МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X
Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. - 528 с.
4. Апанасюк Л.А. Алгоритм подготовки студентов-мигрантов к межкультурной коммуникации при преодолении ксенофобии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013. - N° 2 (24). - С. 383-388.
5. Конникова, Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т.Е. Конникова. - М.: Просвещение, 2000. - С.53-58.
6. Апанасюк Л.А. Психолого-педагогические подходы к преодолению проявлений ксенофобии в молодежной среде средствами социально-культурной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - № 12 (116). - С. 153-157.
© Микурова О.А., 2016
УДК 372.8
Мокроусова Татьяна Александровна
студент СФБашГу г. Стерлитамак, РФ E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ
Аннотация
В статье рассмотрены различные причины, влияющие на низкую мотивацию у учащихся во время изучения математики. А также приведены возможные пути решения данной проблемы.
Ключевые слова
Математическое образование, мотивация, учебная мотивация, трудовая мотивация.
Говоря о роли математического образования, мне хочется привести афоризм английского философа и естествоиспытателя Роджера Бэкона: «Врата и ключ этих наук - математика, которую, как я докажу, открыли безупречные мужи от начала мира и которую предпочитали прочим наукам все безупречные и мудрые... Ибо, не зная её, нельзя знать, как я покажу далее, ни прочих наук, ни мирских дел. И что ещё хуже, люди, в ней не сведущие, не ощущают собственного невежества, а потом не ищут от него лекарства. И напротив того, знакомство с этой наукой подготавливает душу и возвышает её ко всякому прочному знанию...».
Безусловно, математика имеет огромное влияние на развитие человека, но, к сожалению, как верно заметил Р. Бэкон, большинство граждан не задумываются о роли математических знаний в нашей жизни. В современном мире исчезает тенденция к тому, чтобы привить своему ребёнку любовь к наукам, объяснить зачем они существуют и мотивировать своего ребёнка к научной деятельности. Если же говорить не так глобально, то математика нужна не только работкам научной сферы, она также необходима на предприятиях, в экономике, для безопасности страны. Она развивает интеллектуальные, логические способности человека, способствует укреплению таких качеств личности как: определённость, решительность, самостоятельность, усидчивость. Также математику можно рассматривать как элемент развития творческого потенциала человека, его фантазии и воображения. Математика даёт человеку определенное воспитание и имеет тонкую взаимосвязь с нормами морали. Всё эти преимущества изучения математики будут утрачены без должной мотивации учащихся со стороны педагогов и родителей. Эта мотивация должна быть непрерывной на протяжении всего курса.
Не стоит забывать, что учебная мотивация со временем трансформируется в трудовую мотивацию. Учебная мотивация может быть связана с желанием узнать новую информацию, с желанием получать оценки «хорошо» и «отлично», с желанием получить, в дальнейшем, профессию, иметь высокий заработок и т.д.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
Каждый учебный предмет рассматривается учеником по-разному: с точки зрения его личностного познавательного интереса к определенной области знаний, с точки зрения качества преподавания, с точки зрения собственных способностей и возможностей [1, 33]. Учебная мотивация во многом зависит от педагогов, долг, которых улучшить способности ребёнка, скорректировать его интересы в лучшую сторону.
Существуют некоторые факторы, которые отражаются на мотивации изучения математики. Одним из таких факторов является сложность, изучаемого материала, большое количество непонятных терминов и символов. Безгранична заслуга педагога, который понимает важность влияния данного фактора на мотивацию. Такой педагог не даёт ученикам определение под диктовку из учебника, а подводит их к основному определению со сложными понятиями постепенно, изначально объясняя его с использованием упрощенной формулировки, наглядных моделей. Как отмечал на Всероссийском съезде учителей математики в 2010 году Тихомиров В.М. «Всех надо обучать на общедоступном и осмысленном материале, чтобы не закрадывалась мысль о заумности и бессодержательности нашего предмета» [2, 38]. Также учителям необходимо основательно подходить к выбору места и времени введения нового определения. Необходимо учитывать достаточность накопленных знаний у учеников, готовность к восприятию нового определения, логическую цепочку воспринимаемой информации.
Ещё одним фактором, влияющим на низкую мотивацию изучения математики, является скучность, не эмоциональность предмета. Изложить, будь то, обычное определение, алгоритм решения, доказательство теоремы, или целую страницу свойств таким образом, чтобы они остались в памяти ученика на долгое время очень непростая задача. Помимо харизмы и мастерства, любой педагог на своих уроках должен применять различные формы и методы, которые активизируют деятельность учащихся. Периодически стоит применять неординарные педагогические ситуации, которые не позволят детям задумываться о скучности предмета. Например, вы можете проводить уроки, на которых учителем будет сам ученик. Вы будете удивлены, сколько фантазии дети приложат к организации обычного урока. Также я считаю что, использование компьютера способствует повышению мотивации изучения математики. Компьютерная графика позволяет детям усваивать знания «незаметно», обращая внимание на красочное представление нового материала. Это происходит благодаря разнообразию формы представления материала на экране (текст, звук, видео, картинки разного цвета, размера и т.д.). Естественно, компьютер - это лишь вспомогательное средство обучения, которое в силу своего электромагнитного излучения необходимо чередовать с обычной деятельностью, например, решением задачи и не забывать проводить рефлексию для снятия напряжения с глаз. Помимо этого у каждого педагога должны быть наработки с дополнительным материалом, которого нет в учебнике. Его можно найти в других учебниках, в энциклопедиях, в интернет источниках. Здесь можно обратиться к краеведческому материалу, к историческим справкам. Педагоги не должны забывать про периодическое использование урок-игра, урок-соревнование. Проверочные работы можно проводить с использованием различных карточек, которые стоит заготовить в начале учебного года.
Следующий фактор, который влияет на мотивацию к предмету - это постоянный опор на ранее изученный материал. Этой теме можно посвятить небольшую беседу или целый классный час. Я рекомендую сказать детям следующее: «Зачем тогда что-либо изучать, если со временем можно совершенно забыть про это!? Пусть всё, что когда-либо было нами изучено не потеряется, а останется в памяти до того, времени пока, оно нам не пригодиться. Возможно, оно пригодиться нам завтра при изучении новой темы. Возможно, это пригодиться вам в институте, может быть на работе, а может быть, когда вы будете помогать своим детям с домашним заданием. В любом случае, нельзя тратить своё время понапрасну, изучая одно и тоже с самого начала дважды. Гораздо проще периодически повторить и вспомнить». В конце учебного года можно устроить выставку, на которой каждый ученик представит свой проект по пройденной среди учебного года теме.
Таким образом, многие проблемы мотивации обучения математике можно устранить при помощи несложных педагогических технологий. Конечно, для этого требуется немного больше фантазии, времени и желания помочь детям полюбить «царицу всех наук» - математику, которая вносит свой огромный вклад в развитие и воспитание каждого человека.
Список использованной литературы: 1. Выбор профессии: самоопределение, конкуренция, успех: материалы Всероссийской науч. практ.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
конф. с международным участием. (Санкт - Петербург, 23 марта 2011 года) / под общ. ред. Е.Н. Барышникова, С.В. Барышниковой. - СПб.: Из-во Политехн. Ун-та, 2011. - 134 с.
2. Современные образовательные технологии в школе и вузе: математика, физика, информатик: Сб. трудов II международной науч.-практ. конф., 16-17 ноября 2015 г., г. Стерлитамак / Отв. ред. С.С. Салаватова. -Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2015. - 303 с.
© Мокроусова Т А., 2016
УДК 378.1; 371.3
Нарежная Светлана Васильевна,
студент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: Козырева Ольга Анатольевна, к. п. н., доцент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ КУРСА «МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ» В МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-БАКАЛАВРА
Аннотация
В статье рассматривается практика продуктивного изучения курса «Методика воспитательной работы» в структуре профессиональной подготовки будущих педагогов по физической культуре.
Ключевые слова
Воспитание, педагогическая методология, культура самостоятельной работы, педагогическое моделирование.
Педагогическое моделирование как метод исследования и средство продуцирования педагогических средств и инноваций [1-2] в реализации условий продуктивного становления личности и использовании технологии системно-педагогического моделирования [3-4] определяют возможность качественного изучения и уточнения категориального аппарата педагогики в системе возможностей современного воспитания. Для иллюстрации теории и практики педагогического моделирования в структуре изучения курса «Методика воспитательной работы» можно использовать работы [5-11].
Определим возможность уточнения категориального аппарата первичной возможностью развития личности, а планирование и организацию воспитательной работы в конструктах детерминированных условий и возможностей организации воспитательной работы вторичным блоком подготовки будущего педагога по физической культуре.
Воспитание в широком смысле - формирования социального опыта в моделях традиционного и инновационного воспитания, определяющих социальный опыт конструктом всех преобразований в обществе, ретрансляция которого определяется потребностями и возможностями личности, детерминируемыми в конструктах возрастосообразности и быстроты, качества и глубины изучения того или иного явления или продукта развития ноосферы.
Воспитание в унифицированном смысле - ресурс самореализации и самоутверждения личности в модели самоорганизации социальных отношений и способов оптимизации решения задач развития в системе приоритетов и конструктов «хочу - могу - надо - есть», гарантирующий успешное воспроизводства антропологически обусловленных связей, отношений, ролей, способов познания и решения всех задач социально-образовательной практики развития и самосохранения.
Воспитание обучающегося - сложное явление, возможности которого могут быть проиллюстрированы в системе воспитательной работы, организуемой в образовательной организации в структуре классных часов или часов общения.