьбу за очищение ислама от различных чуждых, с их точки зрения, примесей, основанных на культурных, этнических или других особенностях мусульманских народов. Насилие над пленными, мирным населением, грабежи - вознаграждаются поощрением со стороны руководства, так же как было при нацистах в Германии. Можно сказать, что все те же методы устрашения людей, используемые нацистами Германии, активно используются сегодня игиловцами. И жертвами данной террористической группировки становятся сотни ни в чем не повинных людей не только по национальному, но и по религиозному признакам. Подтверждением этому могут служить такие трагические события, как теракты в мечетях в Саудовской

Аравии и Кувейте в 2015 г., расстрел туристов в тунисском Сусе, теракты в аэропортах и метро г. Брюссель 22 марта 2016 г. ИГИЛ словно повторяет тот опыт массовых убийств людей, испробованный нацистами.

В этой связи возникает вопрос, против каких групп населения по национальному и религиозному признакам в первую очередь направлен террор организации ИГИЛ?

Во-первых, это борьба против западной цивилизации в лице христиан и иудеев. В представлении исламистов западная цивилизация - не столько иудейско-христианс-кая цивилизация, сколько олицетворение безбожности и аморальности.

Во-вторых, врагами радикального ислама являются не только христиане и иудеи, но и все немусульмане -представители других религий. Врагом радикального ислама является не только религиозный, но и политический светский Запад с его светской культурой. В качестве одного из примеров негативного отношения к западному образованию служит деятельность нигерийского движения «Боку Харам» («Западное образование запретно»). В августе 1994 г. алжирские исламисты требовали «запретить всякое обучение» в алжирских школах и университетах на том основании, что образование само по себе уже является препятствием на пути осуществления джихада. Строгое наказание ожидало как учащихся, осмелившихся явиться на учебу, так и преподавателей. Только за первые три месяца после введения запрета на учебу было убито 60 преподавателей, полностью сожжены сотни школ [6].

В-третьих, для многих исламистов главные враги не столько немусульмане, сколько местные «секуляристы» -те мусульмане, которые стараются внедрить в мусульманское общество чуждые западные ценности. Соответственно, врагами ислама объявляются Кемаль Ататюрк, Гамаль Абдель Насер, Хафиз аль-Асад, Саддам Хусейн, короли и принцы государств Персидского залива.

В-четвертых, религиозная неприязнь к евреям и в целом к государству Израиль. Эта неприязнь уходит в историю взаимоотношений мусульман и евреев. Считается, что еврейская община обманула пророка Мухаммеда, нарушила заключенное с ним соглашение, инспирировала деятельность мунафиков (лицемеров) из числа мединских арабов, официально поддерживавших ислам, но тайно вредивших ему. Идеолог ислама Сайид Кутб, написавший в 1950 г. трактат под названием «Наша битва с евреями», проводит мысль о том, что упрямство евреев в первом веке Хиджры аналогично пагубной деятельности сионизма в наше время.

Подводя итоги, отметим, что политика геноцида в Третьем Рейхе и политика организации ИГИЛ в своей идеологической основе - это беспощадное уничтожение народов разных национальностей, чьи идеалы отличаются от идеологии немецкого нацизма начала XX в., или современного салафизма в исламизме. В отличие от политики геноцида в Германии, связанной с национальной дискриминацией евреев, славян, цыган и других народов, идеология «Исламского государства» свою террористическую деятельность оправдывает борьбой с неверными не только по национальному признаку, но и по религиозному. Террор как средство борьбы приобретает в деятельности ИГИЛ более глобальный характер, направленный не только против западных цивилизаций, но и про-

тив мусульманского мира, отошедшего по их видению от первооснов ислама. В ситуации расширения влияния ИГИЛ в государствах Ближнего Востока, а также с целью предотвращения пополнения ее рядов гражданами европейских стран и России необходимо более скоординированная позиция государств на международном уровне в рамках ООН в вопросах противодействия терроризму. Концепция «столкновения цивилизаций» американского геополитика С. Хантингтона, предложенная мировому

сообществу в 1993 г., становится вполне реалистичной в начале XXI в. В этой связи задачей всего человечества является поиск ответа на вопрос - какими методами можно обеспечить дальнейшее развитие современных цивилизаций с учетом их культурных, исторических и социально-политических особенностей, сведя к минимуму возможность обострения международных конфликтов, в первую очередь, между исламской и западной цивилизациями.

Литература

1. Высоцкий В. Почему идеология ИГИЛ привлекательна? // Евразия. Эксперт. 29.07.2016. Режим доступа: Шр://еига51а.ехрей/росЬети^ео^1уа^П-ргМека1е1па/ (дата обращения: 06.11.2016).

2. Затолокин А. А. ИГИЛ и гитлеровская Германия: соотношение угроз для национальной безопасности России // Общество и право. 2016. № 1(55). С. 263 - 267.

3. Из выступления представителя обвинения от США У. Уолша // Нюрнбергский процесс: сб. материалов: в 8 т. М.: Юрид. лит., 1991. Т. 5. 736 с.

4. Истомин И. А. Политическая пропаганда радикальных исламистских организаций в США // Вестник МГИМО университета. 2012. № 6(27). С. 94 - 103.

5. Мы не можем молчать. Школьники и студенты о Холокосте. Вып. 2. Составители А. Е. Гербер, Д. В. Прокудин / под ред. И. А. Альтмана. М.: Фонд «Холокост», 2005. 227 с.

6. О докладе Г. Мирского «Радикальный исламизм: идейно-политическая мотивация и влияние на мировое мусульманское сообщество» // Московское бюро по правам человека. Режим доступа: http://pravorf.org/index.-php/news/1772-o-dok1ade-g-mirskogo-radika1nyj-is1amizm-idejno (дата обращения: 06.11.2016).

7. Отрицание Холокоста. Резолюция № а/геБ/61/255 от 26 января 2007 г. Генеральной ассамблеи ООН // Организация объединенных наций. 22.03.2007. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/61/255 (дата обращения: 06.11.2016).

8. Память о Холокосте. Резолюция № аЛ^/60/7 от 1 ноября 2005 г. Генеральной ассамблеи ООН // Организация объединенных наций. 21.11.2005. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/60/7 (дата обращения: 03.10.2016).

9. Саитвалиев Р. (Муфтий ЦДУМ-Таврического муфтията). ИГИЛ: эволюция ваххабизма // Центральное духовное управление мусульман России. Таврический муфтият. 02.07.2015. Режим доступа: http://cdumk.ru/stati/sekty/291-igi1-evo1yutsiya-vakhkhabizma (дата обращения: 06.11.2016).

10. Семедов С. А. Исламский радикализм в современном мире: сущность и причины возникновения // Социология власти. 2009. № 7. С. 77 - 86.

11. Федорченко А. В., Крылов А. В. Феномен «Исламского государства» // Вестник МГИМО университета. 2015. № 2(41). С. 211 - 220.

12. Штейнберг М. Евреи в войнах тысячелетий. М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2005. 580 с.

13. Якушкин И. С. Холокост: тактика массового уничтожения еврейского населения СССР в годы Великой Отечественной войны // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2011. № 7. С. 56 - 59.

THE PROBLEM OF NATIONAL AND RELIGIOUS DISCRIMINATION IN THE IDEOLOGICAL POLICY OF THE THIRD REICH AND THE RADICAL ORGANIZATION ISIL

Svetlana S. Bovdilova1' Elena V. Matveeva1' @

1 Kemerovo State University, 6, Krasnaya street, Kemerovo, Russia, 650000 @1 bovdilova.svetlana@yandex.ru @2 mev.matveeva@yandex. ru

Received 07.11.2016. Accepted 28.11.2016.

Keywords: ideology, ethnic discrimination, radical Islamism, terrorism, the Muslim world.

Abstract: The spread and expansion of the influence of international terrorist organizations on a global scale keep this phenomenon in the focus of academic interest. And it is not without reason that in the last few years the world's attention has been drawn to the issue of war on terrorism and extremism, the global problems of mankind at the beginning of XXI century.

The aim of this article is comprehension of the phenomenon of national discrimination that took place at the beginning of XX century in Nazi Germany in the form of

Holocaust and has resurged in the activity of the Middle-East terrorist organization ISIL as means of fight against all infidels.

The authors come to the conclusion that at the bottom of functioning of the Third Reich and the ISIL there are common ideological tenets concerning the methods of state establishing and the system of its further functioning. The main tools of such states are violence and physical extermination of the people on national and religious grounds as well as application of terror methods against civilian population.

For citation: Bovdilova S. S., Matveeva E. V. Problema natsional'noi i religioznoi diskriminatsii v ideologicheskoi politike Tret'ego Reikha i radikal'noi organizatsii IGIL [The Problem of National and Religious Discrimination in the Ideological Policy of the Third Reich and the Radical Organization ISIL]. VestnikKemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Politicheskie, sotsiologicheskie i ekonomicheskie nauki = Bulletin of Kemerovo State University. Series: Political, Sociological and Economic sciences, no. 2 (2016): 5 - 9.

References

1. Vysotskii V. Pochemu ideologiia IGIL privlekatel'na? [Why is ideology of ISIS appealing?]. Evraziia. Ekspert = Eurasia. Expert, 29.07.2016. Available at: http://eurasia.expert/pochemu-ideologiya-igil-privlekatelna/ (accessed 06.11.2016).

2. Zatolokin A. A. IGIL i gitlerovskaia Germaniia: sootnoshenie ugroz dlia natsional'noi bezopasnosti Rossii [ISIL and Nazi Germany: correlation of threats to the national security of Russia]. Obshchestvo i pravo = Law and society, no. 1(55) (2016): 263 - 267.

3. Iz vystupleniia predstavitelia obvineniia ot SShA U. Uolsha [From the speech of the representative of the prosecution from the Walsh U.]. Niurnbergskiiprotsess [The Nuremberg trials]. Moscow: Juridicheskaja literatura, vol. 5 (1991): 736.

4. Istomin I. A. Politicheskaia propaganda radikal'nykh islamistskikh organizatsii v SShA [Political propaganda of radical Islamic organizations in the United States]. VestnikMGIMO Universiteta = VestnikMGIMO-University, no. 6(27) (2012): 94 - 103.

5. My ne mozhem molchat'. Shkol'niki i studenty o Kholokoste [We cannot remain silent. Pupils and students about the Holocaust]. Comp. Gerber A. E., Prokudin D. V. Ed. Al'tman I. A. Moscow: Fond «Kholokost», 2005, Iss. 2, 227.

6. O doklade G. Mirskogo «Radikal'nyi islamizm: ideino-politicheskaia motivatsiia i vliianie na mirovoe musul'manskoe soobshchestvo» [On the report of G. Worldly "Radical Islamism: ideological and political motivation and influence in the global Muslim community"]. Available at: http://pravorf.org/index.php/news/1772-o-doklade-g-mirskogo-radikalnyj-islamizm-idejno (accessed 06.11.2016).

7. Otritsanie Kholokosta [Holocaust Denial]. Resolution no. a/res/61/255 from January 26 2007 the UN General Assembly. Available at: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/61/255 (accessed 06.11.2016).

8. Pamiat' o Kholokoste [The memory of the Holocaust]. Resolution no. a/res/60/7 from November 1 2005 the UN General Assembly. Available at: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/60/7 (accessed 03.10.2016).

9. Saitvaliev R. IGIL: evoliutsiia vakhkhabizma [ISIL: the evolution of Wahhabism]. 02.07.2015. Available at: http://cdumk.ru/stati/sekty/291-igil-evolyutsiya-vakhkhabizma (accessed 06.11.2016).

10. Semedov S. A. Islamskii radikalizm v sovremennom mire: sushchnost' i prichiny vozniknoveniia [Islamic radicalism in the modern world: the nature and causes of]. Sotsiologiia vlasti = Sociology of power, no. 7 (2009): 77 - 86.

11. Fedorchenko A. V., Krylov A. V. Fenomen «Islamskogo gosudarstva» [The phenomenon of "Islamic state"]. Vestnik MGIMO Universiteta = Vestnik MGIMO-University, no. 2(41) (2015): 211 - 220.

12. Steinberg M. Evrei v voinakh tysiacheletii [The Jews in the wars of the Millennium]. Moscow: Mosty kul'tury; Jerusalem: Gesharim 2005, 580.

13. Iakushkin I. S. Kholokost: taktika massovogo unichtozheniia evreiskogo naseleniia SSSR v gody Velikoi Otechestvennoi voiny [The Holocaust: the tactics of mass extermination of the Jewish population of the USSR during the great Patriotic war]. Intellektual'nyi potentsial XXI veka: stupeni poznaniia = The intellectual potential of XXI century: stages of knowledge, no. 7 (2011): 56 - 59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.