Научная статья на тему 'Проблема мотивация студентов к спорту и возможные пути ее решения'

Проблема мотивация студентов к спорту и возможные пути ее решения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
201
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ЗДОРОВЬЕ / SPORT / PHYSICAL ACTIVITY / MOTIVATION / HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Орлова Олеся Васильевна, Налимова Марина Николаевна

В данной статье рассмотрена такая проблема, как мотивация студентов занятиям спорта. Выделены основные причины данной проблемы, также основные выводы и возможные пути решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Орлова Олеся Васильевна, Налимова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of motivation of students to sport and possible solutions

This article deals with such a problem as the motivation of students to engage in sports. The main causes of this problem are identified, as well as the main conclusions and possible solutions.

Текст научной работы на тему «Проблема мотивация студентов к спорту и возможные пути ее решения»

УДК 796.08

ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К СПОРТУ И ВОЗМОЖНЫЕ

ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Орлова Олеся Васильевна, студент, Налимова Марина Николаевна, старший преподаватель, Самарский государственный экономический университет, Самара, РФ

В данной статье рассмотрена такая проблема, как мотивация студентов занятиям спорта. Выделены основные причины данной проблемы, также основные выводы и возможные пути решения.

Ключевые слова: спорт; физическая активность; мотивация; здоровье.

THE PROBLEM OF MOTIVATION OF STUDENTS TO SPORT AND POSSIBLE

SOLUTIONS

Orlova Olesya Vasil'evna, student, Nalimova Marina Nikolaevna, senior lecture, Samara State University of Economics, Samara, Russia

This article deals with such a problem as the motivation of students to engage in sports. The main causes of this problem are identified, as well as the main conclusions and possible solutions. Keywords: sport; physical activity; motivation; health.

Для цитирования: Орлова О.В., Налимова М.Н. Проблема мотивации студентов к спорту и возможные пути ее решения // Наука без границ. 2019. № 5(33). С. 109-112.

Спорт является неотъемлемой частью жизни каждого человека, а в особенности он максимально важен в юном возрасте. Но, к сожалению, каждое последующее поколение все в меньшей степени уделяет внимание физическим нагрузкам. В настоящее время проблема мотивации занятий физической культурой и спортом очевидна. Студентам рекомендуется заниматься физическими упражнения в связи со слабым здоровьем. Также это необходимо не только для здоровья, но и для отличной физической формы, для полноценного физического развития и уверенности в себе. Во всем этом может помочь физическая культура, возможности которой очень широки.

Одной из самых главных причин отсутствия мотивации к физическим занятиям

является именно отношение к спорту и к его пользе. Формирование положительного отношения к спорту должно начинаться с самого детства, здесь же огромную роль играют родители. От того, насколько положительно родители настроят ребенка на спортивные занятия, зависит вся последующая жизнь и здоровье их ребенка. Но, к сожалению, в большинстве случаев родители даже не знают о важности прививания ребенку культуры спорта.

Если же родители не смогли приучить ребенка к спорту, то на втором плане должны работать образовательные учреждения. Но и здесь не всегда возможна правильная мотивация, учителя и преподаватели в силу нехватки времени не могут уделить каждому индивидуальный подход и пользуются общими методами, которые

не могут подействовать на каждого.

Студенчество, особенно на начальном этапе обучения, является наиболее уязвимой частью молодых людей, т.к. они начинают сталкиваться с рядом трудностей, связанных с увеличением учебной нагрузки, слабой двигательной активностью, относительной свободой студенческой жизни, проблемами в социальном и межличностном общении. Между тем, нынешние студенты - это основной трудовой резерв нашей страны, это будущие родители, и их здоровье и благополучие является залогом здоровья и благополучия всей нации. В связи с выше сказанным огромную роль может играть изучение мотивов, интересов и потребностей современной молодежи в занятиях физическими упражнениями.

Причины, которые явно влияют на интерес к занятиям спортом, по своему характеру, можно разделить на три группы:

1. Причины организационного характера

2. Причины методического характера

3. Причины личного характера

Изучение данной проблемы проводились разными авторами и их мнение показало, что в среднем среди причин методического характера примерно с 41% составляет несоответствие предлагаемых нагрузок физическим возможностям, среди личностных причин 37% - это низкий уровень собственной физической подготовленности, а также среди причин организационного характера - отсутствие занятий по интересам составляет 42%.

И если на две первые группы причин еще можно повлиять, то на причины личностного характера может повлиять только сам человек. Многочисленные результаты научных и практических исследований говорят о том, что спортивная деятельность до сих пор не стала для студентов, да и для большинства людей, насущной потребностью и не превратилась в личный интерес.

Согласно этому можно сказать, что существуют субъективные и объективные факторы, которые определяют потребности, мотивы и интересы включения студентов в активную физкультурно-спортив-ную деятельность.

К объективным факторам относится: уровень требование в учебной программе, состояние здоровья студентов, частота проведения занятий и их длительность, эмоциональная атмосфера занятий, состояние материальной спортивной базы, направленность учебного процесса по физической культуре и содержание занятий.

Мотивы занятий физической культурой можно условно разделить на общие и частные. К общим можно отнести желание студентов заниматься физической культурой в общем, к частным можно отнести желание заниматься любимым видом спорта и определенными упражнениями, которые интересны студенту.

Также мотивы посещения занятий физкультуры студентов существуют негативные и положительные: как правило, по-ложительные-это тогда, когда студенты довольны занятиями и ходят на них ради своего физического развития и укрепления здоровья, а к отрицательным мотивам относится желание студентов получить зачет и избежать неприятностей в случае прогулов.

На основе всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что низкий уровень мотивации к занятиям спорта и не состоятельность потребности к занятиям у студентов вызваны слабой и не разнообразной организацией физкультурно- оздоровительной и спортивной работы в вузах. В связи с этим важное искать новые организационные формы, методы и средства, позволяющих более эффективно реа-лизовывать должное направление в вузах.

Так что необходимо сделать для того, чтобы у студентов появилось желание с удовольствием заниматься спортом и не

воспринимать физические занятие как нечто скучное?

Во-первых, необходимо усовершенствовать ценностное отношение к физическому воспитанию. Для этого необходимо:

• У каждого студента должна быть возможность выбрать область спортивной деятельности, которая наиболее соответствует его интересам, физическому развитию и склонностям.

• Проведение комплексной диагностики индивидуальных и личностных качеств студентов, которая позволит определить предрасположенность каждого к овладению определённых видов спортивной деятельности.

• Также необходимо поменять атмосферу во время занятий спорта, привести ее в более дружелюбное русло и пытаться заинтересовывать студентов, а не принуждать.

Во-вторых, для того, чтобы удовлетворить потребности занимающихся физкультурой, нужно учитывать также особенности предмета физической культуры от других важных дисциплин в высшем учебном заведении. Учитывая все это появляется необходимость проведения физической культуры во вне учебное время, или же во второй половине дня.

В-третьих, нужно с начального момента

учебы правильно настраивать студентов на занятие спортом, внести позитивный характер занятий, а также максимально убедительно вложить ценностные предназначения о пользе спорта и его действии не только на внешние качества, но и на внутренние. Для этого иногда необходимо проводить не только практические, но и теоретические занятия, которые смогут в полной мере раскрыть пользу и эффективность занятия спортом. Например, устраивать раз в месяц «День здоровья», приглашать специалиста, который подробно расскажет студентам все нюансы. Благодаря таким дням можно рассказать и наглядно показать, что такое спорт и как правильно его использовать.

В итоге хочется сказать, что здоровье в широком смысле — это состояние организма не только отдельного индивида, но и всего общества в целом. А в нашей экологической ситуации на планете, здоровье является максимально необходимым для полноценной и насыщенной жизни. Именно поэтому необходимо с юного возраста правильно настраивать на занятие спортом, правильно организовать физкультурную деятельность в школах и вузах, чтобы обеспечить студентам наиболее здоровую будущую взрослую жизнь.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учеб. для студентов Высших учебных заведений. - 3-е изд-е, испр. и доп. - М.: Гума- нит.-изд. центр «Владос», 2004. - 624 с.

2. Гончарова С.А. Физическая культура и спорт в профилактике заболеваний и укреплении здоровья [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/fizkultura/prochee/ fizichieska iakulturaisportvprofilaktikiezabolievaniiiukrieplieniiz dorovia

3. Шустин Б. Тенденции развития современного спорта // Человек в мире спорта : Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. Т. 2. С. 355-356.

REFERENCES

1. Dubrovskij V.I. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura (kinezoterapiya): Ucheb. dlya studentov Vysshih uchebnyh zavedenij [Therapeutic physical training (kinesitherapy)].3rd Ed., ispr. i dop. Moscow, Guma- nit.-izd. centr «Vlados», 2004, 624 p.

2. Goncharova S.A. Fizicheskaya kul'tura i sport v profilaktike zabolevanij i ukreplenii zdorov'ya [Physical culture and sport in disease prevention and health promotion]. Available at: https:// kopilkaurokov.ru/fizkultura/prochee/fizichieska iakulturaisportvprofilaktikiezabolievaniiiukriepli eniiz dorovia

3. Shustin B. Tendencii razvitiya sovremennogo sporta [Trends in the development of modern sports]. Chelovek v mire sporta : Novye idei, tekhnologii, perspektivy : Tez. dokl. Mezhdunar. kongr. Moscow, 1998, vol. 2, pp. 355-356.

Материал поступил в редакцию 19.05.2019 © Орлова О.В., Налимова М.Н., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.