Медиакультура Media Culture
Проблема насилия в школах в зеркале современных российских медиа *
О.И. Горбаткова
кандидат педагогических наук, Ростовский государственный экономический университет, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 69, gorbatkova1987@bk. ru
Аннотация. В данной статье обосновывается необходимость изучения проблемы медийных трактовок школьного насилия, раскрываются особенности освещения темы школьного насилия в российских современных медиа (ТВ, Интернет, пресса). Анализируются эпизоды насилия в школе в отношении учителей и среди учащихся. Автор приходит к выводам, что в настоящее время актуальность проблемы насилия в образовательной среде обусловлена растущим числом насильственных действий школьников по отношению к педагогам и друг к другу. Из разряда исключительных случаев школьное насилие переходит в разряд социально-значимой проблемы, требующей решения не только на практическом уровне, но и на уровне научного осмысления; в сегодняшних современных российских медиа можно обнаружить сотни свидетельств о насильственных действиях как учеников, издевающихся над людьми несущими знания в массы, так и среди школьников; предположения или факты о мотивации несовершеннолетних преступников выступают одной из основ медиатекстов, посвящённых насилию в образовательной среде; при освещении темы школьного насилия в современных российских медиа выявлено несоблюдение правовых и этических норм; практически все российские медиа стремятся описать «горячие подробности» происшедшего события. Во многих медиатекстах наблюдается излишний детальный анализ насилия, кроме того часто отсутствуют ссылки на официальные источники информации (правоохранительные органы) и комментарии экспертов в сфере психологии.
Ключевые слова: медиатекст, школьное насилие, учитель, школьник, Интернет, телевидение, пресса, средства массовой информации.
* Исследование выполнено за счет финансовых средств гранта Российского научного фонда (РНФ, проект № 17-18-01001)» в Ростовском государственном экономическом университете. Тема проекта: «Школа и вуз в зеркале советских, российских и западных аудиовизуальных медиатекстов». Руководитель проекта А.В. Федоров.
The problem of school violence in the mirror of contemporary Russian media*
Dr. Olga Gorbatkova
Rostov State Economic University, 344002, Rostov-on-Don, B. Sadovaya, 69, gorbatkova1987@bk. ru
Annotation. This article about the necessity of studying the problem of school violence in the media space and the peculiarities of coverage of school violence in contemporary Russian media (TV, Internet, press). The author analyzed episodes of violence in school against teachers and among students and came to the conclusion that currently the problem of violence in the educational environment due to the growing number of violent actions of students towards teachers and towards each other. This problem goes from the category of exceptional cases of school violence into the category of socially important problems requiring solution not only on a practical level, but also at the level of scientific understanding; in today's modern Russian media we can find hundreds of testimonies of violence as students, scoff at people carrying knowledge to the masses, and among students; covering the topic of
school violence in modern Russian media identified noncompliance with legal and ethical standards; almost all Russian media tend to describe the "hot details" of the event. In many media texts are too detailed analysis, also basically no links to official sources of information and positions of experts in the field of psychology. Assumptions or facts about the motivation of juvenile offenders are one of the foundations of texts about violence in the educational environment.
Keywords: media text, school violence, teacher, student, Internet, television, press, media.
* Support and acknowledgement.
This article is written within the framework of a study financially supported by the grant of the Russian Science Foundation (RSF). Project 17-18-01001 "School and university in the mirror of the Soviet, Russian and Western audiovisual media texts", performed at Rostov State University of Economics
Введение
В данной статье мы обращаемся к обобщенному анализу проблемы школьного насилия и особенностей ее освещения в российских медиа (ТВ, Интернет, пресса), учитывая, что за последние десятилетия в России аудитория (в том числе -несовершеннолетняя) имеет практически неограниченный доступ к аудиовизуальным медиатекстам, демонстрирующим жестокое насилие и агрессивное поведение (в том числе и подростков).
Агрессия и жестокость, к сожалению, стали обыденностью школьной жизни во всем мире: учащиеся используют холодное и огнестрельное оружие, высокотехнологичные устройства для демонстрации жестокого поведения по отношению к сверстникам и педагогам в интернете и др. Жертвами насилия сегодня становятся не только учащиеся, но и учителя. Проблема роста насилия в образовательном пространстве современной России сегодня выступает объектом различных споров и дискуссий. В связи с этим анализ темы школьного насилия в зеркале современных российских медиатекстов сегодня представляется весьма значимым как в культурологическом, так и в медиаобразовательном плане.
Материалы и методы исследования
Материал нашего исследования - аудиовизуальные и печатные медиатексты на тему насилия в образовательном пространстве. Методы исследования: контент-анализ и анализ научной литературы по проблеме исследования. Цель исследования: путем обобщенного анализа раскрыть особенности освещения, определить место и значимость темы школьного насилия в зеркале современных российских медиа. Объект исследования: процесс освещения темы школьного насилия в российских медиатекстах. Предмет исследования: трансформация основных концепций темы школьного насилия в российских медиатекстах.
Дискуссия
Отметим, что весьма длительное время в отечественной науке проблема насилия в школе была латентна и малоизученна, хотя в последнее время число публикаций, посвященных обозначенному проблемному полю, неуклонно возрастает. Разумеется, изучение отражения российскими медиа темы школьного насилия (а также его профилактики и преодоления) необходимы для дальнейшего всестороннего исследования проблемы в практике современного российского школьного образования.
Говоря о проблеме насилия в школе, целесообразно кратко раскрыть содержание и сущность данного понятия. «Школьное насилие - это вид насилия, при котором имеет место принуждение, применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам. Явные проявления насилия могут быть направлены не только против отдельных лиц, вызывающих к себе повышенный интерес окружающих, но и целой группы» [Быковская, 2006, с. 221]. Насилие может носить как единичный, так и длительный
190
характер и проявляться в физической и/или психологической форме, а «когда насилие приобретает систематический характер и преследует своей целью закрепить власть и авторитет обидчика за счет унижения обесценивания пострадавшего в его собственных глазах и глазах окружающих, то для его обозначения используют термин «буллинг» или «травля». Буллинг - это повторяющиеся акты различных видов насилия и издевательств со стороны одного лица или группы лиц в отношении индивида, который не может себя защитить» [Синягинина, 2015, с. 21]. Школьный буллинг - «социальное явление, широко распространенное сегодня не только в России, но и в США, Канаде, Японии, Индии и практически во всех странах Европы» [Аверьянов, 2011, с. 22].
Одной из важных публикаций на данную злободневную тему стала статья И.С. Кона «Что такое буллинг и как с ним бороться?» [Кон, 2006], которая, на наш взгляд, привлекла внимание аудитории к этой социально-значимой проблеме, требующей пристального внимания - как со стороны педагогов, родителей, так и научного сообщества в целом. В последние годы проблема насилия в образовательном контексте анализировалась в целом ряде научных трудов [Бердышев, Нечаева, 2005; Быковская, 2006; Вишневская, Бутовская, 2008; Глазман, 2009; Волкова, Гришина, 2013; Кривцова, 2011; Д.А. Кутузова «Проблема травли детей в школе» (2012); Кутявина, Курамшев, 2013; Маланцева, 2010; Мерцалова, 2000; Петросянц, 2011; Потапов, 2016; Судьин, 2013 и др.]. За рубежом исследованием данного феномена занимались C. M. Arora [Arora, 1994], V. E. Besag [Besag, 1989], D. Olweus [Olweus, 1991], S. Roffey [Roffey, 2000], P. K. Smith [Smith, 1994], S. Sharp [Sharp, 1994], P. K. Smith [Smith, 1993], R. J. Hazler [Hazler, 1996], I. Whitney [Whitney, 1993] и др.
Стоит отметить, что отечественные исследователи обращались к социальному пространству школьного насилия, как правило, не затрагивая анализ медиатекстов на эту тему. Но главное - исследователи не ставили перед собой цель путем обобщенного анализа дать характеристику, раскрыть особенности, определить место, роль, значимость темы школьного насилия в современных российских медиа. Что касается зарубежных ученых [Olweus, 1991; Whitney, 1993; Smith, 1993; Besag, 1989; Hazler, 1996; Roffey, 2000; Sharp, 1994], то они в своих работах, посвященных указанной выше проблеме, не затрагивали российский материал.
Результаты исследования
Случаев избиений, причинений вреда здоровью средней и тяжелой степени, даже убийств, совершенных несовершеннолетними детьми - сегодня гораздо больше, чем было, например, 10-20 лет назад. Обеспокоенный этим феноменом О.В. Башкатов, утверждает, что в XXI веке школьное насилие стало носить совершенно новое социальное наполнение: «если раньше в школьной среде насилие в виде подростковых драк было реакцией на угрозу, покушение на свободу для восстановления своих прав и места в социальной иерархии, то сегодня поводом становится отсутствие общей идентичности, различия между агрессором и жертвой, что провоцирует первого на насильственное взаимодействие со вторым» [Башкатов, 2001].
Анализ статистических данных распространения школьного насилия в России за последние два года свидетельствует, что оно приобрело массовый характер [Цимбал, 2008]. Отчетливо наблюдается тенденция «зловещего очарования насилия», всё чаще проникающего в сознание современных школьников [Гуггенбюль, 2000], приобретающего всё более противоправный характер, сочетаясь не только отсутствием раскаяния в связи с совершенным, но и явным стремлением продемонстрировать акты насилия максимальному числу интернет-пользователей.
Как правило, о случаях проявления насилия в отношении учащихся и педагогов, преступлениях, террористических актах и т.д. в образовательном пространстве люди
узнают из телевизионных новостей, газет, радиопередач и сообщений интернет-сайтов.
В ходе нашего исследования мы решили осуществить простой, но довольно показательный эксперимент: вписали в поисковую строку популярного у молодежи медиахостинга YouTube.com ключевое словосочетание «школьное насилие» и проанализировали, какого рода информацию выдала данная система.
Первый интересный результат: общее количество упоминаний словосочетания «Школьное насилие» в YouTube.com составило около 5260.
И вот предлагаемый нам «топ» нескольких первых видеоновостей на 5 сентября
2017 года (собравших тысячи просмотров):
- «Нападение школьника в подмосковной Ивантеевке»: новостной сюжет по трагическому событию в ивантеевской школе;
- «Пострадавшая учительница раскрыла детали нападения школьника»: новостной сюжет о трагическом событии в ивантеевской школе;
- «Эксклюзивное интервью школьников о нападении на школу»: видеосюжет о трагическом событии в школе, съемка момента нападения школьника на школу;
- «Ученик напал на учителя!»: видеосцены нападения несовершеннолетнего школьника на педагога;
- «Шакалы напали на учителя»: видео реальной сцены, где несколько подростков издеваются над учительницей;
- «Шокирующее видео ученики напали на учителя английского»: видео об очередном нападении на
учителя;
- «Школьник напал на учителя Якутск»: видео реальной сцены нападения;
- «Шок! Школьник избил учителя в школе»: видео, где учительница стала жертвой подростка в общеобразовательной школе;
- «Школьник избивает учителя в школьной столовой»: видеосюжет;
- «5 случаев жести в школе»: видеоподборка проявления насилия и агрессии среди подростков;
- «Школьное насилие» / Тина Реброва: видео, в котором несовершеннолетнюю девочку пытались задушить шарфом группа школьниц.
Подчеркнем, что в список рассматриваемых видеоновостей, по версии YouTube.com, несомненно, вошли исключительно агрессивные, негативные и асоциальные по характеру видеоматериалы.
Один из широко распространенных сегодня видов насилия в школе - кибербуллинг - «использование мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов для преследования человека, распространения о нем конфиденциальной информации, сплетен, порочащих и оскорбительных сообщений» [Синягина, 2015, с. 24]. Еще одно опасное занятие подростков - распространение видеоматериалов со сценами насилия. Несколько лет назад в некоторых зарубежных странах стало модным так называемое «радостное избиение» (англ. Happy Slapping): подростки, избивая прохожих, записывали сцены насилия на сотовые телефоны и затем размещали в Интернете, где видео, без согласия жертвы, просматривали тысячи пользователей [Котова, 2012, с. 241].
Рассмотрим некоторые эпизоды кибербулинга, которые нам удалось обнаружить в российских медиа.
Одним из первых был описан случай массово распространённых в Рунете видеосюжетов Happy Slapping с участием педагога из г. Шелехово Иркутской области, которого ученики систематически избивали. Данная история, растиражированная в средствах массовой информации, находится в легком доступе на самых разнообразных сайтах, например, она отражена в статьях И. Жегловой в газете «Комсомольская правда в Иркутске» (от 22 марта 2010 г. и 24 марта 2010 г.). Шестеро девятиклассников несколько месяцев записывали на видео и выкладывали видеоролики в Интернете под названием «Серега против Вафли». Учитель физкультуры, страдавшая серьезными провалами в памяти, не запоминала различного рода издевательств над собой и ежедневно приходила в школу, забывая о том, что с ней случалось. Редакция обращается к читателям со словами: «Уважаемые читатели! Мы иллюстрируем эту статью видеофрагментом только для того,
чтобы вы убедились - это не простые школьные шалости, а целенаправленное издевательство!». Кроме экспертов новость на сайте газеты комментировали и читатели, большая часть из них были на стороне педагога и была в ужасе от случившегося.
Более того, что представленный выше случай был объектом рассмотрения на программе «Пусть говорят», транслируемой на Первом канале (выпуск ток-шоу от 15.07.2010 года под названием «Бабушка для битья. Серега против Вафли»). В студии программы «Пусть говорят» развернулась дискуссия о том, как получилось, что администрация школы отдала на растерзание подросткам 73-летнюю учительницу с диагнозом «рассеянный склероз». Как отметил телеведущий, «после того, как шокирующие кадры избиения пожилой женщины увидела вся страна, стало известно, что издевательства над учителем, ветераном труда, длились несколько месяцев... Но 73-летняя Валентина Петровна, страдающая рассеянным склерозом, не помнит, что вытворяли с ней ученики, и не держит на них зла.» [https://www.1tv.ru/news/]. Как выяснилось в ходе программы, и директор, и учителя, и ученики знали о том, что пожилую учительницу неоднократно избивали в школьном спортзале, но все равнодушно к этому относились.
Значительное количество медиаматериалов посвящено проблеме безнаказанности несовершеннолетних учащихся, совершивших насилие в том или ином его виде проявления в отношении педагогов и школьников. Так, еще один из педагогов, подвергшийся насилию со стороны школьников, - преподаватель истории - сделал замечание в ответ на хулиганство подростков, за что и подвергся многократным избиениям. В итоге педагог получил множество ушибов, попал в больницу, где врачи диагностировали сотрясение мозга и перелом переносицы. Важно отметить, что уже в этот же день видео с этими избиениями было выложено в интернете. Данный эпизод был описан корреспондентом «Российской газеты» 29 марта 2012 г. и на сегодняшний день информация по-прежнему находится на сайте издания.
В одном из выпусков телепередачи «Пусть говорят» (от 11.03.2013 года) активно обсуждался вопрос, почему сегодня ученики предпочитают решать возникшие конфликты с учителями при помощи кулаков, и каким образом должны себя вести российские учителя, чтобы не допускать подобного рода столкновений. В ток-шоу рассматривались случаи, которые упоминались ранее, в частности, истории произошедшие: в г. Шелехове Иркутской области, где ученики избивали ногами престарелую учительницу физкультуры; в Чебоксарах, где старшеклассник избивал учителя истории; в Королеве , где учитель истории школы оказался в больнице с сотрясением мозга после того, как попросил ученика протереть доску и выкинуть мусор.
Гораздо больше случаев кибербуллинга можно обнаружить, используя в качестве поискового запроса жаргонные номинации лиц женского пола, относящихся к области образования [Морозова, 2012]. В поисковых системах выдаются сотни вариантов ссылок на различные фотожабы, мемы, видеоматериалы, в которых анонимные авторы в грубой форме представляют и изображают учителя. Заметим, что существуют специальные сайты, дающие возможность создавать тематические мемы оскорбительного содержания с помощью шаблона и показывающие образцы для подражания (например, сайт «Рисовач. Ру» предлагает создать мем «Типичная училка» с помощью шаблона).
К перечисленному выше можно добавить такие проявления кибербуллинга, как анонимные угрозы по сотовому телефону; взлом страницы в социальных сетях или создание фиктивных страниц и рассылка от имени ее владельца неприличных и компрометирующих текстов и изображений; указание персональных данных жертвы (номера сотового телефона или адреса электронной почты) для рассылки спама или распространение контактных сведений на сайтах, специализирующихся на рекламе интимных услуг.
Наряду с проявлением агрессивного поведения учащихся в отношении учителей не
меньшее распространение имеют случаи насилия в учебных заведения среди подростков, поражающие особой жестокостью, агрессивностью, даже можно сказать кровожадностью. Инцидентов, когда в результате стрельбы из различных видов оружия погибли или пострадали люди, не раз освещались разноформатными медиа. Так, на запрос в поисковой сети Яндекс на тему «Жестокие школьники» мы получили примерно 27 млн. результатов, аналогичный поиск в видеохостинге YouTube.com дает нам результат 23 тысячи файлов (данные на 5 октября 2017 года).
В качестве примеров, представим несколько эпизодов проявления жестокости среди школьников случившихся за последнее время. Итак:
- 31 января 2013 года в одной из общеобразовательных школ г. школе Красноярска в процессе развернувшегося конфликта подросток открыл стрельбу из пневматического пистолета. В результате чего другой подросток получил легкое ранение груди;
- 23 октября 2013 года в московской общеобразовательной школе один из школьников выстрелил из травматического пистолета по окнам спортзала. Пуля срикошетила от стены, в результате этого один из учеников получил ранение;
- 29 октября 2013 года в Великом Новгороде во время перемены школьник выстрелил из травматического пистолета в сторону классной доски. В результате был ранен одноклассник стрелявшего;
- 4 декабря 2014 года в Томске бывший ученик устроил стрельбу из пневматического пистолета. Ранения получили три человека - завуч и два гимназиста;
- 20 марта 2015 года в г. Томске в общеобразовательной школе девятиклассник открыл огонь из пневматического пистолета. Легкие травмы получили двое школьников;
- в марте 2016 года ученики кунцевской школы сняли на видео свои издевательства над ровесницей, в экзекуции принимали участие как мальчики, так и девочки, которые били и пинали ее;
- в июне 2016 года в Королеве одноклассники на школьном дворе жестоко избили 15-тилетнюю девушку и выложили видеозапись в социальные сети;
- в декабре 2016 года в одной из московских школ школьница устроила публичное избиение тринадцатилетней одноклассницы, она избивала свою ровесницу под одобрительные крики одноклассников около двадцати минут, а все происходящее школьники снимали на видео;
- 13 января 2017 года в городском округе Балашиха школьники избили 15-летнего товарища. По данным пресс-службы ГСУ СК РФ по Московской области, в ЦРБ Балашихи был госпитализирован 15-летний мальчик с тупой травмой живота;
- в конце января 2017 года толпа школьников жестоко избила 13-ти летнего мальчика своего одноклассника за школой на севере Москвы, пострадавший получил перелом носа и гематомы лица;
- в конце января 2017 года школьники избили своего одноклассника в подмосковном Жуковском, это избиение было снято на камеру, а видео выложено в социальных сетях;
- 11 февраля 2017 года на уроке в школе Нижнекамска 14-летний ученик выстрелил из пневматического пистолета в глаз соседа по парте. В результате несовершеннолетний 17 февраля скончался в одной из больниц Казани от полученного ранения;
- 12 мая 2017 года в Усинске (Республика Коми) во дворе школы один из учеников открыл огонь из пневматического пистолета по другим школьникам.
Разумеется, что все вышеперечисленные истории растиражированы и освещены в российских телевизионных, печатных и электронных средствах массовой информации.
Говоря о форме подачи новостной информации А.А. Маченин выделяет явную закономерность: «чем независимее, свободнее и "демократичнее" медиа, тем более жёстче и радикальнее подаётся (продаётся) зрителю событийная информация (новость)» [Маченин, 2016, с. 24]. Кроме того, чтобы информационная ценность (новостная или рейтинговая стоимость) была большей, многие информагентства позволяют себе «пожертвовать» этическими и эстетическими общечеловеческими и профессиональными журналистскими принципами, нормами и законами, поэтому, «если классифицировать саму форму отрицательного информационного повода (новости), то можно разделить подачу сообщения на четыре степени информационной привлекательности (давления):
1. Лёгкая форма информационной привлекательности (давления) предполагает обобщённую, сухую констатацию фактов обстоятельств, включая общий анализ вероятных событий повлекшие столь негативные последствия.
2. Средняя форма информационной привлекательности (давления) предполагает
использование ряда более предметных деталей в описании обстоятельств и частичного эмоционального подтекста в содержания описания новости.
3. Тяжелая форма информационной привлекательности (давления) предполагает активное использование излишне реалистичных деталей в описании обстоятельств, а также, обязательное эмоциональное, критическое отношение и довольно резкие оценочные суждения автора (редактора или корреспондента).
4. Сверхтяжелая форма информационной привлекательности (давления) предполагает особо жестокий и циничный информационный формат подачи информации, а также подложные и сфабрикованные детали и доводы, вызывающе острый мотивационный интерес» [Маченин, 2016, с. 24].
Опираясь на данную классификацию, мы просканировали интернет на предмет упоминания новостей, в содержании которых есть слова: «Случаи нападения школьников на учащихся и учителей». Поисковая система Яндекс выдала нам в результате 76 миллионов сообщений. Разумеется, практически все такого рода случаи были поданы в основном в скандальном или криминальном информационном контексте.
Например, в мае 2007 года произошел случай зверской расправы школьника с учителем. В одной из общеобразовательных школ Иркутска подросток из-за того, что учительница поставила ему двойку нанес ей несколько ножевых ранений. Мы решили «просканировать» интернет на тему «Нападение на учителя физики Ларису Фисенко», и в поисковой системе Яндекс мы получили общий результат 39 миллионов сообщений, а в Googl - 77 миллионов (данные на 5 октября 2017). Информация о случившемся нашла отражение как в электронных, так и в печатных средствах массовой информации.
Как сообщает «Учительская газета» под ярким заголовком «Под ножом ученика», этот день «для учительницы физики иркутской школы № 57 Ларисы Фисенко стал самым трагическим в ее долгой педагогической практике. В субботу, 5 мая, в 6.30 утра, выйдя из дома, она увидела у подъезда своего ученика, одиннадцатиклассника Женю. На вопрос, что он тут делает, парень ответил: пришел убедить вас поставить мне годовую тройку. Учительница предложила обсудить этот вопрос в школе, но ученик требовал немедленного соглашения. Видя, что учительница не поддается, он достал нож, повалил женщину на землю и нанес ей 6 ударов» [Учительская газета, 2007]. Исходный заголовок: «Под ножом ученика» мы относим к средней степени информационной привлекательности в формате подачи новостной информации. Есть заголовки и «потяжелее»: «Убить учителя за оценку» (Pressa.irk.ru.), «Мучительница» физики» («Известия»), «Ученик 9 раз безнаказанно пырнул ножом учительницу» (NEWS.RIN.ru). Особое изумление вызывает достаточно свободное использование информационными агентствами персональных данных частного характера.
Долгое время считалось, что Россия избежит участи развитых стран, где подобные трагедии случаются довольно часто. Эксперты связывали российское благополучие в данной области с отсутствием в свободном обращении огнестрельного оружия. Однако, увы, насилие и агрессия проникли и в российские школы. Такого рода факты, как правило, получают широкий резонанс в российском обществе и вызывают бурные дискуссии о необходимости ужесточения систем безопасности в учебных заведениях, а также о негативном влиянии фильмов, телевизионных передач и видеоигр, содержащих сцены насилия.
К примеру, широкий резонанс получил инцидент, произошедший 3 февраля 2014 года в московской общеобразовательной школе, куда ученик десятого класса пришел с ружьем. Уже на следующий день в 05:28 медиапортал «Миртесен» под заголовком «Откуда в российских школах появилась дедовщина!» сообщил о случившемся: «Ученик 10 класса Сергей Гордеев, взяв карабин и винтовку своего отца, проник в здание школы, где убил учителя географии захватив в заложники своих одноклассников, а затем открыл
огонь по прибывшим на место происшествия сотрудникам МВД России, убив сотрудника вневедомственной охраны и тяжело ранив патрульного» [http://topnonoje.ru/blog/].
6 февраля 2014 года «Российская газета - Неделя» опубликовала статью под названием «Тайна 10-А. Школьный стрелок шел к учительнице литературы, чтобы доказать: зло сильнее добра. Но в последний момент передумал» (авторы статьи: И. Рыбникова, Ю. Снегирев), в которой детально освещались мотивы и план действий стрелявшего несовершеннолетнего подростка. При этом в данной статье отмечается, что «на первый допрос Сергей потребовал привести любимую учительницу литературы Татьяну Бабкину и купить любимого печенья к чаю. Требования были выполнены. Потом учительница рассказала, что он с оружием шел к ней, чтобы поставить точку в давнем споре о добре и зле. Юноша все никак не мог убедить педагога, что черное сильнее белого. И для этого припас последний аргумент» [Российская газета - Неделя, 2014]. Десятиклассник, устроивший стрельбу и захвативший заложников в московской школе № 263, увлекался наукой, но мечтал стать бандитом, пишет «Российская газета». По словам матери одного из одноклассников этого «стрелка», тот нелестно отзывался о своих родителях. «Он однажды сказал одноклассникам: «Мои родители - ненормальные. Они хотят, чтобы я поступил в МГУ, а я хочу быть бандитом!», - рассказала женщина. - А в классе он долго разглагольствовал перед учениками о том, что мечтает совершить самоубийство». По ее мнению, подросток был одаренным учеником, но страдал психическим расстройством.
В итоге исходный заголовок статьи: «Тайна 10-А. Школьный стрелок шел к учительнице литературы, чтобы доказать: зло сильнее добра. Но в последний момент передумал» мы относим к относительно легкой форме информационной привлекательности в формате подачи сообщения. На этом фоне мы обнаружили заголовки, имеющие более высокую степень информационного давления: «Захват заложников и стрельбу в московской школе устроил отличник» («Независимая газета», 03.02.14 г., 13:08); «Школьник устроил бойню в московской школе. Хроника событий» («Московский комсомолец», 03.02.14 г., 15:36) и т.д.
Газета «Московский комсомолец» о трагическом событии сообщает, что Сергей Г. был гордостью семьи, процесс обучения начал осуществлять в пять лет, и многие называли его вундеркиндом. Одноклассник «стрелка» Александр рассказал, что Сергей практически все свободное время посвящал компьютерным играм: «Никогда не дрался ни с кем. Я знаю, что он постоянно играл в онлайн-игру GTA SA:MP - там, в виртуальном мире GTA играют дети в режиме Role Play. Смысл - убить как можно больше народу. Думаю, таким образом, он решил вывести пиар-режим в реальный мир», - отметил он.
Информация о данном драматическом происшествии в общеобразовательной школе сообщалась также в новостных сюжетами на ведущих российских телеканалах («Первый», «Россия», «НТВ», «Пятый канал», «РЕН ТВ», «Мир» и др.).
Дальнейшее развитие событий и процесс расследования инцидента также находились под пристальным вниманием средств массовой информации. Так «Московский комсомолец» («Школьный стрелок» тихо мечтает о смерти», авторы статьи Д. Федотова, Е. Меркачева, 01.04.14) сообщил свои читателям следующее: «Если бы сейчас здесь меня оставили наедине с пистолетом, заряженным одной пулей, я бы знал, что делать», - эту фразу школьник Сергей повторял несколько раз. Сначала - в ИВС, потом - в СИЗО. И уже одного этого было достаточно, чтобы поместить его в камеру с надписью «особый контроль». Но Сергей в итоге вообще оказался в единственной на весь блок для несовершеннолетних камере, которая круглосуточно находится под видеонаблюдением. Причем просматривается каждый ее уголок, а картинка поступает не только на экран дежурному, но и начальнику учреждения». В газете «Московский комсомолец» мы обнаружили еще одну статью («Школьный стрелок» предупреждал о бойне»), где говорилось, что за день до случившегося между подростком, педагогом русского языка и директором произошел серьезный конфликт, в ходе которого школьник
сильно распалился: настолько, что директору даже пришлось вызвать психолога, чтобы его угомонить. Со стороны несовершеннолетнего в адрес педагога были высказаны угрозы.
Таким образом, анализ публикаций в разноформатных медиа о случае насилия, произошедшем в московской школе, позволяет констатировать, что указания подлинных имен и фамилий участников инцидента сопровождались фотографиями несовершеннолетнего, членов его семьи и т.д., что, безусловно, является нарушением этических норм журналистики. Очевидно, что нарушены и правовые нормы, запрещающие публиковать персональную информацию. Более того, в ряде статей были обнаружены рисунки - комиксы, иллюстрирующие четкую последовательность событий, связанных с насилием, что, с одной стороны, также свидетельствует о неэтичном освещении трагических событий, а с другой, не может не вызвать у подрастающего поколения интереса к подобного рода явлениям привлекательной для них формой подачи материала. Несомненно, риск пропаганды агрессивных действий очевиден.
Еще один случай произошел в феврале 2016 года в одной из московских общеобразовательных школ, когда четвероклассник ударил учительницу. Безусловно, вопросом расследования фактов, приведших к случившемуся, должны заниматься компетентные официальные органы. Но медиа зачастую не желают ждать никакого расследования, а предоставляют подобные новости мгновенно. Уже на следующий день после случившегося эту новость опубликовал медиапортал Lifenews.ru под хлёстким заголовком: «В Москве школьник жестоко избил учительницу за замечание». Дальше больше: к 11:30 данная информация уже стояла в «топе» пяти самых популярных (горячих) новостей поисковой сети Яндекс. К 12:00 новость уже «перепостили» более 30 телевизионных, печатных и электронных СМИ. Только лишь в интернете с этой информацией познакомились около 90000 пользователей, из них, 116 человек выразили в комментариях своё отношение к случившемуся. К 20:00 об этой же новости рассказали уже более 50-ти разноформатных медиа, она набрала более 310 тысяч просмотров в интернете и 320 довольно жестких комментариев.
Исходный заголовок: «В Москве школьник жестоко избил учительницу за замечание» мы относим к средней степени информационной привлекательности в формате подачи новостной информации, так как мы обнаружили заголовки, имеющие более жесткий содержательный аспект, например, «В Москве четвероклассник избил учительницу подлокотником от дивана», «Замечание учителя не понравилось школьнику 4-го класса; в результате, он начал бить её подлокотником от дивана».
Общественный резонанс вызвал еще один эпизод «вспышки» насилия: 5 сентября 2017 года ученик девятого класса ивантеевской школы, вооружившись травматическим пистолетом, отбивным кухонным молотком и взрывпакетами напал на учителя.
Информация, поразившая общественность своей жестокостью, получила широкую огласку в средствах массовой информации. Уже в день случившегося события об этой новости рассказали разноформатные медиа. Например, медиапортал РИА Новости опубликовал эту новость под заголовком «В школе Ивантеевки подросток напал на учительницу и устроил стрельбу: есть пострадавшие» [12:03, http://www.ria.ru/]. Данная информация в поисковой сети Яндекс очень быстро стала одной из самых популярных. Новостной сайт Lenta.ru в 14:20 выложила сообщение под названием «Ложись, двойка: ученик напал на школу в Подмосковье. Испуганные одноклассники прыгали из окон, пока он сводил счеты с учительницей» [https://lenta.ru/articles/]. Интернет-издание MK.RU в 21:16 подала эту новость под названием «Школьное ЧП в Ивантеевке: Американский пример оказался заразителен»[http://www.mk.ru]. Интернет-издание Newsru.com сообщила, что «В Подмосковном городе Ивантеевка, школьник 9 класса пришел в школу с травматическим пистолетом и питардами, есть пострадавшие дети и учитель»
[http://www.newsru.com/]. Новостное агентство Interfax.ru дало жестким заголовок «Ученик с ружьем и молотком напал на учителя в подмосковной Ивантеевке» [http://www.interfax.ru/moskow/577858]. Интернет-издание Pravda.ru предложило читатлеям развернутое название «Во вторник старшеклассник школы №1 в Ивантеевке (город расположен на северо-востоке от Москвы) во время урока напал на учительницу, в результате чего она попала в реанимацию» [https://www.pravda.ru/news/accidents/05-09-2017/]. «Новая газета» предложило название более короткое, но броское: «Нападение с оружием: топорик, пневмат, дымовые шашки» [https://www.novayagazeta.ru/].
Рассмотрим характер новостей крупных общественно-политических средств массовой информации об этом событии подробнее:
1. «Комсомольская правда» (06.09.17 г в 10:16), новость под заголовком «Школьник, устроивший стрельбу в школе Ивантеевке, предупреждал о планируемом нападении в соцсети». В заголовке обращает на себя внимание словосочетание «предупреждал о планируемом нападении в соцсети», по которому, даже не переходя к тексту, можно сделать вывод, что автор будет использовать в тексте анализ активности школьника в соцсетях. Далее размещена фотография устроившего стрельбу в школе подростка, взятая из личной странички в соцсети: подросток с пневматическим оружием в руках; представлены сообщения, содержащиеся на личной страничке «героя» публикации. Как пишет «Комсомольская правда», «девятиклассник, который 5 сентября устроил стрельбу в школе Ивантеевки, был фанатом оружия, компьютерных игрк-стрелялок. И сам не однократно держал в руках оружие. Об этом можно судить по фотографиям и записям 15-летнего парня в соцсетях. Не давала подростку покоя и тема нападения на американскую школу «Колумбайн» в 1999 году. Он даже взял себе ник, использовав фамилию парня, устроившего там бойню. «Если не вдаваться в подробности, то, как результат 13 учеников мертвы, 23 было ранено и двое живы в моем сердце. Вот и снова тот самый день. Жаль, что не год, ибо иногда я задумываюсь. Неважно, что происходит вокруг, как ко мне относятся, задумываюсь, нужен ли я здесь. Жизнь прекрасна, друзья, но порой уж лучше смерть. И может, лучше, если бы я был на месте Эрика и Дилана... А теперь забудьте все, что здесь написано, и живите дальше. Не все любят суицидальные мысли, так ведь?», - писал на своей странице девятиклассник из Ивантеевки. И если эта запись была сделана еще в апреле, то статус явно был изменен не так давно. И он такой «5.09.2017 delete my life». Это как раз сегодняшняя дата и подпись «уничтожить мою жизнь». Выходит, что девятиклассник предупреждал о нападении. Но, по всей видимости, друзья не придали этому значения. Как и не обращали внимания на посты, которые он адресовал именно им и надеялся на понимание» [https://www.kp.ru/].
Далее автор публикации кратко передает последовательность действий: «девятиклассник открыл огонь в одной из школ в городе Ивантеевка. Он пришел 5 сентября в школу с пневматическим оружием, которое пронес под плащом. В классе он достал его и произвел выстрел в учительницу. Подростки испугались и трое выпрыгнули из окна. Теперь у одного мальчика перелом, у двоих - ушибы, учительница получила открытую черепно-мозговую травму Тот самый подросток уже задержан» [https://www.kp.ru/]. Важно отметить, что в тексте не рассекречиваются имена и фамилии участников событий, однако имеется фотография задержания подростка сотрудниками полиции, на которой прослеживается его профиль. Несмотря на краткий формат материала, автор текста включил в свою публикацию все наиболее неприятные подробности произошедшего акта насилия. Обилие деталей провоцирует у аудитории желание додумать происходящее. Факт упоминания о наличии в интернете визуального контента, демонстрирующего случившуюся ситуацию еще более «подогревает» интерес у аудитории.
2. «Новая газета» сообщает о случившемся событии под жестким заголовком «Нападение с оружием: топорик, пневмат, дымовые шашки» (05.09.17 г. в 13:13). Уже сам заголовок позволяет говорить о том, что публикация будет содержать материал с проявлением жестокого и агрессивного поведения. Сразу под заголовком автор сообщает о случившемся: «Утром 5 сентября в школе №1 подмосковной Ивантеевки 15-летний ученик «9А» Михаил П. напал на учителя информатики Любовь Калмыкову». Затем медиатекст содержит отзывы учащихся ивантеевской школы о нападавшем подростке: «Он ходил в берцах и в камуфляжных штанах, хотя и носил очки», - сказал Семен Л., учившийся в классе на год младше Михаила. Взаимоотношения Михаила со школьниками подтверждают и слова его сестры, а также еще одного учителя школы. Первая рассказывает теперь: «Да, он это сделал, потому что у него накопилось за три года... Его одноклассники, они его задевали всячески, и его это раздражало» [htpps://www. novayagazeta.ru/].
На наш взгляд, материал представляет собой «сухую» новость, не несущую в себе авторской оценки. Автор кратко передает последовательность действий, не основываясь на детальный анализ хронологии событий. Отсутствует иллюстративный ряд, затрагивающий произошедшее трагическое событие. Правда, в данной публикации называется номер школы, фамилия, имя и отчество директора, что косвенно раскрывает и сведения о детях -участниках агрессивных действий.
3. «Московский комсомолец» (05.09.17 г.) публикует новость под заголовком «Школьное ЧП в Ивантеевке: американский пример оказался заразителен». Публикация начинается сразу с освещения действий случившегося события. «Учитель информатики с черепно-мозговой травмой находится в реанимации, трое школьников, кто выпрыгнул из окна на улицу, с травмами и переломами - в больнице. Следственный комитет возбудил дело о хулиганстве». Далее демонстрируется фотография задержания несовершеннолетнего полицейскими. Ученики ивантеевской школы рассказали «Московскомй комсомольцу», что девятиклассник не раз угрожал и одноклассникам, и учителям. А накануне предупреждал: «Всех ждет расплата». Но никто его словам не придавал значения. Девочка из параллельного класса рассказала «Московскому комсомольцу», что, по ее мнению, 2-3 года назад с Виктором «что-то случилось» после того, как он просмотрел «какой-то сериал» (вероятно, речь о нашумевшем фильме Майкла Мура «Боулинг для Колумбины»). «Я заметила тогда, что он стал очень много говорить. Прямо без умолку болтал о разной ерунде, о том же оружие, говорит, что нет нормальной жизни на земле, что его никто не понимает. Он все время ссылался на этот странный сериал. Угрожал ли? Говорил постоянно, что всех ненавидит и скоро взорвет всех». Но среди учеников ивантеевской школы есть те, которые искренне считают, что парень пришел мстить именно преподавателю. «Многие ученики считают, что он пошел на это, чтобы отомстить преподавателю, - предполагает другая девочка. - Я лично наблюдала, как учителя могли нахамить школьнику, оскорбить, шутили над ним. Я сама иногда после уроков именно этого преподавателя уходила поникшей и обиженной. Помню, даже какие-то классы писали в отношении нее коллективные жалобы директору. Видимо, унижение -нормальная практика для педагогов. Я ни в коем случае не заступаюсь, просто сейчас все пытаются разобраться в мотивах его поступка» [Московский комсомолец, 2017].
Основное содержание статьи посвящено обсуждению вопросов о том, что могло заставить девятиклассника взяться за кухонный топорик и оружие, почему для подростков американские школьники-убийцы становятся носителями правды, и как можно предотвратить подобного рода трагические события. Представлены взгляды компетентных специалистов (врач-психиатр высшей категории, психотерапевт Александр Федорович и психиатр-криминалист, доктор медицинских наук Михаил Виноградов). Однако в тексте имеются материалы (фото и видео) с места, где разворачивались события.
Данный материал отличается от приведенных выше примеров: несмотря на все подробности описания, данное преступление не стереотипизируется и не сравнивается с иными на протяжении всего текста. Интересно отметить, что экспертные комментарии психотерапевтов не просто затрагивают вопросы подростковой агрессии, а выделяют их конкретные причины в современных российских реалиях. Кроме того, в тексте приводятся некоторые взгляды экспертов по вопросу, касающемуся разрешения данных проблем на уровне всего российского общества. Таким образом, основные правовые и этические аспекты соблюдены в данном материале более-менее соблюдены.
Результаты нашего исследования показали, что информация о драматическом происшествии в ивантеевской общеобразовательной школе сообщалась и на российских телеканалах: «Первый канал», «Россия», «НТВ», «Пятый канал», «РЕН ТВ», «Мир» и др. Первый канал сообщил: «Шокирующее ЧП в подмосковной Ивантеевке: девятиклассник напал на учительницу» (05.09.17, 21:10) [https://www.1tv.ru/news/2017-09-05/332056]. НТВ: «ЧП в подмосковной школе: школьник проломил голову учителю кухонным топориком» (05.09.2017, 13:07) [http://www.ntv.ru/novosti/1924254/ ]. Кроме того, произошедшему инциденту практически сразу же были посвящены и телепередачи, где исследовались мотивы, причины и следствия случившегося события. Ток-шоу «Пусть говорят» под названием «Я пришел сюда сдохнуть»: девятиклассник заранее спланировал атаку на школу в Ивантеевке» (выпуск от 05.09.2017) и программа «Прямой эфир» «Подросток из Ивантеевки: «У вас есть минута, чтобы уйти!» (выпуск от 06.09.2017).
Инцидент вызвал бурную реакцию со стороны политиков и общественных деятелей. Уполномоченный по правам ребенка А. Кузнецова в связи со случившемся эпизодом проявления агрессии предложила создать в России систему по предупреждению детской жестокости: «10-20 лет назад мы удивлялись подобным новостям из американских школ. Неужели этот страшный вирус пришел к нам?». Кроме того А. Кузнецова подчеркнула, что было принято решение о создании рабочей группы экспертов-психологов, с целью изучения причин данного явления.
Информационное агентство «РИА Новости» сообщило, что руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени Сербского Е. Дозорцева, говоря об эффективных профилактических способах, отметила, что «сейчас в школах, конечно, очень мало психологов - они не могут выяснить все по поводу каждого ученика. ... Несколько лет назад в школах сократили ставки социальных педагогов, в функции которых входила адресная профилактическая работа по оказанию помощи детям и семьях, находящимся в социально опасном положении или относящимся к группам риска. Это была огромная ошибка, которая лишила школу важной социальной функции» [http://www.ria.ru/].
Заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ А.Г. Асмолов сообщил «Коммерсанту», что на сегодняшний день культура жестокости входит в образовательные учреждения. Он назвал происходящее «ключевой ситуацией для России», так как наблюдается «превращение жесткого поведения как средства разрешения тех или иных проблем в норму обыденного поведения» [http://www.kommersant.ru].
Анализ эпизодов проявления школьного насилия и особенностей освещения ее в разноформатных средствах массовой коммуникации позволяет утверждать, российские медиа зачастую беспрепятственно сообщают данные личного характера: фамилии школьников и педагогов, номера школ, тем самым нарушая этические и правовые нормы. Недопустимым представляется и обилие деталей насилия в подобных медиатекстах.
На наш взгляд, ситуации подобного рода необходимо освещать в средствах массовой информации с особой осторожностью - вскрывать мотивы и последствия агрессивного поведения при помощи специалистов-психологов иных квалифицированных
экспертов, а не помогать агрессорам «прославиться» на страницах прессы и интернета и телеэкранах.
Таким образом, форматы подачи темы насилия в школе современными российскими медиа можно разбить на два основных блока.
1. Освещение фактов морально-психологического и физического насилия в образовательных учреждениях в аудиовизуальных и печатных медиатекстах. Примеры:
а) Проявление насилия со стороны учащихся в отношении учителей. Характерные медийные заголовки на эту тему: «Драка на уроке. Ученики напали на учителя программирования!»; «Урок жестокости: трое старшеклассников напали на учителя»; «В Москве школьник жестоко избил учительницу за замечание»; «Мать школьника, ранившего ножом учителя физкультуры, извинилась за сына»; «Школьная драка в Чебоксарах заставила вздрогнуть всех российских учителей»; «Семья убитого учителя подала в суд на отца «школьного стрелка»; «Учительнице, приводящей в школу дочь с синдромом Дауна, учинили травлю»; «Преподаватель истории попал в больницу со сломанным носом и сотрясением мозга. А хотел ведь только успокоить взорвавшихся учеников»; «В Чувашии девятиклассник устроил публичную порку учителю истории»; «В Чувашии школьник избил учителя ногами»; «Шокирующая жестокость. Школьники избили учительницу физкультуры»; «Жестокие шутки и издевательства учеников порой вынуждают учителей уходить из школы».
б) Проявление насилия учащихся в отношении сверстников: Характерные медийные заголовки на эту тему: «Жестоко избили школьницу сверстники в парке Москвы»; «Школьники сняли на видео избиение сверстницы в московском парке»; «Во Владивостоке подростки снимали издевательства над сверстником на видео»; «Школу в Кемерово проверяют из-за избиения ученика на уроке физкультуры»; «Во Владивостоке школьницы, угрожая ножом, заставили сверстницу раздеться, а затем сфотографировали ее»; «Школьная драка в Чебоксарах заставила вздрогнуть всех российских учителей»; «В Дивногорске 14-летний подросток на перемене напал с ножом на школьника»; «Ученика убили в школьной драке под Ростовом»; «Педагога обвинили в натравливании детей на ученика»; «Под Нижним Новгородом 24 ученика пострадали из-за перцового баллончика»; Москве школьница воткнула шило в грудь однокласснику на уроке труда»; «В Коми школьники зарезали сверстника и спрятали тело в сугробе»; «Подросток, убивший ручкой одноклассника, стоял на учете у психиатра»; «Петербургские школьники избивали сверстников и пенсионеров ради «лайков» в соцсетях»; «На Кубани школьники сняли избиение подростка на видео», «Жестокие школьницы Чернигова жестоко избивают школьницу»; «ТОП 5 Реальных драк школьников», жестокие школьники»; «Ужасные истории школьной жизни»; «Жестокая драка школьников»; «Жестокие школьницы Приморья издевались над девочкой, снимая избиения на видео»; «Жестокое избиение школьницы во дворе школы»; «Жестокость школьников. Издевательства подростков над сверстниками»; В Можайске школьники устроили поножовщину».
2. Освещение фактов терроризма в образовательных учреждениях.
Характерные медийные заголовки на эту тему: «Стрельба в школе. Нападение на учителя»;
«У учеников школы, где нашли муляж бомбы, снимают отпечатки пальцев»; «В школе Ангарска неизвестный открыл стрельбу по ученикам»; «Дело о стрельбе в московской школе»; «СМИ: стрелок из школы мечтал о самоубийстве»; «У отца детей, заложивших муляж бомбы в школе Карабаша, отнялись ноги»; «Школу в Москве эвакуировали из-за угрозы взрыва. Учеников и преподавателей вывели из здания»; «Школьный стрелок шел к учительнице литературы, чтобы доказать: зло сильнее добра. Но в последний момент передумал»; «Под Челябинском эвакуирована школа из-за пакета со взрывчаткой»; «Захват заложников и стрельбу в московской школе устроил отличник»; «Мужчина устроил стрельбу в гимназии в Волгоградской области»; «Школьный стрелок» тихо мечтает о смерти. С сокамерниками убийцами он беседует о кино и игрушках»; «Школьный стрелок» предупреждал о бойне»; «Школьник устроил бойню в московской школе. Хроника событий»; «Газ в московской школе распылила одна из учениц»; «У облитой кислотой учительницы сожгли дом»; «Ученики устроили взрыв в школе»; «В школе Ивантеевки подросток напал на учительницу и устроил стрельбу: есть пострадавшие»; «В подмосковном городе Ивантеевка школьник 9-го класса пришел в школу с травматическим пистолетом и петардами, есть пострадавшие дети и учитель»; «Ученик с ружьем и молотком напал на учителя в подмосковной Ивантеевке»; «Нападение с оружием: топорик, пневмат, дымовые шашки»; «Шокирующее ЧП в подмосковной Ивантеевке: девятиклассник напал на учительницу»; «Ложись, двойка: ученик напал на школу в Подмосковье. Испуганные одноклассники прыгали из окон, пока он сводил счеты с учительницей»; «Старшеклассник, открывший огонь в школе, сделал не менее 11 выстрелов»; «Террорист "заминировал" школу в Москве»; «Школьник устроил стрельбу в классе. Жестокая месть в школе Ивантеевки».
Таким образом, благодаря оперативной работе многочисленных корреспондентов и редакторов современных телевизионных/печатных/интернет каналов, десятки
свидетельств аморальных, жестоких и трагических событий, происходящих в школах ежедневно трансформируются в сотни и тысячи новостных интерпретаций, которые будоражат российскую общественность новыми «увлекательными» подробностями. И это, на наш взгляд, во многом определяет образ современного школьного учителя и школы, и всего образовательного пространства в целом.
Выводы
В ходе анализа темы освещения школьного насилия в современных российских медиа можно сделать следующие выводы:
— на сегодняшний день в России пока нет масштабных лонгитюдных исследований по проблеме школьного насилия и специфике отражения данной тематики в отечественных медиа;
— в современных российских медиа можно обнаружить тысячи свидетельств, где образ учителя, педагога, детского наставника позиционируется далеко не с лучшей, а иногда и с отрицательной и даже шокирующей стороны. Зачастую медиа способствуют снижению авторитета учителя в образовательном учреждении, что помогает агрессивным подросткам утвердиться в своем негативном отношению к педагогам и к школе в целом.
— российские медиа ежедневно предлагают множество сюжетов о насильственных действиях школьников как по отношению к друг другу, так и к педагогам;
— при освещении темы школьного насилия в разноформатных медиа часто не соблюдаются правовые и этические нормы. Этический аспект: авторы медиатекстов далеко не всегда опираются на достоверные данные, часто излагают драматический материал о насилии в школах в иронично-насмешливой форме, тем самым латентно побуждая несовершеннолетнюю аудиторию к агрессивным действиям. Правовой аспект: обнародование авторами медиатекстов персональных данных, фото и видеоматериалов (с подробным показом жестокости и издевательств) с участием несовершеннолетних и педагогов;
- практически все российские медиа стремятся описать «горячие подробности» случаев насилия в школах. Предположения о мотивации несовершеннолетних преступников выступают одной из основ текстов, посвящённых насилию в образовательной среде;
- перманентная медийная ротация избиений, убийств и преступного поведения в образовательном пространстве, к сожалению, создает благоприятную почву для появления новых всплесков подобного поведения среди увидевших это несовершеннолетних. Видео, выкладываемые в интернете провоцирует школьников на копирование такого рода поведения: начинает работать своего рода цепная реакция, по сути - это распространение вируса через сеть;
- наиболее приемлемым, с точки зрения этики освещения темы насилия в образовательной среде, можно назвать медиатекст, где содержится краткая фактическая новостная информация, опирающаяся на проверенные источники в правоохранительных органах и на мнения экспертов в области возрастной психологии, педагогики, юриспруденции;
- проблема насилия в российских школах носит массовый характер, поэтому необходимо искать эффективные способы и методы предупреждения и профилактики любого рода противоправных действий в учебных заведениях, целенаправленно формировать у учащихся (как в школах, так и с помощью медиа) нетерпимое отношение к любым видам насилия.
Литература
Аверьянов А.И. Школьный буллинг в воспоминаниях студентов МГПИ // Сборник научных трудов по материалам международной научно- практической конференции. 2011. № 4. С. 22-25.
Башкатов О. В. Насилие как социокультурный феномен: дис... канд. социол. наук. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2001. 189 с.
Бердышев И. С, Нечаева М. Г. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде: Вопросы диагностики и профилактики / Под ред. Л. П. Рубиной. СПб, 2005.
Быковская Е. Ф. Педагогическое насилие: теория и практика // Философия образования. 2006. № 1. С. 221229.
Вишневская В. И., Бутовская М. Л. Школьная травля в воспоминаниях студентов московских вузов // Молодые москвичи: кросс-культурные исследования / Под ред. М.Ю. Мартыновой, Н.М. Лебедевой. М.: РУДН, 2008. С.491-519.
Волкова Е.Н., Гришина А.В. Оценка распространенности насилия в образовательной среде школы //
Психологическая наука и образование. 2013. № 6. С. 19-29.
Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 105. С. 159-165.
Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости. СПб.: Академический проект. 2000. 220 с.
Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // Семья и школа. 2006. № 11. С. 15-18.
Котова С.А. Дети в интернете: контентные и коммуникационные риски // Поведение риска: современные
направления исследования и профилактики: материалы Межд. научно-практ. конференции, СПб, 24 февраля
2012 г. / Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2012. С.232-
244.
Королев С. А. Истоки дедовщины: двухмассовая система как технологическая модель // Философские науки. 2003. № 6. С. 7.
Кривцова С.В. Буллинг в школе сплоченность неравнодушных. М.: Федеральный институт развития образования, 2011.
Кутузова Д.А. Проблема травли детей в школе. 2012. http://pro-psixology.ru/prakticheskaya-psixologiya-nauchno-metodicheskij/1094-problema-travli-detej -v-shkole-obzor-zarubezhnyx. html
Кутявина Е.Е., Курамшев А.М. Проблема насилия в школе глазами учителей // Вестник Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 3 (31). С.45-51
Лямин Е. Шокирующее ЧП в подмосковной Ивантеевке: девятиклассник напал на учительницу. 2017. https://www.1tv.ru/news/2017-09-05/332056 (дата обращения 18.09.2017г.).
Макеева А., Мишина В. Школы записывают на прием к психологу. 2017. ЫЩ://www.kommersant.т Маланцева О. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? // Социальная педагогика. 2007. № 4. С. 90-92. Маланцева О. Насилие в школе: пути решения проблемы // Социальная педагогика. 2010. № 2. С. 113-116. Мерцалова Т.А. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? // Директор школы. 2000. № 3. С. 25-32.
Маченин А.А. Собирательный образ школьного учителя в отражении теле/кино/интернет медиапространства // Медиаобразование. 2016. № 3. С. 23-48.
Морозова И.А. Тича, тыча, уча, училка, учиха... (о жаргонных номинациях лиц женского пола, относящихся к сфере образования) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2012. № 2 (261). С. 8-13.
Московский Комсомолец № 27488 от 6 сентября 2017 года.
Откуда в российских школах появилась дедовщина?! Или почему наши дети такие жестокие! 2016. http://topnonoje.ru/blog/
Петросянц В.П. Проблема буллинга в современной образовательной среде // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 6. С. 151-154.
Потапова Л. В. Насилие в школе как социальная проблема // Таврический научный обозреватель. 2016. №6 (11). С.47-54
Российская газета — Неделя. 2014. № 6298 (26) от 6 февраля.
Судьин С.А. Психическое здоровье как фактор школьного насилия в России и США // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 4 (32). С. 100-104.
Титко А. Школьник, устроивший стрельбу в школе в Ивантеевке, предупреждал о планируемом нападении в соцсети. 2017. https://www.kp.ru/ Учительская газета. 2007. № 22 от 29 мая.
Федотова Д., Меркачева Е. Школьный стрелок» тихо мечтает о смерти. 2014. http://www.mk.ru
Черная книга: жестокое обращение с детьми в зеркале СМИ. Документальное приложение к учебному
пособию «Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия / Сост. и автор коммент. Е.А.
Цимбал. М.: РБФ НАН, 2008. 244 с.
Школа без насилия / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. М.: АНО «ЦНПРО», 2015. 150 с. Arora, C. M. (1994). Measuring bullying with the life in School checklist // Patoral Care in Education, № 12, pp. 11-15.
Bell, A. (1996). Approaches to media discourse. London: Blackwell.
Besag, V. E. (1989). Bullies and Victims in Schools. Milton Keynes: Open University Press.
Olweus, D. (1991) Bully-victim problems among school children: Basic facts and effects of a school-based intervention program. K. Rubin & D. Pepler (Eds.). The development and treatment of childhood aggression, Hillsdale, NJ: Erlbaum, pp. 85-128.
Roffey, S. (2000) Addressing bully in schools: organisational factors from policy to practice. Educational and Child Psychology, № 17 (1), pp. 6-19.
Smith, P.K., Sharp, S. (1994). The problem of school bullying. In: P.K. Smith & S. Sharp (Eds.). School bullying: insights and perspectives. London: Routledge.
Hazler, R.J. (1996). Breaking the cycle of violence: interventions for bullying and victimization. Washington, DC: Accelerated Development, p. 131.
Whitney, I., Smith, P. K. (1993). A Survey of the nature and extent of bullying in junior/middle and secondary
schools. Educational Research. № 35. pp. 3-25.
http://www.interfax.ru/moscow/577858
http://www.newsru.com/
http://www.ntv.ru/novosti/1924254/
http://www.ria.ru
https://lenta.ru/articles/
https ://www. novayagazeta.ru/
https://www.pravda.ru/news/accidents/05-09-2017/
References
Arora, C.M. (1994). Measuring bullying with the life in School checklist. Patoral Care in Education, № 12, pp. 1115.
Averyanov, A.I. (2011). School bullying in the memoirs of students Moscow State Pedagogical University.
Collection of scientific papers on the materials of the international scientific and practical conference. № 4, pp. 2225.
Bashkatov, O.V. (2001). Violence as a sociocultural phenomenon: Ph.D. Dis. Saratov: Saratov State Technical University, 189 p.
Bell, A. (1996). Approaches to media discourse. London: Blackwell.
Berdyshev, I.S., Nechaeva, M.G (2005). Medico-psychological consequences of ill-treatment in children's environment: Diagnostics and prevention. St. Petersburg.
Besag, V. E. (1989). Bullies and Victims in Schools. Milton Keynes: Open University Press.
Bykovskaya, E.F. (2006). Pedagogical Violence: Theory and Practice. Philosophy of Education. № 1, pp. 221-229.
Fedotova, D., Merkacheva, E. (2014). School shooter "quietly dreams of death. http://www.mk.ru
Glazman, O.L. (2009). Psychological features of participants in the bullying. Izvestiya of Herzen Russian State
Pedagogical University. №. 105, pp. 159-165.
Guggenbuhl, A. (2000). The sinister charm of violence. Prevention of child aggression and cruelty. St. Petersburg: Academic project, pp. 220.
Hazler, R.J. (1996). Breaking the cycle of violence: interventions for bullying and victimization. Washington, DC: Accelerated Development, P. 131.
Kon, I.S. (2006). What is bullying and how to deal with it? Family and school. № 11, pp. 15-18.
Korolev, S.A. (2003). The origins of hazing: a two-mass system as a technological model. Philosophical sciences.
№ 6, p. 7.
Kotova, S.A. (2012). Children on the Internet: Content and Communication Risks. Risk Behavior: Current Directions for Research and Prevention: Materials of the International Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, February 24, 2012. St. Petersburg: Institute of Special Pedagogy and Psychology, pp. 232-244. Krivtsova, S.V. (2011). Bulling in school is the cohesion of the indifferent. Moscow: Federal Institute for the Development of Education.
Kutuzova, D.A. (2012). A problem of persecution of children in school. http://pro-psixology.ru/prakticheskaya-psixologiya-nauchno-metodicheskij/1094-problema-travli-detej-v-shkole-obzor-zarubezhnyx.html Kutyavina, E.E., Kuramshev, A.M. (2013). The problem of violence in school through the eyes of teachers. Bulletin of Nizhny Novgorod State University. №. 3 (31), pp. 45-51.
Lyamin, E. (2017). Shock in the Moscow region of Ivanteevka: a ninth-grader attacked the teacher. https://www.1tv.ru/news/2017-09-05/332056
Makeyeva, A., Mishina, V. (2017). Schools are being recorded for an appointment with a psychologist. http://www.kommersant.ru
Makhenin, A.A. (2016) The Collective Image of the School Teacher in Reflection of the TV / Film / Internet Media Space. Media Education. №. 3, pp. 23-48.
Malanceva, O. (2007). "Bulling" at school. What we can do? Social pedagogy. № 4, pp. 90-92. Malanceva, O. (2010). Violence in school: ways to solve the problem. Social pedagogy. № 2, pp. 113-116. Mertsalova, T.A. (2000). Violence in school: what to oppose cruelty and aggression? Head teacher. № 3, pp. 25-32. Morozova, I.A. (2012). Ticha, tycha, ucha, uchilka, uchikha ... (about slang nominations of female members related to the sphere of education). Bulletin of the South Ural State University. Series: Linguistics. №. 2 (261), pp. 8-13. Moscow Komsomolets. 2017. No. 27488, September 6.
Olweus, D. (1991). Bully-victim problems among school children: Basic facts and effects of a school-based intervention program. In: K. Rubin & D. Pepler (Eds.) The development and treatment of childhood aggression, Hillsdale, NJ: Erlbaum, pp. 85-128.
Petrosyants, V.P. (2011). The problem of bullying in the modern educational environment. Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University. № 6, pp. 151-154.
Potapova, L.V. (2016). Violence in school as a social problem. Tavrichesky scientific observer. № 6 (11), pp.47-54. Roffey, S. (2000). Addressing bully in schools: organisational factors from policy to practice. Educational and Child Psychology, № 17 (1), pp. 6-19.
Sinyagina, N.Y. & Reifschneider, T.Y. (Eds.) (2015). School without violence. Moscow, 150 p.
Smith, P.K., Sharp, S. (1994). The problem of school bullying. In P. K. Smith & S. Sharp (Eds.), School bullying:
insights and perspectives. London: Routledge.
Sudyan, S.A. (2013). Mental health as a factor of school violence in Russia and the US. Bulletin of the Nizhny Novgorod University. № 4 (32), pp. 100-104. Teacher's Newspaper. 2007. No. 22, May 29.
The Black Book: Child abuse in the media mirror (2008). Documentary supplement to the textbook "Ill-treatment of children: causes, manifestations, consequences. Moscow, 244 p. The Russian Newspaper - Week. 2014/ №. 6298 (26), February 6.
Titko, A. (2017). Student, who fired at the school in Ivanteevka, warned of the planned attack in the social network. https://www.kp.ru/
Vishnevskaya, VI., Butovskaya, M.L. (2008) Schoolboying in the memoirs of students of Moscow universities.
Young Muscovites: cross-cultural studies. Moscow, pp. 491-519.
Volkova, E.N., Grishina, A.V (2013). Assessment of the prevalence of violence in the educational environment of the school. Psychological Science and Education. № 6, pp. 19-29.
Where in the Russian schools there was hazing? Or why our children are so cruel! 2016. http://topnonoje.ru/blog/
Whitney, I., Smith, P.K. (1993). A Survey of the nature and extent of bullying in junior/middle and secondary
schools. Educational Research, № 35, pp. 3-25.
http://www.interfax.ru/moscow/577858
http://www.newsru.com/
http://www.ntv.ru/novosti/1924254/
http://www.ria.ru
https://lenta.ru/articles/
https ://www. novayagazeta.ru/
https://www.pravda.ru/news/accidents/05-09-2017/